Политический строй в древней греции. Хозяйственный и общественный строй древней греции по данным гомеровских поэм. Государственный и правовой строй Древней Греции

Для общественного строя Спарты характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Периэки были лично свободны, но не имели политических прав, хотя могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. По своему положению они были близки к афинским метекам. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами – гармостами.

Земля в Спарте была поделена на десять тысяч равных участков по числу равноправных граждан. Без участка не было гражданства. Обрабатывали землю илоты – представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, однако у них было свое хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около половины они платили господину в виде оброка. Илоты также несли военную службу.

Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на которые каждый отчислял одинаковую сумму своего дохода. А в семейных отношениях не только поощрялись внебрачные связи, но запрещалось проявлять ревность, собственнические чувства по отношению к женщине.

Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского
Происходивший из семьи сельского священника Михаил Михайлович блестяще окончил духовную академию и за 4 года сделал стремительную карьеру. В 1807 году император приблизил Сперанского к себе и сделал основным советником и помощником. В 1809 году Сперанский подготовил план преобразований – «Введение к уложению государственных законов». По...

Пётр I в художественной литературе
Толстой А. Н., «Пётр Первый» - наиболее известный роман о жизни Петра I, изданный в 1945 году. А. С. Пушкин произвёл глубокое изучение жизни Петра, и сделал Петра Великого героем своих поэм «Полтава» и «Медный всадник», а также романа «Арап Петра Великого». Мережковский Д. С., «Пётр и Алексей» - роман. Архимандрит Леонид. «Несколь...

Хорваты между Франкской и Византийской империями
История поселения хорватов на ныне обитаемой ими территории весьма подробное освещение в сочинении византийского императора Константина Багрянородного. Автор уделяет хорватам особое внимание, поскольку они завладели крупнейшей из западных провинций империи – Далмацией, где находились древние города, с утратой которых Византия не желала...

Во II-I тысячелетии до нашей эры в государствах Средиземноморского побережья сформировался первый общественно-политический строй. Передавая свои традиции и основы правовой и городской культуры другим народам Древняя Греция и Древний Рим сформировали фундамент государственно-правовой истории всей Европы.

Во II тыс. до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело следующую структуру общественно-политического строя:

Народное собрание;

Совет старейшин;

Выборный вождь - «базилевс».

В начале первого века в Древней Греции складывается рабовладельческий строй.

Первобытное общество древних греков, превратившееся в политическое общество, носит следующие характеристики:

→ военная демократия;

→ производящая экономика;

→ товарообмен;

→ разнообразный состав населения.

После окончательного распада первобытнообщинного строя установились рабовладельческие отношения, возник «полисный этап».

Полис – это небольшая замкнутая территория с малой численностью населения, с наличием института гражданства и органами самоуправления.

Полисный этап – это время формирования и расцвета полисов, городов-государств.

1) Древние Афины:

2) Древняя Спарта:

Образец аристократии.

Полис, город-государство

Наибольший интерес вызывает развитие двух греческих полисов:

1) Древние Афины:

Образец рабовладельческой демократии;

2) Древняя Спарта:

Образец аристократии.

Благодаря особенностям социальных отношений своего времени, античное государство составило особый тип государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство в главном было построено на принципах:

Народовластия

Гражданской свободы

Оставаясь государственностью избранных, античный полис предоставил истории пример более высокой степени вовлеченности граждан в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке.

В своем становлении и развитии античная государственность прошла некоторые исторические этапы. Формирование государства происходило в форме примитивного родового строя, в котором клановые отношения объединялись с преимуществами крупной земельной собственности. Расцвет античной государственности принес с собой народовластие в форме демократической республики или особой монархии. Венцом исторического движения античной государственности стало оформление особой полувоенной монархии, которая станет образцом политических форм большинства европейских и азиатских народов в последующей истории.

В X-VIII веках до нашей эры в Аттике вырос город, названный в честь богини-покровительницы Афин.

Базилевс Тезей провел в городе следующие виды реформ:

● объединение племен, родов, фратрий в единый народ:

~ «синойкизм»

● разделение свободного населения города на три сословия:

~ «эвпатриды» (благородные)

~ «геоморы» (землевладельцы)

~ «демиурги» (ремесленники)

● совет старейшин превратился в аристократическое собрание:

~ «ареопаг» (законодательный,

судебный орган, контроль за должностными лицами).

В основе возникновения государства в Спарте, относимого к VIII – VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но в Спарте (по сравнению с Афинами) процесс возникновения классового общества и государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Главной особенностью было вмешательство в становление классового общества и государства внешнего насильственного фактора.

Объединение завоевателей, пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лаконии, привело к образованию спартанской общины, позволило ей расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области Мессении и поставить в зависимость население, жившее на переферии завоеванной территории.

Общественная организация Спарты этого времени может быть охарактеризована как военная демократия.

Организация политической власти у спартиатов была следующей:

Два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен),

Совет старейшин,

Народное собрание.

Однако она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей.

Социальное и политическое устройство Спарты регулировалось ретрой:

РЕТРА

(ДОГОВОР)


обеспечение единства

спартиатов путем

сдерживания имущественной

дифференциации между ними

создание организации

совместного господства

над завоеванным населением

В Спарте господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. Земля была разделена на 9 тыс. примерно равных неделимых и неотчужденных клеров (наделов), по числу семей спартиатов. Каждый спартиат получал земельный надел вместе с илотами (земледельцами) без права продажи и дробления его.


СПАРТИАТЫ – ПОЛНОПРАВНЫЕ ГРАЖДАНЕ


ИЛОТЫ – ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

В Спарте делалось все для поддержания равенства между спартиатами. Однако это не смогло предотвратить расслоение общества. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получать выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейнов, т.е. опустившихся и теряли право участвовать в народном собрании. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а спартиатов сокращалась.

Во главе государства стояли два архагета, власть которых в отличие от власти родоплеменных вождей была наследственной, хотя это не делало ее прочной. Каждые восемь лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть переданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры Совет старейшин (герусия) состоял из 28 геронтов, которые пожизненно избирались народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба архонта.

Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в республику, которая со временем приобрела аристократический характер.


ВОЕННАЯ РЕСПУБЛИКА

ДЕМОКРАТИЯ

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрания созывали архагеты, они же в нем председательствовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира и т.д. Только в IV в. до н.э. право избрания должностных лиц, право отклонять предложения народного собрания становится пассивным и роль его падает.

Эфоры в государственной организации Спарты появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя стремилась ограничить пожизненную и наследственную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из достойных на один год. Действовали единой коллегией.


Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Деятельность самих эфоров практически не контролировалась Они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих трапезах и иметь собственный стол.

Постепенно былой аскетический спартанский образ жизни стал уходить в прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов ведет к потере ими земельных наделов и, следовательно, полноправия. Единство спартанской общины разрушается, ее военная мощь падает, число полноправных спартиатов сокращается.


Как и в других греческих государствах, древнейшим источником афинского права были обычаи. С конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов государства.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ


УБИЙСТВО

ПРАЗДНОСТЬ

СВЯТОТАТСТВО

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В афинском праве самого понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. В отличие от Спарты коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом, рабы и т.д.) и на «невидимое» (деньги, драгоценности и т.д.).

Между государственной и частной собственностью существовала органическая связь. Частная собственность носила еще отпечаток прежних коллективных представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Само название земельных участков происходило от слова «жребий» (клерос), т.е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Во время войны на богатых возлагать и триерархия – обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.


государственная частная

собственность собственность

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи) или одной (обязанной) стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом.

Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

Особое значение в истории Афин имел залог земли (ипотека). При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору.

Среди договоров важное место занимали купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере.

Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених обязан был уплатить за невесту. Многоженство не допускалось.


После замужества женщина находилась как под властью отца, так и под властью мужа. Положение ее было приниженным. Развод для мужчины был совершенно свободным, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до реформ Солона была почти неограниченной. Впоследствии она ослабевала, но оставалась значительной.

Афинское право различало преступления против государства и преступления против личных интересов.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, измена жены и др.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести преступления. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба). При преступлении против интересов государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления грозила смертная казнь.

Вора-рецедивиста обращали в рабство. Телесные наказания применялись только к рабам.

Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

Особенностью права Спарты являлись обычаи, традиции, формирование которых связано с именем легендарного законодателя Ликурга.

По его законам население Спарты делилось на спартиатов, обладающих политическими правами, свободных, не имеющих таких прав (периэки), и рабов (илоты).

