Урок у лукоморья дуб зеленый. Урок литературного чтения А.С. Пушкин.У лукоморья дуб зелёный. В) Техника чтения

Организация: ГБОУ КГ№1 имени Лилии Литвяк

Населенный пункт: Луганская область, город Красный Луч

Разработка урока по литературному чтению

2 класс

Тема: Творчество А.С. Пушкина. «У Лукоморья дуб зелёный».

Цель: познакомить детей с автобиографией А.С. Пушкина и с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный»; дать первичные представления о сказочной поэме; совершенствовать навык выразительного чтения, умение творчески работать со стихотворным текстом; формировать умения делать несложные выводы, анализировать содержание; развивать сознательное, орфоэпическое чтение, связную речь, творческое мышление, память; прививать любовь к поэзии.

Оборудование: клубок ниток, по классу развешены предметы с подсказками: карточка со словом «ТЕМА», выставка на доске с фото и иллюстрациями к произведениям А.С Пушкина, литературный уголок, учебник, иллюстрация к вступлению поэмы «У Лукоморья дуб зелёный», словарь Ожегов, музыка, карточка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Все готовы на урок? (Да)

Всё ли девочки достали

И ненужное убрали? (Да)

А мальчишки посмотрите,

Аккуратно всё сложите,

Книжку ручку и тетрадь

И на уроке не зевать!

Молодцы, ребята! Сели красиво, удобно и начнём наш урок.

Ребята, а чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей)

  1. Постановка целей урока. Мотивация обучения.

- Ребята, у нас сегодня будет необычный урок.Я приглашаю вас в небольшое воображаемое путешествие.Оно принесёт много новых и интересных знаний.

- А о чём мы узнаём на уроках литературного чтения? (о писателях, о новых произведениях и героях этих произведений, много интересного о русском языке)

А кто нам может помочь путешествовать? (волшебник, машина времени, корабль и т.д.)

Отгадаете загадку и узнаете, кто будет нашим помощником?

Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я - не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод. (клубок ниток)

Правильно. Только этот клубок волшебный. Он нам укажет дорогу. (по классу развешены предметы с подсказками)

Катится, катится наш клубок, прикатился он в зелёный уголок. А подсказка здесь слово (читают все) ТЕМА.

Какой будет тема нашего урока, и что мы будем с вами делать, скажите мне вы. А поможет вам в этом моя выставка и опорные слова

Мы познакомимся……

Мы научимся…..

(Выставка: на доске весит портрет А.С. Пушкина и иллюстрации из ранее известных детям произведений.

Ученик: Мы сегодня познакомимся с творчеством А.С. Пушкина.

Как вы думаете, какое произведение А.С. Пушкина мы сегодня возьмём для урока. («У Лукоморья дуб зелёный», мы ещё с ним не работали, а все остальные нам известны)

Правильно. Мы сегодня продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, а именно с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный».

А что нам для этого надо сделать?

(быть внимательными, активными, выразительно читать, на вопросы отвечать, мыслить, рассказывать, описывать, фантазировать)

  1. Работа над темой урока

1)Автобиографическая справка про А.С. Пушкина.

Катится наш клубок. Катится. И прикатился в литературный уголок.

Каких русских писателей вы в нём знаете? Ребята, а что вы знаете о выдающемся русском поэте А.С. Пушкине.

Вике дано было домашнее задание приготовить рассказ о творчестве А.С. Пушкина. Давайте её послушаем.

В сердце России городе Москва родился 6 июня 1799года А. С. Пушкин. Семья дворянина имела большую библиотеку, поэтому мальчик рано пристрастился к чтению.

С раннего детства его воспитывала няня Арина Родионовна. Долгими вечерами она любила рассказывать маленькому поэту сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Поэтому Пушкин с детства увлекался поэзией.

В 12 лет родители его отправили учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он стал писать стихи.

В 1820 году А.С. Пушкин был сослан на Кавказ за то, что писал стихи, которые не нравились царю. На Кавказе он пишет самое большое произведение «Евгений Онегин». Это произведение принесёт ему в будущем известность и славу.

За недолгую свою жизнь А. С. Пушкин написал много прекрасных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме.

Учитель : А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 218 лет со дня его рождения, а мы до сих пор любим и читаем его произведения.

2) Работа со статьёй в учебнике стр.84.

