Игровые задания с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по фэмп. Картотека (младшая группа) на тему: Перфокарты и их использование в работе с младшими дошкольниками
Консультация на тему " Составила : Крейнерт Эльвира Алексеевна, воспитатель. В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных...
Дидактические игры по обучению грамоте с перфокартами для детей 5–7 лет Дидактические игры по обучению грамоте с перфокартами для детей 5-7 лет Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте Описание работы : дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению...
Перфокарты - Методическое пособие «Перфокарты»
Публикация «Методическое пособие...» Методическое пособие «Перфокарты» Методическое пособие «Перфокарты» (для закрепления знаний и проведения диагностики у детей старшего дошкольного возраста) Цель: Систематизировать знания детей об объектах живой природы. Задачи:1. Упражнять в классификации, сравнении, общении,...
Вот уже много лет в своей практике я использую перфокарты. На листе плотной бумаги разной формы наклеиваем или рисуем нужные предметы по какой либо теме. В середине делаем прорези любой формы. На занятие можно сделать каждому ребенку. Вставляем чистый лист и просим ребенка...
Дидактическое пособие для закрепления знаний о живой природе "Перфокарты по экологии". Цель пособия: систематизирование знаний находить существенные признаки птиц, различающие домашних,диких (зимующих и перелетных); систематизирование знаний находить существенные признаки...
Недавно в нашей группе закончился проект "Дикие животные нашего леса".Одна из составляющих этой деятельности-работа с перфокартами. "Найди такого же" (работу начинаем с рассмотрения животных на перфокарте,вспоминаем их названия,в устной форме ищем одинаковых.Следующий этап...
Перфокарты - Перфокарты
"Ну ка сосчитай ка" Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов, согласовывать числительное с существительными. Под перфокарту подкладывается чистый лист бумаги. Чтобы лист не двигался, он закрепляется с помощью скрепки. Педагог предлагает ребёнку сосчитать предметы с...
Выступление на МО Тема: «Использование перфокарт на уроках русского языка» Помоги себе сам. Об использовании перфокарт на уроках русского языка. На уроках я часто использую перфокарты. Серия перфокарт охватывает весь программный материал. Все задания перфокарт рассчитаны на самостоятельную работу учащихся. Использовать их можно на всех этапах урока:...
Методическое пособие «Перфокарты» предназначено для работы с детьми старшей и подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологией,математике, в самостоятельной деятельности детей.В настоящее время перфокарта представляет собой однородную карточку с...
Наталья Степаненко
Дидактическая игра с перфокартами «Рассказаюшка» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Вам представлена оригинальная методика обучения и развития навыков общения, речи, воображения, мышления. Она адресована специалистам, педагогам, психологам, логопедам, воспитателям, студентам вузов и факультетов, родителям.
Самым главным участником в игре будет ребенок, который как маленький росточек, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место.Цель игры: сводится к следующему, знания, опыт полученные детьми на занятиях, в жизни, дадут им представление об искусстве человеческих отношений; формирование эмоционально-мотивационной установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
В процессе словесного творчества дети приобретают навыки, умения и, опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Каждое наше слово это очень сильный энергетический заряд, по своей мощности. Все дело в том, что какую энергию он несет в себе! Отрицательную или положительную, созидающую или разрушающую? Говорят, «словом можно убить – словом можно ранить», но словом можно и «вылечить». Так пусть наши дети учатся «ИСЦЕЛЯТЬ СЛОВОМ» - а это значит, что окружающее пространство, в котором они будут находиться, всегда будет экологически чистым и безопасным для жизни их и других людей, животных, и всей природы в целом.
К созданию этой игры меня побудил мой профессиональный интерес к детской фантазии, желанию сочинять детьми веселые с приключениями истории, волшебные сказки, и проживать со своими героями разные эмоциональные состояния.
Обращайте свое внимание на то, чтобы каждая сказка, история сочиненная детьми заканчивалась только на позитивной ноте!
Тематика картинок: люди, цветы, здания, птицы. Вы можете по своему желанию разнообразить этот иллюстративный материал. Изображения на картинках только позитивные.
Цель использования киндер-сюрпризов или других мелких игрушек в игре поможет ребенку в развитии ассоциативных связей, что в свою очередь развивает долговременную память, логическое мышление.
Диагностический характер, поможет вам увидеть, с каким героем игры ребенок отождествляет себя: положительный или отрицательный.
Перфокарты сделала из носителей для бумаг.
