Пишем портретный очерк. Доклад-сообщение студента о биографии Есенина. История жизни - история судьбы

Изучение жанров публицистического текста можно организовать в форме творческой мастерской.

С помощью учителя обучающиеся знакомятся с новым жанровым понятием, анализируют образцы, самостоятельно подбирают материал, пробуют написать текст сочинения. Предлагаем материал для изучения портретного очерка.

Работа в творческой мастерской

I. Введение понятия «портретный очерк».

Ребята, предложите свой ход работы над понятием «портретный очерк».

Можно заглянуть в словари, отыскать ключевое слово, найти ассоциации...

1. Словарная работа.

Словарную работу проводят ученики, отыскивая

Происхождение ключевого слова по этимологическому словарю («портрет» происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait pout trait» — «черта в черту», «черта за чертой»);

Значение по толковому словарю («портрет» — слово многозначное: 1) живописное, фотографическое или иное изображение человека, 2) описание внешности персонажа в литературном произведении, образ литературного героя, 3) характерные черты человека (перен., разг.)).

Выводы из наблюдений: портрет как жанр изобразительного искусства нами не рассматривается. Обратимся к деталям. Прилагательное «портретный» соотносится с существительным «портрет», то есть обозначает соответствие внешнему облику человека, «портретной» называли комнату в дворянских домах, где висели портреты. Но все эти данные не приближают нас к понятию «портретный очерк».

2. «Мозговой штурм».

Выдвигайте свои предположения.

В словосочетании слово «портретный» имеет совершенно особый смысл. Скорее всего, здесь ключевое слово — «очерк».

Очерк - это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Похож портретный очерк на биографию? А чем отличается?

Да, очерк и биография близки, это ведь жизнеописание человека. Но важное отличие в том, что в очерке есть автор, который выражает своё отношение к тому, о ком рассказывает.

В биографии главное — что и когда совершил человек.

В портретном очерке есть описание внешности, а в биографии этот элемент необязателен.

В биографии нет характеристики человека другими лицами, которые его знали, вместе с ним работали.

Иногда о самом человеке многое расскажет его собственная речь, какие-нибудь яркие высказывания.

Очерк по сути похож на рассказ. В очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Разве биография может передать внутренний мир человека, его чувства, настроения?

Выводы из обсуждений: из высказанных предположений уже можно определить тему портретного очерка, цели и задачи автора, композиционные части, стиль и даже типы речи.

II. Проверка гипотез.

1. Анализ первого портретного очерка (название от учеников скрыто).

Какие наши гипотезы находят подтверждение в этом тексте?

Каким вы представили Григория Александровича Гуковского?

Какой заголовок у этого текста?

ОТЕЦ

Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы... Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел... Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов...

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»... — да, наверно, почти всю русскую классику. Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

(По Н.Г. Долининой.)

В тексте речь идёт о личности известного учёного-литературоведа, о его деятельности, отношении к семье, знакомым.

Это не биография, потому что здесь много оценочных слов.

Перед нами образ заботливого отца, внимательного мужчины, страстного книголюба, филолога.

Выводы из анализа текста: предметом очерка выступает личность, о которой даётся определённое представление, показаны ценностные ориентиры героя очерка.

2. Анализ второго портретного очерка (название предъявлено учащимся).

Прочитайте текст и выясните, соответствует ли заголовок целям и задачам автора.

Докажите, что этот текст является портретным очерком.

Какие новые элементы портретного очерка заметили?

ДОМ НА СОРОТИ

Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.

А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гейченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!»

— Иду, иду, — и открывается форточка.

Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льётся разноголосый ликующий гимн жизни.

Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда...

В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой...

Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гейченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.

Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда.

Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.

Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.

Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.

И уже много раз предлагали Семену Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой?

Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока.

Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости.

Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта.

«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».

Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко.

(По В. Воробьёву.)

Заголовок содержит некую загадку, метафору: дом на Сороти существует благодаря стараниям удивительного подвижника С.С. Гейченко.

