Коробкин передельский экология. Раздел I. Общая экология. Предмет и задачи экологии

Лауреат конкурса Министерства образования Российской Федерации по созданию учебников нового поколения по общим естественнонаучным дисциплинам (Москва, 1999). Первый российский учебник по дисциплине «Экология» для студентов ВУЗов, обучающихся техническим наукам.
Учебник написан в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта и программой, рекомендованной Министерством образования России. Он состоит из двух частей - теоретической и прикладной. В пяти его разделах рассмотрены основные положения общей экологии, учения о биосфере, экологии человека; антропогенные воздействия на биосферу, проблемы экологической защиты и охраны окружающей среды. В целом, учебник формирует у студентов новое экологическое, ноосферное мировоззрение.
Предназначается для студентов высших учебных заведений. Учебник рекомендуется также для учителей и учащихся средних школ, лицеев и колледжей. Он необходим и для широкого круга инженерно-технических работников, занимающихся вопросами рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Перед вами один из учебников нового поколения по дисциплине «Экология» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим направлениям и специальностям профессионального образования, написанный известными специалистами в области природоохранных наук и прошедший сложный и длительный путь конкурсного отбора.

Данный учебник является одним из трех победителей по дисциплине «Экология» Всероссийского конкурса учебников нового поколения по общим фундаментальным естественнонаучным дисциплинам. Этот конкурс впервые в истории высшей школы России в связи с реформированием структуры и содержания программ высшего образования был инициирован Госкомвузом России (в дальнейшем - Минобразование России) и проведен в течение 1995-1998 гг. на базе Российского университета дружбы народов.

СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемый читатель! 10
Предисловие 11
Введение. ЭКОЛОГИЯ. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ 13
§ 1. Предмет и задачи экологии 13
§ 2. История развития экологии 17
§ 3. Значение экологического образования 21
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ
Раздел первый. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ 26
Глава 1. Организм как живая целостная система 26
§ 1. Уровни биологической организации и экология 26
§ 2. Развитие организма как живой целостной системы 32
§ 3. Системы организмов и биота Земли?6
Глава 2. Взаимодействие организма и среды 43
§ 1. Понятие о среде обитания и экологических факторах 43
§ 2. Основные представления об адаптациях организмов 47
§ 3. Лимитирующие факторы 49
§ 4. Значение физических и химических факторов среды в жизни организмов 52
§ 5. Эдафические факторы и их роль в жизни растений и почвенной биоты 70
§ 6. Ресурсы живых существ как экологические факторы 77
Глава 3. Популяции 86
§ 1. Статические показатели популяций 86
§ 2. Динамические показатели популяций 88
§ 3. Продолжительность жизни 90
§ 4. Динамика роста численности популяции 94
§ 5. Экологические стратегии выживания 99
§ 6. Регуляция плотности популяции 100
Глава 4. Биотические сообщества 105
§ 1. Видовая структура биоценоза 106
§ 2. Пространственная структура биоценоза 110
§ 3. Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе 111
Глава 5. Экологические системы 122
§ 1. Концепция экосистемы 122
§ 2. Продуцирование и разложение в природе 126
§ 3. Гомеостаз экосистемы 128
§ 4. Энергия экосистемы 130
§ 5. Биологическая продуктивность экосистем 134
§ 6. Динамика экосистемы 139
§ 7. Системный подход и моделирование вэкологии 147
Раздел второй. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ 155
Глава 6. Биосфера - глобальная экосистема земли 155
§ 1. Биосфера как одна из оболочек Земли 155
§ 2. Состав и границы биосферы 161
§ 3. Круговорот веществ в природе 168
§ 4. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ 172
Глава 7. Природные экосистемы земли как хорологические единицы биосферы 181
§ 1. Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе 181
§ 2. Наземные биомы (экосистемы) 190
§ 3. Пресноводные экосистемы 198
§ 4. Морские экосистемы 207
§ 5. Целостность биосферы как глобальной экосистемы 213
Глава 8. Основные направления эволюции биосферы 217
§ 1. Учение В. И. Вернадского о биосфере 217
§ 2. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции 223
§ 3. 0 регулирующем воздействии биоты на окружающую среду 226
§ 4. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы 230
Раздел третий. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 234
Глава 9. Биосоциальная природа человека и экология 234
§ 1. Человек как биологический вид 235
§ 2. Популяционная характеристика человека 243
§ 3. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека 250
Глава 10. Антропогенные экосистемы 258
§ 1. Человек и экосистемы 258
§ 2. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы) 263
§ 3. Индустриально-городские экосистемы 266
Глава 11. Экология и здоровье человека 271
§ 1. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека 271
§ 2. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека 274
§ 3. Гигиена и здоровье человека 282
Часть II. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Раздел четвертый. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОСФЕРУ 286

