Адам смит основные труды кратко. Главный труд А. Смита и его вклад в экономическую теорию. Значение экономических работ А.Смита

Родился Адам Смит в маленьком городе Керколди (округ Файф, Шотландия) в семье таможенного работника. Дата его рождения достоверно не известна. Многие ученые придерживаются мнения, что Смит был рожден и крещен 5 июня 1723 года. Отец Смита умер еще до его рождения. Учился Адам в местной школе, где получил хорошее образование. С раннего детства он был окружен книгами, которые очень любил читать, и проявлял большой интерес к умственным занятиям.

Смит обучался философии в университете в Глазго с 14 лет, где получил диплом магистра и стипендию для дальнейшего обучения. Спустя три года поступил в колледж в Оксфорде, который окончил в 1746 году. С 1748 года в Эдинбурге Адам при поддержке лорда Кэймса начал читать студентам лекции по литературе, экономике, праву и другим предметам.

В 1750 году в жизни Смита состоялась важная встреча с Дэвидом Юмом, который разделял его взгляды в философии, религии, политике и экономике. Их совместные труды сыграли значимую роль в период Шотландского просвещения.

В 1751 Смит был профессором логики в Глазго. Там он читал лекции по риторике, политэкономии, праву. На материалах своих лекций им была написана и опубликована научная книга «Теория нравственных чувств»(1759), которая стала одной из самых известных его работ. В этой книге Смит раскрыл этические стандарты поведения, поддерживающие стабильность в обществе, а также описал подход к морально-этическому равенству среди людей.

Начиная с 1764 года Адам Смит окончил преподавательскую деятельность в Университете Глазго. На два года он отправился во Францию сопровождать приемного сына герцога Баклю в заграничной поездке. За эту работу Смиту хорошо платили, он продолжал работать над своей книгой и мог не возвращаться в Глазго.

В 1776 году в Лондоне Смит закончил работу над книгой «Исследование о природе и причинах богатства народов», начатую еще во Франции. Именно эта работа принесла Адаму Смиту мировую славу. В ней автор подвергает анализу идею экономической свободы, освобождения экономики от влияния государства, которое препятствует ее нормальному развитию. Эта книга считается главной основой экономического образования и по сей день.

Адам Смит переехал в Эдинбург в 1778 году, где получил должность таможенного комиссара. Серьезное отношение к работе не оставляло времени на научную деятельность, но все же Смит делал наброски своей третьей книги, которую так и не удалось дописать. Перед смертью он велел сжечь все рукописи.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

(июнь 1723 — 17.07.1790), шотландский экономист и

философ, один из основоположников современной экономической

теории.

Краткая биография

Адам Смит (Adam Smith)

Шотландский экономист и

философ, один из крупнейших представителей
классической политэкономии, родился в
городке Керколди (Шотландия) в июне 1723 года
(точная дата его рождения неизвестна) и
крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском
округе Файф, в семье таможенного чиновника.
Его отец умер за 6 месяцев до рождения Адама.
В возрасте 4 лет он был похищен цыганами,
но быстро спасен его дядей и возвращен матери. Предполагается, что
Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено
записей о его братьях и сестрах.

В 1737 году поступил в Университет Глазго. Там, под руководством
Френсиса Хатчесона он изучал этические основы философии. Хатчесон
оказал сильное влияние на его мировоззрение.

В 1740 получил степень магистра искусств и частную стипендию для
продолжения учебы в Оксфорде, где в Бейллиол-колледж Оксфордского
университета он проучился до 1746 года. Однако его не устраивал
уровень преподавания, так как большинство профессоров даже не читали
своих лекций. Смит возвращается в Эдинбург, намереваясь заняться
самообразованием и чтением лекций. В 1748 году под покровительством
лорда Кэймса он приступает к чтению лекций по риторике, искусству
написания писем, а позднее и по экономической философии.