Этот текст является портретным очерком, потому что в его основе лежит описание жизненного пути и деятельности директора Пушкинского заповедника. Характер героя развёрнут на фоне необычной ситуации - восстановления усадьбы поэта. Автор восхищается талантом, упорством, трудолюбием своего героя.

В начале очерка есть вставка - пейзажная зарисовка.

Вывод первый: пейзаж как элемент портретного очерка нужен:

1. в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,

2. как средство в раскрытии человеческого характера,

3. в качестве фона для портрета героя,

4. как приём в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Есть много важных деталей, ассоциаций, связанных с миром Пушкина.

Вывод второй: из обилия впечатлений выделяется опорная деталь, которая служит для создания символического образа Пушкина.

Приёмы обыгрывания деталей в портретном очерке:

1. образная трактовка тех или иных событий,

2. создание ассоциативных связок,

3. передача особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

В этом очерке образ человека создаётся через внешний и внутренний портрет.

Свойства внешнего портрета

Выделение каких-то внешних деталей и возможность заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.

Связь с психологическими особенностями личности.

Манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика.

Документальная точность отображения.

Свойства внутреннего портрета

Характер героя даётся в нетривиальной ситуации.

Важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит неординарные трудности.

Описание таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств личности.

Можно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям.

III. Этапы работы над портретным очерком.

Напомним основные этапы работы:

1. Выбор героя.

2. Изучение источников.

4. Способы оформления.

Начнём по порядку.

1. Выбор героя.

Какого героя можно выбрать?

Можно написать о хорошо знакомом, близком человеке, о незнакомом или знаменитом человеке.

Люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.

Герои утверждают те или иные культурные ценности.

По человеку можно судить о характере эпохи, с него можно брать пример решения жизненных задач.

2. Изучение источников.

Источниками, которые могут понадобиться, служат чьи-то высказывания, в том числе интервью или цитаты героя будущего очерка, документальные свидетельства, воспоминания, общественное мнение.

1) Яркая цитата.

2) Жизненный путь (семья, образование, родной город, путешествия, чем знаменит).

3) Поприще (успехи в творчестве, профессии).

4) Жизненные принципы, кредо.

5) Достижения, награды.

6) Планы на будущее (реализованные или нет).

4. Способы оформления.

Чтобы очерк состоялся, необходимо проверить его оформление:

1) Придумать и критически оценить заголовок, отражающий основную идею.

2) Проверить источники, на которые будете ссылаться, сделать их список.

3) Необязательно стремиться к полному описанию образа героя, можно обойти какие-либо стороны деятельности, выделив основное.

4) Связать основной идеей содержание очерка, придав ему оригинальность и новизну.

5) Чётко выделить абзацы, придумать связки между ними, соблюдать логичность и последовательность.

6) Быть этически корректным.

7) Все факты и утверждения выверить.

IV. Самостоятельная работа над очерком дома.

Сочинения обучающихся

Лисова Екатерина

Любовь к родной деревне

На закате дней Фёдор Алексеевич Абрамов, русский писатель и публицист, сказал про себя: «…Мы, крестьянские дети, отравлены комплексом неполноценности на всю жизнь». Казалось бы, что могло заставить состоявшегося, успешного человека, лауреата Госпремии и счастливого семьянина произнести такие слова?

Жизнь писателя была тяжёлой с самого детства. Росли без отца, и матери одной пришлось воспитывать пятерых детей. На третьем курсе обучения на филологическом факультете война вынудила Абрамова пойти на фронт, где с ним приключилось нечто страшное, но при этом удивительное.

Фёдору Алексеевичу перебило пулями ноги во время одной операции. Почти все его товарищи, принимавшие участие в ней, погибли. И вечером, когда собирали убитых, один боец неожиданно пролил воду на лицо неподвижно лежащего Абрамова, и тот застонал. Если бы не эта счастливая случайность, то, возможно, Фёдор Алексеевич не выжил бы. И сам писатель счёл это происшествие настоящим чудом и огромным везением. Ещё одним чудом он считал то событие, когда при проезде по Дороге жизни из блокадного Ленинграда уцелела лишь та машина, в которой он ехал. И всю свою последующую жизнь Федор Алексеевич трудился не покладая рук во имя погибших товарищей.

