История ивана андреевича крылова краткое содержание. Известные басни и произведения Ивана Крылова. Детские годы Крылова

Детские годы

Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.

Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.

Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.

Петербургский период

В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.

Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал. В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам и весям необъятной России.

Путешествие по России

Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.

Театральная деятельность

Крылов смог легко вздохнуть только со смертью Екатерины II, которая преследовала его за обличение её порядков. Он устраивается личным секретарём и домашним учителем детей к самому князю С. Голицыну, который разрешает поставить в своём домашнем театре злободневную крыловскую трагикомедию \»Трумф, или Подщипа\».

В 1801 году разрешают к постановке его комедию \»Пирог\», а затем \»Модную лавку\» и \»Урок дочкам\».

Государственная служба

С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря.

Любовь и семейная жизнь

По официальным данным, Иван Андреевич так и не был женат. Однако многие его близкие и друзья, часто бывавшие в его доме, считали, что дочка его кухарки по имени Саша была и его дочерью. Когда кухарка умерла, Крылов воспитывал Сашу и даже дал за неё большое приданое. Незадолго до смерти баснописец всё своё имущество, а также права на свои сочинения завещал мужу Саши.

Смерть

Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Есть несколько версий причин его смерти: либо заворот кишок от переедания, либо двустороннее воспаление лёгких. Похоронен Крылов в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Основные достижения Крылова

  • Открыл для русской литературы жанр басни.
  • Писал обличительные злободневные произведения, которые до сих пор не утратили своего общественного значения.
  • Пополнил Императорскую Публичную библиотеку сотнями экземплярами редких старинных книг.
  • Стал составителем славяно-русского словаря.

Важные даты биографии Крылова

  • 1769 год, 2 февраля – родился в Москве
  • 1775 год – переезд в Тверь
  • 1779 год – смерть отца, работа писцом в Тверском суде
  • 1782 год – переезд в Петербург
  • 1784 год – создание оперы \»Кофейница\»
  • 1785 год – создание трагедии \»Клеопатра\»
  • 1786 год – увидела свет трагедия \»Филомела\»
  • 1787-1788 годы – работа над комедией \»Проказники\»
  • 1788 год – смерть матери
  • 1789 год – издание журнала \»Почта духов\»
  • 1792 год – издание журнала \»Зритель\»
  • 1793 год – преобразование журнала \»Зритель\» в журнал \»Санкт-Петербургский Меркурий\»
  • 1791-1801 годы – путешествие по России
  • 1797 год – работа личным секретарём у князя Голицына
  • 1800 год – постановка трагикомедии \»Трумф, или Подщипа\»
  • 1801 год – постановка комедии \»Пирог\»
  • 1806 год – выход в свет комедии \»Модная лавка\»
  • 1807 год – окончание комедии \»Урок дочкам\»
  • 1809 год – первая книга басен Крылова
  • 1811 год – избран членом Российской Академии
  • 1812 год – работа библиотекарем в Императорской Публичной библиотеке
  • 1823 год – получает золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги
  • 1825 год – вышли в печать два тома басен Крылова на русском, итальянском и французском языках
  • 1841 год – отставка
  • 1841 год – получил почётное звание академика Петербургской Академии Наук
  • 1844 год, 9 ноября – умер дома, в Петербурге
  • У \»дедушки Крылова\» был отличный аппетит. Однажды, съев около десятка пирожков, он удивился их отвратительному вкусу. Открыв кастрюлю, из которой он их брал, он увидел плесень. Это не помешало ему доесть оставшийся в кастрюле ещё десяток пирожков.
  • У Крылова была необъяснимая мания: он обожал смотреть на пожары и старался не пропускать ни одного пожара в Петербурге.
  • Любимым предметом в доме Крылова для него был диван, на котором он мог лежать сутками. Над этим диваном кое-как, на одном маленьком гвоздике, висела картина огромных размеров. Все, кто бывал у Крылова в гостях, советовали ему закрепить картину на стене, а иначе она могла пробить ему голову. Крылов всем отвечал одинаково, что он уже всё рассчитал и ему ничего не грозит: даже если картина сорвётся, падать она будет по касательной и его не заденет. Но самое интересное: эта легендарная картина, ставшая \»притчей во языцех\» в жизни Крылова, провисела на стене до конца его жизни, так и не упав.
  • Прототипом гончаровского Обломова стал именно Иван Андреевич Крылов.
  • Если Крылов оказывался на званом обеде, он с удовольствием поглощал за раз расстегаи, три тарелки ухи, пять отбивных, целую жареную индейку. Приехав домой, он мог всё это заесть миской капусты и чёрным хлебом.
  • Однажды на обеде у императрицы Крылов сел за стол и, не здороваясь и никого не дожидаясь, тут же приступил к трапезе. Культурный и обычно выдержанный В. А. Жуковский схватился в ужасе за голову и закричал баснописцу: \»Прекрати, пусть царица тебя хотя бы попотчует!\» На что Крылов испуганно и искренне ему ответил: \»А вдруг не попотчует?\»
  • Крылов был азартен и любил играть в карты на деньги. Играл виртуозно, выигрывая порой целые состояния. Был период, когда было решено выслать его из обеих столиц за непомерное увлечение картами. Кроме того, страстью Крылова были петушиные бои, ни один из которых он старался не пропускать.
  • Многие шутники пытались обидеть или оскорбить Крылова за его обжорство и тучный вид, но они не знали, что Крылов совершенно спокойно реагировал на критику да ещё и умел парировать. Однажды на прогулке он услышал, как кто-то из проходившей мимо компании молодёжи назвал его тучей. Он не растерялся, задумчиво посмотрел на небо и добавил: \»Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались\».