В 1748 Смит под покровительством лорда Кэймса приступает к чтению
публичных лекций по литературе и естественному праву в Эдинбурге,
потом по риторике, искусству написания писем, а позднее и по
экономической философии, а также по предмету «достижение богатства»,
где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной
и простой системы природной свободы», и так до 1750 года.

С 1751 Смит — профессор логики в университете Глазго, с 1752 — профессор
моральной философии. В 1755 опубликовал свои первые статьи в журнале
«Эдинбургское обозрение» («Edinbourgh Review»). В1759 Смит выпустил в
свет философский труд по этике «Теория нравственных чувств»,
принесший ему международную известность. В 1762 Смит получил
ученую степень доктора юридических наук.

В последствии его лекции нашли свое отражение в самой известной
работе Адама Смита: «Исследование о природе и причине богатства
народов». При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько
зарубежных изданий и переводов.

Примерно в 1750 году Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом,
который был старше его почти на десятилетие. Их труды по истории,
политике, философии, экономике и религии показывают схожесть их
взглядов. Их альянс играл одну из важнейших ролей в период
возникновения Шотландского просвещения.

В 1781 году, всего в 28 лет, Смита назначают на должность профессора
логики в Университете Глазго, в конце года он перешел на кафедру
моральной философии, на которой и преподавал до 1764 года. Он читал
лекции по риторике, этике, юриспруденции и политической экономике.
Написанная Адамом Смитом в 1759 году научная работа «Теория
моральных чувств» содержащая материалы из его лекций принесла ему
известность. В статье обсуждались стандарты этического поведения,
которые поддерживают общество в состоянии стабильности.
Однако научный интерес А. Смита сместился к экономике, отчасти это
было влияние его друга — философа и экономиста Давида Юма, а так же
участием Смита в глазговском клубе политической экономии.

В 1776 году Адам Смит оставил кафедру и, приняв предложение от
политического деятеля — герцога Баклю, сопровождать в заграничном
путешествии пасынка герцога. Прежде всего, предложение для Смита
было интересно тем, что герцог предложил ему плату, значительно
превышавшую его профессорский гонорар. Это путешествие длилось
более двух лет. Полтора года Адам Смит провел в Тулузе, два месяца в
Женеве, где он встречался с Вольтером. Девять месяцев они жили в
Париже. В это время он тесно знакомится с французскими философами:
д’Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами: Ф. Кенэ и
А. Тюрго.

Публикация в Лондоне в 1776 книги «Исследование о природе и причинах
богатства народов» (которую Смит начал еще в Тулузе) приносит Адаму
Смиту широкую известность. В книге детально описываются последствия
экономической свободы. Система, объясняющая работу свободного
рынка, до сих пор является основой экономического образования. Одно из
ключевых положений теории Смита — необходимость освобождения
экономики от государственной регламентации, препятствующей
естественному развитию хозяйства. По мнению Смита, желание людей
покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому
все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт
вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег. Самый
известный афоризм Смита — невидимая рука рынка — фраза, которую он
использовал для объяснения эгоизма, как эффективного рычага в
распределении ресурсов.

В 1778 году Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии и
селится в Эдинбурге.

В ноябре 1787 года Адам Смит становится почетным ректором
университета Глазго.

Умер 17 июля 1790 года в Эдинбурге после продолжительной болезни.
Существует версия, что незадолго до смерти Смит уничтожил все свои
рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных «Опытах о
философских предметах» в 1795 году, через пять лет после его смерти.

По материалам: Википедия, ru.wikipedia.org

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Летом 1723 года в городке Керколди округа Файф в Шотландии родился Адам Смит. Достоверно известна лишь дата, когда он был крещен в местной церкви: 5 июня. Отец ребенка умер еще до рождения сына, а потому воспитание мальчика целиком и полностью легло на плечи матери. Когда Адаму исполнилось четыре года, его похитили цыгане, но вся округа поднялась, и отряд под руководством дяди мальчика вернул ребенка матери. Несмотря на плохое здоровье, Адам рано выучился читать, а мать позаботилась о том, чтобы мальчик получил хорошее начальное образование.

