Человек не способный к обучению. Неспособность к обучению - новая болезнь XXI века. Школа и неспособность к обучению

Начинать жить заново и двигаться дальше – это одна из самых сложных задач, которая может встать перед человеком. Но большинству из нас, в какой-то момент жизни, приходится это делать. Возможно вы потеряли свою любовь, развелись, или ушли с работы – вам необходимо взять себя в руки, чтобы повернуть свою жизнь в нужном направлении. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут вам понять, как пережить сложившиеся обстоятельства.

Шаги

Часть 1

После развода или расставания

    Отвлекитесь. Возможно, вы проходите через длительный бракоразводный процесс, который отнимает много вашей энергии и сил. Или, возможно, вы расстались с человеком, которого любили. В любом случае, зацикливание на вашей потере – это рецепт для депрессии. Ваша разум – это замечательный инструмент, но когда вы живете в прошлом, вы не можете наслаждаться настоящим. Ваша цель – не разрушать прошлое – это будет безответственно – а отложить прошлое на определенное время, пока вы не будете готовы разобраться с тем, что случилось.

    • Доверьтесь друзьям и семье. Особенно друзьям – это отличный способ отвлечься. Соберите ваших подружек на вечер мороженого и хорошего кино. Или сходите на палаточный отдых с вашими друзьями, займитесь рыбалкой и жаркой вашего улова. Старайтесь проводить, как можно больше времени с друзьями. Они помогут вам вспомнить, что жизнь не заканчивается на потере одного человека.
    • Избавьтесь от предметов, которые напоминают о потерянной любви. Вам не нужно сжигать фотографии бывших, но желательно отложить их на далекое будущее. Опять же, вам не нужно отрицать существование другого человека; просто спрячьте их подальше от вашего взора и разума до тех пор, пока вы не будете смотреть на ситуацию с объективной точки зрения и с ответственностью.
    • Уехать на время – это нормально. Если вы чувствуете, что каждая деталь вашего окружения напоминает вам о прошлой жизни, то подумайте о небольшом отпуске. Посетите место, в которое вы всегда хотели съездить, но не находили времени до этого, например: Индия, или Европа, или даже поближе, но с ощущением того, что вы заграницей. Речь идет о “вас”, так что не бойтесь себя побаловать. Находясь в новом месте, вы сможете отвлечься от воспоминаний о прошлой жизни, по крайней мере на время. Подумайте об отдыхе длинною в один месяц и возвращайтесь домой.
  1. Осознайте то, что послужило причиной сложившейся ситуации. Хотелось бы, чтобы в будущем вы смогли перебороть свои страхи и дать себе возможность найти человека, с которым вы по-настоящему сойдетесь. Для этого, вам необходимо понимать, что, возможно, вам придется изменить что-нибудь в своем характере, свои привычки, вашу реакцию. Никто не совершенен, но те, у кого все складывается в отношениях, могут подстраиваться и меняться для всеобщего блага.

    • Подумайте о том, чтобы пообщаться с психиатром или специалистом по семейным вопросам. Такие специалисты знают, что удерживает отношения, и что их разрушает. Разговор с профессионалом поможет осознать то, что вам нужно изменить для успехов в будущей жизни.
    • Напишите письмо бывшему партнеру для обратной связи. “Не будьте резки, и не сваливайте на них вину за испорченные отношения”. Ваша задача – это не игра на счет – это понимание того, что пошло не так. Скажите им, что пытаетесь измениться, как человек, и хотите узнать искреннее мнение от того, кто хорошо вас знает. Спросите ее или его о вещах, которые, по их мнению, серьезно навредили вашим отношениям. Поверьте их словам; они не пытаются вас обидеть, даже если вам так кажется. Хорошее, осмысленное письмо может оказаться первым шагом к тому, чтобы починить ваши отношения. Даже если вы останетесь друзьями, это огромный шаг в правильном направлении.
    • Простите себя и вашего бывшего/бывшую. Расставание с человеком, которого вы искренне любите может привести к множеству чувств. Старайтесь не винить во всем другого человека: не точите зуб на другого человека – это, как палка о двух концах. Вместо того, чтобы хранить обиду в душе, отпустите ее. Обида сделает вас жестким человеком; если вы пытаетесь измениться к лучшему, то нет никакого смысла держать обиду в душе. Постарайтесь оставить все болезненные чувства позади, чтобы в следующий раз, когда вы полюбите какого-нибудь человека - вы подарите ему все ваше доверие и любовь, которое он заслуживает.
  2. Со временем, выходите на улицу. Свидания после расставаний – это, как поиск новой работы: если вы затянете, то люди подумают, что с вами что-то не так. Горевать о потерянной любви – это нормально, но чем дольше вы удерживаете себя в дали от других людей, тем сложнее будет вернуться в активную социальную жизнь и двигаться дальше.

    • Попросите друзей вам в этом помочь. Ваши друзья – это отличные судьи вашего характера. Они знают, что вам нравится. Такая помощь может оказаться именно той, которая вам нужна. Вы оба знаете этого человека, другими словами, у вас больше шансов сойтись. Только не вините ваших друзей, если что-то пойдет не так; ваши друзья желают вам лучшего, и не могут знать наверняка, сойдетесь вы или нет. Сходите на свидание, и будьте настроены на то, что заслуживаете любовь и рады встречам с новыми людьми.
    • Попробуйте свидания в интернете. В настоящее время, интернет эволюционировал в плане онлайн знакомств и общения. Онлайн общение будет гораздо спокойнее и более выигрышно; вы сами выбираете тех, с кем хотите общаться, и кому отказать. Если вы думаете попробовать такой способ общения, тогда постарайтесь честно заполнить информацию в вашем профиле. Это означает: хорошая фотография и искренность о ваших предпочтениях. Вам бы не хотелось пойти с кем-нибудь на свидание и, в результате, осознать, что в реальной жизни они совсем не соответствуют их профилю, так что, и вам не следует быть кем-то другим.
    • Просто попробовать – это нормально. Хорошо, возможно на данный момент вы не ищите ничего серьезного, особенно после выхода из серьезных отношений. Это нормально – быть в не очень серьезных отношениях, но только, если другой человек об этом знает и понимает. Возможно, вам не нужно сразу же говорить о прошлых отношениях, но когда дело дойдет до более интимной связи – скажите им, что на данный момент, вы не ищите серьезных отношений. Это поможет вам обоим: это привлечет правильный тип людей, и поможет им лучше вас понять.