Чтение статьи хорошо читающими учениками.

Вопросы по содержанию: 1. О каких по жанру произведениях

2. Что о сказках говорит? (они волшебные)

3. Какие стихи у Пушкина?

(прекрасные, сердечные, тёплые)

3) Работа по учебнику стр.85.

Прочитай строки из сказок соответствующие данным иллюстрациям из сказок А.С.Пушкина. Вспомните названия этих сказок.

4) Работа с иллюстрацией

- Покатился наш волшебный клубок дальше. Катится, катится, а навстречу ему кот. (Входит в класс ученик одетый котом)

Я принёс вам следующую подсказку. Но отдам, если вы меня немного взбодрите.

Физкультминутка с котом.

Кошка встала, потянулась,
Лапки вытерла, прогнулась!
Коготками шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у кошки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку - влево, ножку - вправо,
А теперь - вперед, назад.

Лапкой ушки почесала,

Клубком на лавке подремала.

Жмурит глазки и мурчит,

Играть с собою не велит.

Ребята посмотрите это картинка. Где-то я её уже видела. Откройте стр.86 учебника. Это иллюстрация к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»

А кто знает, что такое поэма?

Работаем со словарём Ожегов.

Поэма - литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лироэпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

Поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина.

Такое интересное название «У лукоморья дуб зелёный». А что такое ЛУКОМОРЬЕ?

Лукомо́рье - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

Составьте небольшой рассказ по картине? О ком будет в нём говориться? Какие будут происходить действия? (1-2 рассказа)

А сейчас мы прочитаем отрывок из поэмы и посмотрим, насколько вы были правы.

5) Первичное восприятие произведения.

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза и представьте, что вы попали в лукоморье. Что вы там увидите, послушайте.

(учитель читает отрывок из поэмы на фоне спокойной музыки)

  1. Закрепление изученного материала

1)Беседа по содержанию

Можно ли по вступлению определить, о чём будет говориться в поэме?

Каким же поэт изобразил лукоморье?

Какие события вам показались неправдоподобными? Зачитайте их.

Смысл, каких слов вам был непонятен?

(дол, видений, брег, чредой, витязь)

2) Словарная работа (работа в паре)

У вас на парте карточка с устаревшими словами, вышедшими из активного словарного запаса современного человека. Давайте мы к устаревшим словам подберём синоним современный. Соединим их стрелочками.

Соедини стрелочками синонимы

Дол

берег

Брег

по очереди

Витязь

берёт в плен

Чредой

сохнет

Пленяет

грустит

Чахнет

долина

Тужит

воин

(Зачитываем получившиеся пары)

Молодцы ребята. Наш клубок катится дальше, и мы следуем за ним.

3) Чтение отрывка детьми.

Клубок нас привёл к большому развесистому дубу. А под ним дремлет кот. Кот очень любит слушать разные лесные сказки.

Физкультминутка (для глаз)

Сказка начинается

Глазки открываются.

Раз, два, раз, два – глазки открываются.

(дети моргают глазками)

В сказке много волшебства

Любим их и ты и я.

Раз, два, раз, два – любим их и ты и я.

(глазки смотрят вверх и вниз)

Вокруг нас и там, и тут

Сказки добрые живут.

(глазками вправо-влево)

На зло глаза не закрывай

(ладошками закрыли глаза)

Добро дари и воспевай.

(открывают глазки и улыбаются)

А давайте мы для кота почитаем.

Чтение «Цепочкой» (2-3 раза)

Молодцы, ребята. Посмотрите, как кот улыбается. Ему очень понравилось ваше чтение.

  1. Итог урока.

- А вам понравился сегодняшний урок?

С произведением, какого писателя мы сегодня познакомились?

К какому жанру оно относится? (поэма)

  1. Релаксация

Ребята, у вас у каждого на парте листочек с волшебного дуба. Напишите на нём своё самое сокровенное желание и прикрепите его к волшебному дереву. И оно обязательно сбудется (звучит спокойная музыка)

И пусть это волшебное настроение не покидает вас целый день.

