Последствия раздробленности киевской руси. Предпосылки феодальной раздробленности на Руси, значение, последствия. Наиболее важные причины раздробленности

Курсовая работа

Тема:Предпосылки, причины, последствия феодальной раздробленности на Руси

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Предпосылки феодальной раздробленности на Руси……………………4

2. Причины феодальной раздробленности на Руси………………………...8

3. Последствия феодальной раздробленности на Руси…………………..11

Заключение…………………………………………………………………..…13

Введение

Причины возникновения феодальной раздробленности были предметом споров как среди дореволюционных, так и среди советских ученых. Дворянские и буржуазные авторы были склонны видеть главную причину дробления Руси в изменении порядка наследования княжеств. Действительно, наследственное дробление феодальных владений имело определенное значение. Однако главная причина была глубже. Она вытекала из естественного процесса развития феодальных отношений. К XII в. местные князья и их бояре почувствовали себя настолько сильными, что могли обходиться без помощи великого князя киевского в борьбе с соседями, и особенно в подавлении сопротивления эксплуатируемых крестьян, которое уже в XI в. выливается порой в крупные восстания. Вместе с тем просторы страны настолько расширились, что великий князь и при желании не всегда мог помочь своим окраинным вассалам. Трудно их было и приструнить, если они не хотели повиноваться Киеву. Разумеется, объективная возможность обособления создавалась натуральным характером раннефеодального производства, возможностью обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества.

Процесс выделения удельных княжеств начался еще в период расцвета Древнерусского государства. При сыновьях Владимира Мономаха дробление развернулось с особой силой, в результате чего уже скоро относительно единая Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств, границы которых в основном совпадали с границами древних племенных союзов. В дальнейшем это дробление шло все дальше и дальше.

1. Предпосылки феодальной раздробленности на Руси

Период с 30-х годов XII века по конец XV века считается периодом феодальной раздробленности, когда Киевская Русь распадается на более мелкие самостоятельные княжества.
Процесс выделения удельных княжеств начался еще в период расцвета Древнерусского государства. Первые признаки грядущего распада некогда единого государства проявились еще во времена княжения Владимира Мономаха (1113-1125) и Мстислава Великого (1125-1132), но тогда они были преодолены в силу личных качеств этих выдающихся государственных деятелей. Однако уже к середине XII века дробление развернулось с особой силой, в результате чего уже скоро относительно единая Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств, границы которых в основном совпадали с границами древних племенных союзов, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В дальнейшем это дробление шло все дальше и дальше.

В период феодальной раздробленности на Руси особенно выделились три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская республика.

В XII веке Киевское княжество утрачивает значение политического центра Руси, однако киевский князь остается первым среди князей. После смерти Мстислава великого в 1132 году начинается борьба за киевский престол. Сначала престол в Киеве занимает Ярополк, следующий по старшинству сын Мономаха. Но сохранить мир ему не удается: начинается очередная княжеская усобица между Мономаховичами и Ольговичами. Сын Олега Гориславича Всеволод, который правил в Чернигове, попытался, используя половецкую конницу, захватить Киев, но эта попытка провалилась. Это выступление заставило сыновей Мономаха (Ярополка, Юрия и Андрея) сплотиться против общего врага – Всеволода Ольговича, которого, правда, поддерживали внуки Мономаха, оттесняемые старшими из рода Мономаховичей. В 1139 году Ярополк умер бездетным. Киевский престол наследовал старший из оставшихся в живых детей Мономаха Вячеслав, но вскоре он был изгнан оттуда Всеволодом Ольговичем. После его смерти в 1146 году киевский престол вновь вернулся к Мономаховичам, точнее он оказался у внука Владимира Мономаха Изяслава Мстиславича. Правда, в этом случае остались в стороне сыновья Мономаха и, прежде всего, ростовский князь Юрий Владимирович (Долгорукий), который не замедлил предпринять поход против своего родственника. С этого времени начинается почти десятилетняя усобица за киевский престол, который переходил постоянно из рук в руки. В ходе этой борьбы Юрий Владимирович захватил ненадолго киевский престол, став великим киевским князем, сохранив при этом свои владения на северо-востоке Руси. Затем киевский престол перешел к внуку Олега Гориславича Святославу Всеволодовичу. Во время его правления уже в полной мере стал очевиден упадок Киева: основной заботой киевских князей стала борьба с Владимиро-Суздальским княжеством, которое с каждым годом все больше и больше набирало силы. Второй заботой киевских князей была борьбы с половцами. Если с половцами удавалось справиться, опираясь на поддержку других русских княжеств, то Северо-Восточная Русь представляла серьезную опасность. В 1169 году Киев был взят и разграблен владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Владимировича. Впервые Киев подвергся осаде и штурму со стороны не внешних врагов, а со стороны своих же, русских князей. Стоит отметить, что некоторая передышка в междоусобной борьбе наступила во время совместного княжения в Киеве Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича. Во главе Киевской земли было поставлено два князя для того, чтобы избежать впредь очередных усобиц. Вновь война за киевский престол вспыхнула в начале XIII века между Рюриком Ростиславичем и его новым соправителем Романом Мстиславичем Волынским. И опять не обошлось без вмешательства владимиро-суздальского князя, на этот раз Всеволода Большое Гнездо. Киев несколько раз доставался то одной стороне, то другой. Победителем стал в конечном итоге Рюрик, которого поддерживали половцы. Войска в недавнем великого киевского князя разграбили Софийский собор и Десятинную церковь, половцы увели с собой в степь массу населения. Однако вскоре Рюрик был схвачен Романом Мстиславичем, и его постригли в монахи, лишив тем самым права на занятие киевского престола. Но и новому великому князю Роману Мстиславичу удалось совсем недолго покняжить в Киеве: он был убит во время охоты в 1205 году.

Обособление Черниговского и Северского княжеств в XII веке носило объективный характер. Причиной обособления Чернигова было не только то, что город перешел в руки Олега Святославича, а затем оставался в руках его потомков. Гораздо большее влияние на процессы разобщения оказали экономические факторы. Сам Чернигов стал одним из крупнейших городов Руси. Здесь сформировалось мощное боярство, здесь был свой епископ. Город располагался на пересечении важнейших торговых путей. Под властью Чернигова была собрана значительная территория: от Тамани до Смоленска, от вятических лесов до половецкой степи. На этой огромной территории за время существования Киевской Руси выросло и окрепло значительное число городов, таких как Новгород Северский, Путивль, Любеч, Курск. В 40-50-е годы XII века началось обособление северских земель. Особые отношения у черниговских и северских князей были с половцами: они были то противниками, то союзниками. В течение всей второй половины XII века черниговские князья активно боролись за киевский престол с Мономаховичами, хотя сам Киев все больше и больше утрачивал свое былое значение. Это борьба, как было сказано выше, закончилась в пользу Святослава Всеволодовича, внука Олега Гориславича, который не только добился киевского престола, но и сохранил за собой титул князя Черниговского. Именно во времена его правления произошел знаменитый поход на половцев северского князя Игоря, воспетый в «Слове о полку Игореве».