    Часть 2

    После смерти близкого человека
    1. Не бойтесь оплакивать. Смерть близкого человека – это болезненное, иногда внезапное, осознание того, что это неотъемлемая часть жизни. Вместо того, чтобы претворяться, что это не произошло, осознайте, что человек, которого вы любили, умер, и не забывайте, что жизнь слишком коротка, чтобы отворачиваться от нее. Траур является данью уважения к близкому человеку настолько же, насколько это является данью уважения к жизни.

      Примите случившееся, как факт. В то время, когда потеря близкого человека может показаться вам совершенно несправедливой, старайтесь не копить обиду или гнев. Вы будете здоровее и счастливее, как только примите случившееся, как факт. Принятие, в данном случае, является признанием того, что вы ограничены во власти и что ваша жизнь не может быть полностью привязаны к человеку, который умер, как бы вы его не любили, пока он был еще жив.

      Будьте общительны. Эмоциональная боль и потеря близкого человека никогда вас не покинут, это и не нужно. С другой стороны, со временем, боль утихнет. С помощью друзей и семьи, ваша рана превратится в шрам – безболезненный к прикосновениям, но как память о прошлой боли, и сообщение всему миру, что вы с этим справились.

      • Позвольте вашей семье вам помочь. Независимо от близости с вашей семьей, знайте, что они вас искренне любят. Позвольте им вас утешить. Побудьте с ними подольше, если возможно. Дайте им знать, что и вы готовы им помочь, потому что они тоже люди, и тоже могут оказаться в сложной ситуации. Отдайте чуть-чуть своего и получите очень многое. Любовь между членами семьи – это то, что даже смерть не в силах у вас отнять.
      • Окружите себя друзьями. Если ваши друзья еще не окружили вас вниманием, предлагая вам еду, компанию и любовь, то сходите и повидайтесь с ними. Как и семья, хорошие друзья полюбят вас и постараются понять то, через что вы проходите. Отвлеките себя, проводя время с друзьями; скорее всего вы давно уже не выходите из дома. Сходите в кино, на природу, поговорите о моде, политике, или спорте – это именно то, что вам нужно. Друзья напомнят вам о том, что нужно наслаждаться жизнью.
      • Если человек, который умер, был вашим любовником, подумайте о том, чтобы опять встречаться. Спросите себя: Хотел бы ваш возлюбленный, чтобы вы были счастливы и двигались дальше, или плакали о том, что его больше нет, наказывая себя жизнью без любви и одинокими ночами? Возможно, вам понадобится время, чтобы опять начать встречаться, особенно, если вы провели вместе многие годы. В конце концов, решение о том, встречаться ли вам или нет, будет только за вами. Не забывайте, что на Земле, любовь приходит в разных формах, и если вы научите другого человека тому, что означает быть любимым – это будет самой великой данью человеку, которого вы любили.

      Часть 3

      После потери или ухода с работы
      1. Подумайте о ваших целях. “Чего вы хотите от жизни?” Ответ на этот вопрос, скорее всего, поможет вам понять то, что вы хотите от будущей работы. Важно ли для вас быть на природе? Помогать людям? Может быть вы хотите быть очень богатым, и не беспокоитесь о жертвовании семейного времени или бессонных ночей. Осознайте, какие у вас цели, и как следующая работа может вам в этом помочь.

      2. Ищите связи, как будто от этого зависит ваша жизнь. Множество людей просто откликаются на вакансии в интернете, без использования их реальных связей. Ваши связи – это окружающие вас люди, работающие профессионалы, у которых есть возможность помочь вам с нахождением работы. (Помните, это также означает, что вы тоже хотите им помочь.) Многие люди не осознают, что множество вакансий не выкладывается на веб-сайты по поиску работы, или то, что многие компании “найдут” позицию для человека, который им понравился.

        • Сходите на информационные встречи. Информационные встречи – это менее официальные собеседования, где вы узнаете нужную вам информацию, и не ожидаете, что вам предложат работу. Главной целью информационных встреч является сбор информации и разработка ваших связей. Пригласите профессионала в интересующей вас области на обед или кофе, скажите им, что не задержите их дольше, чем на 20 минут. Спрашивайте серьезные вопросы об их карьере и работе. В конце встречи, спросите их о ком-нибудь, с кем вы можете также пообщаться. Если вам повезет, и вы проявите себя отлично, то возможно, что вам тут же предложат работу.
        • Разработайте “речь в лифте”. Речь в лифте – это 30 секундная история о вас и о ваших целях. Ваша речь в лифте будет очень полезной во время встреч с новыми людьми. Ваш рассказ должен быть коротким и увлекающим. Когда вас попросят рассказать о себе, помните, что они не хотят слышать всю историю вашей жизни в общежитии во время обучения в университете. Они хотят что-нибудь короткое, интересное, и запоминающееся. Постарайтесь, чтобы ваш короткий рассказ им понравился!
        • Посещайте промышленные и корпоративные мероприятия. Возможно вы учились с группой выпускников, которые еженедельно или раз в месяц собираются для встречи и поддержания связей. Или возможно, вы посещали соответствующие мероприятия, пока находились на прошлом месте работы. В любом случае, не забывайте выходить и встречаться с людьми. Встречи с другими профессионалами – это один из самых лучших способов найти работу. Если вы умны, общительны, веселы, и нравитесь людям, то другие заметят вас и захотят вам помочь. Не забывайте делать тоже самое и для других. Плюс связей – это то, что обе стороны соглашаются помогать друг другу.
      3. Действуйте. Вы, скорее всего, это понимаете. Вы не найдете работу, если не будете ее искать. Так что, встаньте с дивана, прекратите играть в видео игры, наденьте хороший костюм или юбку, и вперед! Единственный способ найти работу – это связаться с людьми, вместо того, чтобы ждать пока они свяжутся с вами.

