Общая характеристика классической политической экономики. Классическая школа. Этапы развития классической школы. О разделении труда и обмене

Определение классической политической экономии

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции - концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую классической называют прежде всего за научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки.

В результате разложения меркантилизма и усиления нарастающей тенденции ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью «доиндустриальные условия» утратили былую значимость и возобладало «свободное частное предпринимательство». Последнее, по словам П.Самуэльсона, привело «к условиям полного laissezfaire (т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь), события начали принимать другой оборот», и только «...с конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства».

В действительности принцип «полного laissezfaire» стал главным девизом нового направления экономической мысли - классической политической экономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма. При этом классики обогатили экономическую науку многими фундаментальными положениями, во многом не потерявшими свою актуальность и в настоящее время.

Следует отметить, что впервые термин «классическая политическая экономия» употребил один из ее завершителей К.Маркс для того, чтобы показать ее специфическое место в «буржуазной политической экономии». И состоит специфика, по Марксу, в том, что от У.Петти до Д.Рикардо в Англии и от П.Буагильбера до С.Сисмонди во Франции классическая политическая экономия «исследовала действительные производственные отношения буржуазного общества».

В современной зарубежной экономической литературе, отдавая должное достижениям классической политической экономии, не идеализируют их. Одновременно в системе экономического образования большинства стран мира выделение «классической школы» в качестве соответствующего раздела курса истории экономических учений осуществляется прежде всего с точки зрения присущих трудам ее авторов общих характерных признаков и черт. Такая позиция позволяет отнести к числу представителей классической политической экономии целый ряд ученых XIX столетия - последователей знаменитого А.Смита.

Например, один из ведущих экономистов современности профессор Гарвардского университета Дж.К.Гэлбрейт в своей книге «Экономические теории и цели общества» считает, что «идеи А.Смита подверглись дальнейшему развитию Давидом Рикардо, Томасом Мальтусом и в особенности Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы». В широко распространенном во многих странах учебнике «Экономикс» американского ученого, одного из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике П.Самуэльсона также утверждается, что Д.Рикардо и Дж.С.Милль, являясь «главными представителями классической школы... развили и усовершенствовали идеи Смита».

Этапы развития классической политической экономии

По общепринятой оценке классическая политическая экономия зародилась в конце XVII - начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция). Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Одна из них - марксистская - указывает на период первой четверти XIX в., и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой - наиболее распространенной в научном мире - классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж.С.Милля.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У.Петти и П.Буагильбер безотносительно друг от друга первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Осуждая меркантилизм и исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф.Кенэ и А.Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле. Критикуя меркантилизм, физиократы еще более углубились в анализ сферы производства и рыночных отношений, хотя и в основном в области сельского хозяйства, неправомерно отдаляясь от анализа сферы обращения.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и несомненно связан с именем и трудами А.Смита - центральной фигуры среди всех ее представителей. Его «экономический человек» и «невидимая рука» провидения убедили не одно поколение экономистов о естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX столетия неопровержимым считалось положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию. И это о нем, как правило, говорят, что «...ни один западный студент, ученый не может считать себя экономистом без знания его (А.Смита. - Я.Я.) трудов».

По мнению Н.Кондратьева, под влиянием воззрений А.Смита у классиков все их учение - это проповедь хозяйственного строя, опирающегося на принцип свободы индивидуальной хозяйственной деятельности как идеала». Авторы одной из популярных книг начала XX в. «История экономических учений» Ш. Жид и Ш. Рист отмечали, что главным образом авторитет А.Смита превратил деньги в «товар, еще менее необходимый, чем всякий другой товар, обременительный товар, которого надо по возможности избегать. Эту тенденцию дискредитировать деньги, проявленную Смитом в борьбе с меркантилизмом, - пишут они, - подхватят потом его последователи, и преувеличив ее, упустят из виду некоторые особенности денежного обращения».. Нечто похожее утверждает Шумпетер, говоря о том, что А.Смит и его последователи «пытаются доказать, что деньги не имеют важного значения, но в то же время сами не в состоянии последовательно придерживаться этого тезиса». И только некоторое снисхождение этому упущению классиков (прежде всего А.Смиту и Д.Рикардо) делает М.Блауг, полагая, что «...их скептицизм по отношению к денежным панацеям был вполне уместен в условиях экономики, страдающей от недостатка капитала и хронической структурной безработицы».

