Маркеры игрового пространства. Конструируем игровое поле своими руками: фотографии и рекомендации
Оформление уголка «Ряженье» для детей младшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Баранова Татьяна Александровна
Детский сад - особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым. Нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества воспитателей.
В своей группе работаю первый год. Я постаралась сделать все возможное, чтобы детям было комфортно и интересно, чтобы они получали удовольствие от каждого прожитого дня в нашей группе.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Все зоны развивающей среды в моей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной образовательной программе дошкольного образования «Радуга», авторы: С. Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова:
Удовлетворять потребность малыша в движении;
Формировать положительный эмоциональный настрой;
Побуждать детей к активной речи.
В нашей группе организована предметно-развивающая среда исходя из следующих принципов её построения:
. полифункциональности среды : предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
. трансформируемости среды , который связан с ее полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
. вариативности , сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
В период раннего детства маленький ребенок активно познает окружающий мир. И я постаралась сделать окружение для детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным . Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает мне обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Большой интерес у детей вызывает уголок «Ряженье», созданный с целью: стимуляции сюжетно - ролевой игры, формирования коммуникативных навыков в игре, развития подражательности и творческих способностей.
Уголок «Ряженье», без которого детская театрализованная деятельность невозможна, позволяет ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Мною сшиты разноцветные юбочки, ободочки, фартучки. Из киндер-сюрпризов сделаны бусы, много разнообразных сумочек. Дети с интересом и удовольствием наряжаются и играют .
Позиция воспитателя в игровой деятельности ребёнка:
Не подавлять инициативу ребёнка, а поощрять за его поиск, идею;
Развивать уверенность ребёнка в своих силах (особенно у пассивных детей);
Формировать возможность порождать новые игровые идеи;
Погружать ребёнка в познавательно-исследовательскую деятельность с различными материалами.
Наблюдение и участие в детской игре позволяет мне развивать творческий стиль деятельности, внутреннюю мотивацию, эффективность в общении с детьми.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Практика работы в детском саду доказывает, что правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Оформление уголков в группе играет важную роль в развитии ребёнка, благодаря правильно подготовленной образовательной среде обучение происходит эффективнее и становится возможным полноценное познавательное, физическое и социальное развитие ребенка.
Список литературы:
- С. Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова - Примерная общеобразовательная программа «Радуга» - Москва: Просвещение, 2014.
- Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет [Текст] / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 2. - С. 49-55.
- Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] /О.Р. Родионова. - Москва, 2000.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений - Москва: Линка-Пресс, 2004.
Гульнара Мурзагалиева
Предметно-развивающая среда в 1 младшей группе
Цель : Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка
Задачи :
1. Обеспечить комфортность и безопасность обстановки : интерьер и среда группы имеет сходство с домашней обстановкой (устранение границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.
2. Создать нейтральное цветовое и световое решение в оформлении интерьера группы . Размер мебели для детей, расположение и размер оборудования соответствует рекомендациям СанПин.
3. Предоставить достаточное наличие игрового и дидактического материала, способствующего возникновению и интенсивному развитию познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств
Все зоны развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе :
Удовлетворять потребность малыша в движении;
Формировать положительный эмоциональный настрой;
Побуждать детей к активной речи.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда . Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды .
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир.
И наша задача сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда , помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе , устраивать и проводить игры надо таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Зона двигательной активности.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды .
В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья» , массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр
А также имеются пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения флажки, погремушки
В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки : машины самосвалы, грузовики.
В них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски
Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания
Игровая зона сюжетно-ролевой игры «Дом-Семья» .
Основной вид деятельности наших малышей игровой. В этой зоне собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта .
Игры, НОД по сенсорике в зоне сюжетно-ролевой игры «Дом-Семья» проводятся с наборами посуды основных цветов, прихваток и фартуков, постельного белья для кукол и т. д.
Музыкально-театральная зона
Дети в восторге от нашего музыкального уголка. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша
Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо.
Уголок природы знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты
Уголок ИЗО
Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти.
Книжный уголок
Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок , наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.
Зона развивающих игр.
Зона развивающих игр направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
Основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.
Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды .
