Большая энциклопедия нефти и газа.

Ольга Мамонтова
Педагогический совет «Природа - главное средство экологического воспитания»

Педагогический совет : «Природа – главное средство экологического воспитания »

Форма проведения

Автор : Мамонтова О. П. - методист СП ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»

Цель : Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.

Задачи :

1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.

2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно образовательной работы с детьми;

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.

План проведения :

1. Выполнение решений прошлого педсовета .

2. Мозговой штурм. Игра «Ромашка»

3. Сообщение из опыта работы :

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» через организацию детского экспериментирования.

4. Практическая часть

• Презентация дидактических игр и пособий по экологическому воспитанию ;

• Детских исследовательских проектов.

5. Принятие решения.

Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды , естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием , мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой . Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания . Сегодня мы собрались на необычном педсовете «Посиделки в зеленой гостиной» , на котором обсудим вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Ни одни посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)

Это лепесток «Познай-ка» . На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.

1. “Есть у природы сердца безотказные , мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?

2. Что такое “экологическая , цепочка”? Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.

3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы” ? Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.

4. Какой вред приносит мусор природе ? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы , способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

Отрываем следующий лепесток. Он называется «Читай-ка» . Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу , с которыми знакомят детей в детском саду? А. С. Пушкин, В. Бианки, М. Пришвин, Э. Сетон-Томпсон, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.

На основе художественных произведений формируется любовь к природе

2. Назовите художников – пейзажистов?

3. Назовите пословицы и поговорки о природе .

4. Вспомните и назовите народные приметы.

1. Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний

1. Организованные :

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,

– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы , деятельностью людей в природе .

2. Совместная деятельность :

– наблюдения в уголке природы , труд в уголке природы ,

– целевые прогулки на природе , походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки ,

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др. ,

– рассказы воспитателя о животных , растениях, неживой природы . о заповедниках, заказниках, памятниках природы т . д. ,

– работа с моделями,

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы ,

– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд,

– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,

– марафоны, аукционы, акции,

экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

экологические тропы ,

– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,

различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику ,

– работа с календарями природы , дневниками наблюдения,

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода , кто в море живет).

2. Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию . Почему?

3. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию .

Лепесток «Решай-ка» . Этот лепесток предлагает вам решить несколько педагогических ситуаций .

1. На лесной поляне играют четверо детей от 5до 7 лет. Самый маленький кричит : «Давайте поймаем бабочку и подожжём ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем вам поджигать бабочке крылышки?» Мальчик помолчал и ответил : «Просто так…»

Вопрос : Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы, на ваш взгляд, методы и приёмы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе ?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой их поливали. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это ещё что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку.

Мама, зачем ты сломала ветку?

Мама зло бросила :

Кому нужны твои хлопоты. Без тебя хватит охранников природы !

Вопрос : Какие последствия в душе ребенка оставит поступок матери?

Лепесток «Рассуждай-ка» .

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

4. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

5. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

6. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

Остался последний лепесток, который называется «Отвечай-ка» Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!

1. Что означает термин “Экология” .

Термин “экология ” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания , или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде .

2 .Проблемы экологии в мире , стране?

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы , под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране.

3. Что же такое экологическое воспитание ?

Экологическое воспитание – это система , направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе , представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания , и т. д.

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания . ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления , закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе , сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

5. Определите задачи экологического воспитания .

Воспитание любви к родной природе , способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы .

– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника .

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог , который сам владеет знаниями в области экологии , сам любит природу и заботится о ней . Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной , увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Аукцион игр, пособий, проектов.

Я продаю, вы покупаете,

Что купили применяете.

Покупайте, не стесняйтесь,

А купив – не удивляйтесь.

7. Сообщения из опыта работы

8. Подведение итогов.

Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы .

Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании . Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Ведь спасая родную природу , ты душу свою спасаешь,

в сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.

9. Проект решения педагогического совета , его обсуждение, дополнение.

Экологическое воспитание - это неотъемлемая часть единой системы воспитания, и поэтому к обсуждению сути можно применять единые подходы теории воспитания.

