Лицевой свод является. Лицевой свод. Особенности сличения летописных текстов

Иван Грозный - тиран, убийца, которого проклинает наша ИсТория. Однако…. Территория Руси за его правление увеличилась более чем в 10 раз, население в два раза. Были приняты первые своды законов и как утверждают архивные дела - никто из казненных Иваном Грозным не был казнен без детального суда и обвинения. Для того чтобы крестьяне переселялись на новые земли - им платили по 5 рублей - огромные деньги, на которые можно было отстроить отличный хутор.

Ищем мы именно библиотеку этого неграмотного тирана, которая утеряна в веках. Причем книги для этой библиотеки он закупал по всему миру за огромные деньги. Каждый том был украшен золотом и драгоценными камнями.

Много нестыковок о том как нам говорят об Иване Грозном и то что мы видим из второго слоя информации, доступным из статистики того периода

Но здесь я хочу вам представить первые шесть томов (из 20) из его Царь-книги. Эту книжку тиран и убийца приказал создать в единственном экземпляре для обучения своих детей.

Каким мы сами захотим видеть Ивана Грозного? Хотелось бы узнать о нем побольше, не только официальную версию наших ИсТориков.

Книжка написана на русском языке 15-го века, интересна для тех кто хочет читать на старославянском языке.

Иллюстрирована книга опять таки уникально - это нужно просто видеть…..

Лицевой (т. е. иллюстрированный, с изображением «в лицах») летописный свод является не только памятником русской письменной культуры и шедевром древнерусской книжности. Это — культовый, исторический, художественный памятник мирового значения. Неслучайно он неофициально называется Царь-книгой (по аналогии с Царь-пушкой и Царь-колоколом).

Лицевой летописный свод был создан во 2-й половине XVI века по распоряжению царя Иоанна IV Грозного в единственном экземпляре для обучения его детей. Над книгами Лицевого свода работали митрополичьи и «государевы» мастеровые: около 15 писцов и 10 художников. Свод состоит из более, чем 10 тыс. листов и свыше 17 тыс. иллюстраций, причём изобразительный материал занимает около 2/3 всего объёма памятника. Рисунки-миниатюры (церковного, исторического, батального и бытового жанров) не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не только написаны, а и нарисованы. Миниатюры рассказывают читателям, как выглядели в древности одежда, воинские доспехи, церковные облачения, оружие, орудия труда, предметы обихода и проч.

В истории мировой письменности нет памятника, подобного Лицевому летописному своду, как по широте охвата, так и по объёму. В его состав вошли священная, древнееврейская и древнегреческая истории, повествования о Троянской войне и Александре Македонском, история Римской и Византийской империй, а также летопись, освещающая важнейшие события России четырёх с половиной столетий: с 1114 по 1567 гг. В Лицевом своде история государства Российского рассматривается неразрывно со всемирной историей.

Во времена царя Иоанна Грозного книга хранилась в Кремле, потом попала к разным владельцам. В силу различных исторических обстоятельств Лицевой свод оказался раздробленным на 10 томов-фолиантов. В XVII-XIX вв. эти тома находились в частных собраниях, переходя от одного владельца к другому. Их хозяевами, в частности, были Никон (Минов), Пётр I, Остерман, князья Голицыны, известные купцы. Постепенно собрание рукописи оказалось в фондах разных библиотек. На сегодняшний день Царь-книга частями хранится в Москве (в Государственном историческом музее) и Санкт-Петербурге (в Российской национальной библиотеке и Библиотеке академии наук).

Наименование : Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Том 01 - 06
Год издания : примерно 1550
Кол-во страниц : 296+314+989+611+919+870
Формат : PDF
Размер : 65+62+391+232+299+253 Мб

ЛИЦЕВОЙ СВОД, Ли-це-вой ле-то-пис-ный свод (от др.-рус. «ли-ца» - изо-бра-же-ния, ри-сун-ки) - русское ис-то-рическое ил-лю-ст-ри-ро-ван-ное про-из-ве-де-ние XVI века.

