«Любовь к родной деревне в творчестве Рубцова. Сочинение «Тема Родины в творчестве

Литературный проект «Родина и природа в поэзии Н. Рубцова»

« Поэты помогают человеку открыть очи, направленные

Внутрь» (Уильям Блейк)

Проект - долгосрочный

Цели проекта:

1) Помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла, помочь прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому

2) Продолжить обучение языку словесного искусства (обучающая и развивающая цель)

3) Способствовать развитию литературных способностей ребёнка; эмоциональной чуткости к слову; образной конкретизации и образному обобщению словесных образов (развивающая)

4) Продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать поэтический текст

5) Расширить культурный кругозор ребёнка (развивающая)

6) Учить учащихся оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей

В течение определённого времени класс работал над проектом

Диагностические цели:

1) Что смогут узнать ученики из моих уроков?

Узнают о том, что Н.М.Рубцов – поэт, который смог ясно и точно, поэтично и любовно описать Россию, узнают трудную биографию поэта.

2) Какие понятия ученики освоят на уроках?

Познакомятся со средствами выразительности, которые использовал в своём творчестве Н.Рубцов

3) Чему научатся, какие умения будут осваивать,на каком уровне?

Будут учиться работать с книгой

Отбирать нужный материал по заданной теме;

Передавать в выразительном чтении чувства автора;

Совершенствовать умение определять тему, зрительно конкретизировать образы.

4) В какой самостоятельной деятельности проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома? (индивидуально)

Я поставила учебную задачу в творческой форме (но можно и в форме проблемного вопроса)

Творческое задание:

  1. Подобрать живописные и музыкальные иллюстрации к стихам поэта.
  2. Стать актёрами-чтецами
  3. Изучить биографию поэта
  4. Стать художниками-иллюстраторами
  5. Составить киносценарий
  6. Оформить папку по творчеству Н.Рубцова
  7. Компьютерная презентация (если возможно)

Группы:

Биографы

Музыковеды

Сценаристы

Литературоведы

Художники

Презентация проекта

Оборудование: музыка, биографическая карта, портреты и фотографии, картины, иллюстрации

1-я часть презентации

  1. Исполнение песни на стихи Н.Рубцова «В горнице»
  1. Фрагменты биографии

Н.Рубцов родился в посёлке Емецк архангельской области, 3 января 1936 года. отец его работал в сельпо. мать была с детьми. которых было шестеро – 3 девочки и 3 мальчика: Надежда (1922 г.), Галина (1928 г.), Алик (1932 г.), Николай (1936 г.), Борис(1939 г.), Надежда (1941 г.). Через полгода после рождения Николая отца переводят на работу в Няндомский леспромхоз. Начинаются переезды, а вслед за ними страшные утраты в семье Рубцовых. В 40-м году умирает 17-летняя сестра Надя, уже работавшая счетоводом в райпо. в 1942 году уходит на фронт отец. через месяц умирает мать – Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей. диагноз –хроническая болезнь сердца.(сохранились мемуарные записи: с. 351. «Золотой ключик»

…Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его,- вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, не кстати ли,

Вырастить всё же смог…

Нёс я за гробом маменьки

Аленький свой цветок

На руках 13-летней Гали, сестры Рубцова, умирает маленькая Надя. Так умерла последняя надежда, третья. Двух умерших девочек звали Надеждами – странный символ видится в том.

Колю забирает к себе соседка. Потом пропадают карточки на хлеб, вина падает на семилетнего мальчика, и он убегает в лес. Живёт там неделю, а потом возвращается. Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город, к сестре. Его снова находят и отправляют за сотни километров – в НИКОЛЬСКИЙ детский дом Тотемского района. (позднее в стихах он скажет так:

Мать умерла

Отец ушёл на фронт…)

Никольское Рубцов всегда считал своей Родиной.Здесь он закончил семилетку и отсюда отправился в г. Тотьму в лесотехнический техникум. Мальчишкой, не видевшим моря. бредил им. мечта привела его, 16 –летнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно. Манили и большие города. в 1955 г. он уже работает в Ленинграде, отсюда на 4 года уходит служить на флот.

Вернувшись в Ленинград, он работает на Кировском заводе. заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение. в 1962 г. проходит творческий конкурс в литературный институт им. М.Горького. К этому времени уже были созданы: «Детство», « Видение на холме» и др.