Процедура решение земельных вопросов в Древней Спарте

Земля в Спарте долгое время считалась государственной собственностью и, как отмечалось, была разделена на равные доли (клеры) между спартиатами. Клер запрещалось дарить, дробить, продавать или оформлять как наследство. На земле трудились илоты (рабы), отдавая своему господину в виде оброка половину собранного урожая. Все прочее имущество могли покупать и продавать как спартиаты, так и периэки и даже илоты.

Земельными участками наделялись также периэки (ремесленники, торговцы), которые за пользование ими платили налоги государству.

Спартиатам были известны договоры купли-продажи, мены, займа, дарения. Но торговля была развита слабо. Обязательственные отношения не получили такого развития, как в Афинах.

Спартиаты уделяли большое внимание семейно-брачным отношениям, особенно воспитанию детей. Забота о детях начиналась с заботы о матерях. Только здоровая женщина, по мнению спартиатов, могла родить здорового ребенка, в будущем настоящего воина. Женщины обязаны были заниматься спортом, участвовать в состязаниях, петь в хоре, всем своим видом и поведением вдохновлять юношей первыми идти в военный поход.

Обычно супружеские пары подбирались должностными лицами для того, чтобы от этого брака родились здоровые дети. Законами было предусмотрено, чтобы по достижении 30-летнего возраста юноша женился.

ЗДОРОВАЯ ЖЕНЩИНА


ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК


ЗДОРОВЫЙ ВОИН – СПАРТАНЕЦ

Холостяков в Спарте презирали, их даже подвергали позорящим наказаниям.

Брак заключался по обоюдному согласию родителей брачующихся. Жениху полагалось тайно посетить невесту, сняв с нее пояс-символ девственницы. Приданого девушке приносить не полагалось. В Спарте существовал парный брак. Несколько братьев имели одну жену. Не было предосудительным предоставлять жену постороннему мужчине, если муж ожидал от него хорошего потомства. Женщина в семье занимала довольно высокое положение. Она обладала самостоятельным имуществом, что давало ей возможность влиять на ход государственных дел.

В Спарте родители не имели права решать судьбу своих детей. Сразу после рождения ребенка его осматривали старейшины и в случае обнаружения физических недостатков поручали отцу убить ребенка, сбросив его в пропасть.

В семье ребенок воспитывался до семи лет. Затем мальчиков забирали и воспитывали в отрядах в составе 15 – 20 человек. Их воспитывали в суровых условиях, заставляя круглый год ходить босиком, ограничивали в еде, что толкало детей красть пищу. Спарта, пожалуй, была единственной страной, где воровство не считалось позорным делом.

Детей учили выражать свои мысли кратко и точно. Выражение «лаконичный язык» спартиатского происхождения (от слова Лаконика). Их учили также хорошему пению. В песнях прославлялись мужество и отвага, порицалась трусость.

Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы, удушения.

Судебные функции исполняли герусия, эфоры, архагеты и народное собрание. Уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские споры-эфоры, а споры о пользовании дорогами – архагеты. Илотов наказывали без суда и предварительного расследования. Доказательствами служили клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным.

Право Спарты в некоторой степени послужило образцом для других греческих государств, где сложились аристократические республики. Опираясь на правовую основу (ретры и обычаи), небольшая кучка аристократов Спарты сумела привлечь народ на свою сторону и создала могущественное государство, которое оставалось таковым на протяжении четырех столетий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

на тему: Хозяйственный и общественный строй древней Греции по данным гомеровских поэм

Введение эпос иллиада гомер греция

Если гомеровские поэмы предоставлены нам, как информационным источник рассматриваемого нами проблемы, то невольно возникают вопросы: данные поэмы дело рук творения одного гениального поэта, или все же это свод народных рапсодов? А может быть это два взаимодополняемые понятия? На вряд ли сейчас мы точно и безоговорочно сможем ответить на эти вопросы, ясно одно: гомеровские поэмы по-праву можно назвать энциклопедией древней жизни.

В свете последних раскопок дворцов и поселений микенского периода более явственно выступает перед нами древность происхождения песен, предавшихся из поколения в поколение. В этот длительный период своего существования песни изменялись и шлифовались, одни эпические песни вытесняли другие. После передвижения племен, в результате обработки певцами материала народных песен, предания, относящиеся к различным местностям, событиям и лицам, оказались включенными в единый эпический цикл.

О популярности складывавшегося эпоса свидетельствует и тот факт, что в древности существовало большое количество местных вариантов гомеровских поэм, иногда существенно расходившихся с известным нам теперь текстом.

Таким образом, возникновение гомеровского эпоса, может быть, в виде отдельных песен и былин, относится еще к очень раннему времени. Но если корнями гомеровские поэмы уходят в микенский период, то развитие и окончательное оформление эпоса относится ко времени после дорийского завоевания.

Микенские корни поэм предоставлены миром героев-ахейцев, ставших общегреческими героями; с другой стороны, поэмы представляют собой и быт позднейшего времени-аристократический строй родовой знати, и наличие жилиц и поселений, отличных по своему типу от ахейских.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержат а себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру, эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя. Если даже они и составлены одним поэтом, то составлены на основе многовекового собрания народного творчества, в котором современная наука устанавливает отражение самых разнообразных периодов развития греков.

В рассматриваемом вопросе гомеровские поэмы «Одиссея» и «Илиада» выступают как основной информационный источник, с помощью которого мы будем рассматривать и изучать общественный и экономический стой древнегреческих племен.

1. Экономический строй греческих племен

1.1 Сельское хозяйство

Вместо ахейских государств с центром на укрепленном оборонительными стенами холме основную роль играли небольшие племенные общины, члены которых жили в неукрепленных поселках.Каждое такое племя (фила) являлось объединением родов и фратрий, возглавляемых родовой знатью, жившей патриархальными общинами.Главой племени был басилевс -верховный военноначальник, верховный судья и жрец общины.Власть басилевса - племенного вождя -еще не утратила своей демократической основы.Басилевс опирался на народное собрание, которое было составлено на боеспособных мужчинах каждого данного племени или, как говорит Энгельс, из «совокупности вооружённого народа».Из старейшин знатных родов (героитов) образовалась герусия, совет старейшин, который ведал делами общины.

Основным занятием было земледелие.Частной собственности на землю здесь еще не было, но и передела земель, характерного для сельской общины в период ее расцвета, уже не производилось. Вся земля была поделена к «клеры», т.е. « на наделы, полученные по жребию».

Кроме клеров, которыми владели все члены общины, существовало еще два вида земель - темены и пустоши, т. е. земли, расположенные на границах общин и составлявшие практически ее резервный фонд.

Темены (отрубная земля) предоставлялись общиной во владение представителями родовой знати. Эти владения представлены в эпосе как очень значительные, в действительности же они не превышали, по-видимому, 20-30 га и, конечно, не могли равняться с теменами ахейских правителей, который во много раз превосходили их по своей величине. Темены знати, кроме земли, отведенной под зерновые культуры, включали в себя такие земли отведенные под плодовые сады и виноградники, а также огороды. Наличие сада, наряду с виноградником, было в то время признаком большого богатства. Дом родовой знати и басилевсов были расположены рядом с их земельными владениями, и поэтому Телемах, вернувшись домой после поездки на розыски отца, мог сразу осмотреть свои поля.

Клеры рядовых земледельцев были значительно меньше по размеру, и состояли, преимущественно, из пахотной земли. Обработка земель на этих клерах часто производилась деревянной сохой, вырезанного иногда из одного куска дерева. Для запашки поля обычно употреблялись мулы, а в более состоятельных хозяйствах-волы. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень; пшеница возделывалась лишь на полях родовой знати, которой предоставлялись участки наиболее плодородной земли. При уборке урожая жнецы работали серпами, а дети помогали собирать сжатые колосья, которые затем обмолачивались на утоптанном току. Для веяния зерна употреблялась обычная шкура, сложенная в форме лопаты.

Фукидид, рассказывая о положении мелких земледельцев в отдаленные времена, писал, что тогда «каждый обрабатывал почву исключительно в меру его нужды, без владения излишком, даже без посевного запаса …Лучшая земля, -замечает он далее, - часто менял своих хозяев»(1, 2).

Наряду с земледелием большую роль играло скотоводство.Известны два виды пастбищ: равнинные и горные. За пределами поселка на пустующей запасной земле располагались общинные выгоны для скота. Затем его внимание привлекали от дельные хижины пастухов, разбросанные на далеком расстоянии друг от друга. Близких соседей у пастухов не было.

