Что такое экономическая культура общества. Результативность экономической деятельности. Вопросы и задания к документу
Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.
Экономическая культура самым непосредственным образом (и это является самым важным в данной проблематике) влияет на развитие экономики. Такое влияние осуществляется через экономическую деятельность людей. Последняя зависит в свою очередь от того, что ценят или нет, чего боятся или к чему стремятся экономические агенты, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой (какие экономические блага более или менее предпочтительны);нормы в сфере экономики (экономические нормы массового поведения);приоритеты и предпочтения в экономической сфере (выбор людьми тех или иных экономических благ);экономические потребности (индивидуальные, семейные, групповые на разных уровнях);мотивация экономического поведения (объяснения, оправдывающие действия и поступки, а также выбор ценностей и норм).
Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.
Ориентации субъекта экономического процесса лежат в основе типологии экономической культуры. Если не существует специализированных экономических ролей, если они не отделены от религиозных, политических или иных ориентации, то можно говорить об экономической культуре патриархального общества или традиционной экономической культуре. Наличие специализированных экономических институтов, но низкая индивидуальная активность субъектов свидетельствуют о другом типе экономической культуры - промежуточном, но все еще докапиталистическом.
Ключевой категорией в членении человеческой истории на этапы, типы общественных систем является дифференциация - различение ролей, статусов, институтов и организаций, специализированных на выполнении отдельных функций, в том числе и экономических, которые появляются в ходе эволюции общества.
За всю историю человечества можно установить два основных способа экономического воспроизводства. Соответственно определяются две основные формы или модели экономической культуры.
Экономический процесс может осуществляться в форме «централизованно управляемого хозяйства», т.е. регулироваться планами одного составителя планов. Если экономическая ячейка невелика и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой семье, то речь идет о «собственном натуральном хозяйстве». Или же ситуация, в которой экономический процесс планируется в масштабах целой нации (натурально-общинная форма государственного хозяйства). Обе эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяйства, а значит, к закрытому типу общества.
Что касается социализма, то свою общеэкономическую задачу, распадающуюся на три момента: определение структуры общественной потребности; распределение ресурсов общества для удовлетворения потребности и распределение произведенного продукта, - он решал натуральным образом, т.е. в рамках экономической культуры централизованно управляемого хозяйства.
Базовой моделью открытого, современного общества является экономическая культура рыночного хозяйства, в которой многочисленные индивидуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между собой в формах рынка, функционируют по принципу самоорганизации. Координация планов хозяйствующих субъектов осуществляется через цены и меновые стоимости. Данная экономическая культура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI - XVIII вв.
Современный тип экономической культуры предполагает наличие «человека экономического» с его деловитостью, разумным восприятием новшеств и самодисциплиной, с развитой сетью специализированных экономических институтов.
Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует, по Веберу, «целерациональному типу действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической необходимости. Каждодневному решению экономических задач обязано человечество своей начальной подготовкой в области рационального мышления и поведения.
Человек экономический инициирует рационализацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие: рационализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом.
Разрабатывая тему «человека экономического», А. Смит - провозвестник современной экономической культуры - сформулировал всемирно известную концепцию «невидимой руки». Он убеждал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека в классической школе политэкономии признавался своекорыстный интерес. Человек реализует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «... В этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».
Важнейший теоретический и практический вопрос экономической культуры - о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека - в условиях рынка решается экономическим способом. Государство же, по А. Смиту, должно:
1) взять на себя то, что не может делать частное лицо или то, что не выгодно частному лицу - заботу о народном образовании, общественных работах, развитие и содержание транспорта и связи, расширение коммунальных услуг и т.д. ;
2) поддерживать «естественный порядок», важной стороной которого является режим свободной конкуренции. В экономических условиях того времени монополии могли существовать только с помощью государства;
3) охранять жизнь, свободу и собственность граждан, опираясь на такие регуляторы, как определение минимума зарплаты, политические институты, органы правосудия.
Характеристика экономической культуры «рыночного хозяйства» включает в себя основные компоненты экономической демократии, называемой также «экономикой участия».
