Нетрадиционные методы рисования в реализации фгос

Марченко Ирина Алексеевна
МДОУ Детский Сад №46 с Васильково

Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Разработка серии занятий с использованием нетрадиционной техники на занятиях по рисованию во 2 младшей группе.

1.Введение

2.Конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

3.Заключение

4. Список литературы

1. Введение

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. Формирование творческой личности - одна из важных задач теории и практики на современном этапе. Это обуславливает необходимость творческого подхода в обучении и воспитания подрастающего поколения. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к усвоению новых навыков, знаний, умений. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, (рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля и сухих листьев, тычок жесткой полусухой кистью и ватными палочками) способствуют этому.

Цель работы:

Использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи :

Разработать комплекс занятий с применением нетрадиционных технологий

Воспитывать активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

· научить применять новые способы для художественного изображения;

· научить передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

2.Конспекты занятий с использованием нетрадиционной техники изображения

Конспект занятия по изобразительной деятельности.

Рисование методом тычка.

Тема: « Все сосульки плакали»

Введение

В конспекте занятия « Все сосульки плакали» предлагается способ рисования методом тычка. Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка,достаточно взять ватную палочку опустить в краску и ударить им по листу сверху вниз. Ритмично нанося тычок, можно рисовать падающий снег или капель.

Тема: « Все сосульки плакали»

Цели занятия:

  1. Воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, вызывая интерес к рисованию капели.
  2. Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка.
  3. Учить ритмично, наносить мазки, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек
  4. Закрепить умения в рисовании солнышка.

Материал для занятия:

  • ½ А4 альбомного листа с изображением сосулек;
  • стаканчик с водой;
  • кисть;
  • 2-3 ватные палочки;
  • гуашевые краски голубого цвета и желтого;
  • салфетка.

Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке и из окна детского сада; сравнение снега и льда; лепка сосулек, создание коллективной композиции «Сосульки на крыше» .

Ход занятия

  1. 1. Организационная часть

Воспитатель: Вот и подходит к концу зима. Солнышко пригревает все теплее и. Сколько интересного можно наблюдать весной.

« Сосульки»

Ты взгляни: увидишь снизу

Сто сосулек по карнизу.

Плюх-плик,плюх-плик-

Каплет с крыш за воротник,

Под окно и на крылечко

Льётся песня - бесконечка!

Г. Лазздынь

Дети вы догадались про что это стихотворение (ответы детей).

Снег тает и на крышах домов появляется много сосулек больших и маленьких.(педагог прикрепляет на фланелеграф фигурки сосулек разной величины). Покажите мне самую большую и самую маленькую сосульки.(ответы детей).

На что похожа сосулька (ответы детей: треугольник,нос,морковка).Давайте скажем красивые слова о сосульке. Сосулька какая (ответы детей: прозрачная,холодная, длинная, блестящая).Но вот солнце начинает пригревать

(прикрепляется на фланелеграф фигурка солнышка) и вдруг с сосулек начинают капать первые капельки, сначала редко(начинает стучать пальчиком по ладони приговаривая, тихо кап-кап), потом все чаще(продолжая стучать пальчиком приговаривая все громче Кап-Кап.)

2.Физкультминутка:

Дети встают в круг

Воспитатель: Когда была зима на улице было много снега, все ребята играли в снежки

«Снежки»

Взяли дети снег (Дети наклоняются вперед не сгибая ноги в коленях)

Сделали снежки(выпрямляются и имитируют что лепят снежок)

И бросаем его (бросают снежок сначала одной рукой затем другой).

«Гуляем на участке» (с музыкальным сопровождением « Времена года» П. Чайковского)

Солнце, солнце высоко (На цыпочках тянут руки вверх)

Нам от солнышка тепло (легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей (приседание)

Звонко побежал ручей (бег по кругу)

Вы за ручейком бегите

Лужи все перешагните (ходьба по кругу с преодолением препятствия луж)

Вот веселый воробей

в лужице купается (руки прекрещены за спиной, прыжки на двух ногах по кругу)

Чистит свои перышки (легкое поглаживание рук)

И отряхается (потряхивание кистями рук)

А теперь полетели и на место тихо сели (садятся на стулья).

