Конфликтология как наука кратко. Что изучает конфликтология? Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы

виды конфликта. Роль руководителя в разрешении конфликта

Основные понятия конфликтологии. Определение, причины и

виды конфликта

Конфликтология – наука о конфликтах. Выделяют следующие направления конфликтологии: юридическое, педагогическое, политическое, экологическая конфликтология, социология и психология конфликта. Основы в фундаментальной конфликтологии – это прояснение конфликта, его механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем.

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.

Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда немецких, австрийских и американских социологов, выполненных в начале XX века: Зиммеля, Гумпловича, Смолли, Самнера. Наиболее известным из них является, который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия, оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу хотя бы одному участнику взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Частота и сложность конфликтной ситуации во многом зависит от эффективности материального стимулирования, уровня организации труда, воспитательной работы, социально-психологического климата в коллективе, авторитета и стиля управления руководства

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное препятствие, а не реальность);

Превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной стороны.

В конфликтной ситуации появляются возможные участники конфликта - субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта. Оппоненты должны выступать от своего лица, а не от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов. В этом случае речь будет идти о посредниках, а не об участниках конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая сторона, что вызывает их противодействие. Предмет спора – получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Конфликтная ситуация - состояние достаточно подвижное, неустойчивое, легко может трансформироваться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объект - оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов.

При взаимодействии субъектов на поведение каждого из них оказывает влияние формальный, а иногда и неформальный статус, их ранг, т.е. уровень власти, которым они реально наделены и располагают. При столкновении “начальник - подчиненный” ранг начальника выше, но впоследствии ситуация может измениться.

Конфликтная ситуация - это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамическое состояние необходимо внешнее воздействие, толчок, инцидент.

Классическое определение конфликта, данное в 50-х годах американским специалистом по социальным конфликтам Л.Козером: “Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника”. Определение, которое предложили отечественные ученые Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк в конце 80-х годов: “Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей”.

Признаки конфликта:

Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

Неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть справедливо поделен между участниками;

Желание участников продолжать конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Конфликты классифицируются по способам разрешения, природе возникновения, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников: антагонистические, компромиссные, социальные, организационные, эмоциональные, вертикальные, горизонтальные, открытые, скрытые, внутриличностные.

С. Хэнди установил три уровня конфликтов:

Спор, в процессе которого идет обсуждение, сознание потенциально подготавливается к открытию новых возможностей в ситуации;

Конкуренция, в процессе которой две стороны соперничают, чтобы достичь цели первыми или с лучшими результатами, что стимулирует развитие творчества и мастерства;

Конфликт, который потенциально вреден, потому что одна сторона пытается помешать другой в достижении цели.

Классическая точка зрения на конфликт в организации заключается в том, что он не должен происходить. Ф. Тейлор заявлял, что если бы результаты его учения применялись, то конфликты исчезли бы. Э. Мэйо признавал существование конфликтов в организациях, но считал, что они разрушительны в социальном плане; если бы менеджеры развивали у себя соответствующие социальные навыки, они были бы способны устранять конфликты, а гармония и сотрудничество преобладали бы в работе.

Однако не так давно было признано, что определенная степень конфликта неизбежна в социальных отношениях. Традиционная точка зрения о том, что конфликт имеет негативное воздействие и его нужно избегать, подвергается сейчас серьезным сомнениям. Признается, что у него может быть созидательный результат наряду с разрушающим эффектом.

Наиболее часто возникают межличностные конфликты, причем в психологии управления выделяют типологию конфликтных личностей.

“Демонстративные” - характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. При отсутствии необходимых данных идут на конфликт, чтобы таким способом быть на виду.

“Ригидные” (негибкие) - лица, принадлежащие к такому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Это те люди, для которых применимо выражение: “если факты нас не устраивают, тем хуже для этих фактов”. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

“Неуправляемые” - отличаются импульсивностью, необдуманностью поведения, отсутствием самоконтроля, непредсказуемостью. Поведение агрессивное, вызывающее.

“Сверхточные” - это добросовестные работники, особо скурпулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиции завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких, как правило, большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.

“Рационалисты” - расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного.

“Безвольные” – у таких людей отсутствуют собственные убеждения и принципы. Это может сделать их орудием в руках лица, под влияние которого они попали. Опасность этого типа работников заключается в том, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека как инициатора конфликта воспринимается коллективом: “его устами глаголет истина”. Этот тип и предыдущий являются ситуативными.