        • Получите нужную информацию. Сделайте список компаний и людей, с которыми вы хотите работать. Потом, узнайте о них, как можно больше. Узнайте об их прошлом, целях, подходах. Пообедайте с одним из сотрудников, если возможно. Во время поиска работы, вы можете контролировать только несколько вещей, и количество вложенного труда в поиск информации – это одна из них. Старайтесь больше, чем другие кандидаты; если вас пригласят на собеседование, ваши старания оправдаются.
        • Холодный звонок. Вы можете это сделать по средством звонка или личной встречи. Отметьте интересующие вас организации, компании, или людей, на которых вы хотели бы работать, и позвоните им или устройте встречу в офисе. Попросите поговорить с отделом кадров, и спросите об открытых позициях. Если они ищут сотрудников, то покажите им, почему они должны нанять именно вас. В конце разговора оставьте свое резюме и электронную почту. Если вы хорошо себя проявили во время беседы с отделом кадров, то в последствии, когда вас пригласят на собеседование, вы почувствуете себя уверенней.
      • Никогда не говорите, “Я должен был сделать это по-другому,” или “Если бы только я отвел их к доктору раньше.” Вина может быть ядом в вашем теле. То, что случилось, уже произошло – осознайте это; вы уже ничего не можете изменить.
      • Не позволяйте отрицательным мыслям оставаться в вашей голове, отбивайтесь от них, заменяйте их положительными вещами. Например, «Я не подхожу на эту работу...» замените это на, «эта работа идеально мне подходит», или, «мне уже поздно получать образование», замените на, «никогда не поздно учиться…». Всегда двигайтесь вверх по вашей жизни и не смотрите вниз.
      • Сделайте перестановку мебели. Иногда воспоминания о комнате или доме, могут оказаться тяжелыми, чтобы сбросить их с ваших плеч. Сделайте перестановку мебели, картин и др. Вы почувствуете новизну и свежесть, и память о новом месте будет только вашей.
      • Вы справитесь. Верьте в себя и не позволяете этому происшествию испортить вам жизнь.

Прежде всего нужно определиться со своими желаниями. Начиная новую жизнь, человек способен двигаться в самых различных направлениях, ведь перед ним лежит море возможностей и многообразие выбора. Чтобы снова не остаться недовольным результатом, ему необходимо понять, что хочется получить от жизни.

Определитесь со своими целями и желаниями и начинайте действовать.

На пути к новому счастью вы можете встретить несколько препятствий. Первое из них - неправильные внутренние установки. Разберитесь, какие стереотипы засели в вашем сознании и мешают вам осуществить свои самые смелые задумки. Некоторые из утверждений идут родом из детства, и вы никогда не подвергали их сомнениям, воспринимая как аксиомы. Теперь настало время передумать всю свою жизнь, посмотреть, из-за чего вами совершались ошибки, и избавиться от вредоносных мыслей.

У человека, начинающего новую жизнь, должно быть легко на душе.

Поэтому вам необходимо отпустить прошлое и забыть все обиды. В последний раз проанализируйте свои прошлые поступки, вынесите из них полезные уроки, сделайте соответствующие выводы и сложите их в архив. Мысленно запечатайте былое в большом сундуке и пообещайте себе впредь не возвращаться к нему без особой надобности. Отпустите все обиды, которые лежат у вас на сердце тяжким грузом. Кто бы ни причинил вам боль - родные, близкие, коллеги, друзья, незнакомые люди или вы сами - простите их от всей души. Поймите, что у окружающих есть свои мотивы действовать определенным образом.

Проведите ревизию.

Определите, что вы возьмете с собой в новую жизнь, а что измените. К категориям, которые вам нужно рассмотреть, относятся личностные качества, профессия и род деятельности, круг общения, место жительства, образ жизни. То, что вызывает у вас неудовлетворение, следует поменять. При этом важно не бояться новшеств и больше доверять себе.

Создайте пространство для новой жизни.

Для этого необходимо избавиться от хлама - в голове и вокруг себя. С мыслями и установками вы уже разобрались в первом шаге. Настало время внешних изменений. Очистите свое жилище от мусора, который вам не нужен. Поймите, он мешает вам жить и не дает циркулировать энергии. Расчистите завалы вещей, которыми вы не пользуетесь уже долгое время, и увидите, насколько легче вам станет. Преобразите свою квартиру, сделайте ремонт и перестановку.

Подумайте, есть ли какие-то аспекты в вашей работе, которые вас не устраивают.

Если вы ходите туда как на каторгу, возможно, стоит сменить сферу деятельности. Не бойтесь учиться чему-то новому, осваивать новые области. Сменить работу можно в любом возрасте, главное - иметь большое желание и прилагать определенные усилия.

Если вас тяготят неудачи в личной жизни, нужно начать работу над отношениями.

