Урок у лукоморья дуб зеленый. Урок литературного чтения А.С. Пушкин.У лукоморья дуб зелёный. В) Техника чтения
Организация: ГБОУ КГ№1 имени Лилии Литвяк
Населенный пункт: Луганская область, город Красный Луч
Разработка урока по литературному чтению
2 класс
Тема: Творчество А.С. Пушкина. «У Лукоморья дуб зелёный».
Цель: познакомить детей с автобиографией А.С. Пушкина и с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный»; дать первичные представления о сказочной поэме; совершенствовать навык выразительного чтения, умение творчески работать со стихотворным текстом; формировать умения делать несложные выводы, анализировать содержание; развивать сознательное, орфоэпическое чтение, связную речь, творческое мышление, память; прививать любовь к поэзии.
Оборудование: клубок ниток, по классу развешены предметы с подсказками: карточка со словом «ТЕМА», выставка на доске с фото и иллюстрациями к произведениям А.С Пушкина, литературный уголок, учебник, иллюстрация к вступлению поэмы «У Лукоморья дуб зелёный», словарь Ожегов, музыка, карточка.
Ход урока:
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Все готовы на урок? (Да)
Всё ли девочки достали
И ненужное убрали? (Да)
А мальчишки посмотрите,
Аккуратно всё сложите,
Книжку ручку и тетрадь
И на уроке не зевать!
Молодцы, ребята! Сели красиво, удобно и начнём наш урок.
Ребята, а чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей)
- Постановка целей урока. Мотивация обучения.
- Ребята, у нас сегодня будет необычный урок.Я приглашаю вас в небольшое воображаемое путешествие.Оно принесёт много новых и интересных знаний.
- А о чём мы узнаём на уроках литературного чтения? (о писателях, о новых произведениях и героях этих произведений, много интересного о русском языке)
А кто нам может помочь путешествовать? (волшебник, машина времени, корабль и т.д.)
Отгадаете загадку и узнаете, кто будет нашим помощником?
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я - не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод. (клубок ниток)
Правильно. Только этот клубок волшебный. Он нам укажет дорогу. (по классу развешены предметы с подсказками)
Катится, катится наш клубок, прикатился он в зелёный уголок. А подсказка здесь слово (читают все) ТЕМА.
Какой будет тема нашего урока, и что мы будем с вами делать, скажите мне вы. А поможет вам в этом моя выставка и опорные слова
Мы познакомимся……
Мы научимся…..
(Выставка: на доске весит портрет А.С. Пушкина и иллюстрации из ранее известных детям произведений.
Ученик: Мы сегодня познакомимся с творчеством А.С. Пушкина.
Как вы думаете, какое произведение А.С. Пушкина мы сегодня возьмём для урока. («У Лукоморья дуб зелёный», мы ещё с ним не работали, а все остальные нам известны)
Правильно. Мы сегодня продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, а именно с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный».
А что нам для этого надо сделать?
(быть внимательными, активными, выразительно читать, на вопросы отвечать, мыслить, рассказывать, описывать, фантазировать)
- Работа над темой урока
1)Автобиографическая справка про А.С. Пушкина.
Катится наш клубок. Катится. И прикатился в литературный уголок.
Каких русских писателей вы в нём знаете? Ребята, а что вы знаете о выдающемся русском поэте А.С. Пушкине.
Вике дано было домашнее задание приготовить рассказ о творчестве А.С. Пушкина. Давайте её послушаем.
В сердце России городе Москва родился 6 июня 1799года А. С. Пушкин. Семья дворянина имела большую библиотеку, поэтому мальчик рано пристрастился к чтению.
С раннего детства его воспитывала няня Арина Родионовна. Долгими вечерами она любила рассказывать маленькому поэту сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Поэтому Пушкин с детства увлекался поэзией.
В 12 лет родители его отправили учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он стал писать стихи.
В 1820 году А.С. Пушкин был сослан на Кавказ за то, что писал стихи, которые не нравились царю. На Кавказе он пишет самое большое произведение «Евгений Онегин». Это произведение принесёт ему в будущем известность и славу.
За недолгую свою жизнь А. С. Пушкин написал много прекрасных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.
8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме.
Учитель : А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 218 лет со дня его рождения, а мы до сих пор любим и читаем его произведения.
2) Работа со статьёй в учебнике стр.84.