Следует отметить, что классическими по праву считаются и открытые А.Смитом (по материалам анализа булавочной мануфактуры) законы разделения труда и роста его производительности. На его теоретических изысканиях в значительной мере основываются также современные концепции о товаре и его свойствах, доходах (заработной плате, прибыли), капитале, производительном и непроизводительном труде и другие.

Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи и в том числе ученики А.Смита (так называли себя многие из них) подвергли углубленной проработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. В числе представителей данного этапа следует особо выделить французов Ж.Б.Сэя и Ф.Бастиа, англичан Д.Рикардо, Т.Мальтуса и Н.Сениора, американца Г.Кэри и др. Хотя эти авторы, следуя, как они утверждали, А.Смиту, происхождение стоимости товаров и услуг видели либо в количестве затраченного труда либо в издержках производства (но такого рода затратный подход в действительности оставался недоказательным), все же каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления рыночных отношений довольно заметный след.

Так, Ж.Б.Сэй в своем догматичном с позиций современной экономической теории «законе рынков» впервые ввел в рамки экономического исследования проблематику равновесия между спросом и предложением, реализации совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка. В основу этого «закона», как очевидно, и Ж.Б.Сэй, и другие классики вкладывали положение о том, что при гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости.

Д.Рикардо более других своих современников полемизировал с А.Смитом. Но, разделяя всецело взгляды последнего о доходах «главных классов общества», он впервые выявил закономерность имеющей место тенденции нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. К его заслугам необходимо отнести также одно из лучших обоснований закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении.

Четвертый этап развития классической политической экономии охватывает период второй половины XIX в., в течение которого упомянутые выше Дж.С.Милль и К.Маркс обобщили лучшие достижения школы, С другой стороны, к этому времени уже обретали самостоятельное значение новые, более прогрессивные направления экономической мысли, получившие впоследствии названия «маржинализм» (конец XIX в.). Что касается новаторства идей англичанина Дж.С.Милля и К.Маркса, писавшего свои труды в изгнании из родной Германии, то эти авторы классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, все же симпатизировали рабочему классу, были обращены «к социализму и реформам». К.Маркс, кроме того, особо подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна, на его взгляд, неизбежно привести к диктатуре пролетариата, «отмиранию государства» и равновесной экономике бесклассового общества.

Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии

Изучая общую характеристику истории классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции в части предмета и метода изучения и дать им оценку.

Во-первых, преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию. Одновременно подход с классовых позиций на наблюдаемые «законы производства» и «производительный труд» снимал любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью логической абстракции и дедукции предсказания следовало бы подвергнуть опытной проверке. В результате свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения, производительного и непроизводительного труда стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих субъектов этих сфер («человеческого фактора»), обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения.

Классики при решении практических задач ответы на основные вопросы давали, ставя эти вопросы, как выразился Н.Кондратьев, «оценочно». Это обстоятельство также не способствовало объективности и последовательности экономического анализа и теоретического обобщения классической школы политической экономии.

Во-вторых, опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм происхождения стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с «естественной природой» денег и их количеством в стране, а в связи с издержками производства.

Однако затратный принцип определения уровня цен классической школой не увязывался с другим важным аспектом рыночных экономических отношений - потреблением продукта (услуги) при изменяющейся потребности в том или ином благе с добавлением к нему единицы этого блага.

В-третьих, категория «стоимость» признавалась авторами классической школы единственной исходной категорией экономического анализа, от которой как на схеме генеалогического древа отпочковываются (вырастают) другие производные по своей сути категории. Кроме того, подобного рода упрощение анализа и систематизации привело классическую школу к тому, что само экономическое исследование как бы имитировало механическое следование законам физики, т.е. поиск сугубо внутренних причин хозяйственного благополучия в обществе без учета психологических, моральных, правовых и других факторов социальной среды.

