Введение в отчете по практике пример. Учебная практика

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Рыбницкий филиал

Кафедра автоматизации технологических процессов и производств

Учебная практика

Методические указания

Рыбница, 2015

Составители:

В.В. Слободянюк, преподаватель

Т.А. Колесник, преподаватель

П.С. Цвинкайло, ст. преподаватель

Рецензенты:

Л.А. Тягульская, канд. экон. наук, доцент каф. физики, математики и информатики

В.Е. Федоров, канд. экон. наук, доцент каф. автоматизации технологических процессов и производств.

Учебная практика: Методические указания / Сост.: У91 В.В. Слободянюк, Т.А. Колесник.Рыбница, 2015. – 36 c. (в обл.)

В методических указаниях приведены основные положения по организации, структуре и содержанию учебной практики, требования к содержанию и оформлению отчетной ведомости и отчета по практике.

Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения, направления «Автоматизация технологических процессов и производств», профиль подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств».

© Слободянюк В.В.,

Колесник Т.А.,

составление, 2015

ВВЕДЕНИЕ 4

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5

I.1.Нормативная документация, регламентирующая процедуру организации и прохождения практики 7

I.2.Цели и задачи учебной практики 8

I.3.Организация учебной практики 9

I.4.Права и обязанности студента-практиканта 11

I.5.Права и обязанности руководителя практики от университета 12

I.6.Права и обязанности руководителя практики от предприятия 13

I.7.Структура и содержание учебной практики 14

I.8.Порядок подведения итогов учебной практики и аттестации студентов 16

II.1.Структура отчета по практике 17

II.2.Требования к оформлению отчетной документации 18

II.3.Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 23

II.4.Материально-техническое обеспечение учебной практики 25

Введение

В современных условиях требования рынка труда к выпускникам вузов значительно выросли, что потребовало создания последовательной, научно-обоснованной системы подготовки кадров, важное место в которой отводится практической форме обучения.

Эффективно организованная учебная практика сокращает разрыв между теоретическим обучением и практической деятельностью специалистов. В процессе прохождения практики развиваются профессиональные компетенции будущих специалистов.

Учебная практика студентов-бакалавров является составной частью основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики, содействует закреплению теоретических знаний, установлению необходимых деловых контактов университета с предприятиями, организациями и учреждениями.

Практика организуется и проводится на основе программы, в которой определен перечень рассматриваемых вопросов и необходимых для выполнения заданий в сторонних учреждениях, организациях, на предприятиях или в структурных подразделениях университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Практика в учреждениях, организациях, на предприятиях осуществляется на основе договоров между университетом и соответствующими структурами о прохождении практики студентами.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Рыбницкий филиал

Кафедра автоматизации технологических процессов и производств

Учебная практика

Методические указания

Рыбница, 2015

Составители:

В.В. Слободянюк, преподаватель

Т.А. Колесник, преподаватель

П.С. Цвинкайло, ст. преподаватель

Рецензенты:

Л.А. Тягульская, канд. экон. наук, доцент каф. физики, математики и информатики

В.Е. Федоров, канд. экон. наук, доцент каф. автоматизации технологических процессов и производств.

Учебная практика: Методические указания / Сост.: У91 В.В. Слободянюк, Т.А. Колесник.Рыбница, 2015. – 36 c. (в обл.)

В методических указаниях приведены основные положения по организации, структуре и содержанию учебной практики, требования к содержанию и оформлению отчетной ведомости и отчета по практике.

Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения, направления «Автоматизация технологических процессов и производств», профиль подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств».

© Слободянюк В.В.,

Колесник Т.А.,

составление, 2015

ВВЕДЕНИЕ 4

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5

I.1.Нормативная документация, регламентирующая процедуру организации и прохождения практики 7

I.2.Цели и задачи учебной практики 8

I.3.Организация учебной практики 9

I.4.Права и обязанности студента-практиканта 11

I.5.Права и обязанности руководителя практики от университета 12

I.6.Права и обязанности руководителя практики от предприятия 13

I.7.Структура и содержание учебной практики 14

I.8.Порядок подведения итогов учебной практики и аттестации студентов 16

II.1.Структура отчета по практике 17

II.2.Требования к оформлению отчетной документации 18

II.3.Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 23

II.4.Материально-техническое обеспечение учебной практики 25

Введение

В современных условиях требования рынка труда к выпускникам вузов значительно выросли, что потребовало создания последовательной, научно-обоснованной системы подготовки кадров, важное место в которой отводится практической форме обучения.

Эффективно организованная учебная практика сокращает разрыв между теоретическим обучением и практической деятельностью специалистов. В процессе прохождения практики развиваются профессиональные компетенции будущих специалистов.

Учебная практика студентов-бакалавров является составной частью основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики, содействует закреплению теоретических знаний, установлению необходимых деловых контактов университета с предприятиями, организациями и учреждениями.

