"Железки строк случайно обнаруживая…" (зачет в форме командной игры по творчеству Маяковского). Самостоятельная работа в виде теста по творчеству блока, есенина, маяковского

В начале фрагмента… ">

Ответы на вопросы по Маяковскому (ЕГЭ по литературе)

Как меняется внутреннее состояние лирического героя по мере развития сюжета приведенного фрагмента?

В начале фрагмента лирический герой относится с неким подозрением к солнцу, он «сконфужен», поэтому дерзит собеседнику. Однако по мере разговора герой сбрасывает серьезность и завязывает с солнцем непринужденную, дружественную беседу, перейдя на «ты». Герой более не испытывает страха перед собеседником, а наоборот, чувствует душевное спокойствие и даже позволяет себе по-доброму хлопнуть его по плечу. Солнце убеждает героя в том, что значение труда огромно, и как оно поддерживает жизнь всего живого, так и герой должен своими стихами нести пользу народу. С этими словами настроение героя меняется на воодушевленное и решительное, о чем свидетельствуют последние строки.

В каких произведениях русской литературы раскрывается мысль о значимости искусства и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского?

Мысль о значимости искусства раскрывается в таких стихотворениях, как «Поэт и гражданин» Н.А.

Некрасова и «Одним толчком согнать ладью живую…» А.А. Фета.

Как и в стихотворении Маяковского, у Некрасова поэтический труд ассоциируется с несением пользы народу. Если солнце Маяковского призывает поэта оживить, воспеть «у мира в сером хламе» и убеждает его «светить всегда, светить везде, до последних донца», несмотря ни на какие преграды, то гражданин Некрасова уверяет поэта в том, что нельзя сидеть на месте, а нужно нести пользу своим творчеством: «И не иди во стан безвредных, / Когда полезным можешь быть!».

В стихотворении Фета тоже идет речь о значимости искусства. Так, поэт считает, что искусство – это умение превращать печальное в веселое и делить с людьми их чувства. Он пишет: «Тоскливый сон прервать единым звуком, …/Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, /Чужое вмиг почувствовать своим». Так же и Маяковский в стихотворении упоминает несколько раз о свете, который поэт своим творчеством несет в массы, освещая самые темные закоулки человеческих душ.

Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В. Маяковского «Нате»?

В данном стихотворении раскрывается внутренняя противоречивость поэта. С одной стороны, поэт – чувствительный, ранимый человек, отрывший людям «столько стихов шкатулок», человек, «на бабочку…сердца» которого взбираются «грязные, в калошах и без калош». Но с другой стороны, это грубый «гунн», который ничем не обязан обществу и не станет «кривляться» перед непонимающей его публикой, а просто «плюнет» им в лицо. Таким образом, противоречивость образа поэта состоит в сочетании в нем грубости и ранимости.

В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем эти произведения близки стихотворению В.В. Маяковского?

Тема взаимоотношений поэта и толпы раскрывается в таких стихотворениях, как «Пророк» М.Ю. Лермонтова и «Мне ни к чему одические рати…» А.А. Ахматовой.

Лирический герой Лермонтова – поэт-изгнанник. Как и у Маяковского, он непонятый толпой, отчужденный человек, слова которого не находят отклика в душах людей: «Провозглашать я стал любви /И правды чистые ученья/ В меня все ближние меня/ Бросали бешено каменья…».

Анна Ахматова в своем стихотворении говорит о том, что, несмотря на тяжелый процесс написания стихотворений, она их пишет «на радость» читателей и ей. Так же и Маяковский творит для людей, раскрывает перед читателями «бабочку поэтиного сердца» и множество «стихов шкатулок».

В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов.

В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов. Главенствует в ней, конечно, проблема бюрократизма. Маяковский осуждает оторванных от забот и нужд народа чиновников, которые пошли на службу только чтобы отсиживаться в уютных кабинетах. Также поэт высмеивает низменные потребности человека, который мечтает не о чем-то великом, а о новых «галифищах» и платье. Поэт требует, чтобы государственные люди занимались развитием страны, служили на ее благо, а не предавались обывательским мечтам о материальном благе. Именно эти злободневные и «вечные» вопросы поднимает Маяковский.