В-четвертых, исследуя проблематику экономического роста и повышения благосостояния народа, классики не просто исходили из принципа достиже­ния активного торгового баланса (положительного сальдо), а пытались обосновать динамизм и равновесность состояния экономики страны. Однако при это они обходились без серьезного математического анализа, применения методов математического моделирования экономических проблем, позволяющих выбрать наилучший (альтернативный) вариант из определенного числа состояний хозяйственной ситуации.

В-пятых, деньги, издавна и традиционно считавшиеся искусственным изобретением людей, в период классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми. Среди классиков единственным, кто требовал упразднения денег, был П.Буагильбер. В то же время многие авторы классической школы вплоть до середины XIX в. не придавали должного значения разнообразным функциям денег, выделяя в основном одну - функцию средства обращения, т.е. трактуя денежный товар как вещь, как техническое средство, удобное для обмена. Недооценка же других функций денег была обусловлена недопониманием обратного влияния на сферу производства денежно-кредитных факторов.

Классическая школа пришла на смену меркантилизму, дав начало развитию подлинно научной дисциплины и развернув действительно фундаментальные исследования проблем экономики свободной конкуренции. В противовес меркантилистской политике протекционизма была поставлена концепция экономического либерализма, соответствовавшая новым условиям хозяйствования, требующая снижения неоправданно высокой роли государства в экономике.

С развитием мануфактурного производства возникли новые источники прибыли, промышленный капитал вышел на первый план, и, по сути, оттеснил капитал, занятый в сфере обращения. Теоретики «классической школы» основным предметом своего исследования объявили сферу производства, выделив ее в качестве основы приумножения национального богатства.

До сих пор экономическая наука использует термин «классическая политическая экономия», а в любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Впервые понятие «классическая политическая экономия» в научный оборот ввел К. Маркс, связав начало классического периода с именами У. Петти и П. Буагильбера, а его завершение с именем Д. Рикардо. Однако в современной экономической литературе преобладает расширительная трактовка, согласно которой хронологические рамки этого периода гораздо шире. В число «классиков» входят имена таких экономистов, как Ж.-Б.Сей, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ф. Бастиа, Дж. Милль, К. Маркс. По мнению Дж. Кейнса, к классической политической экономии необходимо отнести и труды ученых первой половины XX в. А. Маршалла и А. Пигу – тех, кого называют «неоклассиками».

Ограничительная (марксистская) и расширительная трактовки в определении хронологических границ эволюции классической политической экономии отражают степень значимости идеологических и научных элементов теории для последователей. С определенной долей относительности можно выделить основные этапы в развитии классического направления.

Первый (начальный) этап формирования классической политической экономии (конец XVII в.) связан с появлением экономических воззрений У. Петти и П. Буагильбера, которые заложили основы критики меркантилистской системы протекционизма, дали новое объяснение природе богатства, перенеся свои исследования из сферы обращения в сферу материального производства. Достаточную известность во второй половине XVIII в. приобретает французское учение физиократов, идеи которых получили наиболее полное отражение в трудах Ф. Кенэ и А. Тюрго. С именем великого английского экономиста А. Смита связывают второй этап в развитии классической политической экономии. Его «Богатство народов» ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономической мысли. Разработанный им стройный понятийный аппарат и созданный комплекс взаимоувязанных теорий лег в основу трудов мыслителей следующих поколений. Третий этап охватывает практически всю первую половину XIX в., когда в ведущих европейских странах (Англии и Франции) окончательно утвердились капиталистические формы хозяйства, что привело к определенным социальным изменениям. Новые формы социального расслоения стали причиной появления в рамках классической школы буржуазного, мелкобуржуазного и социалистического течений. В этот период наибольший вклад в развитие экономических идей внесли теоретики, назвавшие себя учениками и последователями А. Смита. Среди них Д. Рикар-до, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.-Б.Сей, Ф. Бастиа, С. Сисмонди, Р. Оуэн и др. Четвертый (завершающий) этап приходится на вторую половину XIX в. Это этап обобщения достижений и систематизации основных категорий «классической школы» двумя крупными экономистами Дж. Миллем и К. Марксом.