Представители всех этих типов ищут конфликт сами.

Роль руководителя в разрешении конфликта

Степень глубины конфликта между работниками и работодателем зависит от взаимодействия сложного комплекса факторов, некоторые из которых уже заданы, другими словами, существуют неизбежные источники конфликта, часто различающиеся в зависимости от взаимодействия ряда внутренних и внешних переменных. Следующая схема, основанная на модели Л.С. Межинсона и С.Р. Гэлэта, иллюстрирует эти факторы.

Заданные факторы :

Цели и системы ценностей. Менеджеры стремятся оптимизировать ресурсы организации, чтобы получить прибыль или сократить издержки. Сотрудники отстаивают свои интересы и их мало заботят ресурсы. Системы ценностей различаются;

Конкуренция из-за служащих. Ситуация, в которой существует излишнее предложение рабочей силы или ее недостаток, имеет очень важное воздействие на возможность работающих осуществлять давление на работодателей;

Статус представителей. Любой представитель должен продемонстрировать своим избирателям, что он делает, чтобы служить им. Следовательно, он не обязательно будет склонен к сотрудничеству с другой стороной (пример - профсоюзы);

Политика профсоюзной организации. Профсоюзы должны содействовать развитию солидарности. Иногда самый лучший способ сплотить людей - заставить их бороться с внешним врагом, в данном случае, с работодателем.

Внутренние переменные:

Характер технологий;

Отношение к ведению переговоров. Готовность сторон к переговорам и взаимовыгодным решениям;

Осознание легитимности. Если одна сторона не признает права другой - переговоры не состоятся;

История. Трудно отбросить историю конфликта, например, предательство, плохие отношения;

Природа продукции. Например, забастовка врачей, окажет гораздо более ощутимые потери, чем прекращение работы шахтеров, что дает большую или меньшую власть над работодателями и преимущества в конфликте.

Внешние факторы:

Конкуренция. Взаимозаменяемость товаров и услуг;

Лояльность участников конфликта. Солидарность;

Цикл деловой активности. Если в стадии развития, то работодатель находится в зависимости от работников, если на спаде - то меньшая зависимость;

Местные трудовые ресурсы;

Общественное мнение, если оно отдает предпочтение одной или другой стороне в конфликте;

Правительство. Может поддерживать или не поддерживать стороны. Введение законодательств, направленных на разрешение конфликтов, предоставление средств для их смягчения.

В настоящее время среди менеджеров распространено мнение, что конфликтами необходимо управлять. На управление конфликтами направлены усилия психологов и социологов предприятий.

Разрешение конфликтной ситуации:

Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Иногда конфликт существует длительное время, а открытого признания этого нет;

Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности решить его быстро, целесообразно договориться о проведении переговоров. Важно уточнить детали переговоров: с посредником или без него, кто может быть посредником, равно устраивающим конфликтующие стороны;

Согласовать процедуру переговоров. Определить, где и когда начнутся переговоры, сроки, место, процедуру, начало совместной деятельности;

Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта;

Разработать варианты решения;

Принять согласованное решение;

Реализовать принятое решение на практике.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

Внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

Структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

Межличностные методы или стили поведения в конфликте;

Переговоры;

Ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.

Структурные методы разрешения конфликта - это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе - один из лучших методов управления, предотвращающих конфликт. Заключается в разъяснении того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определенные политика, процедуры и правила.

Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие, как управленческая иерархия; использование служб, осуществляющих связь между функциями, нефункциональные группы, целевые группы.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов.

Структура системы вознаграждений. Вознаграждение можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются комплексно подойти к решению проблемы.

Некоторые ученые выделяют 5 основных межличностных методов разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы. Так, существуют разные формы поведения личности в конфликтной ситуации по К. Томасу и А. Килменну. Основу классификации составляют два независимых параметра: степень реализации собственных интересов, достижения своих целей; уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

“Уклонение” - этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта – не попадать в ситуацию, которая провоцирует возникновение противоречий; не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и решение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

“Принуждение”, конкуренция, противоборство. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть. Этот стиль может быть эффективен в ситуациях, когда руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток такого метода в том, что он подавляет инициативу работников, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена одна лишь точка зрения. Конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

“Сглаживание”, уступчивость, приспособление. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта и характеризуется поведением, которое диктует убеждение, что не стоит сердиться, потому что “мы все одна команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпускать наружу признаки конфликта и отчужденности, апеллируя к потребности в солидарности. Действия индивида при этом направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для данного индивида. Такое поведение используется, если ситуация не особенно значима, когда важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

“Решение проблемы”, сотрудничество - это признание различий во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон.