Практическая часть:

Воспитатель: А теперь нарисуем капель.

Для рисунка у нас приготовлена краска. Назовите ее цвет. (ответы детей). Для капели у нас приготовлена краска голубого цвета. А зачем нам желтая? (ответы детей) Правильно солнышко будет пригревать и тогда сосульки начнут плакать.

Педагог прикрепляет лист к доске и начинает рисовать, комментируя свои действия:

Берем краску желтого цвета и рисуем круглое солнышко

Поднимаем кисточку и рисуем лучики, ведем линию-раз лучик-еще и еще….

Дети рисуют солнце, воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь детям. Во время рисования педагог активизирует деятельность детей «какое солнышко у тебя Лиза, ярко светит, горячо».

Посмотрите как пригрело солнышко и сосульки начали плакать. Посмотрите как они тают (показывает приемы рисования методом тычка на листе, произнося вместе с детьми кап-кап, ритмично наносит мазки точно под сосульками.

А теперь попробуем нарисовать маленькие капельки -берем ватную палочку опускаем в краску голубого цвета и спокойно делаем тычок о бумагу точно под сосульками, вот они какие кап-кап.

Теперь рисуем - большие капельки шлеп-шлеп-шлеп.

Дети рисуют капель. Педагог помогает индивидуальным показом, приемов «рука в руке».

4 Итог занятия .

Вот какая капель у нас получилась. Давайте полюбуемся. Рисунки детей выставляются на стенд.

« Сосульки плаксы»

Сосульки звенят и звенят

На солнце сверкают,блестят.

Грустят об ушедших морозах,

Пускают длинные слезы.

В лужах слезинки прячут,

Плачут сосульки,плачут!

(В.Шипунова)

Конспект занятия по изобразительной деятельности.

Рисование пальчиками

Тема: «Дождик, дождик веселей»

Цели занятия:

  1. Учить изображать тучу и дождик пальчиками
  2. Знакомить с синим цветом
  3. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности
  4. Учить развивать чувство цвета и ритма
  5. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа :

В солнечную погоду понаблюдать за облаками на небе: белые, как вата без дождя.

В дождливую погоду можно понаблюдать, как капельки дождя оставляют след на стекле,послушать как стучит дождь по стеклу.

Ход занятия

  1. 1. Организационный момент

Воспитатель: любите ли вы дождливую погоду?(ответы детей)

Нет? А ведь дождик нужен траве, деревьям, цветам.

Какие бывают тучки когда солнце светит (ответы детей),а когда идет дождь.(ответы детей)

А вы любите гулять по лужам если у вас на ногах резиновые сапожки?(ответы детей). Конечно весело гулять по лужам.

Давайте мы сейчас с вами погуляем по лужам.

  1. 2. Физкультминутка

«Дождик лей посильней»

Приплыли тучи дождевые.

Лей, дождик, лей! Руки вытянуты ладони вниз.

Дождинки пляшут. Потряхивают руками, топают ногами.

Как живые,

Пей, рожь, пей!

И рожь склоняясь к земле зеленой,

Пьет,пьет,пьет

А дождик теплый неугомонный Наклоняются и садятся

Льет, льет,льет!

«Музыка дождя и грома»

Воспитатель: Ой ребята! набежала тучка,закапал дождь!

Дети стучат пальчиками по полу

Засверкала гроза

Стучат ладошками

Загремел гром.

Стучат кулачками

Дождь стал стихать и совсем прекратился.

Постепенно ритм замедляется

3.Практическая часть

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем дождик. Для рисунка у нас приготовлена краска. Назовите ее цвет (ответы детей).