В четырнадцать лет Адам Смит отправился в Глазго и поступил в университет. Здесь он в течение двух лет изучал основы философии у известного преподавателя того времени Фрэнсиса Хатчисона. Очень многие яркие личности того времени были воспитаны на блестящих лекциях этого профессора, и его особая заслуга в том, что он первым в университете Глазго начал читать лекции на обычном, понятном всем языке, а не по-латыни.

Через два года Адам Смит получил степень «магистр искусств» и за успехи в учебе был награжден стипендией для получения дальнейшего образования. Местом своей учебы Адам выбрал Оксфорд и стал студентом Бейллиол-колледжа. Шесть лет учебы в Оксфорде Адам Смит позже назвал самыми бездарными и несчастливыми годами своей жизни. Дело в том, что к шотландцам англичане относились без особой теплоты, и даже преподаватели считали возможным насмехаться над выходцами из провинции. Если бы не упорный характер Адама и не его самостоятельные занятия, он мало бы вынес из стен Оксфорда. Кстати, уехал он оттуда, не получив положенного диплома.

Вернувшись в Шотландию, Адам Смит передумал становиться священником и решился зарабатывать на жизнь литературной деятельностью. Он подготовил и прочел в Эдинбурге публичные лекции по юриспруденции, изящной словесности и риторике. Эти лекции принесли Адаму Смиту определенную славу и даже официальное признание: он был приглашен преподавателем в университет Глазго и в 1751 году стал профессором логики, а еще через год - профессором нравственной философии. Сам Адам Смит не стремился к званиям и величию. Он был чужд политических и светских амбиций и считал, что счастье ни в коей мере не может зависеть от занимаемого человеком общественного положения, а истинную радость способны принести лишь любимая работа, хорошее здоровье и спокойствие духа. Кстати, кроме матери и кузины, у Адама Смита никогда не было семьи. По-видимому, причиной этому являлось то, что еще в юности его постигло серьезное разочарование, навсегда отвратившее от мыслей о женитьбе.

Лекции Адама Смита пользовались необыкновенной популярностью. Он разработал целый курс, включавший в себя этику, теологию, историю, политику и юриспруденцию. Для того чтобы услышать знаменитого лектора, люди приезжали из самых отдаленных мест. Немаловажным было и то, что лекции Адама Смита в обязательном порядке и исключительно горячо обсуждались во всех литературных обществах и клубах Глазго. Слушатели не только слово в слово повторяли выражения Смита - они даже старались подражать его движениям и манере говорить, считая это особым фактором убеждения. Между тем Адам Смит был очень далек от образа опытного и красноречивого оратора. Дикция его не отличалась отчетливостью, голос обладал излишней резкостью, а порой лектор едва ли не заикался. Темой для разговоров была и его пресловутая рассеянность. Частенько окружающие подмечали, что Адам тихо разговаривает при отсутствии собеседника, а то и даже возражает сам себе, а на лице его блуждает легкая улыбка.

В 1752 году Адам Смит познакомился и подружился с Дэвидом Юмом, шотландским философом и историком, имевшим притом славу крупного экономиста. Эти два человека были во многом схожи - оба с увлечением изучали политическую экономию и этику, оба обладали собственным взглядом на окружающую действительность, оба отличались пытливым складом ума. Они многому научились друг у друга, а некоторые гениальные идеи и мысли Юма Адам Смит развил в своих работах.

«Теория нравственных чувств», первое сочинение Адама Смита, было опубликовано в 1759 году. Эта работа принесла Смиту широкую известность, так как фактически исследовала психологию человека в обществе и определяла необходимость следования нравственным принципам. Необходимо отметить, что «Теория нравственных чувств» была одной из самых ярких работ, касающихся этики XVIII века. В своей книге Смит развил и продолжил идеи Шефтсберри и Юма, но вместе с тем разработал совершенно новую систему этики, являвшую новую ступень относительно систем его предшественников.