Образовательная область «Социализаци
неделя | тема | Программное содержание игры. | Материалы и оборудование. |
Сентябрь. |
|||
Уложим Мишку спать. | Вызвать у детей интерес к совместной со взрослым игровой деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию. | Игрушка – Медведь, подушка, |
|
Напоем куклу | Учить детей выполнять ряд игровых действий. | Игрушки – Мишка, Кукла, посуда, плита, салфетки. |
|
Накормим Петушка. | Побуждать к использованию | Игрушка – Петушок, посуда, |
|
Наводим чистоту в комнате у куклы. | Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками. | Игрушка – кукла, посуда, плита, мойка. Игрушечный |
|
Строительные игры. |
|||
Цветные дорожки для мишки. | Продолжать учить играть со строительным материалом | Игрушечный мишка, строительный материал. |
Кроватка для Мишки. | Формировать умение сооружать постройки по образцу. | Игрушка – медведь, строительный материал. |
|
Птичий двор. | Учить детей играть со строительным материалом, узнавать и называть детали. | Кубики, резиновые игрушки |
|
Домик Зайке. | Помочь детям четко представить себе, что они собираются создавать. | Игрушка – Зайка, строительный материал, кубики одного размера |
Дидактические игры.
Чудесный | Упражнять в умении на ощупь | Игрушки из разного материала |
|
Подбери пару. | Формировать у детей представления о форме предметов, учить различать круг и квадрат, выполнять элементарные задания, связанные с дифференциацией | Карточки с геометрическими фигурами. |
|
Сложи картинку – игрушку. | Учить складывать из 2-4 частей картинку с изображением игрушки и называть получившееся игрушки. | Разрезные картинки с изображением игрушек. |
|
Учить детей узнавать и называть детенышей домашних животных. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. | Картинки с изображением домашних животных и их детенышей. |
||
Подвижные игры. |
|||
У медведя во | Учить действовать согласно | Шапочка или маска медведя. |
|
Беги ко мне. | Учить соблюдать правила игры, требование безопасности, упражнять в беге. | ||
Солнышко и | Напомнить детям правила игры, учить выполнять игровые действия, реагировать | Солнышко из картона, зонтик. |
|
Карусели. | Развивать умение бегать, по кругу замедляя темп. | Обруч с лентами. |
|
Октябрь. |
|||
Развивать у детей способности | Маска – кошки, предметы заместители, игрушки. |
||
Курица с цыплятами. | Развивать у детей способности | Маска или шапочка курицы, |
|
Развивать у детей способности | Игрушки, иллюстрации, маска или шапочка лошади, |
||
Медвежонок умывается. | Учить выполнять игровые | Игрушка-медвежонок, мыло полотенце, кувшин, предметы – |
Строительные игры.
Построим | Учить строить из кубиков | Игрушки – две собачки | |||||
Кроватка | Продолжать строить по образцу кроватку с построением усложняющихся | Детали деревянного конструктора | |||||
Строим | Учить располагать кирпичики | Игрушечные автомобили | |||||
Заборчик | Учить выполнять построение | Строительный материал | |||||
Дидактические игры. | |||||||
Чего не стало. | Учить детей правильно называть игрушки, развивать | Деревянные игрушки- животных. | |||||
Раздели на | Учить детей составлять группы из однородных предметов, выделять из них | Чайная посуда. | |||||
Подбери по | Учить детей понимать суть | Карточки с изображением цветов и бабочек. | |||||
Найди по | Знакомить с предметами одежды, учить последовательно одеваться на | Картинки с изображением осенней одежды и обуви. | |||||
Подвижные – игры. | |||||||
Птички в гнездышках. | Учить детей правильно выполнять игровые действия, совершенствовать выполнение | Шапочки птичек. | |||||
По ровненькой | Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом (ходьба, прыжки, приседания). Обогащать двигательный опыт. | ||||||
Воробушки и | Учить детей правильно выполнять игровые действия, | Шапочки воробушек, предметы- | |||||
Мяч в кругу | Учить детей правильно держать мяч, передавать его по кругу. Развивать координацию движений, ловкость, внимание. | Мяч, обруч. | |||||
Ноябрь. | |||||||
Маша умывается в гости собирается. | Формировать умение выполнять игровые действия, | Необходимые атрибуты для | |||||
Угостим кукол чаем. | Учить детей выполнять простые игровые действия, называть | Кукольная чайная посуда. | |||||
И верхом | Учить выполнять игровую действия, описанные в стихотворении А. Барто «Лошадка», подбирать соответствующие атрибуты. | Игрушечная лошадка, расческа, | |||||
Кукла Катя | Учить выполнять игровые | Кукла, предметы-заместители, | |||||
