Использование и охрана природных ресурсов является. Природные ресурсы: понятие, классификация, охрана. Основные данные о работе

Основными компонентами окружающей среды являются естественные экологические системы: земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, природные заповедники и национальные парки - все, что принято называть природной окружающей средой.

Природные ресурсы - это тела и силы природы, которые на данном этапе развития производительных сил общества могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства, и общественная полезность которых изменяется (прямо или косвенно) под воздействием деятельности человека.

Главные виды природных ресурсов - солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, лесные, рыбные, растительные, ресурсы животного мира и другие.

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг. Процесс воспроизводства по существу представляет собой непрерывный процесс взаимодействия общества и природы, в котором общество подчиняет себе силы природы и природные ресурсы для удовлетворения потребностей. Природные ресурсы во многом предопределяют не только социально-экономический потенциал страны и региона и эффективность общественного производства, но и здоровье, и продолжительность жизни населения.

Природные ресурсы являются объектом исследования в двух аспектах: как важнейшая часть социально-экономического потенциала, реализуемого в процессе создания валового внутреннего продукта, часть национального богатства страны; как основа природной окружающей среды, подлежащей охране, восстановлению и воспроизводству.

Основными компонентами природных ресурсов являются:

Водные ресурсы - водные запасы, используемые как источник водоснабжения для производственных и бытовых нужд, гидроэнергии, а также как транспортные магистрали и т.д.

Земельные ресурсы - ресурсы, используемые или предназначенные к использованию в сельском хозяйстве, под строения в населенных пунктах, под железные и шоссейные дороги, а также другие сооружения, под заповедники, парки, скверы и т.п., занятые полезными ископаемыми и др. земельные ресурсы, до последнего времени считавшиеся невоспроизводимым элементом природных ресурсов.

Лесные ресурсы - сырьевые (используемые для получения древесины), а также леса различного назначения - оздоровительные (санитарно-курортные), поле - и лесозащитные, водоохранные и другие.

Минеральные ресурсы - все естественные составляющие литосферы, используемые или предназначенные к использованию в производстве продуктов и услуг как минеральное сырье в естественном виде или после подготовки, обогащения и переработки (железо, марганец, хром, свинец и др.) или источники энергии.

Энергетические ресурсы - совокупность всех видов энергии: солнца и космоса, атомно-энергетической, топливно-энергетической (в форме запасов полезных ископаемых), термальной, гидроэнергии, ветроэнергии и т.д.

Биологические ресурсы - это все живые средообразующие компоненты биосферы с заключенным в них генетическим материалом. Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты (запасы рыбы в природных и искусственных водоемах), культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, т.е. сюда относятся растительные ресурсы, ресурсы животного мира (запасы пушного зверя в естественных условиях; запасы, воспроизводимые в искусственных условиях) и др.

Природные ресурсы используются как средства труда (земля, водные пути, вода для орошения); источники энергии (горючие ископаемые, гидро- и ветровая энергия, атомное топливо, биотопливо и т.д.); сырье и материалы (полезные ископаемые, древесина, биоресурсы, запасы технической воды); непосредственные предметы потребления (кислород воздуха, лекарственные растения, продукты питания - питьевая вода, дикорастущие растения, грибы, продукты охоты и рыболовства), объекты рекреации, средозащитные объекты. В связи с двойственным характером понятия "природные ресурсы", отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость - с другой, разработаны и широко применяются в специальной и географической литературе несколько классификаций.

Классификация природных ресурсов

В основу классификации природных ресурсов положено три признака: по источникам происхождения ресурсов, по использованию ресурсов в производстве и по степени истощаемости ресурсов.

По источникам происхождения ресурсы подразделяются на биологические, минеральные и энергетические.

  • · Биологические ресурсы -- это все живые средообразующие компоненты биосферы: продуценты, консументы и редуценты с заключенным в них генетическим материалом. Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, т. е. растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др. Особое значение имеют генетические ресурсы.
  • · Минеральные ресурсы -- это все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье может быть рудным, если из него извлекаются металлы, пнерудным, если извлекаются неметаллические компоненты (фосфор и т.д.) или используются как строительные материалы.
  • · Энергетическими ресурсами называют совокупность энергии Солнца и Космоса, атомно-энергетических, топливно-энергетических, термальных и других источников энергии.

Второй признак, по которому классифицируют ресурсы, -- по использованию их в производстве. Сюда относятся следующие ресурсы:

a. Земельный фонд -- все земли в пределах страны и мира, входящие по своему назначению в следующие категории: сельскохозяйственные, населенных пунктов, несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, горных выработок и т. п.). Мировой земельный фонд ---13,4 млрд га.

b. Лесной фонд -- часть земельного фонда Земли, на которой произрастает или может произрастать лес, выделенный для ведения сельского хозяйства и организации особо охраняемых природных территорий; он является частью биологических ресурсов;

c. Водные ресурсы -- количество подземных и поверхностных вод, которые могут быть использованы для различных целей в хозяйстве (особое значение имеют ресурсы пресных вод, основным источником которых являются речные воды);

d. гидроэнергетические ресурсы -- те, которые способна дать река, приливно-отливная деятельность океана и т. п.;

e. ресурсы фауны -- количество обитателей вод, лесов, отмелей, которые может использовать человек, не нарушая экологического равновесия;

f. полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энергетические ресурсы) -- природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в хозяйстве, а скопление полезных ископаемых образует их месторождения, запасы которых должны иметь промышленное значение.

ь С природоохранной точки зрения важное значение имеет классификация ресурсов по третьему признаку -- по степени истощаемости. Истощение природных ресурсов с экологических позиций -- это несоответствие между безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества. Неисчерпаемые ресурсы -- это непосредственно солнечная энергия и вызванные ею природные силы, -- например, ветер и приливы существуют вечно и в неограниченных количествах.

ь Исчерпаемые ресурсы имеют количественные ограничения, но одни из них могут возобновляться, если есть к этому естественные возможности или даже с помощью человека (искусственная очистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных и т. п). Все они имеют ограниченные запасы в литосфере. Эти ресурсы конечны и не возобновляются. Конечно, у человека есть возможности заменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение и большие запасы. Но, как правило, подобно тому, как и при замене одних экологических ресурсов другими, понижается качество.

Таким образом, одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида (Homo sapiens) является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Но человек еще и социальное существо, поэтому для развития и выживания человеческого общества очень важен характер использования ресурсов.

Охрана природы -- комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и окружающей среды, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли.

Мероприятия, связанные с охраной природы, можно разделить на следующие группы:

  • · естественнонаучные,
  • · технико-производственные,
  • · экономических,
  • · административно-правовые.