Основное движимое богатство знати заключалось в обширных стадах. В этом отношении очень характерно богатство дома Одисея, у которого на общинных выгонах паслось 12 стадов быков и 60 стад мелкого рогатого скота (овец, коз) и свиней. Мелкий земледелец, или совсем не имевший купного рогатого скота Я, или владевшим одним волом, несколькими овцами, козами и свиньями, тем самым оттесняли на худшие выгоны. Так мало-помалу родовая знать захватывала пастбищные земли, присоединяя их к своим теменам.

Особую роль в скотоводческом хозяйстве занимало коневодство. В древности лошади не были рабочим скотом, ибо пахали на мулах и волах. Владение конями было доступно только членам самых богатых и знатных родов. В тот период особенно велико было значение коней в военном деле (боевые колесницы знати) и в военноспортивных состязаниях знати. Родовая знать, владевшая конями, уделяла им большое значение: они паслись на лучших лугах, их кормили ячменем и даже пшеницей.

Основной пищей родовой знати, кроме хлеба, были мясо, сыр и молоко, а едой сельского населения в основном была рыба. В поэмах после перечисления, деревьев, гнущихся под тяжесть фруктов, после указания на плодовитость овец, говориться о море, изобилующем рыбой, для мелкого люда. Именно поэтому знать называется «едоками мяса», а беднота «едоками рыбы».

По сравнению с земледелием, скотоводством и рыболовством, охота играла подчиненную роль, являлась также занятием, доступным лишь родовой знати.

1.2 Ремесло

Ремесло в этот период еще не вполне отделилось от земледелия. Само слово «демиург» означало в то время человека, работающего на общину. К демиургам причислялись все люди, не связанные непосредственно с земледелием, т.е. ремесленники, певцы, врачеватели, прорицатели, жрецы и т. д.

Преобладающим в это время является домашнее хозяйство: рубка леса и постройка помещений для жилья и загонов для скота; производство одежды, обуви и кожаных шапок; размол хлеба и его приготовление; изготовление тетевы для лука и глиняной лепкой посуды, - все это производилось дома. Известны четыре основных вида ремесла, в зависимости от материала, подвергавшегося обработке: металл, дерево, кожа и глина. Основным типом ремесленников, связанных с работой по металлу, были странствующие ремесленники.

Оседлым видом ремесла было только ремесло кузнеца, связанного со специальным помещением- с кузницей. Орудия труда были несложными: печь и раздувальный мех, тигель, наковальня, молот и клещи. Большой нужды в кузнецах еще не было, и одна кузница обслуживала сразу несколько поселений.

Иначе обстояло дело с ювелирными мастерами, изготовлявшими изделия из золота и серебра. С переносной наковальней они переходили из одного знатного дома в другой, работая по заказам и на материале заказчиков. Таких ремесленников встречали приветливо в домах родовой знати, хорошо кормили и после окончания работы вознаграждали обычно подарком.

Вся работа, связанная с обработкой дерева, была объединена в руках плотника. Плотник выполнял последовательно все процессы труда, начиная от рубки дерева до изготовления плота, мебели и постройки дома.

К специалисту кожевнику обращались лишь в исключительных случаях и только представители родовой знати. Ему поручались работы, которые нельзя было выполнить дома, а именно художественное изготовление щитов, украшенных богатыми узорами.

Гончарное ремесло являлось преимущественно домашним ремеслом.Однако выделка художественной посуды, требовавшая специальных навыков, наличия гончарной печи и оборудования, была специализированной отраслью ремесла, удовлетворявшего отдельные заказы знати.

1.3 Торговля

Слабое развитие в ремесле общественного разделения труда и полное отсутствие технического разделения, наличие групп странствующих ремесленников-все это свидетельствовало об отсутствии большого спроса на изделия ремесленников, о том, что систематического обмена товарами еще не существовало и ремесло удовлетворяло ограниченные нужды потребителей преимущественно внутри общины. Это подтверждается и тем, что в поэмах еще нет слова, обозначающего «купец». Кроме того, для общества, изображаемого в поэмах, характерно наличие довольно развитого пиратства. Маркс характеризует пиратство как особую форму сношений, когда нужда в дополнительных товарах уже существовала, но регулярного обмена товарами еще не было.

Ценные металлы и предметы роскоши ввозились в Грецию обычно с Востока. В поэмах мы встречаемся преимущественно с финикийскими купцами. Они торговали обычно вышитыми тканями и коврами, бронзой, ювелирными изделиями, благовониями, металлами. Однако и финикийская торговля была тесно связана с пиратством. Так, по рассказу Гомера, финикийцы причалили со своими товарами к острову, богатому вином, хлебом, быками и овцами. Они выставили на берегу свои товары - женские одежды, бронзовую утварь, предметы роскоши. Чтобы обменять произведенные ими товары на продукты питания, им понадобилось провести на острове целый год. При этом они ходили еще и по домам родовой знати, употребляя свое красноречие на то, чтобы склонить богачей на приобретение их товаров. Перед отъездом, уже после погрузки корабля, они старались захватить с собой, применяя насилие и хитрость, красивых девушек и юношей для продажи их в рабство в другие страны.

Люди, занимающиеся торговлей, в глазах родовой знати того периода были недостойны знатных людей, зато пиратство расценивалась как доблесть.

Мореплавание еще не было развито. Путь из Трои в Спарту казался далекой и опасной поездкой. Плавали только в хорошую погоду, только днем, не теряя из виду землю.

Наряду с пиратством постепенно развивались и формы мирного обмена. Так, например, среди родовой знати получил широкое распространение обычай гостеприимства, передающийся в каждом роде от отца к детям. Гостя принимали приветливо и радушно угощали: при отъезде хозяин дома делал своему гостю (обычно знатному) подарок, а гость обязательно делал ответный подарок хозяину.

Единицей счета был бык, к которому чаще всего приравнивали остальные предметы обмена. Цена рабыни колебалась от 4 до 20 быков; бронзовые треножники стоили 12 быков; доспехи, в зависимости от их качества и украшений, от 9 до 100 быков. Однако бык не мог стать реальной единицей обмена. Критские единицы обмена, имитировавшие в бронзе и меди шкуру быков, в гомеровском обществе неизвестны. Чаще всего здесь имел место прямой обмен. Особенно ценились слитки металла -меди, бронзы, железа, серебра и золота. Наиболее распространенной счетной единицей обмена служили бронзовые и медные котлы и треножники, оценивающиеся в одного быка.

Таким образам, торговля еще не была развита.Археологически это подтверждается почти полным отсутствием внешних связей в XII-XI вв. до н.э.

2. Общественный стой

2.1 Черты родового строя по данным «Илиады» и «Одиссеи»

В домах родовой знати постепенно крап институт рабства и право частной собственности на движимое имущество, к которому относятся и рабы. Одновременно отсутствие права частной собственности на землю позволяло знати постепенно сосредотачивать в своих руках, на правах родового владения, виноградники, огороды и сады; родовая знать захватывала также и пастбищные земли общины. Тем самым резервная земля общины постепенно все более сокращалась. Наличие безземельных членов указывает на отсутствие свободных земель у общины.

Социальное расслоение все глубже захватывало и раскладывало общину свободных. Это неравенство выступало в поэмах еще в примитивных формах: презрение человека родовитого к безродному, призрение крупного земледельца и скотовода к мелкому общиннику, презрение рабовладельца к рабам и фетам, разделение на «больших» и «маленьких» людей.

Строй примитивной демократии постепенно отмирал. По мере экономического усилия знатных родов ослаблялась роль племенного вождя - басилевса- и одновременно народного собрания общины. За время двенадцатилетнего отсутствия Одиссея народные собрания на Итаке созывались лишь раз, да и то по настоянию сына Одиссея Телемаха для решения вопроса о поездке в Спатру на поиски отца. Все остальное время родовая знать вершила делами острова, не интересуясь мнением народа. Таким образам, усиление знати приводило постепенно к прекращению деятельности народных собраний.

Власть в семье уже давно была закреплена за мужчиной. Наличие отдельных семей, экономически обособляющихся от рода, было признаком начала разрушения родовой организации с среде самой родовой знати. В сельской общине родовые связи между общинниками уже к этому времени давно ослабли.