В каких произведениях русских писателей звучат сатирические мотивы и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского?

Сатирические мотивы звучат в таких стихотворениях, как «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова и «Нате!» В.В. Маяковского.

Читая стихотворение Некрасова, можно разглядеть насмешку поэта над «владельцем роскошных палат», который умрет в окружении любимой семьи, на самом деле ждущей его смерти с нетерпеньем: «Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением)».Как и Маяковский, Некрасов в своем стихотворении осуждает представителя власти: некрасовский чиновник гонит в шею пришедших к нему крестьян, а чиновник Маяковского вместо занятия проблемами народа размышляет о том, какие галифища купит с прибавкой.

В стихотворении «Нате!» Маяковский обличает низменные потребности людей, сатирически изображая их: «Вот вы мужчина, у вас в усах капуста/ где-то недокушанных, недоеденных щей; / вот вы, женщина, на вас белила густо, / вы смотрите устрицей из раковин вещей». Как и в стихотворении «О дряни», здесь поэт высмеивает людей, озабоченных не духовными проблемами, а материальными.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-05-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Тест по творчеству В.В. Маяковского

1. К какому литературному течению начала 20 века относил себя В. Маяковский:

1) символизму 2) акмеизму 3) футуризму

2. Отметьте темы ранней лирики Маяковского.

1) обличение мещанского, обывательского мира 2) неприятие войны 1914 года 3) одиночество поэта в мире людей 4) строительство социализма 5) ленинская тема

3. По какому принципу объединены эти стихотворения: «О дряни», «Прозаседавшиеся»

1) о назначении поэзии 2) сатирические 3) дооктябрьская лирика 4) любовная лирика

4. Из какого стихотворения эти строки:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг

Разинул рот

Да как заорёт:

« Опутали революцию обывательщины нити».

1) «Прозаседавшиеся» 2) « Вам!» 3) « О дряни» 4) « Юбилейное»

5. Что стало для Маяковского наиболее ярким предметом обличения:

1) политические враги революции 2) внешние враги революции 3) мещанство и бюрократизм 4) религия и церковь

6. Какое стихотворение не о любви?

1) «Лиличка!» 2) «Письмо Татьяне Яковлевой» 3) «Послушайте!»

7. Что не характерно для стихов Маяковского?

8. Где родился Маяковский?

1) на Орловщине 2) в Грузии 3) в Москве 4) в Таганроге

9. В каком году Маяковского не стало?

1) в 1925 г. 2) в 1929 г. 3) в 1930 г. 4) в 19 35 г.

10. В каком из произведений В. Маяковского выражается идея обличения мещанского быта?

а) «О дряни»; б) «Прозаседавшиеся»; в) «Баня»; г) «Послушайте!».

11. К какому жанру относятся произведения «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф»?

а) лирическое стихотворение; б) поэма; в) ода; г) пьеса.

12. Назовите стилистический приём, использованный Маяковским в следующих строках: «...Ненавижу / всяческую мертвечину! // Обожаю / всяческую жизнь!» .

13. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: «Мама! / Ваш сын прекрасно болен!» .

14. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: «Все вы на бабочку поэтиного сердца / взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош...» .

15. В каком произведении В.В. Маяковский подводит итог своему творчеству?

а) «Флейта-позвоночник»; б) «Владимир Маяковский»; в) «Я сам»; г) «Во весь голос».