В 1963 году перевёлся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы.Уехал в Никольское. Там много работал. создал за одно лето около 50-и стихотворений.

Всю короткую жизнь он прожил так, !как будто ветер гнал…по ней, по всей земле – по сёлам и столицам».Он любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты по обочине дороги. деревенские просёлки,вбирая в себя дорожные впечатления.

Исполняется песня на стихи Н.Рубцова «Букет»

Поэт часто менял профессии: он был слесарем – сборщиком, кочегаром. за публикации своих стихов получал гроши (публикации в районных и областных газетах)

Не зная чем заработать, он собирает для заготконторы то ягоды, то грибы. то вербуется на вырубку леса. До 1968 года у него нет своего угла. Наконец он получает место в общежитии. Рубцов много ездил и повидал, но ближе и родней северной природы ничего не нашёл.

Учащийся читает стихотворение «Тихая моя Родина»

Рубцовской лирике передались в наследство от Пушкина, Тютчева, Кольцова, Есенина интерес и любовь к природе.

Чтение стихотворения «Берёзы»

Чтение стихотворения « Ласточка»

В конце 60 – х годов жизнь поэта вроде бы наладилась. В Москве его окружили своим вниманием поэт – вологжанин яшин. Астафьев, Белов. В 1970 году выходит последнее пожизненное издание Н. Рубцова – книга стихов «Шум сосен». Поэт успел подготовить к печати книгу «Зелёные цветы».Но его силы были подорваны. Поэт как бы предсказывал смерть сам « Я умру в крещенские морозы».Он погиб в крещенскую ночь 19 января 1871 года. Ему исполнилось 35 лет.

Звучит песня на стихи Рубцова «Плыть, плыть».

В 1973 году на могиле поэта был поставлен памятник. На мраморной плите – бронзовый барельеф. у подножия памятника выбита на камне строка поэта «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Учащийся читает стихотворение Н.Рубцова «Россия! Русь» Храни себя, храни»

Продолжается монтаж стихов Н.М.Рубцова

  1. «Журавли»
  2. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»
  3. «Старая дорога»
  4. «Над вечным покоем»»в минуты музыки»
  5. «Доволен я буквально всем»

2-я часть презентации

  1. Доклад «Образы растений в поэзии Николая Рубцова»

Насколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминаний таких природных «стихий», как лес, поле, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев. – ивы, сосны, тополя, берёзы, дубы, осины и других, цветов – ромашек, колокольчиков, фиалок, трав – подорожника.

Стоят особняком в поэтическом мире Рубцова такие образы, как «зеленые цветы», «красные цветы», «аленький цветочек»,которые трудно соотнести с реальными прототипами растений. Отдельные образы вынесены в названия произведений. Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения. По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому пейзажу (Например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника).

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи

Образ ивы связан у Рубцова с мотивами детских воспоминаний, образом матери.

Я лучше помню

Ивы над рекой

И запоздалый

В поле огонёк

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень

Образ ивы часто выступает у Рубцова как символ Родины, национальной судьбы.

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

К образам, символизирующим «национальное, родное». можно отнести и образ «кривых тополей». Северные тополя не имеют той стройности, .которая свойственна южным.

Символически выделен образ ромашек в стихотворении «Над вечным покоем» Ромашки – это тоже символ Родины. Обобщённый образ цветов часто символизирует собой смерть. Например:

Среди цветов

В обыденном гробу

Когда ж почую близость похорон,

приду сюда, где белые ромашки…

По утрам, умываясь росой,

Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой…

Замерзают мои георгины

И как антитеза у Рубцова цветы выступают символом творчества. Выращивать стихи для лирического героя означает творить, писать стихи. Так, в стихотворении «В горнице» рядом с образом матери появляется образ «красных цветов», которые завяли, но которые, благодаря усилиям лирического героя, можно оживить: «Буду Поливать цветы», // думать о своей судьбе»

мотив выращивания цветов связан с ощущением жизни, а главное – с пониманием лирическим героем судьбы как судьбы поэта.

Не купить мне избу над оврагом

И цветы не выращивать мне…

В стихотворении «наследник розы» образ георгина связан с перенесением осеннего состояния природы на внутреннее состояние человека.

Вот-вот подует зимним, снежным.

Всё умирает…Лишь один

Пылает пламенем мятежным –

Наследник розы – георгин!

Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями. как дом, родина, мать, путь, творчество.

2 Анализ стихотворения Н.Рубцова «Журавли»

Рубцовские «Журавли» написаны очень редким для поэзии 20-го века размером – пятистопным анапестом. Он придаёт стихотворению особую, характерную для всей рубцовской лирики плавность, завораживающую читателя. Ритм стиха у Рубцова всегда приглушён. размыт, словно все ударные звуки куда-то исчезли, уступив место плавной и тихой мелодии, струящейся.как вода. меж редко поставленных слов, графически пятистопный анапест рубцовского стихотворения воплощён в длинных строках стихов, раскинувшихся от правого края страницы и невольно ассоциируется у читателя с широким размахом журавлиных крыльев.

Для Рубцова. почти не пользовавшегося словарями, передающими яркие цвета. кажется почти невероятным употребление в первом же стихе «Журавлей! эпитета «огнеликий», да ещё и в соседстве с глаголом «красоваться».

Рубцов вообще с особой любовью и болью писал о птицах: ласточка ли это, рыдающая над выпавшим из гнезда птенцом. Да и лирический герой Рубцова в разные моменты своей непростой судьбы сравнивает себя с птицами: «И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме // На звуки гармошки, на пение и смех на лужайке…,// 2боюсь я как вольная сильная птица.// Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!», «Словно ворона весёлая, // Сяду опять на забор!»Сам Рубцов – жестами. ОБЛИКОМ. поведением – напоминал птицу: «а жил он действительно как птица. Засыпал там, где заставала ночь...лёгок был на подъём и неутомим в бесконечных перелётах с места на место.И питался как птица. Бывало, тюкнет зёрнышко- другое – и в сторону. И бе рёт в руки гармонь или гитару. Словно боится набить зоб втугую, чтоб не стесняло дыхания при пении…»У Рубцова журавли наделены дивной способностью: «до конца выражать своими « неземными звуками» и полётом то, что выразить невозможно. – душу человека: « всё, что есть в душе до конца выражает рыданье» И высокий полёт этих гордых прославленных птиц». Эпитеты «высокий» и «гордый» в последнем стихе, словно взятом из гимна журавлям, делают поэзию Рубцова необычной. У Рубцова журавли не только символизируют наступление осени, не только притягивают к себе, но и связывают душу русского человека и душу русской природы.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей - .

Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавле…

Рубцов всей своей поэтической душой ласкал русскую землю. Такого восторженного взгляда на русскую природу после Есенина русская природа не чувствовала на себе.

Рубцовские журавли соединяют историю и современность на просторах единого пространства, имя которому Русь:» Широко на Руси предназначенный час увяданья // Возвращают они, как сказания древних страниц».

Рубцов любил называть страну, в которой жил, словом «Русь». При чтении «Журавлей» кажется, что они не созданы волей поэтического воображения, не записаны рукой автора, а действительно «поэт только извлёк их из жизни родного слова», где они всегда, хотя и тайно, существовали.

В начале учебного года, определяя тему нашей будущей проектной работы, мы с восьмиклассниками переработали массу вариантов – от творчества А. Пушкина до произведений современных писателей – и решили остановиться на том, что было интересно всем. Необходимо было учесть и специфику класса – это ребята живые, активные, многие из них уже не раз выступали на школьной сцене, и все эти качества нужно был использовать.

Предложенная мною «кандидатура» заинтересовала ребят. Песни на стихи Н. Рубцова многие из детей уже слышали. А некоторые строки даже могли напеть.

Вместе с учащимися мы наметили план будущей работы. Мы решили не ограничиться напечатанным вариантом проекта и его компьютерной презентацией, а задумали ещё представить небольшую литературную постановку. Общими усилиями сформулировали тему, над которой мы будем работать.

Каждый из участников получил своё задание – исследовать одну из сфер жизни и творчества Н.Рубцова. Были определены следующие направления.

  1. Фрагменты биографии.
  1. Литературное творчество Н.Рубцова.
  1. Песни на стихи Николая Рубцова.
  1. Образы растений в поэзии Н.Рубцова
  1. Литературоведческий анализ стихотворений Н.Рубцова

Некоторые результаты месячной работы были представлены в композиции «Литературная гостиная. Знакомьтесь: Николай Рубцов».В неё были включены материалы, которые собрали ребята6 фотографии, записи стихов и песен. Было запланировано также живое исполнение произведений Н.Рубцова самими учащимися.для того, чтобы кмпозиция была органичной. некоторые песни мы решили прочитать как стихотворения. Ведь у Рубцова мало стихов как таковых – большинство из них положены на музыку.