Женщина в семье играла подчинительную роль, ее обязанности ограничивались домом. Муж являлся ее хозяином, в случае смерти или отсутствия мужа власть в семье переходила к сыну. Хотя экономический и социальный строй, изображенный в поэмах, не является описанием какого-либо конкретного определенного общества, тем не менее широкое полотно поэм ярко показывает период распада общинно-родового строя и процесс формирования первых общественных классов нового зарождающегося рабовладельческого строя.

2.2 Имущественное и социальное расслоение

Положение родового общинника зависело от наличия клера, но, поскольку, переделы земли давно были прекращены, мы встречаем уже появление земельного неравенства; наличие людей « многонадельных» (многоклерных) и людей, не имеющих надела (клера). Наличие клера обеспечивало земледельцу его правовое положение в общине. Он входил в род, фратрию, филу; он был участником жертвоприношений и религиозных праздников общины, он -член народного собрания, и его личная свобода охраняется общиной. Люди, потерявшие клер в результате неурожая, многодетности, насилия или в вследствие других причин, уже не мог найти себе применения в общине, потому что только незначительное количество бедняков могло найти себе средства пропитания, работая на кораблях знати в качестве гребцов. Ремесленные изделия находили мало спроса, кроме того, профессиональные навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Человек. потерявший клер или не получивший его, пытался искать счастья на стороне. В поэмах мы находим уже довольно большую группу людей, называемых фетами, т.е. батраками. Покинув пределы своей общины, они тем самым становились вне коллектива; их называли « безродными», «чужаками». В той общине, где они жили, они не пользовались правом защиты и покровительства; они, таким образам, были совершенно бесправны.

Кроме нужды которая гнала людей искать счастья за пределами родной земли, источником развития слоя фетов являлась кровная месть. Кровная месть, вызванная иногда даже случайным убийством, передавалась по наследству из поколения в поколение, унося с собой бесчисленные человеческие жертвы. Избегнуть смерти можно было лишь покинув пределы общины.

Жизнь фетов была очень тяжелой. «Скверный желудок причиняет жестокие заботы, когда блуждаешь за добычей, переходя от лишений к страданиям», говорится о фетах. Основным занятием фетов была поденная работа.Работа поденщика требовалась только в хозяйствах богатой знати. «Иноземец, говорит Одиссею знатный юноша Итаки Евримах,- если ты хочешь служить как фет, я найму тебя на работу в удаленную часть своих владений для постройки стен из камня и посадки деревьев». Когда Одиссей под видом старика-нищего возвращался домой, ему предлагали наняться на работу « сторожить хлева, подметать двор или носить зелень козам».

Феты работали в домах знати пастухами и земледельцами, особенно во время уборки урожая, когда нужна была подсобная сила.Кроме того, феты выполняли домашнюю работу. «Я, - говорит тот же Одиссей, прикидываясь фетом, - работаю быстро и хорошо во всем, что вы захотите разжечь огонь, наколоть сухих дров, нарезать мясо, зажарить его, разлить вино, - мне знакомы все услуни, которые маленькие люди делают большим».

При найме фета на работу обычно сразу же определяется срок найма, который, если это было выгодно хозяину, мог быть продлен на ряд лет. Единственная оплата труда, известная из поэм,- оплата натурой: питанием, необходимой скромной одеждой и иногда подарком. Знатный говорил нищему:»Хочешь быть у меня фетом? Я предлагаю тебе почетные условия:я буду кормить тебя, дам тебе одежду и обувь».

Условия найма были обязательными лишь для фетов. Хлзяин мог в любое время нарушить свои обещания и не отдать фету в конце его работы обещанной награды. Так, например, наказанные Зевсом боги Апполон и Посейдон должны были работать фетами у Лаомедона, отца троянского царя Приама Ю в течении года. Посейдон выстроил за это время стены Трои, а Апполон пас стада быков.

Но, когда нам условленной платы желанные Горы

Срок принесли, Лаомедон жестокий насильно присвоил

Должную плату и нас из пределов с угрозами выслал.

И продать, как раба, на остров чужой и далекий;

Нам обоим грозился отсечь в поруганье уши.

Так удалилися мы, на него негодуя душою.

(Иллиада, песнь XXI, стихи 450-456).

Не все феты,однако, находили применение своей рабочей силе. Многие их них были вынуждены становится бродягами-нищими, особенно старики. Они боролись друг с другом за лучшие места, где они могли получить подачку, за куски хлеба и объедки пищи у столов пирующей знати. Ночлегом им в зимнее время служили обычные кузницы.

Наличие в общинах людей, не находивших своему труду,-показатель далеко зашедшего процесса разложения всякого общественного строя. Община в гомеровских поэмах уже была пронизана социальными противоречиями, хотя эти противоречия не развивались в классовый антагонизм.

2.3 Рабство

В гомеровских общинах уже существовало рабство, но оно не достигло тех размеров, которые нам известны по документам ахейского Кносса и Пилоса. Рабство здесь имело ограниченное развитие и носило еще домашний, патриархальный характер..Только у богатой знати были рабы, и только басилевсы имели их в большом количестве.

Основным источником рабства являлись войны и пиратство, реже- обмен. Более ранняя по времени поэма «Илиада» еще не знала мужского рабства; мужского рабства; мужчины военнопленные убивались. В «Одиссее» уже встречаются покупные мужчины-рабы хотя преобладают женщины-рабыни. В прощании Гектора с Андромахой, Гектор с грустью говорит о том, что Андромеде грозит порабощение, если его, Гектора постигнет смерть и рухнет крепостная Троя:

Будет некогда день, и погибнет священная Троя,

С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама.

Но, не столько меня сокрушает грядущее горе

Трои, Приама-родителя, матери дряхлой Гекубы,

Грое тех братьев возлюбленных, юношей многих и храбрых,

Кои полягут, но прах под руками врагов разъяренных,

Сколько твое, о супруга! тебя меднолатный ахеец,

Слезы лиющую, в плен повлечет и похити свободу!

И, невольница, в Аргосе будешь ты ткать чужеземке,

Воду носить от ключей Мессеиса или Гипперия,

С ропотом горьким в душе; но заставит жестокая нужда!

(Илиада, песнь VI, стихи 448-458)

Захват и похищение людей пиратами с целью продажи их в рабство -явление широко распространенное. «День порабощения», это выражение постоянно встречается в поэмах. Ни знатность, ни богатство не спасают от опасности стать рабом. Ни один человек того времени не мог быть уверенным в том, что ему до конца жизни грозит порабощение. Правда, представители родовой знати могли надеяться на выкуп, но у рядовых земледельцев на это не было никакой надежды.

Разграбить поля, похитить женщин и детей, захватить мужчин для представителей знати это было дело их доблести; для финикийских же купцов это было выгодным предприятием.

Рабыни выполняли все обязанности по домашнему хозяйству, важнейшим из которых было изготовление одежды и помол зерна. Последняя работа была самой тяжелой. В поэмах показано, как, стоя на коленях, рабыни растирают зерна между двумя каменными жерновами. Они работают всю ночь, а утро застает их за той же работай «падающими от усталости».

Мужчин, занятых в домашнем хозяйстве, было немного. Чаще они использовались в качестве пастухов. За стадами Одиссея смотрело не менее 24-30 рабов пастухов. Встречаются иногда рабы, занятые в садах и виноградниках.

Раб Одиссея, пастух Евмей, мечтал о том, что его господин, после возвращения на родину, отблагодарит его за усердие и преданность тем, что даст ему

После, и дом, и невесту с богатым приданным, и, словом

Все, что служителям верным давать господин благодушный

(Одиссея, перевод Жуковского песнь XIV, стихи 62-64).

На основании этого можно предполагать, что знать находила выгодным часть рабов-мужчин использовать в сельском хозяйстве, предоставляя им в пожизненную аренду участок земли. У отца Одиссея, старика Лаерта, в винограднике работали его раб и шесть сыновей раба. Этот раб питался за одним столом с хозяевами и жил в доме, но имел свою семью и при этом довольно многочисленную.

Раб был собственностью хозяина, и господа имели над своими рабами право жизни и смерти. С рабами расправлялись их господа, если рабы не угождали им. За то, что раб и двенадцать представителей знатных родов, собравшихся в доме Одиссея в качестве «женихов» Пенелопы, Телемах, после возвращения Одиссея, производит сам расправу с ними.

…канат корабля черноносого взял он и туго

Так натянул, укрепивши его на колоннах под сводом

Башни, что было ногой до земли им достать невозможно.