После войны Абрамов продолжил учёбу, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. В те годы он встретил свою жену, Люду Крутикову, которая стала для него не только любимой женщиной, но и верным соратником...

Куда бы ни занесла жизнь Фёдора Алексеевича, волновала его сердце лишь жизнь в деревне. Он был одним из так называемых писателей-«деревенщиков». В каждой его работе видна любовь к природе, простому сельскому люду и его жизни. Село Пекашино, описанное им в тетралогии «Братья и сестры», стало неким прообразом его родной деревни Верколы. И в течение всей своей жизни Абрамов верил, что словом многое можно изменить в жизни общества, поэтому часто ставил в своих публикациях острые вопросы, поднимал проблемные темы, указывал людям на бесхозяйственность в селе. Отовсюду приходили отклики на такие статьи.

Прожил Фёдор Алексеевич всего 63 года. Его похоронили в родной деревне, возле дома, построенного его руками. Рассказывали, как на похоронах слышалось пение журавлей над Верколой. Птицы будто провожали в последний путь родного деревенского писателя...

Смолянинов Дмитрий

О фантасте Кире Булычёве

«Кирилл Булычёв» - псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста - Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».

Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.

Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять - он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.

И всё же, когда в 80-е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв - лучший писатель всех времён и народов!»

В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».

Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост - нужно лишь говорить правду о мире и человеке.

Проскурина Татьяна

Жизнелюбивый автор книг

Жизнерадостность, стойкость, улыбчивость, оптимизм - этими словами можно описать кредо современной писательницы Виктории Токаревой. Родилась она в Ленинграде. В детстве, однако, юную Викторию мало интересовала литература и больше привлекала медицина. Но - вот парадокс! - она получила музыкальное образование.

После замужества, уже в Москве, работая в детской музыкальной школе учителем пения, она начинает писать прозу. Внимание читателей Токарева привлекла первым же своим рассказом, который назывался «День без вранья».

Достаточно посмотреть на фотографию этой женщины, и уже поднимается настроение. Как мне кажется, секрет успеха писательницы на 90 % заключён в её жизнелюбии. По высказываниям Виктории Токаревой сразу становится понятно, что возраст для неё - всего лишь цифры. Сама она говорит так: «Пятьдесят пять лет - это юность старости».

Имя этой писательницы для многих стало своеобразным символом поколения. Произведения Токаревой смешные, яркие. Она пишет о простых людях. В них мы можем узнать себя, свои поступки, над некоторыми можно посмеяться, о каких-то пожалеть. Мне кажется, что её произведения читать приятно и очень легко. Можно открыть первую страницу и потом не заметить, как прочёл всё до конца.

Не стоит забывать, что Виктория Токарева проявила себя ещё и как прекрасный сценарист. Её многие знают по фильмам «Мимино» и «Джентельмены удачи». Несмотря на успехи в карьере Викторию Самойловну можно спокойно назвать семейным человеком. Хотя о своей личной жизни она говорить не любит, но и секрета из этого не делает. Она уверяет, что с мужем она прошла многое, но им удалось сохранить семью и она это высоко ценит.

Читателям книги Токаревой нравятся своей многогранностью, эмоциональностью. Она правдиво и точно подмечает важные детали, указывает на те «неприятные моменты», о которых мы сами в глубине души знаем, но боимся себе в них признаться. Писательницу волнуют обычные, будничные вещи, из комичной ситуации она помогает сделать глубокие философские выводы.