16. Город, в котором происходит действие пьесы «Клоп» В.В. Маяковского

а) Тула, б) Табов, в) Москва, г) Липецк

17. Роковая женщина в жизни Маяковского

А) Татьяна Яковлева Б) Вероника Полонская В) Лилия Брик

18. Эпатировать публику, по мнению В.В. Маяковского, значит

А) Радовать Б) Шокировать В) Агитировать

19. Дореволюционная сатира Маяковского

А) «О дряни» Б) «Гимн обеду» В) «Прозаседавшиеся»

20. Какие из перечисленных персонажей являются действующими лицами пьесы В. Маяковского «Клоп»?

а) Присыпкин, б) Эльзевира Ренессанс, в) Чудаков, г) Олег Бонн

21. В каком году разморозили Присыпкина – героя из комедии «Клоп»?

а) 2030, б) 1979, в) 1960, г) 2006

22. Каков вклад Маяковского в искусство? (дать развернутый ответ)

1. К какому из родов литературы отнесете вы рекламный плакат Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме» или «Беги со всех ног поку-пать «Огонек»? Нужно ли и эти краткие рекламные стихи записывать «лесенкой»? Маяковский это делал, В чем особенность записи стихов «лесен-кой»?

Трудно отнести к лирике рекламные стихи, но наличие рифмы, определенной ритмики указывает на принадлежность их в лирическому роду литературы. Ле-сенкой подчеркивается значение ключе-вого слова в рекламном призыве, как «Огонек», Моссельпром.

2. Какова концепция любви в поэме В. Маяковского «Люблю»?

В поэме «Люблю» показана любовь-радость, которую «не смо-ют ни ссоры, ни версты». Это — громада-любовь, которая опре-деляет величие и отдельного человека, и всего мира. Такая лю-бовь противопоставлена мещанской «любвишке».

3. Как В. Маяковский изображает революцию?

Революция осознается В. Маяковским как противоречивое яв-ление: «О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая!», «Как обернешься еще, двуликая?» Этим и объясняется, что в послереволюционной поэзии параллельно идут две линии — про-славление революции и социалистического строительства и ос-меяние отрицательных сторон ее.

4. В чем нетрадиционность любовной лирики В. Маяковского?

Любовная лирика В. Маяковского нетрадиционна в том отно-шении, что в нее вносится социальный аспект. Уже в поэме «Об-лако в штанах» поэт любовную драму вводит в идеологическое русло, провозглашая четыре крика «Долой!» — «Долой вашу лю-бовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» В поэме «Про это» вселенская любовь поэта про-тивопоставлена мещанской, комнатной, «цыплячьей» любви, быту, о который позже разбилась «любовная лодка».

5. Каким предстает образ поэта во Вступлении к поэме «Во весь голос»?

Поэт во Вступлении — «революцией мобилизованный и при-званный». Он — «ассенизатор и водовоз», который ради утили-тарных целей должен себя смирить, «становясь на горло собст-венной песне». В. Маяковский утверждал принцип партийности искусства:

Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет все сто томов моих партийных книжек.

6. Каковы особенности поэтической системы В. Маяковского?

В. Маяковский считал целью поэзии агитацию. Поэтому поэ-зию он понимал как ремесло. Как делать стихи — можно нау-чить. Стих В. Маяковского основан на ударности и интонации. Такой стих называется интонационно- или акцентно-тониче-ским. Формально он выражается в знаменитой «лесенке» В. Мая-ковского. Поэзия В. Маяковского необычайно экспрессивна. Он использует приемы ораторской и разговорной речи. Особая выразительность достигается и благодаря неологизмам: «крас-нокожая паспортина», «планов громадье». Существенной осо-бенностью образной системы является ее социальная окрашен-ность. Поэт использует гиперболу, гротеск. Метафора В. Мая-ковского строится на ассоциации не с миром природы, как в традиционной поэзии, а на связи с предметным миром.

7. Каким предстает лирический герой ранней поэзии В. Мая-ковского?