Популярность Адама Смита выросла настолько, что герцог Баклейский, отправляясь в поездку по Европе вместе со своей семьей, предложил философу сопровождать его. Возможно, Адам Смит и отказался бы от этого предложения, но герцог выдвинул весьма весомый аргумент - предложил профессору пожизненную пенсию в триста фунтов каждый год. Деньги были достаточно большие и позволяли Адаму Смиту не заботиться более о средствах к существованию, сосредоточив свои силы на написании новых книг.

Путешествие Адама Смита с герцогом Баклейским началось в 1764 году и продлилось немногим менее трех лет и проходило по городам Франции и Италии. В Париже Адам Смит смог свести близкое знакомство со многими выдающимися литераторами и философами той эпохи. Он беседовал с Гельвецием и Д’Аламбером, но, по его словам, особенно важные разговоры вел с блестящим экономистом и будущим контролером финансов Франции - Тюрго. Смит не особенно хорошо знал французский язык, но это не стало препятствием долгим беседам о политэкономии и свободной торговле. К тому же они оба во многом сходились во взглядах - к примеру, считали, что вмешательство государственной системы в экономику должно быть ограниченным.

Вернувшись в Шотландию, Адам Смит стал уединенно жить в родительском доме, посвятив все время главной книге своей жизни. Десять лет Адам Смит провел практически в полной изоляции от людей, утверждая в письмах к Юму, что спокойные размышления гораздо больше продвигают его в работе, нежели досужие собеседники. В 1776 году увидела свет книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он блестяще сочетал абстрактную теорию с детализированной характеристикой производства и торговли и особенностей их развития. Этой работой Адам Смит по всеобщему признанию создал фактически новую науку о взаимоотношении людей, государства и производства - политическую экономию. Труд этот состоит из пяти книг. Первая и вторая книги являются очерком теоретической экономики. Третья и четвертая посвящены истории экономических взглядов, связанных с европейской хозяйственной истории после падения Рима. В пятой книге Смит определил связи финансовой науки и науки об управлении. Основная идея, которую столь блестяще доказал экономист, заключена в том, что труд человека является фактором и источником всеобщего богатства. Адам Смит также пришел к выводу, что важнейшим двигателем экономического прогресса выступает разделение труда. Самым же важным для современников Адама Смита являлось то, что в своем труде он описал современную ему экономическую систему и показал непригодность ее к новых условиям хозяйствования. Идеи Адама Смита фактически вставали на защиту нарождавшейся буржуазии, служили именно ей, хотя сам экономист был очень далек от защиты интересов землевладельцев, буржуазии или аристократов.

В 1778 году Адаму Смиту предложили занять должность в Таможенном совете Шотландии. Он согласился и переехал в Эдинбург на постоянное место жительства. Теперь его приезды в Лондон обязательно сопровождались чтением лекций по экономике, которые публика воспринимала как откровения и встречала с восхищением. Одним из восторженных почитателей Адама Смита был Уильям Питт-младший, будущий премьер-министр Англии, пытавшийся позже реализовать основные принципы экономики Адама Смита на практике. Времени на изучение знаменитой книги у премьера было много - ведь когда он ознакомился с этим трудом, ему исполнилось всего восемнадцать лет.

В 1787 году Адам Смит был избран на должность ректора университета Глазго. В том же году он в последний раз приезжал в Лондон - для участия в традиционном обеде известных политиков Англии. Адам Смит опоздал на этот обед, а когда вошел в зал, все присутствующие поднялись на ноги. Смущенный таким приемом, экономист пробормотал: «Садитесь, джентльмены!», но ему ответили: «Ни в коем случае! Мы останемся стоять, пока не сядете вы - наш учитель». К слову, Адам Смит искренне восхищался Уильямом Питом-младшим, утверждая, что этот человек понимает его идеи гораздо лучше, чем сам их автор.