Строительные игры. | |||||||
Превращение | Развивать умение сооружать | Кубики, кирпичики. | |||||
Строим домик | Учить строить постройки из | Строительный материал | |||||
Спрячь зайку. | Побуждать детей к конструированию, учить строить из различных фигур | Игрушка зайка, строительный | |||||
Кроватка для | Учить выбирать фигуры и складывать из них образцы по | Игрушка мышка, строительный материал. | |||||
Дидактические игры. | |||||||
Когда это бывает? | Учить детей использовать в игре свои знания о частях суток, их последовательности | Картинки изображающие | |||||
Было - стало | Формировать у детей умение находить различия в рисунках с небольшим количеством изображенных предметов, называть знакомые предметы и явления, характерные для осени. Учить сравнивать, сопоставлять и развивать внимание. | Сюжетные картинки с изображением осени. | |||||
Подбери по | Учить детей понимать суть игрового задания, учить выбирать по заданному признаку и выполнять с ними | Машинки разные по цвету. | |||||
Подбери по | Учить детей понимать суть задания, выбирать предметы | Образцы геометрических фигур, | |||||
Подвижные игры. | |||||||
Веселые клоуны. | Учить детей воспроизводить движения, показанные взрослым, изображать различные эмоции, учить выполнять действия, называемые педагогом Обогащать двигательный опыт | Шапочка клоуна. | |||||
Коза – дереза. | Учить детей выполнять в игре | Маска или шапочка козы. | |||||
Вот как мы | Учить детей выполнять движения под музыку, подпевать. Развивать у детей | Муз. Е. Теличеевой, сл. Френкель. | |||||
Найди флажок. | Учить детей ориентироваться в пространстве, называть по заданию водящего цвет или форму флажка. | Флажки разного цвета. | |||||
Декабрь. | |||||||
Скоро гости к нам придут | Напомнить детям вежливые | Игрушки, куклы, игрушечная | |||||
Наша одежда. | Учить детей снимать некоторые предметы одежды, | Детская одежда. | |||||
Поварята. | Учить детей повторять за педагогом различные движения, стимулировать точное выполнение действий. | Детская плита, детская посуда, | |||||
Кукла Маша | Учить детей называть различные предметы праздничной одежды, аксессуары, познакомить с последовательностью их надевания, используя любимых кукол детей. Учить | Куклы, одежда для кукол, банты, различные праздничные | |||||
Строительные игры. | |||||||
Кормушка для | Побуждать к конструированию, продолжать учить различать предметы по | Пустой пакет из под молока и пластиковая бутылка, зерна. | |||||
Санки для | Продолжать учить выполнять конструкцию по образцу, | Строительный материал. | |||||
Коробка для | Учить путем конструирования | Строительный материал (кубики и кирпичики). | |||||
Поможем построить | Упражнять в умении строить | Игрушки, строительный материал. | |||||
Дидактические игры. | |||||||
Поможем | Учит детей понимать игровую | Игрушка Ежик, Различные застежки, липучки, молнии, шнурки. | |||||
Что игрушка | Учить детей узнавать игрушки | Куклы одетые в разные одежды и цвета, одинаковые игрушки но разные по цвету. | |||||
Чтобы не болеть. | Предложить детям догадаться, | Витамины, сок, муляжи – фруктов | |||||
Шапочки и шарфики. | Упражнять детей в различии | Детские шарфики и шапочки разного цвета. | |||||
Подвижные игры. | |||||||
Мы зайчата. | Стимулировать двигательную | Шапочки зайцев. | |||||
Птицы и птенчики. | Познакомить детей с правилами игры, учить соблюдать их, развивать координацию движений. Упражнять в беге, учить ориентироваться в пространстве. | Маски птичек. | |||||
Мы топаем | Познакомить детей с новой | ||||||
Волшебник | Познакомить детей с правилами игры, учить выполнять движения по образцу, реагировать на сигнал, удерживать определенное положение | ||||||
Январь | |||||||
Подставки для | Учить находить нужную фигуру, соединять две фигуры | Строительный материал. | |||||
Полочка для | Упражнять в умении строить | Строительный материал | |||||
Стол для | Упражнять в умении строить | Строительный материал |
|||||
Стулья для | Упражнять в умении строить | Куклы, строительный материал |
|||||
Сюжетно – ролевые игры. |
|||||||
Учить выполнять игровые | Чайная посуда, игрушки, игрушки – |
||||||
Мама учит | Учить детей выполнять игровые действия, брать на себя определенную роль, принимать в игре освоенные | Необходимые предметы для умывания, предметы – заместители. |
|||||
Родители и дети на прогулке. | Развивать умение играть вместе со сверстниками, формировать начальные навыки ролевого поведения, | Иллюстрации по заданной теме. |
|||||