Лирический герой ранней поэзии В. Маяковского — бунтарь- романтик, не приемлющий современный ему мир. Он эпатирует своим богоборчеством (отрицанием, низвержением Бога), нару-шением общепринятых норм («Я люблю смотреть, как умирают дети»). Вместе с тем он способен испытывать боль и страдание от неразделенной любви. Лирический герой В. Маяковского траги-чески одинок: «Я одинок, как последний глаз у идущего к сле-пым человека».

8. Что сближало раннего В. Маяковского с футуризмом?

Футуризм был близок В. Маяковскому восприятием языка как средства самовыражения собственной творческой личности. Фу-туристы интересовались прежде всего ниспровержением всего известного, предшествующего и стремлением создать новое, не похожее на прежнее искусство. Как и футуристы, В. Маяковский стремился эпатировать публику необычностью поэтических об-разов, анти эстетизмом, внешним поведением, нигилистическим отношением к нравственным и эстетическим нормам. Была близка ему и футуристическая концепция будущего.

9. Почему революция оказалась близка В. Маяковскому?

Утопические футуристические представления В. Маяковского о будущем, агрессия по отношению к настоящему соответство-вали практике революции, провозглашавшей необходимость раз-рушения старого мира для построения нового. Бунтарство, не-приятие буржуазной морали, любви, быта тоже были в русле революционного отрицания. Февральская и Октябрьская рево-люции стали для поэта началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке. Материал с сайта

10. Как понимать слова В. Маяковского о том, что он «насту-пал на горло собственной песне»?

В. Маяковский по природе своего таланта был лириком. Но после революции он поставил свою поэзию на службу утилитар-ным целям — построению нового общества. Для этого нужна была агитационная, пропагандистская поэзия, творцом какой и ста-новится поэт. Лирические чувства нельзя выражать с трибуны.

В. Маяковскому пришлось превратиться в «агитатора, горлана, главаря», приглушить лирику ради плаката, призыва, лозунга.

11. Какие две линии развиваются в послереволюционном твор-честве В. Маяковского?

Послереволюционная поэзия В. Маяковского развивалась по двум направлениям: воспевание социалистических преобразова-ний и сатирическое отрицание негативных явлений действитель-ности. Первое выразилось в «Стихах о Кузнецкстрое и людях Куз-нецка», «150000000», «Хорошо!»; второе — в стихах «Прозаседав-шиеся», «О дряни», «Столп», «Подлиза», пьесах «Клоп» и «Баня».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем нетрадиционность любовной лирики маяковского
  • что сближало раннего маяковского с футуризмом?
  • каковы особенности ранних произведений маяковского
  • Майковский вопросы и ответы
  • каковы особенности творчества маяковского

Как ввести разговорный язык в поэзию? И как вывести поэзию из этих разговоров?

В.В. Маяковский

Тип урока – контрольно-обобщающий.

Цели и задачи:

  • проверить прочность усвоения учащимися фактических знаний о творчестве Маяковского и о месте поэта в истории русской литературы;
  • развить и закрепить навыки лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста;
  • воспитать интерес к поэтическому наследию Маяковского.

Игра – одна из наиболее эффективных, демократичных и популярных форм обучения в старших классах. К зачёту в форме командной игры ученики готовятся добросовестнее и с большей охотой, чем к традиционному письменному или устному уроку контроля знаний. Урок в такой форме сплачивает коллектив одноклассников, создаёт атмосферу соревновательности, исключает выступление по принципу «каждый за себя». К тому же во время игры едва ли кто-то из нерадивых учеников воспользуется шпаргалкой или спишет правильный ответ у соседа-отличника. Зачёт в форме игры развивает и интерес к предмету в целом, и к творчеству отдельно взятого писателя, развивает навыки корректного общения, быстроту реакции, чувство ответственности за себя и за команду.
Ход зачёта в форме командной игры определяется несколькими конкурсами, каждый из которых имеет свои особенности и правила. О тематике и направленности конкурсов ученикам сообщается заранее, на предыдущем уроке. Капитанам команд учитель даёт рекомендации по подготовке к игре и сообщаются принципы оценивания. Важно подчеркнуть, что даже игра требует серьёзной, основательной подготовки, и оценка каждого ученика будет зависеть не столько от победы или проигрыша команды, сколько от личного вклада в успешное выступление коллектива на зачёте.