Глава 12. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу 286
Глава 13. Антропогенные воздействия на атмосферу 295
§ 1. Загрязнение атмосферного воздуха 296
§ 2. Основные источники загрязнения атмосферы 299
§ 3. Экологические последствия загрязнения атмосферы 302
§ 4. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы 307
Глава 14. Антропогенные воздействия на гидросферу 318
§ 1. Загрязнение гидросферы 318
§ 2. Экологические последствия загрязнения гидросферы 326
§ 3. Исгощение подземных и поверхностных вод 331
Глава 15. Антропогенные воздействия на литосферу 337
§ 1. Воздействия на почвы 338
§ 2. Воздействия на горные породы и их массивы 352
§ 3. Воздействия на недра 360
Глава 16. Антропогенные воздействия на биотические сообщества 365
§ 1. Значение леса в природе и жизни человека 365
§ 2. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества 369
§ 3. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир 372
§ 4. Значение животного мира в биосфере 377
§ 5. Воздействие человека на животных и причины их вымирания 379
Глава 17. Особые виды воздействия на биосферу 385
§ 1. Загрязнение среды отходами производства и потребления 385
§ 2. Шумовое воздействие 390
§ 3. Биологическое загрязнение 393
§ 4. Воздействие электромагнитных полей и излучений 395
Глава 18. Экстремальные воздействия на биосферу 399
§ 1. Воздействие оружия массового уничтожения 400
§ 2. Воздействие техногенных экологических катастроф 403
§ 3. Стихийные бедствия 408
Раздел пятый. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 429
Глава 19. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования 429
Глава 20. Инженерная экологическая защита 437
§ 1. Принципиальные направления инженерной защиты окружающей среды 437
§ 2. Нормирование качества окружающей среды 443
§ 3. Защита атмосферы 451
§ 4. Защита гидросферы 458
§ 5. Защита литосферы 471
§ 6. Защита биотических сообществ 484
§ 7. Защита окружающей среды от особых видов воздействий 500
Глава 21. Основы экологического права 516
§ 1. Источники экологического права 516
§ 2. Государственные органы охраны окружающей среды 520
§ 3. Экологическая стандартизация и паспортизация 522
§ 4. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) 524
§ 5. Экологический менеджмент, аудит и сертификация 526
§ 6. Понятие об экологическом риске 528
§ 7. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) 531
§ 8. Экологический контроль и общественные экологические движения 537
§ 9. Экологические права и обязанности граждан 540
§ 10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения 543
Глава 22. Экология и экономика 547
§ 1. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей 549
§ 2. Лицензия, договор и лимиты на природопользование 550
§ 3. Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды 552
§ 4. Понятие о концепции устойчивого развития 556
Глава 23. Экологизация общественного сознания 560
§ 1. Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания 560
§ 2. Экологическое образование, воспитание и культура 567
Глава 24. Международное сотрудничество в области экологии 572
§ 1 Международные объекты охраны окружающей среды 573
§ 2. Основные принципы международного экологического сотрудничества 576
§ 3. Участие России в международном экологическом сотрудничестве 580
Экологический манифест (по Н. Ф. Реймерсу) (вместо заключения) 584
Основные понятия и определения в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования 586
Предметный указатель 591
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 599

Экология. Коробкин В.И., Передельский Л.В.