Для фишек я использовала бросовый материал.
В начале игры, как вариант, можно сказать ребенку, что фишка это он. Чтобы вашему малышу стало еще интереснее, колпачок можно заменить киндером.
Футляр для кружков и указателей это подкассетник для видеокассеты.
Необходимость применения в игре указателей , помогает игроку ориентироваться в ходе рассказывания.
Цвет указателей не должен сливаться с перфокартой.
Кружки для закрытия ячеек с картинами, уже готовы, когда вы подготавливаете перфокарты.
При первом знакомстве с правилами игры, педагог сам определяет для ребенка первую картинку /расставляет указатели, а так же последующие знаки.
В процессе сочинения рассказов, вы можете задавать ребенку вопросы, для более полного развернутого содержания произведения. Характер вопросов должен опираться на эмоционально-чувственный опыт рассказчика.
Примерные дополнительные вопросы:
1. Как ты (твой герой) хочешь поступить?
2. А почему ты (он) так хочешь поступить?
3. А как можно поступить по-другому?
4. А как лучше?
5. А почему бы так поступил?
6. О чем могут мечтать твои герои?
Игровое оборудование:
1. Листы с рисунками 9 шт.
2. Перфокарты 3 шт.
3. Фишки 15-20 шт.
4. Указатели (стрелочки) разного цвета 25 шт.
5. Кружки для закрытия ячеек 30 шт.
Варианты игры:
1. Участник игры ходит в гости к жителям домика, тогда здесь вы добавите - деталь «крышу».
Игровые задания для игрока (от первого лица):
а) изображение на одной из картинок ребенок может отождествлять с собой,
б) познакомиться с жителями,
в) рассказать им о себе,
г) познакомить жителей домика друг с другом.
Инструкция:
*Для детей 3-4 лет закрывать 8-7 картинок;
*Для 5-6 лет закрывать 6-5 картинок;
*Для 7 лет закрываются 3-4 картинки.
Инструкция:
1. Участник игры выбирает лист с картинками.
2. Накладывает перфокарты на листы с картинками.
3. Закрывает ячейки кружками того же цвета, что и перфокарта.
4. Раскладывает указатели другого цвета, от одной картинки к другой.
5. Фишки расставляются только у первого указателя и у последнего указателя на игровом поле (это приз).
6. Когда участник игры начнет играть, то в ходе рассказывания при переходе от одной картинки к другой,
ему нужно будет переставлять фишку так до конца игры, то есть до последней картинки.
Желаю вам счастливых минут общения друг с другом!
Литература:
1. Микляева Н. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие/Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2005.
2. Защиринская О. В. ,Воронова А. П., Нилова Т. А. Азука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство_Пресс», 1998.
Маргарита Енякина
"Игровые задания с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
Енякина Маргарита Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 "Образовательный центр" с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»
Пояснительная записка
В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими.
Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание является моделирование.
Моделирование
– это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Актуальность
использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
Наглядное моделирование вызывает у детей интерес;
Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
Моделирование
Наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Одним из видов моделей являются
перфокарты.
Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности.
Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Перфокарта
– это индивидуальная однородная карточка с заданием или согнутая пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст детей, уровень их развития.
Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование.
Используя перфокарты по ФЭМП, можно решить следующие задачи:
Образовательные
1. Закрепить математические представления о числе, форме, времени, пространстве.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
2. Развивать самосознание, самоконтроль, способность к проявлению волевых усилий.
3. Развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1. Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Перфокарты «Геометрические фигуры», «Времена года» представляет собой лист формата А 4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре вырезанный прямоугольник. Выполняя здание, ребёнок подкладывает под перфокарты лист бумаги и проводит на нём линии.
Перфокарта «Геометрические фигуры»
Задача: Закрепить умения детей различать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Задание: Соедини предмет с теми фигурами, из которых он составлен.
Перфокарта «Времена года»
Задача: Развивать у детей интерес к наиболее ярко выраженным сезонным явлениям.
Задание: «Соедини фломастером красного цвета картинки, которые относятся к лету», «Соедини фломастером синего цвета картинки, которые относятся к зиме» и. т. д.
Такие упражнения увлекают детей, активизируют познавательную активность и систематизируют имеющиеся знания.
Перфокарта «Цифровой ряд»
Это ламинированная таблица, на которой ребенок пишет маркером или фломастером.
Задача: Закрепить порядок расположения цифр
Задание: Запишите в пустые клетки нужные цифры.
