Творческие способности человека: их пределы и условия. Способ кодирования информации нервной системой

"Наука и жизнь" 1973, № 1, С. 76 - 80; № 2, С. 79 - 83.

Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни ясно очерченного предмета исследования, ни методики. На наших глазах эта тема из разряда отвлеченных, чуть ли не оккультных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. Более того, изучение психологии творческой деятельности приобретает прикладное значение.

По признанию ведущих заокеанских исследователей, сильнейшим побудительным толчком к изучению творчества явился запуск советского спутника в октябре 1957 года.

Когда человек оказался перегружен физически, ему удалось освободить себя с помощью одомашненных животных, а затем машин. Но едва ли найдется животное, которое избавит человека от умственного труда. Есть, правда, надежда на "умные" машины-ЭВМ. Однако машины эти уже успешно работают, а решающая роль таланта сохраняется.

Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях. Первое направление - отчет ученых-исследователей, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее первостепенными открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда. Эта традиция восходит к Чарлзу Дарвину; продолжали ее Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, В. Стеклов. У. Кеннон, Ж- Адамар, Г. Селье. Свидетельство самих ученых, несмотря на неизбежную субъективность, очень интересно: ведь это сведения из первоисточника.

Однако, анализируя условия, в которых родилась та или иная мысль, разбирая конкретные ситуации, при которых откристаллизовывалась в сознании проблема, авторы не могут сказать о механизмах творческого процесса, не могут судить о его психологической структуре.

Второе направление - метод модельных экспериментов. Например, моделью творческого решения может служить задание, в котором предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, четырьмя отрезками "пройти" через девять точек, расположенных в три ряда, по три точки в ряду. Даже на такой примитивной модели удается получить ценную информацию.

Но в модельных экспериментах есть важный недостаток. Испытуемому предлагают сформулированную задачу и предупреждают, что она имеет решение. Уже само по себе это подсказка. Между тем творческий процесс включает в себя не только решение проблемы, но и особую зоркость в поисках проблем, дар увидеть проблему там, где для других все ясно, умение сформулировать задание. Это особая "сензитивность", или восприимчивость, к несоответствиям и пробелам в окружающем мире, и прежде всего к расхождениям между принятыми теоретическими объяснениями и реальностью.

Третий путь исследования творчества - изучение особенностей творческой личности, где используются психологическое тестирование, анкетный метод, статистика. Здесь, конечно, не может быть и речи о проникновении в интимные механизмы творческого процесса. Исследователи пытаются лишь выяснить те особенности человека, по которым еще на школьной скамье и уж во всяком случае на университетской можно было бы отбирать будущих Лобачевских, Резерфордов, Павловых и Эйнштейнов.

Таким образом, в проблеме творчества выделяют несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат. Отсюда вытекает еще несколько вопросов, например: каковы условия воспитания и реализации творческих способностей? Какие этапы творчества связаны с той или иной чертой творческой личности? В чем особенности мотивации творчества?

Творческие способности

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует "континуум талантов", от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе.

Творческие способности разделяют на три группы. Одна связана с мотивацией (интересы и склонности), другая - с темпераментом (эмоциональность) и, наконец, третья группа - умственные способности. Рассмотрим некоторые из этих способностей.

Зоркость в поисках проблем

Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается, в "координатную сетку" уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также отношение к общественным взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем просто наблюдательность.

Английские авторы обозначают эту зоркость словом "serendipity", которое придумал писатель XVIII века Хорас Уолпол. У него есть рассказ "Три принца из Серендипа" (Серендип - местность на Цейлоне). Принцы обладали способностью во время путешествий делать неожиданные открытия, вовсе не стремясь к этому, и обнаруживать вещи, которые специально не собирались искать. Уолтер Кеннон применил термин "serendipity", обозначив им свойство не проходить мимо случайных явлений, не считать их досадной помехой, а видеть в них ключ к разгадке тайн природы.

Эта "зоркость" связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки, а с особенностями мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.

Биографы А. Эйнштейна повествуют об одном поучительном разговоре. Когда молодой Вернер фон Гейзенберг поделился с Эйнштейном планами создания физической теории, которая целиком основывалась бы на наблюдаемых фактах и не содержала никаких домыслов, Эйнштейн с сомнением покачал головой:

Сможете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, какой теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдать.

Проще всего объявить высказывание Эйнштейна идеалистической ошибкой. Однако значительно интересней подойти к реплике Эйнштейна без высокомерной убежденности в своем мировоззренческом превосходстве и под парадоксальной формой отыскать зерно истины.

20 апреля 1590 года на знаменитую Пизанскую башню поднялся человек. Он нес тяжелое пушечное ядро и свинцовую мушкетную пулю. Человек сбросил свою ношу с башни; ученики его, стоявшие внизу, и сам он, глядя сверху, удостоверились, что ядрои пуля коснулись земли одновременно. Имя этого человека -Галилео Галилей.