Работа над проектом ещё пока не закончена. В перспективе мы собираемся продолжить изучение творчества Николая Рубцова в 11-ом классе. Мы рассмотрим такую тему «Жизнь человеческой души в стихах Николая Рубцова».

Этапы работы над проектом:

Информационный: определение целей и задач проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, определение общего направления работы, углубление знаний о принципах и приёмах анализа литературного произведения.

Плановый : определение конкретной цели проекта, его задач, структуры, формы4 обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

Поисковый : сбор и анализ информации, работа с источниками.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Н.М. Рубцов(1936-1971)родился в посёлке Емецк архангельской области. Рано лишился родителей. Учился в лесотехническом и горном техникумах. Писать стихи начал с шести лет. Во время учёбы в техникумах, работы на заводах, службы на Северном флоте писал стихи отражавшие его жизненные впечатления. В 1958-1961 начинает печататься в коллективных сборниках и альманахах «На страже Родины любимой», «Полярное сияние», «Первая плавка». В 1962 году поступает в Литературный институт. Стихотворения молодого Р привлекали задором, шутливой интонацией («Я весь в мазуте, весь в тавоте, зато работаю в тралфлоте»). В них отразились перипетии любовного чувства(«Не пришла»), романтика моря («в океане», «Шторм»). Его стихи выделялись из массового увлечения стихами, эстрадного поэтического «бума», возникшего в условиях хрущёвской «оттепели». В период отрочества и юности он проходит эволюцию от первых опытов к зрелым и самобытным произведениям 60-х годов. В. Оботуров: «От деревенского детства Николай Рубцов ушёл к широким океанским просторам, в тесноту городов с простотой их быта, чтобы снова вернуться к русской деревне и оттуда увидеть, с учётом всего своего опыта, весь мир и человека в нём».

В 1962 году в предисловии к сборнику «Волны и скалы» Р так определял стороны содержания и самого характера своего творчества «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни с смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений ». Именно таким в то время в его стихах предстаёт образ Родины. Ощущение высоты и простора, исторических деталей пронизывает «Видения на холме» (1962). Чувство любви к родине у поэта целостно и уходит вглубь веков.

Основные темы и мотивы лирики Р – это Родина, её природа и история, судьбы народа, духовный мир человека, его нравственные ценности, красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. В своих стихах он раскрывает судьбы и души людей, их помыслы и деяния. В 60-е года обострился интерес к истории России. Поэт пишет о красоте деревенской жизни. в стихах обрисовываются персонажи, например, «добрый Филя», «Хозяйка».

В стихах Р образ главного героя складывается во взаимодействии с другими персонажами. Драматизм, трагедийность мироощущения героя, обусловленный событиями народной судьбы(война).

Природа для Р – живая, одухотворённая. Р – мастер, одухотворения, олицетворения природных сил. Это отображается в элегическом характере поэзии. Трагедийный характер элегической лирики. Помимо элегий, есть песни («Зимняя песня» , «Прощальная песня»), произведения балладного, одического и философско-медитативного характера.

Для поэзии Р характерно взаимодействие романтического и реалистического начал, символики быта. Его стиль – живая, движущаяся система.

Герой лирической баллады-элегии «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» - романтическая фигура.

Полное представление об эстетических и поэтических принципах Р в конце 60-х годов даёт стихотворение «Ферапонтово» . Возвышенная земная красота и диво подлинного искусства возникают в процессе контакта природы с человеческой душой и мечтой.

В зрелый период творчества предпочитал использовать слова только духовного содержания, считал первейшими свойствами истинной поэзии лиризм, естественность, звучность. Это определяет своеобразие его стиля, эволюцию его реализма в сторону естественности, простоты, эмоциональной глубины слова, тягу к стилевому синтезу и гармонии. Всепроникающая стихия музыки определяет мотивы света и ветра. Поэтическая символика играет особую, иногда заглавную роль. Ключевой символ – «Звезда полей», давшая название стихотворению, а затем и книге. Символика питает и другие стихотворения: «В горнице», «Утро», «Тихая моя родина». Звезда, цветы, лес, ива, лодка – во всём этом поэт видит и раскрывает особую глубину в привычном русском пейзаже, в котором отложились приметы духовной, исторической жизни народа. Картины природы в стихах Р представляют соответствие душевному состоянию героя («Ночь на родине»). Вечный драматизм, трагедийность и гармония вселенной отражаются во внутреннем мире. Особая роль принадлежит эпитету, передающему чувства, переживания, настроения.