Список используемой литературы

  1. Интернет ресурс: Riddle-middle.ru Загадки.
  2. Интернет ресурс: Ивченко И.В. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/08/27/ otkrytyy_urok_chteniya_2_klass_gotovaya_versiya.docx
  3. Интернет ресурс: Ucthat-v-skole.ru/bibliotheca/fizkultminutki
Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Основные задачи:

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

Дать первоначальное представление о сказочной поэме;

Познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;

Личностные универсальные учебные действия

эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

Планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

уважать мнение собеседников;

высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Оборудование:

    Учебник «Литературное чтение»

    Карточки с жанрами для работы в группах.

    Карточки со словарными словами

    Презентация

    Запись шума моря

    Мультипликационный фильм: «У Лукоморья дуб зелёный»

Ход урока.

    Организационный этап.
    - Давайте поздороваемся с гостями.
    - Тихо садятся девочки, а теперь мальчики.

II . Актуализация знаний. Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Учитель: - Прочитайте названия книг и подумайте, что объединяет все эти произведения?

( слайды)

Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и его работнике Балде.

Д. Это произведения А. С. Пушкина.

У. Да, действительно, все эти произведения написал А.С. Пушкин .(СЛАЙД)

1. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

У. О ком будем вести речь на уроке? (мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)

У. Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина

и отравимся в мир сказок, будем литературными исследователями и отправимся в лукоморье.

2. Целеполагание и сообщение темы.

У. Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Д. Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это произведение.

У. Для чего вам это нужно?
Д. Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы нас было приятно слушать другим.

-У. Мы вспомним сказки этого автора, познакомимся с новым произведением А.С. Пушкина, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.(доска 1 часть темы)

3.Выявление читательского опыта по произведениям А. С. Пушкина. Работа в группе

Учитель . - Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и к каким жанрам они относятся. Объединитесь в группы.

Определите жанр отрывков из произведений, которые вам даны на карточках.

- Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы
«Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок из стихотворения)

Задания для 2 группы

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. ( отрывок из стихотворения.)

Задания для 3 группы

Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.

Задания для 4 группы

«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-
то на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о Царе Салтане »

Вывод : Молодцы, ребята! Вы правильно определили жанры предложенных произведений великого русского поэта.

III . Работа с текстом.

Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А. С. Пушкина

У . Итак, какие по жанру произведения у А. С. Пушкина мы знаем?
Д.
Стихотворение, сказка Запись на доске (открывает учитель).

ЖАНРЫ произведений А. С. Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА (ещё закрыта)

У. Знаете ли вы, сколько сказок написал Пушкин?

Д. Всего 5 сказок.

1.Работа над новым материалом. Первичное восприятие текста.

У. Сегодня на уроке мы узнаем новый жанр произведений А.С. Пушкина и поэтому наше сказочное путешествие продолжается. Мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком: «У лукоморья дуб зелёный…» (СЛАЙД) (доска 2 часть темы)

У. Кто из вас уже читал это произведение? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

У. Предлагаю посмотреть и послушать это произведение. (Мультипликационный фильм)

2. Беседа по первичному восприятию: У. Понравилось ли сказка?

У. Что понравилось?
У . Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д. Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
У. Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
У. Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

У. Дети, сейчас мы с вами познакомились с новым для нас жанром: это поэма. «У лукоморья дуб зелёный…» является отрывком из большой поэмы: «Руслан и Людмила». Полностью с поэмой вы познакомитесь в старших классах.
У. А что такое поэма? Кто из вас знает?

У. Более полно и точно значение слова поэма узнаем из толкового словаря Ожегова. (СЛАЙД)

Д. ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

У . Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А. С. Пушкина (Учитель открывает третью группу слов на доске (поэма)

У . А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (Ответы детей)
Теперь обращаемся к словарю в конце нашего учебника на стр. 214, прочитает ученик…

Д. Лукоморье - морской залив . (Слайд)

У. Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.

У. Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье.

Физминутка- релакс «У моря»

Предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (включаю шум моря)

Расскажите, что вы слышали? (Крик чаек, шум моря) Как вы думаете, где оказались?

И вдруг, на берегу моря мы видим …… Кто узнал это дерево, назовите? (На доске появляется рисунок огромного дуба)

3.Работа над произведением . Первичное чтение.

У. Теперь прочитаем текст сами на стр. 86 (сильные ученики). Все следят за текстом и делают карандашом пометки над словами, которые вам будут непонятными.