К основным формам системы участия относятся: а) участие в прибылях или «успехе предприятия»; б) в собственности; в) в управлении.
Коренное преобразование в отношениях собственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры допустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы создадут реальные возможности для становления и укрепления современной экономической культуры, что позволит России, как и любому другому постсоциалистическому государству, стать составной, органической частью цивилизованного мира.
Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.
Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления.
Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.
Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.
Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.
Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.
Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.
Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.
Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.
Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.
Культура производства включает в себя следующие основные элементы:
1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера;
2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;
3) социально-психологический климат в производственном коллективе;
4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.
Регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие как экономическая культура. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.
Ценности – это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.
Потребности - нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней или но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.
Ценности, нормы и потребности проявляются также в мотивации поведения . Это стандартизованные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также ценностям и нормам, которые они разделяют. Использование человеком сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует об идентификации личности со сложившейся системой ценностей.
Ещё одна форма проявления культуры – общественный престиж отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая экономику. А поскольку экономическая деятельность состоит из действий субъектов экономики, то культура оказывается регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.
Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.
Так, составной частью экономической культуры России в целом является корпоративная культура Министерства путей сообщения, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», других крупнейших компаний. Не меньшее влияние на изменение экономической культуры оказывают и средства массовой информации, прежде всего телевидение. Использоваться при этом может как специальный подбор новостей, фильмов, так и прямая социальная реклама. Причём у телевидения уже есть соответствующий опыт. При помощи телевидения в стране внедрялись и внедряются идеи активного участия в выборах, необходимости платить налоги и предохраняться от СПИДа, не пользоваться наркотиками.
Ведущую роль в регулировании экономической культуры должно играть государство. Именно оно должно определить основные приоритеты в экономической культуре, первоочередные задачи и используемые методы. Государство в состоянии без значительных затрат воздействовать на экономическую культуру как непосредственно, так и посредством вышеописанных субъектов.
Государство может направлять деятельность остальных субъектов регулирования экономической культуры. Государство владеет контрольным пакетом акций «Газпрома» и «ЕЭС», Министерство путей сообщения вообще является одним из органов государства. Также государство является собственником телеканалов «Культура», «Российское телевидение» и т. д.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что экономическая культура является одним из регуляторов экономики и что государство может его использовать. Более того, если государство действительно хочет добиться успеха в осуществлении реформ, оно должно использовать этот регулятор.
Открытый урок по обществознанию в 10 классе.
Подготовлен учителем по обществознанию Дровниковой Т.Е.
Урок: Формирование основ правовой культуры на уроках обществознания 10 классов.
Экономическая культура.
Ход урока:
I. Оргмомент.
1. Приветствие (начало общения учителя и учеников).
2. Определение отсутствующих (учитель формирует свою позицию к факту отсутствия ученика).
3. Проверка готовности к уроку.
4. Организация внимания учеников.
5. Подготовка оборудования.
II. Проверка домашнего задания п. "Роль экономики в жизни общества".
1. Индивидуальный опрос (п. 12), задания + вопросы стр. 135,136.
2. Тестирование для всего класса (7-10 минут).
III. Сообщение темы изучения нового материала: "Экономическая культура".(Презентация - включить).
План.
1. Экономическая культура;
2. Сущность и структура экономической культуры;
3. Экономические отношения и интересы;
4. Экономическая свобода и социальная ответственность;
5. Рыночная экономика;
6. Связь экономической культуры и деятельности;
7. Взаимосвязь экономики и права;
8. Отражение экономики в Коституции Российской Федерации. Ознакомление и изучение статей Налогового, уголовного кодексов, тесно связанных с экономикой.
1. Экономическая культура.
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.
Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
Рассмотрим такое понятие как ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Экономическая культура общества
Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности;
Уровень и качество экономических знаний; оценок и действий человека;
Экономическая культура личности
Сознание;
Практическая деятельность.
2. Сущность и структура экономической культуры.
Элементы экономической культуры.
1. Экономические знания - совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влияние экономической жизни на развитие общества.