Практика организуется и проводится на основе программы, в которой определен перечень рассматриваемых вопросов и необходимых для выполнения заданий в сторонних учреждениях, организациях, на предприятиях или в структурных подразделениях университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Практика в учреждениях, организациях, на предприятиях осуществляется на основе договоров между университетом и соответствующими структурами о прохождении практики студентами.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом я, студентка Института Информационных Технологий и Инженерного Образования 2 курса, специальности «Прикладная информатика в экономике» была принята для прохождения производственной практики в ИП Рабчук С.П. Интернет-салон «Traffik» (далее интернет-салон).

Актуальность прохождения практики обусловлена следующими обстоятельствами:

Закрепление теоретических знаний, полученных во время обучения;

Приобретение необходимых навыков самостоятельной работы.

Находясь в должности помощника старшего администратора, в мои обязанности входило:

Наблюдение за работой сотрудников предприятия;

Изучение структуры, видов деятельности, документации и режима работы предприятия;

Участие в работе интернет-салона;

Обслуживание и консультирование клиентов интернет-салона.

Целью производственной практики является изучение работы интернет-салона и его информационной системы.

При написании отчета стоят следующие задачи:

    дать характеристику интернет-салона;

    описать структуру деятельности организации;

    описать используемое аппаратное и программное обеспечение;

    описать существующую информационную систему интернет-салона.

Объектом исследования является ИП Рабчук С.П. Интернет-салон «Traffik».

Предмет исследования – информационная система интернет-салона.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

ИП Рабчук С.П. занимается предоставление гражданам Республики Хакасия платных интернет-услуг.

ИП Рабчук С.П. расположен по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, проспект Ленина, 73.

Целью создания предприятия является удовлетворение общественных потребностей в производимой предприятием продукции (работах, услугах) и получение прибыли.

Основными видами деятельности ИП Рабчук С.П. являются:

    доступ в интернет:

    печать и копирование документов;

    ламинирование;

    брошурование;

    печать фотографий;

    печать на футболках и кружках;

    крупноформатная печать;

    торгово-закупочная деятельность;

    прочая деятельность.

К конкурентным преимуществам предприятия, можно отнести: оперативность исполнения заказов, качество выпускаемой продукции.

Основными угрозами и проблемами для ИП Рабчук С.П. являются:

    Уменьшение объёмов продаж продукции и услуг в связи со снижением покупательской способности населения.

    Повышение цен на сырьё и материалы в связи с повышением курса валют.

    Конкуренция в получении заказов.

    Неплатёжеспособность заказчиков.

    Сбой в работе сети Интернет.

В ИП Рабчук С.П. устанавливается график работы без выходных. Устанавливается время начала и окончания работы без перерыва для отдыха и питания. Каждый день работает старший администратор и 2 администратора. Старший администратор каждый день открывает входную дверь и находится в интернет-салоне с 9:00 до 18:00. Один администратор находится в интернет-салоне с 11:00 до 18:00, второй – с 18:00 до 23:00. Для старшего администратора предусмотрены 2 выходных: суббота и воскресенье. В субботу интернет-салон в 9:00 открывает один из администраторов, а в воскресенье также один из администраторов открывает интернет-салон в 10:00.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

ИП Рабчук С.П. Интернет-салон «Traffik» относится к числу предприятий, предоставляющих интернет-услуги и успешно осуществляет свою деятельность с 29 сентября 2008 года.

Руководство и непосредственно Рабчук С.П. находится на предприятии в будние дни.

Штат работников предприятия незначителен и составляет всего 6 человек.

Однако там трудятся с полной отдачей самые высококвалифицированные специалисты, часто выполняющие не только свои непосредственные функциональные обязанности, но и проявляющие все свои творческие способности по улучшению работы интернет-салона.

Рассмотрим организационную структуру управления интернет-салона (рис.1).

Рис. 1. Организационная структура ИП Рабчук С.П.

Директором интернет-салона является Рабчук Сергей Петрович, на которого в рамках организации возлагаются следующие функции:

    Общее руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия.

    Обеспечение выполнения всех принимаемых предприятием обязательств, включая обязательства перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами.

    Создание условий для внедрения новейшей техники и технологий, прогрессивных форм управления и организации труда.

    Принятие мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии.

    Контроль над соблюдением деятельности всех служб.

    Защита имущественных интересов предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и др.

Директор несет ответственность:

    За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей; за совершенные в процессе своей трудовой деятельности правонарушения; за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

    За последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных законодательством, уставом предприятия, иными нормативными правовыми актами.

    За недобросовестное использование имущества и средств предприятия в собственных интересах или интересах противоположных интересам учредителей.

Во время отсутствия директора предприятия его должностные обязанности и функции выполняет главный бухгалтер, который несёт полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение. В интернет-салоне главным бухгалтером является Рабчук Мария Александровна. Она относится к категории руководителей, принимается и увольняется на работу приказом генерального директора предприятия.

На главного бухгалтера интернет-салона возлагаются следующие функции:

        Руководство осуществлением бухгалтерского учёта и отчетности на предприятии.

        Оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учёта, контроля, отчётности и экономического анализа.

        Обеспечение составления экономически обоснованных отчётных калькуляций себестоимости продукции, расчётов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения.

        Выявление внутрихозяйственных резервов, устранение потерь и непроизводительных затрат.

        Внедрение современных технических средств и информационных технологий.

        Контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации.

Старшим администратором в интернет-салоне является Касмин Дмитрий Геннадьевич. Его функции заключены в «Основных должностных обязанностях IT-специалиста», которые представлены в Приложении 1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

В любой системе, где происходит накопление информации, требуется ведения информационно-аналитической работы: сбор и обработка информации, разработка методик сбора информации и принятия решений по средствам ее анализа.

Сущность информационной работы заключается в осуществлении деятельности по обеспечению должностных лиц сведениями, необходимыми для решения возложенных на них задач.

Сущность аналитической работы заключается в определении оценки собранной информации и подготовки принятия решений.

ИП Рабчук С.П. является предприятием с действующей информационной сетью.

На предприятии налажены две информационных сети: локальная сеть (19 компьютеров, имеющихся на предприятии), сеть доступа в глобальную сеть Internet, предоставляемая ОАО «Ростелеком».

Для работы с клиентами интернет-салон применяет информационную систему, которая представляет собой программный комплекс, позволяющий реализовать широкий спектр информационных услуг и обеспечивающий возможность работы с любым количеством клиентов. Она обладает большим набором функциональных возможностей, которые охватывают все основные процессы деятельности интернет-салона.

Среди достоинств системы:

1) Функциональная полнота – возможность наиболее полно охватить все виды деятельности интернет-салона;

2) Устойчивость пи обработке больших объемов информации;

3) Расширяемость – возможность наращивать функциональные возможности системы как путем изменения конфигурации технических средств, так и посредством добавления новых модулей без изменения уже действующих;

4) Высокий уровень информационной безопасности, обеспеченный использованием возможностей системных средств, а также реализацией механизмов безопасности прикладного уровня;

5) Эргономичность – комфортность работы пользователей, включая удобный пользовательский интерфейс, широкий набор сервисных функций;

6) Гибкий механизм настроек дает возможность расширения функциональных возможностей без изменения ПО;

7) Обеспечение соответствия требованиям действующих нормативных актов Правительства РФ;

Информационная система постоянно развивается. Осуществляются работы по модификации системы с учетом текущих потребностей заказчика.

Общее количество персональных компьютеров интернет-салона составляет 19 единиц (1 компьютер старшего администратора, 1 компьютер главного бухгалтера, 17 компьютеров для предоставления клиентам доступа в интернет (в том числе 1 компьютер для VIP клиентов)). Все они соединены локальной сетью. Первоначальной целью ее внедрения была возможность администратора отслеживать деятельность клиентов на компьютерах и консультационная помощь клиентам. Разработка и наладка сети была инициирована самими сотрудниками интернет-салона. Доступ в интернет есть на всех компьютерах.

Единая локальная сеть предприятия позволяет существенно сократить время на поиски и доставку необходимых документов за счет создания документарной базы данных предприятия. Доступ к данным, находящимся в локальной сети предприятия имеет только главный администратор.

Так же к локальной сети подключен 1 принтер, чтобы клиенты могли распечатывать нужные им документы со своего рабочего места.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Классификация используемого программного обеспечения и сферы его применения

Программное обеспечение (ПО) интернет-салона можно разделить по сфере использования на несколько классов:

1. Операционные системы (ОС) и оболочки серверов.

2. Программы для работы с заказами.

3. Программы, обеспечивающие безопасность данных.

4. Программы для работы с сетью.

Рассмотрим каждый класс ПО более подробно и охарактеризуем его.

Операционные системы (ОС) и оболочки серверов:

ОС Windows XP – русская версия (на всех компьютерах).

Программы для работы с клиентами:

Network Administrator – русская версия (на компьютере администратора);

Total Commander – русская версия (на компьютере администратора и бухгалтера);

CCleaner – русская версия (на компьютере администратора и бухгалтера);

Epson Print CD – русская версия. Программа для печати на дисках (на компьютере администратора и бухгалтера);

CD Burner XP – русская версия. Программа для записи информации на CD и DVD диски (на компьютере администратора и бухгалтера);

ABBYY Fine Reader – русская версия. Программа для распознавания отсканированного текста (на компьютере администратора и бухгалтера);

Adobe Photoshop CS3 – русская версия. Программа для рисования и редактирования графических изображений (на всех компьютерах);

Foxit Reader – русская версия. Программа для просмотра отсканированных документов (на всех компьютерах);

Microsoft Office 2003 – русская версия (на всех компьютерах);

Open Office.org 3.4.1. – русская версия (на всех компьютерах);

Skype 6.0 – русская версия (на VIP компьютере);

Архиватор WinRAR – русская версия (на всех компьютерах).

Программы, обеспечивающие безопасность данных:

Программы для работы с сетью (на всех компьютерах):

Google Chrome;

Mozilla Firefox;

Internet Explorer 8;

Adobe Flash Player 11 Active X;

Adobe Flash Player 11 Plugin;

Java 7 Update 9.

Используемые технические средства

Техника, находящаяся в интернет-салоне, включает в себя практически весь спектр технических средств, необходимых для сотрудников:

- Компьютеры. Компьютерное оснащение достаточно велико для обслуживания клиентов;

- Принтеры. Принтеры являются неотъемлемой частью технических средств (табл. 1)

Наименование

Kyocera FS-3920DN KX

Черно-белая печать, ксерокопирование, сканирование.

