Особенности оформления некоторых школьных помещений

Современный кабинет начальных классов

В течение нескольких лет я с помощью родителей своих учеников при поддержке попечительского совета гимназии создавала свой кабинет. Я считаю, что в настоящее время мой кабинет полностью соответствует современным требованиям к оснащению образовательного процесса в начальной школе.

Стены в кабинете выкрашены в бежевый цвет, вся мебель одного цвета, столы и стулья регулируются по высоте.


Дидактический материал систематизирован и расположен в шкафах по предметам.



Техническое оснащение своего кабинета я начала с приобретения компьютера. В этом нам помог попечительский совет гимназии. На тот момент иметь один компьютер для одного класса казалось достаточно.



Мы с детьми начали работать с электронными учебными пособиями, разработанными под руководством Анны Викторовны Молоковой, «Математика» и «Русский язык». Весь класс выполнял упражнение по учебнику в тетради, а один ученик – на компьютере. Очень хотелось, чтобы как можно больше детей освоили компьютер, но возможностей для этого не было.


Примерно через год в нашей школе в кабинете математики появилась первая интерактивная доска. Увидев её, я сразу поняла, чего мне не хватало в кабинете. Описав родителям будущих первоклассников возможности доски SmartBoard, я убедила их выступить спонсорами. Администрация школы выделила для кабинета новый компьютер (поступивший по нацпроекту «Образование»), технические характеристики которого позволяли подключить доску Smart. В кабинете были установлены мультимедийный проектор, интерактивная доска. Имея всё это, стало возможным смотреть фильмы на уроках окружающего мира, литературного чтения.

Следующим этапом стала установка акустической системы для звукового сопровождения. Динамики встроили в потолок, усилитель звука расположили в специальной тумбочке для аппаратуры.

Так как в кабинете окна выходят на юго-запад, то во вторую смену плохо видно изображение на доске. Жалюзи, защищавшие кабинет от прямых солнечных лучей, не могли обеспечить полное затемнение. Хорошим решением этой проблемы оказались рулонные шторы, которые обеспечивают 100% затемнение.

Интерактивная доска расширила поле для творчества детей и учителя. Как уже говорилось выше, это и телевизор (установили в компьютер TV-тюнер, подключили антенну), и экран при просмотре DVD-фильмов. Мы долго думали и решили оставить в кабинете видеомагнитофон, подключили его к компьютеру и установили в тумбочку для аппаратуры. В кабинете есть переносной музыкальный центр, который используется на уроках и внеклассных мероприятиях.



Поработав несколько месяцев, я поняла, что меня не устраивает: видят доску все, но работает по-прежнему один ученик. Т.е. получается – видят все, участвуют по очереди. Узнав, что существует система электронного голосования (пульты к SMART доске), я обратилась к администрации гимназии с просьбой о помощи в приобретении. Мне предложили написать грант и участвовать в конкурсе социально значимых проектов, объявленный мэрией. В 2008 году, разработанный мною проект «Организация электронного мониторинга результатов обучения младших школьников» выиграл грант в номинации «Информатизация образования».
По гранту я получила:
- компьютер,
- систему электронного голосования SENTEO,
- цветной лазерный принтер,
- документ-камеру.



Система электронного голосования SENTEO (производство SMART) предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Она включает в себя ресивер, подключенный к компьютеру и пульты по количеству учеников в классе. В компьютер заносится список учащихся и каждому присваивается индивидуальный номер.
Мною готовятся и вносятся в компьютер тесты для опроса. По окончании опроса на экране доски можно увидеть диаграмму, показывающую уровень усвоения материала классом и скорректировать дальнейшую работу. Диаграммы могут быть по каждому вопросу, по всему тесту. Можно вывести на экран таблицу, из которой видны результаты голосования каждого ученика в %. Их можно сохранить в компьютере, при необходимости (для родителей, для администрации, для создания портфолио ученика, для сравнения со следующими проверками) их легко можно восстановить.