11. А. Смит «Исследование…богатства народов»; основное содержание.

Произведение Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» имело огромное влияние на развитие политической экономии. Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на новые направления, продолжает развиваться до настоящего времени. Очень велико было и практическое влияние книги Смита на современное ему и последующее законодательство было весьма значительно. Объясняется это тем, что в «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит воспринял лучшие общественные идеи своего века и дал им талантливое истолкование; вооружившись против правительственной опеки и произвола, он сумел связать требование хозяйственной свободы с широким философским принципом целесообразности и тонким анализом основных свойств человеческой природы; не ограничиваясь отвлеченною аргументациею, он обнаружил в своем исследовании необыкновенное знание жизни и искусное умение освещать теоретические положения разнообразными фактами живой действительности.

В противоположность средневековому миросозерцанию, подчинявшему личность духовному и, светскому авторитету и требовавшему вмешательства власти во все отношения подданных для ограждения приобретенных прав и привилегий и установившихся обычаев, «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита ставит в центре хозяйственного общежития индивидуальную личность. Свойственное ей стремление к благосостоянию придает особый характер её хозяйственной деятельности, побуждая всегда стремиться к получению наибольших выгод при наименьших пожертвованиях. Благоприятный исход борьбы в хозяйственной деятельности индивидуума является, по мнению Смита, наиболее выгодным и для всего общества, благосостояние которого заключается в довольстве входящих в состав его единиц. И если свободная борьба интересов оказывается плодотворной, то естественным является требование невмешательства со стороны государства в хозяйственные отношения. Исходя из этих общих воззрений, Адам Смит дал в своем исследовании систематическую обработку вопросов современной теоретической экономии, экономической политики и финансовой науки.

Первые две книги «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящены общей системе экономической науки. Основное положение, которым начинается исследование, говорит, что источниками богатства нации является годичный продукт труда её членов. Эта трудовая теория стоимости сразу отметила различие между Адамом Смитом и точкой зрения меркантилистов и физиократов. Результаты труда тем значительнее, чем больше его производительность; последняя зависит от разделения труда; разделение труда в обществе вызывает потребность в обмене продуктов. Касаясь обмена, Смит переходит к понятию стоимости и, определив значение потребительной и меновой стоимости, обращается к вопросу о мериле стоимости и отвечает, что таким мерилом является труд, как не изменяющийся в своей собственной стоимости. Но обычным орудием мены, для определения стоимости, являются драгоценные металлы, весьма для того пригодные, ибо цена их мало колеблется; впрочем для сопоставления цен на большом протяжении времени лучшим мерилом сравнения служит хлеб. В состав цены годичного продукта производства, согласно Смиту, входят заработная плата, как вознаграждение за труд (первоначально она – единственный элемент), прибыль, принадлежащая собственникам капитала, и рента, возникающая с установлением частной собственности на землю. Исследуя причины повышения или понижения указанных частей цены товаров, Смит входит сначала в анализ естественной и рыночной цены и излагает закон колебания рыночных цен в зависимости от изменений спроса и предложения.

Вторая книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящена капиталу. Указав, что капитал есть та часть продукта, которая назначается для дальнейшего извлечения дохода, Адам Смит определяет содержание оборотного и основного капитала, и дальше входит в рассмотрение валового и чистого дохода нации и условий накопления капитала. При этом он говорит о производительном и непроизводительном труде, определяя первый как такой труд, который воплощается в материальных благах. Главным источником накопления капитала является бережливость, но важное значение имеет и увеличение производительности труда, и целесообразное применение капитала. В последнем отношении Смит предпочитает приложение капитала к земледелию, где «природа работает с человеком». Третья книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» содержит исторический очерк различных форм промышленности. Четвертая книга посвящена критике учений меркантилизма и физиократов и изложению взглядов Адама Смита на задачи государства в сфере народного хозяйства. Высказываясь вообще за свободу торговли, Смит, однако, одобряет навигационный акт и в ослаблении протекционизма советует соблюдать надлежащую осторожность. От общего требования невмешательства Смит отступает (в пятой книге) в вопросе о народном воспитании, горячо высказываясь за поддержание государством всех учреждений, полезных народу в культурном отношении. В последней книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» Смит излагает теорию налогов, формулирует общие начала правильного налогообложения и вслед за рассмотрением отдельных налогов подробно останавливается на вопросах переложения.