Посмотрите какие у нас тучки, а дождя в них нет (педагог прикрепляет лист бумаги голубого цвета с изображением тучек,нарисованными или выполненными в технике аппликации).

Давайте заполним тучку дождиком (педагог опускает палец в синюю краску и наносит пятнышки-дождинки, плотно почти слитно, иногда находя друг на друга на силуэте тучки).

Дети заполняют силуэты тучек пятнышками -дождинками.

Воспитатель:А вот и первые капли дождя падают на землю

(педагог наносит ритмично пятнышки-дождинки, размещая их

свободно, на расстоянии друг от друга)

Дети ставят более редкие пятнышки под тучками, сопровождая рисование словами «Кап-Кап».

Воспитатель в процессе контролирует, помогая детям затруднившимся в выполнении задания.

4. Итог занятия

Воспитатель выставляя на стенде работы ребят рассказывает русскую-народную потешку:

Дождик-дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Воспитатель и дети находят рисунки с изображением сильного(«Ах какой сильный дождик») ,и слабого дождя (« А здесь совсем слабый дождик, скоро выглянет солнышко»)

Занятие по рисованию нетрадиционным способом -

линии от кляксы

Тема: « Разноцветный коврик »

Цели занятия:

  1. учить рисовать пальцами любые линии от кляксы;

2.вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы с красками.

3.Учить развивать чувство цвета и ритма.

Ход занятия .

  1. Создание игровой мотивации :

Воспитатель:Ребята, наш Мишутка переехал в новый домик. И поэтому сегодня он приглашает нас к себе в

гости,но в гости, а тем более на новоселье, надо идти с подарком. Я знаю, что мишутка мечтает о красивом коврике, который он мог бы положить на пол или повесить на стенку. Подарим ему такой коврик.

  1. 2. Рисование

Воспитатель:У меня есть лист бумаги прямоугольной формы. Я хочу сделать из него коврик для Мишутки. Чтобы коврик получился красивым, его нужно украсить узором. И тут мне очень помогут разноцветные сестрицы. Вот они лежат у меня в коробке (показывает коробку с красками) Что это за сестрицы? (ответы детей)Правильно это краски. С их помощью можно украсить любой предмет. Посмотрите в нашей группе много красивых вещей с узорами. Вот шкафчик для игрушек. Вот расписной самовар.

Давайте посмотрим, какая из красок постаралась украсить нашу группу.

Педагог показывает краску. Дети называют предмет такого же цвета.(мебель, игрушки и т.п)

Педагог: Сегодня мы с вами будем рисовать пальчиками

Дети повторяют движения воспитателя имитирующие рисование самых разных линий вверх,вниз и т.д

Воспитатель наносит на лист бумаги (коврик) капельку жидкой краски и показывает как надо рисовать линии от пятна. Используя прием « рука в руке»,побуждая детей к работе.

Воспитатель последовательно ставит на ковре кляксы: красные,желтые, синие, зеленые. В течении рисования многократно называет цвета, побуждая детей повторять.

По окончании работы дети моют руки и вытирают салфетками.

Итог:

Воспитатель расставляет работы.

Все любуются ковриками.

Конспект занятия по рисованию

Печать всей ладонью

Тема « Разноцветный хвостик »

Цель: научить детей печатать всей ладонью приемом примакивания под словесное сопровождение;

Закрепить знание цветов, побуждать называть их.

Материал : Лист бумаги с изображением петушков (с белыми хвостами);

Гуашь желтого и красного цвета;

Салфетки и тазик с водой;

Игрушка или изображение петушка.

Предварительная работа : заучивание стихотворения В. Берестова

« Петушки».

Ход занятия

1.Организационный момент: На столе игрушка (петушок),воспитатель обращает внимание и уточняет.знают ли дети кто это, предлагает вспомнить стих про петушков В. Берестова.

«Петушки»

Петушки распетушились,

но подраться не решились.

Если будешь петушиться

можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться

нечем будет петушиться.