Литература

  1. Горохов В.Н. Газетно-журнальные жанры. - М., 1993.
  2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
  3. Портретный очерк / http://rudn.monplezir.ru/ocherk_kak_napisat.htm
  4. Сулицкая Н.М. Портретный очерк / http://festival.1september.ru/articles/504793/
  5. Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М., 1998.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября(3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Село располагалось вдоль правого берега Оки и насчитывало около нескольких сотен дворов. Дом Есениных находился в самом центре села. Писать стихи Есенин начинает примерно лет с восьми – девяти. Именно Константиново является предметом описания во многих стихах поэта о Родине и любви к ней. В 1904 году Есенин поступил в Константиновское земское училище. Из воспоминаний одного из товарищей по училищу: «Есенин уже тогда выделялся среди нас. И учителя и мы, ученики, любили его за прямоту и весёлый нрав. Был он первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. < .> Одарён он был ясным умом, отвечал на уроках бойко. Особенно когда читал стихи Некрасова, Кольцова и других поэтов.» В мае 1909 года Есенин оканчивает Константиновское земское училище с похвальным листом. Отец Есенина – Александр Никитич особенно гордился этой наградой сына, так как похвальный лист редко кто имел в Константинове. Сергей Александрович был в то время единственным ребёнком, которого родители по окончании училища отправили не на заработки, а учиться. Родители поэта хотели видеть своего сына учителем сельской школы. В 1912 году Есенин окончил Спас – Клепиковскую учительскую школу. А в конце июля того же года Сергей Александрович перебирается в Москву, на постоянное место жительства. пансионат Гагрипш

9 марта 1915 года неизвестный молодой поэт Есенин приезжает в Петроград и встречается с А.Блоком. Блок сразу же отбирает шесть его стихотворений для печати. Уже 22 апреля 1915 года в журнале «Голос жизни» печатается ряд стихотворений Есенина.

В марте 1916 года Сергей Александрович был призван на воинскую службу в запасной батальон в Петрограде.

Рассказывая о биографии поэта, стоит упомянуть и о его заграничной поездке с Айседорой Дункан. 3 октября 1921 года они познакомились, а 10 мая 1922 года вылетели на самолёте до Кенисберга и 11 мая прибыли в Берлин. Зарубежная поездка была довольно продолжительна – с 11 мая 1922 года до 3 августа 1923 года. Поэт побывал в Германии, Франции, Бельгии и Италии. После, до 1924 года, находился в США. Тот факт, что именно за рубежом поэт пишет поэму, в которой основной темой является национальные пути развития России, объясняется тем, что поэт был неприятно удивлён и поражён бездуховностью Европы и Америки.

Именно в этот отрезок времени, когда Есенин находится вдали от Родины, он наиболее остро тоскует по родным краям. «Как мне надоели эти хреновые заграницы! » - говорил поэт.

После возвращения на Родину поэту приходится нелегко.Его пытаются привлечь к ответственности и грозят снять с печати его стихи, обвиняя в антисемитизме. Как писал в письме к Галине Бениславской в то время сам Есенин: «Я чувствую себя просветлённым, не нужно мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия. Путь мой, конечно, сейчас очень извилист. Но это прорыв.»

27 декабря 1925 года поэт написал собственной кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья.».

А утром 28 декабря поэт был найден повешенным в гостинице «Англетер». Существует несколько расхожих мнений о том, что стало причиной смерти поэта. Одно из них – самое распространенное - это самоубийство Есенина. Другое же указывает на то, что поэт умер насильственной смертью. Из воспоминаний современника Сергея Есенина: «Везде говорили о трагической смерти Есенина, искали его стихов.»

Завершая краткое повествование о жизни Сергея Есенина, хочется вспомнить строки поэта: «В этом мире умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».