Мероприятия по охране природы могут осуществляться в международном масштабе, общегосударственном масштабе или в пределах отдельного региона.

Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и, вследствие этого, угроза существованию на Земле живых организмов, в том числе человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся: очистка окружающей среды, упорядочение использования химикатов, прекращение производства ядохимикатов, восстановление земель и пр., а также создание заповедников. В красную книгу занесены редкие растения и животные.

Природоохранные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном законодательстве.

В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (например, в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озёрах). В международном масштабе наряду с созданием различных международных организаций по отдельным проблемам охраны природы действует Программа ООН по окружающей среде.

ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - система мероприятий, обеспечивающая возможность сохранения природой ресурсовоспроизводящих и средовоспроизводящих функций, а также сохранение невозобновимых природных ресурсов.[ ...]

В сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования существует формально не определенный законодательством, но очень значимый механизм учета использования и охраны природных ресурсов, а также разнообразных воздействий на компоненты природной среды и их источников - государственная статистическая отчетность о состоянии (качестве) окружающей среды и воздействии на нее.[ ...]

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий гос. политику и осуществляющий управление в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. М. п. р. РФ является гос. органом управления гос. фондом недр, специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда и в пределах своей компетенции специально уполномоченным гос. органом в области охраны окружающей среды.[ ...]

Необходимость охраны природных ресурсов отражена в Конституции СССР. Статья 18 гласит: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».[ ...]

Основной принцип охраны природных ресурсов заключается в их рациональном, экономном использовании и воспроизводстве (по возможности). Ресурсы рекреационные - это ресурсы, обеспечивающие отдых и восстановление здоровья и трудоспособности человека, а эстетические - сочетание природных факторов, положительно воздействующих на духовные богатства людей.[ ...]

В настоящее время охрана природы поручена органу, который эксплуатирует природные ресурсы, неизбежно разрушая окружающую природную среду. При этом актуальным остается вопрос комплексности управления и охраны природных ресурсов.[ ...]

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами - в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей - в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.[ ...]

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП подготовил Международную Красную книгу (10 томов).[ ...]

Организация управления ресурсами в субъектах Федерации и роль МПР в формировании отношений между Центром и региональными органами несовершенны. Здесь сохраняются дублирование и раздробленность не столько усилий и деятельности, сколько средств, ответственности и прав контроля над природными ресурсами. Недостатком действующей административно-нормативной базы системы управления природоохранной деятельностью является то, что в ней приоритет отдается вопросам эксплуатации, а не охраны природных ресурсов, недостаточно обоснованными представляются методы расчета и порядок взимания экологических платежей.[ ...]

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов - это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природных ресурсов, составов и категории пользователей. Кадастры представляют собой совокупность количественных данных о природных ресурсах, их видах и подвидах; наглядных таблиц, диаграмм и схем; световых табло и карт; электронных данных. По кадастрам определяются экономическая оценка и бонитировка почв, других природных ресурсов, размеры и виды ренты, платежей, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы и другие показатели, необходимые для рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды.[ ...]

Учитывая, что на Министерство природных ресурсов Российской Федерации возложена функция проведения государственной политики в сфере использования и охраны природных ресурсов, а также, что оно является специально уполномоченным государством органом в сфере охраны окружающей среды в пределах своей компетенции, представляется целесообразным в перспективе, при изменении системы управления природопользованием в целом, интегрировать в единый фонд охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов систему бюджетных экофондов и фондов воспроизводства природных ресурсов. Однако в настоящее время до принятия соответствующих организационных решений по структуре управления природными ресурсами и охраной окружающей среды целесообразно не менять существующую структуру экофондов, а использовать ее в полной мере для реализации интересов различных направлений природно-ресурсного комплекса, внеся поправки в действующие нормативно-правовые документы по функционированию экофондов, а также включив в состав правлений фондов представителей природно-ресурсного блока.[ ...]

Цели: защита окружающей среды, охрана природных ресурсов, соблюдение прав человека и животных. Основная деятельность: осуществление проектов по внедрению новых технологий в сельский быт развивающихся стран, реализация программ по сохранению исчезающих видов животных, развитие сотрудничества в этой обл.; проведение общественных дискуссий по различным проблемам науки и общества.[ ...]

Необходимость решения вопросов охраны природных ресурсов возникает уже на самой первой стадии создания накопителей жидких и твердых отходов поверхностного и подземного типов.[ ...]

Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Федерации МПР России является территориальным органом министерства, осуществляющим на закрепленной за ним территории субъекта (субъектов) Российской Федерации управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.[ ...]

Плата за нерациональное использование природных ресурсов-это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный собственникам природных ресурсов в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования. Плата за природные ресурсы является налогами. Рассмотрим основные составляющие платы за природные ресурсы.[ ...]

Комплексное рациональное использование и охрана природных ресурсов, так же как и забота о создании нормальных для жизни человека условий окружающей природной среды, - основные принципы при организации системы охраны природы в России. На решение этих задач направлена вся деятельность государственных органов, общественных организаций и научных учреждений по охране природы. Из тех же задач они исходят при международном сотрудничестве.[ ...]

Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название заповедования («заповедный» - неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Потребность в этом появилась несколько веков назад. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.[ ...]

Подобное соотношение характерно также для природных ресурсов, хотя сущность охраны природных ресурсов с учетом специфики их товарной ценности несколько иная, чем охрана природы.[ ...]

С точки зрения рационального использования и охраны природных ресурсов важное значение имеют Основы земельного законодательства (1968), Основы водного законодательства (1970), Основы законодательства о здравоохранении (1969). В них сформулированы принципы приоритета благосостояния и здоровья человека, охраны окружающей среды с учетом многих антропогенных воздействий на природную среду.[ ...]

Авакян А.Б., Широков В.М. Комплексное использование и охрана природных ресурсов. Минск: Университетское, 1990. 240 с.[ ...]

Перспектива развития работ по экономической оценке природных ресурсов будет во многом связана с практической реализацией вышеуказанной статьи ГК РФ, а также с принятием государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В подготовленном МПР России с участием других ведомств проекте концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (рассмотренной и одобренной на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, протокол № 16 от 31.07.97 г, п.111) вопрос экономических оценок природных ресурсов прописан на уровне, позволяющем начать практические шаги в этой области.[ ...]

Нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприяти-ям-природопользователям специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. В пределах своей компетенции согласовывают такие нормативы органы Госкомэкологии РФ.[ ...]

Для рассмотрения научно-технических проблем использования и охраны природных ресурсов и принятия обоснованных решений образуется научно-технический совет, организационное обеспечение деятельности которого возлагается на центральный аппарат М. п. р. РФ. Персональный состав этого совета и положение о нем утверждаются министром.[ ...]