2. Экономическое мышление - познание сущности экономических явлений и процессов, оперирование усвоенными понятиями, анализ экономических ситуаций.
3. Экономическая направленность - потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере (подразделяется на два вида социальная установка и социально значимые ценности).
3. Экономические отношения и интересы.
Отношения между людьми, возникающие по поводу обмена продуктами, результатами труда или оказания услуг, осуществляемые на основе сравнительной оценки их относительной ценности.
1. Получение прибыли 2. Удовлетворение потребностей 3. Самоутверждение
4.Экономическая свобода и социальная ответственность.
Экономическая свобода - право на самостоятельный выбор профиля, структуры и объёма производства, условий реализации, цен на продукцию, достигается компромиссными соглашениями с другими участниками рынка.
Социальная ответственность
1. Стремление к максимальной прибыли и эгоистичная защита частных интересов.
Нравственный долг - это прекращение Правовая норма - общеобязательное
требований общественной морали правило поведения, регулирующие
в личный императив конкретного лица общественные отношения, закреплённое
и добровольное его выполнение. в праве и обеспеченное государством.
Особое социальное и морально-правовое
отношение личности к обществу в целом
и к другим людям.
5. Рыночная экономика.
НЕДОСТАТКИ:
Конкуренция ведёт к появлению монополий;
Нестабильность экономики: инфляция, экономический
спад, безработица;
Не равномерное распределение доходов;
Незаинтересованность в охране окружающей среды.
ДОСТОИНСТВА:
Рынок быстро реагирует на изменение спроса со
стороны потребителей;
Невозможен дефицит;
Свобода производителей и потребителей;
Высокие адаптационные возможности.
6. Связь экономической культуры и деятельности.
Уровень экономической культуры
- Успешность выполнения социальных ролей.
- Результативность экономической деятельности
Переход к новому способу производства - Высокая нравственность, высокий
уровень культуры.
Современный труд - Самодисциплина, самоконтроль.
Ребята, ещё одна цель, которую мы преследуем на наших уроках - это формирование основ правовой культуры, гражданско-правовое воспитание. Сейчас мы углубим наши знания, попробуем соотнести такое понятие как экономика с понятием право .
1. Экономика и право. (Сообщение ученика).
На протяжении нашей жизни мы встречаем большое количество прав, а самое главное, что некоторые из них отражены в высшем нормативно-правовом акте Российской Федерации Конституции.
Подробнее о Конституции Российской Федерации и экономических правах, изложенных в ней.
2. Экономика и Конституция Российской Федерации.(Сообщение ученика).
Ребята! А как вы думаете, в каких источниках мы можем встретить статьи с экономическим содержанием?
Налоговый кодекс.
Уголовный кодекс.
Правильно! А сейчас мы охарактеризуем, каждый из этих источников.
3. Экономика и уголовный кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).
4. Экономика и налоговый кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).
Домашнее задание Параграф 13 (пересказ), стр. 149 работа с документом, вопросы и задания к нему, 1,2 письменно в тетрадь стр. 150.
"Свобода экономическая не может быть свободной от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора".
Ф. Хайек австрийский экономист и философ.
Урок обществознания в 10 классе
Экономическая культура.
Цели урока: - Выяснить сущность экономической культуры.
Ориентировать учащихся на восприятие и
коллективное решение сложных вопросов.
Совершенствовать умения учащихся анализи-
ровать, сравнивать, обобщать, решать
творческие задания.
Воспитывать у учащихся толерантность, добро-
желательное отношение к участникам экономии-
ческой деятельности, социальную
ответственность.
Оборудование урока: - Раздаточный материал
Презентация урока
Учитель МОУ СОШ № 72 г. Липецка
Кокорева Ольга Михайловна
Липецк -2011год
Самоопределение к деятельности.
« Незнание экономических законов не освобождает от ответственности».
« Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».
Лао-цзы.
Раскройте смысл данных высказываний.
Какое отношение эти слова имеют к нашему уроку?
Достаточно ли у нас знаний по экономике?