Черно-белая печать

EPSON Stylus Photo 1410 Сублимационный

Печать на футболках

EPSON T50 Series

Цветная печать, печать на дисках

HP Designjet 500 24 by HP

Черно-белая печать, ксерокопирование, сканирование на формате А3

Keocera FS-3040 MFP+KX

Черно-белая печать

Авто EPSON Stylus Photo 1410

Цветная печать на формате А3

Авто Microsoft Office Document Image Writer на COMP

Печать на кружках

Авто Microsoft XPS Document Writer на COMP

Печать на больших форматах до А0

На балансе предприятия состоят следующие виды машин и оборудования (табл. 2)

Исходя из описанного выше, можно сделать вывод, что техническое оснащение интернет-салона находится на достаточном уровне для обеспечения эффективной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе прохождения производственной практики были детально изучены особенности работы организации и получены следующие навыки: самостоятельная работа с клиентами интернет-салона; освоение новых и совершенствование работы с уже знакомыми ранее программными продуктами; анализ информационной системы предприятия.

Также в период прохождения производственной практики я проделала следующую работу:

Изучила структуру управления организацией;

Ознакомилась с системой профессиональных обязанностей и должностными инструкциями специалистов отдела;

Активно участвовала в хозяйственной деятельности предприятия, оказывала помощь специалистам;

Изучила технические, социально-экономические условия труда в отделе;

Изучила основную документацию, обеспечивающую функционирование отдела.

Успешному прохождению производственной практики способствовало доброжелательное отношение руководителей предприятия и его работников, помощь с их стороны, привлечение к посильной работе с клиентами, с персоналом организации.

К недостаткам организации можно отнести следующие:

Недостаточно оперативное обслуживание клиентов в «час пик» (во время приблизительно с 13-00 до 16-00 наплыв клиентов настолько велик, что два администратора, находящиеся в это время в интернет-салоне, не справляются с работой клиенты предпочитают пойти в другую организацию, предоставляющую подобные услуги);

Интернет на компьютерах иногда «виснет» и клиенты часто жалуются по этому поводу и предпочитают перейти в другой интернет-салон;

Отсутствие туалета для клиентов (во время пребывания в интернет-салоне мной лично было замечено, что многие клиенты спрашивают о наличии туалета; также об этом многие клиенты сообщали в книге отзывов и предложений);

В некоторых случаях недостаточно квалифицированные работники (работа в интернет-салоне очень трудна и поэтому не многие хотят там работать; поэтому на работу туда берут и недостаточно квалифицированных работников).

Недостатки ИС:

В ходе прохождения производственной практики в интернет-салоне недостатков в ИС не выявлено.

Следует отметить, что в интернет-салоне ведется строгий учет проделанной работы, исходя из которого работникам начисляется заработная плата и премии.

Написание отчета по практике является значимой частью учебной деятельности. На протяжении обучения в Вузе на бакалаврской программе вам потребуется выполнить как минимум трижды отчеты по практике. Причем каждая различается своими особенностями, и, конечно, имеет собственное название.

Так существует учебно-ознакомительная практика, производственная практика и преддипломная практика. Немного опередим повествование и укажем на существенный аспект, в написании введения отчета по практике. В зависимости от разновидности определяется цель практики и частично актуальность.

Цели практики

Причем вне зависимости от вашей специализации цель практики вы всегда указываете фактически идентичными словами. Для учебно-ознакомительной практики целью является изучение разновидностей профессиональной деятельности, систематизация полученной ранее информация, получение и обработка данных, для производственной практики целью является применение на теоретических знаний, преддипломная практика имеет целью проведение экспериментальной работы с соответствии с темой вашей ВКР.

В целом нужно учитывать ту информацию, которую вам предоставляют до прохождения практики. Как правило, вам дается определенная документация и разнообразные нормативные акты. Исходя из имеющихся данный вы вполне можете написать введение, если понимаете для чего собственно введение пишется.

Основной целью введения является описание и обоснование актуальности вашей работы и полученных вами компетенций. Точнее, во введении вы пишите развитию каких компетенций способствует данная практика в заключении указываете какие профессиональные компетенции вы смогли развить.

Актуальность и задачи

После того как вы определили цели практики, следует указать на актуальность работы. В целом актуальность сочетается с развиваемыми компетенциями, то есть если вы проходите производственную практику, то развиваете умения применять теоретические знания на практике. Как именно вы их применяете, пишете в зависимости от ваших специализаций, то есть смотрите конкретно какую деятельность вы выполняли, какое формальное название имеет данная деятельность и какие компетенции и профессиональные качества требуются для выполнения.

Например, если вы проходите практику в туристической компании, то развиваете коммуникабельность, умение работы с клиентами и подобное. Собственно, примерно так вам следует описывать актуальность: данная практика актуальна, так как развивает следующие профессиональные качества.