12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007. - 602 с.

Лауреат конкурса Министерства образования Российской Федерации по созданию учебников нового поколения по общим естественнонаучным дисциплинам (Москва, 1999). Первый российский учебник по дисциплине «Экология» для студентов вузов, обучающихся техническим наукам.

Учебник написан в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта и программой, рекомендованной Министерством образования России. Он состоит из двух частей - теоретической и прикладной. В пяти его разделах рассмотрены основные положения общей экологии, учения о биосфере, экологии человека; антропогенные воздействия на биосферу, проблемы экологической защиты и охраны окружающей среды. В целом, учебник формирует у студентов новое экологическое, ноосферное мировоззрение.

Предназначается для студентов высших учебных заведений. Учебник рекомендуется также для учителей и учащихся средних школ, лицеев и колледжей. Он необходим и для широкого круга инженерно-технических работников, занимающихся вопросами рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Формат: pdf

Размер: 9,4 Мб

Скачать: drive.google

Формат: doc

Размер: 28 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемый читатель! 10
Предисловие 11
Введение. ЭКОЛОГИЯ. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ 13
§ 1. Предмет и задачи экологии 13
§ 2. История развития экологии 17
§ 3. Значение экологического образования 21
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ
Раздел первый. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ 26
Глава 1. Организм как живая целостная система 26
§ 1. Уровни биологической организации и экология 26
§ 2. Развитие организма как живой целостной системы 32
§ 3. Системы организмов и биота Земли?6
Глава 2. Взаимодействие организма и среды 43
§ 1. Понятие о среде обитания и экологических факторах 43
§ 2. Основные представления об адаптациях организмов 47
§ 3. Лимитирующие факторы 49
§ 4. Значение физических и химических факторов среды в жизни организмов 52
§ 5. Эдафические факторы и их роль в жизни растений и почвенной биоты 70
§ 6. Ресурсы живых существ как экологические факторы 77
Глава 3. Популяции 86
§ 1. Статические показатели популяций 86
§ 2. Динамические показатели популяций 88
§ 3. Продолжительность жизни 90
§ 4. Динамика роста численности популяции 94
§ 5. Экологические стратегии выживания 99
§ 6. Регуляция плотности популяции 100
Глава 4. Биотические сообщества 105
§ 1. Видовая структура биоценоза 106
§ 2. Пространственная структура биоценоза 110
§ 3. Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе 111
Глава 5. Экологические системы 122
§ 1. Концепция экосистемы 122
§ 2. Продуцирование и разложение в природе 126
§ 3. Гомеостаз экосистемы 128
§ 4. Энергия экосистемы 130
§ 5. Биологическая продуктивность экосистем 134
§ 6. Динамика экосистемы 139
§ 7. Системный подход и моделирование вэкологии 147
Раздел второй. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ 155
Глава 6. Биосфера - глобальная экосистема земли 155
§ 1. Биосфера как одна из оболочек Земли 155
§ 2. Состав и границы биосферы 161
§ 3. Круговорот веществ в природе 168
§ 4. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ 172
Глава 7. Природные экосистемы земли как хорологические единицы биосферы 181
§ 1. Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе 181
§ 2. Наземные биомы (экосистемы) 190
§ 3. Пресноводные экосистемы 198
§ 4. Морские экосистемы 207
§ 5. Целостность биосферы как глобальной экосистемы 213
Глава 8. Основные направления эволюции биосферы 217
§ 1. Учение В. И. Вернадского о биосфере 217
§ 2. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции 223
§ 3. 0 регулирующем воздействии биоты на окружающую среду 226
§ 4. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы 230
Раздел третий. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 234
Глава 9. Биосоциальная природа человека и экология 234
§ 1. Человек как биологический вид 235
§ 2. Популяционная характеристика человека 243
§ 3. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека 250
Глава 10. Антропогенные экосистемы 258
§ 1. Человек и экосистемы 258
§ 2. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы) 263