Около двух тысяч лет, со времен Аристотеля, считалось, чтс скорость падения пропорциональна весу. Оторвавшийся от ветки сухой листок опускается долго, а налитой плод камнем падает на землю. Это видели все. Но ведь не раз приходилось видеть и другое: две глыбы, сорвавшиеся со скалы, достигают дна ущелья одновременно, несмотря на разницу в размерах. Однако этого никто не замечал, потому что смотреть и видеть - совсем, как известно, не одно и то же. Выходит, прав Эйнштейн: то, что люди наблюдали, определялось теорией, которой они пользовались. И если Галилей обнаружил, что скорость падения ядер не зависит от их веса, то потому, что он прежде других усомнился в правильности аристотелевой механики. Тогда и возникла идея опыта. Результаты эксперимента не были для него неожиданными, а лишь подтвердили уже сложившуюся гипотезу о независимости ускорения свободного падения от массы падающего тела.

Залезть на крышу и сбросить пулю и ядро мог всякий, но никому не приходило это в голову на протяжении девятнадцати веков. Галилей увидел проблему там, где для других все было ясно, освящено авторитетом Аристотеля и тысячелетней традицией.

Яркие примеры того, как теория влияет на результаты наблюдений, приводит Т. Кун, автор книги "Структура научных революций". В течение первых 50 лет после принятия системы Коперника астрономы открыли множество небесных тел, хотя методы наблюдений остались прежними. Новая теория позволила заметить то, к чему раньше наблюдатели были слепы.

И все-таки суждение Эйнштейна не следует абсолютизировать. Он подметил одну из особенностей познания, которая не исчерпывает собою все закономерности познавательного процесса. Кстати сказать, на ту же особенность задолго до Эйнштейна указал Генрих Гейне: "Каждый век, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза".

Способ кодирования информации нервной системой

Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым и т. д. Способность манипулировать с данным типом символов можно развивать, но не беспредельно. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют преимущественную склонность пользоваться теми или иными кодами информации. Задача развития творческих способностей не в том, чтобы у человека, склонного к зрительно-пространственному мышлению, вырабатывать навыки манипулирования математическими символами. Нужно помочь человеку "найти себя", т. е. понять, какие символы, какой код информации для него доступен и приемлем. Тогда мышление его будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение.

Способ кодирования информации должен быть в гармоническом сочетании с содержанием и структурой отображаемых явлена. Дифференциальные уравнения - наиболее адекватный метод описания движений планет. Тензорное исчисление хорошо описывает явления в упругих телах, а электрические цепи удобнее описывать с помощью функций комплексного переменного. По-видимому, и в искусстве и в литературе различные коды служат для передачи разного содержания.

Мозг облекает мысль в ту или иную конкретную кодовую форму. Если используются зрительно-образные представления, то говорят о "зрительном воображении". Доминирование акустически-образных представлений говорит о "музыкальной фантазии". Если же человек склонен к освоению действительности в словесно-образной форме, говорят о поэтической фантазии и т. д.

Фундаментальные законы переработки информации неизменны, но способ кодирования накладывает свою печать и на форму внешнего выражения результатов, и на выбор объекта, а если смотреть шире - то и на выбор содержательной области мышления.

Редкое и счастливое совпадение индивидуальных особенностей мышления со структурой проблем, стоящих перед данной наукой в данный период времени, - по-видимому, одно из необходимых условий проявления научного гения.

Способность к свертыванию

В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждение от первого до последнего шага. Однако человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Свертывание - это проявление способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов. Эта способность позволяет человеку непрерывно расширять свой интеллектуальный диапазон.

Когда-то высказывали опасение, что лавинообразный рост научной информации приведет в конце концов к замедлению темпа развития науки. Прежде чем начать творить, человеку придется очень долго овладевать необходимым минимумом знаний. Однако никакого замедления нет - благодаря способности к свертыванию, к использованию более абстрактных понятий и емких символов.

Зависимость между силой тока, сопротивлением и напряжением, служившая темой многочисленных работ и размышлений, была со временем сведена к формуле V = IR. Всего четыре символа (включая знак равенства), но в них сконцентрирована колоссальная информация.

Такое же емкое в информационном смысле понятие "павловский условный рефлекс", в котором синтезировано множество более простых понятий, фактов и наблюдений.

Экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними - важнейший фактор продуктивного мышления. Насколько велика роль удобной символизации материала, видно из следующего примера. В средние века для того, чтобы выучиться арифметическому делению, требовалось закончить университет. Да еще не всякий университет мог научить этой премудрости. Нужно было непременно ехать в Италию: тамошние математики были особенно искусны в делении. Если напомнить, что в те времена пользовались римскими цифрами, то ясно станет, почему деление миллионных чисел было доступно лишь бородатым мужам, посвятившим этому занятию всю свою жизнь. С введенном арабских цифр все переменилось. Теперь десятилетние школьники с помощью простейшего набора правил (алгоритма) могут делить и миллионные и миллиардные числа. Объем смысловой информации остался тем же, но правильная организация и удобное символическое обозначение позволяют провести обработку быстро и экономно.

Вполне возможно, что сложнейшие понятия современной математики, которые сегодня доступны лишь немногочисленному отряду специалистов, в XXI веке войдут в программу средней школы- при условии, что будет найдена адекватная форма организации и символизации материала. Тогда сложнейшие понятия и соотношения будут записаны в виде простых и доступных формул, подобно тому как уравнения Максвелла умещаются в две короткие строчки, если их записать в векторной форме.