В. Е. Кузнецова

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверина Г. Есенин в живописи // Рязанский комсомолец. - 1980, 25 сентября.
2. Аверина Г. Они чувствуют в тебе живую душу русского народа// Ва-банк. - Рязань, 1995, 13 октября. - С. 3.
3. Алексеева Л. Шаржи Марии Синяковой // Литературная учеба. - М., 1990. - Март-апрель. - Книга вторая. - С. 177.
4. Алексеева Л., Филатова Е Чудесное наследство // Советский музей. - 1985. - № 5. - С. 59.
5. Анненков Ю. Дневник моих встреч. - 1922. - Т. 1. - С. 156.
6. Там же. - С. 161.
7. Вдовин В. Материалы к творческой биографии С. Есенина // Вопросы литературы. - 1975. - № 10. - С. 242.
8. Вопросы литературы. - 1975. - № 10. - С. 242.
9. Городецкий С. Жизнь неукротимая. - М., 1984. - С. 44.
10. Енишерлов В. Его самородная стихия // Советская Россия. - 1985, 8 сентября.
11. Есенин С. А. Словесных рек кипение и шорох. - Л., 1965; Карохин Л. В доме на Алексеевской... // Литературная Россия. - 1987, 13 ноября.
12. Ефимова А. Прижизненный портрет Сергея Есенина // Приокская правда. - 1975, 11 октября.
13. Зильберштейн И. С. Неизвестный рисунок//Огонек.
14. Зубров Ф. Дружеские шаржи на Сергея Есенина // Мир Есенина. - Ташкент, 1992. - № 4. - С. 2-3.
15. Иванов Ф. Красный Парнас // Русское универсальное издательство. - Берлин, 1922. - С. 58.
16. Казаков А. Есенин и художники // Искусство. - 1987. - № 1. - С. 40.
17. Комарденков В. Дни минувшие // Советский художник. - М., 1972. - С. 62-63.
18. Коненков С. Мой век. - М., 1972. - Вклейка, с. 18-19.
19. Крученых А. Лики Есенина от херувима до хулигана. Есенин в жизни и портретах. - М., 1926. - С. 5.
20. Ломан А. П., Хомчук Н. Н. Новое о Есенине // Нева. - 1965. - № 6. - С. 205-206.
21. Мекш Э. Сельская муза. Есенинская тема в «Перезвонах» // Радуница / Информационный сборник №4. - М., 1993.- С. 12.
22. Мишеев Н. Борис Григорьев // Перезвоны. - 1929.- №42.
23. Моисеенко Е. Е. Образ Есенина в изобразительном искусстве. Заметки художника // Есенин и русская поэзия. - Л., 1967. - С. 268-273.
24. Рейснер Л. М. Краса // Рудин. - 1915. - № 1. - С. 15.
25. Русское зарубежье о Есенине / Составитель Н. И. Гусева-Шубникова. - М., 1993. - Т. 1. - С. 86.
26. Смена. - СПб. 1995, 3 октября. - №228. - С. 1.
27. Талызин М, Неповторимый / Предисловие Н. Юсова // Криминальный вестник. - СПб, 1992. - № 38(2012), октябрь. - С. 5.
28. Талызин М. По ту сторону. - Париж, 1932.
29. Точеный О. Экспонаты рассказывают о Есенине / Из книжных фондов Государственного литературного музея // Книжное обозрение. - 1975, 3 октября. - С. 16.
30. Шалыт А. Неизвестный портрет Сергея Есенина // Литературная Россия. - 1965, 21 мая.
31. Яковлев А. Неизвестный портрет // Вперед. - 1965, 10 апреля.
32. Согйоп Мс\<ау. !зас!ога & Езепт. - АгсНз, 1980.
33. Тпе КпЫо! Згогу. Тле 1-йе о{ 1зас1ога ОипКап 1921- 1927 Ьу Магу Оез«1 - Меад УогК «Ногасс 1-гоепдп1». 1929. - 1пзе1, р. 93-941

Русская литература богата талантливыми самородками. Через годы и пространство говорят они с нами со страниц своих произведений. И вопрошающе строго, доброжелательно мудро смотрят с репродукций живописных портретов и документальных фотографий.

История жизни - история судьбы

Каждый портрет Есенина - отражение какого-то момента его жизни, фрагмент яркой творческой биографии. Вглядываясь в лицо поэта, ловя мимолетное движение губ, старясь понять мы приобщаемся к великой судьбе человека, отразившего противоречия и чаяния своей сложной, противоречивой и трагической эпохи. До нас дошло довольно много прижизненных изображений Сергея Александровича, сделанных в течение 10 лет - с 1915 по 1925 гг. Этот промежуток вместил в себя очень многое: творческие взлеты и падения, поэтические искания и минуты кризисных затмений, отчаянные надежды и пропасть разочарований. Поэтому, если рассматривать тот или иной портрет Есенина отдельно от других, постичь глубину его личности не удастся.