Ассоциация ЖКХ, г.Кишинсв; ЦСМ Молдавии, г.Кишинев; Управление охраны природных ресурсов, г.Тирасполь.[ ...]

В 30-х годах XX в. стала очевидной опасность истощения большинства природных ресурсов, необходимых для производственной деятельности. Появилось понятие «охрана природных ресурсов».[ ...]

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76, п. 2) по вопросам охраны окружающей среды и природопользования субъектами Российской Федерации принимаются законы и иные нормативные акты, позволяющие регулировать природоохранную деятельность в пределах своих территорий. Все большее значение приобретает практика заключения договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам использования и охраны природных ресурсов.[ ...]

Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.[ ...]

Регулируя одни и те же отношения по установлению права пользования природными ресурсами, лицензия и договор служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральных и региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что лицензии на природопользование выдают федеральные специально уполномоченные органы управления в области использования и охраны природных ресурсов (к примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ), а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.[ ...]

Общие черты правового регулирования собственности, использования и охраны природных ресурсов рассмотрены с учетом принципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рамках интегрированного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом. Данное правило вытекает из ст. 36 Конституции РФ об ограничении свободы реализации полномочий собственника природных ресурсов. Таким образом, достижение целей рационального использования и охраны природных ресурсов может быть обеспечено посредством одновременного и комплексного регулирования соответствующих отношений многими как природоресурсными актами, так и актами других отраслей законодательства.[ ...]

Дормидонтов A.C., Софронов М.П. Биология осетра нижней Лены, его промысел и охрана // Природные ресурсы Якутии, их использование и охрана: Материалы VII Респ. совещ. по охране природы Якутии.[ ...]

Контроль и управление процессами обмена веществом и энергией между окружающей природной средой и промышленным производством, которые немыслимы без обмена информацией, являются основой повышения эффективности использования и охраны природных ресурсов, защиты окружающей среды при строительстве и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов, находящихся в системе "общество-природа".[ ...]

Фактические показатели отражают современный уровень эффективности использования и охраны природных ресурсов и служат исходными данными при анализе состояния природной среды и прогноза его изменения, а также при расчете количественных характеристик.[ ...]

Общегосударственный уровень. Конституция РФ в ч. 1 ст. 9 провозглашает: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Данная норма содержит оценку природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов и указывает на два вида отношения к природным ресурсам - их использование и охрану. Конституционная оценка имеет абсолютный характер, юридически объявляя землю, воду, воздух, равно как и леса, животный мир, недра, тем, без чего невозможна человеческая жизнь, т. е. необходимым, неотъемлемым условием поддержания жизни, объектом деятельности человека и средством обеспечения его потребностей. Адресатом данной нормы являются народы, проживающие на территории РФ - суверенного государства. Поэтому использование и охрана природных ресурсов - неотъемлемое право и обязанность Российской Федерации. Именно эта норма самым непосредственным образом обосновывает экологическую функцию государства.[ ...]

Политические проблемы сегодня невозможно решать без связи с рациональным использованием природных ресурсов, без охраны природных ресурсов.[ ...]

Стратегической целью государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов определено создание правовых, экономических, социальных и других отношений, необходимых для обеспечения нынешнего и будущих поколений ресурсами, качества жизни людей и устойчивого развития страны.[ ...]

В апреле 2001 г. было объявлено о начале проекта в рамках программы Тасис, который называется "Охрана природных ресурсов Тимано-Печорского региона". Этот проект призван сократить ущерб, который наносит нефтегазодобывающая отрасль экологии Севера. Проект рассчитан на 2 года. Бюджет этой программы - 2 млн евро. С российской стороны в проекте принимают участие Министерство энергетики РФ и администрация Ненецкого автономного округа и Республики Коми.[ ...]

Формирование и реализация государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов на основе представленного проекта Концепции являются важными условиями выхода России из экономического кризиса, обеспечения национальной безопасности и перехода к устойчивому развитию. При реализации Концепции должно быть обеспечено соблюдение принципа социальной справедливости и общественного согласия, что предполагает оптимальное решение проблем собственности, разделения властных полномочий и управленческих функций на всех уровнях финансовых потоков, различных платежей, системы налогообложения, обеспечение гармоничного социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов.[ ...]

Сокращение в последние годы работ с соблюдением необходимых норм и правил в области воспроизводства и охраны природных ресурсов стало все больше выражаться в росте аварий и катастроф, бедствий природного характера. При этом размеры затрат на ликвидацию последствий на полтора - два порядка превышают необходимые средства на предупредительные, охранные и воспроизводительные действия.[ ...]

Насыйров Р. А. Некоторые гематологические показатели окуня оз. Б. Миассово Ильменского заповедника // Проблемы охраны природных ресурсов Южного Урала.[ ...]

МПР России с участием других ведомств разработан проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (рассмотрен и в основном одобрен на заседании Правительства Российской Федерации в июне 1997 г.). Одной из задач государственной политики является создание эффективной системы мониторинга состояния природных систем с целью прогнозирования природных и техногенных катастроф, а одним из выходов реализации Концепции в части экономических методов является создание механизма страхования и аудита в области природопользования.[ ...]

Нормативные показатели как характерные и типичные признаки устанавливаются с целью обеспечения научно обоснованного использования для охраны природных ресурсов и включают стандарты, нормы и нормативы.[ ...]

Новый термин «охрана окружающей среды» был введен в связи с тем, что «на первый план выступила заинтересованность человечества в сохранении благоприятного состояния природы как среды жизни людей в условиях бурного научно-технического прогресса, роста населения, урбанизации и т.п. »2. Одновременно с этим новым направлением деятельности в общественной практике зарубежных государств сохраняются как направления «охрана природы» (в узком.смысле, как охрана живой природы, охрана достопримечательностей) и «охрана природных ресурсов». Таким образом, под средой понимается или должно было пониматься нечто отличное от природы.[ ...]

Объектами проведения ОВОС являются: концепции, программы и планы отраслевого и территориального социально-экономического развития; схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; градостроительная документация; документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ; предпроектные обоснования инвестиций в строительстве, технико-экономические обоснования проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных объектов и комплексов.[ ...]

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим водного объекта, специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.[ ...]

Комплексный характер законодательства об окружающей среде предполагает интегрированный подход в его формировании: общим объектом правового регулирования в сфере использования и охраны природных ресурсов является природа в целом, не разделенная по ресурсам (земля, недра, воды, леса и т. д.). Основная же задача такой отрасли (экологического права) - формирование единообразных правовых основ регулирования охраны окружающей среды и природопользования на всей территории Российской Федерации. Подобное единообразие должно заключаться в том, чтобы при любом разделении полномочий в области охраны природы всесторонне обеспечивалось право граждан на благоприятную окружающую среду.[ ...]