Четкое и сжатое символическое обозначение не только облегчает усвоение материала учащимися. Экономная запись уже известных фактов, лаконичная форма изложения уже разработанной теории - это необходимая предпосылка дальнейшего продвижения вперед, один из существенных этапов прогресса наук Ввести новый элегантный способ символизации, изящно изложить уже известную теорию - такая работа тоже носит творческий характер и требует нестандартности мышления.

Способность к переносу

Весьма существенно умение применить навык, приобретенный при решении одной жизненной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это по сути способность к выработке обобщающих стратегий. Вот слова польского математика Стефана Банаха: "Математик - это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями; лучший математик тот, кто устанавливает аналогии доказательств; более сильный математи тот, кто замечает аналогии теорий; но можно представить себе и такого, кто между аналогиями видит аналогии".

Поиски аналогий - это и есть перенос навыка и выработка обобщающей стратегии.

Способность к "сцеплению

Этим словом обозначается способность объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта.

Боковое мышление

Широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: "Чтобы творить-надо думать около". По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя "постороннюю" информацию.

Цельность восприятия

Этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (в отличие от восприятия информации мелкими, независимыми порциями). На эту способность указал И. П. Павлов, выделив два основных типа высшей корковой деятельности - художественный и мыслительный: "Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни - художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д.- захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без разъединения. Другие - мыслители - именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части, и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается".

"Мыслитель" как тип высшей корковой деятельности - это отнюдь не идеал ученого. Разумеется, в науке нужны дотошные собиратели и регистраторы фактов, аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие контексты. Без этого не удается взглянуть на проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.

Готовность памяти

В последнее время появилась тенденция пренебрежительно отзываться о памяти, противопоставляя ее мыслительным способностям. При этом приводят примеры творческих достижений людей с плохой памятью. Но слова "плохая память" слишком расплывчаты. Память включает в себя способность запомнить, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Когда человек ищет решение какой-нибудь проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и на ту, которую сумеет извлечь из памяти. Преимущество при решении получит не тот, у кого эрудиция богаче, а кто быстрее извлечет из памяти необходимую информацию. В таких случаях говорят о сообразительности, но одним из компонентов ее является готовность памяти "выдать" нужную информацию в нужную минуту. Это одно из условий продуктивного мышления.

Сближение понятий

Следующее слагаемое умственной одаренности - легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, смысловое расстояние между ними. Эта способность ярко проявляется, например, в синтезе острот.

Гибкость мышления

Под гибкостью мышления мы имеем в виду способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Нужно подчеркнуть здесь слово "вовремя". Если слишком долго упорствовать в поисках решения, исходя из заманчивой, но ложной идеи, то будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому, что будет упущена возможность решения.

Спонтанная гибкость

Спонтанная гибкость - это способность быстро и легко переключаться с одного класса явлений на другой, далекий по содержанию. Отсутствие этой способности называют инертностью, застойностью или окостенелостью мышления.

Легкость генерирования идей

Еще одна составляющая творческой одаренности - легкость генерирования идей. Причем не обязательно, чтобы каждая идея была правильной: "Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причем лучшие идеи приходят в голову не сразу" (А. Осборн).

Способность к оценочным действиям

Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия производятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее и служат вехами на пути творчества. Что оценочные действия и способности в известной мере независимы от других типов способностей, на это, кажется, первыми обратили внимание шахматные мастера. Среди критериев оценки следует назвать и эстетические критерии элегантности, изящества, простоты.

Беглость речи

Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Ее можно выразить и другим кодом (формула, график), но словесно-речевой код - самый универсальный.

Способность к доведению до конца

Здесь имеются в виду не просто собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к "доведению", к совершенствованию первоначального замысла.

Перечисленные типы творческих способностей по сути не отличаются от обычных, мыслительных. Понятия "мышление" и "творчество" зачастую противопоставляют. Но такая позиция приводит психолога-экспериментатора к грубой методологической ошибке, заставляя признать, что для "творческих личностей" должны существовать какие-то отдельные психологические законы. На самом же деле элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены - сильнее или слабее, по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности, что и создает неповторимый творческий почерк. Почти не бывает людей, у которых сильно выражены все перечисленные выше способности. Но в научный коллектив могут быть подобраны люди, дополняющие друг друга. Древнегреческий поэт Архилох из Пароса, которому приписывается изобретение ямба, писал в известной басне, что "лисица знает много всяких вещей, а еж одну, зато большую". Научная группа, если она сформирована не наугад, должна объединять "лисиц" и "ежей", то есть людей широко образованных, но в чем-то недостаточно глубоких, и тех, кто углубился в тонкости одной темы, но лишен "панорамности мышления".

В связи с этим возникает проблема психологической совместимости и лидерства. Творческое бессилие или высокая эффективность отдельных групп нередко обусловлены неудачным или счастливым сочетанием разных типов способностей. "Вычислить" вклад каждого члена группы очень трудно, и едва ли стоит этим заниматься. В самом невыгодном положении оказываются ученые, наделенные способностью к оценке и критике, но не выдающие собственных идей или не умеющие их осуществлять. Однако роль таких участников для группы порою незаменима, хотя не бросается в глаза, не материализуется в нечто ощутимое. Это иногда служит причиной драматических столкновений.