Методика разрешения конфликта через решение проблемы:

2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон;

3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;

4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;

Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз.

“Компромисс” - это метод принятия точки зрения другой стороны. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего конфликтующие стороны, при котором никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Стили “избежания” и “уступчивости” не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При “противоборстве” и “сотрудничестве” конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью.

Кроме того, современная конфликтология выделяет следующий набор методов разрешения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж.

Компромисс - такой способ решения проблемы, когда оппоненты реализуют свои интересы путем взаимных уступок - либо более слабой стороны, либо той, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Такое встречается редко, поэтому чаще всего компромисс - следствие многочисленных деловых переговоров.

Переговоры - специфический тип регулирования институционального конфликта. В узком смысле слова - это механизм регулирования отношений между социальными субъектами, основанный на том, что в одно и то же время существует взаимозависимость и расхождение интересов.

Условия, способствующие ведению переговоров, включают следующие моменты:

Наличие сторон, обладающих различными системами ценностей и стремящихся к взаимно противоположным или резко различающимся целям;

Включенность в конкретную среду деятельности, где у сторон есть зона общих интересов;

Отношение сторон к предмету переговоров неодинаково, т.е. наблюдается серьезное различие в подходах к решению конфликта вплоть до их противоположности;

Налицо большое желание сторон достичь взаимоприемлемого соглашения;

Осознание необходимости учета интересов и позиций друг друга;

Стороны по-разному оценивают ситуацию, желаемый результат переговоров, соотношение сил своих и противников.

Следующим методом разрешения конфликта является метод посредничества. “Чистые” переговоры, без посредника: стороны самостоятельно вырабатывают соглашения, предлагают больше оригинальных решений, понимая, что никто им не поможет и решение конфликта в их руках. Это возлагает повышенную ответственность за выполнение принятых решений.

Принципы участия посредника в переговорах:

Исходит из того, что стороны лучше, чем он, знают об основных аспектах своего конфликта, поэтому могут более творчески решить проблему, ибо ее решение полностью в их компетенции;

Посредник включается в процесс выработки решения только на той фазе переговоров, когда стороны потерпели неудачу;

Посредник должен оставаться нейтральным в течение всего процесса переговоров.

Различают три вида посредничества: формальное, неформальное, общественное. Формальное посредничество обязательно, например, при улаживании массовых трудовых конфликтов. Неформальное - осуществляется с согласия сторон, уверенных в объективности выбранного посредника. Общественное посредничество берут на себя какие-либо общественные организации – например, борцы за охрану окружающей среды, за права человека. Посредничество целесообразно применять при рассмотрении жалоб сторон друг на друга, заключении коллективных договоров, выработке стратегии и тактики поведения на будущих переговорах, для работы с микрогруппами каждого оппонента.

Главное средство в разрешении конфликтов – это действия руководителя. Руководитель должен вмешиваться в конфликт, а не оставаться в стороне. При этом он четко должен знать и разграничивать свои юридические и моральные права.

Руководитель может влиять на развитие конфликта, во-первых, путем переговоров с оппонентами (для достижения компромисса). Во-вторых, руководитель имеет возможность изменить предмет конфликта, а, значит, и отношение к нему. Не стоит забывать, что в действиях руководителя этика поведения имеет большое значение.

Контрольные вопросы к теме 8

1. Охарактеризуйте типы поведения человека в организации.

2. Что такое стимулирование трудовой деятельности персонала?

3. Охарактеризуйте взаимосвязь основных содержательных теорий мотивации.

4. Раскройте сущность процессуальных теорий мотивации.

5. Что такое тип мотивации?

6. Охарактеризуйте основные методы управления конфликтами.

7. Что такое трудовое поведение персонала?

8. Назовите две относительно самостоятельные составляющие трудового поведения.

9. Назовите основные структурные элементы конфликта.

10.Назовите причины конфликтов.