Художественный мир Крылова Жизнь и творческий путь Крылова Мировоззренческие истоки реализма Крылова Поэтика Крыловской басни Общенациональное содержание басен Крылова

Художественный мир Крылова

крылов басня афористический художественный

«Выбравши себе самую незаметную и узкую тропу, шёл он по ней почти без шума, пока не перерос других, как крепкий дуб перерастает всю рощу, вначале его скрывавшую. Этот поэт — Крылов. Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку — и в сей басне умел сделаться народным поэтом. Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, который крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум. Пословица не есть какое-нибудь вперед поданное мнение или предположение о деле, но уже подведённый итог делу, отстой, уже перебродивших и кончившихся событий, окончательное извлечение силы дела из всех сторон его, а не из одной… Отсюда-то и ведёт своё происхождение Крылов. Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа» — так определил существо дарования Крылова Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями».

Путь Крылова в русскую литературу был, куда боле тернист, чем у Карамзина или Жуковского, выходцев из родовитых и обеспеченных дворянских семей. В отличие от них Крылов не получил систематического образования. Но неблагоприятные условия жизни в известном смысле, оказались полезными для его литературной деятельности: они уберегли Крылова от неумеренного влияния иностранного образования, которое разобщало культурное сословие русского общества с народной средой.

Ж изнь и творческий путь Крылова

Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве и происходил из «обер-офицерских детей», отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по обязанностям службы часто менял место своего жительства. Когда родился баснописец, отец жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со всем семейством отправили в Оренбург. В «Истории Пугачевского бунта» А. С. Пушкин отмечал: «К счастью, в крепости (Яицкой) находился капитан Крылов, человек решительный и благородный. Он в первую минуту беспорядка принял начальство над гарнизоном и сделал нужные распоряжения». Потерпев неудачу, «Пугачев скрежетал. Он поклялся повесить не только… Крылова, но и все семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом, обречен был смерти и четырехлетний ребенок, впоследствии славный Крылов». Родители Крылова были не очень образованными, но простыми и честными людьми: семья Мироновых из «Капитанской дочки» Пушкина в чем-то напоминает их. По окончании военных действий против мятежников капитан Крылов перешел на гражданскую службу в чине коллежского асессора и занял в Твери место председателя губернского магистрата. Но в 1778 году он умер, оставив вдову с двумя детьми без средств к существованию. От Андрея Прохоровича Иван Крылов получил в наследство лишь солдатский сундучок с книгами, собранными отцом. При всей бедности это был все-таки человек замечательный. Вероятно, и грамоте Крылов научился у отца, и любовь к чтению от него унаследовал.

Но получить систематическое образование Крылову не удалось: отроком он вынужден был определиться на службу подканцеляристом -- переписчиком казенных бумаг. Служба дала многое будущему баснописцу, она познакомила его с чиновничьими плутнями, с судейским мздоимством. Своим для наблюдательного и восприимчивого мальчика стал быт провинциального городка. По воспоминаниям современников, Крылов в отроческие годы «с особенным удовольствием посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов».

По просьбе матери, «из милости», тверской помещик Львов пустил Ивана Крылова в свой дом учиться с его детьми. Этот дом в Твери был «литературным»: хозяева любили поэзию, ставили любительские спектакли. Здесь, по-видимому, Крылов приобрел первую страсть к литературному творчеству. Пятнадцатилетним мальчиком он написал комическую оперу в стихах и прозе «Кофейница» (1782--1784), получившую одобрение и вселившую первые надежды на успех в литературе. В 1782 году семья Крыловых перебирается в Петербург: мать хлопочет о пенсии, а старший сын Иван с трудом находит себе службу в казенной палате с нищенским жалованьем. Упорный Крылов занимается самообразованием, завязывает знакомства в литературных и театральных кругах, пишет одну за другой трагедии, комедии, комические оперы -- «Клеопатра», «Филомела», «Бедная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», «Американцы» и т. д.