Получило распространение предложенное Дж. Гилфордом деление мыслительных операций на дивергентные и конвергентные.Конвергентное мышление направлено на получение результатов, которые однозначно определяются тем, воспроизведет ли память ранее заученные сведения. Конвергентное мышление остается в рамках формальной логики и не совершает тех фантасти ческих скачков, которые нужны для получения нового. В процессе конвергентного мышления человек реализует не все свои мыслительные возможности.

Дивергентное мышление связано с уходом от привычного, от ожидаемого, в нем есть внезапные ассоциативные переходы, логические разрывы, необъяснимые, казалось бы, переключения мысли.

Шесть типов способностей - зоркость в поисках проблем, беглость речи, легкость генерирования идей, гибкость, отдаленность и оригинальность ассоциаций - дают дивергентный тип мышления, которое уходит от известного, от привычного, от ожидаемого. Дивергентное мышление связано с генерированием большого числа неожиданных альтернатив.

Существует зависимость между уровнем развития дивергентного мышления и особенностями воспитания. В прежние времена творческие способности предоставляли воле случая, полагая, что все "от бога" и что "талант всегда пробьет себе дорогу". Многовековой опыт человечества не подтверждает такие взгляды. Несомненно, наследственные факторы кладут предел творческим достижениям данного человека. Но для реализации врожденных задатков нужны благоприятные условия.

Творческий климат

Когда-то велись ожесточенные споры о происхождении таланта - дар ли это природы, генетически обусловленный, или же дар обстоятельств. Потом нашли компромиссную формулу: играют роль и генотип, и среда. Но в такой формулировке проблема решается лишь качественно. Необходимо выяснить, что же именно наследуется, а что прививается воспитанием. Здесь очень интересна работа А. Р. Лурии, выполненная еще в 30-е годы. Исследуя однояйцевых близнецов, Лурия показал, что близнецы в дошкольном возрасте дают очень сходные результаты при исследовании их памяти. Иначе говоря, на этой стадии память обусловлена врожденными свойствами.

Но совсем иная рисуется картина, если те же опыты провести на школьниках, которые запоминают, усваивают знания с помощью специальных приемов и средств. Поэтому генетическая обусловленность здесь сводится почти на нет. Если в ранние годы жизни на развитие высших психических способностей влияют главным образом условия домашнего воспитания, то впоследствии главенствующая роль переходит к принятой системе образования, то есть к средней и высшей школе. Наконец, творческий потенциал находится под несомненным, хотя и непрямым, влиянием среды в более широком смысле: он зависит от свойственного данной общественной системе отношения к новаторству и традиции, от взглядов на роль авторитета и догмы.

Закон Харди - Вейнберга о генетической устойчивости популяций применим и к творческим задаткам людей. Количество талантов на миллион жителей должно быть постоянным. Почему же в одну эпоху творили целые созвездия талантливых музыкантов, в другую - художников, в третью - физиков? Очевидно, огромное значение имеет социальный престиж профессии, который, в свою очередь, выражает потребности общества и ту роль, которую общество придает данной деятельности.

Откуда же берется уверенность в призвании? Есть, конечно, люди (и их, как правило, немного) с отчетливой склонностью к музыке, математике, языкам. Гораздо больше просто способных, которые с равным успехом занимались бы и биологией, и медициной, и физикой. Вот здесь-то вступает в силу социальный престиж профессии, то уважение, которое оказывает ей общественное мнение, печать. И молодому человеку - сознательно и подсознательно - начинает казаться, что полупроводники, лазеры или космические ракеты это и есть то, для чего он рожден.

Если бы общество оценивало другую профессию столь же высоко, как профессию физика, то значительная часть тех, кто сегодня еще рвется на физические факультеты, устремилась бы в другие учебные заведения. И была бы уверена, что там ее призвание.

В прошлом веке, когда Луи Пастер и Роберт Кох делали свои знаменитые открытия, престиж биологических наук был очень высок. Эти науки привлекали к себе наиболее одаренных молодых людей. Не исключено, что сегодняшнее развитие генетики и биохимии вновь привлечет множество способных людей на биологические факультеты, и они будут искренне считать, что рождены для занятий биологией.

Видимо, призвание - это понятие больше социальное, чем биологическое, и формируется оно из врожденных задатков психики, условий воспитания и потребностей общества.

Влияние общественного климата проявляется по-разному. С давних пор огромное значение придавалось хорошей научной школе. Не случайно такие корифеи, как Вирхов, Вундт, Гельмгольц и Дюбуа-Реймон, начинали свой научный путь под руководством Иоганнеса Мюллера. Из лаборатории Э. Резерфорда вышла плеяда нобелевских лауреатов. Многие крупнейшие отечественные физики - ученики академика А. Ф. Иоффе. Едва ли эти патриархи науки отбирали наиспособнейших студентов. Скорее они умели индуцировать, пробуждать в учениках самостоятельность и талант. Благодарные ученики пытаются восстановить, какими приемами достигалось пробуждение талантов. "Чуткость ко всему новому", "гениальная интуиция", "нетерпимость к эпигонству", "поощрение самобытности" - смысл выражений такого типа остается все же нераскрытым. Какими качествами обладают основоположники блестящих научных школ - пока не ясно, и проблема создания творческого климата остается одной из самых насущных.