11.Какова роль руководителя в разрешении конфликтов?

3. Основные этапы и перспективы развития отечественной конфликтологии . В развитии отечественной конфликтологии можно выделить три этапа:

а) Первый этап (до 1924 г). Конфликт изучается в рамках философии, пра­воведения, психологии, но не выделяется, как самостоятельный предмет исследования.

б) Второй этап (1924-1989 гг.). Конфликт начинает изучаться как самостоя­тельное явление. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии и даже в математике. Затем иссле­дование конфликта продолжается в философии, педагогике, истории и по­литологии. Однако, в силу идеологических соображений, считается, что проблема конфликта при социализме неактуальна.

в) Третий этап (1990-настоящее время). Конфликтология начинает выде­ляться в самостоятельное учение, наблюдается увеличение ежегодного количества публикаций (от 165 до 290 у год), диссертационных работ, создаются научные центры и группы по исследованию и регулированию конфликта, издаются научные сборники, научные работы.

Исследования отечественных конфликтологов сосредотачиваются на сле­дующих направления:

– Обоснование конфликтологической парадигмы, ориентирующей массовое сознание на понимание позитивной роли конфликта (Л.А. Петровская, А.А. Гостев, Я.Л. Коломинский);

– Раскрытие роли конфликтологии в анализе социальных взаимодействий как теории разрешения противоречий современного общества (А.И. Дон­цов, А.Г. Здравомыслов, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.И. Леонов. Б.Д. Парыгин);

– Обоснование общих методологических ориентиров экспертизы, прогнозиро­вания и регулирования социальных конфликтов(Б.И. Хасан, В.С. Мерлин, С.М. Емельянов, Т.А. Полозова);

– Прояснение природы конфликтов и основных механизмов их развертыва­ния (Н.В. Гришина, Е.С. Кузьмин, А.Л. Свенцицкий).

14. Динамика конфликта

Конфликт – это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.

Возможные этапы (или стадии) конфликта :

1) предконфликтная стадия (латентный этап);

2) стадия открытого конфликта;

3) стадия завершения конфликта;

4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).

На латентном этапе возникает противоречие между субъектами или проблемная ситуация, которая после осознания сторонами вызывает определенные действия. Эти действия направлены на бесконфликтное разрешение проблемной ситуации. Участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации. Если проблемная ситуация не разрешается, то предконфликтная стадия завершается возникновением объективной предконфликтной ситуации.

Стадия открытого конфликта – это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих конфликтное взаимодействие. Этап начинается со столкновения сторон – инцидента, а затем продолжается взаимным обменом конфликтных действий. Каждое новое действие, направленное на оппонента, увеличивает эмоциональную составляющую взаимодействия, затрудняет рациональное восприятие действий и позиции другого участника. Это приводит к усилению столкновения и делает взаимодействие более агрессивным – наступает эскалация конфликта. На стадии завершения конфликта степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. После чего конфликт разрешается. Форм разрешения конфликтов может быть достаточно много, но основными считают: затухание, разрешение, устранение проблемы, видоизменение конфликта в другой конфликт.

Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.

15.Эскалация конфликта (от лат. scala – лестница) – это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия.

Признаки эскалации в конфликтном взаимодействии

1. В действиях и поведении участников уменьшается когнитивная или рациональная составляющая.

2. На первое место в межличностных отношениях противоборствующих сторон выходит негативная оценка друг друга, восприятие исключает целостное содержание, акцентируя лишь отрицательные черты оппонента.

3. В связи со снижением управления ситуацией взаимодействия увеличивается эмоциональное напряжение у участников конфликта.

4. Доминирование субъективных выпадов и критика личностных черт оппонента взамен аргументации и доводов в пользу поддерживаемых интересов.

На этапе эскалации главным противоречием могут выступать уже не цели и интересы субъектов конфликтного взаимодействия, а личностные противоречия. В связи с этим проявляются другие интересы сторон, усугубляющие атмосферу конфликта. Любые интересы при эскалации максимально поляризуются, участники полностью отвергают интересы противоположной стороны. За увеличение агрессивности на этом этапе может произойти потеря истинного первоначального предмета противоречия. Поэтому конфликтная ситуация перестает зависеть от причин, побудивших участников к конфликту, и может развиваться и после уменьшения ценности и значимости первоначального предмета противоречия.