Отдельные вопросы, рассматриваемые Адамом Смитом в его исследовании о народном богатстве, обсуждались многими авторами до него, и среди меркантилистов XVII и первой половины XVIII столетия многие высказывали по частным поводам весьма основательные суждения. Но в этих ранних исследованиях нет сознания законосообразности общественных явлений, нет глубоких общих принципов, связующих воедино разрозненные положения. Этими чертами отличается «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита, но ими же характеризуется школа физиократов, несомненно имевшая на Смита заметное влияние. Не только общее положение о гармонии хозяйственных интересов и вытекающие из него требования свободы и невмешательства, но и некоторые частные исследования, как, например, о капитале, о стоимости и цене и др., получили уже в школе Кенэ надлежащую разработку. Есть известия, что Адам Смит сформулировал свои общие воззрения по экономическим вопросам еще в 1755. Отчасти они нашли выражение в его философском трактате «Теория нравственных чувств», но несомненно, что сближение с физиократами значительно укрепило его в собственных воззрениях, Во всяком случае, однако, за «Исследованием о природе и причинах богатства народов» Смита остается великая заслуга систематического исследования всей совокупности хозяйственных явлений на основании одного общего принципа – хозяйственного интереса личности.

Создав систему, Адам Смит, вместе с тем, основал школу, которой указал и предметы, подлежащие изучению, и приемы исследования. Ближайшие его последователи в Англии и других государствах остались верны его индивидуалистическому анализу общественных отношений, приуроченному исключительно почти к меновому хозяйству, его учению о невмешательстве в промышленную жизнь, его космополитической точке зрения, они усвоили его метод, придав дедуктивному приему исследования еще более абстрактный характер. Реакция, возникшая против классической школы,поколебала некоторые основные положения, установленные Смитом. Время, минувшее со времени выхода в свет «Исследования о природе и причинах богатства народов», прошло для науки не бесплодно, и основные учения Адама Смита получили или совершенно новую (о ренте, о капитале), или более полную и тщательную обработку (о стоимости, цене, о прибыли и заработной плате и др.). Но система и основные задачи науки о народном хозяйстве остаются до сего времени в том виде, как они установлены великим шотландским ученым.

РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

В последней трети XV в. возникло экономическое учение, получившее названиемеркантилизм («мерканте» – итальянское слово, обозначающее купец, торговец). Такое название это у чение получило потому, что оно явилось теоретическим обоснованием экономической политики, защищаемой купцами и выражающей их интересы.

Меркантилизм первой трети XV – середины XVI в. получил название раннего меркантилизма. Его представителями были Стаффорд (Англия), Де Сантис, Г. Скаруффи (Италия).

Главное в раннем меркантилизме – обоснование политики, направленной на увеличение денежного богатства страны, поддержание активного денежного баланса и использование в этих целях запретительных мер. Так, в целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, а денежные суммы, вырученные иностранцами от продажи чего-либо в данной стране, запрещалось вывозить за границу. Раннему меркантилизму было свойственно активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь.

Меркантилизм – первая теоретическая система, отражающая экономические отношения буржуазного общества на ранней ступени его развития. Система общественного разделения труда привела к тому, что натуральное хозяйство стало исчезать, товары производились для продажи, для удовлетворения потребностей рынка. Широкое распространение получили товарно-денежные отношения. Деньги пронизывают всю хозяйственную жизнь, создается впечатление, что они являются главной или даже единственной формой богатства, а накопление золота и серебра – главной задачей. Меркантилизм является монетарной системой, ограничивающей изучение экономических явлений сферой обращения.

ПОЗДНИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Меркантилизм явился первой школой политической экономии и длительное время (с последней трети XV до конца XVII в.) занимал ведущее положение.

Поздний меркантилизм, возникновение которого обычно относят ко второй половине XVI в., имеет существенные отличия от раннего.