У. Какие вам встретились трудные непонятные слова? (Дети называют слова, учитель выставляет карточку на доску).
У. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», « » и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

4.Словарная работа : (СЛАЙД)

У . Давайте попробуем объяснить, что обозначают эти слова

    ДОЛ -долина

    ПЛЕНЯЕТ- берёт в плен

    ЗЛАТАЯ -золотая

    БРЕГ - берег

    ПЕСНЬ - песня

    ЧРЕДОЙ – по очереди

    НЕВЕДОМЫЕ - неизвестный

    ТУЖИТ -скучает

    ЧАХНЕТ – вянет, становится чахлым

    МИМОХОДОМ – проходя мимо

    ПОВЕДАТЬ - рассказать

5.Физкультминутка .

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

IV . Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

У. С какими чудесами в сказке вы познакомились?

У. Я покажу вам иллюстрации чудес, которые происходят в сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки).

Слайд Зеленый дуб, кот учёный, Леший, Русалка, 30 витязей, Колдун, Царевна, Кащей.

Вывод: Через своё произведение А. С. Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение

Итог урока.
У.С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Д. Поэма.
У. Что особенно вам понравилось?
Д. Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

6. Нахождение в тексте отрывка. (Дополнительно)

Прочитаем еще раз поэму по цепочке по 1 строчке. Начинает…

V . Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу.

Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока.

Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их. (СЛАЙД)

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара. То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина.Читайте Пушкина.

VI . Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (по выбору) (запись на доске).

2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

  • Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
  • Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
    • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
    • развивать позитивную самооценку учащихся.

Оборудование к уроку:

  • учебник "Литературное чтение. 3 класс" Э.Кац, М., "Астрель", 2011;
  • тетрадь на печатной основе "Литературное чтение.3 класс", М., "Астрель", 2011 г;
  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг поэта;
  • компьютерная презентация "Мир Пушкина";
  • выставка проектов учащихся "Мир Пушкина";
  • компьютер, проектор, экран;
  • словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
  • карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
  • клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила";
  • разноцветные лепестки для цветка "Настроение"

Современные технологии:

Ход урока

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

И наших гостей пригласим.

2. Проверка домашнего задания

Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас - это знания.

Что было задано на дом?

(подготовить сведения о Пушкине)

Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту "Мир Пушкина"

1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)

Микроитог

Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам

(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы

"Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"
"Уж небо осенью дышало" (отрывок из стихотворения)

"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
"Кабы я была царица:"

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
("Сказка о Царе Салтане")

Задания для 2 группы

"Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?"

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

"Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга."
"Гонимы вешними лучами:"(отрывок из стихотворения)

Задания для 3 группы

"Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила".
"Сказка о рыбаке и рыбке"

"Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару:"

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
"Сказка о попе и о работнике его Балде"

(Будем изучать произведение)

Задания для 4 группы

1. "Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:"

"Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок"
"Сказка о золотом петушке"

(Будем изучать произведение)

"Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит".
(Басня И.А.Крылова) - Ловушка

Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.

Учитель:

Как распределили произведения по группам?

Ученики:

1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком???

Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина

Учитель:

Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина

Дети:

Стихотворение, сказка.

ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА

5. Работа над новым материалом

Учитель:

Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?

Дети:

Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "У лукоморья дуб зелёный:"

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

Учитель:

Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

Учитель:

Это вступление к поэме "Руслан и Людмила". А что такое поэма? Кто из вас знает?

(Ответы детей)

Учитель :

Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

Ученик:

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Учитель:

Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

(Учитель открывает третью группу слов на доске - ПОЭМА)

Учитель:

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

(ответы детей)

Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:

Ученик:

Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

6. Работа над произведением

Первичное восприятие текста.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается.

Дайте мы отправимся в лукоморье.

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)

Беседа по первичному восприятию:

Учитель:

Каким изобразил поэт лукоморье?

Ученики:

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Учитель:

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

(Высказывания детей)

Учитель:

Какие вам встретились трудные непонятные слова?

(Дети называют слова)

Учитель:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

7. Словарная работа

Учебник стр. 86-87, 169,170

Лукоморье

Неведомые (дорожки)

Невиданные (звери)

:и дол видений полны:

Брег песчаный

Мимоходом

Над златом чахнет

:и мёд я пил

Поведать

8. Физкультминутка

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста

Учитель:

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

Ученики:

Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.

Учитель:

Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

Ученики:

Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

Учитель:

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

Ученики:

Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.