Огорченный неудачами, он порывает с театром и пробует свои силы на поприще журналистики как писатель-сатирик. В 1789 году он издает сатирический журнал «Почта духов», в котором высмеивает французоманию, обличает казнокрадство и плутовство, притеснения крепостных, неправду в судах. Журнал напоминает сатирический сборник, в котором живущие среди людей невидимые «духи» ведут переписку с волшебником Маликульмульком. Вот, например, один из «духов» проникает в набитую просителями переднюю богатого вельможи. Он обращает внимание на бедного, тяжело вздыхающего человека. «Я вздыхаю, сударь, о том, что у меня оторвали ногу, а не голову: я бы вечно не знал, что такое есть прихожая знатных». Солдат суворовских походов с горечью говорит о вельможе: «Я верю, что его похвала прекрасна и красноречива, но верю также, что я со временем, к его славе и к чести моего отечества, умру в этой прихожей с голоду». И когда в приемной появляется «убранный великолепно» вельможа, он «очень учтиво кланяется на все стороны» -- и благосклонно принимает прошения от богатых просителей, причем «дух» замечает, «что многие просительные письма были довольно толсто свернуты и такие принимались с большей благосклонностью». Эта сатирическая зарисовка предвосхищает гоголевскую «Повесть о капитане Копейкине» из «Мертвых душ». Естественно, что такой журнал не мог существовать долго, он был на подозрении у цензоров, и уже в августе 1789 года Крылов вынужден его издание прервать.

В 1792 году он начинает издавать журнал «Зритель», где публикует «Похвальную речь в память моему дедушке» -- злую сатиру на крепостников. Этот дедушка, «разумнейший помещик», с «неустрашимостью гоняясь за зайцем, свернулся в ров и разделил смертную чашу с гнедою своею лошадью прямо по-братски». Дедушка имел тысячу других дарований, «приличных и необходимых нашему брату дворянину: он показал нам, как должно проживать в неделю благородному человеку то, что две тысячи подвластных ему простолюдинов выработают в год».

В «восточной повести» «Каиб» просвещенный калиф ничего не предпринимал без согласия своего дивана (государственного совета). Он был миролюбив и для избегания споров начинал свои речи так: «Господа! я хочу того-то; кто имеет на это возражение, тот может свободно его объявить: в ту же минуту получит он пятьсот ударов по пятам, а после мы рассмотрим его голос». Таким удачным предисловием поддерживал он совершенное согласие между собой и советом и придавал своим мнениям такую вероятность, что разумнейшие из дивана удивлялись их премудрости".

Каиб был поклонником сентиментальной поэзии, идиллических пастушков и пастушек. Совершая путешествие по своему государству, «увидел он на берегу речки запачканное творение, загорелое от солнца, заметанное грязью. Калиф, было, усомнился: человек ли это; но по босым ногам и по бороде скоро в том уверился…

Скажи, мой друг,-- спрашивал его калиф,-- где здесь счастливый пастух этого стада? -- «Это я,-- отвечало творение и в то же время размачивало в ручейке корку хлеба, чтобы легче было ее разжевать…»

В мае 1792 года, на пятом месяце издания журнала, по приказу Екатерины II в типографии Крылова был произведен обыск. «Зритель», разумеется, запретили, Крылов попытался взамен издавать журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», но уже к середине 1793 года пришлось отказаться от этой затеи. Он бросил все и уехал из Петербурга на долгие годы.

Весь период царствования Павла Крылов живет в провинции.

Одно время он занимает должность секретаря при опальном вельможе князе С. Ф. Голицыне. Для домашнего театра в его имении он сочиняет «шутотрагедию» «Трумф, или Подщипа» -- злую пародию на трагедии писателей-классицистов и такую едкую сатиру на правительственные верхи, что в России это произведение стало возможным опубликовать только после революции.

С воцарением Александра I Крылов появляется в Петербурге.

Он снова пробует силы на драматургическом поприще, и на сей раз с успехом. Его комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807) срывают аплодисменты у театральной публики. Крылов высмеивает в комедиях французоманию дворянского общества, его равнодушие к русской национальной культуре. В эпоху наполеоновских войн этот вопрос приобрел почти политическую остроту. В финале комедии «Урок дочкам» патриархальный дворянин Велькаров говорит своим обезумевшим от галломании девицам: «Два года, три года, десять лет, останусь здесь в деревне, пока не бросите вы все вздоры, которыми набила вам голову ваша любезная мадам Григри, пока не отвыкнете вы восхищаться всем, что только носит нерусское имя, пока не научитесь скромности, вежливости и кротости, о которых, видно, мадам Григри вам совсем не толковала, и пока в глупом своем чванстве не перестанете морщиться от русского языка». В преддверии 1812 года такие слова «под занавес» завершались в театре бурными рукоплесканиями.