В 2008 году наша школа вступила в проект «1 ученик: 1 компьютер», и каждый ученик моего класса получил ноутбук классмейт (Classmate PC), который предназначен для использования младшими школьниками как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Используя на уроках интерактивную доску и классмейты, мы проводим следующие виды работ:
- работа в чате (внутри класса);
Учитель задаёт вопрос – ученики записывают ответ. Все ответы можно увидеть непосредственно на экране классмейта и на доске.
-приём и передача файла;
Учитель отсылает ученикам небольшой текст – ученики исправляют фактические ошибки и отсылают учителю. Данные сохраняются в компьютере, после урока я могу проверить и оценить работу каждого.
-поиск информации в Интернете,
Все классмейты объединены в единую сеть через wi-fi с компьютером учителя.
-работа с тренажерами;
Ученик выбирает скорость и уровень сложности задания (данная работа позволяет мне учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка).
-индивидуальное тестирование:
вопрос с вариантами ответа;
вопрос для выбора нескольких ответов;
альтернативный вопрос (да, нет).
Тесты создаются мною непосредственно для использования на классмейте. В первую очередь работу ученика оценит компьютер (в %). Все ответы детей можно сохранить в компьютере учителя и оценить позднее по бальной системе или/и показать родителям.
Теперь все мои ученики могут не только наблюдать, но и участвовать.
Таким образом, работа с этими техническими средствами позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, придерживаться принципов личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении.

Активно мною используется документ-камера, которая позволяет увеличить и вывести изображения любых документов, негативов, прозрачных плёнок и 3D объектов на интерактивную доску при проведении презентаций и демонстраций, обучений и докладов. Можно использовать её как сканер, фотоаппарат или видеокамеру, сохранять отснятый материал в компьютере и использовать позднее. Позволяет показать крупным планом тетрадь одного из учеников с выполненной работой как образец для подражания (что является хорошим стимулом при безотметочном обучении в первом классе).

Большую помощь в подготовке к уроку может оказать цветной принтер. Но чаще я пользуюсь обычным многофункциональным копировальным центром.


Для того, чтобы дети в кабинете могли не только работать, но и отдыхать, родители помогли организовать мягкий уголок отдыха, по заказу сшили мат с классиками, установили кулер с чистой водой.

В современном мире новая техника появляется каждый день, и в последние годы эта техника всё чаще приходит в школу. Хочется, чтобы учителя не боялись её. Техника не сможет заменить учителя, она может выступить только в роли помощника. Подружитесь с техникой, и она поможет вам.



Для этого в каждом кабинете нужно оформить уголок, посвященный предмету, который там преподается. Этот стеллаж или стол должен быть заполнен поделками ребят, последними изобретениями или, наоборот, старинными артефактами. Чтобы привлечь к нему внимание, проведите конкурс лучших работ, разместите их на стене или на полках рядом. Этот способ подходит не только для гуманитарных наук, но и для точных предметов. На уроке химии , например, школьники могут из подручных материалов собрать бензольное кольцо или молекулу серной кислоты . Эти работы не просто украсят кабинет, но и позволят ученикам увидеть трехмерное изображение того или иного элемента. Экспозиции меняйте время от времени, чтобы интерес к обучению не угасал.

Кабинеты для самых маленьких , школьников первого - четвертого классов, постарайтесь сделать яркими. Попросите родителей или учителя рисования помочь вам в этом. Нарисуйте на стенах персонажей сказок и мультфильмов, сидящих за партами. Или изобразите буквы и цифры, различные по цвету и шрифту. Можно сделать и поселить на шкафу маленького домовенка, который будет хвалить малышей за пятерки и следить, чтобы они не баловались. Используя игровые элементы в оформлении помещения, учителю будет гораздо проще донести школьникам материал в интересной для них форме.

При оформлении любого кабинета не забывайте о комнатных растениях, шторах, светильниках. Постарайтесь создать уютную атмосферу для учеников. Попросите их принести из дома предметы интерьера , которые давно пылятся на антресолях. Это может быть что угодно - вазы, кашпо, старые журналы и т.д. Эти вещи окажут вам двойную услугу. Во-первых, создадут у ребят ассоциацию «школа - дом», что поможет им гораздо проще адаптироваться к учебному процессу. Во-вторых, разнообразят скучный антураж обычного школьного кабинета.

Все кабинеты , как и люди, работающие в них, обладают индивидуальным обликом. Основные атрибуты, которые должны быть в каждом кабинете - это письменный стол, стул, стеллаж или шкаф для книг. Также в кабинете может располагаться кресло или диван для отдыха. Для создания комфортной рабочей обстановки необходимо правильно оформить кабинет, грамотно расположить в нем мебель и все необходимое для работы.