Учитель:

Что вы можете сказать о второй части?

Ученики:

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)

Чтение произведения

10. Работа с иллюстрацией в учебнике

Учитель:

Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)

Ученики:

Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря

Учитель:

Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации

11. Зарядка для глаз

Учитель:

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз).

12. Работа в тетрадях по литературному чтению

Работа в парах

Заполнение таблицы

(Дети записывают синонимы и антонимы)

Взаимопроверка тетрадей.

Заполненная таблица с одним из вариантов

Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)

Микроитог

Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

13. Итог урока

Учитель:

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Ученики:

Учитель:

Что особенно вам понравилось?

Ученики:

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

14. Просмотр клипа

Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

15. Рефлексия цветок "Настроение"

Учитель:

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

  • Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
  • Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
  • Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
  • Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

16. Домашнее задание

Стр.86 - 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23

А.С. Пушкин « У Лукоморья дуб зеленый…»

Цели:

Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё
отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,
артистические способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Ход урока

1.Организационный момент
Настроение у нас - отличное,
А улыбки - дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

а) Развитие артикуляционного аппарата.
- Вращение языком (маятник)
- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.

2. Постановка цели урока. Актуализация знаний

1. Предварительная беседа.
Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».
- Всего сказок у А. С. Пушкина пять: .«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал¬тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
- Кто слышал эту сказку? О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.
О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об
их приключенuяx и счастливом конце.)
- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.
1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движение глазными яблоками:
- глаза вправо -вверх;
- глаза вправо - вниз;
- глаза влево - вверх;
- глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.

2. Чтение статьи на с. 84 учебника.
- Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?
- Какие вы прочитали самостоятельно?
- Как всегда называли Пушкина?
- А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.
Чтение отрывков с. 85

3. Первая физминутка.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку согни.
И головой теперь покрути -
Лень и усталость скорей прогони.

4. Изучение нового материала

Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,
делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся
непонятные слова.

1. Чтение стихотворенья учителем
- Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?
2. Словарная работа.
- Что такое Лукоморье? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы¬шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.
(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)

Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве¬дает.
- Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.
Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре - на заре.
- Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится.
Чахнет - сохнет.

3. Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.

Давайте немножко отдохнем!
Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем….
Сном волшебным засыпаем….
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают….
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают …. Засыпают…
Шея не напряжена…
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Пауза 2 минуты
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и тихонько сесть!
Выразительное чтение детьми.
- чтение по цепочке.
5. Закрепление изученного материала.
- О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?
- Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.
6. Итог урока
- Произведение какого писателя читали?
- Как называется произведение?
7. Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»


Полный текст материала Конспект урока по теме "А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Анастасия Диделева (Родионова)
Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Семицветик»

городского округа город Фролово

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Заучивание стихотворения

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый »

Развитие речи

Старшая группа

Составила :

воспитатель Диделева А. Ю.

Тема : Заучивание отрывка из стихотворения А . С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный

Образовательная область : речевое развитие

Интеграция образовательных областей : речевое развитие , познавательное развитие .

Возраст детей 5-6 лет

Форма организации : подгруппа

Цель : Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина .

Задачи :

Образовательные :

Продолжать знакомить детей с творчеством поэта; расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов; учить пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворения .

Развивающие :

Развивать речевое творчество , выразительность речи , коммуникативные навыки.

Воспитательные :

Формировать чувство причастности к культурному наследию России; воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову; воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.

Словарь новых слов : У Лукоморья , неведомые дорожки, златая, песнь.

Предварительная работа :

Чтение детям сказок, стихов А . С. Пушкина ; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям новых слов и выражений; обсуждение характера и поступков персонажей сказок; заучивание стихов и целых отрывков из сказок, разыгрывание сценок; к работе подключение родителей : читают дома детям сказки Пушкина , смотрят мультфильмы; рисование рисунков к сказкам Пушкина .

Планируемые результаты : дети могут выучить небольшое стихотворение ; умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвуют в подвижной игре.

Оборудование :

Выставка книг А. С. Пушкина , портрет поэта, мультимедийная установка, ноутбук, телевизор, магнитофон, аудиозапись, презентация, мнемотаблицы, Учёный кот (взрослый,письмо.