Например, весьма своеобразен был стиль работы в группе М. Дельбрюка, изучавшей бактериофаг и нуклеиновые кислоты. Дельбрюк не поощрял стремления к высокой строгости и точности, считая, что "умеренная небрежность" увеличивает шансы на получение интересных результатов. Девизом группы было: "Поменьше публиковать статей, но зато каждая статья должна быть высшего качества". Лидер группы отдавал предпочтение теоретической мысли перед экспериментом и требовал от коллег один-два дня в неделю посвящать размышлениям, не связанным непосредственно с экспериментальной работой. Все сотрудники обязаны были проявлять бескомпромиссность и беспощадность на семинарах и вообще при оценке выдвигаемых идей. Частые выезды на лоно природы (не только в воскресенье, но и в рабочие дни) способствовали обсуждению проблем в максимально непринужденной обстановке. Если судить по результатам, такой стиль работы оказался весьма эффективным.

Алекс Осборн в конце 30-х годов предложил "брейнсторминг" (мозговой штурм) как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль.

Стимулирование творческой активности достигается благодаря соблюдению четырех правил.

1. Исключается критик - можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.

2. Поощряется свободное и даже необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.J

3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим.

4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также предлагать модификации, то есть "улучшать" идеи, выдвинутые другими членами группы.

Первоначальный энтузиазм в отношении "брейнсторминга" сменился охлаждением. Сейчас пытаются установить, какие задачи лучше решаются таким способом, из каких людей подбирать группы, каковы оптимальные размеры групп.

Определить оптимальные размеры группы важно потому, что количество не всегда переходит в качество. Два полотера могут натереть в доме полы вдвое быстрее, чем один. Но если поэт создал свое произведение за какое-то время, то это не означает, что два поэта написали бы его вдвое быстрее. Ученые больше похожи в этом смысле на поэтов, чем на полотеров.

Мозговой штурм оказывается более эффективным при сочетании с синектическим методом, направленным на то, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым.

Превратить незнакомое в знакомое - значит просто изучить проблему и привыкнуть к ней. После этого нужно проделать обратную процедуру - сделать привычное чуждым. Это достигается с помощью четырех типов операций.

1. Личностное уподобление - отождествление самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например с подвижной частью механизма, деталью машины.

2. Прямая аналогия или поиски сходных процессов в других областях знания. Например, инженер-электрик, решая техническую задачу, ищет аналогии в гидравлике, в термодинамике.

3. Символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задачи.

4. Фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается "как в волшебной сказке", то есть игнорируются фундаментальные законы природы: можно произвольно включать и выключать земное тяготение, менять скорость света и т. д.

"Диагностика" творческих способностей

О творческом потенциале судят по достижениям. Но потенциал - это лишь возможность успеха. Его как раз и нужно научиться измерять.

За рубежом получили распространение разнообразные тесты на определение интеллекта, творческих способностей и так называемые прожективные тесты, выявляющие тенденции личности, ее направленность.

В советской школе эти тесты не применяются. Одаренность и способности людей раскрываются в трудовой деятельности, в процессе накопления и, самое главное, активного применения навыков и знаний. Заключение об одаренности делается не по формальным тестам, а лишь после всестороннего изучения личности.

Скороспелые суждения по результатам тестирования приводили к курьезным ошибкам.

Но нельзя и безоговорочно отвергать тестовую методику. При разумном подходе к оценке результатов тесты могут сослужить человеку хорошую службу; в частности, многие тесты приняты на вооружение авиационной и космической медициной.

Применение тестов для профессиональной ориентации и отбора-дело не такое уж новое. Своеобразный психологический тест содержится в одном из древнейших сказаний. Полководец Гедеон после изнурительного перехода привел свои войска к источнику Харода. Перед решительной битвой, желая отобрать наиболее стойких бойцов, он велел утомленным воинам напиться из источника. Одни из них, став на четвереньки и припав губами к воде, стали жадно лакать ее. Другие пили степенно, черпая воду пригоршнями. Эти триста воинов и были взяты Гедеоном в бой, составив отборный отряд против мадианитян.

Для любой творческой работы требуются разные способности. Вот почему ни один психологический тест в принципе не может обладать абсолютной предсказательной силой; нужны комплексы тестов. К тому же для прогнозирования успешной деятельности необходимо не только понимать психологию таланта, но и учитывать условия, в которых будет протекать деятельность. Поэтому при оценке результатов тестирования надо проявлять благоразумие и осторожность.

Оперируя понятиями "легкость", "гибкость" и "оригинальность", оценивая с их помощью степень творческой одаренности, необходимо определить, что такое легкость, гибкость и оригинальность, как они проявляются при выполнении перечисленных выше заданий. Легкость проявляется в скорости выполнения задания и учитывается путем подсчета количества ответов за отведенный промежуток времени.

Гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие. На вопрос "Сколько употреблений можно придумать для жестянки из-под консервов?" испытуемый называет кастрюлю и чашку. При оценке легкости это два разных ответа. Но и кастрюля, и чашка - сосуды, в которые наливают жидкость. Значит, при оценке гибкости ответы учитываются как один, поскольку здесь нет переключения с одного класса объектов на другой.

Оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе (студенты одного института, ученики данной школы). Если 15% испытуемых дают одинаковый ответ, то такой ответ оценивается нулем. Если менее 1% испытуемых дают данный ответ, то его оригинальность оценивается в 4 балла (высшая оценка). Если от 1 до 2% испытуемых предложило одинаковый ответ, то его оригинальность оценивается в 3 балла и т. д.