1. Рабочий стол совсем необязательно размещать рядом с окном – дневной свет может создавать блики на мониторе компьютера. Лучше установить его в том месте, где работать будет наиболее удобно.

2. Помимо настольной лампы на рабочий стол должен падать рассеянный верхний свет, иначе глаза будут быстро уставать. Меньше утомляет глаза свет голубоватого, прохладного оттенка, поэтому обычную лампу накаливания, дающую желтый свет, в кабинете лучше не использовать.

3. Компьютерный стол должен быть удобным, желательно со столешницей изогнутой формы. Если вид компьютера не вписывается в общую стилистику интерьера кабинета, можно установить раздвижные перегородки, либо убирать рабочее место в шкаф-купе. Диссонировать современный компьютер с остальной обстановкой кабинета может в том случае, если помещение выдержано в определенном стиле, например, средневековом.

4. Для плодотворной работы очень важно правильно организовать рабочее место. На столе не должно быть лишних предметов и бумаг, системный блок компьютера и принтер можно поставить под стол или на отдельный столик.

5. Не менее важен выбор рабочего кресла . Оптимальный вариант – кресло с высокой спинкой, которая, помимо позвоночника, поддерживает и затылок. В районе поясница на спинке должна быть выпуклость для опоры, иначе долгое сидение будет утомлять. Также необходимо, чтобы высота сиденья и угол наклона спинки регулировались.

6. Мебель нужно выбирать в соответствии со стилем, в котором планируется оформить

Боковая стена кабинета оформляется постоянными экспозициями. Первая из них включает в себя символику России: флаг, герб, гимн. Ниже размещается стенд “Живу в России”. На нем изображена карта России с городами, реками и озерами. В углу стенда - кармашек, где помещаются материалы о замечательных исторических деятелях страны, городах, событиях, происходящих в государстве. Эта экспозиция способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Экспозиция-стенд “Я + ТЫ = МЫ” поделена на три равных сектора, по цвету представляющие землю, воду, небо - три стихии, жизненно необходимые человеку. В первом секторе, цель которого способствовать развитию у детей мышления, воображения, приобщать к процессу познания, побуждать к совместной поисковой деятельности, размещаются материалы “почемучкам”: олимпиадные задания по учебным предметам; рубрика “Это интересно”; материалы из детских энциклопедических изданий, журналов. Сектор “Узелок на память” содержит материалы о том, как развивать память, внимание, наблюдательность, памятки для решения задач, разных видов разбора слова, т. е. все, что помогает учащимся усваивать учебную программу по разным предметам. Цель сектора “Начало мудрости” заключаются в оказании помощи по формированию эмоциональной заинтересованности, развитию эмоциональной сферы, самопознания и положительной самооценки учащихся. Там размещаются материалы по духовно-нравственному воспитанию: как жить в дружбе, прощать обиды, помогать людям и т. д. Здесь же, на боковой стене, только ниже, находит свое место экспозиция “Мир фантазий”. Ее цель - формирование творческих способностей к практическому и умственному экспериментированию, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам, развитие речи учащихся на лучших образцах детских работ. Здесь выставлены детские работы: рисунки, сочинения, изделия из пластилина, природного материала и т. д. Главный принцип экспозиций, расположенных на боковой стене, - сменяемость не менее одного раза в неделю, участие и представительство детей не реже одного раза в месяц, что позволяет каждому ребенку проявлять свои способности, быть замеченным.

Кабинет начальных классов

"Необходимо принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно:

1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъекта;
2) предмет учения и обучения - учебный предмет - объект;
3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.;
4) обучающего учителя».

А. Дистерверг

Начальная школа - это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление кабинета начальной школы отражает всю специфику учебного процесса в младших классах: использование одного кабинета для преподавания всех предметов.

Основные принципы оформления начальной школы

В оформлении кабинетов начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы. Оформление кабинета начальной школы имеет своей целью не только обучение, но и эстетическое воспитание учащихся, и повышение мотивации к учебе.

Оформление кабинетов начальных классов требует не только творческого подхода со стороны учителя, но и соблюдения общих методических рекомендаций:

  • Основной принцип оформления начальной школы - умеренность. Декоративные элементы и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;
  • Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, продуманным и выполненным в едином стиле;
  • Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.

Учитывая возраст детей, в кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материала, но, в идеале, и отдыхает, играет.
Этому способствует:
1) Деление классной комнаты на зоны: учебную, игровую, информационную.
2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.