Там, как дрозды длиннокрылые или как голуби в сети

Целою стаей -летят на ночлег свой -попавшие (в тесных

Петлях трепещут они, и ночлег им становится гробом),

Все на канате они голова с головою повисли;

Петлями шею стянули у каждой, и смерть их постигла

Скоро: немного подергав ногами, все разом утихли.

Силою вытащен после на двор козовод был Мелантий;

Медью нещадною вырвали ноздри, обрезали уши,

Руки и ноги отсекли ему; и потом, изрубивши

В крохи, его на съедение бросили жадным собакам.

(Одиссея, песнь XXII стихи 446-447).

Таким образам, неверность хозяину, хотя бы и вынужденная, вызывала беспощадное уничтожение рабов. Такое уничтожение, сопровождавшееся жестоким надругательством над человеком, не вызывало у древних чувства возмущения. С точки зрения рабовладельца такое возмездие являлось восстановлением нарушенного рабами права хозяина на преданность ему его рабов.

2.4 Оценка Ф. Энгельсом греческого общества, отраженного в гомеровских поэмах

Греки подобно пелагсам и другим соплеменным народам, уже в доисторическое время были организованны сообразно тому же органическому ряду, что и американцы: род, фратрия, племя, союз племен. Фратрии могли не быть, как у дорийцев, союз племен мог образоваться не везде, но во всех случаях основной ячейкой был род. К моменту своего появления на исторической арене греки стояли на пороге цивилизации; между ними и американскими племенами, о которых была речь выше, лежат почти целых два больших периода развития, на которые греки героической эпохи определили ирокезов. Род греков поэтому уже отнюдь не архаический род ирокезав, печать группового брака начинает заметно стираться. Материнское право уступило место отцовскому; возникающее частное богатство пробило этим свою первую брешь в родовом строе. Вторая брешь была естественным следствием первой: так как после введения отцовского права имущества богатой наследницы при ее замужестве должны были бы переходить к ее мужу, следовательно, в другой род, то была подорвана основа всего родового права и не только стали допускать, но и сделали для такого случая обязательным, чтобы девушка выходила замуж внутри своего рода в интересах сохранения за последним своего имущества.

Согласно греческой истории Грота, афинский род, в частности, покоился на следующих основаниях:

1. Общие религиозные празднества и исключительное право жречества совершать священные обряды в честь определенного бога, предполагаемого родоначальника рода и обозначаемого в качестве такового особым прозвищем.

2. Общее место погребения.

3. Право взаимного наследования.

4. Взаимная обязанность оказывать друг другу в случае насилия помощь, защиту и поддержку.

5. Взаимное право и обязанность в известных случаях вступать внутри рода, особенно когда дело касалось девушек-сирот или наследниц.

6. Владения по крайней мере в некоторых случаях, общим имуществом, наличие собственного архонта (старейшины) и казначея.

Далее, несколько родов было объединено во фратрию, но менее тесными узами; однако и здесь мы видим подобного же рода права и обязанности, в особенности совместное отправление определенный религиозных церемоний и права преследования в случаи убийства члена фратрии. Все фратрии одного племени имели, в свою очередь, общие, регулярно повторяющиеся священные празднества, которые возглавлялись избранным из среды благородных (эвпатридов) филобасилеем (старейшиной племени).

Так говорит Грот. Маркс же добавляет к этому:»Однако и через греческий род явственно проглядывает дикарь (например, ирокез)». Он будет заметен еще явственнее, если мы продолжим исследование несколько дальше.

В самом деле, греческому роду свойственны еще следующие черты:

7. Счет происхождения в соответствии с отцовским правом.

8. Запрещение браков внутри рода, за исключением браков с наследницами. Это исключение и оформление его как закона подтверждает, что старое право было еще в силе. Это вытекает также из общеобязательного правила, что женщина, выходя замуж, тем самым отказывалась от религиозных обрядов своего рода и переходила к обрядам мужа, во фратрию которого она и зачислялась. Согласно этому, а также известному месту у Дикеарха, брак вне своего рода был правилом, а Беккер в «Харикле» прямо считает, что никто не мог вступать в брак внутри своего рода.

9. Право усыновления родам; оно осуществлялось по средствам усыновления одной из семей, но с соблюдением публичных формальностей, и только в виде исключения.

10. Право избирать и смещать старейшин. Мы знаем. что каждый род имел своего архонта; о том, что эта должность переходила по наследству в определенных семьях, не говорится нигде. До конца эпохи варварства всегда следует предполагать отсутствие строго наследования должностей, совершенно несовместимого с порядком, при котором богатые и бедные внутри рода пользовались полным равноправием.

Не только Грот, но и Нибур, Момзен и все другие историки классической древности до сих пор не справились с вопросом о роде Кани верно они обрисовывали его многие признаки, они всегда видели в нем группу семей и в силу этого не могли понять природу происхождения рода. При родовом строе семья никогда не была и не могла быть ячейкой общественной системы, потому что муж и жена неизбежно принадлежали к двум различным родам. Род целиком входил во фратрию; фратрия -в племя; семья входила на половину в род мужа и на половину в род жены. Государство в своем публичном праве так же не признает семьи, и она до сих пор существует как объект частного права. Между тем вся наша историческая наука исходит до сих пор из нелепого предположения, что моногамная отдельная семья, которая едва ли древнее эпохи цивилизации Ю была тем ядром, вокруг которого постепенно кристаллизовалось общество и государство.

Морган предпочитает ссылаться на Грота, так как он все же признанный и вполне заслуженный доверия свидетель. Грот рассказывает далее, что каждый афинский род носил имя, перешедшее к нему от его предполагаемого родоначальника, что до Солона во всех случаях, а после Солона при отсутствии члены рода (gennetes) умершего наследовали его имущество и что в случае убийства преследование перед судом было правом и обязанностью в первую очередь родственников, затем членов рода и, наконец, членов фратрии убитого:

«Все, что известно о древнейших афинских законах, основано на родовых и фратриальных делениях»

Происхождение родов от общих предков доставило «ученым филестерам»(Маркс) 116 головную работу. Так как они, разумеется, изображают этих предков чисто мифологическими существами, у них не остается никакой возможности объяснить себе возникновение рода из живущих рядом друг с другом отдельных, первоначально не родственных между собой, семей и все-таки они должны это делать для того, чтобы хоть как-нибудь объяснить существование рода. Так они оказываются в заколдованном кругу из бессодержательных фраз, не идя дальше утверждения: родословная, конечно,- миф, но род существует в действительности, и в конце концов у Грота мы находим следующие слова (слова в скобках принадлежат Марксу):

« Об этой родословной мы слышим лишь изредка, потому что о ней публично упоминают только в известных, особо торжественных случаях. Но и менее значительные роды имели свои общие религиозные обряды»(как это странно м-р Грот!), «а также и общего родоначальника-сверхчеловека и общую родословную совершенно так же, как и более знаменитые роды» (как это странно, г-н Грот, для менее значительных родов!) «схема и идеальная основа «(милостивый государь, не ideal, a carnal, или на нашем языке -плотская!) «были одинаковы у всех родов»

Ответ Моргана на этот вопрос Маркс резюмирует в следующих словах:»Система кровного родства, соответствующая роду в его первоначальной форме,- а у греков, как и у др. смертных была когда-то такая форма,- обеспечивала знание родственных отношений всех всех членов родов друг у другу. Они с детских лет на практике усваивали чрезвычайно важные для них сведения. С возникновением моногамной семьи это забылось. Родовое имя создало родословную, рядом с которой родословная отдельной семьи представлялась лишенной значения. Это родовое имя должно было теперь свидетельствовать о факте общего происхождения его носителей; но родословная рода уходила так далеко в глубь времен что его члены не могли доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки. Само имя было доказательством общего происхождения и доказательствам бесспорным, не считая случаев усыновления. Напротив, фактическое отрицание всяческого родства между членами рода, как это делают Грот и Нибур, превращающие род в продукт чистого вымысла и эпического творчества, достойно только «идеальных», то есть чисто кабинетных книжных ученых. Так как связь поколений, особенно с возникновением моногамии, отдвигается в глубь времен и минувшая действительность предстает в отражении фантастических образов мифологии, то благонамеренные флистере приходили и продолжают приходить к выводу, что фантастическая родословная создала реальные роды»

Фратрия, как и у американцев, была расчленившимся на несколько дочерних родов и объединяющим их первоначальным родом, часто указывающим еще на происхождение их всех от общего родоначальника.Так, по Гроту.