Киевский князь Святослав Всеволодович совместно с переяславскими, волынскими и галицкими князьями предпринял поход на половцев, кочевавших во главе с ханом Кобяком в районе днепровских порогов. Этот поход был удачен для русских войск. Одновременно северский князь Игорь в союзе с курским князем Всеволодом предпринял поход на донских половцев, которых возглавлял хан Кончак. И здесь князья одержали победу. В 1185 году хан Кончак выступил в ответный поход. Киевское войско во главе с князем Святославом отразила этот удар, а затем нанесло еще одно поражение половцам уже в степях, захватив много добычи и пленников. Когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь, князь северский, решил ударить по ослабленным половецким силам. 23 апреля 1185 года северское войско во главе со своим князем самостоятельно вышло в поход. Между Северным Донцом и Азовским морем русское войско натолкнулось на первые половецкие кочевья и разбило их. Но вскоре на помощь половцам подоспели свежие силы во главе с ханом Кончаком. Три дня на берегу реки Каялы, неподалеку от Азовского побережья продолжался бой между русским и половецкими войсками. Русские были почти полностью уничтожены, Игорь и некоторые бояре взяты в плен. В дальнейшем Игорь бежал из плена, а в 1198 году, оставшись старшим в роду Ольговичей, стал великим князем Черниговским. Он оставался княжить в Чернигове вплоть до своей смерти в 1202 году.

2. Причины феодальной раздробленности на Руси

Причины возникновения феодальной раздробленности были предметом споров как среди дореволюционных, так и среди отечественных ученых. Дореволюционные авторы были склонны видеть главную причину дробления Руси в изменении порядка наследования княжеств. Действительно, наследственное дробление феодальных владений имело определенное значение.
Однако главная причина была глубже. Она вытекала из самого процесса развития феодальных отношений. Одной из политических причин феодальной раздробленности следует считать постоянные княжеские усобицы. Князья стремились захватить наиболее выгодные земли для своего княжения, а также, опираясь на местное боярство и собственные дружины, пытались закрепиться на этих территориях. К XII в. удельные князья и их бояре почувствовали себя настолько сильными, что могли обходиться без помощи великого князя киевского в борьбе с соседями, и в подавлении сопротивления населения, которое уже в XI в. выливается порой в крупные восстания. Вместе с тем просторы страны настолько расширились, что великий князь и при желании не всегда мог помочь своим окраинным вассалам. Трудно их было и приструнить, если они не хотели повиноваться Киеву. Объективная возможность обособления создавалась натуральным характером раннефеодального производства, возможностью обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества.
Вторая причина – это упадок Киевской земли и собственно Киева. Население столицы и близлежащей округи начало искать другие, более благоприятные, для жизни регионы, убегая от постоянных половецких набегов и княжеских усобиц. Оно уходило чаще всего на запад, в сторону Карпат, или же на север, в леса вятичей и на верхнюю и среднюю Волгу. Там уже кочевники не были страшны: они туда просто не доходили, а князья не спорили за эти окраинные территории. Еще одной из причин, приведших к упадку Киева, стало перемещение торговых путей, которые теперь обходили столицу Древнерусского государства стороной.

Но это были не главные причины. Главное – это экономические предпосылки. В период существования Киевской Руси продолжали крепнуть основы феодализма: все большие территории попадали под власть бояр, образовывались феодальные вотчины, а вместе с ними росло и число зависимых крестьян. Бояре старались получить как можно больший доход, поэтому они увеличивали натуральную ренту (оброк) и отработки, выполняемые зависимым населением. Рост доходов делал бояр экономически самостоятельными. К этому стоит добавить, что за спиной каждого могущественного боярского рода стояли многочисленные вассалы и, как правило, церковные иерархи. Бояре сами хотели быть полновластными правителями на своих территориях. Многие из них уже обладали к тому времени феодальным иммунитетом (правом невмешательства князя в дела вотчины).
Но и великий князь, со своей стороны, хотел сохранить всю полноту власти. К тому же он считался верховным собственником всех земель и верховным правителем государства и поэтому заставлял бояр и их вассалов участвовать в многочисленных походах. Это отрывало бояр от их вотчин, мешало вести хозяйство. Бояре начинали тяготиться службой у князя, стремились уклониться от нее, что, конечно, приводило к многочисленным конфликтам. Добившись экономической самостоятельности, бояре начали претендовать на самостоятельность политическую. Получив политическую самостоятельность, бояре не только сохраняли бы часть своих доходов, но и могли бы с еще большим успехом противостоять народному недовольству. Для них было важно не благосостояние далекого, как правило, Киева, а благополучие своей собственной земли.

Рост столкновений крестьян и горожан с боярством также стал одной из причин раздробленности. Местные бояре стали приглашать в свои земли князя с дружиной, но теперь они видели в нем исключительно военную силу, не вмешивающуюся в дела управления. В качестве вознаграждения князь получал вотчину. Хотя нередко князь претендовал на более широкие полномочия, чем просто военные или полицейские функции.
Третья экономическая причина – это непрочные экономические связи между княжествами и господство натурального хозяйства (производство не для продажи, а для собственного потребления). Однако стоит отметить, что натуральное хозяйство было присуще и хозяйству уже единой России конца XV века. На данном этапе можно говорить о том, что натуральное хозяйство способствовало сохранению небольших самостоятельных феодальных мирков, практически никак не связанных друг с другом.
Четвертой причиной раздробленности можно признать рост и усиление городов как новых политических и культурных центров. К середине XII уже насчитывалось в общей сложности около 250 городов. Они становились центрами для той или иной земли, сплачивая вокруг себя деревенскую округу. Именно богатая верхушка городов противостояла довольно активно

власти великого киевского князя.

3. Последствия феодальной раздробленности на Руси

Период феодальной раздробленности нельзя оценить однозначно. Еще раз повторимся, это был закономерный этап развития, приведший в конце концов к объединению русских земель под началом Москвы, но уже на несколько иной основе, чем та, которая объединила восточнославянские племена в Древнерусское государство.

Среди положительных черт раздробленности стоит назвать дальнейший рост городов и вотчинного хозяйства (на тот момент это была наиболее прогрессивная форма хозяйствования), позволивший регионам действовать как полноценные самостоятельные государства (Новгород, Галич). Продолжалось развитие ремесла, культуры, строились замечательные соборы и гражданские здания, появлялись значительные памятники письменности (например, “Слово о полку Игореве”). Набирала силу Православная Церковь.
Но были и отрицательный черты. Прежде всего, это продолжающиеся усобицы между князьями, которые не только наносили колоссальный вред простому населению, но и ослабляли обороноспособность страны. Политический распад страны привел к активизации половцев. Раздробленная Русь не смогла противостоять в дальнейшем монголо-татарскому войску.
Однако даже в период феодальной раздробленности оставалась связь между, казалось бы, полностью обособленными территориями. Таких связующих нитей было несколько. Во-первых, это исторический авторитет Киева и власть киевских князей. Во-вторых, это влияние церкви. Киевский митрополит был главой всей русской православной церкви. К тому же во время княжеских усобиц церковь, как правило, выступала за единство русских земель. В-третьих, население бывшего Древнерусского государства продолжало считать себя единой общностью, продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли.