Поездка в автобусе. | Учить детей включаться в игровую ситуацию, Познакомить детей с нормами поведения и правилами безопасности в общественном | Атрибуты и игрушки – заместители. |
|||||
Дидактические игры. |
|||||||
Кто позвал. | |||||||
Найди растения. | Учит детей находить растения по описанию, обогащать словарный запас детей понятиями, связанными со строениями растений, учить видеть красоту природы. | Картинки с изображением различных растений (деревья, кустарники). |
|||||
Чей малыш? | Учить детей называть детенышей животных, выбирать их изображения. | Картинки с изображением |
|||||
Большие и маленькие. | Правильно ознакомить детей с правилами игры, учить действовать в соответствии с заданием. Развивать способность концентрировать внимание. | Деревянные маленькие и большие |
|||||
Подвижные игры. |
|||||||
Разведчики. | Учить детей двигаться след в след за ведущим, выступать в роли ведущего, задавая маршрут. Развивать способность концентрировать | ||||||
Попади в цель. | Упражнять детей в метании снежков в горизонтальную цель правой и левой рукой. | Мешочки наполненные песком. |
|||||
Кошки и котята | Учить детей по разному выполнять движения (легкий бег, прыжки на двух ногах вперед, ходьбу приставным шагом) выступая то в роли кошки, то в роли котенка. Учить выполнять суть задания, регулируя свои действия. | Шапочки кошки и котят. |
|
Кому водить. | Учить детей соблюдать правила игры, ориентироваться на цветовые | Разноцветные флажки. |
|
Февраль. |
|||
Мама купает | Учить детей соблюдать игровые ситуации с игрушками. Актуализировать | Мочалка, мыло, полотенце, кувшин. |
|
Готовим обед для | Учить выполнять игровые действия, вести определенную | Атрибуты к игре, игрушки животных. |
|
Уложим кукол спать. | Учить детей выполнять игровые действия, сопровождая пением колыбельных, активизировать в речи понятия, связанные с предметами мебели, постельными принадлежностями. | Куклы, кукольная мебель и постельные принадлежности. |
|
Медвежонок | Учить детей брать на себя роль, подбирать необходимые | Атрибуты для игры « Магазин» |
|
Строительные игры. |
|||
Стулья для | Упражнять в умении строить стульчики из строительного материала, различать цвета. |
|
|
Лодочка | Упражнять в умении строить из строительного материала | Строительный материал. (кубики, |
|
Сиденье для | Упражнять в умении строить |
|
|
Весенний | Упражнять в умении строить домик из строительного материала, устанавливая один кубик на другой, развивать | Строительный материал.(кубики, |
|
Дидактические игры. |
|||
Лото для малышей. | Учить детей внимательно слушать и понимать задание, точно его выполнять. Развивать логическое мышление. Связную речь. | Лото для малышей. |
|
Найди по описанию. | Учить находить по описанию игрушки, узнавать по описанию товарищей, формировать умение сравнивать, сопоставлять. |
На зарядку | Учить размещать предметы по | Игрушки животных разных по величине. |
|||||
Найди свой | Учить детей понимать суть | Домики и гномики разного цвета. |
|||||
Подвижные игры. |
|||||||
Лиса и зайцы. | Познакомить детей с правилами игры, способствовать совершенствованию выполнение движения при беге. Напомнить детям правила безопасности на площадки. | Маски лисы и зайцев. |
|||||
Белые медведи. | Упражнять детей в ходьбе на ладонях и ногах с прямыми коленями, развивать мышцы спины, конечностей, обогащать двигательный опыт | Шапочка белого медведя. |
|||||
Снежинки и ветер. | Учить детей следить за сигналами ведущего, правильно реагировать на них, | ||||||
Передай мяч. | Учить при передаче мяча разными способами ориентироваться на действия | ||||||
Март. |
|||||||
Мы пришли в детский сад. | Учить детей подбирать атрибуты для игры, брать на себя роль, обыгрывать определенные ситуации, применять в игре накопленный опыт. | Атрибуты для игры, игрушки – заместители. |
|||||
Кукла Света наводит порядок. | Предложить детям подобрать необходимые атрибуты, учить брать на себя необходимую | Детское ведерко, ветошь, швабра, |
|||||
Кукла Катя | Предложить детям принять участие в игре, учить брать на | Куклы, платочки, игрушки. |
|||||
Помогаем | Используя метод косвенного руководства, способствовать | Куклы, игрушки, игрушки – заместители. |
|||||
Строительные игры. |
|||||||
Будки для собаки и щенка. | Закреплять умение строить домик из строительного материала с использованием треугольной призмы. | Игрушки – собака, щенок, строительный материал. |
|||||
Широкая и узкая дорожки. | Продолжать учить строить несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, общую моторику, | Строительный материал, машинки. |