§ 3. Индустриально-городские экосистемы 266
Глава 11. Экология и здоровье человека 271
§ 1. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека 271
§ 2. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека 274
§ 3. Гигиена и здоровье человека 282
Часть II. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Раздел четвертый. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОСФЕРУ 286
Глава 12. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу 286
Глава 13. Антропогенные воздействия на атмосферу 295
§ 1. Загрязнение атмосферного воздуха 296
§ 2. Основные источники загрязнения атмосферы 299
§ 3. Экологические последствия загрязнения атмосферы 302
§ 4. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы 307
Глава 14. Антропогенные воздействия на гидросферу 318
§ 1. Загрязнение гидросферы 318
§ 2. Экологические последствия загрязнения гидросферы 326
§ 3. Исгощение подземных и поверхностных вод 331
Глава 15. Антропогенные воздействия на литосферу 337
§ 1. Воздействия на почвы 338
§ 2. Воздействия на горные породы и их массивы 352
§ 3. Воздействия на недра 360
Глава 16. Антропогенные воздействия на биотические сообщества 365
§ 1. Значение леса в природе и жизни человека 365
§ 2. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества 369
§ 3. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир 372
§ 4. Значение животного мира в биосфере 377
§ 5. Воздействие человека на животных и причины их вымирания 379
Глава 17. Особые виды воздействия на биосферу 385
§ 1. Загрязнение среды отходами производства и потребления 385
§ 2. Шумовое воздействие 390
§ 3. Биологическое загрязнение 393
§ 4. Воздействие электромагнитных полей и излучений 395
Глава 18. Экстремальные воздействия на биосферу 399
§ 1. Воздействие оружия массового уничтожения 400
§ 2. Воздействие техногенных экологических катастроф 403
§ 3. Стихийные бедствия 408
Раздел пятый. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 429
Глава 19. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования 429
Глава 20. Инженерная экологическая защита 437
§ 1. Принципиальные направления инженерной защиты окружающей среды 437
§ 2. Нормирование качества окружающей среды 443
§ 3. Защита атмосферы 451
§ 4. Защита гидросферы 458
§ 5. Защита литосферы 471
§ 6. Защита биотических сообществ 484
§ 7. Защита окружающей среды от особых видов воздействий 500
Глава 21. Основы экологического права 516
§ 1. Источники экологического права 516
§ 2. Государственные органы охраны окружающей среды 520
§ 3. Экологическая стандартизация и паспортизация 522
§ 4. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) 524
§ 5. Экологический менеджмент, аудит и сертификация 526
§ 6. Понятие об экологическом риске 528
§ 7. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) 531
§ 8. Экологический контроль и общественные экологические движения 537
§ 9. Экологические права и обязанности граждан 540
§ 10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения 543
Глава 22. Экология и экономика 547
§ 1. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей 549
§ 2. Лицензия, договор и лимиты на природопользование 550
§ 3. Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды 552
§ 4. Понятие о концепции устойчивого развития 556
Глава 23. Экологизация общественного сознания 560
§ 1. Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания 560
§ 2. Экологическое образование, воспитание и культура 567
Глава 24. Международное сотрудничество в области экологии 572
§ 1 Международные объекты охраны окружающей среды 573
§ 2. Основные принципы международного экологического сотрудничества 576
§ 3. Участие России в международном экологическом сотрудничестве 580
Экологический манифест (по Н. Ф. Реймерсу) (вместо заключения) 584
Основные понятия и определения в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования 586
Предметный указатель 591
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 599

Год: 2009

Издательство: КноРус

ISBN : 539000289X

ISBN-13(EAN) : 9785390002896

текст взят из электронного учебника

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ ........................................................................

ВВЕДЕНИЕ. ЭКОЛОГИЯ И КРАТКИЙ ОБЗОР ЕЕ РАЗВИТИЯ......................................