I. Блиц-опрос: «Я – поэт. Этим и интересен»

Блиц-опрос – своего рода разминка в форме брейн-ринга. Задача – дать правильный ответ, опередив команду соперников. Учитель зачитывает вопрос, произносит слово «время» (или даёт иной звуковой сигнал), и только после этого команды могут сообщить о готовности ответить (например, поднять руку). Если учащиеся заявляют о готовности ответить до поданного учителем сигнала, команда лишается права ответа на этот вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. Если ответ верный, но неполный или не вполне точный, присуждается 1 балл.

  1. «Да вы же гениальный поэт!» – сказал он никому не известному в 1912 году студенту Маяковскому и опубликовал его стихотворение. Кто столь неожиданно сделал Маяковского поэтом? (Бурлюк)
  2. В манифесте «Пощёчина общественному вкусу» футуристы (а в их числе и Маяковский) выразили своё отношение к классике с использованием образа водного транспорта. Приведите цитату. («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности»)
  3. В автобиографии «Я сам» Маяковский рассказал: «…возненавидел сразу – всё древнее, всё церковное и всё славянское… отсюда и мой футуризм, и мой атеизм». О каком событии рассказал Маяковский? (Об экзамене в гимназии по Закону Божию, когда будущего поэта спросили, что означает слово «око», а Маяковский ответил: «Три фунта» - так было по-грузински).
  4. Какой музыкальный инструмент подходит для исполнения ноктюрна? («Флейта водосточных труб»)
  5. «Эта тема сейчас и молитвой у Будды, и у негра вострит на хозяев нож». Какая тема? (Любовь. Цитируется поэма «Про Это»)
  6. «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ». Где и с кем происходит эта встреча Маяковского? (С Пушкиным на Тверском бульваре)
  7. В каком произведении Маяковский выступил в роли автора, главного героя и исполнителя? (Трагедия «Владимир Маяковский»)
  8. Кто, по мнению Маяковского, побежит с его «стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым»? (Бог в стихотворении «А всё-таки»)
  9. Малярия, Одесса, хохочущие канделябры… Кто какую новость сообщит герою этой поэмы? (Мария сообщит, что выходит замуж)
  10. С кем Маяковский обсуждал тему «места поэта в рабочем строю»? (С фининспектором)
  11. О ком писал Маяковский: «Ваше имя в платочки рассоплено, ваше имя слюнявит Собинов»? (О Есенине)
  12. В каких произведениях Маяковского встречаются эти числа: а) «тысяча тысяч Бастилий»; б) «сто томов партийных книжек»; в) «сто пятьдесят миллионов»? (а – «Облако в штанах», б – «Во весь голос», в – «150.000.000»)
  13. Кто из героев Маяковского считает «Александра Семёныча Пушкина» автором оперы «Евгений Онегин»? (Победоносиков, герой комедии «Баня»)
  14. Есенин назвал стихи Маяковского «агитезами». Как, в свою очередь, Маяковский отозвался о стихах Есенина? («Кобылезы»)
  15. Восстановите пропущенные слова в реплике Есенина: «Знаешь, почему я – поэт, а Маяковский так себе – непонятная профессия? Потому что у меня <…>, а у него – шиш!» («…родина есть»)
  16. Какая из этих аббревиатур имеет отношение к Маяковскому и как она расшифровывается: ЛЦК, ОБЭРИУ, ЛЕФ, РАПП, СП СССР? (ЛЕФ – Левый фронт)
  17. Кто из русских поэтов «примирил» - уже посмертно – в своих стихах Маяковского и Есенина? (Цветаева)
  18. Вообразив себя в одном из произведений «негром преклонных годов», Маяковский указал на причину, по которой он непременно выучил бы русский язык. Что за причина? («Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»)
  19. Какая одежда, по словам Маяковского, годится для укутывания души от осмотров? (Жёлтая кофта)
  20. Продолжите цитату: «Профессор, снимите очки-велосипед! Я сам расскажу…» О чём? («…о времени и о себе»)
  21. В каком стихотворении Маяковский отказывается от любой формы самоубийства ради любви? («Лиличка!»)
  22. Назовите адресатов любовной поэзии Маяковского (Мария Денисова, Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская)
  23. Кому Маяковский адресовал «Письмо… о сущности любви»? (Товарищу Кострову)
  24. В каком произведении Маяковского герой видит, как «сидят людей половины»? Из-за чего происходит их физическое раздвоение? («Прозаседавшиеся». Из-за того, что «в день заседаний на двадцать нужно успеть» им).
  25. Будучи врагом бюрократизма, Маяковский, тем не менее, одному документу даже посвятил отдельное стихотворение. («Стихи о советском паспорте»)