Заключение

В период раздробленности на Руси продолжается развитие раннефеодального государства. Относительно централизованная Древняя Русь распадается на массу крупных, средних, мелких и мельчайших государств. По своим политическим формам даже мелкие феодальные владения пытаются копировать Киевское государство.

В этот период появляется принципиально новая форма правления - республика. Широко известны Новгородская и Псковская феодальные республики. Менее известна Вятка, бывшая первоначально колонией Новгорода, а затем подобно Пскову ставшая самостоятельным государством.

Все рассмотренные феодальные державы объединяются в принципе единой правовой системой, в основе которой лежит эпохальный правовой акт - Русская Правда. Ни в одном княжестве не создается нового закона, способного хоть в какой-то мере заменить собой Русскую Правду. Формируются лишь ее новые редакции. Только в феодальных республиках (и это неслучайно) создаются новые крупные законодательные акты.

Феодальная раздробленность на Руси, как и в других районах страны, была неизбежным этапом развития государства. Но эта неизбежность дорого обошлась нашему народу. В XIII в. на Русь навалились монголо-татарские орды.

Список использованной литературы

1. Памятники русского права. Вып. I-VIII. М., 1952- 1961.

2. Российское законодательство Х - XX веков. Т. 1 - 9. Под общ. ред. О. И. Чистякова. - М., 1984 - 1994.

3. Статут Великого княжества Литовского 1529 г. Минск, I960.

4. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ч. l.M.,1990.

5. Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х томах. М., 1960.

6. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.

7. Деникин А. И. Очерки русской смуты. В 2-х томах. М., 1991.

Киевская Русь не являлась централизованным государством, её распад был закономерным.

На Руси период феодальной раздробленности начинается с 30х г.г. XII в. В 1132 г. умирает великий князь киевский Мстислав (1125–1132), сын Владимира Мономаха. На месте единого государства возникли суверенные княжества, по масштабам равные западно-европейским королевствам. Раньше других обособились Новгород и Полоцк; вслед за ними- Галич, Волынь и Чернигов и т.д. Продолжался период феодальной раздробленности на Руси до конца XV в.

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, многооб­разны.

1. Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства в экономике, способствова­ла изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них обеспечивала себя продуктами и потребляла их, товарный обмен отсутствовал.

Росли и укреплялись города как новые центры.

2. Также существовали социально-политические предпосылки. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевла­дельцев, стремились к политической самостоятельности . Шел процесс "оседания дружины на землю". В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту . Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; рента взимается собственником земли с тех, кто проживает на этой земле и пользуется ею.

В этот период изменяется система государственного управления: десятичная заменяется дворцово-вотчинной. Формируются два центра управления: дворец и вотчина. Все придворные чины (кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно являются государственными должностями в пределах каждого отдельного княжества, земли, удела и пр.

3. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути "из варяг в греки", объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает свое значение славянского го­сударственного центра. В XII в. от него отделяется целый ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств. Внутри этих княжеств складывались более мелкие феодальные образования, процесс дробления углублялся.

В XII-XIII вв. большое развитие получила система иммунитетов, освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободного "отъезда", то есть право менять сюзеренов.

Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были ана­логичны системам органов раннефеодальных монархий: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

Последствия раздробленности.

С одной стороны, являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры.

С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

Однако Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы.

Становление и развитие Церкви в Русском государстве.В-8

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Но крещение Руси не следует представлять, как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией, выразилось в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал жить митрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Киевский митрополит был главой церкви на Руси. Свою власть он осуществлял с собором епископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели право административного надзора над всеми епархиями (“епархия” – греч. “провинция”) русской церкви; вместе с собором они вершили суд над епископами, обвиненными в канонических преступлениях.

О большинстве митрополитов XI столетия до нашего времени дошли крайне скудные сведения, об одних – просто упоминание в Летописи, о других известно чуть больше. Почти все митрополиты киевской эпохи были греками, то есть людьми греческой культуры. По мнению историка XIX века Е.Е. Голубинского “митрополиты, вступление которых на кафедру отмечено в летописях и о вступлении которых говориться как о приходе “приде митрополит”, все были греки”. Вероятно, многим из них славянский язык был либо совсем неизвестен, либо они им овладевали уже на Руси. Незнание языка не могло не затруднять их отношений с духовенством и народом.

Но греческое происхождение первых митрополитов Киевских имело и благие последствия для Церкви и Русского государства. Их независимость от местного великого князя в известной мере ограждала церковь от неправомерного вмешательства в ее внутренние дела со стороны княжеской власти. А в эпоху, когда началось дробление русской земли на уделы, независимые от князей митрополиты оставались средоточием и символом единства Руси. В княжеских междоусобицах они являли себя миротворцами, гарантами соблюдения княжеских договоров.

В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В начале они тоже были греческого или южнославянского происхождения. Но уже к середине XI их большинство стали составлять русичи. Что касается прав и обязанностей епархиального епископа Киевской Руси, то он, как этого требовали каноны, был верховным учителем паствы, первосвященником и главным начальником над клириками своей церкви. Кроме того, епископ был обыкновенно советником удельного князя в государственных делах. В княжеских распрях епископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствами они скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест для целования.

Епископы участвовали и в поставлении князей на великокняжеский и удельные престолы. Таким образом, церковь через епископа благословляла князя на княжение. В князьях епископы видели защитников и слуг церкви, и когда те совершали клятвопреступления, беззакония и насилия, церковь их обличала. Коллегиальным помощником древнерусского епархиального архиерея был своеобразный пресвитериум – епархиальное духовенство собиралось в так называемое соборное воскресенье на “соборики”, которые обсуждали важнейшие церковно-административные и пастырские дела. Для ведения церковно-судебных, хозяйственных и финансовых дел привлекались и светские чиновники из бояр.

Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после ее крещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количеству существовавших тогда церквей. Из летописей известно, что киевский пожар 1124 года истребил 600 церквей. Это известие говорит о том, что Киев в исторически малое время после крещения Руси по числу церквей сравнялся с древними центрами христианства. И в Киеве и во всех епархиях также устраивались монастыри, которые были основными поставщиками русского епископата.

Влияние Церкви на становление государственности.В-8

О религиозно-нравственном облике древнерусского человека, может быть, вернее всего можно судить по хрестоматийному “Поучению” Владимира Мономаха. Это сочинение не епископа, не монаха, не духоносного избранника из мирян, а князя, церковью не прославленного, воззрения которого были типичны для всей княжеско-боярско-дружинной среды и близки к общенародным представлениям о жизни и ее высших ценностях. То обстоятельство, что Владимир Мономах был великим государственным деятелем, ничего не меняет, не выделяет его из среды, к которой он принадлежал, в которой складывался его нравственный облик. Чему же учит этот умудренный опытом человек своих детей? “Страх имейте Божий в сердци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру”. “Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицю оправите сами, и не вдайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убити его“. Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти - “аще будет повинен смерти”, то все равно “не погубляйте никакоже христьяны”. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн. Все споры можно решать добром. С теми же, кто жаждет войны (“мужами крови”), достойным князьям не по пути. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит ей почетное место. И так же понимали жизнь, свое назначение и свой долг современники Владимира Мономаха, русские люди XI – XII веков. Для спасения необходимо жить по совести.