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ......................................................................

2. КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИИ............................................

3. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.................................................

ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ...........................................

1.1. ГЛАВНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ЭКОЛОГИЯ..............................

1.2. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА............................................

1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИОТЫ ЗЕМЛИ...................................................

1.4. О СРЕДЕ ОБИТАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ....................................

1.5. ОБ АДАПТАЦИЯХ ОРГАНИЗМОВ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ....................................

1.6. ЛИМИТИРУЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ............................................

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕСУРСЫ СРЕДЫ...................................

2.1. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ЖИЗНИ

ОРГАНИЗМОВ..................................................................................................

2.2. ЭДАФИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И

ПОЧВЕННОЙ БИОТЫ........................................................................................

2.3. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ПОЛЯ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ....

2.4. РЕСУРСЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ......................

ГЛАВА 3. ПОПУЛЯЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ............................................................

3.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОПУЛЯЦИЙ...........................................

3.2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ВИДА........................................................

3.3. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ....................................................

3.4. РЕГУЛЯЦИЯ ПЛОТНОСТИ ПОПУЛЯЦИИ........................................................

3.5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ................................................

ГЛАВА 4. ЭКОЛОГИЯ БИОТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ.............................................

4.1. ВИДОВАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВ И СПОСОБЫ ЕЕ ОЦЕНКИ........................

4.2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВ............................................

4.3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ В

СООБЩЕСТВЕ.................................................................................................

ГЛАВА 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ...............................................................

5.1. КОНЦЕПЦИЯ, МАСШТАБЫ И ТРОФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ..........

5.2. ПРОДУЦИРОВАНИЕ И РАЗЛОЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ..........................................

5.3. ГОМЕОСТАЗ ЭКОСИСТЕМЫ........................................................................

5.4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ В ЭКОСИСТЕМЕ................................................

5.5. УРОВНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЭКОСИСТЕМ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПИРАМИДЫ..........................................................................

5.6. ДИНАМИКА ЭКОСИСТЕМЫ (ЦИКЛИЧНОСТЬ, СУКЦЕССИЯ, КЛИМАКС) ............

5.7. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ.............................

РАЗДЕЛ II. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ ................................................................

ГЛАВА 6. БИОСФЕРА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА ЗЕМЛИ.............................

6.1. МЕСТО БИОСФЕРЫ СРЕДИ ОБОЛОЧЕК ЗЕМЛИ.............................................

6.2. СОСТАВ БИОСФЕРЫ КАК ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ.................................

6.3. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ............................................................

6.4. БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ДЛЯ ЖИЗНИ

ОРГАНИЗМОВ БИОГЕННЫХ ВЕЩЕСТВ................................................................

ГЛАВА 7. ПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ЗЕМЛИ КАК ХОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

БИОСФЕРЫ...................................................................................................

7.1. ЛАНДШАФТЫ И ЭКОСИСТЕМЫ.................................................................

7.2. НАЗЕМНЫЕ БИОМЫ (ЭКОСИСТЕМЫ).........................................................

7.3. ПРЕСНОВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ...............................................................

7.4. МОРСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ..........................................................................

7.5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ БИОСФЕРЫ.........................................

ГЛАВА 8. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ И ФАКТОРЫ ЕЕ УСТОЙЧИВОСТИ....................

8.1. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ В. И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ..................................

8.2. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ И ЕЕ БИОРАЗНООБРАЗИЕ.....................................

8.3. БИОТИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ....................................

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ ...........................................................

ГЛАВА 9. БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЯ........................

9.1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД.......................................................

9.2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК ПОПУЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА.....................................

9.3. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ КАК ЛИМИТИРУЮЩИЙ ФАКТОР ВЫЖИВАНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.............................................................................................

ГЛАВА 10. АНТРОПОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ.....................................................

10.1. О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ТИПАХ ЭКОСИСТЕМ............................................

10.2. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (АГРОЭКОСИСТЕМЫ) ...............