|||||
Подставка для аквариума. | Учить выполнять несложные постройки, различать предметы по двум признакам (форме, величине), развивать мышление, восприятие, речь, | Строительный материал. |
|||||
Скамеечка для куклы. | Учить строить несложные конструкции, различать предметы круглой и квадратной | Строительный материал, куклы. |
|||||
Дидактические игры. |
|||||||
Что изменилось? | Формировать у детей умение понимать суть задания, выполнять игровые действия, развивать наблюдательность, способность концентрировать внимание, передавать в речи суть изменений. | Игрушки или карточки разной серии. |
|||||
Размести по росту. | Учить детей сравнивать игрушку разными способами, размещать их в ряд по убыванию «роста». Активизировать в речи соответствующие понятия. | Карандаши разной длины, игрушки разной величины. |
|||||
Подбери пару. | Учить детей понимать суть задания, подбирать предметы по цвету, называть знакомые предметы одежды, отвечать на вопросы об их назначении. | Игрушки – зайки и варежки разных цветов. |
|||||
Чей предмет? | Предложить детям рассмотреть содержимое «Волшебного сундучка», догадаться кому из персонажей принадлежит предмет, активизировать речь | Платок, морковка, колобок, бочонок меда и т.д. |
|||||
Подвижные игры. |
|||||||
Познакомить детей с правилами игры, учить выполнять игровые | |||||||
Найди свое место. | Учить находить свое место в соответствии с цветом карточки, развивать ориентироваться в пространстве, быстроту реакции. | Разноцветные карточки. |
|||||
Мыши и кот. | Учить детей выполнять правила игры, рассказать, как нужно поступать игрокам в разных игровых ситуациях, развивать активность, обогащать двигательный опыт детей. | Шапочка кота. |
|||||
День и ночь. | Познакомить детей с правилами игры, учить действовать по сигналу. Развивать способность концентрировать внимание на выполняемых действиях. | ||||||
Апрель. |
|||
Научим куклу Катю | Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, продолжать учить правильно умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем. | Куклы, игрушки, полотенце, мыло, предметы – заместители. |
|
Убаюкиваем | Учить выполнять игровые действия, поощрять стремление использовать в игре пестушки, потешки, развивать музыкально – слуховое представления, чувство ритма, поддерживать интерес к игре, к музыкально – художественной деятельности. | Кукла, кровать для кукол, постельные принадлежности (подушка, матрац, одеядо). |
|
Превращаемся | Учить выполнять упражнения по образцу, способствовать повышению выразительности. | Любимые игрушки. |
|
Покормим крольчат. | Учить детей выполнять игровые действия, брать на себя роль, способствовать развития сюжета. Поощрять детей самостоятельно подбирать атрибуты, учить в игре применять полученные знания, личный опыт. | Игрушки – зайки, игрушечная посуда, атрибуты – заместители. |
|
Строительные игры. |
|||
Гараж для машины. | Учить детей выполнять постройки по образцу, по инструкции, делать их устойчивыми, правильно называть детали, подбирать по размеру игрушечного автомобиля. Учить детей обыгрывать постройки. | Строительный материал, машинки разного размера. |
Строим дом для петушка. | Учить детей строить постройки по образцу, делать их прочными. В роли участника игры учить детей обыгрывать постройки, передавать сюжеты знакомых сказок. | Игрушка – петушок. Строительный материал. |
|
Игры с крупным строительным материалом. | Учить детей строить прочную постройку в соответствии с размером игрушки, активизировать в речи детей название деталей конструктора, активизировать в речи детей название деталей конструктора. |
|
|
Игры с крупным строительным материалом. Строим печь. | Вместе с детьми по образцу сконструировать печь, поместить в нее поделки детей. | Крупный строительный материал, |
|
Дидактические игры. |
|||
Волшебный мешочек. | Предложить детям на ощупь узнать знакомые игрушки, учить называть различные качества предметов, отвечать на вопросы воспитателя. Обогащать словарный запас детей прилагательными, учить согласовывать слова в предложениях, развивать тактильные возможности. | Мешочек, знакомые игрушки. |
|
Собери в пары. | Учить детей понимать суть игрового задания, объединять предметы в пары по определенному признаку (форма, цвет). Активизировать в речи определенные понятия. | Деревянные кубики разного цвета. |
Каждой птичке по гнездышку. | Учить применять свои знания о форме предметов, умение различать круг, квадрат, треугольник. Учить понимать и выполнять задание педагога. | Карточки с геометрическими фигурами и карточки с птичками. |