Главные направления экологического воспитания возможны лишь на базе учета современности в целом, раскрытии главных целей, сути и противоречий в нем, а еще и выводов педагогической науки о современном состоянии, подходов и направлений к воспитанию в наши дни.

В настоящее время суть экологического воспитания невозможно рассматривать лишь как одну из частей природоохранной системы. Это необходимый компонент формирования и развития личности, который способен решить задачи следующих этапов развития цивилизации. Именно поэтому экологическому воспитанию придается столь важное общественное значение.

Сущность экологического воспитания можно определить такими категориями, как: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые считаются главными составляющими всей системы. Любое звено представляется в последовательности и исполняет конкретную функцию, однако все они связаны между собой и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания обязано быть сформировано экологическое мировоззрение, основывающееся на естественнонаучных и гуманитарных познаниях, отражающее его глубокую уверенность личности в осмысливании целостности природы и человека. Справедливо выражение И.В. Цветковой о том, что сформировавшееся мнение о согласии и единстве отношений природы и общества в процессе экологического воспитания может содействовать установлению общественного порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и способов знания в экологическом воспитании. Процесс становления экологического мировоззрения считается одной из труднейших задач в педагогике. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, обществу, человеку.

Отношение, являясь элементом системы экологического воспитания, характеризуется психологическими установками учеников к естественному и общественному окружению. В этих установках проявляется система ценностей, которая выражает уже сформированное мировоззрение. Отношения отображают психологический строй подростков, индивидуальности восприятий им экологических проблем. Экологическое воспитание обязано порождать эту систему взаимоотношений, которая пронизана ощущением глубочайшей ответственности за окружающую природу перед потомками и отображает гармоническое сочетание собственных и общественных интересов.

Экологический кризис

Серьезный экологический кризис, разразившийся на нашей планете, привнес значительные изменения в отношениях между человеком и природой, вынудил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с 60-х годов XX века, когда впервые перед человечеством серьёзно встала проблема уничтожения в связи с промышленной деятельностью, появилась и стала оформляться новая дисциплина - экология и, как следствие данного возникновения, возникла экологическая культура.

В связи с массовым экологическим кризисом нужно выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая активность воздействует на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны именно в данный момент. Важно заметить, как степень экологического воспитания соотносится с обстановкой в мире, в каких отношениях оно состоит с массовым экологическим упадком. Вследствие этого, надлежит указать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической ситуации в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры напрямую зависит вопрос о выживании всего населения земли, сможет ли человек остаться на нашей планете, либо его ожидает исчезновение или деградация с последующей мутацией. Конкретно на такую дисциплину как «экологическая культура» сейчас возложена задача спасения человечества, необходимость выработки устройств для предотвращения вымирания и гибели. Поэтому нужно очень внимательно подойти к проблеме экологического кризиса, и противостоять ему путём воспитания и пересмотра достижений не только цивилизации, но и всего законодательства.

Экологическая ответственность тесно связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, способность предугадать ближайшие и отдаленные результаты своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Воплощение нравственных требований, связанных с отношением к природе, подразумевает формирование убежденности, а никак не страха за вероятное возмездие - порицание со стороны окружающих.

Образовавшаяся на сегодняшний день система школьного и внешкольного воспитания и обучения включает очень большой объем экологических познаний, навыков и умений, способных реализовать запросы в направлении подъема и развитии экологической культуры. В критериях прогрессивной экологической ситуации принципиальна экологизация всей системы воспитания и обучения растущего поколения. Одним из наиболее важных принципов экологического воспитания является принцип непрерывности - взаимозависимый процесс изучения.

Отличительной чертой взаимоотношений, выработавшихся в процессе экологического воспитания, считается гармоничное сочетание убеждений и долга в решении задач по исследованию и охране природы.

Ценности. Данный элемент экологического воспитания направлен на создание ценностных ориентации, социальных, духовных, которые получали бы индивидуальный характер, характер твердых убеждений в незыблемости принятых основ и установок.

Воспитание лично значимых ценностей формирует личность подростка.