Нравственно, духовно Русь за одно столетие претерпела глубинный переворот, равного которому она уже не знала. Как писал А.И. Солженицын “Русь не просто приняла христианство, она полюбила его всем сердцем, она расположилась к нему всей душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в названии жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, с ним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам – свои предрассветья, его потам свою выдержку, его праздникам – свой досуг, его странника – свой кров и хлебушек”.

На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси название Кормчей (одной из частей которой являлась потом Русская Правда). В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, Новые землевладельцы, новые землевладельческие обычаи, новые законы и суды. Для того чтобы оценить, какие происходили изменения, необходимо ознакомиться с некоторыми чертами общественного быта Руси в дохристианское время.

Государство, в котором мы живем, имеет право и в то же время обязанность карать виновных за преступления и проступки и по возможности предупреждать всякое нарушение порядка и права. Вор или убийца отыскивается и наказывается независимо от того, просят об этом или не просят потерпевшие люди. В древнейшее время это было не так. Князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось “обидой”, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или его род. Человека защищал не князь, а свои, близкие ему, люди. Обычай “кровной мести” и вообще мести был так крепок и широко распространен, что его признавало даже тогдашнее законодательство. Иначе и быть не могло в таком обществе, где княжеская власть была еще слаба, где князь бывал иноплеменником и жил, окруженный дружиной таких же иноплеменников. Сами славяне имели такие же союзы и сообщества. Они жили или родами или общинами. Человек, принадлежавший к какому-нибудь союзу, пользовался защитой рода, общины, дружины, товарищества, и мало надеялся на князя. Лишенный покровительства своих близких, прогнанный из какого-либо сообщества, человек становился беззащитным, потому что никто не считал себя обязанным прийти к нему на помощь. Его можно было убить и остаться без всякого наказания и возмездия. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались изгоями, они были как бы “изжитые”, выкинутые из жизни люди.

Роды жили замкнуто, чуждались один другого и враждовали между собой. Семейный быт отличался грубостью, тем более что везде существовал обычай многоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до своего крещения тоже придерживался этого обычая. Положение женщины в семье, особенно при многоженстве, было очень нелегко.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Это существовало с незапамятных времен. Главным источником рабов был плен. Свободные назывались термином княжи мужи, рабы носили название челядь (в единственном числе – холоп). Положение рабов было очень тяжело, они рассматривались, как рабочий скот, не могли иметь собственного имущества. Холоп мог найти себе защиту только у своего господина, когда господин его прогонял или отпускал, раб становился изгоем и лишался покровительства и пристанища.

В языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено. Грубая сила господствовала в обществе и человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения.

Христианская церковь не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковной практикой она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: “воспрещать злым и казнить разбойников”. Князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, он должен блюсти в ней порядок. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они “имели приязнь” к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия. Церковь всячески поддерживала авторитет князей, смотря на них, как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобицах, духовенство старалось мирить и учить, чтобы они чтили старейших и не переступали чужого предела. Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собой пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образовала собою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. И как бы ни был, слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански – как на свободного человека. В церкви не существовало рабства: рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Применяя в своих судах законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек и христианин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. Постепенно изменялся и смягчался взгляд на раба, дурное обращение с рабами стало почитаться “грехом”. Оно еще не каралось законом, но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. В то время, как княжеская власть была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось, прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

Предпосылки феодальной раздробленности. Особенности общественно политического строя Руси в период раздробленности.В-9

В Древнерусском государстве господствовал феодальный способ производства, который характеризовался господством натурального хозяйства и, соответственно, слабыми внешнеэкономическими связями между княжествами. Государство объединяло множество земель, в которых со временем стал появляться ряд особенностей. По мнению профессора С.В. Юшкова они заключались: * в разных степенях интенсивности процесса феодализации; * большей или меньшей степени закрепощения сельского населения; * в способах превращения свободных производителей в феодально зависимое крестьянство; * большем или меньшем значении в политической жизни основных видов феодальных владений - княжеского обмена, церковных или боярских сеньорой; * в процессе возникновения и правовом оформлении класса феодалов и класса зависимого крестьянства; * в большей или меньшей роли князя, боярства или городского населения. С усилием княжеств и развитием крупных земельных владений эти особенности обусловили центробежные тенденции и усложнили сохранения единства Древнерусского государства. Дальнейшее развития феодального способа производства в условиях господства натурального хозяйства, по мере одновременного упадка велико- княжеской власти сделало неизбежной политическую раздробленность Руси. В XII века Древнерусское государства распалось на ряд самостоятельных феодальных княжеств, земель и уделов, а со временем дробление на более мелкие владения усилилось. Феодальная знать в местных центрах (Новгороде, Смоленске, Чернигове, Переславле и др.) смогла создавать свой государственный аппарат, вполне способный помимо великокняжеской власти защитить феодальные земли, прикрывать захват феодальными массами захваченных земель. Территория Древнерусского государства стала ареной междоусобных феодальных распрей, что прежде всего отразилось на положении народных масс, которое стало независимым. В период феодальной раздробленности на Руси формально продолжала существовать единая монархия с политическим центром сначала в Киеве, а затем во Владимире. Но политическая власть киевских князей потеряла свою значимость. Само место великого князя и его земли стали объектом борьбы между крупными феодалами. Таким образом, в начале XII века Русь вступает в период так называемой феодальной раздробленности, причинами которой стали: * дальнейшее развитие феодальных отношений; * усиление могущества верхушки феодалов; * ослабление связи великокняжеской власти княжествами; * падение экономического и политического значения Киева. На территории Руси образовалось 12 государств-княжеств: Ростовско-Суздальское, Мурманское, Рязанское, Смоленское, Киевское, Переяславское, Галицко-Волинское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Новгородская земля. Внутри некоторых из них продолжался процесс разделения на более мелкие княжества-владения. Какие же основные черты периода феодальной раздробленности? В условиях феодальной раздробленности усилилась эксплуатация крестьянства, постепенно сократилось число свободных общинников, община попала под власть земледельцев. Ранее свободные общинники стали феодально зависимыми. Ухудшение положения крестьян и городских низов выражалась в различных формах, участились восстания против феодалов. Неотъемлемой чертой феодального общества и государства в этой период была взаимозависимость владения землей и политической власти: крупные землевладельцы имели большую власть, чем владельцы более мелких вотчин. В XII-XIII вв. широкое распространение получили так называемые иммунитеты. Иммунитет - это предоставление землевладельцу специальной грамоты (иммунитеты грамоты), в соответствии с которой он осуществлял в своей вотчине самостоятельное управление и судопроизводство. Он одновременно нес ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Со временем владелец иммунитетной грамоты становился государем и подчинялся князю лишь формально. В общественном развитии Руси достаточно отчетливо проявляется иерархическая структура феодального землевладения и, соответственно, сеньориально-вассальные отношения внутри класса феодалов. Главным сюзереном был великий князь - осуществляющий верховную власть и являющийся собственником всей земли данного княжества. Бояре, будучи вассалами князя, имели своих вассалов - средних и мелких феодалов. Великий князь раздавал вотчины, иммунитентные грамоты и обязан был решать спорные вопросы между феодалами, защищать их от притеснений соседей. Его вассалы за это должны были выполнять определенные обязанности: нести военную службу и осуществлять управление землями в качестве наместников, волостелей и доводчиков. Иногда бояре оказывали материальную помощь великому князю. Система формирования вооруженных сил, ополчения и феодальных дружин, также была построена по иерархической структуре. Она давала реальную власть феодалам в отношении зависимого крестьянства. Типичной чертой периода феодальной раздробленности была дворцово-вотчинная система управления. Центром этой системы был княжеский двор, а управление княжескими землями и государством не было разграничено. Дворцовые чины (дворецкий, конюший, сокольничий, чашничий и др.) выполняли общегосударственные обязанности, управляя определенными территориями, осуществляя сбор налогов и податей. Правовые вопросы в период феодальной раздробленности решались на основе "Русской правды", обычного права, различных договоров, грамот, уставов и др. документов. Межгосударственные отношения регулировались договорами и грамотами ("доконченное", "ряд", "крестное целование"). В Новгороде и Пскове в XV в. появились свои правовые сборники, разработанные в развитии "Русской правды" и церковных Уставов. В них были, кроме того, реализованы нормы обычного права Новгорода и Пскова, грамоты князей и местное законодательство. Следует отметить их развитие международного права. Об этом свидетельствуют договора Новгорода со Швецией, Норвегией, Левонским орденом: Галицко-волынской Руси с Польшей, Литвой, Венгрией и др. государствами.