Когда вы не видите выхода в создавшейся ситуации, стоит сменить партнера или партнершу. Только перед этим честно ответьте себе, есть ли будущее у ваших отношений, сделали ли вы все возможное, чтобы их спасти, подходит ли вам человек, который находится рядом с вами. Если проявите искренность во внутреннем разговоре, получите ориентир к действиям и шанс на личное счастье.

Проблема неспособности учащихся к обучению день за днем вызывает наибольший интерес со стороны педагогов, воспитателей и родителей. Неспособными учиться могут являтся дети с нормальным уровнем умственного развития, без моторных отклонений, без дефектов органов чувств, но которым плохо дается чтение, письмо или математика. Около 80% таких детей – мальчики. Многие из них страдают синдромом дефицита внимания (неспособностью долго сосредоточиваться на предмете для его изучения) и гиперактивности (неспособностью более или менее долгое время сидеть спокойно). У других детей проявляются трудности другого рода. Одна из них - дислексия – это неспособность детей к чтению. Для некотороых детей характерна также дисграфия – трудности с письмом. У других может отмечаться дискалькулия – трудности со счетом.

День за днем неспособные к учению дети не справляются в классе с тем, что другим дается с легкостью. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Иногда эта неуверенность перерастает в чувство безнадежности и беспомощности. В младших классах успехи в учебе являются очень важным фактором в отношениях между детьми. Одноклассники склонны избегать дружбы с теми, кто не справляется с учебой. Неспособные к учебе дети из-за этого плохо усваивают социальные навыки. Одни становятся робкими и замкнутыми, другие, – наоборот, хвастливыми. А у некоторых обнаруживаются несдержанность, вспышки гнева, раздражительность.

В этой работе я хочу проанализировать наиболее распространенные формы детского девиантного развития , в этиологии которых существенная роль принадлежит генотипу . Основным критерием в выборе для анализа именно психических нарушений было то, что они в совокупности покрывают спектр от крайне серьезной и редкой формы дизонтогенеза аутизма до часто встречающегося отклонения, которое можно при желании обнаружить в любой школе – специфической неспособности к обучению.

Между ними находится состояние, пограничное между клиникой и нормой и называемое синдромом дефицита внимания и гиперактивности .

Школьная неуспеваемость может быть лишь первым признаком синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Неспособность к обучению»

1. Детский аутизм

Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.

Термин «аутизм» был введен психиатром и психологом Э.Блейером (1857-1939), (Швейцария) для обозначения крайнихформ нарушений контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена.

Аутизм как клиническое состояние был впервые описан Л.Каннэром в 1943 году на примере 11 детей, отличавшихся, по его характеристике, а) врожденным недостатком интереса к людям и б) повышенным интересом к необычным неодушевленным предметам. Кстати, ранее Каннэр использовал термин «А» при описании крайней эгоцентричности и отчужденности мышления шизофреников, привел к формированию ошибочных представлений о связи шизофрении и аутизма (А): так, последствиями детского аутизма принято было считать тяжелые формы психиатрических болезней во взрослом возрасте, чаще всего, - шизофрения. Но следует признать, что детский аутизм – этиологически самостоятелен (!)

Первые его проявления наблюдаются, ка правило, вскоре после рождения или в течение первых 5-ти лет жизни.

Основные признаки детского аутизма

Нарушение социального развития (отсутствие интереса к контакту с родителями, другими взрослыми, недоразвитие комплекса оживления, эмоциональной привязанности, улыбчивости).

Отсутствие речи (неэмоциональность, недоразвитие).

Необычные (нестандартные) реакции на среду (стремление к одиночеству, бесцельность поведения, повторяющийся характер движений, неспособность к ролевым играм),

Стереотипность в поведении (стремление к сохранению привычных условий жизни, сопротивление малейшим изменениям в окружающей обстановке или жизненном порядке).

Только небольшое количество больных «А» может быть способно к проявлению отдельных способностей (например, к рисованию и математическим вычислениям). Но спектр этих способностей узок, и они не могут компенсировать общий низкий уровень развития интелекта и адаптации к среде.

Таким образом, изучение генетических механизмов, влияющих так или иначе на формирование аутизма, на сегодня остается загадкой и представляет собой сложную задачу психогенетики детского девиантного развития.

Несмотря на положительные результаты большинства исследований, подтвердивших гипотезу о генетических влияниях на формирование «А», значительная часть собранной информации не позволила проверить достоверность предположения о способах передачи «А» по наследству.

Аутизм может развиваться а) в результате мозговых травм в раннем возрасте, б) а также после перенесенных в детстве заболеваний (краснуха, ретинобластома, болезнь щитовидной железы). На основе этих результатов и формируется гипотеза об этиологической гетерогенности аутизма. Безусловно, в) «А» может формироваться и в результате средовых влияний.

2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – хроническое расстройство поведения в детском возрасте.

Клинические проявления следующие: а) двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, б) легкая отвлекаемость, в)импульсивность поведения и мышления; г) недостаток внимания, д) невозможность сконцентрироваться, е) неспособность учиться на опыте и на сделанных ошибках, ж) рассеяность, з) недостаток чувства опасности, и т.д.

СДВГ – сравнительно новый термин, используемый при описании названных поведенческих особенностей. В более ранних классификациях для обозначения тех же клинических проявлений использовались термины: а) «гиперактивный синдром», б) «гиперкинетический синдром», в) «минимальная мозговая дисфункция».

Клинические проявления СДВГ можно подразделить на 3 группы:

Симптомы дефицита внимания;

Симптомы импульсивности;

Симптомы гиперактивности.

Центральным для диагноза СДВГ является расстройство внимания; среди сопутствующих проявлений часто называют неспособность к обучению, тревожность, делинквентное поведение.

В большинстве случаев установление диагноза СДВГ – к 7-8 годам, иногда в младенчестве или в подрастковом возрасте, (часто сопровождается симптомами асоциальности).