Тема Родины, ее судьбы всегда волновала русскую литера­туру. Эту традицию обращения к народным корням нашей жиз­ни, к нравственно-этическим идеалам продолжила и развила литература последних десятилетий.

Проблема активизации исторической памяти остро встала пе­ред обществом начиная с 60-х годов. Речь шла не только о не­обходимости извлечения уроков из нашей истории, но и о со­хранении и усвоении всего лучшего из духовного опыта поколе­ний, выработанного народом на протяжении тысячелетий. Девизом литературы могут быть слова Леонида Леонова: «А не к лицу нам забывать свое недавнее прошлое, откуда вышли на простор неслыханных идей… опасно отстраняться от истории отцов, будто ничего там не случалось, окроме исчадий гнилого феодализма. Было там, много кое-чего полезного было!»…

Образ «малой родины», с сопричастности к судьбе которой в душе каждого человека начинается высокое патриотическое чувство — любовь к нашей общей Отчизне, создан в произве­дениях В. Астафьева, В. Белова, Е. Носова, В. Распутина, В. Со­лоухина, в стихах С.Викулова, Н. Рубцова, А. Яшина. Писатели воспели землю детства, край, где человек родился и вырос, где впервые познавал мир и радовался одухотворенной красоте родной природы, учился умению трудиться и жить среди людей. «Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот ухо­дил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростнее тянуло меня обратно… Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тиши­ной!» (В. Белов. «На родине»). Форма повествования от первого лица, повышенная эмоциональность и музыкальность речи от­личают произведения многих из названных авторов и дают ос­нование отнести их к стилевому течению лирической прозы.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь,

— так выразил сущность своего поэтического мировосприя­тия Николай Рубцов. Образ «тихой», «светлой» родины с ее не­броской красотой, великой и полной драматизма тысячелетней историей возникает в стихах поэта. Своим неразрывным един­ством с миром природы и судьбой России, глубоким лиризмом и напряженностью чувств, особенностями образности и пост­роением стиха Н. Рубцов близок есенинской традиции. В его творчестве слышны также отзвуки философских мотивов Ф. Тютчева, А. Блока и других крупнейших русских художников, духовное родство с которыми чувствовал поэт. Самобытные стихи Н. Рубцова выражают существо народной нравственности. Афоризмами стали слова поэта: «пусть душа останется чиста»; «за все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»; «но моя родимая землица надо мной удерживает власть»; «хлеб, родимый, сам себя несет»; «близких всех душа не позабудет»; «от раздора пользы не прибудет».

Поэзия Н. Рубцова гражданственна, полна размышлений о судьбе родной стороны, о потерях и обретениях на трудном ис­торическом пути (стих. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «О Московском Кремле»). Самые «рубцовские» сти­хи философичны, они выражают органическую слитность чело­века и мира, порыв к гармонии, идеалу, тревогу за настоящее и будущее. Не случайно в произведениях поэта широко исполь­зуется характерная для философской лирики лексика (душа, красота, увяданье, страданье, забытость — см., например, «Журавли»), эпитеты (грустно, странно, таинственная сила, тайны сна, высокий полет), образы (ночь, тишина, ветер и др.).

Николай Рубцов - поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией - непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это - закономерность.
Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не “литературными фактами”, но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, - а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе - и потому были свободными от какой-либо литературщины.
Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость, преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин - в свое. То, что ощутил другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства - индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи, устремления, мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого: понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...

Эта музыка, интонация слов - выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно - Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души. До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль “храни” перерастает здесь рамки личного и даже - отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше - ко всему живому на земле.
Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами - она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Поэзия Рубцова - не “тихая”, не камерная, не подходит она под определение “деревенской” поэзии. Она просто - поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.
Мы рассмотрели вопрос, как тема Родины была отражена в поэзии Рубцова. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой жил поэт.

С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви по всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком.

М. Горький.

Поэзия Н. Рубцова несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала

И спасибо ему за красоту и пронзительность этой поэзии,

Спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.