В учебной зоне расположены парты, учительский стол, учебная доска, телевизор и экран, книжный шкаф. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений
Информационная зона располагается по периметру классной комнаты и обычно представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, воспитывая патриотические чувства у маленьких школьников. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией.

В игровой зоне может быть расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.
Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Также можно выявить тенденцию оформления современных школьных классов: стремление к максимальному пространству и незагроможденности, четкость линий , цветовое и стилевое соответствие. По-прежнему важной остается предметная направленность кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.

В классе могут быть оформлены постоянные и сменные учебно-информационные стенды: «Лента букв», «Сиди правильно», «Как хорошо уметь читать», «Запомни», «Сегодня на уроке». Большое значение в формировании самооценки имеют выставки работ учащихся: «Моя тетрадь», «Мастерица», «Наше творчество».

В классе может быть собрана библиотечка детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов. Большую помощь учителю в организации и проведении уроков оказывают таблицы по русскому языку, математике, окружающему миру, внеклассному чтению, технологии.

Документация кабинета:

Паспорт кабинета:

1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.

2) Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3) Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.

4) План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег).

Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:

Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).
Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
Учебно-информационные.

Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов: рекомендации по планированию учебной деятельности; по организации и выполнению домашней работы; по тестированию, контролю и оценке; доска результативности; памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.

Учебно-коммуникативные:

памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;
памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т.д.

Кабинет позволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:





Методические материалы:

    Паспорт учебного кабинета

    Мониторинг состояния учебных кабинетов в начальной школе

Положения об учебном кабинете начальных классов, смотре учебных кабинетов, смотре-конкурсе учебных кабинетов "Лучший кабинет школы". Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом. Анкета для педагогов "Оценка учебных кабинетов школы". , №2

6. Инструкции по технике безопасности

    Инструкция по охране труда для учителя начальных классов.

    Инструкция по охране труда при проведении прогулок , туристских походов, экскурсий, экспедиций.

    Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.).

    Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, слетов, брейн-рингов и др.).

    Инструкция по охране труда при работе в кабинете информатики .

    Инструкция по охране труда при перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом.

Полезные советы

1. Конечно, среда, в которой проходит образовательный процесс, имеет немаловажное значение для достижения результата обучения. И важной составляющей является не только окружение ребенка(школьный коллектив), но и оформление кабинета. Особенно если это кабинет начальных классов.Ребенок только что пришел в школу из дошкольного заведения, где были уютные игровые, яркая и краисвая детская мебель. Необходимо оформлять кабинет таким образом, чтобы сохранить преемственность, и переход из детского сада был максимально спокойным.

2. На что обратить внимание внимание при оформлении кабинета начальных классов? Прежде всего, на удобство.
Мебель должна соответствовать росту ребенка. Желательно, чтобы она могла регулироваться по высоте. Хорошо, если в классе будут парты со стульями и более высокие, не предусматривающие сидячие места, чтобы ребенок в течение урока мог и посидеть, и постоять. Малышам еще трудно 40 минут сидеть на одном месте. Приобретите для кабинета специальные массажные коврики для ног. Все это поможет сохранить здоровье учеников.

3. Важный фактор в оформлении кабинета - эстетичность. Он должен быть выполнен в одном стиле. Все должно быть продумано учителем: наличие полезной информации по учебным предметам, важных и нужных высказываний известных людей, красивых иллюстраций. При оформлении приветствуется использование желтых, оранжевых, зеленых цветов, приятных глазу. Используйте также различные коллекции растений(гербарии), муляжи и т.д. Все эти элементы позволят вам активизировать познавательный интерес у детей.

4. Можно включить в оформление наглядные информационные элементы: плакаты, стенды, рисунки учащихся о здоровом образе жизни(правилах гигиены, правилах дорожного движения, вежливости). Это поможет учителю в проведении воспитательной работы с учащимися.

5. Хорошо, если есть возможность оформить в кабинете живой уголок. Например, поставить аквариум. Это принесет пользу детям. Они учатся ухаживать за животными(рыбками или черепашками), а наблюдение за красивыми аквариумными растениями и водой полезно для их эмоционального состояния(своеобразная релаксация).

6. Чтобы образовательный процесс был максимально плодотворным, необходимо хорошее техническое оснащение. Если в кабинете есть проектор, можно включать в урок видеофрагменты, слайд-шоу. Мультипликационные фильмы можно включать на большой перемене или на продленке. Обучение в начальной школе сочетает в себе элемент игры и учебной деятельности. Это обязательно должно найти отражение в оформлении кабинета.