II. Дискуссия: «Бесценных слов мот и транжир»

Командам предлагается защитить или раскритиковать языковые эксперименты Маяковского. Выбор позиции – защита или критика – разыгрываются между командами путём жеребьёвки. Победа присуждается той команде, которая сумела наиболее доказательно изложить по пунктам и отстоять свою точку зрения, опираясь на конкретные примеры использования языковых возможностей в произведениях Маяковского. На защиту позиции выделяется до 2 минут (используются песочные часы). Можно заработать до пяти баллов.

III. Дуэль команд («ты мне – я тебе»): «Я прохожу по строчечному фронту»

Команды задают друг другу по 5 заранее подготовленных вопросов, связанных с героями и цитатами из произведений В.В. Маяковского. Важно, чтобы вопросы охватывали как можно больше произведений поэта разных жанров. За каждый правильный ответ отвечающей команде присуждается 1 балл. Некорректно составленные вопросы (например, двусмысленные или неграмотно сформулированные) приносят минус один балл команде, составившей такой вопрос.

IV. Соревнование: «Я ухо словом не привык ласкать»

За одну минуту команды должны вспомнить и одновременно записать на выданных листах (один лист на одну команду) как можно больше неологизмов из произведений Маяковского. За каждый неологизм присуждается один балл.

V. Аналитический практикум: «О времени и о себе»

Команды получают конверты с пятью карточками, содержащими отрывки из произведений Маяковского. Задача в том, чтобы 1) определить, из какого произведения приведён отрывок; 2) найти в отрывке все художественные приёмы, использованные автором, указав цель их использования. За каждую карточку можно получить 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов в этом конкурсе – 10.

VI. Конкурс капитанов: «Славьте меня! Я великим не чета…»

Задание капитаны получают заранее: они должны представить свою команду в стиле Маяковского. Можно заработать до 5 баллов.

VII. Конкурс выразительного чтения: «Гранёных строк босой алмазник»

VIII. Подведение итогов

В конце игры подводятся итоги, суммируются заработанные командами баллы, объявляется команда-победитель. Капитанам предоставляется слово для того, чтобы они отметили наиболее активных игроков в своей команде, выставили им оценки, которые будут носить для учителя рекомендательный характер и учтены при выставлении «официальных» оценок в журнал. Игроки, в свою очередь, путём тайного голосования выставляют оценку капитану.
Если на уроке присутствуют гости, можно дать именно им поручение оценить работу команд и отдельных игроков. Как правило, мнение посторонних людей воспринимается учащимися как более объективное, не связанное с неизбежно складывающимися в коллективе отношениями симпатии и антипатии как внутри классного коллектива, так и между педагогом и учениками.

Список литературы :

  1. Осмоловский М.В. Зачёт-игра по творчеству А.Н. Островского // Тирасполь: педагогический поиск, №3, 2003.
  2. Осмоловский М.В. Модель современного урока литературы. // Известия Научно-координационного центра Воронежского государственного педагогического университета - Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Воронеж, 2004.
  3. Осмоловский М.В. Технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины. Кишинев – Тирасполь, 2004.