Во-прос о вре-мени соз-да-ния Лицевого свода вы-звал боль-шую по-ле-ми-ку в ис-то-рио-гра-фии. От-но-ся соз-дание па-мят-ни-ка к пе-рио-ду прав-ле-ния ца-ря Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Гроз-но-го, ис-сле-до-ва-те-ли да-ти-ро-ва-ли со-став-ле-ние Лицевого свода 1550-ми годами (О.И. По-до-бе-до-ва), началом 1560-х годов (Д.Н. Аль-шиц, Р.Г. Скрын-ни-ков), концом 1570-х годов (Н.П. Ли-ха-чёв, С.О. Шмидт, А.А. Амо-сов). Ком-плекс-ный ана-лиз Лицевого свода по-зво-лил за-клю-чить, что ра-бо-та над ним на-ча-лась около 1569 года (Амо-сов), а пре-рва-лась около 1586 года (В.В. Мо-ро-зов). Нет един-ст-ва и по во-про-су о мес-те соз-да-ния ру-ко-пи-си: по-ми-мо Мо-ск-вы ис-сле-до-ва-те-ли на-зы-ва-ли за-го-род-ную ре-зи-ден-цию Ива-на IV - Алек-сан-д-ро-ву сло-бо-ду (Б.М. Клосс) и др..

Со-хра-ни-лось 10 то-мов Лицевого свода, ко-то-рые ох-ва-ты-ва-ют со-бы-тия «от Со-тво-ре-ния ми-ра» до 1567 года (10 тысяч лис-тов боль-шо-го фор-ма-та с 17 тысячами ми-ниа-тюр). В су-ще-ст-вую-щем ны-не ви-де то-ма Лицевого свода сло-жи-лись в XVII-XVIII веках, ко-гда отдельные лис-ты бы-ли пе-ре-пле-те-ны в то-ма, при этом часть лис-тов бы-ла ут-ра-че-на, часть пе-ре-пу-та-на (например, час-ти еди-но-го тек-ста чер-но-во-го ва-ри-ан-та ис-то-рии Ива-на IV ока-за-лись в со-ста-ве Си-но-даль-но-го то-ма и Цар-ст-вен-ной кни-ги). Ут-ра-че-ны на-чаль-ная часть тек-ста по русской ис-то-рии, со-дер-жав-шая «По-весть вре-мен-ных лет»; часть из-вес-тий 1560-х годов; за-клю-чительная часть па-мят-ни-ка с из-вес-тия-ми до 1586 года; различные не-боль-шие фраг-мен-ты (ут-ра-чен-ный текст Лицевого свода вос-ста-нав-ли-ва-ет-ся по тек-сту Алек-сан-д-ро-Нев-ской и Ле-бе-дев-ской ле-то-пи-сей).

В пер-вых трёх то-мах Лицевого свода (так называемая Хро-но-гра-фическая часть) изла-га-ет-ся все-мир-ная ис-то-рия: Му-зей-ский сборник со-дер-жит из-ло-же-ние свя-щен-ной и древ-не-ев-рей-ской ис-то-рии от Со-тво-рения ми-ра до раз-ру-ше-ния Трои в XIII веке до н.э.; Хро-но-гра-фи-че-ский сборник - ис-то-рия древ-не-го и эл-ли-ни-стического Вос-то-ка и Древ-не-го Ри-ма; Ли-це-вой хро-но-граф - ис-то-рия Древ-не-го Ри-ма с 70-х годов I века н.э. до 337 года и ви-зантийской ис-то-рии с 337 года до X века. Ос-таль-ные 7 то-мов (так называемая Ле-то-пис-ная часть) по-сле-до-ва-тель-но из-ла-га-ют со-бы-тия русской ис-то-рии: Го-ли-цын-ский том ох-ва-ты-ва-ет пе-ри-оды 1114-1247 и 1425-1472 годов (со зна-чительными про-пус-ка-ми, вос-ста-нав-ли-вае-мы-ми по другим то-мам); Лап-тев-ский том - 1116-1252 годы (с вос-ста-нав-ли-вае-мы-ми про-пус-ка-ми); Ос-тер-ма-нов-ский I том - 1254-1378 годы; Ос-тер-ма-нов-ский II том - 1378-1425 годы (ны-не фраг-мент то-ма с По-ве-стью о Ку-ли-ков-ской бит-ве на-хо-дит-ся в отдельном пе-ре-плё-те); Шу-ми-лов-ский том - 1425, 1472-1533 годы; Си-но-даль-ный том - 1535-1542, 1553-1567 годы (со зна-чительными про-пус-ка-ми, вос-ста-нав-ли-вае-мы-ми по Алек-сан-д-ро-Нев-ской и Ле-бе-дев-ской ле-то-пи-сям); Цар-ст-вен-ная кни-га - 1533-1553 годы.

