Хозяйственная деятельность человека и общественный характер производства. Материальное производство. Вопр.экономические законы и категории

  • 9. Средневековая философия: период схоластики. Философия Аквинского.
  • 10. Рационализм как философское направление эпохи нового времени. Р. Декарт, г. Лейбниц
  • 11. Эмпиризм как философское направление эпохи нового времени. Ф. Бэкон, Дж. Беркли
  • 12. Вопросы теории познания и этики в учении и. Канта
  • 13. Основные черты философии Гегеля.
  • 14. Особенности развития русской философии 19-20 веков
  • 15. Позитивизм и его разновидности
  • 17. Экзистенциализм: ж.-п.Сартр, а.Камю.
  • 18. Понятие «бытие» и его трактовка в различных философских учениях. Бытие и существование.
  • 19. Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира
  • 20. Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  • 21. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  • 22. Сознание как предмет философского исследования. Различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание.
  • 23. Бессознательное как предмет философского исследования: з.Фрейд, к.Юнг.
  • 24. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».
  • 25. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
  • 26. Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.
  • 27. Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.
  • 28. Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.
  • 30. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
  • 31. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • 32. Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
  • 33. Теоретические методы научного познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.
  • 34. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики.
  • 35. Диалектика категорий, выражающих универсальные связи: единичное и общее, явление и сущность.
  • 36. Диалектика категорий, выражающих связи детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.
  • 37. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система
  • 38. Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания.
  • 39. Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  • 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.
  • 41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.
  • 43.Исторические формы общности людей:семья,род,народность,нация.Место и роль национальных культуры национальных отношений в современном мире.
  • 44. Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы.
  • 45.Государство, его сущность, происхождение и функции, выполняемые в обществе.
  • 46. Формы государственного устройства
  • 47. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.
  • 48.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.
  • 49.Основные этические категории:добро,зло,дог,справедливость.Классические и современные проблемы этики.
  • 50.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  • 51. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.
  • 52.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции науки. Соотношение науки, религии и философии.
  • 53.Духовная жизнь общества: сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности.
  • 54. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека.
  • 55. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Личность и история.
  • 56. Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм.
  • 57. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.
  • 58. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций о.Шпенглера и Тойнби.
  • 59. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: д.Белл, о.Тоффлер.
  • 60. Общественный прогресс как философская проблема. Критерии общественного прогресса. Человек перед лицом глобальных проблем.
  • 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.

    Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы:

    1) труда, как комплексного социального явления;

    2) способа производства материальных благ;

    3) закономерностей и механизмов функционирования материально-производственной сферы в целом.

    Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая деятельность. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь) так и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага.

    Но труд несет в себе и другой, не менее важный, социальный результат. В процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда.

    Общественный характер труда заключается в исторической его перманентности, непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ является основной причиной общественного богатства.

    Труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой:

    1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир;

    2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей;

    3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний;

    4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

    Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни он является основным фактором, определяющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т.д. Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. история общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства в конце концов утверждает и определенный образ жизни людей.

    41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.

    Материальное производство играет определяющую роль в жизни человеческого общества. Прежде всего потому, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага- предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные берут готовыми свет и тепло солнца, растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для того, чтобы они могли существовать и развиваться по биологическим законам природы. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища.

    Основные изменения в обществе начинаются прежде всего в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Общественные взгляды и учреждения в конечном счёте отражают характер производства и порожденных им материальных (экономических) отношений между людьми. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления.

    Человек является социальным существом и формирование сознания вне общества не возможно, т.е. при рождении человек, не обладает сознанием и если его изолировать от общества, то само по себе сознание сформироваться, не сможет. Развиваясь в обществе человек, прежде чем он осознаёт, что живёт в тех или иных производственных отношениях, уже включён в эти отношения. Как сказал К. Маркс: “не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

    Некоторые философы в структуре материального производства различают сегодня, с одной стороны, технологический способ производства - способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой, а с другой стороны, экономический способ производства , т. е. общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной конкретно-исторической ступени своего развития

    Будучи процессом создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе, материальное производство включает в себя целесообразную деятельность, т. е. труд; предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; средства труда, служащие для воздействия на предмет труда, главная их часть - орудия производства (инструменты, машины, автоматы).