Г. Горбачевский.

Родина. Отечество. Отчизна. Страна, в которой человек родился. Тема Родины была излюбленной темой писателей и поэтов в разную эпоху, и каждый из них видел в ней что-то своё, родное и близкое. Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов были властителями дум молодёжи девятнадцатого века, так и поэзия Блока, Есенина, Рубцова влияла на формирование поколения нового, двадцатого столетия.

Сергей ЕсенинНиколай Рубцов

Известно, что С. Есенин предсказал свою близкую смерть во всех стихах, а Н. Рубцов менее чем за год до гибели написал потрясающее:

Я умру в крещенские морозы.

Я умру, когда трещат морозы.

А весною ужас будет полный:

На погост речные хлынут волны!

Оба поэта догадывались не только о своей безвременной физической смерти, но и о нечто большем. В 1922 году С. Есенин в одном из «хулиганских» стихотворений утверждал:

Пой же, пой! В роковом размахе

Этих струн роковая беда.

Только знаешь, пошли их

Не умру я, мой друг, никогда.

А. Н. Рубцов в 1962 году дерзко шутил:

Моё слово верное прозвенит!

Буду я, наверное, знаменит!

Мне поставят памятник на селе!

Буду я каменный навеселе!.

Всё сбылось, всё подтвердилось: со времен Николая Некрасова не было на Руси поэта, кроме С. Еснина, множество стихов которого народ переложил бы на музыку и включил в свой песенный репертуар. То же самое произошло и со стихотворениями Н. Рубцова.

Вспомним знаменитую «Горницу»:

В горнице моей светло.

Это – от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

Эту песню можно часто услышать в различных «аудиториях»: на вокзалах, в поездах, на «кухнях», на эстраде. На вопрос о том, кто автор слов, большинство, певших её, пожимали плечами, считая народной.

Ещё великий Петрарка, завещавший написать на своём надгробии: «Здесь его нет. Ищите его среди своих живых», был прав. Истинные поэты не умирают. Они навсегда остаются с людьми. Как Некрасов со своими «Коробейниками», как Есенин с «Письмом матери», как Рубцов с «Горницей». А это понадёжней гранитных и бронзовых памятников. Как всегда актуальны слова А. Пушкина, которые можно отнести и к Рубцову, и к Некрасову, и к Есенину:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

К нему не зарастет народная тропа.

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

И Есенина, и Рубцова называли крестьянскими поэтами. Если С. А. Есенин был согласен с этими определением, говоря, что он «последний поэт деревни», то Н. Рубцов был недоволен и даже раздражён, когда его считали «деревенским поэтом», т. к. уже в 14 лет покинул родную деревню, молодые годы, проведя в городах и морских портах. Поэт, в самом деле, на какое-то время «забыл» деревню, из которой он вышел. К началу 60-х годов относятся его иронические строки:

Я выстрадал, как заразу,

Любовь к большим городам!.

Настоящее «возвращение» к деревенской родине произошло именно в то время, когда Н. Рубцову не сама по себе, как поэтическая тема, но как своего рода «точка отсчёта», как своеобразная мера всего, как исток всей жизни родины:

Мать России целой – деревушка,

Может быть, вот этот уголок

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле

Родная деревня, любовь к ней были для зрелого творчества Рубцова «осью». У него прямое, открытое объяснение того, почему его стихи обращены к деревне:

В деревне виднее природа и люди.

Конечно, за всех говорить не берусь!

Виднее на поле при звёздном салюте,

На чём поднималась великая Русь.

А для Есенина Русь – это белая береза, малиновое поле, вечное и святое:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Но сходство Есенина и Рубцова не только в том, что они оба были лирическими поэтами, подарившими миру стихи, которые народ «переплавляет» в песни; не только в «схожести» деревенской тематики, но и том, что оба они писали о Родине. «В поэзии С. Есенина нет ни одной темы, которую он художественно решал бы в отрыве от судеб своей Родины», - писал известный литературовед П. Юшин. До конца своих дней Есенин остался верен своеобразной клятве, которую дал себе в 1914 году, будучи 20-летним поэтом:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

У Сергея Александровича разладов было немало: с женщинами, друзьями, властями Не было разлада только с Родиной. В конце своей жизни смертельно уставший поэт написал в «Исповеди хулигана»:

Я очень люблю Родину

Я очень люблю Родину!

Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.