Искусство познания

Многогранная, многоликая душа нашего национального поэта проявляется то по-детски беззащитно и нежно, то надрывно и трепетно, словно обнаженный нерв или натянутая струна, то безысходно и мрачно, то отрешенно от внешнего мира и устремленно внутрь себя. Значит, любой портрет Есенина - не просто отражение его внешнего облика на определенный момент времени. Если их рассматривать один за другим, в соответствии с годами создания, то можно проследить духовную эволюцию поэта, историю взросления и перерождения одаренного деревенского юноши в гениального зрелого певца деревенской Руси. И еще интересная деталь: читая стихотворения поэта, мы мысленно рисуем себе его внешний облик: буйное золото волос - словно листва осеннего клена; пронзительно-голубые глаза - как озера его любимой Родины. А каждый известный нам фотографический и авторский портрет Есенина - замечательное дополнение к собственному восприятию, уникальная возможность лучше узнать и почувствовать его душу.

Есенин в 1915 году

Первое из дошедших до нас изображение Сергея Александровича датируется 1915 годом. Практически целое столетие отделяет нас от того времени. Это портрет Сергея Есенина, сделанный знакомым поэта, юристом Владимиром Юнгером. Чем хорош образ, созданный непрофессиональным художником? Поразительным внешним сходством оригинала с произведением. Это бесспорно признавали все, как лично знавшие молодого лирика, только прибывшего в столицу, так и видевшие рисунок. И действительно, юнгеровский портрет Сергея Есенина, сделанный цветным карандашом на картонном листе, передает самые характерные детали облика: знаменитые локоны, по-юношески доверчивый взгляд, печальный изгиб губ. Застенчивость, неискушенность, наивность деревенского паренька, попавшего в столичный литературный мир, только начинающего вкушать первые соблазны славы и признания, видны в портрете. Однако и другие черты характера поэта тонко подметил и отразил Юнгер. Это и пытливый ум, и противоречивость, и нервная напряженность. Так, в наскоро сделанном наброске пунктирами намечены основные направления личности великого поэта.

По страницам учебников

В нашу жизнь входит Есенин с раннего детства - с первых школьных лет. Вместе с ним мы слушаем, как поет-аукает зима, убаюкивая старый дремучий бор заунывной вьюжной песней. Вместе любуемся зеленоглавой березкой - застенчивой красавицей. И с особым любопытством рассматривают юные читатели портрет Есенина. Для детей очень важно знать, как выглядит этот удивительный человек, называвший месяц жеребенком, клен за окошком - добрым другом, в каждой травинке видевший и чувствовавший живую душу. Ведь, читая одно за другим стихотворения поэта, мы и сами, не замечая того, начинаем смотреть на мир его глазами, подмечать ту неприметную, тихую красоту природы, о которой забываем с возрастом.

Поэтому портрет Есенина для детей обычно складывается из фотографий 1922 года. Именно они очень точно передают огромное личное обаяние поэта, приветливое, доброе отношение ко всему живому.

Экскурс по фотографиям

Кстати, рассказать нам о том, каким был Есенин, фото поэта могут тоже. И если портреты все же довольно субъективны, ибо тут всегда присутствуют 2 личности - модель и сам художник, то на фотографии мы видим только того, кого снимали. О чем же поведают нам есенинские фотопортреты?

Один из них, датированный 1912 годом, представляет нашему вниманию семнадцатилетнего Сережу с сестричками. Снимок интересен тем, что реально отражает те теплые, нежные чувства, которые всегда питал будущий поэт к сестрам. Биографы Есенина неоднократно приводили факты того, как он помогал Екатерине и Александре материально, сестры часто и подолгу гостили у него, приезжая из Константиново.

На снимке 1913 года нам видится другой Есенин. Фото демонстрирует молодого человека, одетого солидно: в шляпу и пальто, при пиджаке и галстуке. Юношеский облик нежен, трогателен, а вот взгляд серьезный и мечтательный, с легким, чуть заметным прищуром. На фото 1914 года Сергей примеряет на себя богемный образ: прическа по артистической моде тех лет, блуза с бантом. А вот лицо простое, деревенское. Обращает на себя внимание рука поэта - тонкая кисть с изящными пальцами.