|
Спрячь игрушку. | Учить детей понимать предложно – падежные конструкции (предлоги «в», «на», «за», «под»), выполнять задания. Обогащать словарный запас, поддерживать интерес к игре. | ||
Подвижные игры. |
|||
К предмету беги. | Учить детей понимать и выполнять задания, находить знакомые предметы, ориентироваться в пространстве, напомнить детям правила безопасного поведения. | ||
Через ручеек. | Учить выполнять прыжок с ноги на ногу, перепрыгивать через нарисованный ручеек, развивать координацию движений, поддерживать интерес к подвижным играм. | Нарисованный ручеек. |
|
Птички летают. | Упражнять детей в ходьбе и беге, учить имитировать движения птиц. Развивать подвижность плечевого суставов, укреплять мышцы рук. | Шапочки птичек. |
|
Веселый клоун. | Учить выполнять движения по образцу под музыку, обогащать двигательный опыт, | Веселая музыка. Шапка клоуна. |
|
Май. |
|||
Хрюша заболел. | Учить детей брать на себя роль, применять в игре личный опыт, учить подбирать атрибуты, называть инструменты, которыми пользуется врач. | Игрушка поросенок, атрибуты медицинского работника, игрушки – заместители. |
|
Едем в трамвае. | Совершенствовать игровые навыки детей, учить брать на себя роль и выполнять игровые действия в соответствии с ролью. Способствовать обогащению | Атрибуты – руль, билеты, знаки |
|
Мама укладывает козленка спать. | Учить объединять несколько элементарных действий в единый сюжет, брать на себя роль. Стимулировать чтение потешек, пение песен. | Колыбельная «Баю», муз. М. Раухвергера. |
|
Мама готовит обед для птенчиков. | Учить детей выполнять ролевые действия, способствовать объединению ролевых действий единым сюжетом. Поддерживать интерес детей к игре, учить применять в игре полученный опыт и знания. | Посуда для кукол, игрушки – птенчики. |
|
Строительные игры. |
|||
Строим башню. | Учить детей подбирать необходимые детали, делать башню устойчивой. Активизировать в речи название деталей, основных цветов. Учить обыгрывать постройку, подбирать игрушки, атрибуты. | Строительный материал (кубики) |
|
Постройка домов, машин, | Учить детей собирать различные конструкции из крупного строительного материала, подбирать детали по размеру, цвету, форме, делать постройки прочными, | Крупный строительный материал. |
|
Строим домик для поросенка. | Продолжать учить детей строить постройки по образцу, делать их соразмерными игрушками. Учить обыгрывать постройки. | Строительный материал, игрушки. |
|
Большой стол для повара. | Продолжать учить строить постройки для сюжетной игры, различать кубики, кирпичики, пластины, развивать восприятие, внимание, сенсорные возможности, воспитывать интерес к игре. | Крупный строительный материал. |
|
Дидактические игры. |
|||
Где чья машина? | Учить детей применять умение различать основные цвета, форму предметов, понимать и выполнять игровые задания. | Машины разные по форме и цвету. |
|
Лото по теме «Игрушки». | Учить детей понимать суть игрового задания, узнавать игрушки по названию, правильно выполнять игровые | Лото по теме «Игрушки». |
|
Кто спрятался на картинке. | Учить детей внимательно рассматривать рисунок, узнавать лесных зверей по неполному изображению, развивать зрительное восприятие. | Рисунки с изображением животных. |
Назови ласково. | Учить называть предметы используя уменьшительно – ласкательные суффиксы, обогащать словарный запас детей, учить согласовывать слова в предложения. | Муляжи – фрукты. |
|
Подвижные игры. |
|||
Воробушки и кот. | Учить детей правильно выполнять игровые действия. Соблюдать правила игры, упражнять в беге, развивать игровые качества, выносливость. | Шапочка кота. |
|
Мыши и кот. | Учить передвигаться по игровой площадке на носочках, убегать по сигналу, упражнять в беге. | Шапочка кота. |
|
Солнышко и дождик. | Напомнить детям правила игры, учить выполнять игровые действия, упражнять детей в беге, развивать ловкость. | ||
Учить детей свободно перемещаться по площадке, выполнять махи руками, учить детей ориентироваться в пространстве, упражнять в беге. |
Литература: 1. Планирование образовательной деятельности с
Дошкольниками в режиме дня. (первая младшая группа).
2. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста.
Н.В. Краснощекова.
3. Комплексные занятия (первая младшая группа),
По программе под редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников . Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.
Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника , организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников . Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренникам и т.д.
Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях . При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.
Условно выделяют три вида игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие)
2) игры по инициативе взрослог о с готовыми правилами (дидактические , подвижные игры)
3) народные игры (созданные народом).
Рассмотрим каждый из этих видов.
Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто» . Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д.. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. К и художественно-творческой деятельностью.
Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетом литературного произведения, театрализация, сказка-перевод. Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций - они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Еще один вид - конструкторские игры (в литературе их иногда ошибочно называют конструктивными). Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки), с которого дети создают разные вещи по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Важно, чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи.
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.
Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.
Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников , поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр - сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадание мячом в цель, пролезания под веревкой и т.п.).
Поскольку игровые упражнения и сюжетные игры применяются во всех группах дошкольных учреждений , организация и методики их проведения имеют много общего. Оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников - сочетание конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений и сюжетных игр, во время которых движения, усвоенные детьми раньше, совершенствуются. По степени физической нагрузки различают движения большой, средней и малой подвижности.
В подвижных играх, проводимых с дошкольниками, не обязательно определять победителя. По окончании игры педагог оценивает условия и ее ход, выполнения детьми правил, их отношение друг к другу. Только в старших группах постепенно начинают вводить элементы соревнования, сравнивать силы команд и отдельных игроков.
Важное место в старшем дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т.д.
Народные игры - это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т.д.). Они - неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый.
В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т.п. С этой целью детям предлагают расспросить своих мам, пап, бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные игры и подвижные игры-забавы.
Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного
материала (игры «палочка-выручалочка», «Жмурки»,«Гуси-гуси», и др.). В этих играх от ребенка требуется быстрая и правильная реакция.
Особое место в жизни детей занимает народная игрушка. Ее простота, выразительность и целесообразность играют немаловажную роль в умственном, нравственном, эстетическом развитии ребенка. Народную игрушку характеризуют ритмичность форм, декоративность росписи, орнаментальность, яркость, сдержанность в подборе цветов. Это - звонкоголосые свистульки, фигурки людей, животных, птиц, куклы, каталки из разнообразного материала. Подбирая игрушки для детей, следует исходить из того, насколько они отражают национальный колорит, способствуют активности и самодеятельности детей, расширению мировоззрения.
Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. Важное требование - развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания, перспектив развития; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т.д.
В состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.
Для проведения игр создаются игровые ячейки: общий (набор различных видов игрушек), драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок) для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Все оборудование должно быть удобным и легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
1) готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т.п.);
2) полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т.д.);
3) материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).
С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.
Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание т.д..
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п.
Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т.д.). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно
Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т.д.
Для их изготовления мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы: цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный), цветной скотч, канцелярский нож, линейку и карандаш. Из больших листов полипропилена мы изготовили детали для основных маркеров: прямоугольники 45*30, затем их соединили и обработали края цветным скотчем, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.
Получились основные маркеры: сине-белый из 10 прямоугольников, зеленый из 8 прямоугольников и ширма из 3 больших прямоугольников. Из остатков получились дополнительные маркеры и детали к ним: из разноцветных прямоугольников получился маркер: «карусель», «домино». Из полипропилена черного цвета вырезали круги и обклеили их цветной пленкой. Получилось из одной детали четыре разных предмета: колесо автомобиля, колесо поезда, спасательный круг, шасси самолета, есть также дополнительные таблички «парикмахерская», «касса», «театр», «регистратура».
Используя маркер зеленого цвета мы можем получить лес, забор, тоннель, спортивный тренажер.
Для пополнения и закрепления словарного запаса по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные». Мы использовали маркер зеленого цвета «Лес». В тоже время этот маркер в середине занятия трасформируется в спортивный тренажер, где реализуется двигательная активность детей. Координируя речь с движением, мы отрабатываем предикативный словарь: прокатывая мяч в отверстия друг другу, дети называют действия птиц (летают, порхают, сидят, клюют, высиживают птенцов, строят гнезда) или как птицы подают голос (чирикают, каркают, кукуют, щебечут, стрекочат, курлычат, воркуют). Также можно закрепить знания детенышей диких животных, один ребенок называет маму, а другой детенышей.
Данные конструкции могут служить для игр на основе лексических тем:
- «Какие деревья растут в лесу?»
- «С какого дерева слетел листок?»
- «Сосчитай орешки, шишки, грибочки у белочки»
- «Какие ягодки в корзинке у Мишки?»
- и т.д.
Используя маркер сине-белого цвета, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям отправится на нем в морское путешествие.