«все сверстники, члены фратрии Гекатея, признавали одного и того же бога своим родоначальником в шестнадцатом поколении».

Все роды этой фратрии были в буквальном смысле братскими родами. Фратрия встречается еще у Гомера в качестве военной единицы в известном месте, где Нестор советует Агамемонону: построй людей по племенам и фратриям так, чтобы фратрия -помогала фратрии, племя. Фратрия, кроме того, имела право и была обязана преследовать за убийство члена фратрии; следовательно, в более раннюю эпоху на ней так же лежала обязанность кровной мести. У нее, далее, были общие святыни и празднества, да и само развитие всей греческой мифологии, и традиционного древнеарийского культа природы по существу было обусловлено родами и фратриями и происходило внутри них. Далее, фратрия имела старейшину, и, согласно Куланжу, созывала общие собрания принимала обязательные решения, обладала судебной и административной властью.

Даже позднейшее государство, игнорировавшее род, оставило за фратрией некоторые общественные функции административного характера.

Несколько родственных фратрий составляли племя В Аттике было 4 племени, в каждом из них по 3 фратрии, и в каждой фратрии по 3 родов. Такое точное определение состава групп предполагает сознательное и планомерное вмешательство в стихийно сложившийся порядок вещей. Как, когда и почему это произошло,- об этом умалчивает греческая история, воспоминания о которой у самих греков сохранились лишь начиная с героической эпохи.

Образование различных диалектов у греков, скученных на сравнительно небольшой территории, получило меньшее развитие, чем в обширных американских лесах; однако и здесь мы видим, что лишь племена с одинаковым основным наречием объединяются в более крупное целое, и даже в маленько Аттике мы встречаем особый диалект, который в последствии стал господствующим в качестве общего языка для всей греческой прозы.

В поэмах Гомера мы находим греческие племена в большинстве случаев уже объединёнными в небольшие народности, внутри которых роды, фратрии и племена все же еще вполне сохранили свою самостоятельность. Они жили ужу в городах, укрепленных стенами; численность населения увеличилась вместе с ростом стад, распространение земледелия и зачатков ремесла; в месте с тем росли имущественные различия, а с ними и аристократический элемент внутри древней, первобытной демократии. Отдельные мелкие народности вели непрерывные воины за обладание лучшими землями, а также разумеется, и ради военной добычи; рабство военных было уже признанным институтом.

Организация управления у этих племен и мелких народностей была следующей:

1. Постоянным органом власти был совет, первоначально по-видимому, состоявший из старейшин родов, позднее же, когда число военных слишком возросло,- из избранно части этих старейшин, что давало возможность для развития и усиления аристократического элемента; так именно и изображает нам Дионисий совет героической эпохи, состоящим из знатных (kratistoi) 122. В важных вопросах совет принимал окончательные решения; так например, у Эсхила совет города Фивы принимает решение при создавшемся положении постановление устроить Этеоклу почетные похороны, а труп Полиника выбросить не съедение собакам 123 .Впоследствии, когда было создано гос-во, это совет превратился в сенат.

2. Народное собрание (agora).У ирокезов мы видели, что народ - женщины и мужчины -окружает собрание совета и, в установленном порядке участвуя в обсуждении, влияет, таким образам, на его решения. У гомеровских греков это «окружение» , добавлен 04.11.2015

Возникновение Древнерусского государства, теории его происхождения. Общественный строй Древней Руси, социальная структура общества. Государственный и политический строй Древнерусского государства, влияние христианства на его становление и развитие.

реферат , добавлен 06.10.2009

Исследование исторических племен и народностей Прикубанья и Закубанья; границы занимаемых территорий оседлых племен в раннем железном веке. Население, города, экономика и культура, сельское хозяйство, ремесла и торговля, быт племен, общественный строй.

курсовая работа , добавлен 02.02.2014

История возникновения и развития Киевского государства (IX-первая четверть XII в.), его государственного строя. Характеристика княжеской власти и органов государственного управления. Общественный строй Древней Руси, правовое положение социальных групп.

курсовая работа , добавлен 04.09.2010

Общественный уклад восточных славян. Социально-политический строй Древней Руси в IX-XI вв. История письменного законодательства. Ослабление политической роли киевского князя. Усиление землевладельческой знати. Изменения в положении зависимого населения.

реферат , добавлен 05.11.2016

Особенности развития гомеровского общества по сравнению с крито-микенской эпохой, резкий упадок ремесла и торговли. Освоение греками техники выплавки и обработки железа. Социально-экономические отношения и общественный строй гомеровского полиса.

презентация , добавлен 05.05.2015

Возникновение и общественный строй древнерусского государства. Государственный строй Киевской Руси, административные и правовые реформы первых князей. Введение христианства на Руси, его влияние на развитие государственности. Проблема феодализма на Руси.

реферат , добавлен 21.12.2010

Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство и религия восточных славян. Трансформирование общественно-первобытного строя в феодальный. Территориальные общины, союзы племен. Древнерусское государство.

реферат , добавлен 02.06.2002

Хозяйственный строй Византийской империи в IV–первой половине VII в. Государственное устройство, территориальные владения, природные ресурсы. Торговля в жизни византийского общества. Экономика империи. Исследование перехода Византии к феодализму.

реферат , добавлен 24.02.2010

История Древней Греции, Афинского государства. Государственность в Аттике. Формирование полисного строя посредством трансформации родовых учреждений. Социальная структура общества. Афинская морская держава. Достижения древнегреческой цивилизации.

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ»

Конспект лекций

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методичес-

кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2005г.

г. Краматорск, 2005г.

Методические указания по дисциплине «История государства и права Украины»

(для студентов специальностей 06.0601 и 06.0502). Сост. Самохина Л.В.

Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2005г.


ТЕМА 1. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАВО НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ (I тыс. до н.э. – V в н.э.)

_____________________________________________________________________________

План

  1. Государство скифов.
  2. Античные города-государства.
  3. Боспорское царство.

_____________________________________________________________________________

Государство скифов

Приход иранских кочевых племен и их ассимиляция с местными киммерийскими племенами датируется обычно концом VIII-VII вв. до н.э.

В VII-III вв. до н.э. в степных районах Северного Причерноморья на территории современной Южной и Юго-Восточной Украины, а частично и в Крыму господствовали скифские племена.

К VII в. до н.э. у скифов сложился мощный племенной союз. После персидских войн возвышаются царские скифы. Они были самым многочисленным племенем и проживали на левом берегу ниже течения Днепра до Азовского моря и нижнего Дона, и в степном Крыму. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники. В пределах степной полосы Украины жили скифы-пахари (пращуры украинского народа).

В VII-VI вв. до н.э. большинство скифских племен уже находилось на последней ступени первобытнообщинного строя, хотя родовые связи были еще достаточно сильными. Основной общественной единицей была родовая община. Частной собственности на землю не существовало, она находилась в собственности племени. Земельные участки выделялись по жребию. Родовая организация играла большую роль у скифов-кочевников во время раздела пастбищ и кочевания.

В это же время появляются признаки, свидетельствующие о разложении родового строя: выделяется родоплеменная знать, появляется имущественная дифференциация, появляются рабы. Правда роль рабского труда в Скифии была незначительной.

Соответствовала общественному развитию и организация управления в форме военной демократии. Важнейшие вопросы рассматривались на народных собраниях воинов. Влияние имели советы родовых старейшин и, прежде всего союзные советы. Особая роль принадлежала военным вождям – царям. Их власть уже передавалась по наследству, но кандидатуры царя и его наследников еще утверждались народными собраниями.

Значительно ускорили изменения и войны с персами. В этой борьбе скифы царские встали на защиту всего союза скифов, чем обеспечили себе господствующее положение среди племен. Это давало возможность им эксплуатировать земледельческие племена, требовать от них дани. Укрепилась власть военно-дружинной знати.

На рубеже V-IV вв. до н.э. в Скифии происходит формирование классового общества и возникает рабовладельческое государство.

Общественный строй. К господствующей верхушке общества принадлежала царская семья, военная аристократия, дружинники, родоплеменная знать, которая сливалась с окружением правителя, богатые торговцы. Жрецы являлись обособленной социальной группой.

Многочисленную прослойку общества составляли свободные общинники. Они несли военную службу, платили дань, исполняли повинности.

Основную часть городского населения составляли свободные ремесленники и торговцы.