Воспитатель: - а что значит петушиться (ответы детей)

Посмотрите, что случилось с петушками, рассердились друг на друга и захотели подраться все перышки встали торчком.

Ребята а почему петушки не стали драться?(ответы детей)

Посмотрите какие у них маленькие белые хвостики, а давайте украсим наших петушков красивыми хвостиками, они развеселяться и больше никогда не будут сердиться и петушиться.

2,Рисование. Воспитатель рассказывает что они сегодня будут рисовать рукой(ладошкой) и показывает как это делается.

Воспитатель предлагает детям показать краску желтого цвета и набрать ее на ладошку.Подражая воспитателю под словесное сопровождение (промакнуть - оторвать) дети печатают, воспитатель хвалит их.

Затем обращают внимание на красный цвет. Дети печатают красной краской по той же полосе не смыв желтую краску.

3.Итог: Воспитатель обращает внимание какой получился большой пушистый хвост.Посмотрите да и петушкам они очень понравились, какие они стали веселые, яркие.Петушки благодарят и восхищаются работами детей

Заключение

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных.

Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей - кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое…

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности

Список литературы

1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: 1967г. 4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 2000.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999.

3. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М., 1994.12.

4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

  1. Г.Н Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-М.,2013
  2. Дошкольное воспитание 2002 г



[Введите подзаголовок документа]

Выполнила руководитель творческого объединения «Волшебные краски»,

учитель нач. классов Лукина Е.А.

Февраль

2014 год


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»

Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Введение

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А. Сухомлинский

Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как вы знаете, современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.

В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи.

К 8-10 годам детьми накоплен достаточный жизненный опыт для творчества на новом уровне, так как творческая деятельность зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Этот опыт и есть тот материал, из которого "черпает" идеи фантазия. Дети, в отличие от взрослых, способны не бояться "трудностей" в созидании нового, они искренне стараются проявить себя в творческой деятельности: любят сочинять, выступать на сцене, участвовать в конкурсах, викторинах. Как отмечал Л.С.Выготский, ребенок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, "проиграть" свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития.

В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания. В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Основная часть

1.Значение использования нетрадиционной техники для развития ребенка?

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия изобразительным искусством, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов группы и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

    Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

    Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

    Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий - образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества.

Я стараюсь предоставлять каждому ребенку свободу для художественно-творческого решения общей задачи. В результате способность детей к целенаправленной творческой деятельности становится критерием их художественного развития. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища. Большое внимание на занятиях я уделяю на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, что способствует активизации внимания.

Это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми. Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.

Свою работу строю на следующих принципах:

    От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

    Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

    Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

    Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы в целом.

Я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование кусочками мятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание и конечно презентации. Планирование занятий строится по принципу от простого к сложному.

В процессе работы по рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки, крем для бритья, кусочки мятой бумаги, мыльные пузыри, зубочистки. Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования: вначале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирует применение данной техники на практике.

В качестве самостоятельных техник, организующих целостную композицию, могут рассматриваться монотипия, кляксография, работа восковыми мелками, рисование свечой. Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих занятиях кружка, а также на занятиях закрепления и повторения знаний, умений и навыков.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

    от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

    от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

    от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

    от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

    от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

    от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям учителя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. После чего дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

2. Знакомство с видами нетрадиционной техники рисования.

Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Часто мы проводим своего рода конкурсы лучших творческих работ детей. С этой целью выставочные работы пронумеровываются, затем мы выставляем урну для голосования и любой желающий ребенок может написать номер понравившейся ему работы и бросить в урну. Затем голоса подсчитываются и детям, чьи работы набрали большее количество голосов, присуждаются места. Победители объявляются, им вручают дипломы и маленькие призы. Это, конечно, очень стимулирует детское творчество, ребятам очень хочется, чтобы их работа понравилась больше, чем другие.

Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:

Монотипия

Вы все с ней хорошо знакомы, потому что Монотипия - это значит уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении. Оставьте несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам и плотно сожмите. Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Задача педагога - пробудить фантазию ребенка, обратите занятие в игру. Монотипия - удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией.

Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Работа выполняется на пленке красками (акварель, гуашь), затем полученные изображения необходимо "отпечатать" на листе бумаги. Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение.

Кляксография

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снятию напряжения у детей.

Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякс ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли.

" Поставьте большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска), чтобы капля-клякса была "живая" надо потрясти листок бумаги - она начнет двигаться, а если на нее подуть (лучше из соломки или трубочки), то она побежит вверх, оставив за собой след. Можно еще капнуть кляксу другого цвета и снова подуть - пусть эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются, и получиться новый цвет. Применительно к некоторым сложным по выполнению нетрадиционным техникам рисования (монотипия, линография) необходимо использовать памятку поэтапного выполнения практической работы.

Свеча и акварель

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Рисование зубочистками

Способ получения изображения: ребенок обмакивает зубочистку в краску и наносит желаемый рисунок на бумагу, для каждой краски берется отдельная зубочистка.

Рисование сыпучими блестками

Способ получения изображения: ребенок пальчиками набирает сыпучие блестки и аккуратно посыпает ими рисунок, необходимое условие: краска на рисунке не должна засохнуть, т.е. блестки наносят на еще не высохший рисунок.

Рисование мыльными пузырями

Способ получения изображения: опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

Рисование картофелем.

Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Тампонирование или оттиск.

Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

Тычки жесткой кистью.

Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших школьников состоит в следующем: учитель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Набрызг .

Эта техника является достаточно сложной техникой. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Рисование солью.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при этой техники рисования. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Еще одной достаточно интересной техникой для рисования является «квиллинг» – техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длина, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда ребенок не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

    Заключение

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Мышления;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.

Список используемой литературы.

1. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4 с.56

2. Давыдова И.В. Его величество цвет// Школьный психолог. 2008 №1 с.43.

3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности// Начальная школа. 2001 №2. с.24

4.Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2008 №1.с.54

Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия «Цветы на пене для бритья»

5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

6. Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. М., – 2010.

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. С.-П. – 2013.

8. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 2012. - №2 с. 69

19. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

В работе кружка мы часто пользуемся наработками и новшествами сайта «Страна мастеров», особенно техниками Татьяны Просняковой.

Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как вы знаете, современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.

В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух-трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью - это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития.

В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания. В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Значение использования нетрадиционной техники для развития ребенка

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия изобразительным искусством, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов группы и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта - сформировать способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий - образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества.

Я стараюсь предоставлять каждому ребенку свободу для художественно-творческого решения общей задачи. В результате способность детей к целенаправленной творческой деятельности становится критерием их художественного развития. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища. Большое внимание на занятиях я уделяю обсуждениею детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, что способствует активизации внимания.

Это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми. Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта, плюс базовые навыки. Главное условие: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы в целом.

Я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование кусочками мятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание и конечно презентации. Планирование занятий строится по принципу от простого к сложному.

В процессе работы по рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов хорошо знакомые предметы: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки, крем для бритья, кусочки мятой бумаги, мыльные пузыри, зубочистки. Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования: вначале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрирует применение данной техники на практике.

В качестве самостоятельных техник, организующих целостную композицию, могут рассматриваться монотипия, кляксография, работа восковыми мелками, рисование свечой. Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих занятиях кружка, а также на занятиях закрепления и повторения знаний, умений и навыков.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  3. от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям учителя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. После чего дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Галина Семилетова

… Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать !

На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне…

Эта детская песенка в полной мере подтверждает мнение психологов и педагогов, что нет ребенка, который не любил бы рисовать . Действительно, с самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию , а мы, взрослые, просто обязаны помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного. Творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.

Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.

В последние годы меняются содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования , учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии , мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование . Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно ?