Чтение статьи хорошо читающими учениками.
Вопросы по содержанию: 1. О каких по жанру произведениях
2. Что о сказках говорит? (они волшебные)
3. Какие стихи у Пушкина?
(прекрасные, сердечные, тёплые)
3) Работа по учебнику стр.85.
Прочитай строки из сказок соответствующие данным иллюстрациям из сказок А.С.Пушкина. Вспомните названия этих сказок.
4) Работа с иллюстрацией
- Покатился наш волшебный клубок дальше. Катится, катится, а навстречу ему кот. (Входит в класс ученик одетый котом)
Я принёс вам следующую подсказку. Но отдам, если вы меня немного взбодрите.
Физкультминутка с котом.
Кошка встала, потянулась,
Лапки вытерла, прогнулась!
Коготками шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у кошки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку - влево, ножку - вправо,
А теперь - вперед, назад.
Лапкой ушки почесала,
Клубком на лавке подремала.
Жмурит глазки и мурчит,
Играть с собою не велит.
Ребята посмотрите это картинка. Где-то я её уже видела. Откройте стр.86 учебника. Это иллюстрация к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»
А кто знает, что такое поэма?
Работаем со словарём Ожегов.
Поэма - литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лироэпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.
Поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина.
Такое интересное название «У лукоморья дуб зелёный». А что такое ЛУКОМОРЬЕ?
Лукомо́рье - морской залив, бухта, изгиб морского берега.
Составьте небольшой рассказ по картине? О ком будет в нём говориться? Какие будут происходить действия? (1-2 рассказа)
А сейчас мы прочитаем отрывок из поэмы и посмотрим, насколько вы были правы.
5) Первичное восприятие произведения.
Ребята, сядьте удобно, закройте глаза и представьте, что вы попали в лукоморье. Что вы там увидите, послушайте.
(учитель читает отрывок из поэмы на фоне спокойной музыки)
- Закрепление изученного материала
1)Беседа по содержанию
Можно ли по вступлению определить, о чём будет говориться в поэме?
Каким же поэт изобразил лукоморье?
Какие события вам показались неправдоподобными? Зачитайте их.
Смысл, каких слов вам был непонятен?
(дол, видений, брег, чредой, витязь)
2) Словарная работа (работа в паре)
У вас на парте карточка с устаревшими словами, вышедшими из активного словарного запаса современного человека. Давайте мы к устаревшим словам подберём синоним современный. Соединим их стрелочками.
Соедини стрелочками синонимы |
|
Дол |
берег |
Брег |
по очереди |
Витязь |
берёт в плен |
Чредой |
сохнет |
Пленяет |
грустит |
Чахнет |
долина |
Тужит |
воин |
(Зачитываем получившиеся пары)
Молодцы ребята. Наш клубок катится дальше, и мы следуем за ним.
3) Чтение отрывка детьми.
Клубок нас привёл к большому развесистому дубу. А под ним дремлет кот. Кот очень любит слушать разные лесные сказки.
Физкультминутка (для глаз)
Сказка начинается
Глазки открываются.
Раз, два, раз, два – глазки открываются.
(дети моргают глазками)
В сказке много волшебства
Любим их и ты и я.
Раз, два, раз, два – любим их и ты и я.
(глазки смотрят вверх и вниз)
Вокруг нас и там, и тут
Сказки добрые живут.
(глазками вправо-влево)
На зло глаза не закрывай
(ладошками закрыли глаза)
Добро дари и воспевай.
(открывают глазки и улыбаются)
А давайте мы для кота почитаем.
Чтение «Цепочкой» (2-3 раза)
Молодцы, ребята. Посмотрите, как кот улыбается. Ему очень понравилось ваше чтение.
- Итог урока.
- А вам понравился сегодняшний урок?
С произведением, какого писателя мы сегодня познакомились?
К какому жанру оно относится? (поэма)
- Релаксация
Ребята, у вас у каждого на парте листочек с волшебного дуба. Напишите на нём своё самое сокровенное желание и прикрепите его к волшебному дереву. И оно обязательно сбудется (звучит спокойная музыка)
И пусть это волшебное настроение не покидает вас целый день.
Список используемой литературы
- Интернет ресурс: Riddle-middle.ru Загадки.