Более Адам Смит никогда не покидал Эдинбург. Вскоре умерла его мать, и, по словам друзей, Смит совсем пал духом после этой потери. Он стал еще более нелюдимым и к тому же очень серьезно заболел. Великий экономист умер 17 июля 1790 года. Перед своей смертью он приказал уничтожить все неоконченные свои работы, как бы в очередной раз напоминая потомкам о презрении к мирской суете и тщеславию.

Краткая биография Адама Смита позволяет лучше узнать, каким был в жизни известный шотландский экономист, основавший современную экономическую теорию. Также он известен как философ-этик.

Биография экономиста

Краткая биография Адама Смита начинается в 1723 году. Он родился в городке Керколди в королевстве Шотландия. Стоит признать, что полной капитальной биографии экономиста не существует до сих пор. Все-таки XVIII век был временем, когда документально оформлять каждый шаг человека было непринято. Поэтому досконально всех подробностей жизни Смита мы не знаем, даже его точную дату рождения. Зато точно известно, что его отец был образованным человеком - адвокатом и таможенным чиновником. Правда, уже через два месяца после рождения Адама он умер.

Его мать была дочерью крупного землевладельца, который и позаботился, чтобы мальчик получил всестороннее образование. Краткая биография Адама Смита утверждает, что он был единственным ребенком в семье, так как никаких данных о его братьях и сестрах не сохранилось. Резкий поворот в его судьбе случился в 4-летнем возрасте, когда его похитили цыгане. Правда, далеко увезти мальчика не удалось. Родственники его спасли. Вместо жизни в таборе он учился в хорошей школе в Керколди, с раннего детства его окружало большое количество книг.

Образование Смита

В 14-летнем возрасте будущий экономист поступил в университет в Глазго. Краткая биография Адама Смита после этого начала складываться успешно. Ведь он оказался в так называемом центре шотландского просвещения. В течение двух лет он изучал основы философии с известным сторонником деизма Фрэнсисом Хатчесоном. Образование Смита было весьма разносторонним. В университетский курс входили логика, нравственная философия, древние языки, в частности, древнегреческий, а также астрономия и математика.

При этом в краткой биографии Адама Смита отмечается, что однокурсники считали его по меньшей мере странным. Например, он мог запросто глубоко задуматься, оказавшись в шумной и веселой компании, при этом никак не реагируя на окружающих.

В 1740 году продолжил свое образование в Оксфорде Адам Смит. Краткая биография экономиста позволяет узнать, что там он получал стипендию, проучившись в общей сложности 6 лет. При этом сам ученый весьма критично относился к полученному там образованию, отмечая, что большинство профессоров в этом учебном заведении давно отказались даже от видимости преподавания. При этом он регулярно болел и не проявлял ни малейшего интереса к экономике.

Научная деятельность

К научной и преподавательской деятельности приступил в 1748 году Адам Смит (краткая биография ученого утверждает именно так). Он начал читать лекции в Поначалу они никак не были связаны с экономикой, а посвящались английской литературе, а позже юриспруденции, так любимой его отцом экономике и социологии.

Именно в этом университете впервые появился интерес к экономике у Адама Смита. Шотландский экономист и философ стал высказывать идеи экономического либерализма в начале 1750-х годов.

Достижения Смита

Известно, что в 1750 году Adam Smit (Адам Смит), в краткой биографии которого об этом обязательно упоминается, познакомился с шотландским философом Дэвидом Юмом. Их взгляды были схожи, что нашло отражение в их многочисленных совместных трудах. Они были посвящены не только экономике, но и религии, политике, философии, истории. Два этих ученых сыграли, пожалуй, ключевую роль в шотландском просвещении.

В 1751 году Смит получил должность профессора логики в университете в Глазго, который сам когда-то оканчивал. Следующим его достижением стало место декана, доставшееся ему в 1758 году.