В связи с этим разработка и реализация государственной природноресурсной политики становится важнейшим приоритетом в комплексе проблем реформирования экономики страны. Проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов был разработан МПР России с участием Минэкономики России, Минтопэнерго России, Рослесхоза, Госкомзема России, Госкомэкологии России, Минсельхозпрода России, Миннауки России, РАН, других заинтересованных министерств и ведомств в очень сжатые сроки (март-июнь 1997г), и уже в июле 1997 г проект был вынесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации и, в основном, одобрен.[ ...]

Биогеохимические циклы легко нарушаются человеком. Так, добывая минеральные удобрения, он загрязняет воду и воздушную среду. В воду попадает фосфор, вызывая эвтрофи-кацию, азотистые высокотоксичные соединения и др. Иными словами, круговорот становится не циклическим, а ациклическим. Охрана природных ресурсов должна быть, в частности, направлена на то, чтобы ациклические биогеохимические процессы превратить в циклические.[ ...]

Общие требования к планированию природоохранных мероприятий предусмотрены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и рядом подзаконных актов, которыми утверждены государственные программы в области охраны окружающей среды. Ведение территориальных комплексных схем охраны природы, выполняющих роль предпланового документа, регулировалось совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г. «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». Меры по планированию охраны природных ресурсов (вод, атмосферного воздуха, объектов животного мира) регулируются соответствующими законами. Что касается земель и лесов, то планирование их использования и охраны осуществляется в известной мере в порядке земле- и лесоустройства.[ ...]

Американская публика была ошарашена многочисленными предсказаниями грозящего экологического кризиса. Появилось направление в науке - энвайронментализм, который отличала широта научных подходов. В частности, и в такой форме американское общество сравнительно быстро отреагировало на экоцид в собственной стране. Начался широкий выпуск книг о сложившейся ситуации, обращенных к общественности. Некоторые из них переведены на русский язык. Таковы: Ж.Дорсет (1968) “До того как умрет природа”, Р.Парсон (1968) “Природа предъявляет счет”, Г.Уайт (1973) “Водные ресурсы США: проблемы использования”, О. Оуэн (1977) “Охрана природных ресурсов”, Б.Коммонер (1974) “Замыкающейся круг. Природа, человек, технология”.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(СПбИГО)

Факультет экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

РЕФЕРАТ

по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление

по дисциплине «Экономика природопользования и охрана окружающей среды»

На тему: «Природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей среды. »

Санкт-Петербург
2011

Содержание.
Введение………………………………………………………. .…………3

    Понятие «природные ресурсы» ……………………..…………....4
    Классификация природных ресурсов…………………………….7
    Рациональное использование природных ресурсов………..…..10
Заключение…………………………………………………… …………15
Список литературы………………………………… …………………...16

Введение.
Во второй половине 20 века человечество столкнулось с проблемой истощения природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, а также с негативным влиянием производства на природу. Стремясь к улучшению условий свой жизни, человек постоянно, наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или непригодных для утилизации. Это создает угрозу существованию и биосферы, и самого человека. Единственный выход из этой ситуации заключается и в выработке новых систем рационального использования природных ресурсов, и в благоразумии человека.
Долгое время люди смотрели на природу, как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.
В условиях, когда масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду достигли таких размеров, что под угрозу поставлена жизнь на планете, охрана окружающей среды и рациональное природопользование выходят на передний план.
Целью моей работы является изучить проблему истощения природных ресурсов в условиях масштабного антропогенного воздействия на окружающую среду.

1.Понятие «природные ресурсы».
Природные ресурсы - это природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов. К природным ресурсам относят в настоящее время полезные ископаемые, почву, растительность и животный мир, атмосферный воздух, воду, климат, солнечную и космическую радиацию.
Природные условия влияют на жизнь и деятельность человека, но не участвуют в материальном производстве.
Основными компонентами природных ресурсов являются:
-водные ресурсы;
-земельные ресурсы;
-лесные ресурсы;
-минеральные ресурсы;
-энергетические ресурсы;
-биологические ресурсы.
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных выше компонентов.
Водные ресурсы являются, возможно, самыми важными и необходимыми природными ресурсами для всего живого на нашей планете. Это воды в жидком, твердом и газообразном состоянии и их распределение на Земле. Они находятся в естественных водоемах на поверхности (в океанах, реках, озерах и болотах); в недрах (подземные воды); во всех растениях и животных; а также в искусственных водоемах (водохранилищах, каналах и пр.).
Земля обладает колоссальным объемом воды около 1,5 млрд. куб. км. Однако 98% этого объема составляют соленые воды Мирового океана, и только 28 млн. куб. км - пресные воды. Поскольку уже известны технологии опреснения соленых морских вод, воды Мирового океана и соленых озер можно рассматривать как потенциальные водные ресурсы, использование которых в будущем вполне возможно. Ежегодно возобновляемые запасы пресных вод не столь велики, по разным оценкам они колеблются от 41 до 45тыс. куб. км (ресурсы полного речного стока). Мировое хозяйство расходует для своих нужд около 4-4,5 тыс. куб. км, что равно примерно 10% общего водозапаса, и, следовательно, при условии соблюдения принципов рационального водопользования эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые. Однако при нарушении этих принципов ситуация может резко обостриться, и даже в планетарном масштабе может ощущаться дефицит чистых пресных вод. А пока природная среда ежегодно "дарит" человечеству в 10 раз больше воды, чем ему нужно для удовлетворения самых разнообразных потребностей.
Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий.
Земельные ресурсы используются в сельском хозяйстве, под строения в населенных пунктах, под железные и шоссейные дороги, а также другие сооружения, под заповедники, парки, скверы и т.п., занятые полезными ископаемыми и др.
Лесные ресурсы – сырьевые (используемые для получения древесины), а также леса различного назначения – оздоровительные (санитарно-курортные), поле - и лесозащитные, водоохранные и др.
Минеральные ресурсы – все естественные составляющие литосферы, используемые или предназначенные к использованию в производстве продуктов и услуг как минеральное сырье в естественном виде или после подготовки, обогащения и переработки (железо, марганец, хром, свинец и др.) или источники энергии.
Энергетические ресурсы – совокупность всех видов энергии: солнца и космоса, атомно-энергетической, топливно-энергетической (в форме запасов полезных ископаемых), термальной, гидроэнергии, ветроэнергии и т.д.
Биологические ресурсы – это все живые средообразующие компоненты биосферы с заключенным в них генетическим материалом. Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты (запасы рыбы в природных и искусственных водоемах), культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, т.е. сюда относятся растительные ресурсы, ресурсы животного мира (запасы пушного зверя в естественных условиях; запасы, воспроизводимые в искусственных условиях) и др.