Встречается СДВГ в 2-15%, мальчики страдают этим нарушением в 4 раза чаще, чем девочки.

Среди этиологических причин СДВГ в качестве основной (я того же мнения) называется расстройство ЦНС, которое, как правило, может быть результатом воздействия генетических или средовых факторов: а) мозговых инфекций, б) родовых травм, в) перинатальной патологии, г) неправильной диеты при формировании и развитии мозга, д) отравления тяжелыми металлами.

Детям со слабо выраженным СДВГ оказывается как психологическая, так и педагогическая помощь; если же расстройство сильно выражено, то необходимо медикаментозное лечение в сочетании со специализированными педагогическими и психотерапевтическими приемами.

Психогенетические исследования расстройств внимания и гиперактивности

В нескольких исследованиях были найдены подтверждения тому, что СДВГ – расстройство, передающееся по наследству. Так, результаты близнецовых работ показали, что нормальный уровень активности ребенка вполне может контролироваться генетически, изучались и генетические влияния на СДВГ.

Семейные исследования также подтвердили гипотезу о том, что СДВГ передается по наследству. В исследовании родных и двоюродных родственников (59 семей гиперактивных детей сравнивались с семьями 41 здорового ребенка) 20% родителей, страдающих СДВГ, и только 5% родителей детей из контрольной группы были ретроспективно диагностированы как имевшие это нарушение в детстве. В целом частота встречаемости гиперактивности значительно выше среди как прямых, так и двоюродных родственников больных СДВГ. Этот результат воспроизведен и в двух других исследованиях. Во втором из них регрессионный анализ показал, что СДВГ является СЕМЕЙНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ И ПЕРЕДАЕТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ.

Психологические особенности детей с СДВГ

Отставание биологического созревания ЦНС у детей с СДВГ не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

Наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития и той успеваемостью, которую можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек психическою развития у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо). Это ведет к выраженной школьной дезадаптации.

Исследования Л.А. Ясюковой (2000) показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5–15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью далее, в течение 3–7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у мальчиков она проявляется к 7 годам. У девочек также снижен уровень словесно-логического мышления.

Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале.

В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Следует отметить, что максимальная выраженность СДВГ совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей.

Повышенная переключаемость с одной деятельности на другую происходит непроизвольно, без настройки на деятельность и последующего контроля. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные стимулы, которые другими сверстниками игнорируются.

Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно, однако, при указании на ошибки дети стараются их исправить.

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении задании (несмотря на усилие, все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих.

Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции».

У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.

Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются отношения с взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Эти дети игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Похвала не стимулирует хорошее поведение, ввиду этого поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребёнок будет вести себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребёнку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы.

3. Неспособность к обучению

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (ЗУНами) (чтения, правописания, математики, общения). Это понятие НО никак не должно ассоциироваться ни с понятием неуспеваемости, ни с более общим понятием синдрома расстройства обучения.

Профессионалы, работающие с детьми, страдающими СНО, часто сталкиваются с сопутствующими ей эмоциональными и поведенческими расстройствами. В 50% наблюдается встречаемость вторичных расстройств среди детей.

Основными способами терапии СНО являются: А) специализированные формы обучения; Б) семейное консультирование и В) поведенческие модификации.

3.1 Дислексия и дисграфия

В первом классе ошибки при письме смешат и умиляют родителей своей нестандартностью, но уже к третьему классу положение становится тревожным. И в чтении, и на письме ребёнок часто ошибается, пропускает или неправильно читает и пишет слова, заменяет одну букву другой, переставляет буквы и слоги, не дописывает слова. Безобидное на первый взгляд неправильное детское произношение слов должно не умилять, а настораживать родителей, ведь к 8-10 годам формируются основные навыки письменной речи. Бедность словарного запаса, неумение выразить свои мысли, лишённая логики речь, безграмотное письмо - диагноз становится ясен: дисграфия и дислексия.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющихся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Сам термин «дислексия» происходит от латинских корней DYS – «трудный» и греческого LEXIS- «речь».

Дислексия считается расстройством развития, вызванным влиянием генетических или средовых (пре- и постнатальных) факторов. Необходимо отличать Д от простого отставания в чтении, связанного с а) нелюбовью к чтению, б) отсутствием мотивации к нему или в) недостаточным мастерством учителя.

«Д» – расстройство, проявляющееся в течение всей жизни. Оно изучается психологами, педагогами, генетиками, специалистами по развитию человеческого мозга и дефектологами.

Частота встречаемости «Д» не установлена. Среди мальчиков в 2-4 раза превышает частоту Д среди девочек. Известно, что мальчики более активны, подвижны и открыты, поэтому их проблемы замечаются учителем чаще, чем девочек, которые более стеснительны, реже поднимают руку, ведут себя лучше и т.д.

Остановимся подробнее на дислексии. Поскольку при дислексии дети часто путают такие буквы как б и в, читают слово дома как мода, долго считалось, что они просто «видят вещи наоборот». Но только у немногих из них обнаруживались проблемы со зрением. В других, не учебных, условиях эти дети не испытывают никаких трудностей со зрительным восприятием: они легко ориентируются на местности и могут легко складывать разрезные картинки-головоломки. Почему же тогда они путают сходные буквы? Ответ заключается в том, что это очень распространенная ошибка среди начинающих читать детей. Просто большинство детей быстро проходят эту стадию, тогда как дети, страдающие дислексией, задерживаются на ранних этапах чтения.

У дислексиков имеются проблемы и за пределами школы. Фактически, многие из них имеют более общую проблему, связанную с овладением языком. Они могут позднее других детей начать говорить, их речь может быть менее развита, чем у сверстников. Им бывает трудно не только называть буквы или написанные слова, но также предметы и цвета. Извлечение из памяти таких простых слов как кот или голубой, занимает у них больше времени, чем у обычных детей. Им трудно определить на слух два отдельных слога в двухсложном слове или установить, что слово рот начинается со звука «р» и заканчивается звуком «т».