Учитывая цели практики (развить профессиональные компетенции, изучить деятельность в профессии, провести исследование) следует определить задачи, которые позволяют этих целей достигать. Таким задачами может являться изучение предприятия и нормативных документов, регулирующих функционирование данного предприятия (данная часть есть в любых отчетах и часто указывается во введении) и изучение определенной профессиональной деятельностью (функциями, особенностями, обязанностями). Помимо этого, задачами могут являться выполнение определенной профессиональной деятельности (возможно расписывать по пунктами какие именно задачи вы выполняете в профессиональной практике) или написание исследовательской работы.

Дополнительные сведения

В качестве дополнительных сведений может указываться предприятие на котором вы проходите практику, какие-то уточняющие данные относительно данного предприятия. Если практика исследовательская, то во введении даются сведения относительно группы на которых выполняется исследование, к примеру, для исследования по психологии вы можете использовать группу референтов, для исследования по педагогике, как правило, выбирается группа учащихся. Помимо этого, вы можете отметить общую краткую информацию относительно проделанной работы, то есть какие методы использовались и выбраны основными в работе, какую теоретическую базу вы использовали и подобное.

Итак, чтобы написать введение к отчету по практике вам потребуется:

  • определить тип вашей практики;
  • выбрать цели в соответствии с типом практики;
  • указать задачи, которые позволяют выполнить цели;
  • определить актуальность вашей работы;
  • кратко перечислить какими материалами, источниками вы пользовались;
  • описать какие этапы создали некоторые затруднения (опционально и возможно выносить в заключение в форме саморефлексии по практике).

Таким образом, как вы поняли, во введении к отчету по практике вы кратко описываете содержание собственного отчета и даете обоснование целесообразности выполнения данной практики. В целом требования к данной части отчета являются формальными и стандартизированными. Вы можете использовать предлагаемые рекомендации и изучить некоторое количество примеров написанные отчетов, чтобы точно представлять себе какова структура введения и в какой последовательности нужно писать каждую часть введения.

По сути, вне зависимости от вашей специализации, вам не потребуется особенно много менять из взятых в качестве примеров введений, так как фразы во многих работах идентичны и меняются только дополнительные параметры, которые обуславливаются вашей специализацией и типом практики. Тем не менее, следует тщательно делать введение к отчету, так как на данную часть педагоги обращают существенное внимание и чем более грамотно сделано введение в соответствии с алгоритмом и принятой структурой, тем более качественной становится ваша работа в целом.

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Кафедра психологии

ОТЧЕТ

ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ

Место прохождения: ООО «Сиб-траст»,

г.Миасса Челябинской области

Специализация психология менеджмента

Выполнила:

Неволина В.В..

Группа ППЗ-601

Проверил:

Бозаджиев В.Л.

Челябинск 2008.

1. Введение

2. Роль и место психолога в организации

3. Выполненная работа:

3.1. Изучение документов

3.2. Кадровое делопроизводство

3.3. Отбор персонала

3.4. Проведение тренинга

3.5. Адаптация персонала

3.6. Деловая оценка персонала

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложения

1.Введение.

Практика – одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

С 3 по 21 сентября 2007 года я проходила учебно-ознакомительную практику на базе ООО «Сибтраст» по специализации «менеджер по персоналу».

Цель данной практики - углубить и закрепить научно-теоретические знания по выбранной специальности, выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога.

На период прохождения практики передо мной стояли следующие задачи:

· развитие и укрепление интереса к избранной профессии психолога;

· закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно-психологических задач;

· формирование профессионально-значимых качеств личности психолога, потребности в психологическом самообразовании; уточнение представления о роли и месте психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности;

· формирование профессиональных знаний, умений и навыков;

· формирование социально-профессиональных компетенций;

· формирование творческого исследовательского подхода к профессиональной психологической деятельности;

· ознакомление с инструментарием, методами организации и проведения психологического исследования;

· приобретение понятий о возможностях применения психологических знаний в различных областях общественной практики;

· ознакомление с этическим кодексом практического психолога.

Конкретные задачи учебно-ознакомительной практики:

Получить целостные представления об образовании как особой сфере социокультурной и психолого-педагогической практики, о работе в образовательных, консультационно-психологических и иных учреждениях, реализующих программы дошкольного и школьного образования;

Ознакомиться с работой практического психолога на предприятиях, в учреждениях и других организациях социально-экономической сферы;

Ознакомиться с функциональными обязанностями, планом работы психолога, документами, регламентирующими его профессиональную деятельность, условиями работы;

Изучить и проанализировать социально-психологическую ситуацию в коллективе, где проходит практика. При наличии штатного психолога оказать помощь в проводимой работе;

Ознакомиться с психологической службой в организации, учреждении. При отсутствии таковой, попытаться обосновать её необходимость, задачи и место в структуре организации, учреждения;

Ознакомиться с современными методами поиска, обработки и использования профессиональной информации, её применения в процессе психодиагностики;

Получить представление о психологических критериях применения информационных технологий в профессиональной деятельности.

Руководителем практики была Нестерова Галина Яковлевна, занимающая должность менеджера по персоналу в данной организации в течение 3-х лет. Общий стаж работы Нестеровой Г.Я. в области управления персоналом составляет 21 год.