2.Классификация природных ресурсов.
В связи с двойственным характером понятия «природные ресурсы», отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость- с другой, разработаны несколько классификаций.
I. Классификация природных ресурсов по происхождению. Природные ресурсы (тела или явления природы) возникают в природных средах (водах, атмосфере, растительном или почвенном покрове и т.д.) и в пространстве образуют определенные сочетания, меняющиеся в границах природно-территориальных комплексов. На этом основании они подразделяются на две группы: ресурсы природных компонентов и ресурсы природно-территориальных комплексов.
1.Ресурсы природных компонентов. Каждый вид природного ресурса обычно формируется в одном из компонентов ландшафтной оболочки. Он управляется теми же природными факторами, которые создают данный природный компонент и влияют на его особенности и территориальное размещение. По принадлежности к компонентам ландшафтной оболочки выделяют ресурсы: 1) минеральные, 2) климатические, 3) водные, 4) растительные, 5) земельные, 6) почвенные, 7) животного мира. Эта классификация широко употребляется в отечественной и зарубежной литературе.
2.Ресурсы природно-территориальных комплексов. На данном уровне подразделения учитывается комплексность природно–ресурсного потенциала территории, вытекающая из соответствующей комплексной структуры самой ландшафтной оболочки. Каждый ландшафт (или природно-территориальный комплекс) обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов. В зависимости от свойств ландшафта, его места в общей структуре ландшафтной оболочки, сочетания видов ресурсов их количественные и качественны характеристики применяются очень существенно, определяя возможности освоения и организации материального производства. Часто возникают такие условия, когда один или несколько ресурсов определяют направление хозяйственного развития целого региона. Практически любой ландшафт имеет климатические, водные, земельные, почвенные и другие ресурсы, но возможности хозяйственного использования весьма различны. В одном случае могут складываться благоприятные условия для добычи минерального сырья, в других - для выращивания ценных культурных растений или для организации промышленного производства, курортного комплекса и т.д. На этом основании выделяются природно-ресурсные территориальные комплексы по наиболее предпочтительному (или предпочтительным) виду хозяйственного освоения. Они делятся на: 1) горнопромышленные, 2) сельскохозяйственные, 3) водохозяйственные, 4) лесохозяйственные, 5) селитебные, 6) рекреационные и др.
II. Классификация по видам хозяйственного использования. Основной критерий подразделения ресурсов в этой классификации - отнесение их к различным секторам материального производства. По этому признаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства.
1. Ресурсы промышленного производства. Эта подгруппа включает все виды природного сырья, используемые промышленностью. В силу очень большой разветвленности промышленного производства, наличия многочисленных отраслей, потребляющих разные виды природных ресурсов и соответственно выдвигающих к ним различные требования.
2. Ресурсы сельскохозяйственного производства. Они объединяют виды ресурсов, участвующих в создании сельскохозяйственной продукции: а) агроклиматические - ресурсы тепла и влаги, необходимые для продуцирования культурных растений или выпаса скота; б) почвенно-земельные ресурсы - земля и ее верхний слой - почва, обладающая уникальным свойством продуцировать биомассу, рассматриваются и как природный ресурс и как средство производства в растениеводстве; в) растительные кормовые ресурсы-ресурсы биоценозов, служащие кормовой базой выпасаемого скота; г) водные ресурсы - воды, используемые в растениеводстве для орошения, а в животноводстве - для водопоя и содержания скота.

3.Охрана природных ресурсов.
Широкое распространение в связи с проблемой сохранения природы приобретают идеи контроля окружающей природы как формы научного наблюдения, включенного в технологию рационального природопользования. Сейчас этот вопрос очень актуален, т.к. если человечество не поймет всей важности происходящего, это может грозить ему экологической катастрофой.
Проблема использования минеральных ресурсов.
Ежегодно из недр земли извлекается 100 млрд. тонн минеральных ресурсов, включая топливные, из которых 90 млрд. тонн превращается в отходы. Поэтому ресурсосбережение и снижение уровня загрязнения окружающей среды – две стороны одной медали. Например, при производстве 1 тонны меди остается 110 тонн отходов, изготовление одного золотого обручального кольца – 1,5 - 3 тонны отходов и т.д. Если в начале XX века в хозяйстве человека использовалось 20 химических элементов таблицы Менделеева, то сейчас – более 90. За последние 40 лет глобальное потребление минеральных ресурсов возросло в 25 раз, а отходов производства в 10-100 раз больше.
Металл №1 для промышленности – железо. Запасы руд с высоким содержанием железа постепенно исчерпываются, а потребность человечества в железе за вторую половину XX века увеличилась в десятки раз. Появились новые технологии, позволяющие извлекать этот металл из бедных руд.
Другой важный металл – медь. Если в начале столетия для переработки использовались руда, в которых содержание меди было не менее 3%, то сегодня – даже 0,5% этого металла. Медь нужна электропромышленности и автомобилестроению, поэтому в течение столетия производство меди возросло в 22 раза, а количество отходов не меньше чем в 50 раз.
Запасы минерального сырья на планете ограничены и быстро истощаются. Разные виды ресурсов могут быть исчерпаны в ближайшие 30-50 лет. Возможно, в ближайшие 20-30 лет будут исчерпаны запасы свинцовых и цинковых руд, олова, золота, серебра, платины, асбеста, а затем прекратится добыча никеля, кобальта, алюминия и других. Запасы фосфорного сырья истощаются на глазах. Достаточно скоро цены на фосфорные удобрения, производимые из наземного сырья, резко повысятся. А затем фосфор придется поднимать с морских глубин, который попадает туда из горных пород, через поля, на которые они выносятся как удобрение, затем с бытовыми стоками в море. И этот «золотой» фосфор будет использоваться в сельском хозяйстве.
и т.д.................

Охрана земель

Все земли в России согласно Земельному Кодексу РФ 2001 г. подразделяются на семь категорий (рис.18):

1) земли сельскохозяйственного назначения, их площадь составляет 13% от площади всего земельного фонда РФ, эти земли обладают приоритетом , т.е. имеют правовые преимущества по сравнению с землями остальных категорий;

2) земли населенных пунктов;

3) земли транспорта, промышленности, связи, космического обеспечения, энергетики и обороны страны;

4) земли природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Нарушение законодательства об использовании земель влечет за собой приостановление или аннулирование лицензий на землепользование. Если приобретенный в частную собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется по назначению в течение трех лет, то по представлению органов прокурорского надзора такая сделка может быть аннулирована решением суда.