Эскалация обладает свойством увеличения временных и пространственных характеристик конфликта. Противоречия участников становятся обширнее и глубже, поводов столкновения становится больше. Фаза эскалации конфликта– наиболее опасный этап всей конфликтной ситуации, так как именно в это время изначально межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. Это, в свою очередь, ведет к разнообразию используемых на стадии открытого конфликта средств.

Эскалация имеет внешние и внутренние механизмы, усиливающие конфликт. Внешние механизмы эскалации заключаются в способах и стратегиях поведения противоборствующих сторон. При совпадении поведенческих действий конфликт более интенсивен, так как участники примерно равными способами добиваются раз личных целей и интересов.

Внутренние механизмы эскалации основаны на возможностях психики и мозга человека. Особенности характера индивидов, личностные и социальные установки участников конфликтной ситуации влияют на реакцию и функционирование человека в условиях эмоциональной напряженности и потенциальной опасности.

31. Предупреждение конфликтов. Превентивная дипломатия

Предупреждение конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.

Основа предупреждения конфликта заложена в смене действий какоголибо участника конфликтной ситуации. Более сложным и, как показывает практика, менее эффективным способом предупреждения является воздействие и изменение взглядов и действий оппонента. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.

Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:

– латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);

– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;

– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;

– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;

– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;

– заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;

– при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.

Если вы пытаетесь изменить поведение и взгляды оппонента и тем самым предупредить конфликт, помните о следующих правилах :

– мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;

– каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;

– не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;

– критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;

– будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента.

9,10 Сущность конфликта, объект и предмет, понятие и природа

Самым общим образом конфликт можно определить как предельное обострение противоречий. Такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоц-ми пережив-ми. Под конфликтом поним-ся наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимод-я, заключ-ся в противодей-и субъектов конфликта и обычно сопровожд-ся негатив. эмоциями. Необх-ми и достаточными условиями возник-я конфликта явл. наличие у субъектов соц. взаимод-я противопол-но направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают негатив-х. эмоций, или наоборот, переживают негатив-е эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации явл. предконфликтными. Противод-е субъектов конфликта может разворачив-ся в трех сферах: общении, поведении и деят-ти. Можно сформулир-ть общее понятие конфлика, имеющее методологическое знач-е. В этом плане всякий конфликт есть опред-ое кач-во взаимод-я между людьми, которое выраж-ся в противоборстве между его различ. сторонами. Такими сторонами взаимод-я могут выст-ть индивиды, соц. группы, общности и гос-ва. В том случае, когда противоборство сторон осущ-ся на уровне отдельного индивида, такими сторонами выст-ют различные мотивы лич-ти, составл-ие ее внутр-юю струк-ру. В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утвержд-е своих интересов, и эта борьба сопровожд-ся, как правило, негатив-ми эмоциями. Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, на который направлен главный интерес науки. Предмет и объект науки - тесно связанные между собой, близкие, но не тождественные понятия. Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Объект конфликтологии – это сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего. Предметом конфликтологии является изучение следующих вопросов:

Причина конфликтов;

Сущность конфликтов;

Различные формы конфликтов;

Динамика конфликтов;

Поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов. Существуют некоторые трудности в процессе изучения конфликтологии: например, среди ученых нет единства в понимании природы, сущности конфликта как социального явления: одни считают, что конфликт – норма в социальной жизни, «бесконфликтное общество также немыслимо как сухая вода», «конфликтов нет только на кладбище», «если в жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс»; другие ученые считают, что конфликт - опасная болезнь, и от нее раз и навсегда надо избавиться, что впереди общество без конфликтов. Но, тем не менее, мы живем и независимо от различных точек зрения существование конфликтов признается. Задачи конфликтологии носят не только теоретический, но и чисто практический характер, так как помимо выявления сущности сущности конфликтов, их причин, этапов и участников, ученым необходимо на основе этого изучения – определение методов и способов регулирования и предотвращения конфликтных ситуаций; установление основных форм конфликтов и их типология

Под конфликтом взаимодействие объектов, цели которых и способы их реализации несовместимы. Под объектом могут подразумеваться люди, группы людей, армии, классы и др.

Это столкновение индивидов, групп и др., возникающее при наличии несовместимых интересов, взглядов, позиций.