В этот период пробуждения русского национального самосознания и достигает расцвета реалистический талант Крылова. Но получает он наиболее полнокровное и живое воплощение не в комедии, не в сатире, а в краткой и емкой поэтической миниатюре, название которой -- «басня Крылова». В 1809 году выходит первый выпуск его басен, встреченный так тепло и восторженно, что вслед за ним появляются еще восемь книг, объединивших 197 лучших басен писателя.

Мировоззре нческие истоки реализма Крылова

К басне Крылов пришел в зрелые годы, пройдя сложный путь творческих исканий в русле просветительской идеологии XVIII века и пережив глубокий кризис ее на рубеже веков. Суть этого кризиса нашла отражение в его баснях «Сочинитель и Разбойник», «Водолазы», «Безбожники», «Червонец», «Крестьянин и Лошадь» и др.

Сочинитель, который «тонкий разливал в своих твореньях яд», вселяя разврат и безверие в сердца людей, попадает вместе с Разбойником в ад («Сочинитель и Разбойник»). Виновных сажают в два чугунных котла и разводят под ними огонь. Проходят века. Костер под котлом Разбойника затухает, а под Сочинителем все сильнее и сильнее разгорается. В басне этой утверждается ответственное отношение писателя к своему художественному слову -- тема, проходящая через всю классическую литературу XIX века. Но, кроме общего, в басне Крылова есть еще и конкретно-исторический смысл. Современники баснописца без труда угадывали за образом Сочинителя реальный исторический прототип. Это был Вольтер, один из ведущих французских просветителей, идеологически подготовивший Великую французскую революцию в конце XVIII века. Этой революции Крылов не принял, а вместе с тем усомнился и в исторической плодотворности самого просветительства с его атеизмом и верой в разум, в добрую природу человека, с его нигилистическим отрицанием современного общественного порядка, обвиняемого в развращении, в подавлении этой доброй человеческой природы. Самонадеянный и дерзкий разум просветителей ставится под прицел Крылова в басне «Водолазы». Некий царь засомневался в пользе разума: гнать ученых из своего царства или нет? Собранный им государственный совет не мог решить такой вопрос: одни считали -- «не ученье тьма», «другие утверждали, что люди от наук лишь только хуже стали». Тогда царь призвал «разумников», назначил им большое жалованье и о науках спор им предложил на суд. Начались бесконечные словопрения «разумников», потому что «в голосах разлад для них был настоящий клад, и, если бы им волю дали, они б доныне толковали да жалованье брали». Сомнения царя разрешил не государственный чиновник, не ученый-«разумник», а Пустынник, Божий человек. И разрешил он их не рассудком, не логическим разумом, а мудрой притчей о трех братьях, решивших добывать жемчуг в море. Один брат, ленивый, предпочитал скитаться по берегу и ждать, когда жемчужину выбросит волна. Другой избрал глубину по своей силе, нырял и поднимал жемчуг со дна. Он жил, «всечасно богатея». А третий с алчностью к сокровищам хотел достать морское дно на самой глубине, кинулся в пучину и заплатил за свою дерзость жизнью.

Истинная мудрость, по Крылову, открывается не дерзкому разуму, а художественному, образному мышлению, с большей полнотой отражающему живую жизнь. Крылов не отрицает пользы наук и важности разума, но устанавливает для них пределы, нарушая которые обожествивший себя разум сеет разрушение и смерть.

Если разочарование в претензиях человеческого разума обратило сентименталистов и романтиков к глубинам человеческого сердца, то Крылова это же самое разочарование привело к «художественной мудрости» и одаренности своего родного народа, здравый смысл которого он стал ценить выше мнений и суждений всех «разумников» европейского Просвещения. Именно потому в баснях Крылова, по сравнению с его сатирическими произведениями XVIII века, негодование исчезло, добродушная лукавая усмешка зазвучала в его обличительных речах. Православная душа народа, к которой он теперь обратился, призывала его к уступчивости, осторожности и мягкости. Если просветители крушили общественные институты, видя в них основное зло, искажающее «добрую природу человека», то Крылов трезво заметил теперь, что корни общественного зла скрываются глубже, в самом человеке, в помраченной грехом природе его. И самодовольный разум тоже не свободен от этой греховности. Потому и важнее для писателя не обличать, а понять и показать эту слабость, это человеческое несовершенство.

Поэ тика Крыловской басни

Обращаясь к жанру басни, Крылов решительно видоизменил его. До Крылова басня понималась как нравоучительное произведение, прибегающее к аллегорической иллюстрации моральных истин. У предшественников Крылова ключевую роль в басне играли дидактические зачины и концовки. Они как бы восполняли недостаточность изображения действительности. «Картинка», иллюстрирующая моральную сентенцию, была достаточно условной и однолинейной, требующей дидактического пояснения. Крылов в меньшей степени нуждается в таких зачинах и концовках, потому что его рассказ говорит сам за себя, живописует, воссоздает столь яркую, художественно-образную картину действительности, что не требует пояснения. Крылов преодолевает свойственный классицизму рассудочный, отвлеченный дидактизм. Он не «морализирует», а изображает, показывает, предоставляя читателю сделать самому естественно вытекающий из рассказа вывод. Поэтому во многих баснях Крылова нравоучение отсутствует вообще («Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей» «Лягушки, просящие Царя» и др.). Причем по мере совершенствования искусства баснописца от одного выпуска книги к другому число нравоучений последовательно уменьшается.