Приятны мне свиней испачканные морды

Широко на Руси предназначенный срок увяданья

И высокий полет этих гордых прославленных птиц.

А у Есенина:

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чём

В 1960 году Рубцов, 35 лет после написания Есениным «Я очень люблю Родину», вторил своему великому собрату в стихотворении: «Видения на холме»

Россия, Русь –

Куда я ни взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя.

Как и Есенина, мысли о Родине, её прошлом, настоящем и будущем тревожили Рубцова, они пронизывали практически все лучшие стихи поэта. В стихотворении «Зимним вечерком», одном из последних своих произведений, Н. Рубцов задаётся вопросами, которые волновали в конце 60-х – начале 70-х годов 20 века многих думающих людей:

Эх, Русь, Россия!

Что звону мало?

Что загрустила?

Что задремала?

Давай пожелаем

Всем доброй ночи!

Давай погуляем!

Давай похохочем!

И праздник устроим,

И карты раскроем

Эх! Козыри свежи,

А дураки те же.

Эти мотивы, созвучные с сыновними чувствами и мыслями лирического героя С. Есенина, в поэзии Рубцова не случайны. Уже в ранних стихах Николая Михайловича мы сталкиваемся с художественным своеобразием, присущим очень большим лирическим поэтом. Это монологичность, изображение собственности переживаний через картины родной природы, присутствие на первом плане не рассудочных толкований своих чувств, фактов, явлений, а самих чувств:

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

(«Берёзы». 1957 год.)

Вспомним есенинское:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпают ветки

Новым серебром.

(«Берёзы». 1913 год.)

Нельзя не заметить, что в стихах поэтов нет искусственной образности, нет стремления «оглушить» читателя «вымученной» красивостью, за которой, как правило, не бывает глубины мыслей и чувств. Их образы поражают как сдержанностью, так и внутренним блеском, органическим единством с описываемыми картинами родной природы. Они неизменно рождают в душе щемящее чувство родины.

Зачем ты держишь кнут в ладони?

Легко в упряжке скачут кони.

И по дорогам меж полей,

Как стаи белых голубей,

Взлетает снег из-под саней

(«Первый снег», 1955г.)

А у Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(«Пороша», 1914 год)

В поэзии Сергея Александровича Есенина восприятие родины идёт не только через картины природы, но и через тончайшие душевные переживания лирического героя. Достаточно вспомнить его знаменитое:

Что случилось? Что со мною сталось?

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле,

Эту жизнь прожил я словно кстати,

Заодно с другими на земле.

В начале 60-х годов 20 века литературоведы, хорошо знавшие Н. Рубцова, отмечали, что его восприятие родины обогатилось новым содержанием. Он тоже пытается заглянуть в душу родины не только через картины природы, но прежде всего через образы людей русской деревни. Николай Михайлович часто повторял: «В деревне виднее природа и люди».

Задумываясь о творчестве современных поэтов, воспевавших величие души народной, он приходит к выводу о том, что поэзия приобретает свой великий смысл только тогда, когда становится социально-наполненной, когда одухотворена высокой гражданственностью. Именно тогда поэт создаёт свои такие прекрасные «социально-наполненные» стихи, как «Добрый Филя», «Русский огонёк», «Жара», «Тихая моя Родина», «Видения на холме», «Жар-птица», в котором, к примеру, поэт ведёт неторопливый разговор с колхозным сторожем. Что, казалось бы, необычного может сообщить ему полуграмотный деревенский старик, какие тайны земного бытия открыть?

А открыл:

Так что же нам делать, узнать интересного

А ты – говорит,

Полюби и жалей,

И помни хотя бы родную окрестность,

Вот этот десяток холмов и полей

Звучит и в есенинской поэме «Анна Снегина» открытие, к которому приходит лирический герой:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

(1925 год «Анна Снегина»)

Стихи Рубцова «Русский огонёк» и «Жар-птица» могут служить своеобразным ответом и на вопрос Н. Асеева о том, почему стихи многих поэтов о родине «выветриваются из памяти через четверть часа», а есенинские живут в ней четверть века. Да потому, наверное, что многие пишут о родине вообще, не затрагивая самых сокровенных струн человеческой души, забывая о том, что родина начинается с капустной грядки, с белой берёзы под окном, с холма на окраине деревни. Не случайно ведь ещё безымянный автор бессмертного «Слова о полку игореве» писал:

О, Русская земля, уже ты за холмом!