Конфликтная ситуация, может приводить к неблагоприятным последствиям, иногда несущим реальную угрозу взаимодействующим сторонам. Подобный процесс нуждается в корректировке, поэтому появляется необходимость в его изучении, чем и занимается конфликтология.

Конфликты неизбежны, где есть жизнь. Бытует одна известная фраза, что если вы считаете, что у вас нет конфликтов, то проверьте, есть ли у вас пульс. Поэтому конфликтология занимается не искоренением конфликтных ситуаций, а сведением к минимуму негативных последствий в процессе их разрешения. Изучение закономерностей протекания конфликтов дает возможность конструктивно проживать подобные ситуации как на уровне отношений , так и на уровне межгосударственных взаимодействий. Конфликтной можно назвать ту ситуацию, которая проживается как конфликт хотя бы одной из взаимодействующих сторон.

Контактер Морея. Ченнелинг. Семья. Взаимоотношения мужчины и женщины

Появление конфликтологии как науки

Конфликтология – это наука, изучающая закономерности зарождения, появления, развития, разрешения, и завершения конфликтов любой степени сложности.

Конфликтология зародилась в 20 веке . В основу науки положены труды Карла Маркса . Впоследствии учение получило развитие и систематизацию в работах американского социолога Джонатана Тернера . на развитие науки оказали: немецкий социолог и философ Георг Зиммель и американский социололг Льюис Козер .

Объект конфликтологии – совокупность конфликтов в целом.

Предмет конфликтологии изучает зарождение конфликтов, протекание и их завершение.

Решение конфликта. Лазарев Сергей Николаевич

Основные виды конфликтов:

  1. социальные;
  2. внутриличностные;
  3. зооконфликты.

Внутриличностный конфликт – это негативное эмоциональное переживание, вызванное противостоянием структур внутреннего мира индивидуума, которое отражает противоречия в его отношениях с социальной сферой.

Социальные конфликты различают: межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные и др. Конфликтология занимается социальными конфликтами, фундаментом которых служат межличностные, которые тесно переплетены с внутренними процессами каждого участника конфликта. Изучение мотивов социальных конфликтных ситуаций невозможно без понимания процессов, происходящих в , а также без изучения условий, предшествующих его конфликтному поведению. Конфликт – это многогранный процесс, который не всегда поддается полному описанию даже с позиции науки.

Схема, характеризующая сущность конфликта, содержит в себе основные характеристики: структуру, динамику, управление конфликтом.

Структура конфликта:

  1. объект (определяется предмет спора);
  2. субъекты (индивидуум, объединение);
  3. условия развития конфликта;
  4. масштаб его развития;
  5. стратегия, тактика в поведении противостоящих сторон;
  6. исход конфликта (результаты, последствия, осознание).

Функции конфликта:

  1. конструктивная;
  2. деструктивная.

Взрыв негативных эмоций, грубое нарушение правил и норм, причинение материального, морального, и возможно, физического вреда конфликтующему объекту, относится к деструктивной стороне конфликта.

Конструктивной стороной такого процесса является тот факт, что это способ развития личности, группы и др., вызывающий состояния дезорганизации и потрясения по отношению к предшествующему развитию. Старое рушится, в жизнь входят , конфликт здесь проявляет себя в качестве генератора новых структур. В процессе разрешения конфликтной ситуации возможно достижение целей.

Динамика конфликта

Основные стадии развития конфликта:

  1. предконфликтная ситуация;
  2. проявление открытого конфликта;
  3. завершение.

Конфликта как такового еще нет, но появляются предпосылки для него: возникает причина противостояния между участниками. Если не урегулировать конфликт на первой стадии, то динамика конфликта будет развиваться дальше. Вторая стадия – участники переходят к конфликтному поведению. Расширяется количество участников, поддерживающих ту или иную сторону, предпринимаются действия, которые направлены друг против друга, присутствует обвинения, резко , эмоциональный накал. Этот процесс обозначен понятием эскалация, т.е. увеличение разрушительных, деструктивных действий конфликтующих оппонентов, зачастую имеющих необратимые катастрофические последствия. Третья стадия – разрешения конфликта.

Управление конфликтом

Управление конфликтом – это деятельность его участников, направленная на осознанное контролирование ситуации, осуществляемое ими на протяжении всего периода конфликтного взаимодействия. Здесь многое зависит от компетентности конфликтующих сторон. Для помощи в урегулировании конфликтов могут привлекаться специалисты.