В на-стоя-щее вре-мя Лицевой свод раз-роз-нен: Му-зей-ский сборник, Си-но-даль-ный том и Цар-ст-вен-ная кни-га хра-нят-ся в ГИМ; Хро-но-гра-фи-че-ский сборник, Ос-тер-ма-нов-ские I и II то-ма - в Библиотеке Академии наук; Ли-це-вой хро-но-граф, Го-ли-цын-ский, Лап-тев-ский и Шу-ми-лов-ский то-ма - в Российской национальной библиотеке. Отдельные ис-сле-до-ва-те-ли (О.И. По-до-бе-до-ва, Б.М. Клосс, Ю.А. Не-во-лин, А.А. Амо-сов) до-пол-ня-ют этот ком-плекс ру-ко-пи-сей: так называемым Его-ров-ским сборником (РГБ), со-дер-жа-щим Апо-ка-лип-сис, Сло-во Ио-ан-на Бо-го-сло-ва на Ус-пе-ние Бо-го-ро-ди-цы, Сло-во по-хваль-ное на За-ча-тие Ио-ан-на Пред-те-чи, Ска-за-ние о чу-де-сах ар-хан-ге-ла Ми-хаи-ла; Жи-ти-ем Ни-ко-лы (РГБ), со-дер-жа-щим Жи-тие Ни-ко-лая ар-хи-епи-ско-па Мир Ли-кий-ских и фраг-мент Книги Бы-тия с по-ве-ст-во-ва-ни-ем о по-то-пе и стол-по-тво-ре-нии.

Текст Лицевого свода пред-став-ля-ет со-бой доб-ро-со-ве-ст-ную ком-пи-ля-цию по-ло-жен-ных в его ос-но-ву ис-точ-ни-ков. При со-став-ле-нии Хро-но-гра-фической час-ти ис-точ-ни-ки (кни-ги Вет-хо-го за-ве-та, Тро-ян-ская ис-то-рия Гви-до де Ко-лум-ны, «Алек-сан-д-рия», «Ис-то-рия Иу-дей-ской вой-ны» Ио-си-фа Фла-вия, Ел-лин-ский ле-то-пи-сец, Тол-ко-вая па-лея, Хро-ни-ка Ге-ор-гия Амар-то-ла, Хро-но-граф 1512) ис-поль-зо-ва-лись пол-но-стью, без про-пус-ков или от-бо-ра фраг-мен-тов. Для рас-ска-за о со-бы-ти-ях русской ис-то-рии бы-ло ис-поль-зо-ва-но несколько ле-то-пи-сей (Ни-ко-нов-ская, Вос-кре-сен-ская), Свод 1560 года, Ле-то-пи-сец на-ча-ла цар-ст-ва, Ле-то-пи-сец 1568 года, Нов-го-род-ский свод 1539 года, По-ст-ни-ков-ский ле-то-пи-сец и «Сте-пен-ная кни-га». В со-став Лицевого свода во-шло бо-лее 30 про-из-ве-де-ний, бы-то-вав-ших вне ле-то-пис-ных па-мят-ни-ков (жи-тия, по-вес-ти и др.), что по-зво-ля-ет на-звать его свое-об-раз-ной литературной ан-то-ло-ги-ей. Лицевой свод был при-зван обос-но-вать идею воз-вы-ше-ния бо-го-из-бран-но-го Русского государства. Этой за-да-че под-чи-не-но из-ло-же-ние все-мир-ной ис-то-рии как че-ре-ды по-сле-до-вательных воз-вы-ше-ний и па-де-ний различных царств. Ито-гом и ко-неч-ной це-лью это-го про-цес-са яв-ля-ет-ся Русское государтство во гла-ве с ро-дом его «са-мо-держ-цев», наи-бо-лее при-бли-жен-ное к ут-ра-чен-но-му идеа-лу Рай-ско-го са-да. Русские «са-мо-держ-цы» - пер-во-на-чаль-но ки-ев-ские, за-тем вла-ди-мир-ские и, на-ко-нец, мо-с-ков-ские - на-чи-ная с князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча бо-го-из-бран-ны и на-де-ле-ны муд-ро-стью.