    42 . Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации.

    Социальная структура общества: различные подходы к ее определению.Классы,социальные группы,слои.Теория социальной стратификации.Социальная структура общества. Социальные структуры общества - совокупность классов, слоев, групп и взаимоотношения между ними. Социальные структуры выделяют по различным признакам, например социально-демографическая структура общества. Все зависит от главного критерия по которому производится структурирование. В завис от численности, социальные общности подразделяют на «большие»(классы, нации), «средние»(территориальные общности и производственные коллективы), и «малые»(семья).Каждая ОЭФ имеет свою, присущую только ей социально-классовую структуру, которая, отражая степень развития СП, является необходимым условием его функционирования и саморазвития.» Источником разделения общества на классы является общественное разделение труда (ОРТ) по конкретным видам деятельности. Исторически определенное отделение пастушества от земледелия, отделение ремесла от сельхозработ. Отделение умственного труда от практически-прикладного. ОРТ приводит к появлению частной собственности. В обществе появляется социальное неравенство.

    Пути происхождения класса.

    1.Через отделение в общине эксплуататорской верхушки.

    2.Посредством обращения людей в рабство.(Сначала чужеплеменников, затем - своих)

    Главная причина разделения общества на классы лежит в прогрессе. Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, существование которых обусловлено существующими СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарождающегося СП. Кроме классов в обществе существуют сословия, касты, слои. Экономические условия и занимаемое ими место в обществе определяют их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостряется в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы:

    1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие условия существования.

    2.Политическая борьба за власть

    3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»).

    Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность (перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность (перемещение в пределах одной страты).

    Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы:

    1) труда, как комплексного социального явления;

    2) способа производства материальных благ;

    3) закономерностей и механизмов функционирования материально-производственной сферы в целом.

    Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая деятельность. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь) так и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т. д.) блага.

    Но труд несет в себе и другой, не менее важный, социальный результат. В процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда.

    Общественный характер труда заключается в исторической его перманентности, непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ является основной причиной общественного богатства.

    Труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой:

    1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир;

    2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей;

    3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний;

    4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

    Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни он является основным фактором, определяющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т. д. Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. история общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства в конце концов утверждает и определенный образ жизни людей.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.:

    1. 41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.
    2. Товар - это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму.
  • B. Департаменты и управления функционального характера.
  • Cопоставление совокупных расходов и объемов производства. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объёма произврдства
  • D. Субъективный характер меры ценности. Труд и ценность. Заблуждение
  • I. Затраты на управление и обслуживание строительного производства
  • Вопрос. Предмет и функции экономической теории.

    Предмет эконом.теории-это совокупноть экономи-х отношений в обществе. Под экономи-кими отношениями понимают взаимодействие людей в процессе производства,распределения,обмена и потребления материальных благ. Производство представляет собой деятельность по созданию материальных и не материальных благ. Различаю 2 стороны производства:

    1.производительные силы

    2.экономи-кие отношения

    Во взаимосвязи они образуют способ производства. Производ-ные силы характерезуют степень воздействие людей на природу при изготовлении благ,включают в себя работников и средство производства. Средство производсва ровносредства труда+ предметы труда.

    Предметы труда-это то на что направлено воздействие человека(сырьё,дерево и т.д.)

    Средство труда -это то с помощью чего мы воздействуем на предметы труда(станки машины и т.д.)

    Производственные отношения-составляют общественную форму производства,характерезует общественное отношение между собой в процессе эконом-й деятельности,эконом.отношение объективны.

    В основе поступательного развития произ-ва лежат сдвиги в производительных силах.Стремясь произвести больше и лучше люди совершенствуют средство труда а через них и предметы труда-это приводит дк изменениям в производственном облике работников.

    Экономические отношения зависят от развития прозвод-ных сил.

    Если уровень развития экономи-х отношений соответствует уровню развития производительных сил,то открывается простор,возмож-ть для развития общественного производства,если эконом-ке отношения устаревают,то превращается в тормоз хоз-ной деятельности.

    Надстройка-это политика,идеология,традиция,мораль и т.д..

    ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

    1.Познавательная функция-раскрытие законов,развитие экономики.

    2.Методологическая функция-разработка методов познания

    3.Прогностическая-служит для построения прогнозав в будущем

    4.Прогматическая-это научное обоснование экономической политики государства.

    5..Идеологическая

    6.Практическая-использование знаний на практике.

    Вопр.методология в экономической теории.

    Вопр.экономические законы и категории.

    (разобрать самостоятельно2 вопроса)

    ЛЕКЦИЯ №2.

    Общественный характер производства

    произ-во носит общес-ный характер. Люди организуют произ-ную деятельность сообща,работники так или иначе связанны друг с другом,взаимнозависимые,дейсвуют на базе широкого разделения труда они заняты в системе общественного производства где труд каждого отдельного раб-ка выступает как составное звено совокупного труда,а все работники вместе действюут в качестве совокупного работника.

    совокупный работник-действует на базе широкого разделения труда т.е. с опорой на взаимосвязи обособленных видов трудовой деятельности.

    Различают естественное разделения труда,т.е.по полу и возросту или общественное разделение труда вызванное развитием производства.

    С позиции масштабности выделяют 3 уровня:

    1.Общее разделение труда.

    2.Часное-разделение труда по подотраслям и между предприятиями.

    3.единичное-внутри предприятия существует так же территориальное,международное,профессиональное и др.виды разделения труда.

    общественное разделение труда находит своё продолжение в концентрации,в центролизации,специализации,коопирировании и комбенировании производства.

    Концентрация -это рост размеров производства.

    Централизация-это объединение нескольких предприятий в одну фирму.

    Коомбинирование-соединение в одном предприятии разноровных производств.

    Под специализацией подразумевается- переход произ-ва подизготовление многих изделий на выпуск одного или несколько схожих друг с другом изделий.

    В ходе общественнго разделения труда

    1.Диференциация или интеграция производств и специализированных предприятий

    дифиринциация связана с образованием новых производств и специализированных предприятий

    2.Интеграция связанна с соединением различных производ-в эконом-х субъектов ради достижения более высокого соц-но экономи-го эффекта.

    В масштабах всего общества высшим критерием эффективности производства служит достигнутый уровень народного благосостояния.

    Критерием эффективности отраслей явля-ся их способноть реализовать свой производительный патенциал,т.е. степень использования совокупнасти поизводи-ной мощности.

    В рамках предприяти хозяйства за критерией эффективности принимают прибыльность и рентабельность производства.

    прибыль расчитывается выручка минус издержка.

    Как расчитывается выручка=Q-кол-во продукции

    P-цена едицы продукции

    Рентабельность расчитывается как прибыль разделить на себестоимость и умножить на 100%.

    2.Производство и потребление.

    Потребность-это объективная нужда людей в чём -либо объективно необходимом для поддержания жизнидеятельности и развития организма,развития личности требующее удовлетворение. По иерархии выделяют следующие потребности:

    1.Физиологические(еда,жильё)

    2.Безопасность т.е. правопорядок

    3.Самоуважение-достижение целей

    4.самоактуализация-реализация способностей.В обществе действует закон возвышения потребностей,люди не удовлетворяются на достигнутом,с развитием производительных сил возрастают потребности.

    Потребности можно подразделить на 3 большие группы:

    Материальные-предметы индивидуального и совместного пользования

    Духовная-характер работы и т.д.

    Существует несколько уровней общественных потребностей:

    1.абсолютная-максимальная,соответствует последним достижением науки и техники

    Дейсвительное-является общественно нормальными для данного периода вереми в обществе

    Фактический уровень потребления отдельных индивидов.

    Необходимо различать потребности выражающие совокупность кол-во и качество благ и спрос выражающие форму потребности обеспеченных денежными средствами.

    Экономический интерес-это форма проявления эконом-х потребностей,на основе выявления носителей интересов различают: общесвенные,коллективные и личные интересы,национальные и интернациональные,региональные и ведомственные,групповые и семейные интересы различных социальных групп. Все эти интересы существуюет в единстве но между ними есть и противоречия:

    Экономич-кие противоречия-это объективно необходимое динамическое отношение взаимоисключающих и взаимопологающих противоположностей.Это одновременное проявление в одном и том же экономич-м процессе взаимоисключающих тенденций и свойств.