Экономика – важная и интересная наука. И никто не отрицает, что экономические знания и мышление – это требования сегодняшнего времени. Сталкиваясь с экономическими отношениями в меняющемся мире, только с помощью экономических знаний можно ответить на вопросы: как заработать деньги и как их разумно потратить? По каким экономическим законам живет общество и что нужно сделать, чтобы наша жизнь была достойной?
Сегодня мы еще раз убедимся в ценности экономических знаний.
Зарабатывайте в ходе урока шквалы (деньги).
Их можно поменять на оценки в конце урока.
II .Актуализация знаний.
В чем значение экономики?
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему,
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт имеет…
Повторение Д/з по группам.
1 группа. Работа с понятиями.
Составляет из перечисленных слов определение экономических понятий.
2 группа. Составляет предложения и дает определение понятиям.
3 группа. Находит соответствие понятий и их определений.
II ряд. Работа с тестами.
III ряд. Раскрывает функции государства в экономике.
Задания в приложении № 1.
III . Постановка проблемы.
Почему нам не удалось раскрыть значение этих понятий?
Не хватает знаний по экономике.
Знания, образование – к какой сфере имеют отношение?
Что объединяет эти понятия? Какое слово?
Культура может характеризовать отдельного человека, а может сферу общественной жизни.
Попробуйте назвать тему нашего урока.
Назовите цели урока.
Тема урока: Экономическая культура.
Цель нашего урока выяснить содержание экономической культуры, основные ее элементы. Еще раз убедимся в значении экономических знаний. Сделать выбор более осознанным в такой сфере как экономика поможет знакомство с экономической культурой.
IV . Построение проекта решения проблемы.
Какие качества присуще культурному человеку?
Что характеризует культуру?
Что из предложенного можно отнести к культуре экономической?
Знания - социальные установки
Мышление - экономическая свобода
Ценности - личные качества человека
Нормы
Потребности
Предпочтения
V .Реализация проекта.
Работа в группах.
1 группа. Роль экономических знаний.
2. группа. Роль экономического мышления.
3 группа. Экономическая направленность деятельности.
4 группа. Социальные установки.
Задания для групп в приложении № 2.
VI .Первичное закрепление знаний во внешней речи.
Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения.
От характера экономических отношений между людьми (отношений собственности, обмена, деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие, стабильность общества.
Экономические интересы выступают как отражение их экономических отношений.
Назовите, какие экономические интересы предпринимателя и наемного работника?
Экономические интересы – это стремление человека получить блага, необходимые ему для своей жизни и семьи.
Основное содержание экономической жизни общества - взаимодействие экономических интересов. Отсюда задача -выработать принципы и способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация.
Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется большое внимание. Этика преподается во многих школах бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Его личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых услуг. Под угрозой, в конечном счете, окажется его прибыль. Популярным становится лозунг «Честным быть выгодно».
Презентация.
Уровень экономической культуры общества проявляется и через состояние экономической свободы и социальной ответственности.
Презентация.
Построение дома:
фундамент – это личные качества человека: трудолюбие, ответственность, умение рационально организовать свой труд, новаторство, бережливость, дисциплинированность.
Кирпичиками в этом доме являются: экономические знания, экономическое мышление, экономическая направленность, социальные установки.
Вершиной этого дома выступает сама экономическая культура.
Таким образом, мы еще раз подтвердили то, что без экономических знаний трудно ориентироваться в современной жизни.
Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, творческую активность.
VII .Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Приложение № 3.
VIII . Включение в систему знаний.
Работа с творческими заданиями.
IX . Рефлексия.
Что мы сегодня узнали на уроке?
Где вам пригодятся знания по экономике?
С каким настроением уходите с урока? (выбрать смайлик)
Заканчивая сегодня урок, хочу сказать вам, вы молодцы!
Кто-то в будущем займется бизнесом. И не забывайте, что предприниматель должен проявлять социальную ответственность, т.е. должен руководствоваться не только своей личной выгодой, но и интересами общества в целом.
Спасибо вам и присоединяюсь к словам песни, которую вы услышите.