Нижнюю ступеньку социальной лестницы скифского общества занимали рабы. Главным источником рабства был военный плен, покорение соседних племен. Рабство носило патриархальный характер. Труд рабов применялся в домашнем хозяйстве.

Государственный строй. Тип государства – рабовладельческий. Форма правления – рабовладельческая монархия.

Главой государства был царь с неограниченной властью. В то же время уже сложилось представление о божественном происхождении царской власти, во многих случаях царь исполнял жреческие функции, был верховным судьей.

Аппарат управления складывался из ближайших царских родственников, личных слуг. Самые влиятельные помощники царя входили в состав царского совета.

Однако, возникновение госаппарата не ликвидировало родовую организацию. Ее пережитки еще сохранялись в местном управлении.

Право. Основным источником права был обычай, измененный и приспособленный к интересам правящей верхушки в обычное право. Скифы избегали заимствования иностранных обычаев, особенно эллинских. Наряду с обычным правом появляется и другой источник права – правила, установленные царской властью.

Нормы скифского права защищали частную собственность на скот, жилище, вещи, рабов.

Верховная собственность на землю принадлежала царю, который устанавливал порядок пользования пастбищами и землями.

Обязательственное право регулировала договорные отношения мены, купли-продажи, дарения.

Брачно-семейное право базировалось на принципах патриархата. Счет рода велся по мужской линии, практиковалось многоженство. Старшая жена имела привилегированное положение в семье. В наследовании применялся принцип минората (minor-младший). Старший сын при жизни отца получал часть имущества, а младший после смерти отца получал основную часть имущества.

Наиболее тяжкими преступлениями считались преступления против царя: покушение на его жизнь, неподчинение приказам. Все эти преступления наказывались смертной казнью.

Существовали преступления против собственности (кража, грабеж), против личности (убийство, измена, клевета).

Распространенными видами наказаний были смертная казнь, изгнание, отсечение правой руки. Проводился розыск преступников.

Античные города-государства

Первые поселения греческих колонистов были основаны в середине VII в. до н.э. на острове Березань. Вскоре возникли новые города-колонии. Среди них: Ольвия, Пантикапей, Феодосия, Киммерик, Херсонес, Тира, Кремни.

Своего расцвета они достигли в VI-V вв., после чего начинается их упадок. Греческие города-колонии мало чем отличались от метрополии.

Общественный строй. Господствующий класс образовывали судовладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских, землевладельцы, ростовщики.

Существовало много свободных земледельцев, ремесленников, мелких торговцев. Их труд преобладал в ремесленном производстве.

Свободными полноправными гражданами были только мужчины – уроженцы полисов и принесшие присягу на верность городу по достижении возраста политического совершеннолетия – 25 лет. Только они пользовались политическими правами, могли занимать государственные должности.

Эксплуатируемую часть населения составляли рабы. Их труд использовался в ремесленном производстве, в домашнем и сельском хозяйстве. Источниками рабства были плен, рождение от рабыни.

Государственный строй. Он строился на тех же принципах, что и политическое устройство античных полисов в Греции.

Сущность государства – рабовладельческая. Форма правления – демократические и рабовладельческие республики. Причем, если в V-II вв. до н.э. в управлении преобладали демократические элементы, то с I в. до н.э. на смену демократическому правлению приходит аристократическое.

Высшим органов власти было народное собрание – Народ. В нем принимало участие все мужское население города. Практически это были сборы городской общины полноправных граждан. Именно такие сборы у ольвеополитов назывались – эклессия.

Народные собрания утверждали декреты, постановления, распоряжения коллегий. Решали вопросы внутренней и внешней политики, регулировали морскую торговлю, принимали в гражданство, заключали внешнеполитические соглашения, назначали должностных лиц и контролировали их деятельность.

Оперативное управление осуществлял постоянно действующий орган власти – Совет города (буллэ) .

Совет города готовил решения для народного собрания, проверял кандидатуры на должности (докимассия), контролировал их деятельность.

Третьим звеном в управлении были выборные коллегии – магистратуры или отдельные должностные лица – магистраты . Они возглавляли отдельные отрасли управления. Их компетенция: финансовая деятельность, работа судебных органов, военные дела.

Самой важной была коллегия архонтов, которая руководила работой других магистратур.

Право. В основу правовой системы была заложена правовая система афинского рабовладельческого государства. Одновременно на правовое развитие полисов влияли обычаи и традиции местных племен.

Основными источниками права были законы народных собраний, распоряжения магистратур и магистратов, местные обычаи.

Правовой регламентации подлежали имущественные отношения. Земля находилась в частной собственности, государственной или храмовой собственности. Детально было разработано обязательственное право – купля-продажа, заем, дарение, хранение. Существовала аренда земли – ипотека. Весь земельный фонд Херсонеса делился на три части: личные земельные участки, общественные земельные участки, храмовые земли

Среди преступлений первое место занимали государственные преступления – сговор, разглашение государственной тайны, покушение на государственное устройство. Применялась смертная казнь, штрафы, конфискация имущества, обращение в рабство.

Боспорское царство

Своего расцвета Боспорское царство достигает в IV-III вв. до н.э. Оформилось оно как союз нескольких греческих государств-полисов и занимало территорию Керченского и Таманского полуостровов до Новороссийска.

Социально-экономические отношения были такие же, как и в отдельных греческих полисах и у местных племенных союзов. Экономическую основу составляло развитое земледелие, торговля, ремесло.

Общественный строй. Достаточно рано определился раздел на рабовладельцев и рабов, свободных и несвободных.

Господствующий класс составляли царь и его окружение, чиновники государственного аппарата, купы, владельцы кораблей, землевладельцы, владельцы ремесленных мастерских – эргастерий.

Основной формой социальной зависимости было античное рабство. Рабы делились на государственных и частновладельческих. Труд государственных рабов применялся на строительстве оборонительных сооружений, каналов и дамб, ирригационных сооружений. Рабы составляли основную производительную силу боспорского общества.

Наряду с рабским трудом использовался труд зависимого населения.

Государственный строй. Сущность государства – рабовладельческая. Форма правления – деспотическая монархия. Спартоки – правящая династия являлась архонтами Боспора и одновременно царями подвластных племен. Архонты долгое время сохраняли автономию и самостоятельность во внутренних делах. Позже их власть становится наследственной и приближается к монархической. Правитель носил двойной титул: архонт и царь.

В его руках сосредотачивалась верховная власть, командование войском, судебные и жреческие функции.

Центром государственного аппарата был дворец царя, где решались все дела по управлению государством. Важную роль играл управляющий дворцом (дворецкий) и личный царский секретарь, казначей.

Право. Источниками боспорского права были законодательная деятельность царей, греческое право, местные обычаи, нормы и институты римского права.

Существовала государственная и частная собственность на землю, скот, движимое имущество.

Товарное производство, внутренняя и внешняя торговля, собственная денежная система стимулировали развитие договорных отношений.

Самыми тяжкими были государственные преступления. Знали в Боспорском царстве преступления против собственности и личности.

Как наказание применялась смертная казнь, конфискация имущества, штрафы.

ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.

Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.

Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать им и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.

Право как один из факторов скрепляющий гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.

На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно осуществлялся светской или греческой аристократии, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.

Древней историей и права в Афинах являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался старинными обычаями, в том числе и обычаями первобытнообщинного строя. В 621 году архнот Драконт впервые издал законы. Эти первые писаные нормы права, были не чем иным, как записью обычаев, получивших отражение в судебной практике, в силу чего Драконт именуется в источниках фесмофетом, в отличие от Солона, который именуется законодателем номофетом. Законы эти до нас не дошли, кроме той части, которая относилась к убийствам.



В начале шестого века обширное законодательство было осуществлено в Афинах Солоном. То, что известно о его законах, даёт основание заключить, что Солон учитывал интересы укрепляющейся частной собственности и способствовал своими законами развитию ремесла и торговли в Афинах. Так Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой “буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины”. Он постановил, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его какого либо ремеслу. Ареопагу он поручил наблюдать за источниками средств к жизни отдельных лиц и наказывать тех, кто не имеет ни каких занятий.

В V-IV веках законы становится главным источником права. Законами считаются постановления народных собраний, содержащих общее положение. От них отличаются псефизмы, которые касаются каких-либо отдельных лиц. Законодательные акты греческих государств, относящиеся к рассматриваемому периоду (VI-IV века) в большинстве не дошли.