Несмотря на то, что лежащий в основе дислексии дисфункции мозга до сих пор не обнаружено, очевидно, что наследственные факторы играют определенную роль в этом расстройстве. У многих страдающих дислексией детей родители, братья или сестры тоже испытывали подобные трудности, когда учились читать. Кстати, отмечается, что дислексия часто обнаруживается в тех семьях, где распространена леворукость. Однако, сама по себе леворукость в очень малой степени связана с дислексией. Большинство дислектиков являются праворукими.

Лечение дислексии обычно предполагает интенсивную коррекционную работу над чтением и речью, включая тщательно разработанную последовательность занятий чтением со специалистом. Некоторые программы особое внимание уделяют занимательности материала, другие ставят во главу угла другие аспекты, например, возможность быстрого достижения успехов. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Важно создавать у ребенка чувство уверенности в своих силах при использовании любых подходов. Дети-дислектики, сумевшие преодолеть своей недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми. Эдисон, Рокфеллер, Андерсон – все они в детстве страдали дислексей, но смогли преодолеть ее.

Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  1. речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  2. речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
  3. зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  4. двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

В тех случаях, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии и успешно применяемые, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание.

Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному.

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “ З а з омом росла м а м ина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “ Д о д небом л о л убым” (Под небом голубым).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

3.2 Дискалькулия.

Дискалькулия - специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции.
Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:

  1. - понимания разрядного строения числа и понятия числа;
  2. - понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
  3. - понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
  4. - перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов;
  5. - выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
  6. - распознавания числовых знаков;
  7. - соотнесения чисел в арифметическом действии;
  8. - заучивания таблицы умножения;
  9. - решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;
  10. - зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета;
  11. - раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;
  12. - выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.

Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно- пространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций.
Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.

Следует и с к л ю ч и т ь: нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.

С т е п е н ь т я ж е с т и дискалькулий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций.

К л и н и ч е с к а я д и а г н о с т и к а специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы.

Проблема «неспособности к обучению» рассматривается в образовательной сфере и является очень актуальной. Так, например, синдром дефицит внимания с гиперактивностью актуален потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира.

К сожалению, очень многие родители и учителя по старинке считают ошибки, сделанные ребёнком, нелепыми, объясняя их несобранностью, нежеланием учиться. В данном случае происходит подмена причины следствием. Дети, страдающие дисграфией и дислексией, осознают, что их речь отличается от речи сверстников. Неудачи постепенно формируют низкий уровень самооценки, и ребёнок становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Появляются сложности в общении со сверстниками. Боясь насмешек, ребёнок может отказаться ходить в школу. Другая крайность - обида на всех и вся, немотивированная агрессия и постоянные конфликты с учителями.

Речевые отклонения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребёнка. Лучше не доверять завлекающим рекламам, которые обещают за десять уроков стопроцентно повысить грамотность, а обратиться к специалистам с проверенной методикой логопедической и психологопедической коррекции. Тогда благодаря регулярным занятиям достигаются ощутимые и значительные результаты, а психика ребёнка не подвергается стрессам и сверхнагрузкам.

Усредненная оценка коэффициента наследуемости СДВГ составляет около 70%. Исследования убедительно показали, что дислексия (специфическая неспособность к чтению) – признак, передающийся по наследству, и что частично развитие и проявление дислексии может быть объяснено генетическими влияниями. Однако, несмотря на разнообразие и количество тестированных моделей, путь генетической передачи дислексии пока еще не определен .

В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. В то же время основная масса работ касается изучения детей школьного возраста, когда на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду этого, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и медицинской помощи семьям детей имеющим проблемы в обучении, ориентированной на ранний и дошкольный возраст.

Список литературы

  1. Равич – Щербо И.В. и др. Психогенетика. Учебник/ И.В.Равич – Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко. Под ред. И.В.Равич – Щербо – М; Аспект Пресс, 2000. – 447 с.гл.XIX. с. 398 – 418.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник.-Мн.: Харвест,М.: АСТ, 2001.-576 с. (Б-ка практической психологии). С.36.
  3. Бадалян Л.О.,Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993.№3. С.74-90.
  4. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М.,1997

Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (чтения, правописания, математики, общения). Понятие НО не должно отождествляться ни с понятием неуспеваемости, ни с более общим понятием синдрома расстройства обучения. Многие дети не успевают в школе по причинам, не связанным с НО и с синдромом расстройства обучения и имеют гораздо более простые основания. Школьная неуспеваемость может быть лишь первым признаком синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм.

Синдром расстройства обучения включает в себя неспецифическую неспособность к обучению (ННО) и специфическую неспособность ребенка к обучению (СНО). В случае ННО причинами расстройства могут быть:

1. Повреждения, травмы мозга или расстройства его функциональных способностей при рождении из-за недостатка кислорода или в результате кровотечения.

2. Повреждения определенных участков мозга в период внутриутробного развития, что вызывает неспособность к развитию языка, речи, слуха, аномальные движения тела.

3. Наследственное влияние, препятствующее развитию способности к восприятию, а также развивающееся в результате психического заболевания, например, аутизма.

При специфической неспособности к обучению (СНО) дети обнаруживают академическую отсталость в определённой сфере, несмотря на сохраненный интеллект. Эта специфическая неуспеваемость не может быть объяснена повреждениями слухового, зрительного или моторного аппарата, умственной отсталостью, эмоциональным расстройством, а также культурной или социальной депривацией.