Компания ООО «Сиб-траст», на базе которой я проходила практику, занимается реализацией топливовпрыскивающей аппаратуры, являясь региональным представителем Алтайского завода прецизионных изделий. Основным персоналом данной организации являются специалисты по продажам, работа с которыми является доминирующей частью деятельности менеджера по персоналу.

2. Роль и место психолога в организации.

Главная задача деятельности психолога Нестеровой Г.Я. в данной компании является набор профессиональных сотрудников и дальнейшая работа с ними в штате организации.

Менеджер по персоналу занимает одну из ведущих должностей в данной организации, так как эффективная работа с персоналом определяет будущий успех деятельности организации в целом. В данной компании вопросам персонала уделяется достаточное количество времени и финансов. Руководство компании весьма близко знакомо со всеми работниками организации, поэтому здесь большое внимание уделяется проблеме «текучести» кадров. Значительная роль психолога в ООО «Сиб-траст» определяется разработкой и внедрением корпоративной культуры. Коллектив компании небольшой, но очень сплоченный, что диктует слаженную работу всех сотрудников. Корпоративные мероприятия планируются с учетом пожеланий всех членов трудового коллектива и проводятся в обязательном порядке по всем праздникам (в том числе отмечаются и дни рождения сотрудников компании с участием руководства).

3.Выполненная работа

3.1. Во время практики первым делом я ознакомилась с должностной инструкцией менеджера по персоналу. В соответствии с ней обязанностями менеджера по персоналу являются:

2. изучение и анализ конъюнктуры рынка труда; ежеквартальное предоставление письменного аналитического обзор-отчета для руководства по уровням и системам оплаты труда аналогичных должностей в аналогичных компаниях;

3. осуществление поиска персонала - как собственными силами, так и (при наличии выделенного соответствующего бюджета) во взаимодействии с государственными и частными структурами по подбору персонала.

4. проведение предварительной работы с претендентами на вакантные должности (анкетирование, первичные собеседования и так далее). Выявляение наиболее перспективных, рекомендация их для последующего собеседования с Руководством Компании.

5. проведение адаптационных мероприятий в отношении новых сотрудников: знакомство с Предприятием, Правилами внутреннего трудового распорядка, неформальными правилами, ценностями и бизнес-обычаями Компании. Контроль хода, полноты и качества реализации «Плана вхождения в должность» новых сотрудников.

6. Организация подготовки и проведение ежегодной профессиональной Аттестации сотрудников Предприятия. Разработка планов, программы аттестации, графиков.

7. На постоянной основе ведение мониторинга социально-психологической атмосферы в коллективе, проводение анализа деловых, функциональных, морально-психологических качеств сотрудников. Особое внимание уделяется достаточности мотивации персонала, его удовлетворенности условиями и качеством работы, его лояльности и управляемости.

8. разработка планов целевого обучения и тренингов персонала. Обеспечение выполнения утвержденного «Плана».

9. Осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины работников Предприятия, соблюдением работниками Правил внутреннего трудового распорядка, проводение необходимой работы по укреплению трудовой дисциплины.

10. Консультирование Руководство Предприятия по всем вопросам, связанным с персоналом.

11. Консультирование (при необходимости - совместно с Юристом Предприятия) работников по вопросам трудового права и норм социальной защиты.

12. Контроль (совместно с Юристом Предприятия) соблюдения норм трудового законодательства в работе с персоналом, обеспечение кадровых решений по текущим проблемам и вопросам.

13. Разработка Положений о персонале, трудовых договоров в соответствии с требованиями государственных органов, нормами и правилами, принятыми на Предприятии. Согласует указанные документы с Юристом Предприятия.

14. Осуществление кадрового учета и ведение кадрового делопроизводства на Предприятии в соответствии с требованиями Законов и государственных стандартов.

15. Формирование и ведение личных дел сотрудников, своевременное внесение в них необходимых изменений.

16. Заполнение, учет и хранение трудовых книжек, производение подсчета трудового стажа. Справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности сотрудников Предприятия.

17. Осуществление воинского учета призывников и военнослужащих запаса, работающих на Предприятии.

18. Ведение архива личных дел, подготовка документов по истечению установленных сроков текущего хранения к сдаче на государственное хранение.

19. В марте и сентябре совместно с Директором составляет графики отпусков. Ведет учет предоставления отпусков работникам.

20. Изучение движения кадров, выявление причин текучести кадров, разработка мероприятий по их устранению.

21. Разработка предложений по совершенствованию организационной и кадровой структуры Службы.

22. Обеспечение режима сохранения коммерческой тайны. Соблюдение полной конфиденциальности сведений, которые стали ему известны в процессе работы:

 Информация о товарооборотах и условиях оплаты с Клиентами и Поставщиками.

 Информация об оформлении и содержании внутренней финансовой документации Компании.

 Сведения о личных адресах и телефонах Руководителей и сотрудников.

 Размер личной заработной платы

 Другие сведения, составляющие коммерческую тайну Компании

Дальнейшее мое внимание было направлено на изучение системы управления персоналом. Она включает в себя руководителя организации (управление всем персоналом в целом) и менеджера по персоналу, который управляет планированием, наймом, учетом персонала и трудовыми отношениями в коллективе.