1. Поздний меркантилизм отказался от жестких требований раннего меркантилизма в отношении импорта товаров и вывоза денег. Если раньше вывоз золота и серебра рассматривался как крайне отрицательное явление и карался смертной казнью, то представитель зрелого меркантилизма – английский экономист Томас Мен (1571–1641) выступал против жесткой регламентации денежного обращения, был сторонником свободного вывоза денег, считая, что без такой свободы невозможно успешное развитие внешней торговли.

2. Для позднего меркантилизма характерно требование обеспечить активный торговый баланс на основе вывоза готовых изделий из своей страны, а также путем посреднической торговли. В связи с этим были сняты ограничения по вывозу денег за границу. Политика позднего меркантилизма была направлена на развитие промышленности, производство товаров для экспорта, использование активного протекционизма.

3. Определяющей функцией денег поздними меркантилистами признается функция средства обращения.

4. Значительное место в политике, защищаемой поздними меркантилистами, занимало создание монопольных торговых компаний, а также развитие флота и мореплавания. Политика позднего меркантилизма включала и захват колоний.

5. Если раньше меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром как вещами, то поздние меркантилисты под богатством понимали избыток продуктов, т. е. наличие продуктов, превышающее потребности страны. Целью создания такого излишка была продажа его на внешнем рынке, превращение его в деньги. При этом поздние меркантилисты рассматривали деньги не только как средство обращения, но и как капитал.

6. Поздние меркантилисты отстаивали политику высокого налогообложения, что, по их мнению, позволяло аккумулировать в руках государства денежные средства, которые должны были использоваться для поддержания мануфактурного производства и в других целях. Несмотря на поддержку поздними меркантилистами производства, главный источник прибыли они видели в неэквивалентном обмене на внешнем рынке. Производительным они считали только труд, занятый в отраслях, работающих на экспорт и приносящих стране доход.

Меркантилисты отстаивали активное вмешательство государства в экономику. Меркантилизм сыграл прогрессивную роль в истории экономической мысли; он был идеологической основой перехода к рыночной капиталистической экономике. Однако, как отмечал Й. Шумпетер, меркантилизм «представлял собой не столько научное направление, сколько практическую политику, и порожденная им литература, будучи вторичным и побочным явлением, содержит в общем и целом только зачатки науки».

Главные представители позднего меркантилизма: Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Понятие «классическая политическая экономия» впервые использовал К. Маркс, который делил политэкономов на «классиков» и представителей «вульгарной» политической экономии. К классикам он относил У. Петти и последующих экономистов до Д. Рикардо, которые ставили своей целью выявить «действительные законы функционирования капиталистического общества». «Вульгарными» экономистами он называл Ж. – Б. Сэя и других экономистов, которые выступили на арену теоретических исследований в период, когда буржуазия Франции и Англии завоевала власть. После этого, по словам К. Маркса, «пробил смертный час научной буржуазной политической экономии», к периоду завоевания буржуазией политической власти (учение Дж. Милля К. Маркс называл «закатом буржуазной политической экономии»).

Понятие «классическая политическая экономия» используется с изменениями и в современных условиях – его временные рамки расширились. Теперь к классической политической экономии обычно относят и учение К. Маркса, и многих других экономистов различных направлений, включая и тех, кого называют «неоклассиками».

Критерии при выделении «классической политической политэкономии»

1. Подразумевается, что школа остается верной принципам, завещанным первыми учителями экономической науки, и стараются наилучше доказать их, развить и даже исправить, но не изменяя в них того, что составляет их существо» (Ш. Жид, Ш. Рист).

К таким следует отнести (А. Смит, Д. Риккардо):

1. Трудовую теорию стоимости. 2. Признание того, что прибыль является результатом неоплаченного труда рабочих. 3. Признание источником земельной ренты вычет из продукта труда работников сельского хозяйства.

Указанные принципы можно дополнить и другими: перенос центра тяжести исследований из сферы обращения в сферу производства, деление общества на классы, разработку учения о производительном и непроизводительном труде и др.