Специфическая неспособность к обучению (СНО) часто сопровождается признаками школьной дезадаптации, развитием вторичных эмоциональных и поведенческих проблем. Согласно американской статистике, специфическая неспособность к обучению – основной повод для того, чтобы бросить школу, и, кроме того, частота её встречаемости весьма высока среди несовершеннолетних правонарушителей.

Особым предметом внимания профессионалов, которые работают с детьми, страдающими СНО, являются часто сопутствующие ей эмоциональные и поведенческие расстройства. Встречаемость вторичных расстройств среди детей, страдающих СНО, составляет примерно 50%.

Одним из частых вторичных симптомов среди детей, страдающих СНО, является синдром асоциального поведения. Причем, многие дети, страдающие СНО, проявляют поведенческие и эмоциональные расстройства до начала школьного обучения.

Основными способами лечения СНО являются специализированные формы обучения, семейное консультирование, поведенческие модификации.

Количество детей, которые по разным причинам, не считая мотивационных или плохого качества преподавания, испытывают трудности в обучении или даже проявляют неспособность к усвоению школьной программы, колеблется, по оценкам разных отечественных исследователей, от 20 до 30%. Частота встречаемости СНО в выборках детей, страдающих расстройством внимания и гиперактивностью или эмоциональными расстройствами, значительно выше, чем в нормальных популяциях. Частота синдрома расстройства обучения в настоящие время – 1:10 взрослых людей, т.е. 15% населения западных стран.

Ранняя диагностика СНО и применение специализированной педагогической помощи, как и при синдроме аутизма, являются решающими для коррекции и благоприятного прогноза.

Большинство эмпирических и теоретических работ по СНО концентрируется вокруг её двух основных видов – вербальной НО (специфической неспособности к чтению - дислексии) и невербальной НО (специфической неспособности к математике – дискалькулии, к письму и правописанию - дисграфии).

Одним из наиболее частых расстройств с нарушением способности учиться является дислексия.

Дислексия – специфическая неспособность к чтению (СНЧ). Диагноз дислексии ставится в случаях, когда ребенок не обучается читать при сохранённом интеллекте, отсутствии каких-либо психических заболеваний, которые могли бы объяснить этот дефект, при отсутствии в анамнезе падений или ушибов, которые могли бы привести к травме головного мозга, при наличии адекватной его возрасту системы школьного (индивидуального) обучения.

Обычно наличие дислексии становится очевидным в младшем школьном возрасте, когда детей обучают чтению и письму. Эти навыки требуют усвоения специального фонематического кода, соединяющего написанные слова и их разговорные аналоги.

Ребенок испытывает трудности при декодировании написанных слов и при поиске их разговорных аналогов.

Термин «дислексия» происходит от латинского слова dys – «трудный» и греческого lexis – «речь». Так как дислексия проявляется в процессе обучения, её считают специфической формой неспособности к обучению. При этом очень важно различать дислексию и простое отставание в чтении, связанное с нелюбовью к чтению, отсутствием мотивации к нему или недостаточным мастерством педагога.

Дислексия – расстройство, проявляющиеся в течение всей жизни. Однако чтение дислексиков может быть улучшено в результате кропотливой педагогической работы, направленной на развитие и тренировку когнитивных процессов, включенных в процесс чтения.

Общепринятого определения этой болезни не существует. Согласно существующим теориям, в основе дислексии находятся два специфических дефицита – фонематический (неспособность расчленять слово на фонемы) и дефицит, связанный с неспособностью быстро перерабатывать информацию, поступающую в визуальной форме (например, быстро называть нарисованные на бумаге предметы). У дислексиков оба дефицита часто наблюдаются одновременно, причем в этом случае дислексия поддается коррекции труднее, чем другие её варианты. Известны отдельные случаи развития только фонематического дефицита.

Частота встречаемости дислексии точно не установлена. Её оценки варьируют от 5-10 до 20-30% в зависимости от того, насколько строги критерии установления диагноза. Интересен тот факт, что частота встречаемости дислексии варьирует в разных культурах: её оценки наиболее высоки в англоговорящих странах, наиболее низки в Японии. Причина этих различий не установлена. Предполагается, что они могут быть объяснены как специфической структурой языков, так и своеобразием социальных «порогов» при установлении диагноза дислексии (то, что будет названо дислексией в США, в Японии будет считаться отсутствием мотивации к обучению или результатом плохой педагогики).

Либо он не старается, либо глупее всех остальных. Теперь мы знаем, что у многих неуспевающих учеников причиной отставания являются особенности нервной системы и психические нарушения.

Что такое неспособность к обучению? Существует немало детей, которые при всем своем старании отстают в учебе. Это касается и мальчиков, и девочек, но чаще за помощью к специалистам приходится обращаться мальчикам. Они нередко хорошо говорят и могут иметь незаурядные способности в сферах, не связанных со школьной учебой, таких как искусство или механика. Чаще всего проблемы возникают с чтением, хотя бывает и так, что ребенок хорошо читает, но абсолютно не способен совладать с математикой.

Многие из таких детей испытывают крайне негативное отношение к учебе и убеждены, что они просто глупее своих одноклассников. На самом деле это не так. Порой в порыве отчаяния они бросают школу и оправдывают себя тем, что в этом виновата сама школа.

Под неспособностью к обучению понимаются особенности развития мозга ребенка, которые мешают усвоению учебного материала. К ним не относятся факторы, вызванные неправильной методикой преподавания, серьезными нарушениями зрения и слуха, эмоциональными проблемами (например, депрессией или повышенной тревожностью) или физическими расстройствами вроде детского церебрального паралича. Правда, стоит отметить, что эти проблемы зачастую сопутствуют плохой успеваемости.