    Хозяйственная деятель-ть представляет собой целесообразные усилия людей в процессе хозяйствования направленное на удовлетворение разного рода потребностей:

    Производство

    Распределение

    Потребление

    Блага-это всё то,что заключает в себе определенный положительный смысл т.е.предмет,явление,продукт труда удовлетворяющую ту или иную человеческую потребность и отличающий интересом и стремлением людей.

    Материальные блага-это дары природы и продукты производства

    Не материальные блага-это блага воздействующие на развитие способности человека,создаются в не произ-ной сфере -образование,здравоохранение и т.д.

    в нутреннее(данное человеку природой которое развивает в себе по собственнй воле)

    внешнее блага-то что даёт внешний мир-(репутация,деловые связи и т.д.)

    Экономич-кие блага-является объектом и результатом экономической деятельности

    не экономические блага-предоставляется природой без приложения человеком усилий.

    3.вопрос. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ. СИСТЕМА ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧ-Й СИСТЕМЫ(САМОСТОЯТЕЛЬНО)


    1 | | | | | | |

    Всякая экономическая система не может существовать вне производства. Оно пронизывает все нити хозяйственного процесса и является естественным условием человеческой жизни, образуя его материальную основу. Именно производству человечество обязано своим развитием .

    Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.

    Процесс производства включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность человека. Также оно включает в себя и духовное производство, производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения", т.е определенного типа социальной связи людей. Такой подход позволяет рассмотреть его как производство общественной жизни, выражение органической целостности человеческой деятельности.

    Производство имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, это отношение людей к природе, в котором люди видоизменяют вещество природы для удовлетворения своих потребностей. Господство человека над природой характеризуется уровнем развития производительных сил и прежде всего средств производства. В этом отражается материальное содержание производства, его техническая сторона.

    С другой стороны, оно включает в себя отношение людей к друг другу в процессе производства, или взаимоотношения людей в процессе производства. Это есть не что иное, как производственные отношения людей, центральное место среди которых занимают отношения собственности. Это есть общественная сторона, общественный характер производства. Именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом. Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество.

    В рамках анализа взаимодействия составных частей структуры общественного производства необходимо отметить следующее. Безусловно, основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы общественной связи и жизнедеятельности. К тому же, по мере того как человек переходил от присвоения готовых продуктов к труду, происходило формирование человеческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности. Таким образом, производство сознания включается непосредственно в реальный процесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни. Кроме того, объективной основой образования и развития структуры общественного производства является разделение труда. Общественное производство представляет собой совокупность различных отраслей и производств, возникших в результате общего и частного разделения труда. При общественном разделении труда совершается процесс обособления различных видов конкретного труда в самостоятельные сферы деятельности, при котором производители специализируются на изготовлении продукции в определенных отраслях и видах производства и связаны между собой обменом результатами трудовой деятельности.

    Категория общественного производства дает представление о целостности самой основы общественной жизнедеятельности, отмечая единство и взаимодействие материальных и духовных процессов жизни людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего существования, а критерием общественного характера производства выступает развитие человека, как общественного существа.

    Понятие общественного производства, как совокупности идей о практическом характере общественной жизни, предметно-деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей, приобретает значение основополагающего принципа, который рассматривает весь исторический процесс как единое целое, где все моменты и факторы взаимосвязаны друг с другом .

    Разработка направления предпринимательской деятельности для конкретного образовательного учреждения
    Переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности актуализировал проблему подготовки предприимчивых, инициативных, ответственных и компетентных специалистов. Существующая экономическая ситуация обусловливает необходимость повышения уровня экономического образован...

    Методологические и практические вопросы наличия и эффективности использования основных средств на предприятии
    Одним из важнейших факторов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности компаний служит обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Роль основных средств в процессе труда определяется тем, что в свое...