Сопоставительный анализ

Интересная работа - сравнить 2 изображения: фотографию и портрет Есенина. Фото, представленное выше, сделано в 1916-м, когда поэт был призван на фронт во время Первой мировой. Именно его мы и сравним с карандашным портретом художника Наумова (представлен ниже).

На обоих изображениях общие детали: военная гимнастерка, знаки отличия. И впечатление тоже родственное: совершенно юношеское лицо (кажется, Есенин с годами не взрослеет, детскость прослеживается в нем постоянно), утонченность натуры.

Военная форма, как правило, придает молодым людям более грубый, мужественный вид. Но только не Сергею. Наоборот, гимнастерка только подчеркивает мягкость, нежность, некоторую даже женственность. И беззащитность! А еще стоит обратить внимание на глаза поэта. И на фото, и особенно на рисунке они словно излучают мягкий, добрый свет, задумчивость и тепло. А ведь именно таким мы и любим поэта!

Есенин и Городецкий

Портрет Есенина, карандашом сделанный Наумовым, не последний в ряду аналогичных работ. Оригинальный, исполненный откровенной симпатии и вызывающий у зрителей теплую улыбку рисунок Сергея Городецкого не может не привлечь нашего внимания. Тем более что выполнен он, как говорится, с натуры, скорее даже это бытовая зарисовка, чем портрет в полном смысле этого слова. Название работы соответствующее: «Есенин в Дунькином платке». Что за Дунька? Как пояснял Александрович занемог, Дункан приехала к нему на квартиру весьма встревоженная. А так как Есенина лихорадило, в комнатах было не слишком тепло, она накинула на Сергея свой платок. Вид у последнего был и жалкий, и комичный, а в общем - настолько трогательный, что Городецкий схватился за карандаши и бумагу. Как видим, настоящие гении не боятся выглядеть смешными!

Экскурс в соционику

"Портрет" - термин не только из живописи и литературы, т. е. связанный с искусством. Применяют его, например, и в психологии, и в соционике, когда нужно классифицировать или описать какой-либо социотип. Так каким же человеком был Есенин? Женский портрет личности, как ни странно, имел он. Что это означает, можно выразить в нескольких предложениях. Он лирик, романтик, интроверт. Воспринимает мир не сам по себе, а через призму эмоций и тех образов, ощущений, переживаний, которые вызывают в нем события извне.

Есенин мыслил не шаблонно, а творчески, нестандартно, он был обаятелен и притягивал к себе людей. Если всмотреться во многие фотографии Сергея Александровича 20-х годов, то на них отчетливо видна "богемность". И еще в большинстве снимков и портретов разных лет мы ясно улавливаем некую грустинку, которая показывает, насколько не удовлетворен своей жизнью и действительностью был поэт, насколько растерянно и неприкаянно себя чувствовал. Однако некоторые фото дают нам представление и о другой стороне личности Сергея Александровича: искренней влюбленности в жизнь, в мир.

Влюбленный в жизнь

Еще один из самых показательных в этом смысле фотопортретов датирован 1925 годом. На нем Есенин со своей сестрой Екатериной. Они гуляют по Пречистенке, в руках поэта гармошка, шапка залихватски заломлена на затылок. Поэт улыбается - широко, открыто, счастливо, беззаботно. Вообще есенинская улыбка - явление довольно редкое, мало где запечатленное. И потому столь дорого это фото.

Есть еще фото того же года (представлено ниже). Есенин изображен вполоборота. Волосы зачесаны назад, «под политику» - так называлась такая прическа. Открытый мягкие черты лица, доброе серьезное выражение.

Перед нами не тот золотоволосый юноша, с которым мы знакомились вначале, а человек, многое переживший и понявший. Глаза смотрят прямо на нас - внимательно, вдумчиво, грустно и мудро.

Вот такой он - любимый поэт Сергей Есенин.