Научные труды

В 1759 году Смит выпустил свою популярную книгу "Теория нравственных чувств". Она была основана на его лекциях в университете Глазго. В этом произведении он подробно анализировал этические стандарты поведения, фактически выступая против церковной морали, что для того времени было весьма революционным заявлением. В качестве альтернативы страху попадания в ад Смит предлагал оценивать свои поступки с точки зрения нравственности, при этом высказывался в пользу этического равенства всех людей.

Личная жизнь ученого

О частной жизни Адама Смита известно очень мало. Сведения неполные и обрывочные. Так, считается что два раза, в Глазго и Эдинбурге, он едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло.

В итоге всю свою жизнь ученый провел с матерью, которая умерла только на 6 лет раньше своего сына, а также кузиной, которая осталась старой девой. Современники ученого утверждают, что в его доме всегда подавалась традиционная шотландская еда, ценились местные обычаи.

Экономическая теория

Но все же самым главным трудом ученого считается трактат Он был издан в 1776 году. Трактат состоит из пяти книг. В первой экономист исследует причины, благодаря которым можно увеличить производительность труда, а вследствие этого распределить продукт между классами народа естественным образом.

Во второй книге рассказывается о природе капитала, его применении и накоплении. Затем следует часть о том, как развивалось благосостояние у разных народов, далее рассматриваются системы политической экономики. А в заключительной книге автор пишет о доходах, которые получает государство и монарх.

Новый подход к экономике предложил Адам Смит. Краткая биография, цитаты и афоризмы хорошо знакомы всем его почитателям. Самое известное высказывание гласит, что предприниматель невидимой рукой рынка направляется к цели, которая первоначально могла не входит в его намерения. Смит в своей книге предлагает свой собственный взгляд на роль в экономической системе государства. В дальнейшем это стало называться классической экономической теорией.

В соответствии с ней государство обязано взять на себя вопросы обеспечения безопасности жизни человека, а также неприкосновенность его частной собственности. Также оно должно помогать разрешать споры между гражданами на основе закона и справедливости. Обобщая, можно сказать, что государство должно взять на себя те функции, которые отдельный человек выполнить не сможет или сделает это неэффективно.

Смит стал первым ученым, описавшим принципы рыночной экономики. Он яростно доказывал, что каждый предприниматель стремится к достижению своих частных и личных интересов. Однако в конечном счете это идет на пользу всему обществу, даже если конкретный бизнесмен об этом не задумывался или этого не хотел. Основным условием для достижения такого результата Смит называл экономические свободы, которые должны стать основой деятельности хозяйствующих субъектов. Также должна присутствовать свобода в конкуренции, принятии решений и выборе сферы деятельности.

Умер Смит в Эдинбурге в 1790 году. Ему было 67 лет. Он страдал от болезни кишечника.

Адам Смит (Smith), основатель классической школы политической экономии, называемый нередко творцом науки о народном хозяйстве, родился в городе Керколди (Киркельдей), в Шотландии, 5 июня 1723, спустя несколько месяцев после смерти своего отца, скромного таможенного чиновника. В детстве Адам Смит отличался робостью и молчаливостью, рано обнаружил охоту к чтению и умственным занятиям, Окончив первоначальное обучение в местной школе, Смит на 14-м году поступил в университет в Глазго, откуда спустя три года перешел в Оксфорд. Главным предметом его занятий была философские и математические науки. Дальнейшая биография Адама Смита, по окончании образования, крайне бедна внешними событиями: она всецело посвящена была науке и преподавательской деятельности. Возвратившись в Шотландию, он в течение 2 лет (1748–50) читал в Эдинбурге с большим успехом лекции по риторике и эстетике; затем его приглашают в Глазго на кафедру логики, но, вследствие смерти профессора Крэги, Смит вскоре открывает курс нравственной философии и делается преемником своего учителя, прославленного профессора Хатчесона. Не будучи от природы искусным оратором, Смит, однако, силою своего меткого и исчерпывающего анализа, богатством мысли, блестяще освещенной удачным подбором фактов, и необыкновенною ясностью изложения приобрел, в качестве профессора, необычайную популярность, и к нему стекались слушатели отовсюду из Шотландии и Англии.