В общем, оценка результатов тестирования недостаточно строга - здесь может быть допущен произвол экспериментатора.

Кроме того, остается невыясненной истинная предсказательная ценность тестов. Станут ли в самом деле творческими работниками (и если станут, то насколько результативными) те студенты, которые получат высший балл? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ждать несколько десятилетий, все это время наблюдая за испытуемыми. Поэтому применение всех этих методик представляет интерес пока в основном для исследователей-психологов. Но в процессе работы и анализа тестов психологи приобретают практику и опыт, которые помогут им быстро и правильно оценивать новые идеи и предложения, связанные с выявлением творческих способностей личности.

А пока нет хорошо обоснованной методики отбора, приходится либо действовать наугад, либо использовать эмпирические методы, к которым вынуждены прибегать руководители коллективов, заинтересованные в подборе творчески одаренных сотрудников.

Видный инженер, на протяжении многих лет руководивший большой исследовательской лабораторией по электронике, рекомендует восемь приемов, помогающих отбирать молодых талантливых сотрудников. Вот некоторые из них.

Спросить у пришедшего, считает ли он себя творчески одаренным. Люди, как правило, трезво оценивают себя в этом отношении. К тому же не заинтересованы в обмане, понимая, насколько рискованно для бездарного человека занять место, требующее творческого мышления (например, место ведущего инженера). Недостаток этого приема в другом - многие сами не осознают своих творческих возможностей.

Выяснить количество запатентованных изобретений и оригинальных статей претендента (обзорные статьи и отчеты о текущих экспериментах в счет не идут).

Если вновь поступающий молод и не имеет еще собственных трудов, надо выяснить, в какой мере его мышление нешаблонно. Пусть вспомнит те опыты и лабораторные работы, которые занимали его в бытность студентом и произвели на него впечатление необычностью и красотой. По его рассказу можно будет судить, предпочитает ли он решение проблем простому заучиванию фактов. При этом надо принять в расчет, что одаренный человек склонен говорить о плохо изученных и неясных сторонах предмета в отличие от неодаренного, который говорит лишь о том, что твердо известно.

Необходимо проверить, насколько человек использует свое зрительное воображение. Одаренные люди, особенно в области техники, широко используют зрительные образы и представления в процессе мышления.

Коснуться в беседе какой-нибудь профессиональной проблемы. Иной претендент охотно приводит мнения высокопоставленных лиц, ссылается на источники, но не стремится высказать собственное суждение. Такой человек может иметь высокий коэффициент интеллектуальности (КИ), но очень мала вероятность того, что у него развиты творческие способности.

Предложить новичку конкретную задачу. Например, выпускники физических факультетов получали такое задание: пуля вылетает из ствола винтовки; измерить, с какой скоростью она проходит первые 5 м (точность решения - 0,1%). Физики знают много феноменов, которые можно применить в данном случае, но не все умеют приложить свои знания. Одни считают, что нужно обратиться к справочной литературе и там прочитать, как проводятся подобные измерения. Другие пытаются думать самостоятельно, предлагают нечто вроде секундомера, который требуется остановить в нужный момент. Хотя каждый физик знаком с "десятичным счетчиком".

Творчески одаренные люди обычно предлагают множество идей, в том числе и забавных, шуточных, смешных. Постепенно круг догадок сужается и остается несколько практических, хотя и не разработанных до конца. Характерно, что порою по окончании беседы увлекшиеся визитеры забывают о прямой цели посещения и обещают придумать что-нибудь еще. Интеллектуально смелые, эти люди не боятся высказать предложение, даже если оно и не вполне пригодно для решения. И количество идей в конце концов переходит в качество. Человек, лишенный творческих способностей, выскажет идею, только если абсолютно уверен в ней.

Перечисленные методы отбора оправдывают себя на практике, но было бы интересно соединить эти эмпирические методы с психологическим тестированием, включающим тестирование самых разных творческих способностей.

В заключение мнение о психологических тестах Стивена Ликока, которое он высказал в коротком рассказе "Тест":

"Джон Смит уже некоторое время отбывал воинскую повинность, но не проявил при этом ни сообразительности, ни инициативы. Сначала его направили в пехоту, но оказалось, что для этого рода войск он слишком туп. Попробовали конницу, но там он зарекомендовал себя еще хуже. Однако, поскольку Смит был парень крепкий, здоровый, уволить его вообще из армии не могли. Оставалось одно - перевести его в другое подразделение.

И вот Джон Смит отрапортовал о своем прибытии новому начальнику.

Ну вот что, Джон,- сказал тот,- главное в воинской службе-это всегда проявлять смекалку и предприимчивость. Другими словами - интеллект. Понял?

Так точно, сэр.

Теперь слушай меня внимательно: я тебе устрою испытание, задам тест. Как ты думаешь, есть у тебя интеллект?

Кто же его знает! - протянул, переступая с ноги на ногу, Джон.

Сейчас увидим. Скажи мне, что это такое: имеет две подошвы, два каблука и 24 дырки для шнурков.

Джон Смит напряженно думал около трех минут. На лбу у него выступили мелкие капли холодного пота.

Не могу знать, сэр,- наконец произнес он.