I Вводная часть

(Музыка)

Воспитатель : Сегодня к нам приглашены гости. Давайте

поздороваемся с ними. Обратите внимание, тут у нас выставка книг А. С. Пушкина , и рисунки по сказкам Пушкина .

Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю вам отгадать загадку :

Я красива и мила,

Обаятельна всегда,

В сказке всем я помогаю,

И желанья исполняю!

На мольберте появляется золотая рыбка. Ребята, правильно, это рыбка. Только посмотрите, это какая-то необычная рыбка. Где-то мы её уже встречали.

Дети : Это рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке» .

А кто написал эту сказку?

Дети. А. С. Пушкин

Воспитатель :

Много сказок сочинил,

В Лукоморье путь открыл

В страну, где с чудесами,

Встречаемся мы с вами.

Да! Пушкин учит нас любить ,

Дружить, природой любоваться,

И как же нам не восторгаться?

Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.

Предлагается посмотреть на экран, (слайд с иллюстрацией к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила»

Беседа по иллюстрации.

Что изображено на картинке (перечисляют , что видят на картинке)

II Основная часть.

Воспитатель : Да, А. С. Пушкин писал чудесные стихи , поэмы, сказки. Ребята, сегодня утром в детский сад пришло письмо от Учёного кота. Послушайте, что он пишет : «Дорогие дети! Я, Учёный кот, сегодня хотел придти к вам в гости, но злой колдун приковал меня цепью к дубу, что стоит у Лукоморья . Я смогу освободиться, если вы выучите вот это стихотворение . А что бы легче было его запомнить, вам поможет вот эта таблица. Спасите, меня, пожалуйста!».

Воспитатель : Ну что, ребята, поможем Учёному коту?

(Рассматривают иллюстрацию «У Лукоморья » )

(Показываю детям указкой дуб, цепь и т. д.)

Воспитатель читает отрывок поэмы «Руслан и Людмила» .

У лукоморья дуб зелёный ;

Златая цепь на дубе том :

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса : там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей

Беседа по стихотворению :

Что такое Лукоморье ? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - лукоморье . Получается залив. Показ слайда с берегом моря).

Слова - «златая» , «песнь» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня) Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает.

Давайте ещё раз я прочитаю стихотворение , а вы постарайтесь запомнить его, повторяйте за мной.

(Читает стихотворение вместе с детьми с использованием мнемотаблицы).

Рассказывание стихотворения ребёнком , который хорошо запомнил стихотворение , с использованием мнемотаблицы. (2-3 прослушивания) .

(Звучит музыка. Мяу-мяу.)

Входит счастливый Учёный кот. Спасибо вам! Вы получили моё письмо, выполнили мою просьбу - и теперь я свободен и мне очень хочется с вами поиграть. Хотите? Тогда идите ко мне быстрее.

Проводится физкультминутка под музыку Вальс Свиридова из кинофильма «Руслан и Людмила»

Физкультминутка.

Ветер по морю гуляет (поднимают руки вверх)

И кораблик подгоняет (помахивают руками)

Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах (опускают руки)

Мимо острова крутого (садятся на корточки)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают)

Повторить 2раза

Кот : Ой, какие вы молодцы! Ну, а теперь я хочу послушать, как вы выучили стихотворение . Расскажите? А я вам помогу. Я буду начинать строчку, а вы её продолжать. Согласны? Тогда рассаживайтесь удобно на свои места и. начали!

С использованием мнемотаблицы.

Дидактическая игра : «Доскажи предложение»

Кот :«У лукоморья…

«Златая ….»

«И днем и ночью…»

«Все ходит по цепи….»

«Идет на право….»

«На лево ….»

«Там ….»

«Там леший….»

«Русалка…»

«Там на неведомых….»

«Следы….»

«Избушка….»

«Стоит без…»

Кот : Ну что ж, порадовали в меня! А теперь мне пора уходить. Но за то, что вы помогли мне, я подарю вам небольшой подарок! Это цветные карандаши и иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина .

Дети благодарят кота и прощаются с ним.

III.Заключительная часть.

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше занятие? Что же вы сегодня делали на занятии?

Дети : спасали Учёного кота, учили стихотворение , играли с котом. Воспитатель : Мне тоже понравилось сегодняшнее занятие, А теперь пойдём в группу, будем рисовать карандашами, которые нам подарил Учёный кот.