Ми-ниа-тю-ра-ми про-ил-лю-ст-ри-ро-ва-на большая часть со-об-ще-ний Лицевого свода, они тес-но свя-за-ны с тек-стом. Ил-лю-ст-ри-руя современные или не-дав-ние со-бы-тия, ху-дож-ник ис-поль-зо-вал на-блю-де-ния над ок-ру-жаю-щей дей-ст-ви-тель-но-стью, при об-ра-ще-нии к бо-лее древ-ним эпо-хам он брал за ос-но-ву ми-ниа-тю-ры ру-ко-пи-сей XIV-XV веков, мо-дер-ни-зи-руя их (А.В. Ар-ци-хов-ский). Кро-ме то-го, ис-точ-ни-ком ми-ниа-тюр Лицевого свода по-слу-жи-ли «ико-но-пис-ные под-лин-ни-ки», западноев-ропейские пе-чат-ные кни-ги (хро-ни-ка Г.Ше-де-ля) и гра-вю-ры, в том числе А. Дю-ре-ра, Х. Холь-бей-на Млад-ше-го (см. в статье Холь-бейн) и др. Как по-ка-зы-ва-ет ана-лиз ху-дожественных осо-бен-но-стей ми-ниа-тюр, над ни-ми ра-бо-та-ли не ме-нее 6 мас-те-ров, ко-то-рым бы-ла при-су-ща ма-не-ра мо-с-ков-ской шко-лы жи-во-пи-си XVI века с нов-го-род-ски-ми и твер-ски-ми эле-мен-та-ми.

На эта-пе ра-бо-ты над ис-то-ри-ей Ива-на IV Лицевой свод под-верг-нут пе-ре-ра-бот-ке: дан-ная часть Лицевого свода, пе-ре-пи-сан-ная на-бе-ло, бы-ла снаб-же-на при-пис-ка-ми, ко-то-рые су-ще-ст-вен-но ме-ня-ли со-дер-жа-ние тек-ста и ми-ниа-тюр. Ис-сле-до-ва-те-ли свя-зы-ва-ли их воз-ник-но-ве-ние с ре-дак-тор-ским вме-ша-тель-ст-вом Ива-на IV (С.Ф. Пла-то-нов, Д.Н. Аль-шиц), И.М. Вис-ко-ва-то-го (Б.А. Ро-ма-нов, Н.М. Ро-го-жин), Б.Ф. Го-ду-но-ва (В.В. Мо-ро-зов).

В 2004-2006 про-ве-де-ны под-го-тов-ка и вы-пуск фак-си-миль-но-го из-да-ния Ли-це-во-го сво-да.

Источники:

По-весть о Ку-ли-ков-ской бит-ве: Текст и ми-ниа-тю-ры Ли-це-во-го сво-да XVI в. Л., 1984;

Жи-тие Алек-сан-д-ра Нев-ско-го. Текст и ми-ниа-тю-ры Ли-це-во-го ле-то-пис-но-го сво-да XVI в. Л., 1990;

Ли-це-вой ле-то-пис-ный свод XVI в. [На-уч-ное фак-си-миль-ное из-да-ние]. М., 2006. Кн. 1-10.