Вот чудак,- усмехнулся офицер.- Это же одна пара ботинок! Но продолжим. Скажи, что такое: имеет четыре подошвы, четыре каблука и 48 дырок для шнурков.

Спустя пять минут взмокший от напряжения Джон повторил:

Не могу знать, сэр...

М-мда-а... Это же две пары ботинок! Ну, попробуем последний вопрос. Что имеет шесть ног, два рога и в мае летает и жужжит? Если не ответишь, я уж и не знаю, что с тобой делать.

Не долго думая, Джон Смит выпалил:

Так это ж три пары ботинок, сэр!"

ВВЕДЕНИЕ 3 1. СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 5 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 7 3. ПРЕДЕЛЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Введение

Актуальность изучения вопросов формирования креативной компетенции в XXI веке связана с проблемами, возникшими в образовании и в обществе в целом: поиск новых способов формирования креативной компетенции, определение своего места в обществе. Креативная компетентность включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности (коммуникативной, учебной, организаторской). Существенной составляющей творчества являются знания и умения, которые лежат в основе собственной творческой и познавательной деятельности. Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что исследователи к вопросам креативного мышления обратились сравнительно недавно - в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных теоретических и экспериментальных направлений. По мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный и младший школьный возраст являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.). Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. В исследованиях И.Я. Лернер и М.Н. Скаткина обращается внимание на взаимосвязь данной от рождения способности к творчеству и возможностью реализовать ее на разном уровне. Целенаправленность обучения дает возможность сформировать высокий уровень развития имеющихся творческих данных. Цель настоящей работы - изучить специфику творческих способностей человека. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - выявить специфику творчества и творческих способностей; - рассмотреть условия формирования творческой личности; - определить пределы развития творческой личности.

Заключение

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении. Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию. Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981.- 80 с. 2. Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А., Как становятся великими или выдающимися?, М., «Издательство Института Психотерапии», 2003 г. -288 с. 3. Леонтьев,А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл,2007. – 340 с. 4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 78 с 5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2003. - 607 с. 6. Милорадова,Н.Г. Психология и педагогика. М.: Гардарики,2007. – 335с. 7. Радугин А.А Психология и педагогика. – М, Центр, 2002. М.: Центр,2002. - 256 с. 8. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1984.- 208 с.

Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни предмета исследования, ни методики. На сегодняшний день данная тема из разряда малоизученных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. (Популярная психология хрестоматия составитель В.В. Мироненко М: Посвящение 1990)

Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях.

Первое направление - отчет ученых-исследователей, обогативших научную жизнь первостепенными открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда.

Второе направление - метод модельных экспериментов. Творческий процесс, включает в себя не только решение проблемы, но и особую зоркость в поисках проблем, дав увидеть проблему там, где для других все ясно, умение сформулировать задание. Это особая восприимчивость к несоответствиям и пробелам в окружающем мире, и, прежде всего, к расхождениям между принятыми теоретическими объяснениями и реальностью.

Третий путь исследования творчества - изучение особенностей творческой личности, где используются психологическое тестирование, анкетный метод, статистика.

Таким образом, в проблеме творчества определяют несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат.

Творческие способности присущи любому человеку, в том числе школьнику - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости, в изучении творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе.

Рассмотрим особенности развития творческих способностей. Творчество можно охарактеризовать как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиции философии, творчество - это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности. Творчество понимается как деятельность, направленная на создание существенно нового; как процесс, включенный в постановку и решение проблем, нестандартных задач; как форма познания действительности и т.д.

Творчество можно разделить на несколько видов: это художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. Следуя Л. С. Выгодскому, определявшему «творчество социальных отношений», т.е. «творческие способности к быстрой и умелой социальной ориентировке», можно выделить коммуникативное и адаптивное творчество.

Творчество - это мышление в его высшей форме, выходящей за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое. Творчество может иметь место в любой сфере деятельности человека: научной, производственно-технической, художественной, политической и др.Творчество представляет собой явление, относящееся, прежде всего, к конкретным субъектам и связанное с особенностями человеческой психики, закономерностями высшей нервной деятельности, умственного труда.

В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей. Применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творчество - это форма деятельности человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и так далее.

Критериями творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и другие.

Творческая деятельность является инструментом развития творческих способностей, т.к. выполняя творческие задания в частности и осуществляя творческую деятельность вообще, субъект применяет свои способности для решения какой-либо проблемы и, следовательно, развивает их в ходе решения.

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью.

Креативность - это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. (Розов Н.С.)

Креативность - это интегративная способность, вбирающая в себя системы взаимосвязанных способностей, элементов. Например, креативными способностями является воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность. (Александров А.А.)

Творческие способности представляют собой совокупность многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности, которые заключаются в способности:

видеть проблему там, где её не видят другие;

сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

легко ассоциировать отдалённые понятия;

памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

гибкость мыслить;

выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

легко генерировать идеи;

к творческому воображению;

дорабатывать детали, совершенствовать первоначальный замысел.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В.С. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики), выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

  • 1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
  • 2. Умение видеть целое раньше частей.
  • 3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
  • 4. Экспериментирование-способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

В любом виде деятельности творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.