Отрабатываются лексические темы:
- «Обитателей морей и океанов»,
- «Речные рыбы»,
- «Животные жарких стран»,
- «Профессии на корабле».
Развиваем грамматический строй речи: образовываем притяжательные прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, акулью пасть, черепаший панцирь и т.д. ), (За пальмой спрятался жираф, потому что я вижу жирафью шею ) и т.д.
Знакомство с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» (Примеры: Капитан управляет кораблем, кок готовит еду, матрос моет палубу, боцман смотрит в бинокль, рулевой стоит на вахте ).
Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, пять колючих ершей, трех серебристых лещей и одного сома ).
В любой момент наш корабль или лодка может превратиться в самолет или космический корабль, достаточно изменить конструкцию корабля и поменять спасательный круг на шасси и можно предложить детям отправиться на Северный полюс (отрабатывается речевой материал по теме: «Животный мир Севера», выполняется слоговой и звуковой анализ названий обитателей Севера, предложно падежные конструкции). Нарвал выныривает из воды. Морж отдыхает на льдине. Белый медведь охотится на тюленя и т.д.
А можно полетать над городом Санкт-Петербург и разглядеть музей под открытым небом. Пролетели над Невой, под Дворцовым мостом. Облетели вокруг Петропавловской крепости, покружили над Медным всадником, приземлились на Марсовом поле и т.д. Можно использовать игру «Доскажи словечко» (Медный… всадник, Дворцовая … площадь, Ростральные … колонны, Исаакиевский … собор ).
Если мы полетим в космос на ракете, то можно назвать планеты на заданный звук: на гласный — Уран . на мягкий согласный — Венера, Земля, Меркурий, Нептун ; На твердый согласный — Марс, Плутон .
Маркер желто-красного цвета трансформируется в дом, отрабатывается речевой материал по теме: «Семья».
Если повесим табличку «Касса», «Театр» можно отработать связную речь, диалогическую и монологическую речь, слоговую структуру сложных слов, автоматизировать поставленные звуки, познакомить с устным народным творчеством и произведениями детской художественной литературы. Театр может быть теневой, перчаточный, бибабо, с использованием масок и другие.
Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом. Например: «грузовик» получается из маркера зеленого цвета (кузов) и маркера желто-красного цвета (кабина).
«Лес и речка» получаются из маркеров синего и зеленого цвета.
«Поезд» получается из маркеров зеленого и желто-красного и синего цвета.
Можно построить «мост над рекой» (река — синий маркер, а мост — зеленый) или «плотину».
Из двух маркеров можно построить «двойные ворота».
Из прямоугольников разного цвета (синий, желтый, красный и зеленый) мы изготовили маркер «Времена года», который используем для закрепления и обобщения знаний по временам года.
Маркер «Карусель» состоит из 6 разноцветных прямоугольников, к которым с одной стороны прикреплены прозрачные карманы. Этот маркер многофункционален. Его мы используем для автоматизации поставленных звуков (в кармашки вставляются нужные буквы). Ребенок должен придумать слово с заданным звуком в нужной позиции. Для закрепления фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов в кармашке вставляются цифры и перед детьми ставятся определенные задачи: подобрать слова с заданным количеством слогов или подобрать слово с определенным количеством звуков или придумать предложение с заданным количеством слов. Можно вставлять картинки по лексическим темам и закреплять материал.
Для развития психических процессов (внимания, мышления и воображения) вставляются любые картинки, которые надо объединить в единый связный рассказ. В кармашки можно вставить схемы слов, а дети должны соотнести предложенные картинки со схемой или придумать свое слово на заданную схему.
Маркер «Карусель» можно трансформировать в треугольник, состоящий из красной, зеленой и синей части. Дети по кругу движутся под музыку вокруг, а по окончанию музыки останавливаются и придумывают слова на заданный звук, если возле красного прямоугольника — то на гласный звук, возле синего — то на твердый согласный звук, возле зеленого — то на мягкий согласный звук.
Маркер «Карусель» может превратиться в маркер «Домино», состоящий из белого и черного прямоугольника. Кладем маркер на пол, дети стоят по краям напротив друг друга и, кидая мяч, называют существительные в единственном и множественном числе в именительном падеже, а затем и в родительном падеже — Игра «Один — много».
Игра «Назови ласково» (назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Игра «Скажи наоборот», «Скажи по-другому» (назвать антонимы и синонимы)
Придумать слова на определенный звук, слог, с определенным количеством слогов и т.д.
Также все перечисленные маркеры можно использовать для аналога игры «Умники и умницы», что бы проверить и закрепить полученные знания по любым темам.