10.3. ИНДУСТРИАЛЬНО-ГОРОДСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ..........................................

ГЛАВА 11. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА................................

11.1. ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ» И «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» .................................

11.2. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ

11.3. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ

ЧЕЛОВЕКА....................................................................................................

11.4. ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА..........................................................

11.5. ВАЛЕОЛОГИЯ НАУКА О ЗДОРОВЬЕ......................................................

РАЗДЕЛ IV. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОСФЕРУ ...................

ГЛАВА 12. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНТРОПОГЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА БИОСФЕРУ...

12.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................................................

12.2. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГЛАВНЕЙШИЙ ВИД НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА

БИОСФЕРУ....................................................................................................

ГЛАВА 13. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ............................

13.1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА................................................

13.2. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ...............................

13.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ..................

13.4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

АТМОСФЕРЫ.................................................................................................

ГЛАВА 14. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГИДРОСФЕРУ...........................

14.1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ..................................................................

14.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ.................

14.3. ИСТОЩЕНИЕ ПОДЗЕМНЫХ И ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД................................

ГЛАВА 15. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИТОСФЕРУ............................

15.1. ДЕГРАДАЦИЯ ПОЧВ (ЗЕМЕЛЬ) ................................................................

15.2. ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И ИХ МАССИВЫ...............................

15.3. ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕДРА......................................................................

ГЛАВА 16. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА...

16.1. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА...................................

16.2. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЕСА И ДРУГИЕ РАСТИТЕЛЬНЫЕ

СООБЩЕСТВА...............................................................................................

16.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.....................................................................................

16.4. ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНОГО МИРА В БИОСФЕРЕ............................................

16.5. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ЖИВОТНЫХ И ПРИЧИНЫ ИХ ВЫМИРАНИЯ...

ГЛАВА 17. ОСОБЫЕ ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОСФЕРУ..................................

ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ.........

17.2. ШУМОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ......................................................................

17.3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ............................................................

17.4. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ И ИЗЛУЧЕНИЙ.....................

ГЛАВА 18. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОСФЕРУ..............................

18.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ..............................

18.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕХНОГЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ...................

18.3. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ.........................................................................

РАЗДЕЛ V. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ..

ГЛАВА 19. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ243

19.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА..............

19.2. ВАЖНЕЙШИЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ...................................................................................

19.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО...............................

ГЛАВА 20. ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА........................................

20.1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ЗАЩИТЫ.......................................................................................................

20.2. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.................................

20.3. ЗАЩИТА АТМОСФЕРЫ............................................................................

20.4. ЗАЩИТА ГИДРОСФЕРЫ..........................................................................

20.5. ЗАЩИТА ЛИТОСФЕРЫ............................................................................

20.6. ЗАЩИТА БИОТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ.....................................................

20.7. ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ОСОБЫХ ВИДОВ ВОЗДЕЙСТВИЙ.........

ГЛАВА 21. ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ...................................................

21.1. ЭКОЛОГИЧНОЕ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ....................................................

21.2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ................

21.3. РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ...............................................

РАЗДЕЛ VI. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ПРАВОВЫЕ И

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ......................................................................

ГЛАВА 22. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ

22.1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........

22.3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ПАСПОРТИЗАЦИЯ312

22.4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ОВОС..................................................

22.5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК И ЗОНЫ ПОВЫШЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА314

22.6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ............................................................

22.7. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.................................................................

ГЛАВА 23. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН.......................

23.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ДВИЖЕНИЯ...................................................................................................

23.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН............................................

23.3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЯ........................................................................................

ГЛАВА 24. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.........

24.1. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ........................................

24.2. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И

ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ...........................................................................................

24.3. ЛИЦЕНЗИИ, ДОГОВОРА И ЛИМИТЫ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ...............

24.4. НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ..............................................................................................

24.5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ.........................................................................................................

24.6. ПОНЯТИЕ О КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ....................................................................................................

ГЛАВА 25. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ................................

25.1. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ЭКОЦЕНТРИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.......................................................................

25.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА...................