Презентация на тему: Оформление кабинета начальных классов







































1 из 19

Презентация на тему: Оформление кабинета начальных классов

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Задачи * создание комфортной, образовательной среды * повышение профессионализма и культуры труда педагогов * обеспечение психологического благополучия и здоровья школьников * систематизация дидактического и методического материала * вовлечение родителей в совместную работу, совершенствование сотрудничества

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Аннотация Создание кабинета - дело очень сложное, кропотливое, требующее терпения и времени. Это общий труд единомышленников: педагогов, родителей, учащихся. И сегодня уже никто из учителей не сомневается в том, что хорошо оформленный и оснащенный кабинет способствует позитивным переменам в организации учебно-воспитательного процесса. Работать в таком кабинете легче, потому что учитель имеет возможность значительно сократить время на подготовку урока, может больше внимания уделить методической и дидактической оснащенности обучения и воспитания, повышая тем самым свой профессионализм и культуру труда. Участие родителей и школьников в создании кабинета укрепляет контакты семьи и школы, гарантирует сохранность оборудования, стимулирует инициативу учащихся в поддержании порядка, пополнении экспозиций и материалов кабинета, в результате чего кабинет становится их родным домом.

№ слайда 7

Описание слайда:

Требования к помещению и оборудованию класса Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см: между рядами двухместных столов - не менее 60 см между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50- 60 см между рядом столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50-70 см от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70см, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100см, а при наличии оборотных классов 120см; от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100см; от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м; наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860см; высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90см; угол видимости доски (от края доски длиной З м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 45 градусов для детей 6-7 лет...

№ слайда 8

Описание слайда:

Требования к воздушно - тепловому режиму... Фрамуги и форточки в учебных помещениях должны функционировать в любое время года Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных, помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями. В теплые дни целесо-образно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

№ слайда 9

Описание слайда:

Требования к естественному и искусственному освещению...Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность.... Следует использовать следующие цвета красок: для стен учебных помещений - светлые тона желтого, голубого, зеленого, бежевого, розового; для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый. Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует: .., не закрашивать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон; очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (весной и осенью)

№ слайда 10

Описание слайда:

Цветовая гамма классной комнаты Одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета, считается правильное использование цвета. Он является элементом создания психологического комфорта и средством эмоционально-эстетического воздействия на организм человека. Умело подобранный цвет вызывает удовлетворение, радость, уменьшает напряжение, снимает утомление нервной системы, оказывает благотворное воздействие на умственную и физическую деятельность. Вот почему влияние цвета на психическое состояние ребенка при организации пространства его жизнедеятельности должно учитываться непременно. Правильное цветовое оформление уравновешивает нервно-психическую возбудимость детей, на 12-17 % повышает производительность труда, способствует созданию нормального психофизиологического комфорта в классе. Стабильной продуктивности кабинета, окна которого выходят на юг, помогает добиться зона оптимальных цветов - спектр бледно-фиолетовых, зеленых и бежевых красок. Если есть панели, они должны находиться ниже уровня двери, это зрительно объединяет, дисциплинирует пространство. Двери окрашиваются в тот же цвет, что мебель или стены, но более насыщенного тона. Потолок и оконные рамы - белые. Роль светлой окраски немаловажна и в воспитании у детей аккуратности, бережного отношения к вещам, предметам. На окна, которые находятся на южной стороне, можно повесить жалюзи соответствующего цвета в виде арки, на подоконниках разместить вазоны с комнатными растениями. Высота цветка не должна превышать 15 см (требование СанПиН).

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Передняя стена класса Передняя стена оборудуется классной доской длиной 2 м и высотой 1 м. У доски есть 2 створки, за которыми расположены наборное полотно и магнитная доска. Нижний край доски находится на высоте 85 см от пола. Коробка доски окрашивается в белый цвет (у нас обита сталью). Часть доски разлиновывается для письма. На верхней кромке доски укрепляются приспособления для подвешивания таблиц, репродукций картин и карт. Под доской устанавливаются ящики для пособий, таблиц. Над доской располагаются часы, чтобы дети на уроке ценили время.