Не все вы будете экономистами, не все выберите специальности по экономике, но знания это тот багаж, который не помешает в жизни.
Домашнее задание. Параграф 13.
*Рассчитайте в % ваши расходы в семейном бюджете.
*Как школьники могут заработать деньги? Предложите свой вариант
Введение
Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, к примеру: связь с религией; региональная принадлежность культуры; принадлежность к историческому типу общества; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией и др.
Когда речь заходит о экономической и политической культуре, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества.
Существуют разнообразные отрасли, типы, виды и формы культуры. Но есть культуры, которые не относятся ни к одному из перечисленных пунктов. Это духовная и материальная культура. Их нельзя отнести ни к отраслям, ни к формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.
Экономическая культура
Сущность и функции
Экономическая культура включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда.
Экономическая культура является составной и немаловажной частью всеобщей культуры. Цивилизованный человек, прежде всего -- это личность с высокоразвитой экономической культурой. Все ученые по-разному определяют суть экономической культуры. Но все эти определения сводятся к одному единому мнению, что экономическую культуру можно рассмотреть как в узком, так и в широком смысле этого слова.
В широком смысле слова Экономическая культура -- это система материальных и духовных средств, созданных обществом в производственной деятельности: города, сооружения, машины, дороги и т.п; навыки, умения, экономические знания и умения, способы и формы коммуникации между людьми, экономический разум.
В узком смысле слова Экономическая культура -- это однотипный способ экономического мышления и деятельности группы, народа, индивидов. С его помощью люди привыкают к определенным социально-экономическим условиям своего существования. В экономическую культуру входит также совокупность экономических ценностей, интересов, умений, правил, норм и навыков, которые регулируют экономическое поведение. Иначе говоря, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.
Предприятие, выпускающее бракованную продукцию, считается предприятием с низкой культурой производства. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда грубят продавцы, говорят о низкой культуре потребления. Проще говоря, экономическая культура является неким инструментом, «языком», с помощью которого люди общаются друг с другом в процессе экономической деятельности.
Каждая экономическая эпоха уникальна своим уровнем и типом экономической культуры населения. Притом, естественно заметить, что разнообразные группы населения имеют существенные различия по уровням экономической культуры. Так, к примеру, ученые экономисты имеют теоретическое экономическое сознание. Чиновники в государственных структурах, менеджеры, директора, предприниматели обладают культурой практического экономического мышления.
В современном мире экономическая культура всё чаще совпадает с социальностью и цивилизованностью общества. В ней главенствующая роль отводится учету интересов не только индивидуальных, но и групповых. Традиционные «идеалы» в экономическом развитии (количественный рост, прибыль) заменяются более «человеческими» целями.
Сегодня тип социально-ориентированной и также экономики оценивается уже с более иной стороны -- как «озадаченный», «понимающий», «полезный», «целесообразный», «разумный», все больше схожий с интересами каждого человека. Сейчас закладываются основы новой экономической культуры, а именно: создание общественных условий, которые обеспечат необходимые соц ориентации поведения субъектов хозяйствования в общем и отдельно -- поведения лиц, которые принимают решения; поддержание мобильной системы связи и информации; совершенствование уровня рекламы; организация деятельности экономических и финансовых институтов (банков, банков, бирж, аудиторских служб, страховых обществ) и т.д.
Всё, что сейчас происходит, должно привести к созданию информационно-компьютерного общества, в котором разнообразные потребности людей, различие их интересов -- залог развития и успеха всего социума, условие его усовершенствования. Особенностью такого общества будет множество вариантов выбора экономических решений, основанных на удовлетворении разнообразия интересов, мотивов различных субъектов экономической деятельности, а также учет многообразия факторов и условий: социальных, экономических, экономико-психологических и технических.
Основные функции, которые выполняет экономическая культура:
- v познавательная
- v прикладная
- v воспитательная и т.д.
Новые знания в экономической сфере стимулируют переоценку старого уровня знаний и осознание тенденций к развитию общества и перспективу этого развития. Что касается прикладной функции , то активность участников экономических отношений зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их практически, т. е. от экономического сознания людей.