Но и сами нравоучения, там, где Крылов их оставляет, решительно видоизменяются. Прежде всего, они кратки и тяготеют не к отвлеченному резонерству, а к художественному образу пословичного типа. В пословице, по Гоголю, сверх полноты мыслей важен еще и сам образ их выражения: «в них отразилось много народных свойств наших; в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом -- все шевелящее и задирающее за живое: как стоглазый Аргус, глядит из них каждая на человека». Пословица подводит делу не однолинейный, а многосторонний итог. Это выражается в поговорке: «Одна речь -- не пословица». Именно так строит свои нравоучения Крылов: «А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей» («Музыканты»); «Избави Бог и нас от этаких судей» («Осёл и соловей»).

Иногда Крылов включает в басню лукавый отказ от нравоучения, который действует эффективнее прописной морали: «Баснь эту можно бы и боле объяснить -- да чтоб гусей не раздразнить» («Гуси»).

Особенно заботится Крылов об эффективности, афористической остроте концовки, приберегая наиболее емкие и точные афоризмы к последним стихам басни: «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил» («Любопытный»); «А Философ без огурцов» («Огородник и Философ»); «Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят» («Две Собаки»).

Иногда после басенной инсценировки вместо поучающего итога то же самое явление Крылов показывает уже в подлинном виде, в жанровой сценке. В басне «Лисица и Сурок» сперва рассказывается история Лисицы, будто бы невинно пострадавшей за взятки, но метко выведенной на чистую воду заключением Сурка: «Нет, кумушка; а видывал частенько, Что рыльце у тебя пуху». А далее Крылов развертывает вместо нравоучения следующую бытовую картинку:

Иной при месте так вздыхает, Как будто рубль последний доживает…

А смотришь, помаленьку То домик выстроит, то купит деревеньку.

Теперь, как у него приход с расходом свесть, Хоть по суду и не докажешь, Но как не согрешишь, не скажешь: Что у него пушок на рыльце есть.

Вообще поучительная направленность басни у Крылова не сковывает реалистические картины жизни во всех ее проявлениях: от роскошных палат до деревенской избы. Такие басни, как — Демьянова уха", «Два Мужика», «Три Мужика», «Муха и Дорожные» и многие другие, интересны не только поучениями, естественно вытекающими из зарисовок происшествия, но и самими эти зарисовками с реалистическими деталями и подробностями, не имеющими прямого отношения к нравоучительному итогу. Такова, например, бытовая зарисовка вынужденной остановки в дороге дворянской семьи в басне «Муха и Дорожные» Здесь Крылов предвосхищает типы некрасовских мужиков-правдоискателей в поэмах «Коробейники» и «Кому на Руси жить хорошо» {www.сайт, 8}.

В тесных пределах басни Крылов сжимает содержание, которое уже содержит «в зерне» будущие развернутые вещи Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина. Басни у Крылова тоже тяготеют к емкой («пословичной») художественной формуле. Поэтому, в отличие от предшественников, Крылов стремится придать басенной композиции предельную динамичность, предпочитая диалог вместо повествования, достигая быстрого развития сюжета: например, в басне «Щука и Кот» есть завязка (просьба Щуки), развитие действия (ловля), развязка («И мыши хвост у ней отъели») и финал («Тут, видя, что куме совсем не в силу труд, Кот замертво стащил ее обратно в пруд»). Белинский называл басни Крылова «маленькими комедийками».

Реализм басен Крылова наиболее полно проявился в языке.

Баснописец положил в основу разговорный язык, но у каждого сословия в его произведениях он свой: грубый язык Волка и покорный Ягненка («Волк и Ягненок»), хвастливая речь Зайца («Заяц на ловле»), глубокомысленные рассуждения глупого Петуха («Петух и Жемчужное Зерно»), чванливые речи Гусей о своих предках («Гуси»), тупо-самодовольная речь Свиньи («Свинья под Дубом») и т. д.

«Даже Осёл, который у него до того определился в характере своем, что стоит ему высунуть только уши из какой-нибудь басни, как уже читатель вскрикивает вперед: «это Осёл Крылова!"-- даже Осел, несмотря на свою принадлежность климату других земель, явился у него русским человеком»,-- писал Гоголь.