В ходе ознакомления с документацией мне были предоставлены оперативные планы работы с персоналом.

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных анкет собрать следующие данные:

· о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);

· о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);

· о текучести кадров;

· о потере времени в результате простоев, по болезни;

· о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену, продолжительность отпусков);

· о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);

· об услугах социального характера, предоставляемых государством и правовыми организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).

Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с производственными целями они могли служить и кадровому планированию.

Рис.1. Структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации

3.2. Следующим этапом в освоении деятельности менеджера по персоналу было ведение кадрового делопроизводства. По данной теме мною были изучены следующие нормативные документы:

1. ГОСТ 16486-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

2. ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации» Требования к оформлению документов».

Также в пользование прилагалась программа «Консультант плюс» и Интеренет-ресурсы.

Я принимала участие в оформление всей трудовой документации: личные карточки, приказы о приеме, отпуске, увольнении, трудовые книжки, трудовые договоры, личные дела и пр. Такая «бумажная» работа занимает довольно большую часть рабочего времени менеджера по персоналу и зачастую откладывается из-за наличия других важных дел.

3.3. Отбор персонала в данной организации занимает не так много времени как кадровое делопроизводство, так как «текучесть» кадров в данной организации не высокая. Но тем не менее, данный вид деятельности менеджера по персоналу занимает также достаточный объем из его обязанностей. Основными вакантными должностями на период моей практики были менеджеры по продажам. Также мы искали претендентов на должность офис-менеджера, так как предыдущая работница вышла в декретный отпуск.

Отбор персонала заключался в оформлении заявки на подбор специалистов, размещении объявлений о вакансиях, оформлении анкет соискателей, анализ анкет, тестирование соискателей, анализ результатов тестирования, устное собеседование, подведение итогов собеседования, выбор кандидатов на повторное собеседование с руководством компании и обратная связь с соискателями.

Так как должность менеджера по продажам не заключает в себе требований к высоким профессиональным умениям и навыкам и узкой специализации образования, а больше требования к личностным качествам, то претендентами на данную должность является широкий круг людей. Соответственно и время, потраченное на отбор наилучших претендентов на должность менеджера по продажам, занимает большую часть времени поиска персонала. Для тестирования соискателей проводились тесты: «Проверяем менеджеров по продажам» для «отсева» некомпетентных претендентов. На следующем этапе отбора проводилось тестирование личности по методике FPI (форма В). Использовалась электронная версия программы тестирования. Особое внимание уделялось шкалам общительности и застенчивости, экстроверсии-интроверсии и эмоциональной лабильности. Данным качествам уделялось особое внимание, так как они являются доминантными в условиях работы менеджера по продажам.

Также при собеседовании проводилось интервью, метод проблемной ситуации и анализ документов (опыт работы, проверка рекомендаций и пр).

Собеседование на должность офис-менеджера проводилось только с использованием беседы.

3.4. На 14 сентября было назначено проведение тренинга для менеджеров по продажам «Искусство продаж». Мною был изучен план тренинга, проверены в наличии все необходимые методические материалы.

Цель тренинга :

Формирование навыков успешного взаимодействия с клиентами в процессе продажи.

Основная форма работы ролевые игры, имитирующие ситуации взаимодействия с клиентом.

При проведении тренинга продаж решаются следующие задачи:

1. Расширение и уточнение видения собственных целей и мотивов продавцов в контексте стратегических целей своей компании.

2. Овладение технологиями и методами проведения эффективных деловых коммуникаций, техник продаж.

3. Формирование у менеджеров навыков самопрезентации, презентации предприятия, установления деловых контактов, работы с возражениями, завершения сделки.

4. Развитие коммуникативных способностей участников тренинга.

5. Формирование у менеджеров установок на конструктивное взаимодействие с клиентами при решении рабочих задач.

6. Отработка и закрепление на практике полученных знаний и навыков.

Программа тренинга дана в приложении

Я наблюдала за работой психолога с обучаемой группой. Участники тренинга были очень активны и инициативны, в конце тренинга были подведены итоги и сделан анализ. Особых проблем не возникло, участники не устали, так как тренинг занял не больше 3 часов, но время было эффективно распределено, задания были интересными, не утомляли.

3.5. После принятия новых сотрудников на работу, менеджер по персоналу занимается его адаптацией.

В данной организации менеджер по персоналу имеет подробный план адаптации сотрудника к новой организации и к новому коллективу. Каждому новому сотруднику устанавливается испытательный срок, в течение которого обычно и происходит процесс адаптации. На период испытательного срока новый сотрудник прикрепляется к руководителю, который заполняет индивидуальный план испытательного срока сотрудника.

3.6. В конце практик я ознакомилась с процессом деловой оценки сотрудников. Была проведена оценка сотрудника, закончившего испытательный срок, а также еще 3х работников, проработавших чуть более полугода.