- Интернет ресурс: Ивченко И.В. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/08/27/ otkrytyy_urok_chteniya_2_klass_gotovaya_versiya.docx
- Интернет ресурс: Ucthat-v-skole.ru/bibliotheca/fizkultminutki
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Основные задачи:
- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
Дать первоначальное представление о сказочной поэме;
Познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;
Личностные универсальные учебные действия
– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,
Планировать и контролировать этапы своей работы;
Познавательные универсальные учебные действия
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение»
Карточки с жанрами для работы в группах.
Карточки со словарными словами
Презентация
Запись шума моря
Мультипликационный фильм: «У Лукоморья дуб зелёный»
Ход урока.
Организационный этап.
- Давайте поздороваемся с гостями.
- Тихо садятся девочки, а теперь мальчики.
II . Актуализация знаний. Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Учитель: - Прочитайте названия книг и подумайте, что объединяет все эти произведения?
( слайды)
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке
Сказка о попе и его работнике Балде.
Д. Это произведения А. С. Пушкина.
У. Да, действительно, все эти произведения написал А.С. Пушкин .(СЛАЙД)
1. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.
У. О ком будем вести речь на уроке? (мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)
У. Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина
и отравимся в мир сказок, будем литературными исследователями и отправимся в лукоморье.
2. Целеполагание и сообщение темы.
У. Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
Д. Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это произведение.
У.
Для чего вам это нужно?
Д.
Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы нас было приятно слушать другим.
-У. Мы вспомним сказки этого автора, познакомимся с новым произведением А.С. Пушкина, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.(доска 1 часть темы)
3.Выявление читательского опыта по произведениям А. С. Пушкина. Работа в группе
Учитель . - Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и к каким жанрам они относятся. Объединитесь в группы.
Определите жанр отрывков из произведений, которые вам даны на карточках.
- Работа учащихся в группах.
Задания для 1 группы
«Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало»
(отрывок из стихотворения)
Задания для 2 группы
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(
отрывок из стихотворения.)
Задания для 3 группы
“Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.
Задания для 4 группы
«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
то на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о Царе Салтане »
Вывод : Молодцы, ребята! Вы правильно определили жанры предложенных произведений великого русского поэта.
III . Работа с текстом.
Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А. С. Пушкина
У
.
Итак, какие по жанру произведения у А. С. Пушкина мы знаем?
Д.
Стихотворение, сказка
Запись на доске (открывает учитель).
ЖАНРЫ произведений А. С. Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА (ещё закрыта)
У. Знаете ли вы, сколько сказок написал Пушкин?
Д. Всего 5 сказок.
1.Работа над новым материалом. Первичное восприятие текста.
У. Сегодня на уроке мы узнаем новый жанр произведений А.С. Пушкина и поэтому наше сказочное путешествие продолжается. Мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком: «У лукоморья дуб зелёный…» (СЛАЙД) (доска 2 часть темы)
У.
Кто из вас уже читал это произведение? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)
У. Предлагаю посмотреть и послушать это произведение. (Мультипликационный фильм)
2. Беседа по первичному восприятию: У. Понравилось ли сказка?
У.
Что понравилось?
У
. Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д. Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
У.
Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
У.
Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)
У.
Дети, сейчас мы с вами познакомились с новым для нас жанром: это
поэма.
«У лукоморья дуб зелёный…»
является
отрывком из большой поэмы:
«Руслан и Людмила». Полностью с поэмой вы познакомитесь в старших классах.
У.
А что такое поэма? Кто из вас знает?
У. Более полно и точно значение слова поэма узнаем из толкового словаря Ожегова. (СЛАЙД)
Д. ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
У . Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А. С. Пушкина (Учитель открывает третью группу слов на доске (поэма)
У
.
А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (Ответы детей)
Теперь обращаемся к словарю в конце нашего учебника на стр. 214, прочитает ученик…
Д. Лукоморье - морской залив . (Слайд)
У. Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.
У. Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье.
Физминутка- релакс «У моря»
Предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (включаю шум моря)
Расскажите, что вы слышали? (Крик чаек, шум моря) Как вы думаете, где оказались?
И вдруг, на берегу моря мы видим …… Кто узнал это дерево, назовите? (На доске появляется рисунок огромного дуба)
3.Работа над произведением . Первичное чтение.
У. Теперь прочитаем текст сами на стр. 86 (сильные ученики). Все следят за текстом и делают карандашом пометки над словами, которые вам будут непонятными.
У. Какие вам встретились трудные непонятные слова? (Дети называют слова, учитель выставляет карточку на доску).
У. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова
«дол», «видений», «брег», «чредой», «
»
и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.
4.Словарная работа : (СЛАЙД)
У . Давайте попробуем объяснить, что обозначают эти слова
ДОЛ -долина
ПЛЕНЯЕТ- берёт в плен
ЗЛАТАЯ -золотая
БРЕГ - берег
ПЕСНЬ - песня
ЧРЕДОЙ – по очереди
НЕВЕДОМЫЕ - неизвестный
ТУЖИТ -скучает
ЧАХНЕТ – вянет, становится чахлым
МИМОХОДОМ – проходя мимо
ПОВЕДАТЬ - рассказать
5.Физкультминутка .
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться
IV . Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.
У. С какими чудесами в сказке вы познакомились?
У. Я покажу вам иллюстрации чудес, которые происходят в сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки).
Слайд Зеленый дуб, кот учёный, Леший, Русалка, 30 витязей, Колдун, Царевна, Кащей.
Вывод: Через своё произведение А. С. Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение
Итог урока.
У.С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Д. Поэма.
У. Что особенно вам понравилось?
Д. Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.
6. Нахождение в тексте отрывка. (Дополнительно)
Прочитаем еще раз поэму по цепочке по 1 строчке. Начинает…
V . Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подходит к концу.
Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока.
Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их. (СЛАЙД)
Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.
У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара. То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина.Читайте Пушкина.
VI . Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (по выбору) (запись на доске).
2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);
- Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
- Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
- Воспитательные:
- прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- развивать позитивную самооценку учащихся.
Оборудование к уроку:
- учебник "Литературное чтение. 3 класс" Э.Кац, М., "Астрель", 2011;
- тетрадь на печатной основе "Литературное чтение.3 класс", М., "Астрель", 2011 г;
- портрет А.С.Пушкина;
- выставка книг поэта;
- компьютерная презентация "Мир Пушкина";
- выставка проектов учащихся "Мир Пушкина";
- компьютер, проектор, экран;
- словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
- карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
- клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила";
- разноцветные лепестки для цветка "Настроение"
Современные технологии:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
- технологии уровневой дифференциации;
- информационно-компьютерные технологии
Ход урока
1. Оргмомент
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.
И наших гостей пригласим.
2. Проверка домашнего задания
Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас - это знания.
Что было задано на дом?
(подготовить сведения о Пушкине)
Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту "Мир Пушкина"
1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)
Микроитог
Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?
Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.
На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.
3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?
А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам
(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)
Работа учащихся в группах.
Задания для 1 группы
"Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"
"Уж небо осенью дышало" (отрывок из стихотворения)
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
"Кабы я была царица:"
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
("Сказка о Царе Салтане")
Задания для 2 группы
"Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?"
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
"Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга."
"Гонимы вешними лучами:"(отрывок из стихотворения)
Задания для 3 группы
"Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила".
"Сказка о рыбаке и рыбке"
"Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару:"
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
"Сказка о попе и о работнике его Балде"
(Будем изучать произведение)
Задания для 4 группы
1. "Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:"
"Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок"
"Сказка о золотом петушке"
(Будем изучать произведение)
"Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит".
(Басня И.А.Крылова) - Ловушка
Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.
Учитель:
Как распределили произведения по группам?
Ученики:
1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком???
Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.
4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина
Учитель:
Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина
Дети:
Стихотворение, сказка.
ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА
5. Работа над новым материалом
Учитель:
Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?
Дети:
Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.
Учитель:
Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "У лукоморья дуб зелёный:"
Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)
Учитель:
Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)
Учитель:
Это вступление к поэме "Руслан и Людмила". А что такое поэма? Кто из вас знает?
(Ответы детей)
Учитель :
Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.
Ученик:
ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
Учитель:
Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина
(Учитель открывает третью группу слов на доске - ПОЭМА)
Учитель:
А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?
(ответы детей)
Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:
Ученик:
Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.
6. Работа над произведением
Первичное восприятие текста.
Учитель:
Сказочное путешествие продолжается.
Дайте мы отправимся в лукоморье.
Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?
Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)
Беседа по первичному восприятию:
Учитель:
Каким изобразил поэт лукоморье?
Ученики:
Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Учитель:
Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
(Высказывания детей)
Учитель:
Какие вам встретились трудные непонятные слова?
(Дети называют слова)
Учитель:
Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.