Классическая школа политической экономии пришла на смену меркантилизму. Основателем классической политической экономии является У. Пети. И хотя Петти по некоторым вопросам еще стоял на позициях меркантилизма, его величайшей заслугой явилось то, что им были заложены основы трудовой теории стоимости. Его учение о ценах (их деление на рыночные, зависящие от спроса и предложения, и естественные, уровень которых зависит от затрат труда и которые лежат в основе рыночных цен) явилось краеугольным камнем теории трудовой стоимости.


Похожая информация.


Психоанализвбзник в начале 90-х годов 19 века из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Фрейд занимался неврозами. На деятельность Фрейда большое влияние оказал Бернгейм.

Катартаческий метод - с помощью гипноза можно оживить в памяти травмированные переживания и эмоции, это позволит вновь их испыитать в результате чего может наступит излечение".

Фрейд называл психоанализ (исследование и интерпритация сновидений, оговорок, забываний) новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа - учение о бессознательном

Три периода учения (три этапа формирования психоанализа);

1. 1897-1905 - психоанализ - метод лечения неврозов с попытками общих заключений о характере душевной жизни. «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Три очерка по теории сексуальности» (1905). В 1902 году формируется кружок психоанализа.

2. 1906-1918 - общепсическое учение о личности и ее развитии. «Тотем та Табу» (1912), «Леонардо да Винче» (1910). В 1910 году - международный интерес. Уход из психоанализа Адлера и Юнга (индивидуальная психология и аналитическая психология). В этот же период идет разработка структуры: сознания, предсознания, бессознательног и влечения (сексуальные, самосохранения).

3. Середина 20-х годов - учение о трех инстанциях -«Я», «ОНО», «Идеальное-Я». Книга Фрейда

«Я и Оно» (1923). Фрейд выделял три сферы психики:

· сознательное имеет свойство переживания;

· предсознательное - скрытое бессознательное, имеет способность сознания.

Бесозиательное вытесненная бессознательная психика.

· Анализ свободных всплывающих ассоциаций;

· Толкование сновидений. Сон - желания, в которых мы не.хотим себе признаться, т.к. они неприемлемы.

· Анализ ошибочных действий повседневной жизни (описки, поговорки, потеря вещей) не случайны и являются выраженными импульсами и намерениями, которые отстранены я должны быть скрыты от сознания.

С их помощью человек выдает свои тайны.

Наблюдается столкновение двух тенденций: желания и цензуры. Под влиянием цензуры происходят вытеснение желания в бессознательное, где оно существует в измененном виде.

Представление о динамике бессознательной сферы. Юессознательное вытеснено и не может бы ; ;, сознательным.

Три образования психики (представления о структуре психики):

· Сверх-сознание - Сверх-Я (моральное ограничение, конфликт между желаемым и запретом I.

· Сознание - Я(частично сознательное и бессознательное, подавитель Оно);

· Предсознание - Оно (бессознательное, руководствуется принципом удовольствия -движущая сила поведения).

Представления о влечениях: сексуальное влечение, влечение к самосохранению и влечение к смерти. Ребенок рождается наполненный сексуальными влечениями, в основе которых лежит энергия «либидо».

Стадии развития ребенка:

· Травма рождения;

· Оральная стадия (до 1 года) - либидо вынесено во вне..

· Анальная (до 3-х лет);

· Фалическая (4-5 лет). Объект либидо - родитель (Эдипов комплекс, комплекс Электры);

· Латентная (] ] -12 лет) - время для овладения культурой.

· Генигтальная (12-16 лет) - окончательный выбор объекта либидо. Ребенок за образец берет отца, мать и переносит влечения на другой объект.

Регрессия - одна из форм защиты. Человек перескакивает на более примитивную стадию (грызет ногти, кусает ручку и т.п.).

Адлер отрицал сексуальную этиологию. Не сексуальное влечение, а чувство неполно ценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторам;" развития каждого. Человек стремиться преодолеть неполноценность. Неполноценность - цель - стил;. жизни.

Юнг - последователь Фрейда. Учение о бессознательном и процессе развития личности. Выделял з психике: сознательное и бессознательное (личное и коллективное бессознательное).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Общая характеристика классического психоанализа.:

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

Наряду с бихевиоризмом и гештальтпсихологией развивается психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939).