Пре-сня-ков А.Е. Мо-с-ков-ская ис-то-ри-ческая эн-цик-ло-пе-дия XVI в. // Из-вес-тия От-де-ле-ния рус-ско-го язы-ка и сло-вес-но-сти. СПб., 1900. Т. 5. Кн. 3

По-до-бе-до-ва О. И. Ми-ниа-тю-ры рус-ских ис-то-ри-че-ских ру-ко-пи-сей: к ис-то-рии рус-ско-го ли-це-во-го ле-то-пи-са-ния. М., 1965

Амо-сов А.А. Ли-це-вой ле-то-пис-ный свод Ива-на Гроз-но-го: ком-плекс-ное ко-ди-ко-ло-ги-че-ское ис-сле-до-ва-ние. М., 1998

Ли-це-вой ле-то-пис-ный свод XVI в.: ме-то-ди-ка опи-са-ния и изу-че-ния раз-роз-нен-но-го ле-то-пис-но-го ком-плек-са. М., 2003

Ар-ци-хов-ский А.В. Древ-не-рус-ские ми-ниа-тю-ры как ис-то-ри-че-ский ис-точ-ник. М.; Томск, 2004

Мо-ро-зов В.В. Ли-це-вой свод в кон-тек-сте оте-че-ст-вен-но-го ле-то-пи-са-ния XVI в. М., 2005

Иллюстрации:

1. Архив БРЭ. Ли-це-вой свод. Фраг-мент тек-ста и ми-ниа-тю-ра. 2-я половина XVI века Рос-сий-ская на-цио-наль-ная биб-лио-те-ка (С.-Пе-тер-бург).

2. Архив БРЭ. Ли-це-вой свод. Фраг-мент ли-ста с при-пис-ка-ми. 2-я половина XVI века Ис-то-ри-чес-кий му-зей (Мо-ск-ва).

2010 год для специалистов, изучающих Древнюю Русь, и просто любителей истории ознаменовался весьма важным событием: в интернет в открытый доступ выложили Лицевой летописный свод (в народе его называют Царь-книгой). Отсканировали его и поместили во всемирную сеть представители Общества любителей древней письменности.

В чем заключается важность данного события?

Согласитесь, что самое главное в работе каждого историка - это первоисточники: письменные, произведения искусства, архитектура, предметы быта и другие артефакты. К сожалению, в наше время не так много исследователей прошлого обращаются именно к ним. Зачастую они изучают и цитируют работы других историков, а те третьих и так далее. В результате, если начать разбираться, то большинство таких ученых никогда и не пользовались первоисточниками, и все свои труды создали на основе чужих слов и мнений. Получается, что данные работы можно сравнить с плохой копией копии какого-то «блокбастера». Если открыть и прочесть то, что написано в древнем документе, и сравнить информацию с тем, что пишут современные историки, часто можно обнаружить не только незначительные неточности, но и порой совершенно противоположные факты. Вот так-то, и подобное случается сплошь и рядом.

Древние артефакты Руси

К сожалению, до наших дней сохранилось не так много подлинных первоисточников, как того хотелось бы. Если рассматривать архитектурные памятники, то их осталось совсем немного, да к тому же большинство из них относятся к 18-19 векам, ведь на Руси основной строительный материал - это лес, а регулярные войны и пожары не щадят такие сооружения. Если брать предметы быта и ювелирные украшения, так и тут не все так просто: то, что удалось сохранить, - это всё артефакты 15-19 веков. И это тоже вполне объяснимо, ведь драгоценные металлы и каменья всегда были целью различного рода любителей наживы и черных археологов. Практически все древние захоронения (курганы и прочее) на территории нашей страны были разграблены еще во времена Екатерины Второй.

Устные предания

Наиболее полно исторические сведения об истории нашей земли сохранились в памяти народа - это легенды, предания, сказки, былины и т. д. Однако ученые категорически отрицают возможность рассмотрения устного творчества как источника информации, по крайней мере, в отношении того, что связано с былым Руси, хотя готовы полностью принять легенды, скажем, скандинавских или британских народов. А ведь в наших сказках и сказаниях сохранилось много интересных фактов, определенная интерпретация которых подтверждает одну из популярных современных теорий (А. Скляров «Обитаемый остров Земля»). Например, все мы знаем о такой сказочной диковинке, как волшебное блюдечко с наливным яблочком, в котором виден весь мир - чем это не «Айфон» с его логотипом - надкусанным фруктом? А ковры-самолеты, а сапоги-скороходы? Да мало ли что еще...

Впрочем, мы сильно отвлеклись, пора вернуться к главной теме нашей статьи, а это, напомним, Лицевой свод царя Ивана (iv) Грозного.