Таким образом, проанализировав рассмотренные выше подходы к раскрытию понятий «творчество», «творческие способности», «творческое мышление» и определению составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие в их определении, исследователи единодушно выделяют творческое мышление и творческое воображение как обязательные компоненты творческих способностей, что говорит об их неразрывной связи. При работе над развитием творческих способностей нужно направлять деятельность учащихся и задействовать творческое воображение и мышление.

Психологи (А.А. Баев, В.Т. Кудрявцев) определяют уровни развития творческих способностей.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное. В процессе, овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

Помимо уровней, так же существуют виды способностей. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей при известных условиях положительно влияет на развитие интеллекта.

Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку. У одаренного ученого могут проявляться и недюжинные конструкторские способности (Жуковский, Циолковский, Эдисон, Фарадей и многие др.).

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим и специальным способностям. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности. Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае. У всех детей заложены творческие способности, следовательно, их нужно развивать для успешности ребенка. Для развития творческих способностей в учебном заведении существуют внеурочные занятия.

Введение
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача,то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Среди первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратилвнимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению.
Дж. Гилфорд создал концепцию, в основе которой лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как “тип мышления, идущего в различных направлениях".
Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П.Торранс.
Креативность рассматривалась Торрансом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. На основании научнойлитературы было установлено, что креативность, как характеристика личности, это сложное интегративное образование. Состав креативности определяет совокупность различных способностей, обуславливающих осуществление творческого процесса. На основании рассмотренных исследований структуры творческого процесса установлено: в динамике творческого процесса можно выделить фазы или стадии, когда развитие (дальнейшееосуществление) творчества обуславливается в большей степени какой-либо доминирующей способностью. Иначе говоря, в процессе творчества способности, составляющие содержание креативности, последовательно актуализируются, оставаясь при этом единой системой.
Формирование креативности предполагает создание диагностических средств, дающих возможность идентифицировать творческий потенциал человека. В последнее время внашей стране практические психологи (в том числе школьные) стали активно применять различный психодиагностический инструментарий, который включает и тесты креативности (были адаптированы к русскоязычной выборке и получили широкое распространение зарубежные методики измерения креативности Е. Торренса и С. Медника). Но проблема заключается в том, что традиционные тестовые процедуры, по мнению рядаученых, не позволяют представить достаточно полную картину творческих возможностей обследуемых людей, Б. Саймон, М. Уоллах. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что при идентификации креативности приходится иметь дело с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью, спонтанностью проявления.

Глава 1 Понятие творческих способностей человека
Творческиеспособности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологисвязывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои...

Творческие способности в процессе своего развития проходят несколько этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она уже была достаточно представлена на предыдущем этапе. Для развития способностей должно быть определенное основание, которое составляют задатки.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга. Они составляют основу развития способностей.

Способности - это индивидуально-психологические особенности конкретного человека, благодаря которым успешно выполняется та или иная продуктивная деятельность.

Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, что является залогом успешного выполнения конкретной деятельности.

Талант - это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, т. е. таких, которые дают возможность успешно выполнять определенную деятельность: литературную, музыкальную, сценическую и тому подобное.

Гениальность.- это высокий уровень развития способностей, который определяет появление произведений, которые имеют историческое значение в жизни общества, удостоверяющих новую эпоху в развитии культуры.

Образование и самовоспитание являются теми средствами, что больше всего развивают наши творческие способности. Ознакомление с миром культурных ценностей, познание

и освоение истории мировой культуры, активное овладение различными формами человеческой деятельности предстает как средство саморазвития личности, реализации своего человеческого предназначения и своей человеческой сущности.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Понятие "общество" в философии.

Понятие "общество" в философии имеет не одно определение. "Общество - наиболее общая система связей и отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности ("человеческое общество"); исторически определенный тип социальной системы (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество); специфическая форма социальной организации, сложившейся в процессе исторического развития данной страны.

Его качественные характеристики, законы, социальные идеалы, развитие и перспективы изучает отдельный раздел философского знания - социальная философия.

Общество является объективной реальностью, формой существования общественного бытия, что имеет внутреннюю структуру, целостность, законы и направленность развития. В узком смысле этим понятием обозначают конкретный тип социальной организации как системы, саморозвиваються.

Средой его существования является природа. Основными элементами общества как системы, саморозививається есть те сферы, в рамках которых реализуется деятельность людей: экономическая, социальная, политическая, духовная. Гармоничное взаимодействие между сферами общественной жизни обеспечивает целостность общества.

Философия определяет три основные группы факторов, которые обусловливают развитие человеческого общества:

Труд (специфически человеческая целесообразная деятельность);

Общение (коллективный характер деятельности и жизни);

Сознание (познание, интеллект, духовное содержание человеческой деятельности).

В современной литературе существуют несколько определений общества. Общим для них является то, что они с разных сторон пытаются очертить ту целостность, которая лучше всего проявляется через следующие признаки.

Во-первых, общество - это люди.

Во-вторых, общество - это разные люди.

в-третьих, общество - это явление самодостаточности человека.

в-четвертых, общество - это общность людей.

И, в-пятых, общество - это отношения между людьми.

Полагая, что приведенные признаки наиболее полно в измерении современности отражают сущность и содержание общества, можно сделать вывод в виде такого определения.

Общество - это естественно социальная самодостаточная общность людей, выделенная из природы часть материального мира, исторически переменная форма жизнедеятельности и общения людей.