№ слайда 13

Описание слайда:

Боковая стена класса Боковая стена кабинета оформляется постоянными экспозициями. Первая из них включает в себя символику России: флаг, герб, гимн. Ниже размещается стенд “Живу в России”. На нем изображена карта России с городами, реками и озерами. В углу стенда - кармашек, где помещаются материалы о замечательных исторических деятелях страны, городах, событиях, происходящих в государстве. Эта экспозиция способствует гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Экспозиция-стенд “Я + ТЫ = МЫ” поделена на три равных сектора, по цвету представляющие землю, воду, небо - три стихии, жизненно необходимые человеку. В первом секторе, цель которого способствовать развитию у детей мышления, воображения, приобщать к процессу познания, побуждать к совместной поисковой деятельности, размещаются материалы “почемучкам”: олимпиадные задания по учебным предметам; рубрика “Это интересно”; материалы из детских энциклопедических изданий, журналов. Сектор “Узелок на память” содержит материалы о том, как развивать память, внимание, наблюдательность, памятки для решения задач, разных видов разбора слова, т. е. все, что помогает учащимся усваивать учебную программу по разным предметам. Цель сектора “Начало мудрости” заключаются в оказании помощи по формированию эмоциональной заинтересованности, развитию эмоциональной сферы, самопознания и положительной самооценки учащихся. Там размещаются материалы по духовно-нравственному воспитанию: как жить в дружбе, прощать обиды, помогать людям и т. д. Здесь же, на боковой стене, только ниже, находит свое место экспозиция “Мир фантазий”. Ее цель - формирование творческих способностей к практическому и умственному экспериментированию, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам, развитие речи учащихся на лучших образцах детских работ. Здесь выставлены детские работы: рисунки, сочинения, изделия из пластилина, природного материала и т. д. Главный принцип экспозиций, расположенных на боковой стене, - сменяемость не менее одного раза в неделю, участие и представительство детей не реже одного раза в месяц, что позволяет каждому ребенку проявлять свои способности, быть замеченным.

№ слайда 14

Описание слайда:

Задняя стена класса Вдоль задней стены размещена секция, в которой находится методический материал. На первой полке в центре секции целесообразно расположить с подсветкой аквариум с рыбками, комнатные цветы и подставку с календарем природы. Наблюдения за живой природой помогают учителю развивать у учащихся наблюдательность, формируют бережное отношение к природе. Аквариум с рыбками способствует релаксации даже самых возбудимых детей. Вторая полка - удобное место для размещения справочников, энциклопедий и других книг, объединенных общей темой “Я познаю мир”. На третьей полке можно разместить материалы организационно-воспитательной работы “Наследники”, где ребята знакомятся с обязанностями дежурного, законами класса, правилами игр и т. д. Одна из полок отводится для поделок, выполненных детьми на уроках труда и на занятиях по интересам. Каждая работа подписана. В секции имеются ящики, шкафы. Разделы секции, папки, коробки необходимо пронумеровать, сделать опись материалов и оборудования, имеющихся в кабинете. Если содержимое описи внести в компьютерный диск, каждый учитель сможет воспользоваться наглядным и дидактическим материалом, который у него, возможно, отсутствует. В одном из шкафов можно разместить библиотеку класса. Верхнюю полку отвести под раздел «книги- справочники». На второй полке устроить “раскладушку” по внеклассному чтению. На ней размещать аннотации книг, которые советует прочитать учитель, памятку, как написать отзыв о книге, отзывы детей о прочитанных книгах, их рисунки-диафильмы, литературные викторины.

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Дизайн штор Интересно по цветовому решению и по оформлению шторы на окнах. Дизайн штор создает легкость и приподнятость, что отражается на настроении находящихся в помещении. Выбор теплых коричневато-белых тонов штор определяет теплое ощущение пространства кабинета, что положительно сказывается на желании находиться в классе и детям и взрослым.

№ слайда 18

Описание слайда:

Результаты Итак, правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.

№ слайда 19

Описание слайда:

Информационные ресурсы Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальных классах: метод. рекомендации / авт.-сост. К. С. Фарино, Л. Ф. Кузнецова, Н. Ф. Фарино и др. - Минск: Пачатковая школа, 2007. СанПиН № 2.4.2.16-33-2006 Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. Конторки Базарного // Народное образование. - 1990. - № 5. Салов, А. М. Художественное оформление кабинета начальных классов // Начальная школа. - 1989. - № 5. Школьный психолог: еженед. метод. газета. - 2004. - № 44.