Стандартная схема криминальных сделок с землей: нечестные чиновники, имеющие право подписи, за значительные взятки переводят земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель запаса, после чего на этих землях осуществляется строительство коттеджных поселков.

Использование и охрана недр

Недра в России находятся, в основном, в государственной собственности. Недропользование в России основано на разрешительной, т.е. лицензионной системе. В ФЗ «О недрах» выделяют следующие виды лицензий:

1) лицензия на геологическое изучение недр – это разрешение на поиск и оценку месторождений одного вида полезных ископаемых, указанного в лицензии; она не дает права на его добычу;

2) лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающих производств;

3) лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений (подземное хранение нефти и газа, захоронение вредных веществ и отходов производства, сброс сточных вод, строительство подземных коммуникаций, например, линий метрополитена);

4) лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное или лечебно-оздоровительное значение дает право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, использование пещер в лечебно-оздоровительных целях.

В случаях нарушения правил использования недр право недропользования может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами.

Правовая охрана водных объектов

Водный объект – это природный или искусственный водоем или водоток, постоянное или временное сосредоточение вод.

В соответствии с Водным кодексом РФ 2007 г. «воды» как юридическое понятие представляют собой природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ РФ в поверхностных водоемах и водотоках (реках, водохранилищах, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море РФ и подземных водных объектах.

Кроме Водного кодекса, вопросы охраны вод регламентируются ФЗ «Об охране окружающей среды» и «О континентальном шельфе РФ».

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального водопользования, водопотребления и водоотведения являются (рис. 19):

1) установление лимитов водопользования , т.е. использования воды без изменения ее физико-химических свойств (водный транспорт, гидросооружения и рыболовство),водопотребления (использования воды для питьевых и хозяйственных нужд) иводоотведения (полива или любого сброса вод);

2) ведение государственного мониторинга водных объектов и на его основании – государственного водного кадастра;

3) платность водопользования, водопотребления и водоотведения;

4) проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов, влияющих на состояние водных объектов;

5) осуществление лицензирования при использовании и охране водных объектов;

6) осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов.

Среди прочих водных объектов приоритет имеют объекты питьевого и рыбохозяйственного назначения. В целях охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения (сокращения количества воды в водоеме) водное законодательствозапрещает:

1) сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов;

2) засорение ледяного покрова (ледников и снежников) производственными и иными отходами. Забор льда не должен влиять на состояние водного объекта;

3) захоронение и сброс в водные объекты радиоактивных и токсичных веществ. Сброс сточных вод допускается только после их очистки в установленном порядке;

4) проведение в водных объектах взрывных работ, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ;

    ввод в эксплуатацию хозяйственных объектов, не оборудованных очистными сооружениями и гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств.

Теперь остановимся подробнее на видах водных объектов, являющихся федеральной государственной собственностью.

Территориальное море РФ – это примыкающий к суше или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Его внешняя граница является государственной границей РФ, внутренняя – линия наибольшего отлива вдоль берега. Данное определение верно и для всех российских островов.

Внутренние морские воды РФ являются составной частью территории России; к ним относятся воды портов РФ, заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ. На территориальное море, воздушное пространство над ним, его дно и недра распространяется суверенитет РФ.

Континентальный шельф РФ – это дно и недра прибрежного морского мелководья до глубины 200 м, находящиеся за пределами территориального моря; его внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий наибольшего отлива вдоль берега. В пределах континентального шельфа Россия правомочна производить геолого-разведочные работы, бурение и прокладку коммуникаций (например, кабелей и трубопроводов).

Исключительная экономическая зона РФ – это морская среда над континентальным шельфом. В этой зоне Россия имеет право беспошлинного рыболовства и промысла других живых морских ресурсов.

Использование и эксплуатация перечисленных объектов осуществляется на основании разрешительной (лицензионной) системы. К таким видам деятельности относятся: геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка и разработка минеральных ресурсов, промысел живых ресурсов моря, производство энергии за счет приливов и отливов, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, создание искусственных сооружений и установок (например, платформ), проведение научных работ.

Охрана атмосферного воздуха и озонового слоя

Предметом охраны в данном случае является не воздух вообще, а именно атмосферный воздух , к которому не относится воздух жилых и производственных помещений и воздух, находящийся в установках (баллонах, компрессорах). Воздух – единственный природный ресурс, который не может быть объектом собственности, поскольку его нельзя индивидуализировать. Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух «не признает» государственных границ. Государство, не являясь собственником атмосферного воздуха, имеет на него суверенные права и обязано не допускать его загрязнения, регулировать выбросы загрязняющих веществ и влияние вредных физических воздействий, обеспечивать достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении.

Озоновый слой – это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 25 до 30 км над уровнем моря, состоящая в основном из озона и предохраняющая живые организмы на поверхности Земли от жесткого ультрафиолетового (УФ) излучения. Российское законодательство в вопросах охраны атмосферного воздуха и озонового слоя соответствует подходам, выработанным международным сообществом, и базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для его жизни, труда и отдыха.

Для реализации этих принципов Российское государство использует следующие инструменты:

    установление нормативов качества атмосферного воздуха, нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий;

    получение лицензии (разрешения) на выброс загрязняющих веществ и вредных физических воздействий;

    ведение мониторинга атмосферного воздуха и ведение государственного учета источников вредных воздействий;

    взимание платы за загрязнение атмосферного воздуха;

    запрещение проектирования и строительства объектов, не имеющих газоочистных сооружений;

    запрещение производства и эксплуатации транспортных средств, в выбросах которых содержание вредных веществ превышает установленные технические нормативы.

В систему нормативов включены ПДВ и ПДУ. За нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха устанавливается административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Использование и охрана лесов

Леса являются главным богатством не только какой-либо страны, а всего человечества, поскольку являются легкими планеты. В основном, лес является государственной собственностью . Субъекты РФ могут владеть лесным фондом в пределах своей территории. Приватизация и оборот лесного фонда не допускаются.

Согласно Лесному кодексу 2007 г. с учетом экологически и социально значимых функций выделяют леса трех групп: защитные, эксплуатационные и резервные.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и иных полезных функций. Хозяйственная деятельность в таких лесах строго ограничивается в пределах, необходимых для поддержания их существования (прочистка, лесопосадки). К защитным лесам относятся леса вокруг больших городов, водо- и рыбоохранных зон, мест нереста ценных пород рыб, леса особо охраняемых территорий.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов. При заготовке древесины в этих лесах должно обеспечиваться воспроизведение и сохранение их экологических функций.