-метод градации

При методе градации оценщику предлагается шкала с балльным определением значений показателей, причем эти баллы представ­ляют степень выраженности показателя. Пример использования ме­тода градации проиллюстрирован ниже

Показатель: соблюдение установленных сроков


Градация проводилась по таким показателям как: сроки выполнения заданий, объемы продаж, сотрудничество, коммуникабельность, эффективность телефонных переговоров, своевременность выполнения заказов, сроки выполнения отчетной документации и др.

-метод альтернативных характеристик отличается от предыдущего тем, что он не использует систематизированные способы измерения. Оценщику предлагается перечень высказываний об образе сотруд­ника. Оценщик отмечает соответствие или несоответствие конкрет­ного высказывания этому образу. Пример такого перечня приведен ниже:

Сотрудник:

Ø соблюдает все сроки

Ø имеет сложности при координации различных задач

Ø чувствительно реагирует на критику

Ø работает больше, чем требуется

Ø нелегко находит контакт с внешним окружением

Ø в условиях дефицита времени работает безошибочно

Ø составляет четко структурированные отчеты (сообщения и т.п.)

-анализ документов (статистика по объемам продаж на каждого сотрудника).

4. Заключение

Во время прохождения практики я ознакомилась с практической работой менеджера по персоналу. Его роль в организации очень велика, а работа весьма трудоемка. Персонал требует много внимания, так как здесь привлекается человеческий фактор. Каждая организация имеет свою корпоративную культуру, поэтому менеджер по персоналу должен разрабатывать методы работы в соответствии с ней. Каждый аспект работы (адаптация, оценка, отбор и т.п.) требует большого количества времени, труда, проверок и контроля прежде, чем какой-то метод работы зарекомендует себя как эффективный. Для наибольшей эффективности менеджер по персоналу планирует свою работу. Но наибольшее количество трудового времени уходит на отбор персонала и кадровое делопроизводство, соответственно на психологическую работу с персоналом времени остается меньше.

Практика послужила для меня начальным пунктом для дальнейшего занятия психологией менеджмента, как будущей моей профессией. С помощью практики я реализовала свои навыки и способности к дальнейшей деятельности, применила теоретические знания на практике (тесты, методики оценки и адаптации и пр.), углубила «багаж» знаний по выбранной специальности.

Список литературы:

1. Бозаджиев В.Л. Практика студентов: Учебно-методические рекомендации по прохождению практики студентами, обучающимися по специальности,Психология”. – Челябинск: Изд-во «Фрегат», 2006.

2. С.В. Манаев, Ю.Л. Горковенко. Адаптация новых сотрудников: роли, функции, назначение//

3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: учеб.пособие. М.: 1999.

4. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга. Изд-во: Речь. М.:2008.

Индивидуальны план:

1. Место прохождения практики - ООО «Сиб-траст», г. Миасс Челябинской обл.

2. Задачи практики:

· Ознакомиться с общими задачами, решаемыми организацией, местом психолога в данных условиях

· Установление личного и делового контакта со штатным психологом

· Изучение документов, регламентирующих деятельность психолога условиях работы на данном месте

· Наблюдение за работой психолога

· Оказание практической помощи психологу в изучении, анализе психических явлений

3.Мероприятия практики:


4. Консультации:

Челябинский государственный университет

Институт психологии и педагогики

Кафедра психологии

ДНЕВНИК

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Студентки Неволиной В.В. группа ППЗ-601 .

Руководитель практики Нестерова Галина Яковлевна,

менеджер по персоналу .

Челябинск 2008.

Рабочие записи во время прохождения учебно-ознакомительной практики

Подпись руководителя


Ознакомление с условиями работы менеджера по персоналу, его планируемыми работами на период прохождения практики, участие в кадровом делопроизводстве: заполнение личных карточек рабочих, форма Т-2, набор на компьютере приказов об отпуске и прием на работу, заполнение трудовых книжек.


Оформление заявки на подбор специалистов, размещение объявлений о вакансиях, участие в оформление анкет для соискателей, ксерокопирование анкет.


Наблюдение за собеседованием с соискателем на вакантную должность менеджера по продажам, тестирование соискателей, анализ анкет соискателей, обсуждение результатов собеседование, высказывание предположений о профессиональности и личности соискателей.


Помощь в обработке результатов тестирования, участие в подведении итогов по собеседованиям, выбор кандидатов для повторного собеседования, обратная связь с соискателями.


Подготовка к предстоящему тренингу «Искусство продаж», оформление методических материалов, кабинета, где будет проводиться тренинг, оформление объявления о тренинге.


Участие в проведении тренинга, анализ результатов


Прием на работу нового сотрудника (менеджер по продажам), наблюдение за беседой при приеме, ознакомление нового сотрудника с Правилами внутреннего трудового распорядка, ознакомление с должностными обязанностями, оформление трудового договора с работником и договора материальной ответственности, снятие копий документов, оформление личного дела


Знакомство с личным планом адаптации сотрудника и планом развития карьеры.


Ознакомление с программами деловой оценки персонала, направлениями деловой оценки, изучение методики, определение времени и места проведения оценки, формирование оценочной комиссии


наблюдение за проведением методики оценки персонала, обсуждением результатов оценки с работниками, участие в принятии решения по итогам оценки.


Получение характеристики, анализ данных для оформления письменного отчета