1.К какому литературному течению относят творчество В. Маяковского? Маяковский принадлежал к футуризму, к наиболее влиятельной его группе «кубофу-

туристов», или поэтов «Гилеи» (сюда, кроме Маяковского, входили Бурлюк, Крученых, Хлебников).

2.Что такое футуризм?

Футуризм - это авангардистское течение в европейском и русском искусстве на­чала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Временем рождения русского футуризма (от лат. futurum - будущее) счи­тается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (авторы: Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский и А. Крученых). Кроме группы «Гилея», были еще «эгофутуристы» (И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов) и объединение «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.). Первая декларация футуристов - «Пощечина общественному вкусу» - вышла в 1912 году.

3.Каковы были идеи футуризма?

Маяковский декларировал намерение «стать делателем собственной жизни и зако­нодателем для жизни других». Футуристы претендовали на вселенскую миссию: создать сверхискусство, которое будет способно преобразить мир. При этом они стремились рационально обосновать творчество, опираясь на фундаментальные науки - физику, математику. Их творчество выходило за рамки литературы и было связано с авангард­ными группировками художников 1910 годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Большинство футуристов совмещали литературу с живописью или музыкой. Они сознательно эпатировали публику, желая пробудить стремление изменить себя и мир, чтобы идти к будущему.

4.Что вы знаете о семье В. Маяковского?

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в семье лесничего, жившего с женой Александрой Алексеевной, сыном и дочерьми Олей и Людой, в Багдади (Грузия). Отец рано умер. Маяковские переехали в Москву. Владимир Маяковский ктому времени уже окончил гимназию в Кутаиси (там же он обучался живописи).

5.Какое образование получил В. Маяковский?

Окончив гимназию в Кутаиси и приехав в Москву, В. Маяковский через несколько лет участия в деятельности РСДРП (большевиков) и пребывания за это в тюрьме (11 ме­сяцев в Бутырках) поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: «единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности».

6.Расскажите о начале творчества В. Маяковского.

Первое стихотворение «Ночь» было опубликовано в сборнике «Пощечина обще­ственному вкусу». Стихи 1912-1917 годов отличались новаторством в области формы, ощущением катастрофы и «исчерпанности» старой культуры и всех форм искусства, поскольку раннее творчество Маяковского развивалось в русле футуризма.

7.К какому жанру тяготел Маяковский?

Маяковский внес новое понимание в жанр поэмы. Хотя поэма - эпический жанр, у Маяковского присутствует в ней лирическое начало. Им созданы поэмы: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», «150 ООО ООО», «Хорошо!», «Люблю», «Про это».

8.Каковы мотивы и темы сатирической поэзии В. Маяковского?

В ранней поэзии поэт выражает протест против ненавистного ему современного уклада жизни. Поэтому в основе его произведений лозунг «Долой!» - «Долой вашу войну!», «Долой вашу религию!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу любовь!» Он выражает свое возмущение в стихах: «Нате!», «Вам!», «Я и Наполеон», выступая про­тив войны; против унижения человека («Гимн ученому», «Гимн судье», «Мое к этому отношение»).

В послереволюционный период сатира Маяковского направлена против бюрократии, мещанства, глупости и пошлости («Прозаседавшиеся», «Фабрика бюрократов», «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им», «Канцелярские привычки» и др.)

9.Назовите пьесы Маяковского.

Это «Клоп», «Баня» - сатирические комедии.

10.Каков вклад Маяковского в искусство?

Маяковский был разносторонне одаренным человеком - не только поэтом, но и художником. Он работал дня РОСТА, иллюстрируя политические новости, писал кар­тины. Он был автором ряда сценариев для немого кино, самый известный из них - для фильма «Барышня и хулиган». В этом фильме В. В. Маяковский снялся и как актер.