Нетрадиционно - по "Толковому словарю" Т. Ф. Ефремовой. 2000г.

Не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.

Не придерживаясь традиций. Следовательно, нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы "Учение через увлечение" Первоначально необходимо вызвать у детей удивление. Вторая задача дать возможность испытывать удовольствие на занятиях. Следующий этап - увлеченность. И заключительный - успех! Таким образом, у детей формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования . Появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Существует много техник нетрадиционного рисования , их оригинальность и неповторимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, маленьким детям всегда интересно рисовать пальчиками и ладошкой, ставить на белом листочке кляксы и получать забавные изображения и гадать, на что это похоже? Т. е. тем самым дети достигают быстрого результата.

Изобразительная деятельность с применением способствует всестороннему развитию ребёнка :

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия , эмоциональной отзывчивости;

Развитие мелкой моторики.

Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике , ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник , дает возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет, восхищает. Важную роль играет и развивающая среда. Сколько дома ненужных и в то же время полезных для занятия, предметов и вещей (зубные щетки, расчески, поролон, катушки с нитками, свечи и т. д.) . В процессе рисования совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие , художественный вкус, творческие способности.

В НОД по художественному творчеству, рисованию с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник , ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают .

Мой опыт работы свидетельствует о том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Мне нравится рисовать с детьми нетрадиционными техниками . В таких занятиях есть творческая свобода и радость. Эффектные результаты почти не зависят от умелости и способностей, т. к. такие занятия напоминают игру. На занятиях дети с различными нетрадиционными материалами экспериментируют и создают прекрасные работы

Дети по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию , нужно начинать с младшего дошкольного возраста, используя нетрадиционные способы изображения . Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

рисованием

Цель : Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках .

Занятия по рисованию с детьми следует начать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует научиться рисовать пальчиком . Очень интересно маленьким детям рисовать на песке , на крупах. Затем задачу можно усложнить : использовать в процессе рисования тампончики , жесткую кисточку, штампы. Предварительно на листе бумаги простым карандашом нанесите контур. Попросите детей внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальчиком, проговаривая : вот грудка, мордочка, ушки, спинка и т. д. затем сделайте тычки тампоном или кисточкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки получаются объемными и живыми, понятными каждому ребенку.

На последующих занятиях подведите детей к решению новых задач и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Неотъемлемой частью работы должны стать экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования .

Какие нетрадиционные способы рисования используются в средней группе? Кляксография, рисование пальцами , ладошкой, оттиск печатками из различных овощей (лук, картофель, капуста, гербарии цветов и листьев и т. д.) Разве не интересно узнать, что получится, если рисовать скомканной бумагой или паролоном, ватными палочками, манной крупой т. п. Рисовать можно чем угодно ! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект . Ничем незамутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – это все мое!» .

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием , перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Необычные способы рисования так увлекают детей , что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

В старших группах подобная работа помогает решить специфические задачи : развитие наблюдательности, формирование способностей живо откликаться на события окружающей действительности, умение видеть красоту природы. Дети знакомятся с новыми способами изображения : кляксографией, монотипия, градтаж, набрызгом, рисование животных - выдуванием из трубочки мыльных пузырей, ребром линейки и т. д. Эмоционально воздействующим средством на занятии является музыка, которая учит детей размышлять и переживать.

Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу рисования , способствует эффективному развитию воображения и восприятия .

Широко используя различные нетрадиционные техники рисования , для себя сделала вывод, что при использовании нетрадиционной техники , у детей возникают положительные эмоции. Дети становятся более эмоциональными, у них формируется эстетическое отношение к окружающему миру, формируются эстетические чувства.

Гипотеза о том, что использование нетрадиционной техники рисования вырабатывает у дошкольников положительные эмоции - подтвердилась. Организация специальных занятий по нетрадиционной технике рисования позволила вызвать у детей подъем эмоционального состояния выработать положительные эмоции.