ГЛАВА 26. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО...................

26.1. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.........................

26.2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ.........................................................................................................

26.3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА.........................................................................................

26.4. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ

СОТРУДНИЧЕСТВЕ.........................................................................................

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ. ЭКОЛОГИЯ И КРАТКИЙ ОБЗОР ЕЕ РАЗВИТИЯ

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ

Наиболее распространенным определением экологии как научной дисциплины является следующее: экология наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимоотношения между организмами и средой их обитания. Термин «экология» (от греч. «ойкос» дом, жилище и «логос» учение) был впервые введен в биологическую науку немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Изначально экология и развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучениеотдельных видов организмов (организменный уровень), ихпопуляций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), совокупностей популяций, т. е. биотических сообществбиоценозов (биоценотический уровень) ибиосферы в целом (биосферный уровень).

Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая человека как биологическое существо).

В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:

аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;

популяционную экологию (демоэкологию), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;

синэкологию (биоценологию), изучающую взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.

Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде, и задачи перед ними стоят преимущественно биологического свойства изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы и т. д.

В изложенном выше понимании общую экологию нередко называют биоэкологией, когда хотят подчеркнуть ее биоцентричность.

С точки зрения фактора времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную. Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования, т. е.

различают экологию животных, экологию растений и экологию микроорганизмов.

В последнее время роль и значение биосферы как объекта экологического анализа непрерывно возрастает. Особенно большое значение в современной экологии уделяется проблемам взаимодействия человека с окружающей природной средой. Выдвижение на первый план этих разделов в экологической науке связано с резким усилением взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экономических, социальных и нравственных аспектов, в связи с резко негативными последствиями научно-технического прогресса.

Таким образом, современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений со средой, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия

человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук.

Так, например, на стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, космическая экология и т. д.

Соответственно более широкое толкование получил и сам термин «экология», а экологический подход при изучении взаимодействия человеческого общества и природы был признан основополагающим.

Экологическими проблемами Земли как планеты занимается интенсивно развивающаяся глобальная экология , основным объектом изучения которой является биосфера, как глобальная экосистема. В настоящее время появились и такие специальные дисциплины, каксоциальная экология , изучающая взаимоотношение в системе «человеческое общество природа», и ее частьэкология человека (антропоэкология), в которой рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.

Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией и педагогикой, так как только в союзе с ними возможно преодолеть технократическую парадигму мышления и выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющий поведение людей по отношению к природе.

С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную.

Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы

предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.

Исходя из приведенных выше понятий и направлений следует, что задачи экологии весьма многообразны.

В общетеоретическом плане к ним относятся:

разработка общей теории устойчивости экологических систем;

изучение экологических механизмов адаптации к среде;

исследование регуляция численности популяций;

изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;

исследование продукционных процессов;

исследование процессов, протекающих в биосфере с целью поддержания ее устойчивости;

моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время следующие:

прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

улучшение качества окружающей среды;

оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных или иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее угрожаемых районах.

Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

В настоящее время экология становится одной из важнейших естественных наук, и, как полагают многие экологи, само существование человека на нашей планете будет зависеть от ее прогресса.

2. КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИИ

В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.

Первый этап зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. ХIХ в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

В ХVII ХVIII вв. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях (А. Реомюр, 1734; А. Трамбле, 1744 и др.). Элементы экологического подхода содержались в исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенникова, французского ученого Ж. Бюффона, шведского естествоиспытателя К. Линнея, немецкого ученого Г. Йегера и др.

В этот же период Ж. Ламарк (1744 1829) и Т. Мальтус (17661834) впервые предупреждают

человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Второй этап оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. ХIХ в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (18141858), Н. А. Северцова (1827 1885), В. В. Докучаева (18461903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основателей экологии. В конце 70-х гг. ХIХ в. немецкий гидробиолог К. Мебиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (18091882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношение живых существ с внешней, абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.

Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (18341919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии, и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале ХХ в. В этот период американский ученый Ч. Адамс (1913) создает первую сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.). Крупнейший русский ученый ХХ в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 2040-х гг. был одним из самых передовых в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период работали такие выдающиеся ученые, как академик В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.

Во второй половине ХХ в. в связи с загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.

Начинается третий этап (50-е гг. ХХ в. до настоящего времени) превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики…» (Реймерс,

Современный период равития экологии связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж. М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швейцер, Дж. Харпер, Р. Уитеккер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Небел и др. Среди отечественных ученых следует навать И. П. Герасимова, А. М. Гилярова, В. Г. Горшкова, Ю. А. Израэля, К. С. Лосева, Н. Н. Моисеева, Н. П. Наумова, Н. Ф. Реймерса, В. В. Розанова, Ю. М. Свирижева, Н. В. Тимофеева-Ресовского, С. С. Шварца, И. А. Шилова, А. В. Яблокова, А. Л. Яншина и др.

Первые природоохранные акты на Руси известны с IХ ХII вв. (например, свод законов Ярослава Мудрого «Русская правда», в которых были установлены правила охраны охотничьих и бортничьих угодий). В ХIV XVII вв. на южных границах Русского государства существовали «засечные леса», своеобразные охраняемые территории, на которых были запрещены хозяйственные рубки. История сохранила более 60 природоохранных указов Петра I. При нем же началось изучение богатейших природных ресурсов России. В 1805 г. в Москве было основано общество испытателей природы. В конце ХIХ начале ХХ в. возникло движение за охрану редких объектов природы. Трудами выдающихся ученых В. В. Докучаева, К. М. Бэра, Г. А. Кожевникова, И. П. Бородина, Д. Н. Анучина, С. В. Завадского и других были заложены научные основы охраны природы.

Начало природоохранной деятельности Советского государства совпало с рядом первых декретов, начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г., который заложил основы природопользования в стране.

Именно в этот период зарождается и получает законодательное выражение основной вид природоохранной деятельности охрана природы.

В период 3040-х гг., в связи с эксплуатацией природных богатств, вызванных, главным образом, ростом масштабов индустриализации в стране, охрана природы стала рассматриваться как «единая система мероприятий, направленная на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны» (из резолюции Первого Всероссийского съезда по охране природы, 1929 г.).

Таким образом, в России возникает новый вид природоохранной деятельности рациональное использование природных ресурсов.

В 50-е гг. дальнейшее развитие производительных сил в стране, усиление негативного влияния человека на природу обусловило необходимость создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы,охраны среды обитания человека . В этот период принимаются республиканские законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как к источнику природных ресурсов, но и как к среде обитания человека. К сожалению, еще торжествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И. В. Мичурина о необходимости не ждать милости у природы.

В 6080-е гг. практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы.

Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результатов губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось.

3. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экологическое образование не только дает научные знания из области экологии, но и является важным звеном экологического воспитания будущих специалистов. Это предполагает привитие им высокой экологической культуры, способности бережного отношения к природным богатствам и др. Иными словами, у специалистов, в нашем случае инженерно-технического профиля, должно сформироваться новое экологическое сознание и мышление, суть которого в том, что человек

часть природы и сохранение природы это сохранение полноценной жизни человека. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений

мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, чтобы они смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг.: «Поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом… и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».

В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий стран и т. п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приняли такие масштабы и формы, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества,

поставив человечество на грань экологической катастрофы.

Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия cреды, стремится быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому, человек прежде всего отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий могут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.

Экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, потому что это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Уничтожение природной среды влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему понять, что человек и природа единое целое и представления о господстве его над природой довольно призрачны и примитивны.

Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

В России, странах СНГ уделяется большое внимание экологическому образованию. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ принят Рекомендательный законодательный акт об экологическом образовании населения (1996) и другие документы, в том числе и Концепция экологического образования.

Экологическое образование, как указывается в преамбуле Концепции, предназначено развить и