Думается, что Рубцов постоянно обращался к этому великому произведению, искал в нём ответы на многие вопросы. Не зря же одно из лучших его произведений называется «Видения на холме».

Принято считать в литературных кругах, что одним из самых ярких маяков, с которым Рубцов сверял свой короткий творческий путь, была и поэзия С. А. Есенина. В одном из писем своему другу 1959 году он писал: «Да и невозможно мне забыть ничего, что касается Есенина. О нём всегда я думаю больше, чем о ком-либо. И всегда поражаюсь необыкновенной силе его стихов Он, Сергей Есенин, вызывает звучание целого оркестра чувств, музыка которого, очевидно, может сопровождать человека в течение всей жизни». В стихотворении «Сергей Есенин» Рубцов откровенно говорит:

Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, былаДа не та!

Версты всей потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня,

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

Будучи большим самобытным художником, Николай Рубцов, безусловно, отдавал себе отчет в том, что поэзия С. Есенина вызывает ощущение самородности, нерукотворности. Задумывался он и в том, что в тридцать с небольшим лет Сергею Есенину удалось создать свой неповторимый поэтический мир, полный острых социальных конфликтов, противоречий, трагичности и драматизма.

Рубцова многие литературные критики причисляют чуть ли не к двойникам Есенина. Это несправедливо. Рубцов жил в своё время, Есенин – в своё. То, что ощущает один, не может ощутить другой. Чувства индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи, устремления, мысли, но восторгаться, страдать, возгораться и гаснуть, каждый обречен самостоятельно.

Николай Рубцов не успел достроить свой неповторимый храм. Он заложил лишь фундамент для него. Его лучшие стихи, как и стихи Есенина, также вызывают ощущение самобытности, самородности. У читателей возникает впечатление, что поэт не сочинил их, а подслушал у самой жизни и записал. Это относится и к «Горнице». Так же, как и есенинские стихи, оно как бы светится изнутри, согревая душу читателя и навевая ему светлые мысли о родном доме, родине. Примечательно и то, что это одно из самых проникновенных произведений Рубцов создал практически не прибегая к традиционным изобразительно-выразительным средствам – эпитетам, метафорам, сравнениям. Он, уловил мелодию души и выразил её простыми словами. Это и роднит «Горницу» с есенинским «Письмом матери», где высокие сыновьи чувства лирического героя также переданы обыкновенными, на первый взгляд, словами.

Глубинный смысл слов Рубцова: «Да и невозможно мне забыть ничего, что касается Есенина» до конца становится понятным после прочтения его знаменитого стихотворения «Журавли», Написанного в 1965 году:

Вот летят

Вот летят

Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!

Вот замолкли –

И вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что – молчи

Так никто уж не выразит их

Обратившись к прекрасной и вечной теме журавлей, где, казалось бы, после Бунина и Есенина нечего делать, Рубцов уловил в ней свою мелодию души и блестяще передал её размашистым, как журавлиные крылья, стихом. И по форме, и по содержанию, и по способам выражения чувств и мыслей лирического героя «Журавли» - самобытное произведение, занявшее достойное место в русской поэзии. Но Есенин и Рубцов едины в главном: в прощальном полете журавлей они увидели, остро почувствовали не только пору увяданий, но и драматизм русской души и природы, которые как бы осиротели после их отлёта. У Есенина «журавли, печально пролетая, ║ уж не жалеют больше ни о ком». У Рубцова:

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.

Задумываясь о судьбах Родины, особенно в переломные для нашей страны моменты, пытаясь найти ответы на мучительные вопросы о месте и роли человека на своей земле, мы, как правило, обращаемся к творческому наследию любимых поэтов и писателей. Обращаемся, чтобы осознавать себя личностью, не затеряться в океане жизни. Одним из таких поэтов для кого-то стал С. А. Есенин, для кого-то Н. Рубцов. Истинная народность и истинный смысл его лирики открылись не сразу. Но и «поэтом масс» Рубцова назвать трудно. Многим предстоит ещё постичь смысл его жизнеутверждающей поэзии, открыть для себя этого удивительного певца России второй половины двадцатого века, найти в своём сердце уголок для грустной, зовущей к раздумью лирики. Пройти мимо Рубцова просто невозможно, так как немного на Руси поэтов, писавших о Родине так:

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов в окрестностях России.