Широко и свободно ввел Крылов в свои басни народную лексику:

«рыло», «мужик» (вместо Карамзинского «поселянин»), «хворостина», «навоз», «дура», «скотина», «олух» и т. д. Он использовал не только лексические, но и морфологические особенности просторечия: «здесь и оконье и перье», «скончай», «увидь», «то к тему их прижмёт», «тое», «печи», «стеречи». Но особенно любит использовать Крылов народные идиомы -- типические русские обороты и выражения, непереводимые на иностранные языки: «В ушах у гостя затрещало» («Музыканты»), «Мой господин во мне души не чает» («Две Собаки»). Белинский отмечал: «Эти идиомы, эти русицизмы, составляющие народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное самородное богатство, уловлены Крыловым с невыразимою верностью».

Многие басни Крылова выросли непосредственно из русских пословиц, образный «бутон» которых поэт искусно развертывал, облекал в плоть и кровь басенных событий. Так, из пословицы «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» выросла басня «Лев и Мышь»; из пословицы «Каков батька, таковы у него и детки» -- «Волк и Волчонок»; из пословицы «Мне хоть свет гори, только бы я жил» -- «Лягушка и Юпитер» и др.

Поскольку Крылов во всех своих баснях находился в границах народного миросозерцания, его собственные поучения сразу же становились народным достоянием и превращались в пословицы (подтверждение того, что Крылов точно выразил народную нору, народные воззрения на добро и зло). Народ охотно принял как свои десятки Крыловских стихов и «нравоучений», включив их в пословицы еще при жизни баснописца: «Аи, Моська! знать, она сильна, Что лает на слона», «Над хвастунами хоть смеются, л часто в дележе им доли достаются», «Полают и отстанут», «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага» и др. Пословицами стали даже некоторые названия басен: «Демьянова уха», «Тришкин кафтан», «Слон и Моська» и др.

Крылов писал свои басни разностопным ямбом -- размером, наиболее вольным из поэтических метров, удобным для передачи языка, ориентирующимся на «сказ» (на передачу речи от чьего-либо лица, не сливающегося с автором), на разговорные синтаксис и интонацию. При этом словами и ритмом стиха Крылов умел передать живописную картину. Например, вот как он рисует стихом прерывистую скачку обоза по ухабам:

Пустился конь со всех четырех ног На славу: По камням, рытвинам, пошли толчки, скачки, Левей, левей, и с возом -- бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

В басне «Пустынник и Медведь» Крылов ритмом стиха мастерски живописал движения медведя. «Здесь,-- писал Жуковский,-- стихи летают за мухою. Непосредственно за ними следуют другие, изображающие противное, медлительность медведя: здесь все слова длинные, тянутся… Мишенька, увесистый, булыжник, корточки, переводит, думает, и у друга, подкарауля изображают медлительность и осторожность: за пятью длинными, тяжелыми стихами следует быстро полустишие: Хвать камнем друга в лоб! Это молния, это удар! Вот истинная живопись…» Нередко прибегает Крылов в своих баснях и к звукоподражаниям. Так, в одной из басен Вол говорит у него: «И мы грешны». В речи Вола мы слышим мычание. А пожирающий добычу Кот, «мурлыча и ворча, трудится над курчонком».

Общенацион альное содержание басен Крылова

П.А.Плетнёв, профессор Петербургского университета, друг Пушкина, называл Крылова «выборным грамотным человеком всей Росси». Это проявилось по-своему в художественном мире «басен Крылова», при всем их многообразии связанных между собою. «Можно подумать,-- писал Плетнев,-- что для него не было сословий, и он в уме своем представлял только Россию, одним духом движимую, поражающую воображение своею огромною, величиною частей своих, красками своими и действующую как одно существо в гигантских размерах». Ощущение целостности русской жизни в баснях Крылова возникает потому, что поэт впервые в литературе нашей органически принял в себя дух национального языка. Его предшественники ограничивались подражаниями. Но «искусственный подбор простонародных слов» так, же далек от языка народа, «как словарь от книги»,-- говорит Плетнев.-- Язык повинуется умопредставлению, действию воображения, навыку чувств, ходу размышлений, склону страстей,-- словом, язык есть душа народа. И чтобы народный язык сохранил в сочинении все особенности органической своей природы, поэт должен принять «в душу свою ив сердце свое ясный образ самого народа».

Исследователи творчества Крылова отмечают, что в емкие «формулы» басен поэт вместил десятки художественных жанров -- от политической сатиры до эпиграммы, от комедии миниатюры до бытового очерка. «В спокойном жанре басни, -- писал С. Дурылин, -- Крылов творчески жил едва ли не всеми жанрами беспокойной литературы его времени, отзывался в них на самые важные вопросы своей эпохи, откликался на самую острую общественную и политическую злободневность, жил одной жизнью со своим народом, радовался его радостями, скорбел его скорбями, тревожился его будущим…» В баснях он показал всю русскую жизнь в самых существенных ее конфликтах и оценил ее с точки зрения народной нравственности. Он прояснил моральные нормы русского человека, имеющие православно христианские истоки, укорененные в опыте трудовой истории народа. Своими баснями он способствовал пробуждению русского национального самосознания.