Резервные леса – это те, статус которых пока что не определен, которые в будущем могут стать защитными или эксплуатационными.

Поскольку лесные ресурсы относятся к возобновляемым, законодательство регулирует их воспроизводство: они подлежат охране от пожаров, вредителей и болезней. За нарушение правил лесопользования наступает административная и уголовная ответственность.

К сожалению, в Лесном кодексе 2007 г. по сравнению с кодексом 1997 г. практически не регламентирована деятельность лесников и лесничих – основных работников, следящих за состоянием лесов. Их численность была резко сокращена, что не замедлило негативно отразиться на современном состоянии лесов. Кроме того, за последние 20 лет значительно активизировалась браконьерская деятельность, что также ведет к существенной потере лесных фондов.

Правовая защита животного мира.

Юридическое понятие животного мира – это совокупность всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Под охрану законодательства подпадают не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Домашние животные, а также дикие, содержащиеся в неволе (зоопарках, аквариумах и т.п.) не являются объектами охраны законодательства о животном мире; защита этих видов регулируются аграрным, гражданским и другими видами права.

Российское законодательство не предусматривает частной собственности на объекты животного мира, т.е. все дикие животные на территории и акватории РФ являются государственной собственностью. Одной из отличительных особенностей объектов животного мира является их подвижность и постоянная миграция через границы субъектов РФ и государственную границу. Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром в соответствии с Конституцией РФ относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

Основными организационно-правовыми инструментами по использованию и охране животного мира являются государственный мониторинг, государственный кадастр, учет объектов животного мира, экологическая экспертиза и государственный контроль в данной области. Экономическим инструментом охраны живых ресурсов РФ является платность природопользования.

Целями природоохранной деятельности в данной области являются:

    сохранение видового разнообразия животного мира;

2) охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;

3) сохранение целостности природных экосистем;

4) научно обоснованное рациональное использование животного мира;

5) регулирование численности животных с целью предупреждения вреда окружающей среде и экономике.

Охота представляет собой один из видов пользования животным миром. Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями или охотничьими билетами. Охотничий билет выдается государственным органом управления – охотохозяйством с отметкой о сдаче испытаний, в нем фиксируетсяразрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями. Охота на отдельные виды животных регламентируется определенными сроками. Заметим, что даже нахождение в лесу с ружьем и охотничьими собаками или ловчими птицами приравнивается к охоте.

Специальные правила установлены в отношении права на охоту для граждан, принадлежащим к коренным малочисленным народам Севера, ведущим традиционный образ жизни. На сегодняшний день только они осуществляют охоту с целью пропитания. Для остальных категорий граждан охота является не средством пропитания, а средством развлечения или извлечения выгоды.

Заметим, что в России широко осуществляется браконьерская деятельность по отношению к животным, занесенным в Красную книгу РФ – уссурийского тигра, леопарда, снежного барса. Численность этих животных резко упала за последнее десятилетие и составляет всего несколько сотен, а то и десятков особей каждого вида.

Среди видов рыболовства различают промысловое, спортивное или любительское. Промысловое рыболовство в РФ осуществляется юридическими и физическими лицами на основании лицензий, выдаваемых федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями, либо органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на срок не менее трех лет. Наличие лицензии на промысловое рыболовство обязательно для получения в установленном порядкеежегодных квот (лимитов) вылова биоресурсов.

Лицензионное любительское рыболовство разрешается всем гражданам РФ. Лицензии выдаются органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или органом местного самоуправления. В лицензии определяется вид и количество добываемой рыбы, используемые орудия и сроки лова. Специальные правила рыболовства установлены для представителей малочисленных народов и этнических сообществ, ведущих традиционный образ жизни.

Право на бесплатный любительский и спортивный лов рыбы для личного потребления (без использования технических средств, к которым относится, например, сеть) в водоемах общего пользования имеют все граждане РФ.

Ответственность за незаконную охоту и рыболовство установлена в ФЗ «Об охране окружающей среды» и «О животном мире». Как правило, это административная ответственность реализуемая в виде штрафов.

Основные данные о работе

Природные ресурсы (понятие, классификация, охрана)……………………...3

Приложение……………………………………………………………………..10

Основная часть

Природные ресурсы (понятие, классификация, охрана)

Природные ресурсы – это любые объекты природы, используемые человеком в производственных и других нужных для него целях. К природным ресурсам относят атмосферный воздух, почву, воду, солнечную радиацию, полезные ископаемые, климат, биологические ресурсы (растительность, животный мир).

Природа таит в себе неограниченные возможности для удовлетворения потребностей человека. Однако только силой научного познания в процессе практической производственной деятельности человек заставляет природные ресурсы служить удовлетворению своих потребностей.

Человек использовал природные ресурсы (прежде всего, пищу, воду, воздух) с самого начала своего существования, однако долго не прилагал усилий для их воспроизводства. В доиндустриальном обществе использовались главным образом вещества, не прошедшие глубокой обработки – камень, дерево, натуральные волокна и т. д. Индустриальное общество базируется на природных ресурсах, нужных, прежде всего, для производства товаров и услуг, обеспечивающих более развитые потребности общества. Подавляющая часть ресурсов расходуется в процессе расширенного воспроизводства.

Природные ресурсы включают:

Минеральные

Земельные

Водные запасы

Ресурсы Мирового океана.

Минеральные ресурсы - это совокупность специфических форм минеральных веществ в земной коре, являющихся источником энергии, различных материалов, химических соединений и элементов.



Минеральные ресурсы образуют в мировой экономике базу для производства промышленной продукции. Изменения в добыче и потреблении сырья в международной торговле влияют не только на экономическую ситуацию в отдельных странах и регионах, но имеют глобальный характер. За последние 25–30 лет сырьевой сектор значительно изменился вследствие политики развитых стран, пытавшихся преодолеть зависимость от поставок сырья из развивающихся стран и сократить производственные затраты. В этот период активизировались геолого-разведочные работы в развитых странах, в том числе осваивались месторождения в отдаленных и труднодоступных районах, в том числе осуществлялись программы экономии минерального сырья (ресурсосберегающие технологии; использование вторичного сырья, снижение материалоемкости продукции и т. д.) и велись разработки в сфере альтернативной замены традиционных видов сырья, прежде всего энергетического и металлического.

Таким образом, происходит переход мировой экономики с экстенсивного пути развития на интенсивный, сокращающий энерго- и материалоемкость мирового хозяйства.

В то же время высокая обеспеченность минеральными ресурсами хозяйства той или иной страны или их дефицит, в конечном счете не являются фактором, определяющим уровень социально-экономического развития. Во многих странах наблюдаются существенные разрывы между уровнем развития производительных сил и обеспеченностью материально-сырьевыми ресурсами (например, в Японии и России).