Особенности государственного строя Новгорода и Пскова. В-10

Э ти государственные образования сложились на севе­ро-западе Руси. Для них были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономиче­ский вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Основным экономическим фактором была не земля, а капитал . Это обусловило особую социальную структуру общества и необыч­ную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское (псковское) боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился свое­образный республиканский (феодальный) строй .

Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях, потребовало создания более демок­ратического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с "заграницей" ("гости"). Городское население делилось на патрициат ("старейших") и "черных людей". Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях из смердов-общинников и зависимых крестьян (половников), работающих "из полу" за часть продукта на господской земле; закладников, поступивших в кабалу, и холопов.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществ­лялось через систему вечевых органов : в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя .

На вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избира­емых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно . Имелись канцелярия и архив ве­чевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дья­ками. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет, включавший наи­более влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

Высшими должностными лицами "Господина Великого Новгорода" были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Посадник - исполнительный орган веча, избранный им на срок один ― два года. Он руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, пред­ставительствовал во внешних сношениях. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ был хранителем государственной казны, контроле­ром торговых мер и весов. (Основная его роль - духовное главенство в церковной иерархии).

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функ­ции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную; и судебную деятельность разделял с посадником. Князю по догово­рам с городом запреща­лось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгород­ских волостей своим приближенным, запрещалось управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, изда­вать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан.

Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управляющиеся на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород .

Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Политическая и государствен­ная организации Пскова повторяли новгородскую : вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого - два степенных посадника. Существовало шесть концов, двенадцать пригородов. Административное деление производилось на округа (губы), полости, села.

Источниками права в этом регионе были: Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностран­ное законодательство. В результате кодификации XV в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.

От Новгородской судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводстве. Судебными правами обладали все органы власти и управления (вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста). Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были: дьяки, приставы, "позовники", писцы, межники, подверники и др.

Псковская судная грамота 1467 г. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное право, судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений .

Взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой. В-11 Сильные и большие города Новгород, Псков, Смоленск, которые кочевники не смогли разгромить во время походов в 1237-1238 годах, выступили против признания зависимости от монгольского хана. Попытку открытого выступления против сложившегося порядка предпринял великий Андрей Ярославич. Заключив союз с сильнейшим южнорусским князем Данило-Романовичем Галицко-Волынским, и решили вступить в борьбу с Ордой. В 1257 году они выгнали из Галицких и Волынских городов ордынцев, чем навлекли на себя в 1259 году Бурундуеву рать, сопротивляться которой у Даниила и Андрея Ярославича сил не было. К тому же политика, направленная на организацию сопротивления монголо-татарским завоевателям, не была поддержана значительной частью светских и церковных феодалов - многие князья (углицкие, ярославские, ростовские) давно наладили отношения с монгольскими ханами, которые оставили их "править". Феодалы предпочитали признать верховную власть ордынского хана и пожертвовать в пользу завоевателей часть феодальной ренты, собираемой с зависимого населения, чем рисковать лишиться своих княжений, которые могли при помощи монголы-татар перейти к более "дальновидным". Такую же политику проводила православная церковь. После такой неудачной попытки выступить против завоевателей все князья Северо-Восточной Руси признали верховную власть ордынского хана. В 1259 году на русскую землю приехали монгольские чиновники, чтобы провести перепись и обложить население тяжелой данью, что означало окончательное установление ига. Русские города сопротивлялись проведению переписи и только с помощью силы монголам удалось осуществить задуманное. Насилие и злоупотребление откупщиков ордынской дани вывали целую волну народных антитатарских восстаний. В 1262 году жители многих русских городов собрали вече и "выгнали из городов из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля ордынских ставленников. Многочисленные антитатарские выступления первых десятилетий после Батыева нашествия потерпели поражения. "Черным людям", поднимавшимся на борьбу с захватчиками, противостояли не только войска ордынских ханов, но и свои собственные феодалы. Но их усилия не пропали даром. Значение борьбы народных масс против ненавистного иноземного ига было исключительно велико. Именно благодаря этой борьбе Северо-восточная Русь обязана своим положением по отношению к другим завоеванным землям. В отличие от других стран, завоеванных кочевниками, Русь сохранила свой политический и общественный строй. На русской земле никогда не было монгольской администрации. Великий князь Александр Ярославич Невский проводил по отношению к Золотой Орде осторожную и дальновидную политику. Он старался поддерживать с ханом мирные отношения, чтобы предотвратить новые опустошительные вторжения и восстановить страну. Главное внимание он уделял борьбе с крестоносной агрессией и сумел обезопасить северо-западную границу. Такую же политику продолжали и большинство его приемников. Александр, понимая, что в военном плане Русь была бессильна перед ордой, пошел на поклон ханам и обеспечил Северо-восточной Руси необходимое время на восстановление нанесенных Батыем разрушений. Александр Невский видел для Руси один путь: власть великого владимирского князя должна стать в Северо-восточной Руси единодержавной, хотя и, быть может, на довольно длительное время зависимой от Орды. За мир с Ордой, за спокойствие на Русской земле надо было платить. Александру пришлось оказать содействие ордынским чиновникам в переписи русских земель для регулярного взимания дани. Влияние Орды распространялось как на политические, так и на экономические аспекты жизни Северо-восточной Руси. Но Александр развил очень бурную деятельность, Александр был вызван в Орду и умер на обратном пути при загадочных обстоятельствах. Орде была выгодна смерть Александра, и политика сталкивания претендентов на великокняжеский престол после его смерти. Многие ученые спорят о том, кто из князей Андрея или Александра Ярославичей в отношении Орды вел правильную политику: сопротивление или взаимодействие. С северо-западных границ на Русь нападали шведы, которые тоже хотели иметь влияние на русские земли. Александру предстоял выбор шведы или монголо-татары, и из двух зол он выбрал «меньшее», т. к. Золотая Орда сохраняла территориальную и политическую независимость Руси, а шведы обязательно хотели присоединение и собственного управления русскими землями, а это означало уничтожение суверенитета и государственности Руси.