Управление конфликтом на активной стадии развития заключается в том, чтобы конфликтующим сторонам раскрыть, выразить и защищать свою позицию, не нарушая рамок и приемлемых способов выражения своих чувств.

Не стоит вносить кардинальные изменения и правила поведения, а нужно лишь направлять конфликт, не мешая естественному процессу его развития.

Выход из конфликтной ситуации происходит благодаря: трансформации причин ее породивших, и изменением идеального восприятия конкретной ситуации ее участников. зачастую бывает частичным. О полном разрешении можно говорить тогда, когда полностью преобразована внешняя ситуация, а также трансформированы все внутренние психологические факторы, вызвавшие данный конфликт. Для этого, как правило, привлекаются специалисты в данной области: конфликтологи, психологи.

Победитель японского шоу талантов KAMIWAZA 2013.

ЛЕКЦИЯ «ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ» (ТЕМА 1).

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной научной дисциплины предшествовал достаточно продолжительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов сначала в рамках философии, а позднее – в рамках социологии, психологии, педагогики и других наук.

В науке пришло понимание того факта, что конфликты, противоречия и кризисы, переживаемые человеком, являются одним из источников развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. Соответственно, проблема изучения конфликтов является фундаментальной для всей психологической науки.

1. Проблематик, предмет, задачи и методы конфликтологии .

· Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.

Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Исторически сложилось так, что начало изучения конфликтов в науке связано с социальными конфликтами. Так, Р. Дарендорф в 1962 году выдвинул теорию социального конфликта, получившую название «конфликтная модель общества». Он утверждал, что наличие конфликтов в социальных процессах естественно и необязательно угрожает системе. Конфликт присущ всем уровням и сферам жизни социальных систем и не может рассматриваться. Ни как девиантное поведение, ни как патология; конфликт не является альтернативой порядку. В связи с этим было предложено выделить три уровня анализа социальных конфликтов:

а) Философско-социальный уровень, который предполагает изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях;

б) Социологический уровень предполагает изучение причин и динамики конфликтов больших общностей – слоев, групп;

в) Индивидуально-психологический (личностный) уровень предусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.

· Предметом конфликтологии являются не сами по себе конфликты, а конфликтное взаимодействие участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.

Основными задачами конфликтологии , как науки являются:

1. Изучение основных прикладных аспектов конфликтов разного рода, составляющих предмет специальной конфликтологии ;

2. Изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техники;

3. Разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;

4. Определение предмета и содержания самого понятия конфликта;

5. Анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений;

Для решения перечисленных задач конфликтология использует разнообразные методы, которые условно можно разделить на четыре группы:

1) Методы изучения и оценки личности:

1.1. наблюдение;

1.2. опрос;

1.3. тестирование»;

2) Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах:

2.1. наблюдение;

2.2. опрос;

2.3. социометрический метод;

3) Методы диагностики и анализа конфликта:

3.1. наблюдение;

3.2. опрос;

3.3. анализ результатов;

3.4. метод экспертного интервью;

4) Методы управления конфликтами:

4.1. структурный метод;

4.2. метод картографии.

Особое внимание следует уделить определению места конфилктологии в системе наук.

2. Конфликтология в системе наук.

Конфликтология имеет тесную связь с философией, социологией, общей психологией, политологией, историей и экономической теорией, этикой, правоведением. Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах , а именно:

1. Конфликтология опирается на принципы познания , выработанные в рамках философии и других наук, они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся:

1.1. Принцип всеобщей связи;

1.2. Принцип детерминизма;

1.3. Принцип развития;

1.4. Принцип системного подхода;

1.5. Принцип социально-деятельностного контекста;

1.6. Принцип личностного подхода;

1.7. Принцип дополнительности;

2. Конфликтология творчески использует методы исследования других наук. Наряду с этим можно отметить и обратное влияние конфликтологии на смежные науки. Например, изучение конфликтологических проблем в сфере межличностных отношений стимулирует решение многих псиъхологических , социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем межличностного общения, социально-психологического климата, психологической совместимости.

Изученный материал позволяет сделать вывод:

· Конфликтология представляет собой относительно новую, бурно развивающуюся отрасль социальной психологии. Эта самостоятельная наука имеет свой специфический предмет исследования, задачи, методы исследований. Она использует достижения смежных наук и сама влияет на развитие социально-ориентированных исследований.