Письменные источники

Главные письменные источники Древней Руси - это летописи. Еще с 19 века начало издаваться Полное собрание русских летописей. Каждый желающий мог ознакомиться с этим печатным изданием, обратившись в библиотеку. Однако сейчас ведутся работы в рамках проекта «Рукописные памятники Древней Руси» по переводу его в цифровой формат, и в ближайшее время он, как и Лицевой свод Ивана Грозного, будет выложен в интернет для всеобщего пользования. Начинающим исследователям следует знать, что в древних рукописях является не только текст, но и рисунки. Речь идет об иллюстрированных документах. Главным из них и выступает Лицевой свод. Он состоит из десяти тысяч листов и семнадцати тысяч иллюстраций.

Лицевой летописный свод

Этот документ является крупнейшим летописно-хронографическим сводом Древней Руси. Он создавался по заказу царя в в период с 1568 по 1576 годы. Лицевой свод содержит изложение мировой истории от сотворения мира до 15 века и русской истории до 67 года 16 века. Амосов А. А. подсчитал, что сей древний артефакт состоит из десяти томов общей численностью в 9745 листов, которые украшены 17 744 цветными миниатюрами. Историки небезосновательно полагают, что Царь-книга содержала и одиннадцатый том. Ныне он утрачен, и это понятно, ведь в нем шла речь о самом неоднозначном периоде русской истории - до 1114 года.

Лицевой свод: содержание

В первых трех томах содержатся тексты библейских книг, таких как Пятикнижие, книги Судей, Иисуса Навина, Царств, а также книги Руфи, Есфирь, пророка Даниила. Кроме того, в них представлены полные тексты Александрии, два повествования о Троянской войне («Повесть о создании и попленении Тройском», извлеченная из «Хронографа Русского», и «История разрушения Трои» - перевод романа Гвидо де Колумна) и работа Иосифа Флавия «История Иудейской войны». Для последующих мировых событий источниками получения сведений послужили работа «Летописец Иллинский и Римский» и «Хронограф Русский».

Историю Руси Лицевой свод описывает в 4-10 томах, источником послужила преимущественно Как утверждают исследователи (например, Клосс Б. М.), начиная с событий 1152 года, в документе встречаются и дополнительные источники, такие как Новгородский свод (1539 г.), Воскресенская летопись, «Летописец начала царства» и другие.

Древнее редактирование

Царь-книга имеет ряд правок, считается (доказательств этому, правда, нет), что они были сделаны приблизительно в 1575 году по указанию самого царя Ивана Грозного. Переработка уже готового текста затронула в основном период с 1533 по 1568 годы. Неизвестный редактор сделал приписки на полях документа, в некоторых из них содержатся обвинения против лиц, репрессированных и казненных во время опричнины.

К сожалению, работа над Лицевым сводом закончена не была: часть миниатюр выполнены только в чернильном очерке, раскрасить их не успели.

Выводы

Лицевой свод Ивана Грозного является не только памятником книжного искусства Руси, но и весьма важным источником исторических событий: миниатюры, несмотря на всю условность и довольно символический характер, дают богатый материал для исследований реалий того времени. Кроме того, изучение редакторских правок, которые внесены в последний том («Царственная книга»), предоставляют возможность получить более глубокие сведения о политической борьбе послеопричного периода. Они позволяют судить и об изменившихся оценках царя деятельности тех или иных его сподвижников. А также о новых взглядах на сами события в период его правления.

В заключение

Благодаря деятельности Общества любителей древней истории, теперь каждый желающий сможет ознакомиться с этим бесценным артефактом. Ведь раньше для того, чтобы получить доступ к данному документу, необходимо было приложить массу усилий, да и получить его могли только ученые-историки. Зато сегодня это доступно каждому. Все, что необходимо, - наличие доступа к всемирной сети, и можно погрузиться в увлекательный мир изучения нашего прошлого. Увидеть все своими глазами, сложить о тех или иных событиях свое мнение, а не читать готовые штампы историков, которые, возможно, даже никогда и не открывали первоисточник.