Один из самых почитаемых образов у Крылова -- трудолюбивая пчела, за которой скрывается сам народ, а мухи, пауки -- тунеядцы, расхитители народного добра («Муха и Пчела», «Пчела и Мухи», «Паук и Пчела»). В басне «Пчела и Мухи» Крылов утверждает, что настоящий патриотизм, настоящая привязанность к Родине возможны лишь у тех людей, которые трудятся для нее и вносят свою лепту в ее благосостояние, как пчелы носят мед в свой улей:

Кто с пользою отечеству трудится, Тот с ним легко не разлучится.

В басне «Листы и Корни» Крылов высказал национальный и ил яд на соотношение основных социальных сил в государстве, который является своего рода камертоном для всей русской реалистической литературы XIX века -- от Тургенева с «Записками охотника» до Л. Н. Толстого с его романом-эпопеей «Война и мир»:

А если корень иссушится,--

Не станет дерева, ни вас.

Значение Крылова как национального писателя ярче всего проявилось и в эпоху Отечественной войны 1812 года. Именно он с наибольшей последовательностью и силой выразил тогда в баснях о войне народную точку зрения на происходящие события.

В самом начале войны, еще до назначения М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией, в военных верхах и правительственных кругах возникли пререкания и споры. Тщеславные генералы--Беннигсен, Пфуль, Арамфельд -- состязались в любоначалии, претендуя на главные посты в армии. Этим событиям Крылов посвятил две басни -- «Раздел» и «Кот и Повар», в которых он подверг критике индивидуализм тех, кто в заботе о личных делах забывал о благе общем:

В делах, которые гораздо поважней, Нередко от того погибель всем бывает, Что чем бы общую беду встречать дружней, Всяк споры затевает О выгоде своей.

В басне «Кот и Повар» Крылов недвусмысленно намекнул на либерализм Александра I, слишком доверявшего Наполеону и пытавшегося вступить с ним в бессмысленные, уже вредящие судьбе армии переговоры.

Когда же во главе армии встал не любимый Александром I, но угодный народу Кутузов, Крылов явился защитником его исторического дела и сторонником его стратегии и тактики войны с Наполеоном. Четыре басни -- «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и Кот» -- последовательно отразили важнейшие события Отечественной войны 1812 года с народной их оценкой.

Когда Кутузов после Бородинского сражения сдал французам Москву, в придворных кругах и генералитете посыпались обвинения. Сам Александр сказал Кутузову: «Вы еще обязаны дать ответ оскорбленному отечеству в потере Москвы». Крылов же оценил этот шаг Кутузова как великую полководческую хитрость и расчет (Л. Н. Толстой потом воспользуется этой мыслью Крылова, отражающей «мысль народную»):

Когда Смоленский Князь, Противу дерзости искусством воружась, Вандалам новым сеть поставил И на погибель им Москву оставил…

Крылов даже подсказал Толстому образ пчелиного улья, «рое -вой жизни» народа, характеризуя поведение жителей оставлен -ной неприятелю Москвы:

Тогда все жители, и малый и большой, Часа не тратя, собралися И вот из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой.

В лице Вороны Крылов обличал эгоистическое и чуждое народу поведение отдельных дворян, склонных к галломании. Однако современники отнесли фразу: «Попался, как ворона в суп» -- к самому Наполеону, и она стала моментально народной поговоркой, разнесшейся по всей России.

Когда Наполеон попал в сеть, расставленную для него Кутузовым, «охотничьим чутьем» просчитавшим логику поведения раненного смертельно зверя, который, отлежавшись, обязательно идет умирать в свою берлогу, Крылов написал басню «Волк на псарне». В словах Волка о мире почти буквально пересказываются фразы из послания Наполеона, которое он направил в Тарутинский лагерь к Кутузову. Кутузов ответил послу Наполеона: «Меня проклянет потомство, если признают меня первым виновником какого бы, то ни было перемирия: таков действительный дух моего народа».

Вся Россия в Волке, попавшем на псарню, узнала Наполеона, а в Ловчем -- Кутузова. Один из первых ратников Московского ополчения поэт С. Н. Глинка писал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю». А поэт К. Н. Батюшков просил приятеля Крылова Н. И. Гнедича: «Скажи Крылову, что в армии его басни все читают наизусть. Я часто их слышал на бивуаках с новым удовольствием». Накануне боя под Красным сам Кутузов прочел перед офицерами вслух, как приказ по армии, басню «Волк на псарне» и при словах «ты сер, а я, приятель, сед» снял фуражку и указал на свою седую голову.

Когда началось отступление Наполеона, Александр I и генералитет, окружавший Кутузова, стали упрекать главнокомандующего в медлительности и требовать решительных действий, «стремительного преследования отступающего, бегущего врага. Крылов в басне «Обоз» явился вновь защитником Кутузова: «конь добрый» в этой басне -- главнокомандующий, а «лошадь молодая» -- самовлюбленный и самонадеянный Александр I.