    Введение

    производство общественный экономический капитализм

    В основе любого конкретного общества, т. е. социального организма, лежит определенная система экономических, производственных отношений. Эта система отношений, составляющая экономический строй данного общества, определяет все прочие существующие в нем общественные отношения, определяет исторический тип общества, т. е. его принадлежность к той или иной общественно-экономической формации. Поэтому анализ развития производственных отношений и их влияния на экономический строй общества является очень важным в общественных науках. Только такой анализ может дать ключ к пониманию данного социального организма, его прошлого, настоящего и будущего, к раскрытию закономерностей его развития.

    Актуальность работы не вызывает сомнений, так как познание и правильное использование законов развития производственных отношений и производительных сил, а также взаимоотношений между ними образуют основополагающую предпосылку руководства хозяйственным развитием. Их значение возрастает буквально с каждым днем, поскольку в связи с экономической интеграцией расширяются масштабы и усиливается динамизм хозяйственных процессов.

    Цель работы - проанализировать механизм и динамику развития производственных отношений, а также их влияние на экономическую жизнь общества. На основании цели были выделены следующие задачи:

    Изучить такие экономические категории, как производственные отношения и производительные силы

    Охарактеризовать их взаимосвязь

    Проанализировать эволюцию производственных отношений на примере пяти общественно-экономических формаций

    Сделать анализ динамики производственных отношений и производительных сил

    Рассмотреть состояние экономических отношений в современной России

    Определить меры по устранению структурного кризиса, связанного с несоответствием производительных сил современному уровню производственных отношений.

    Объектом исследования является экономическая система.

    Предмет курсовой работы - производственные отношения в их взаимосвязи с производственными силами.

    При написании курсовой работы были изучены литература по теме исследования, а также периодические издания печати. Особо следует выделить такие книги, как «Диалектика производительных сил и производственных отношений» Эйхорна В. и «Капитал» Маркса К.

    Методами, использованными в данной работе для решения поставленных задач, являются описание, системный и сравнительный анализ, сравнение и приведение статистических данных, а также анализ причинно-следственных связей и исторический метод.

    Производственные отношения и экономическая система

    Общественный характер производства

    Всякая экономическая система не может существовать вне производства. Оно пронизывает все нити хозяйственного процесса и является естественным условием человеческой жизни, образуя его материальную основу. Именно производству человечество обязано своим развитием .

    Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.

    Процесс производства включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность человека. Также оно включает в себя и духовное производство, производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения" Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 2-х томах. - М.: Политиздательство, 1983., т.е определенного типа социальной связи людей. Такой подход позволяет рассмотреть его как производство общественной жизни, выражение органической целостности человеческой деятельности.

    Производство имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, это отношение людей к природе, в котором люди видоизменяют вещество природы для удовлетворения своих потребностей. Господство человека над природой характеризуется уровнем развития производительных сил и прежде всего средств производства. В этом отражается материальное содержание производства, его техническая сторона.

    С другой стороны, оно включает в себя отношение людей к друг другу в процессе производства, или взаимоотношения людей в процессе производства. Это есть не что иное, как производственные отношения людей, центральное место среди которых занимают отношения собственности. Это есть общественная сторона, общественный характер производства. Именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом. Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество.

    В рамках анализа взаимодействия составных частей структуры общественного производства необходимо отметить следующее. Безусловно, основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы общественной связи и жизнедеятельности. К тому же, по мере того как человек переходил от присвоения готовых продуктов к труду, происходило формирование человеческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности. Таким образом, производство сознания включается непосредственно в реальный процесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни. Кроме того, объективной основой образования и развития структуры общественного производства является разделение труда. Общественное производство представляет собой совокупность различных отраслей и производств, возникших в результате общего и частного разделения труда. При общественном разделении труда совершается процесс обособления различных видов конкретного труда в самостоятельные сферы деятельности, при котором производители специализируются на изготовлении продукции в определенных отраслях и видах производства и связаны между собой обменом результатами трудовой деятельности.

    Категория общественного производства дает представление о целостности самой основы общественной жизнедеятельности, отмечая единство и взаимодействие материальных и духовных процессов жизни людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего существования, а критерием общественного характера производства выступает развитие человека, как общественного существа.

    Понятие общественного производства, как совокупности идей о практическом характере общественной жизни, предметно-деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей, приобретает значение основополагающего принципа, который рассматривает весь исторический процесс как единое целое, где все моменты и факторы взаимосвязаны друг с другом .