Летописный свод Лицевой - свод XVI в., самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси. Л. с. Л. дошел до нас в 10 томах, где почти каждая страница украшена миниатюрами (всего миниатюр более 16000). Первые три тома Л. с. Л. посвящены всемирной истории: 1) Хронограф ГИМ (Музейск. собр., № 358); 2) Хронограф БАН (17.17.9); 3) Хронограф ГПБ (F.IV.151). Русская история, изложенная в семи томах, начинается с 1114 г. и обрывается на 1567 г. (окончание утеряно, но, по-видимому, было доведено до 1568 г.); 4) Голицынский том (ГПБ, F.IV.225); 5) Лаптевский том (ГПБ, F.IV.233); 6, 7) два тома Древнего летописца (БАН, 31.7.30, т. 1, 2); 8) Шумиловский том (ГПБ, F.IV.232); 9) Синодальная летопись (ГИМ, Синод. собр., № 962); 10) Царственная книга (ГИМ, Синод. собр., № 149). Том, содержавший начальную русскую историю, не сохранился.

Л. с. Л. создавался по заказу Ивана IV Грозного в период 1568-1576 гг. в Александровской слободе, ставшей во времена опричнины политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. Изложение исторического процесса в Л. с. Л. соответствовало целям укрепления самодержавной власти царя, созданию представления, что Русь является наследницей древних монархий, оплотом православия. Однако около 1575 г. подготовленный текст и иллюстрации с изложением истории правления Грозного (за 1533-1568 гг.) подверглись по указанию царя существенному пересмотру: в многочисленных приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались обвинительные материалы против лиц, которые подверглись опалам и казням во времена опричного террора. Таким образом, Грозный старался оправдать кровавые расправы над непокорным боярством. Редактирование Л. с. Л. проводилось в период обострения внутриклассовой политической борьбы и последовавших новых казней. По неизвестным причинам работа над Л. с. Л. не была завершена: миниатюры последней части свода выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены, отредактированный текст был переписан не полностью; бумага свода была передана на нужды Печатного двора в Александровской слободе и использовалась в 1576 г. при печатании Псалтири.

Над составлением Л. с. Л. трудился целый штат царских книгописцев и художников. В настоящее время найдено несколько рукописей, привлекавшихся при создании Л. с. Л. и наглядно отразивших различные этапы работы над ним. Так, в хронографической части свода использованы «История Иудейской войны» Иосифа Флавия по списку БАН, Солов. собр., № 8 и Летописец Еллинский и Римский 2-й редакции по списку ГПБ, собр. ОЛДП, F.33; в основу русской части положен список Оболенского Летописи Никоновской (ЦГАДА, ф. 201, № 163). Во всех перечисленных рукописях сохранились следы восковой разметки текста, соответствующей помещенным в Л. с. Л. миниатюрам; кроме того, в списках Еллинского летописца и Никоновской летописи имеются многочисленные поправки, сделанные свинцовым карандашом (уже после разметки воском), появившиеся в результате правки текста по другим источникам (Хронографу Русскому, Летописи Воскресенской и др.), - эти изменения также отразились в Л. с. Л. В тех местах, где текст основного источника дополнялся по другому, на полях карандашом делался пересчет числа миниатюр. Карандашные пометы об исправлении текста и миниатюр читаются и на готовых листах Л. с. Л. (в Хронографе ГПБ и Царственной книге), но по каким-то причинам не все эти указания радактора были реализованы. На листах Царственной книги запечатлелись различные стадии оформления Л. с. Л.: сначала текст переписывался писцами, а для миниатюр оставлялись свободные места (в соответствии с разметкой редактора), затем делался набросок композиции (свинцовым карандашом или углем), а потом рисунок обводился чернилами и раскрашивался. Среди миниатюристов существовало четкое распределение труда, что позволило в сжатые сроки выполнить колоссальный объем работ по иллюстрированию многотомного свода. Миниатюры Л. с. Л. свидетельствуют о высоком уровне искусства русской книжной иллюстрации XVI в. Кроме того, миниатюры Л. с. Л. являются ценным историческим источником, донесшим до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.