Источники права периода феодальной раздробленности.В-12

В период феодальной раздробленности была принята Псковская Судная Грамота и Новгородская грамота (от нее сохранился фрагмент, посвященный процессуальному праву 70-е гг. 15 в.). Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были дьяки, приставы, писцы, межники, подверники.

1462 г. - первое упоминание о Псковской Судной Грамоте

1397 г. - согласно 2-му упоминанию (это начало работы над Псковской Судной Грамотой, а 1467 г. - окончательная дата). ПСГ датируется 1462 - 1467 гг.

Псковая Судная Грамота состояла из 120 статей. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентировались гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассматривались некоторые виды политических и государственных преступлений, отсутствует деление на отрасли права и нет определений. Источниками являлись обычное право, грамоты князей Константина и Александра, а также вечевое законодательство, Русская Правда, судебная практика, иностранное законодательство.

Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

9. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся экономическим усилением вотчинных владений и политической децентрализацией государства.

Период феодальной раздробленности на Руси охватывает время со второй половины XII до нач. XIV в. Процесс этот начался после смерти великого князя Мстислава (1125–1132), когда княжества и земли Руси стали выходить из повиновения центральной власти. Для наступившей новой эпохи были характерны длительные кровопролитные междоусобицы князей, войны за расширение земельных владений.

Наиболее важные причины раздробленности

1. Раздел единой территории государства между наследниками в условиях отсутствия юридически обоснованного права престолонаследия. Формально начало «удельного периода» относится ко времени завещания Ярослава Мудрого в 1054 г., по которому он посадил своих сыновей для управления страной в разных русских областях. Разделы княжеских земель между наследниками, ставшие особенно ощутимыми к XIII в., усугубляли дробление княжеств-государств.

2. Господство натурального хозяйства. Феодальное хозяйство в это время в основном носило натуральный характер, было замкнутым. Экономические связи с центром были слабы, а военно-политическое могущество местной власти неуклонно усиливалось, поэтому города постепенно превратились прежде всего в ремесленно-торговые центры для окрестных земель.

3. Укрепление собственности феодалов на землю. Многие города представляли собой феодальные усадьбы, крепости князей. В городах создавались местные аппараты власти, их главной задачей было поддержание авторитета власти местного князя.

4. Ослабление внешней угрозы – половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава.

5. Падение престижа Киева, связанное с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море. Кроме того, Киев был практически разрушен в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия.

Последствия феодальной раздробленности. Нельзя однозначно судить о времени раздробленности как периоде упадка. В это время растут старые города, появляются новые (Москва, Тверь, Дмитров и др.). Складываются местные аппараты власти, которые помогают в управлении, выполняют полицейские функции, собирают средства для проведения самостоятельной политики отдельных княжеств. На основе «Русской Правды» складываются местные законодательства. Таким образом, можно говорить об общем подъеме русских княжеств в XII – нач. XIII в. С другой стороны, падение военного потенциала Руси привело к тому, что процесс внутреннего социально-экономического и политического развития был прерван внешней интервенцией. Она шла тремя потоками: с востока – монголо-татарское нашествие, с северо-запада – шведско-датско-немецкая агрессия, с юго-запада – военные нападения поляков и венгров.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

От феодальной раздробленности… Приблизительно к тысячному году от эпохи Каролингов осталось лишь далекое и полузабытое воспоминание. Централизованная власть хотя и принадлежала королю, являвшемуся одним из многих сеньоров, но не была основана на законной традиции

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Глава III Управление на Руси в период феодальной

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ПАРАДОКСЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. ТЕОРИИ «ФЕОДАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» Подобную фрагментацию общества и государства называют «феодальной раздробленностью» и не без основания подчеркивают ее губительные последствия для государственного единства и силы публичной

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§ 1. ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Из книги Древние русские крепости автора Раппопорт Павел Александрович

Период феодальной раздробленности Существенные изменения в развитии русского военно-инженерного искусства произошли в XIII в. Уже со второй половины XII в. письменные источники все чаще сообщают о «взятии копьем» русских городов, т. е. с помощью прямого штурма. Постепенно

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

7. ПРИЧИНЫ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ НОВГОРОДСКОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ Феодальная раздробленность на Руси оформилась в к. первой трети XII в., после смерти великого князя Мстислава Владимировича Великого. Предпосылки для развития

автора Дусенбаев А А

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги История Франции в трех томах. Т. 1 автора Сказкин Сергей Данилович

Преодоление феодальной раздробленности Начавшийся в XIII в. процесс преодоления феодальной раздробленности представлял собой закономерное следствие подъема городов и сельского хозяйства. Следует подчеркнуть, что представление о «собирании земель» только из центра

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

18. Каковы черты феодальной раздробленности в Германия в ХI-ХV вв.? Характерной чертой политической жизни Германии ХI-ХII вв. было укрепление системы территориальных княжеств. Преодолеть феодальную раздробленность стране не удавалось. Социально-экономические сдвиги в

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Метрология периода феодальной раздробленности Руси (XII–XV вв.) Русские меры изучаемого периода характеризуются исключительным разнообразием, обусловленным общим ходом исторического развития Руси. Появились и закрепились местные единицы измерений. Местные меры

автора

Глава V Период феодальной раздробленности

Из книги Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века) автора Мавродин Владимир Васильевич

5. Усобицы в середине XII века и усиление феодальной раздробленности 1 августа 1146 г. Игорь со Святославом въезжают в Киев. К Игорю сейчас же являются делегаты от киевлян, уже готовых к присяге и собравшиеся у Туровой божницы. Делегаты выразили желание горожан перед присягой

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

Глава IV ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ СТРАНЫ (начало III - конец

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) Вариант 11. Определите, какие из перечисленных явлений можно считать причинами феодальной раздробленностиа) усобицы князей;б) рост городов;в) укрепление собственности на землю;г) упадок хозяйства;д)

Феодальная раздробленность – это объективный процесс развития общества, прогрессивное явление для определенной эпохи, так как в этот период происходили сл. явления:

● Созревали феодальные отношения

● Углублялось общественное разделение труда

● Развивалось земледелие, города и ремесла

● Развитие национального самосознания народов

● Начало оформления единой национальной идеи

● Необходимый аспект для перехода от раннефеодальной организации к мощному централизованному государству

Именно в период феодальной раздробленности на Руси в других странах происходило формирование небольших обособленных государственных образований, на основе которых образовывались централизованные государства, созданные на ином социально-экономическом фундаменте, чем у раннефеодальной организации.