Промышленная значимость ресурсов определяется следующими требованиями:

Технической возможности и экономической рентабельности добычи, транспортировки и переработки.

Размещение минеральных ресурсов характеризуется крайней неравномерностью и высокой концентрацией добычи. На 22 вида минеральных ресурсов приходится более 90% стоимости продукции горнодобывающей промышленности. Однако 70% добычи металлов приходится на 200 крупнейших рудников; более 80% запасов и добычи нефти сосредоточено на 250 месторождениях, что составляет лишь 5% общего числа нефтяных разработок.

В мире выделяется семь стран по разнообразию и объему запасов минеральных ресурсов, обладающих ими:

Россия (газ, нефть, уголь, железная руда, алмазы, никель, платина, медь)

США (нефть, медь, железная руда, уголь, фосфориты, уран, золото)

Китай (уголь, железная руда, вольфрам, нефть, золото)

ЮАР (платина, ванадий, хром, марганец, алмазы, золото, уголь, железная руда)

Канада (никель, асбест, уран, нефть, уголь, полиметаллы, золото)

Австралия (железная руда, нефть, уран, титан, марганец, полиметаллы, бокситы, алмазы, золото)

Бразилия (железная руда, цветные металлы)

На промышленно развитые страны приходится около 36% нетопливных минеральных ресурсов мира и 5% нефти.

Земельные ресурсы, почвенный покров - основа сельскохозяйственного производства. Вместе с тем лишь 1/3 земельного фонда планеты - это сельскохозяйственные угодья (4783 млн.га), то есть земли, используемые для производства продуктов питания и сырья для промышленности.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, многолетние насаждения (сады), естественные луга и пастбища. В различных странах мира соотношение пашни и пастбищ в сельскохозяйственных угодьях различно.

В настоящее время в мире на пашни приходится около 11% всей площади суши (1350 млн. га) и 24% суши (3335 млн. га) используются в животноводстве. Страны, обладающие наибольшими массивами пахотных земель (млн. га): США - 186, Индия - 166, Россия - 130, Китай - 95, Канада - 45. Различна обеспеченность регионов пашней в расчете на душу населения (га/чел.): Европа - 0,28, Азия - 0,15, Африка - 0,30, Северная Америка - 0,65, Южная Америка - 0,49, Австралия - 1,87, страны СНГ - 0,81.

Лесами занято около 4 млрд. га земель (около 30% суши). Четко прослеживается два лесных пояса: северный с преобладанием хвойных пород деревьев и южный (главным образом тропические леса развивающихся стран).

В развитых странах в последние десятилетия в основном из-за кислотных дождей поражены леса на территории около 30 млн. га. Это снижает качество их лесных ресурсов.

Для большинства стран третьего мира также характерно снижение обеспеченности лесными ресурсами (обезлесение территорий). До 11–12 млн. га в год вырубаются под пашни и пастбища, к тому же наиболее ценные породы леса экспортируются в развитые страны. Древесина остается также основным энергоносителем этих стран - 70% всего населения используют древесину как топливо при приготовлении пищи и обогреве жилищ.

Уничтожение лесов имеет катастрофические последствия: сокращается поступление кислорода в атмосферу, усиливается парниковый эффект, меняется климат.

Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира характеризуется следующими данными (га/чел.): Европа - 0,3, Азия - 0,2, Африка - 1,3, Северная Америка - 2,5, Латинская Америка - 2,2, Австралия - 6,4, страны СНГ - 3,0. В России сосредоточено около 60% лесов умеренных широт, однако для промышленного использования пригодно 53% всех лесов станы.

Рациональное использование водных ресурсов, в особенности пресноводных, - одна из острых глобальных проблем мирового хозяйства.

Около 60% общей площади суши на Земле приходится на зоны, где нет достаточного количества пресной воды. Четвертая часть человечества ощущает ее недостаток, а еще свыше 500 млн. жителей страдают от недостатка и плохого качества питьевой воды.

Большая часть вод на земном шаре - это воды Мирового океана - 96% (по объему). На подземные воды приходится около 2%, на ледники - тоже около 2% и только 0,02% приходится на поверхностные воды материков (реки, озера, болота). Запасы же пресных вод составляют 0,6% от всего объема вод.

Ресурсы Мирового океана играют все возрастающую роль в развитии производительных сил.

Они включают:

биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон);

значительные ресурсы минерального сырья;

энергетический потенциал;

транспортные коммуникации;

способности вод океана рассеивать и очищать основную часть поступающих в него отходов химическим, физическим и биологическим воздействием;

основной источник ценнейшего и все более дефицитного ресурса - пресной воды (получение которой путем опреснения увеличивается с каждым годом).

Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы - ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываются. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.

Ресурсы возобновимые - способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления.

К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это - энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.

Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы - сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов - капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.

Охрана природы - это система естественнонаучных, технико-производственных, экономических и административно-правовых мероприятий, исполняемых в пределах предоставленной страны или ее части, а еще в международном масштабе и направленных на хранение и контролируемое модифицирование природы в заинтересованностях населения земли, на поддержание и повышение ее продуктивности, снабжение оптимального применения (подключая возобновление) естественных ресурсов и находящейся вокруг среды.

Отдел охраны призван сохранять уникальные и типичные природные комплексы и объекты, редкие, находящиеся под угрозой исчезновения и иные ценные объекты растительного и животного мира и их генетический фонд в пределах территории ООПТ.

Отдел охраны состоит из руководителя отдела, старших инспекторов и инспекторов.

борьба с браконьерством и иными нарушениями установленного режима;

систематическое патрулирование территории в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений режима, загораний и пожаров, ухудшения экологического состояния природных комплексов;

контроль соблюдения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов при проведении на территории научно-исследовательских, эколого-просветительских, рекреационных, проектно-изыскательских, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, заповедно-режимных, строительных и иных работ и мероприятий, а также побочного лесопользования и других видов пользования растительным миром;

контроль проведения в пределах территории отстрела и отлова животных (в том числе вылова рыбы и водных беспозвоночных) в регуляционных, научных и иных целях, соблюдением установленного порядка сбора зоологических, ботанических и минералогических коллекций и палеонтологических объектов;

контроль соблюдения установленного режима территории посетителями и иными лицами, в том числе самими работниками организации;

проведение плановых и внеплановых проверок обходов;

проведение учетных работ и биотехнических мероприятий на особо охраняемых природных территориях;

проведение мероприятий по регулированию численности отдельных видов животных в соответствии с действующим законодательством.

Приложение

А