На первых порах Фрейд занимается лечением больных неврозами психическими расстройствами людей. Он пытается объяснить симптомы болезни динамикой нервных процессов. Однако ни в физиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, чтоб объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. А не зная причин, приходилось действовать вслепую.

И тогда Фрейд обратился к скрытым, глубинным слоям психики человека. До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.

Фрейд совершил важное открытие, которое перевернуло традиционный взгляд на психику: в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления и влечения, нежели сознание и разум. Так, первостепенную роль в жизни человека играют сексуальные влечения, часто они и являются причинами нервных и душевных заболеваний. Но эти же влечения принимают участие в творчестве высших культурных ценностей человеческого духа.

Фрейд утверждает, что бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа, Итак, Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно ей, в психике человека существуют три сферы: сознание – Я (эго), предсознание - Сверх-Я (суперэго) и бесознателъное – ОНО (ид).

Предсознание состоит из скрытых, или латентных, знаний. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Что касается сознания, то ему Фрейд отводил роль слуги бессознательного. Он даже говорит о том, что сознание бессильно перед бессознательными влечениями (при этом не надо забывать, Фрейд работал прежде всего с больными неврозами людьми, которые действительно не могли отвечать за свои поступки).

Сверх-Я – содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, а Эго-идеал формирует из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов.

Сверх-Я не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется.

Сублимация - это пре­образование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энер­гия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психичес­кие болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конф­ликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологичес­кой защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого челове­ка, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу.


Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

1) вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприят­ных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, пережи­ваний в тех или иных ситуациях из сознания в область бес­сознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окон­чательным, вытесненные мысли не теряют своей активнос­ти в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может не хватать для поддержа­ния деятельности и здоровья человека, в результате вытес нение часто является источником телесных заболеваний пси­хогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энер­гия подавленных желаний присутствует в теле человека, не­зависимо от его сознания, находит свое болезненное теле­сное выражение. Результатом подавления является демон­стративное безразличие к данной сфере реальности. Выде­ляют полное подавление - когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они,были в его жизни, но они косвенно вли­яют на его здоровье и поведение. Вытеснение - это частич­ное подавление, человек «сдерживает» переживания, стара­ется о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожидан­ных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2) отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо со­бытия как «неправды». «Этого не может быть» - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противо­речий в своих суждениях;

3) рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, по­строение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют ис­тинной причине совершенного поступка, а истинная причи­на может человеком не осознаваться;

4) инверсия или противодействие - подмена действия, мыс­ли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диамет­рально противоположные поведение, мысли, чувства (напри­мер, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разоз­лить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5) проекция - бессознательная попытка избавиться от навяз­чивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписы­вание другому человеку своих собственных качеств, мыс­лей, чувств - т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи - обманщики», хотя фактически это мо­жет значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проек­ция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь дру­гому своих негативных личностных характеристик;

6) замещение - проявление эмоционального импульса пере­адресовывается от более угрожающего объекта или личнос­ти к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестрен­ку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собач­ка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

7) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от ос­тальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мыш­ления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не разви­вается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жиз­ни, например в раннее детство, и регрессия приводит к поте­ре памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), про­тиводействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Бессознательное (ОНО) регулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. Это означает то, что бессознательно любой человек стремится прежде всего к получению удовольствия, но при этом должен считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности).

Те желания, которые человек не может удовлетворить, вытесняются (механизм вытеснения) и реализуются в фантазиях. Но такое подавленное и вытесненное желание человека продолжает существовать и ждет только первой возможности, чтобы сделаться активным.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и т. д.) и невротические симптомы.

В психоанализе был разработан целый ряд методов выявления бессознательных комплексов. Главные из них - это метод свободных ассоциаций (говорить все, что приходит в голову) и метод анализа снови­дений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, которая заключается в толковании слов или сновидений пациента.

Таким образом, психоанализ приходит к выводу, что психика шире, чем сознание.

Психоанализ получил развитие в лице Карла Юнга (1875-1961) и Альфреда Адлера (1870-1937).