Правами афинских граждан пользовались лишь лица, у которых как отец, так и мать – граждане Афин. По достижение 18-ти летнего возраста они зачислялись в списке членов дема – демотов. Граждане пользовались политическими правами, то есть правом участвовать в народном собрании, правом быть избираемыми на различные должности, в том числе на должность совета пятисот, а также на судебные должности. Афинское гражданство давало право на получение различного рода пособий от государства, на участие в производившихся государством раздачах. Отдельные граждане могли быть ограничены в своих гражданских правах по суду за различные преступления, то есть могли подвергнуться бесчестию (atimia).



Не смотря на значительное развитие частной собственности, в Афинах в V-IV веках ещё не сложились представления о широких правах частного собственника, подобных римскому dominium. Нет даже термина, который обозначал бы эти права. Понятие “ousia” означает имущество, совокупность вещей, благ которыми владеет собственник, но не право собственности. Захват земли никогда не играл в Греции большой роли в качестве источника частной собственности.

Право собственности защищалось несколькими исками. Сначала предъявлялся иск о доходах с участка или дома, истребуемых от владельца. Затем предъявлялся иск о собственности -dike ousias. Здесь истец обращался к доказательству своего права, к установлению титула, на котором покоится его требование о признании за ним права собственности.

Возможно, что в первом случае доказательства для истца были легче, здесь он мог ограничиться предъявлением свидетельских показаний; напротив, его доказательства были значительно сложнее во втором случае. Поэтому начинали с первого иска. Возможно, однако, что для собственника была обязательна последовательность при использовании различных средств судебной защиты. Наконец, перед собственником была открыта третья возможность: он мог начать спор о нарушенном владении в порядке особого иска, который, по-видимому, помимо удовлетворения требований иска, влёк за собой для проигравшей стороны штраф в пользу государства.

Аристотель в “Этике Никомаха” различает два вида обязательств – вольные и невольные, имея в виду два различных источника обязательств: договоры и деликаты. Всякое соглашение любого содержания могло послужить основанием договорного обязательства. Никакой обязательной формы для действительности договоров не существовало. Однако, в целях облегчения доказательства сделки чаще всего прибегали к письменной форме. По крайней мере, договоры, заключаемые в гомеровской Греции, то есть накануне образования государства, насквозь проникнуты преклонением перед формой, перед силой сакраментальных слов.

Не исполнение договорных обязательств, влекло за собой до реформы Солона личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала.

После реформы Солона в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство.

Задатком называется сумма, уплачиваемая при заключении соглашения или вслед за ним в счёт предстоящих платежей и в подтверждение совершённой сделки. Для обеспечения обязательства пользовались также поручительством. Третьи лица брали на себя поручительство за исполнение должником его обязательств. При не исполнении им обязательств возникала дополнительная ответственность поручителей перед кредитором. Залоговое право получило широкое развитие в Древней Греции вместе с питавшим его ростовщичеством. Движимы вещи в случае их залога передавались во владение кредитора, который сохранял их у себя до уплаты долга, а при неуплате продавал для удовлетворения своих требований.

Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Предметом договора могли быть не только движимые вещи, но и различного рода недвижимости – поле, дом, сад. Предметом купли-продажи были также рабы. Продажа свободных людей в рабство была не возможна после реформы Солона. Необходимым условием купли-продажи признавалась цена, которая могла быть выражена не только в деньгах, но и в каких-либо продуктах. Договор купли-продажи без особых формальностей влёк за собой переход права собственности на продаваемую вещь. Однако предварительным условием перехода права собственности являлась уплата покупной цены. Если вещь была передана до уплаты полностью покупной цены, продавец в случае не выполнения покупателем своих обязательств мог истребовать обратно проданную вещь.

Договор найма имел своим предметом как движимые, так и недвижимые вещи. В наём отдавали скот, рабов, суда, землю, дома. Особенно распространённа была аренда домов, тем белее, что метэки, как правило, не имели право приобретать дома в собственность, и вынуждены были селиться в помещениях, взятых в наём. По договору найма наймодатель обязан предоставить в пользование нанимателя вещь на срок, установленный договором. Что бы предотвратить продажу вещи наймодателем, наниматели добивались включения в договор оговорки, запрещавшей наймодателю продавать вещь до истечения срока найма. Главная обязанность нанимателя своевременный взнос наёмной платы. Как правило, арендная плата вносилась деньгами. В сельском хозяйстве встречались договоры найма, допускавшие плату натурой.

От договора найма отличался договор ссуды, то есть бытовой договор безвозмездного пользования вещью. Этот договор обозначался наименованием “chresis”.

Наёмный труд играл не значительную роль в хозяйстве, так как в основном прибегали к труду рабов. Тем не менее, договоры личного найма совершались, как и в сельском хозяйстве, так и для разного рода домашних и иного рода услуг в городе, а также на общественных работах.

Договор займа был широко распространён. Как правило, заём предоставлялся с условием уплаты процентов. Однако существовал и беспроцентный займ.

В VII-VI веках до реформы Солона широко практиковались кредитные операции в деревни, приводившие не редко к закабалению свободных крестьян. В IV веке появляются специальные менялы, предприниматели, занимающиеся кредитными операциями, так называемые трапезиты, от слова “трапеза”. Ростовщичеством занимаются также храмы. Договор займа не требовал никаких формальностей. Он мог быть заключён устно и даже без свидетелей.

В Афинах были весьма распространены различного рода объединения граждан, связанных между собой договором товарищества. Этот договор, как правило, оформлялся в письменном акте. Участники договора делали вклады для образования общего имущества товарищества. Товарищи несли ответственность друг перед другом за убытки, причинённые умышленным или небрежным ведением дела. Доходы и убытки делились между членами товарищества согласно условиям договора, а при отсутствии таких условий – пропорционально ценности их вкладов.

Всякий вред, причинённый имуществу, давал основание для предъявления иска dike blabes. Этот иск предъявлялся, например, к соседу, по вине которого оказывалось залитым водой поле. Характерно, что отец семейства отвечал за имущественный вред, причинённый его детьми, хозяин – за вред причинённый его рабом.

Вступление в брак считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло за собой никаких наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастие и как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению рода. В гомеровскую эпоху, брак заключался с помощью договора купли-продажи невесты, сторонами в котором выступали отец девушки и её жених. Установление приданого не было обязательным для отца; ели же девушку выдавал замуж её брат, он обязан был дать приданое. Различались две формы заключения брака:

Engiesis – обычный договор жениха с отцом или опекуном невесты;

Epidikasia – заключение брака перед должностными лицами или перед судом.

Афинская семья – семья моногамная. Женщина занимала в ней подчинённое, приниженное положение. В действительности семья была моногамной лишь для женщины. Однако для связи мужчин с другими женщинами, кроме своей жены, не порождали никаких юридических последствий.

Развод для мужчины был свободен. Муж мог в любое время отослать жену из своего дома. В этом случае он обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван изменой жены.

В наследственном праве ситуация складывалась следующим образом: Если умерший не составлял завещания, наступало наследование по закону. Наследовали в первую очередь сыновья умершего. Дочь при наличии сына не считалась наследницей. Между сыновьями наследство делилось поровну. Наследование по завещанию появляется в Афинах начиная с Солона. Для действительности завещания необходимо было, что бы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому принуждению. Завещать мог лишь тот, у кого не было детей мужского пола.

Право в вопросах о преступлениях и наказаниях сохраняло не мало пережитков первобытнообщинного строя. Это сказывалось в том, что убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не органов государства. В тех случаях, когда родственники возбуждали преследование против убийцы, их иск носил характер частного обвинения. Убийца мог избегнуть наказания, добровольно удалившись в изгнание. Однако, в случае возвращения, он считался вне закона и мог быть убить безнаказанно.

Наказание применялись следующее: при наиболее серьёзных преступлениях, таких, как умышленное убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причём осуждённому представлялось привести приговор в исполнение саморучно (путём принятия яда).

Большое место в карательной политике занимали государственные преступления: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и другие.

Начинать судебные дела могли лишь полноправные граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи. Вызов обвиняемого или ответчика в суд производился не органами государства, а самим обвинителем (истцом), который перед свидетелями призывал обвиняемого или ответчика явиться в назначенный день или час в суд. При неявке дело слушалось заочно.

На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе.

Для исполнения решения ответчику назначался срок. При неуплате в этот срок истец мог захватить имущество должника, а если встречал при этом сопротивление, начинал процесс об исполнении решения, проигрыш которого ответчиком влёк для него штраф в пользу казны, равный сумме иска.