7. Словарная работа
Учебник стр. 86-87, 169,170
Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
:и дол видений полны:
Брег песчаный
Мимоходом
Над златом чахнет
:и мёд я пил
Поведать
8. Физкультминутка
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста
Учитель:
Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
Ученики:
Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.
Учитель:
Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?
Ученики:
Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
Учитель:
Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?
Ученики:
Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.
Учитель:
Что вы можете сказать о второй части?
Ученики:
Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)
Чтение произведения
10. Работа с иллюстрацией в учебнике
Учитель:
Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)
Ученики:
Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря
Учитель:
Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации
11. Зарядка для глаз
Учитель:
Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.
Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз).
12. Работа в тетрадях по литературному чтению
Работа в парах
Заполнение таблицы
(Дети записывают синонимы и антонимы)
Взаимопроверка тетрадей.
Заполненная таблица с одним из вариантов
Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)
Микроитог
Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
13. Итог урока
Учитель:
С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Ученики:
Учитель:
Что особенно вам понравилось?
Ученики:
Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.
14. Просмотр клипа
Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.
15. Рефлексия цветок "Настроение"
Учитель:
Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.
- Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
- Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
- Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
- Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.
(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)
16. Домашнее задание
Стр.86 - 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23
А.С. Пушкин « У Лукоморья дуб зеленый…»
Цели:
Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё
отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,
артистические способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
Ход урока
1.Организационный момент
Настроение у нас - отличное,
А улыбки - дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
а) Развитие артикуляционного аппарата.
- Вращение языком (маятник)
- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.
2. Постановка цели урока. Актуализация знаний
1. Предварительная беседа.
Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».
- Всего сказок у А. С. Пушкина пять: .«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал¬тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
- Кто слышал эту сказку? О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.
О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об
их приключенuяx и счастливом конце.)
- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.
1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движение глазными яблоками:
- глаза вправо -вверх;
- глаза вправо - вниз;
- глаза влево - вверх;
- глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.
2. Чтение статьи на с. 84 учебника.
- Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?
- Какие вы прочитали самостоятельно?
- Как всегда называли Пушкина?
- А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.
Чтение отрывков с. 85
3. Первая физминутка.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку согни.
И головой теперь покрути -
Лень и усталость скорей прогони.
4. Изучение нового материала
Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,
делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся
непонятные слова.
1. Чтение стихотворенья учителем
- Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?
2. Словарная работа.
- Что такое Лукоморье? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы¬шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.
(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)
Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве¬дает.
- Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.
Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре - на заре.
- Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится.
Чахнет - сохнет.
3. Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»
4. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.
Давайте немножко отдохнем!
Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем….
Сном волшебным засыпаем….
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают….
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают …. Засыпают…
Шея не напряжена…
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Пауза 2 минуты
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и тихонько сесть!
Выразительное чтение детьми.
- чтение по цепочке.
5. Закрепление изученного материала.
- О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?
- Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.
6. Итог урока
- Произведение какого писателя читали?
- Как называется произведение?
7. Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»
Полный текст материала Конспект урока по теме "А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.
Анастасия Диделева (Родионова)
Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Семицветик»
городского округа город Фролово
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Заучивание стихотворения
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый »
Развитие речи
Старшая группа
Составила :
воспитатель Диделева А. Ю.
Тема : Заучивание отрывка из стихотворения А . С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный .»
Образовательная область : речевое развитие
Интеграция образовательных областей : речевое развитие , познавательное развитие .
Возраст детей 5-6 лет
Форма организации : подгруппа
Цель : Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина .
Задачи :
Образовательные :
Продолжать знакомить детей с творчеством поэта; расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов; учить пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворения .
Развивающие :
Развивать речевое творчество , выразительность речи , коммуникативные навыки.
Воспитательные :
Формировать чувство причастности к культурному наследию России; воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову; воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.
Словарь новых слов : У Лукоморья , неведомые дорожки, златая, песнь.
Предварительная работа :
Чтение детям сказок, стихов А . С. Пушкина ; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям новых слов и выражений; обсуждение характера и поступков персонажей сказок; заучивание стихов и целых отрывков из сказок, разыгрывание сценок; к работе подключение родителей : читают дома детям сказки Пушкина , смотрят мультфильмы; рисование рисунков к сказкам Пушкина .
Планируемые результаты : дети могут выучить небольшое стихотворение ; умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвуют в подвижной игре.