Урегулированием конфликтов в межличностных и общественных отношениях людей занимается наука конфликтология. Когда проблема обсуждается на ранней стадии ее развития, спорная ситуация разрешается с пользой для каждой из сторон. Профессиональное и детальное изучение этих вопросов ведут конфликтологи.

Что такое конфликтология?

При взаимодействии нескольких взаимосвязанных сторон может возникать противоборство по причине разных взглядов на одно и то же событие, различия интересов и позиций. Конфликтология как наука изучает пути возникновения конфликтных ситуаций, их динамику и способы урегулирования. Объектами изучения становятся , спорные ситуации в сфере психологии. Изучаемые субъекты – это личность, общественные группы и институты. Предметом исследования становится их поведение в обстановке конфликта.

Цели конфликтологии

Для получения достоверных сведений о природе конфликта ведется тесное взаимодействие со смежными отраслями наук: экономикой, политологией, социальной психологией, этиологией. Это позволяет более точно конкретизировать истоки и закономерности развития ситуаций, в которых возникает противостояние. Основные задачи конфликтологии – это:

  1. Изучение конфликтов, как общественного явления, влияющего на судьбу отдельной личности, социальных групп и страны в целом.
  2. Распространение в общественных сферах знаний о конфликтологических исследованиях.
  3. Воспитание культурных навыков в межличностном и деловом общении.

Методы конфликтологии

Интенсивное развитие и пополнение теоретической базы, тщательная систематизация данных, применение научных открытий на практике – это основы конфликтологии, которые позволяют определять пути и способы преодоления конфликтных ситуаций. Полные и достоверные сведения ученые получают путем использования разных научных направлений. Например, для сбора информации проводятся опросы, тестирования, игровые задания, которые относятся к психологическим способам исследования. Другие методы конфликтологии на этапе обработки данных:

  • наблюдение;
  • изучение документации;
  • опрос;
  • искусственное моделирование конфликтных ситуаций.

Когда собран определенный объем информации, конфликтология предполагает дальнейший тщательный исторический и компаративный анализ. Сведения систематизируются, устанавливаются средние величины количественных и качественных признаков (статистика). Современная конфликтология на практике упреждает развитие реальных конфликтов в различных жизненных сферах, способствуют удержанию равновесия между враждующими сторонами благодаря их конструктивному взаимодействию.

Конфликтолог – что это за профессия?

Постоянная востребованность конфликтологов объясняется тем, что на профессиональном уровне решаются сложные спорные ситуации, которые в противном случае могли бы превратиться в жесткую конфронтацию враждующих сторон. Если семейная конфликтология способна уладить спор между членами семьи, то на уровне государства специалисты способны предотвратить сложные конфликты, которые инициируются работниками управленческого аппарата.

Профессия конфликтолог появилась в мировом сообществе в 60-х годах 20 века. На данный момент существуют целые организации, основной деятельностью которых является улаживание конфликтов любой сложности в разных сферах. Например, медиаторы-профессионалы занимаются урегулированием конфликтных ситуаций в гражданской сфере вне суда, что значительно сокращает время рассмотрения гражданских исков. Конфликтология специальность, которая предполагает тесное взаимодействие с психологами, политиками, работниками судебных и социальных служб.

Кем работают конфликтологи?

Работать конфликтолог может как в коллективах различных предприятий, так и в специализированных консультативных организациях. Выпускников ВУЗов приглашают для работы в частных и государственные центры, в HR-службы. Они консультируют людей на «горячих» линиях», предотвращая сложные и опасные ситуации. В сфере политики – это востребованные специалисты, помогающие уладить конфликты путем переговоров.

Лучшие книги по конфликтологии

Сложный и вместе с тем интересный процесс усвоения этой науки касается как теоретических основ, так и прикладных знаний. Литература по конфликтологии – это и учебники, и хрестоматии, и практические руководства. Книги используются профессионалами и обычными людьми, постигающими искусство улаживания конфликтов в повседневной жизни. Полезное чтиво для читателей:

  1. Гришина Н.Е. «Психология конфликта (2-е издание)».
  2. Емельянов С.М. «Практикум по конфликтологии».
  3. Карнеги Д. «Как найти выход из любой конфликтной ситуации».