Портрет Адама Смита

В 1759 г. Адам Смит выпустил книгу, которую считал главным трудом своей жизни, – «Теорию нравственных чувств», – сразу поставившую его имя наряду с первоклассными учеными того времени. В 1762 г. университет Глазго дал ему звание доктора прав. В 1764 г. Смит покидает кафедру и отправляется в путешествие, во Францию, вместе со своим воспитанником, герцогом Бакли (Buccleugh); там он большую часть 1765 г. проводит в Париже, где устанавливается его близкое знакомство с физиократами Кенэ и Тюрго и другими учеными, По возвращении на родину, Адам Смит до середины 70-х годов живет безвыездно в Керколди, лишь изредка отлучаясь для посещения живших по соседству друзей; в 1775 г. он отдает в печать, а в следующем году выпускает в свет свое бессмертное сочинение « » («Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations»). Это был важнейший и последний труд в биографии Адама Смита, навсегда упрочивший за ним почетное место в истории общественных знаний. Получив вскоре служебное назначение по таможенному управлению, Смит поселился в Эдинбурге и там провел остаток своей жизни, не дав более науке ничего значительного. Адам Смит умер 17 июля 1790 года.

Философское сочинение Смита о нравственных чувствах не занимает выдающегося места в истории этических систем. Примыкая к своим непосредственным предшественникам, Юму и Хатчесону, Смит завершил собою развитие английской нравственной философии прошлого столетия. Заслуга его заключается в том, что он выделил из нравственных учений философов все наиболее ценное и дал этому систематическую обработку, основываясь на некоторых общих положениях и в широкой мере пользуясь психологическим анализом. Основным в исследовании Смита является определение симпатии, как общего понятия, для всякого вида сочувствия. Симпатия, по мнению Смита, служит источником нравственного одобрения, но для признания нравственного начала требуется еще соответствие или известная гармония между чувством, возбуждающим симпатию, или настроением, и обстоятельствами, их вызывающими. Кроме того, в понятие нравственного входит представление о последствиях деяния, и отсюда возникают идеи о благодеянии и возмездии: первая предполагает нравственное одобрение (симпатию) благодарности, а вторая – такое же одобрение воздаяния или наказания. Идею возмездия Адам Смит считает нравственно одобрительною, и, рассматривая людей, как существа по преимуществу эгоистические, он находит чувство возмездия в высшей степени целесообразным для интересов общежития, ибо оно кладет предел человеческому эгоизму. Путем перенесения наших суждений о нравственно одобрительном вне вас на нас самих Смит приходит к анализу чувства долга и совести и показывает, как постепенно в нас создается суд над нашими деяниями и как из частных наблюдений составляются общие правила поведения. Обращаясь затем к определению добродетели, Адам Смит находит в ней три главных свойства: рассудительность, справедливость и благорасположение, к которым, однако, должны присоединяться самообладание и воздержность. Свои выводы Смит заключает критическим обзором предшествовавших исследований. Не будучи ценным в своих общих положениях, философское исследование Смита замечательно по необыкновенной силе анализа в описании отдельных частностей, по необычайной яркости и ясности изложения. Эти качества обусловили большой успех книги в публике: при жизни автора она издавалась шесть раз и переведена была на многие европейские языки. Отличительная черта нравственного исследования Адама Смита, которая отразилась и на политических его воззрениях, – это верование в целесообразность существующего, в предустановленную гармонию мирового порядка, поддержанию которого служат все индивидуальные стремления отдельных лиц.

Несравненно большее значение имело «Исследование о природе и причинах богатства народов » Смита, посвященное изучению явлений народного хозяйства. В то время, как в сфере философского мышления он не оставил учеников, и дальнейшее развитие этических учений пошло новыми путями, – в области экономической Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на вновь народившиеся направления, продолжает развиваться до настоящего времени.