Поведение представляет в экологическом воспитании обобщающий элемент. Оно будет признано экологически грамотным в том случае, если соответствует сформированному мировоззрению, подходящим ценностным ориентациям и отношению к собственным действиям, к природе. Поведение подростка, его действия предоставляют возможность действительно судить об эффективности экологического воспитания.

Чеботникова Светлана Валерьевна
учитель химии
МОУ «ООШ № 6» г.Топки Кемеровской области

Экологическое воспитание школьников

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:

  1. расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
  2. углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания». Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

Формы и методы экологического воспитания.

1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия - это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.

«Ток-шоу» и «экологические спектакли» - эти две формы в широком плане - ролевые игры. Однако, первый вариант - «ток-шоу» несколько сложнее для детей, чем «экологические спектакли».

«Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты - это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу. В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник.

Важную роль в организации ток-шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить по несколько вопросов из зала каждому эксперту.

В дальнейшем, когда дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно быть готовым и к тому, что на какой-то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен придти ведущий.

Ток-шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на телевидении. Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами.

Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.

Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными.

2. Экологическая тропа - форма экологического воспитания.
Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы - создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и - самое важное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят - организаторов и помощников руководителя - учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.

Следующий этап - открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.

Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Исследовательская деятельность обучающихся.

Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Исследовательская деятельность - одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка - привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.

Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.

В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа - выполнение исследовательских проектов.

Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.

Заключение.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. Воспитание экологической культуры начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не знает, как правильно поступить. И толкает котенка не от злости и грубости, а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые (улыбнуться, потешатся или огорчатся), будет зависеть, каким вырастет малыш по отношению к братьям нашим меньшим.

Методы экологического воспитания

Экологическое воспитание дошкольников – первая ступенька длинного и трудного пути, на котором родители становятся не только носителями знаний о природе, но и образцом для подражания. Методы экологического воспитания детей разнообразны. Это может быть:

  1. наблюдение за растениями, животными, явлениями природы, условиями внешней среды, климатом и т.д.,
  2. эксперименты в природе от простого таяния снега и льда в руках у малышей до выращивания привитых веточек на деревьях,
  3. трудовая деятельность детей в живом уголке, на цветнике, в огороде, а также изготовление скворечников, кормушек и т.д.,
  4. ведение календарей природы и погоды, дневников наблюдений, зарисовок и т.д.,
  5. проведение специальных природоохранных акций по подкормке зверей в лесу, бурению лунок на водоемах, изготовлению новогодних экибано вместо украшения живых елок,
  6. экскурсии, прогулки, экспедиции по сбору природного материала для самостоятельного художественного творчества, а также для составления туристических маршрутов и карт местности,
  7. чтение художественной литературы о природе,
  8. беседы с детьми о природе и человеке,
  9. прослушивание музыкальных произведений,
  10. посещение выставок художников-пейзажистов,
  11. изготовление поделок из природного материала,
  12. организация тематических праздников и утренников.

Экологическое воспитание в детском саду строится на этих методах и ориентируется на уровень знаний и опыта детей каждой возрастной группы. Так, если детям 3-4 лет даются знания о том, что живому растению необходимы вода и свет, то у детей 5-6 лет педагог формирует понятия зависимости роста и развития растений от целого комплекса условий (влаги, состояния и качества почвы, количества света и тепла). Если малыши младшей группы учатся узнавать 2-3 вида птиц по окраске и звукам, то старшие дети уже расскажут Вам о причинах миграции птиц, способах выживания зимующих пернатых, а также о роли человека в их жизни.

Экологическое воспитание школьников

Для того чтоб знания детей были системными, в дошкольных учреждениях и школе проводятся специальные занятия по экологическому воспитанию. Тематика таких уроков определяется программными требованиями к каждому классу. Экологическое воспитание младших школьников базируется на знаниях детей о природе, а также о трудовой деятельности человека, как в использовании природных ресурсов, так и в их защите и преумножении. Ученики начальных классов уже могут устраивать викторины, вечера загадок и интеллектуальные игры экологической тематики. Школьники пишут сочинения, придумывают сказки, загадки, стихи, частушки и прочее, затрагивая проблемы экологии. А также изготавливают плакаты о бережном отношении к природе и рациональном использовании природных ресурсов. Младшие школьники берут шефство над дошкольниками и приходят к малышам с книжками о природе, играют вместе с ними в подвижные игры, просматривают мультфильмы, устраивают «эко» праздники, ухаживают за живым уголком, огородом или цветником в детском саду.