Записи после проверки стираются. Такую перфокарту можно использовать много раз.
Перфокарта "Числовые домики»
Основой для данной перфокарты стало методическое пособие О. В. Узоровой и Е. А. Нефедовой. Эта перфокарта имеет вид домика.
В работе с ней дети в прорези окошечек записывают цифры, соответствующими составу заданного числа.
Задача: Закрепить состав чисел из двух меньших, складывать и вычитать числа.
Задание: В домике живет число 9. В пустые клеточки впиши цифры, чтобы при сложении получилось число 9.
Для поддержания эмоционального отклика видоизменила стандартные перфокарты и связала с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками.
Элементы занимательности и новизны, встречи с любимыми героями вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе. Дети проявляют активность, находчивость, сообразительность и стараются добиться высоких результатов.
Перфокарта «Времена года»
Данная перфокарта представляет собой карточку, разделенную на три полоски. Слева - иллюстрация задачи, посередине - полоска для записи, справа - правильный ответ, который скрыт полоской бумаги.
Задача: Закрепить порядок следования времен года.
Задание: Рассмотри ряды цветных кружков в левой части карточки, поставь напротив выбранного ряда во второй части условное обозначение (знак «+», а затем подними полоску и проверь правильно ли выполнил задание.
Перфокарта «Неделька»
В этой перфокарте полоски с заданиями расположены горизонтально. Вверху - иллюстрация задачи, посередине - полоска для записи, внизу - правильный ответ, который скрыт полоской бумаги
Задачи: Закрепить последовательность дней в неделе.
Задание: Рассмотри ряды кружков в верхней части карточки, расставь на полоске в средней части карточки цифры от 1 до 7, указывающие порядок следования дней недели, а затем, убрав полоску бумаги в нижней части карточки проверь правильность выполненного задания.
Проверка:
Самостоятельно;
Парами – дети проверяют задания друг другу;
Фронтально – педагог вывешивает правильно выполненную перфокарту на доску, дети проверяют на месте.
Эти перфокарты позволяют активизировать самостоятельную работу детей и самоконтроль.
Перфокарты предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы:
Воспитателями ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
В рамках образовательной деятельности в режимных моментах,
Воспитателями и родителями дошкольников самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Они экономят время. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала.
Руководство деятельностью детей:
Необходимо заинтересовывать детей предстоящей деятельностью, создать элементарную проблемно – поисковую ситуацию, объяснить правила игры, познакомить с общими способами действий, стимулировать проявления самостоятельности, поощрять стремление детей достичь результата.
При работе с перфокартами можно использовать разные
варианты:
1. Чистый лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок вписывает ответ.
2. Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки.
Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности – самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
Данные дидактические пособия учитывают современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
Используемая литература:
1. Михайлова З. А. Иоффе Э. Н. «Математика от трех до семи»: Детство - Пресс, 2003
2. Овчинникова Е. В. «О совершенствовании элементарных математических представлений»: Дошкольное воспитание 2005 - № 8
3. Яковлева Н. А. «Игры с цветными модулями – основа формирования временных представлений у старших дошкольников»: Дошкольная педагогика 2009 - № 8
4. Интернет источник http://images.yandex.ru/
5. Интернет источник http://lenagold.ru/
Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. БендерыОписание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.
Задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;
- развивать графические навыки.
Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта
– это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование.
Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
Дидактическая игра «Найди букву»
Цель:
Оборудование:
перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.
Дидактическая игра «Найди картинку»
Цель:
совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование:
перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.
Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель:
Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]-[бь])
Оборудование:
перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры.
Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.
Дифференциация звуков [л]-[ль]
Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель:
совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование:
перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.
Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель:
совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование:
перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.
Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.
Дидактическая игра «Посчитай слоги»
Цель:
совершенствование навыков слогового анализа.
Вариант 1.
Оборудование:
перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.
Вариант 2.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.
Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу»
Цель:
совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.
Оборудование:
перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.
Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»
Цель:
совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов
Оборудование:
перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога.
Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель:
совершенствование навыков чтения слов.
Оборудование:
перфокарты, на которых слева напечатаны слова с пропущенной буквой, а справа - предметы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.
Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
Цель:
совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование:
перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа - предметы, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.
Дидактическая игра «Найди схему предложения»
Цель:
совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование:
перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине - полоска для записи, фломастеры.
Ход игры.
Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.