Многие дети, которым ставят диагноз «неспособность к обучению», в плане интеллекта не уступают другим, но показатели коэффициента IQ у них ниже среднего. Это объясняется отсутствием у них способности к чтению и математике.

Что чувствуют дети. Дети, неспособные к обучению, знают, что с ними что-то не в порядке, но не могут понять, что именно. Учителя и родители настаивают на том, что им надо больше стараться. Иногда ценой неимоверных усилий им даже удается добиться какого-то результата. Например, ребенок тратит 5 часов на выполнение домашнего задания, рассчитанного на 30 минут, и получает хорошую оценку. В этом случае учитель удивляется, почему он все время не может работать так же, и делает вывод, что ребенок просто ленится.

Ребенок же, в свою очередь, чувствует полное истощение и начинает подозревать, что все дело в его собственной глупости. Кроме того, он, вполне естественно, обижается на учителя, которому невозможно угодить.

Как видите, неспособность к обучению может легко перерасти в серьезную эмоциональную или поведенческую проблему. Некоторые дети предпочитают в таком случае роль классного клоуна или бунтаря, лишь бы отвлечь внимание одноклассников от своей низкой успеваемости. С их точки зрения, лучше быть хулиганом, чем тупицей. Другие дети просто молча страдают. Они «забывают» сдать домашнюю работу и никогда не участвуют в классных мероприятиях. Выход своим разочарованиям и обидам они зачастую дают в драках.

Постановка диагноза неспособности к обучению

Если вы подозреваете, что ваш ребенок не способен к обучению, добейтесь его тщательного обследования. Во многих крупных клиниках есть отделения, где подобные комплексные обследования проводятся опытными специалистами. В их число входят, как правило, педиатры, имеющие большой опыт в выявлении поведенческих проблем у детей, методисты, психологи и социальные работники. Полное обследование может занять несколько часов. Вам должно быть представлено подробное заключение, в котором излагаются особенности состояния ребенка и его диагноз, а также подробные рекомендации по исправлению сложившейся ситуации.

В некоторых странах также можно провести обследование ребенка непосредственно в школе. Например, в США Федеральный закон 1997 года об образовании лиц, имеющих физические и психические недостатки (см. ниже), предписывает средним учебным заведениям проведение многопрофильного обследования, включающего в себя тесты результатов обучения (насколько ребенок овладел чтением и математикой), определение интеллектуального уровня (стандартный тест IQ) и других аспектов, таких как зрение, слух и владение речью. В состав комиссии обычно включают учителя, который преподает у ребенка, психолога, методиста, логопеда и родителей. Если выявляются проблемы медицинского характера, то к работе комиссии привлекаются и врачи. На комиссию возлагается обязанность разработки детального плана по оказанию помощи ребенку в учебе. В соответствии с законом этот план вступает в силу только с согласия родителей. Кроме того, он должен регулярно корректироваться в соответствии с изменившимися потребностями ребенка.

Вышеупомянутый закон, охватывающий всех детей с физическими и поведенческими расстройствами, включая СДВГ, дислексию и недостаточное владение речью, носит весьма общий характер. Он затрагивает и менее распространенные заболевания, включая существенные нарушения зрения и слуха, детский церебральный паралич и многие другие психические и эмоциональные расстройства. Любое состояние ребенка, которое затрудняет его обучение в обычной школе, подпадает под действие этого закона.

Основной принцип закона состоит в том, что любой ребенок имеет право на «бесплатное и отвечающее его потребностям образование», которое должно проводиться «в максимально благоприятной обстановке». Это положение заслуживает того, чтобы разобрать его подробнее. «Бесплатное» означает, что образование оплачивается из средств округа, штата или федерального правительства (чаще всего оплата осуществляется из всех трех источников). «Отвечаюшее потребностям» означает, что ребенок должен получить все необходимое ему для учебы. Если ему для этого требуется, к примеру, слуховой аппарат, ему должны его предоставить. Если ему нужно специальное кресло для поддержки тела, то такое кресло ему предоставляется. Если он нуждается в помощи в учебе, то школа обязана предоставить необходимую помощь. «В максимально благоприятной обстановке» означает, что ребенка нельзя отправлять в специальное учебное заведение и отрывать его от класса только по причине психических, умственных или физических недостатков. Раньше бытовала общепринятая практика, что детей, которые не могли «нормально» учиться отправляли в специализированные классы и школы. Сегодня это считается «недопустимым вмешательством в личную жизнь».

Лечение неспособности к обучению

Прежде всего, каждый человек должен признать, что такая проблема, как неспособность к обучению, действительно существует. Затем учителя и родители должны определить, насколько ребенок на самом деле стремится к учебе, и дать оценку его усердию, а не конечному результату. Ребенок должен убедиться, что он в действительности вовсе не «бестолочь», а просто столкнулся с проблемой, которую необходимо решить. Он должен знать, что с помощью родителей и учителей эту ситуацию можно исправить.

Конкретные методы лечения зависят от типа нарушения. При дислексии самым эффективным способом является интенсивное изучение букв и звуков, которым они соответствуют. Для этого необходимо задействовать все органы чувств ребенка. Он должен ощущать пальцами вырезанные из дерева буквы, сам вырезать их ножницами из бумаги, делать печенье в форме букв и пробовать на вкус. Постоянно появляются все новые экспериментальные методы лечения, и некоторые из них весьма многообещающи. В дополнение к методам, которые используются непосредственно для того, чтобы научить ребенка читать, существуют и такие, которые позволяют вам как бы «обойти» эту проблему. Так, например, ребенок, испытывающий трудности с чтением, может прослушать содержание книги в магнитофонной записи. Если у ребенка плохой почерк, ему можно разрешить выполнять письменные задания на компьютере. Учителя должны постоянно обращать внимание ученика на его сильные стороны и всячески развивать их.