Наконец, в басне «Щука и Кот» освещены сатирически действия адмирала Чичагова, взявшего на себя несвойственное его роенной специальности командование сухопутными войсками и потерпевшего поражение при переправе французов через Березину. Фраза «и мыши хвост у ней отъели» воспринималась современниками как намек на взятые у Чичагова в плен французами канцелярию и обоз…

В 1812 году директор Публичной библиотеки А. Н. Оленин определил Крылова на службу заведующим русским отделенном, где он служит бессменно до выхода на пенсию в 1841 году. Имя его при жизни становится легендарным. «Кто из петербургских жителей не знал его, по крайней мере, с виду? -- писал II. А. Плетнев.-- Кто не имел случая любоваться этим открытым, широким лицом, на коем отпечатлевалась сила мысли и отсвечивалась искра возвышенного дарования? Кто не любовался этой могучею, обросшею седыми волосами львиною головою, недаром приданною баснописцу, который также повелитель зверей, этим монументальным, богатырским дородством, напоминающим запамятованные времена воспетого им Ильи-Богатыря? Кто, и незнакомый с ним, встретя его, не говорил: „Вот дедушка Крылов!“ -- и мысленно не поклонялся поэту, который был близок каждому русскому?»

Иван Андреевич Крылов умер 9 (21) ноября 1844 года. Незадолго до смерти он подготовил к изданию книгу своих басен. Она вышла в день смерти Ивана Андреевича. По сделанному им завещанию, его друзья и знакомые вместе с извещением о похоронах получили экземпляры этого нового издания.

Определяя историческое значение творчества Крылова в русской литературе, Белинский сказал: «Он вполне исчерпал… и вполне выразил целую сторону русского национального духа: в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-сатирическою насмешливостью; с его природной верностью взгляда на предметы и способностью кратко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род».

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

Он был также переводчиком, Статским Советником, членом Российской Академии, издавал многие журналы, писал как комедии, так и трагедии. Во всех его произведениях обличаются не только человеческие, но и общественные пороки, все они отличаются метким и ярким языком, сатирической остротой.

Биография Крылова: детство, образование

13 февраля 1769 года - это день, когда в Москве, в семье армейского офицера, родился будущий баснописец. Во время Пугачевского бунта его отец оборонял где и прошло раннее детство Крылова. Воспитанием сына занималась его мама - Мария Алексеевна. Когда мальчику было 9 лет, отец умер, а семье пришлось очень тяжело. Иван из милости брал уроки у преподавателей семьи Львовых, позже поступил на службу в Калязинский земский суд, потом в Тверской магистрат. В 1782 году Крылов переехал в Петербург, а с 1783 начал служить в Казенной палате. В свободное время он учил иностранные языки, теорию музыки, математику, имел честь познакомиться с некоторыми знатоками искусства и литераторами того времени.

Биография Крылова: первый опыт

Крылов начал свой литературный путь в качестве драматурга (опера «Кофейница», трагедия «Филомена», комедия «Сочинитель в прихожей» и проч., 1786-1788). Иван Андреевич тесно общался с актером Дмитревским, драматургом Плавильщиковым. В конце 1780-х он в своей комедии «Проказники» осмеял известного драматурга и его жену, за что его отлучили от театра и государственной службы. Баснописец Крылов, биография которого полна неожиданных поворотов, начал работать журналистом, издавать журнал «Почта духов». В 1791 году Иван Андреевич основал компанию, которая выпускала журнал «Зритель». Однако вскоре издание журналов запретили из-за неоднозначных сатирических и морализаторских высказываний.

Биография Крылова: опала

В 1794 Крылов уезжает жить в Москву, в 1797 он становится личным секретарем у генерала Голицына, который вскоре попадает в опалу, а Крылов по собственному желанию едет с ним в ссылку и обучает грамоте его детей. В это время (1801-1803) Иван Андреевич занимается стихотворным пересказом псалмов.

Биография Крылова: написание басен

Первая книга с баснями увидела свет в 1809 году. Всего Крылов написал более 200 сатирических произведений, а в 1843 году было выпущено самое полное издание - сборник из девяти книг. Во многих баснях высмеиваются трусость, жестокость, корысть, каждое произведение имеет мораль и заключенный в него нравственный смысл. Некоторые произведения описывают события политической и общественной жизни России («Ворона и курица», «Собачья дружба» и др.) Декабрист Бестужев отмечал пафос Пушкин и Жуковский говорили о и природной оригинальности басен. Однако даже сегодня эти произведения очень популярны, а некоторые цитаты из них и вовсе служат руководством к действию или осмеивают определенные поступки.

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Биография

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести "Каиб" аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.

В 1801 Крылов завершил комедию "Пирог", поставленную в Петербурге и в Москве.

В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.