Причины раздробленности.

1. Раздел древнерусских земель

Раздел земель происходил между наследниками киевского князя Ярослава Мудрого, скончавшегося в 1054 году. После его смерти последовала междоусобная борьба князей.
НО!

● 1ый раздел киевских земель начался еще при Владимире Красном Солнышке (распри между его сыновьями в начале 11 века).

● Междоусобицы были на Руси обычным делом, но они не приводили к полному распаду раннефеодальной империи (какой была Киевская Русь).

2. Натуральный характер древнерусской экономики

Натуральная экономика – это совокупность весьма замкнутых хозяйственных единиц, мало включенных в торговые и иные экономические отношения, поскольку они:

■ Самодостаточные

■ Самообеспечивающиеся

■ Практически исключающие внешние факторы развития

К 12 веку в Киевской Руси было мало подлинных экономических связей между отдельными княжествами.

● Экономика России имела натуральный характер и в период образования единого централизованного государства в 14 – 15 веках

● Натуральное хозяйство не помешало объединению земель вокруг Москвы

3. Рост боярских вотчин.

К 12 веку вотчины стали сильными и независимыми, что позволяло боярам продолжать свою политику по наращиванию своего могущества:

■ Наступление на общинные земли  закабаление свободных смердов-общинников

■ Увеличение оброка и повинностей (выполняемых зависимыми смердами в пользу феодала)

■ Получение больше власти  право брать с зависимых смердов штраф  увеличение виры (штрафов)

■ Требование от великих киевских князей подтверждения «феодального иммунитета» - частичное предоставление независимости боярам и невмешательство великого князя в дела вотчины

● Князья не соглашались подтверждать статус «феодального иммунитета», хотя он и был прописан в «Русской Правде»  продолжали вмешиваться во внутренние дела боярских вотчин

● Князья заставляли бояр являться в Киев со своими дружинниками и участвовать в военных походах

● Интересы бояр и князей порой не совпадали  отказ служить князю

4. Рост и укрепление городов

Города стали требовать предоставление экономической и политической самостоятельности  становились центрами различных княжеств с собственными сильными князьями

К тому же наблюдается рост роли городских собраний – вече, выражавших идеи децентрализации, независимости от Киева.

5. Отсутствие подлинно единого государства – центрального или феодального.

Хотя религия и язык стали для вех славянских племен единым (культурно-религиозный аспект), в политическом плане Киевская Русь была непрочным государственным образованием.

6. Утрата важного значения пути «из варяг в греки»

В 11 – 12 веках основные торгово-транспортные пути переместились на Средиземное море, а главную роль торгового посредника между Европой и Азией стали играть Венеция и Генуя.
Таким образом Киев потерял статус крупного международного центра торговли, что привело к:

■ Уменьшению дохода от внешней торговли, на котором во многом держалось экономическое благосостояние гор. населения

■ Уменьшению средств для поддержания крепкой централизованной власти, административного аппарата и единого войска

7. Набеги кочевников с юга и востока

Набеги на Киевскую Русь являются и причиной, и следствием упадка государства.

Причина упадка: набеги кочевников  усиление разногласий  ускорение распада государства

Следствие: ослабленное междоусобицей Киевское войска  возможность совершать набеги

Последствие феодальной раздробленности.

В результате всех перечисленных причины (то есть центробежных сил) в середине 12 века Древнерусское государство распалось на 14 княжеств, в каждом из которых боярство стремилось стать полновластным хозяином:

● Новгород – республиканская форма правления

● Владимиро-Суздальское княжество

● Муромо-Рязанское княжество

● Галицко-Волынское княжество

● Чернигово-Северское княжество

● Пинско-Туровское княжество

● Полоцкое княжество 1

● И другие княжества …

Позднее эти княжества стали объединяться вокруг 3 основных центров

■ Владимиро-Суздальское княжество

■ Галицко-Волынское княжество

■ Новгородская феодальная республика


Русь в условиях монголо-татарского владычества

Бесконечные междоусобицы, продолжавшиеся и после распада Киевской Руси, привели к тому, что в 1230-1240-х годах древнерусские земли были захвачены монголо-татарскими завоевателями.

Великая Монгольская держава

● Оформилась в начале 13 века в степях Центральной Азии

● Монголы – господствующая группа государства

● Татары – самая многочисленная группа в государстве

● 1206 год – государственное объединение племен во главе с ханом Темучином (Чингисханом)

Основное занятие населения – кочевое скотоводство. Поэтому феодальная знать требовала расширения пастбищ, завоевания новых земель.

Завоевания:

■ 1220-ые года – сибирские территории, большую часть Китая, Среднюю Азию, Иран, Закавказье, Поволжье

■ 1237 год – нашествие Батыя на Русь. Пали: Рязанское, Владимирское, Ярославское, Московское, Тверское княжества; Урал, Приуралье, Причерноморские степи.

■ 1242 год – неудачные походы на Венгрию, Польшу, Силези и Моравию.

■ 1243 – основание ханом Батыем гос-ва Золотая Орда со столицей Сарай-Бату на Нижней Волге

Стоит отметить, что Орда первоначально признавала власть «великого хана» в Монголии, но по мере распада Великой Монгольской державы золотоордынские ханы стали независимыми.

В результате нашествие Золотой Орды экономика Руси была отброшена на столетия назад:

● Разрушены города, села, памятники культуры, центры ремесла

● Из 74 городов 14 полностью уничтожены, а 15 восстановились в качестве небольших сел.

● Тысячи людей погибли и многие попали в рабство

Экономическая зависимость Руси

1. Ясак – тяжелая ежегодная дань, которой было обложено все население. Для этого население было первоначально переписано.

2. Сбор дани осуществляли монгольские сборщики податей – баскаки, или «бесерменские» (басурманские) купцы.

Басурманские купцы – купцы, которые, уплатив в пользу Орды с определенной территории известную сумму, получали право взыскивать ее с населения в гораздо большом размере.

3. Введен ряд повинностей

a. Ратная, ямская, подводная и т.д.

b. Поставка русских воинов в Орду, лошадей и подвод для баскаков

c. Уплата больших торговых пошлин

4. 1ая пол. 14 века – сбор дани переходит к русским князьям

a. Князья были обязаны везти ханам дорогие подарки

b. Ложилось тяжелым бременем на население

Политическая зависимость Руси

1. Получения грамоты русскими князьями от ханов Орды – право на княжение.

a. Борьба между князьями на право стать великим князем всей Руси

b. Усиление разрозненности княжеств

2. Отделение Руси от западной Европы

Экспансия на Русь в сер. 13 века

1. С Востока (Золотая орда)

Упорное сопротивление русского народа позволило ему сохранить свою государственность и заставило Орду отказаться от создания на Руси собственной постоянной администрации.
Силы неравны, но борьба ведется постоянно.