Оборудование :
Выставка книг А. С. Пушкина , портрет поэта, мультимедийная установка, ноутбук, телевизор, магнитофон, аудиозапись, презентация, мнемотаблицы, Учёный кот (взрослый,письмо.
I Вводная часть
(Музыка)
Воспитатель : Сегодня к нам приглашены гости. Давайте
поздороваемся с ними. Обратите внимание, тут у нас выставка книг А. С. Пушкина , и рисунки по сказкам Пушкина .
Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю вам отгадать загадку :
Я красива и мила,
Обаятельна всегда,
В сказке всем я помогаю,
И желанья исполняю!
На мольберте появляется золотая рыбка. Ребята, правильно, это рыбка. Только посмотрите, это какая-то необычная рыбка. Где-то мы её уже встречали.
Дети : Это рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке» .
А кто написал эту сказку?
Дети. А. С. Пушкин
Воспитатель :
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Да! Пушкин учит нас любить ,
Дружить, природой любоваться,
И как же нам не восторгаться?
Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.
Предлагается посмотреть на экран, (слайд с иллюстрацией к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила»
Беседа по иллюстрации.
Что изображено на картинке (перечисляют , что видят на картинке)
II Основная часть.
Воспитатель : Да, А. С. Пушкин писал чудесные стихи , поэмы, сказки. Ребята, сегодня утром в детский сад пришло письмо от Учёного кота. Послушайте, что он пишет : «Дорогие дети! Я, Учёный кот, сегодня хотел придти к вам в гости, но злой колдун приковал меня цепью к дубу, что стоит у Лукоморья . Я смогу освободиться, если вы выучите вот это стихотворение . А что бы легче было его запомнить, вам поможет вот эта таблица. Спасите, меня, пожалуйста!».
Воспитатель : Ну что, ребята, поможем Учёному коту?
(Рассматривают иллюстрацию «У Лукоморья » )
(Показываю детям указкой дуб, цепь и т. д.)
Воспитатель читает отрывок поэмы «Руслан и Людмила» .
У лукоморья дуб зелёный ;
Златая цепь на дубе том :
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса : там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Беседа по стихотворению :
Что такое Лукоморье ? Кто знает?
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - лукоморье . Получается залив. Показ слайда с берегом моря).
Слова - «златая» , «песнь» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня) Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает.
Давайте ещё раз я прочитаю стихотворение , а вы постарайтесь запомнить его, повторяйте за мной.
(Читает стихотворение вместе с детьми с использованием мнемотаблицы).
Рассказывание стихотворения ребёнком , который хорошо запомнил стихотворение , с использованием мнемотаблицы. (2-3 прослушивания) .
(Звучит музыка. Мяу-мяу.)
Входит счастливый Учёный кот. Спасибо вам! Вы получили моё письмо, выполнили мою просьбу - и теперь я свободен и мне очень хочется с вами поиграть. Хотите? Тогда идите ко мне быстрее.
Проводится физкультминутка под музыку Вальс Свиридова из кинофильма «Руслан и Людмила»
Физкультминутка.
Ветер по морю гуляет (поднимают руки вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают)
Повторить 2раза
Кот : Ой, какие вы молодцы! Ну, а теперь я хочу послушать, как вы выучили стихотворение . Расскажите? А я вам помогу. Я буду начинать строчку, а вы её продолжать. Согласны? Тогда рассаживайтесь удобно на свои места и. начали!
С использованием мнемотаблицы.
Дидактическая игра : «Доскажи предложение»
Кот :«У лукоморья… .»
«Златая ….»
«И днем и ночью…»
«Все ходит по цепи….»
«Идет на право….»
«На лево ….»
«Там ….»
«Там леший….»
«Русалка…»
«Там на неведомых….»
«Следы….»
«Избушка….»
«Стоит без…»
Кот : Ну что ж, порадовали в меня! А теперь мне пора уходить. Но за то, что вы помогли мне, я подарю вам небольшой подарок! Это цветные карандаши и иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина .
Дети благодарят кота и прощаются с ним.
III.Заключительная часть.
Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше занятие? Что же вы сегодня делали на занятии?
Дети : спасали Учёного кота, учили стихотворение , играли с котом. Воспитатель : Мне тоже понравилось сегодняшнее занятие, А теперь пойдём в группу, будем рисовать карандашами, которые нам подарил Учёный кот.