Воспитание экологической культуры школьников осуществляется под руководством учителей и родителей. Совместно они осуществляют природоохранные экспедиции в лес, где они ограждают муравейники, ремонтируют птичьи гнезда, делают кормушки для зверей, сооружают из еловых веток убежища для птиц, спасают весной в образовавшихся после наводнения лужах мальков рыб, расставляют вблизи тропинок щиты с собственными плакатами и призывами к защите окружающей среды. В школах дети организовывают сбор семян и ягод для подкормки зимующих птиц, а также на уроках труда они делают скворечники и кормушки. В школьном саду дети сгребают к стволам деревьев и кустов снег, занимаются озеленением площадок, улиц и пустырей. Тщательно продуманная и правильно организованная работа по экологическому воспитанию помогает детям раскрыть многогранную ценность природы, а также осознать ответственность за ее сохранение и приумножение для следующих поколений.

Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помощь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое воспитание - это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. В настоящее время экологическое образование оформилось в самостоятельную область дошкольной педагогической теории и практики. Новизна его, по мнению Л. В. Моисеевой, проявляется «в изменении подхода к ознакомлению детей с природой от биологического к экологическому, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, доступные дошкольникам» .

По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста - «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды» .

М. Д. Маханева отмечает, что «экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением» .

По определению В. А. Ясвина, экологическое воспитание - это «специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности» .

Экологическое воспитание дошкольников - это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.

П. Г. Федосеева считает, что основной целью экологического воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе» . Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.

В авторской концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды» . Составные экологической культуры личности дошкольника, по С. Н. Николаевой, - «знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту)» .

К задачам экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаева относит :

В научно-познавательной сфере:

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

В эмоционально-нравственной сфере:

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

В практическо-деятельностной сфере:

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде .

Задачи экологического воспитания дошкольников определяют основные направления этого процесса, главным из которых является формирование экологической культуры детей.

По мнению Н. А. Рыжовой, экологическая культура детей дошкольного возраста характеризуется «определенным уровнем восприятия ребенком природы, окружающего мира и оценка своего положения по отношению к природе и окружающему миру» . Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-экологических норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка» [Там же, с. 17].

Второе направление экологического воспитания дошкольников - формирование экологических знаний и представлений детей на основе отбора содержания образования. В том случае, когда «экологические знания становятся основой экологического воспитания и экологической культуры детей дошкольного возраста, у ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния» . Экологическое воспитание в этом случае тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).

При экологическом воспитании детей в основном акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними. Все это, безусловно, играет большую роль в формировании экологически грамотных представлений детей об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.

Следует также отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы.

В ходе экологического воспитания дошкольников обязательные встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

При отборе содержания для детской деятельности по экологическому воспитанию с целью формирования у них основ экологической культуры детей необходимо учитывать следующие положения :

Таким образом, в современной педагогической теории проблема экологического воспитания дошкольников рассмотрена достаточно подробно. Экологическоевоспитание дошкольников сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.

Литература:

1. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с.

2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.

3. Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического образования / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 156 с.

4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.

5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.

6. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.

7. Экологическое образование / Авт.-сост. Н. В. Гороховатская и др.. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.

8. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2005. - 186 с.

Основные термины (генерируются автоматически) : экологического воспитания, экологической культуры, экологического воспитания дошкольников, отношения к природе, детей дошкольного, экологических знаний, детей дошкольного возраста, экологического воспитания дошкольников -, воспитания дошкольников - формирование, экологической культуры детей, ответственного отношения к природе, Проблема экологического воспитания, экологического воспитания многоаспектна, экологического воспитания детей, экологического воспитания дошкольники, экологического воспитания в дошкольном, педагогической теории, экологического воспитания и экологической, Задачи экологического воспитания, цель экологического воспитания.