2. С Запада – нападения шведов и тевтонских рыцарей (реальная угроза государственности)

Цели: отказ от православия и принятие католицизма; расширение территорий
Для отпора нашествию по всей Руси собирались военные дружины, чтобы совместно защищать страну. Новгородский князь Александр Ярославич Невский 2 раза противостоял немецко-шведским войскам:

«Послабления» со стороны Золотой Орды

1. На территории русских княжеств не действовали золотоордынские законы

2. Русские князья, которые продолжали управлять в своих княжествах, пользуясь своими правовыми нормами, не устранялись

3. На захваченных территориях не была установлена монгольская династия

4. Льготы русской православной церкви и терпимое отношение к христианской религии:

a. Церковь освобождена от уплаты дани и выполнения различных повинностей

b. Русское духовенство получало особые грамоты – ярлыки, обеспечивающие большие права и привилегии, а также неприкосновенность церковного имущества

Ярлык – льготная грамота, которую выдавали золотоордынские ханы русским князьям, а также светским и духовным феодалам.

Благодаря этим послабления (и особенно религиозным) русское православие оказалось в числе тех сил, которые сохраняли не только религиозное, но и национальное единство русского государства. Церковь выступало могучим стержнем в деле национально-освободительного движения против монголо-татарского ига.

Феодальная раздробленность Руси, се причины и последствия.

ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ.

Феодальная раздробленность русских земель (XIII–XV вв.) – естественная стадия развития феодализма, период быстрого роста местных политических центров и различных частей страны.

Основные причины феодальной раздробленности :

1) господство натурального хозяйства при одновременной неразвитости хозяйственных связей;

2) возникновение крупного феодального землевладения в виде боярской вотчины;

3) усиление политического влияния боярства, его стремление к независимости от Киева;

4) ослабление военного и политического могущества центральной власти, вызванное борьбой князей за Киев;

5) развитие городов на Руси как местных центров хозяйственной (торговой, ремесленной) и политической жизни.

Распад Киевской Руси внешне выглядел как раздел земель среди потомков Ярослава Мудрого. В 1097 ᴦ. в ᴦ. Любече (около Киева) состоялся съезд русских князей, решения которого стали началом образования самостоятельных княжеств. При этом княжеские усобицы продолжались. К внутренним раздорам добавилась опасность извне – вторжение кочевников-половцев. Половцы оказались сильным и опасным врагом. Военные походы отдельных князей (к примеру, поход северского князя Игоря в 1185 ᴦ.) оканчивались неудачно. Для победы над половцами нужно было соединить силы русских князей, прекратить княжескую усобицу. С таким патриотическим призывом обращался к князьям безымянный автор ʼʼСлова о полку Игоревеʼʼ. На неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время единство Руси было восстановлено князем Владимиром Мономахом (1113–1125 гᴦ.). После его смерти ссоры между князьями вспыхнули с новой силой, и русские земли распались на самостоятельные государства.

Крупнейшими землями времени феодальной раздробленности были Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика.

Владимиро-Суздальское княжество располагалось на северо-востоке Руси, в междуречье Оки и Волги. Природа и климат благоприятствовали развитию земледелия, и скотоводства. Главные города княжества – Суздаль, Ростов, Владимир – стали центрами ремесла и торговли. Быстро росли княжеское и боярское землевладения. Самостоятельной северо-восточная Русь стала при князе Юрии Долгоруком (1125–1157 гᴦ.), прозванном за свое вмешательство в княжеские усобицы и стремление захватить дальние города и земли. Его политика расширения княжества, продолженная сыновьями Андреем Боголюбским (1157–1174 гᴦ.) и Всеволодом Большое Гнездо (1176–1212 гᴦ.), превратила к началу XIII в. северо-восточную Русь в сильнейшее государство среди русских земель.

Галицко-Волынское княжество находилось на юго-западе от Киева с богатыми землями и развитой торговлей. Крупнейшие города – Владимир Волынский, Галич, Холм, Берестье – славились как ремесленные центры. В отличие от северо-востока, на юго-западе Руси рано сложилось крупное боярское землевладение. Разбогатев, бояре стали соперничать за власть с галицкими и волынскими князьями, разоряя страну долгими и бесплодными военными походами. Своего могущества княжество достигло в правление князей Ярослава Осмомысла (1152–1187 гᴦ.), Романа Мстиславича (1199– 1205 гᴦ.) и Даниила Романовича (1238–1264 гᴦ.).

Новгородская земля располагалась на севере и северо-западе Руси. Центром этого государства был Новгород, второй по величинœе город Руси после Киева. Расположенный на пересечении торговых путей, Новгород стал крупнейшим центром торговли с югом, востоком и особенно с западом.

В Новгородской земле сложился отличающийся от других русских земель политический строй. С 1136 ᴦ., когда восстание новгородцев закончилось изгнанием князя, Новгород пользовался правом самостоятельно выбирать себе князя из любого княжеского рода. Князь и его войско приглашались в случае крайне важно сти защищать границы и вести войны, но он не мог вмешиваться во внутренние отношения. Главой города-государства был епископ (позднее – архиепископ), высший церковный судья, хранитель городской казны. Исполнительная власть принадлежала посаднику, а воеводой новгородского ополчения был тысяцкий. Посадник и тысяцкий ежегодно избирались из числа новгородских бояр на общем собрании горожан – вече.

Последствия феодальной раздробленности были различны. Положительные :

1) трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны, заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси.

2) каждый князь, получив в постоянное владение часть русских земель, стремится к их благоустройству – строит новые города, поощряет развитие земледелия, ремесла, торговли;

3) в русских княжествах складывается система вассалитета͵ когда мелкие землевладельцы находятся на положении подданных и слуг, а не родственников и соправителœей князя;

4) наблюдается активность общественной жизни.

Отрицательные:

1) разорение населœения из-за бесконечных княжеских межусобиц;

2) возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками.

Анализ социально-политических структур Древней Руси позволяет выделить три центра притяжения, которые в какой-либо степени влияли на общественное развитие:

· государственная власть в лице князя с окружающими его мечниками, вирниками, "милостниками" и другими административными агентами;

· боярство в лице родовой и племенной знати, перешедшей на определœенном этапе к эксплуатации своих сородичей и соплеменников, и верхушки княжеской дружины;

· городское народное самоуправление в лице "старцев градских" и вече.

В дальнейшем соотношение этих властных элементов на определœенных исторических этапах станет определять тот или иной тип государственности.

Феодальная раздробленность Руси, се причины и последствия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Феодальная раздробленность Руси, се причины и последствия." 2017, 2018.