Помимо Л. с. Л. работа царской мастерской характеризуется и другими произведениями: в кон. 60-х гг. XVI в. там был переписан комплект макарьевских Великих Миней Четиих (из которого сохранились экземпляры ГПБ, Солов. собр., № 501/520, 504/523, 505/524, 508/527, 514/533), служебная Минея (ГБЛ, ф. 247, № 332) и создан знаменитый лицевой Егоровский сборник (ГБЛ, ф. 98, № 1844); в 70-х гг. XVI в. были выполнены лицевое Житие Николая Мирликийского (ГБЛ, ф. 37, № 15), повторный экземпляр майской Минеи Четии (ГИМ, Епарх. собр., № 463), переписан Апостол (ЛОИИ, собр. Н. П. Лихачева, № 203). В некоторых из отмеченных рукописей Миней Четиих сохранилась разметка, сделанная свинцовым карандашом и свидетельствующая о подготовке текста житий святых к иллюстрированию.

Лит.: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. CIV-CXXI; Пресняков А. Е. Московская историческая энциклопедия XVI в. // ИОРЯС. 1900. Т. 5, кн. 3. С. 824-876; Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944; Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965. С. 102-332; Покровская В. Ф. Из истории создания Лицевого летописного свода второй половины XVI в. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. М.; Л., 1966. С. 5-19; Протасьева Т. Н. К вопросу о миниатюрах Никоновской летописи // Летописи и хроники. Сб. статей 1973 г. М., 1974. С. 281-283; Творогов О. В. О составе и источниках хронографических статей Лицевого свода // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 353-364; Амосов А. А. 1) К вопросу о времени происхождения Лицевого свода Ивана Грозного // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. Л., 1978. С. 6-36; 2) Датировка и кодикологическая структура «Истории Грозного» в Лицевом летописном своде: (Заметки о бумаге так называемой Царственной книги) // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Т. 13. С. 155-193; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 206-265.

СВОД ЛЕТОПИСНЫЙ

одна из форм рус. ср.-век. историко-лит. сочинений. В сводах погодно излагались события рус. истории и давалось толкование историч. процесса с точки зрения правящих классов феод. общества. Появление С. л., воспроизводивших историю феод. гос-ва, было связано с определ. этапами в развитии рус. государственности. Первые С. л. были составлены в 11 в. в Киеве и Новгороде. Старший из сохранившихся С. л. - киевский, т. н. Начальный свод кон. 11 в., дошедший в составе Новгородской I летописи младшего извода. В 12-13 вв. С. л. составлялись и в др. центрах Руси (Переяславле Южном, Чернигове, Ростове, Владимире, Галиче, Владимире Волынском). В 14-15 вв. работа над их созданием велась также в Твери, Москве, Пскове, Смоленске, Вологде и нек-рых др. городах. Как историко-лит. произведения С. л. доживают до 18 в. включительно.

С. л. - памятники, сложные по составу. Древнейшие С. л. создавались на основе различных местных устных преданий, погодных записей, переводных житийных и хронографич. памятников и т. д. Старшие своды являлись источниками более поздних. Отсюда преемственность в историч. изложении, широкий хронологич. охват событий от времен Киевской Руси до 14-16 вв., а в отд. случаях - до 17-18 вв. При составлении С. л. использовались также в качестве источников различные лит. повести и сказания, поучения, акты, разрядные записи, родословные предания и т. п. Составление С. л. предпринималось в связи с к.-л. крупным политич. или церк. событием (посажением нового князя, выбором нового митрополита или епископа и т. д.). При этом сводчики стремились идеологич. средствами оправдать политич. действия и притязания своих государей. Установив сложный состав С. л., ученые долгое время видели в них лишь механич. соединение разнородного материала. Господствовало мнение, что каждый С. л. составлялся самостоятельно, а их взаимоотношения не выяснялись (работы П. М. Строева, К. Н. Бестужева-Рюмина, И. А. Тихомирова и др.). Лишь широкий сравнительно-историч. метод, примененный А. А. Шахматовым, - сопоставление между собой огромного числа С. л. - позволил ему дать общую схему рус. летописания 11-16 вв., выявить генетич. связь и политич. направленность С. л. Сов. исследователи (М. Д. Приселков, М. Н. Тихомиров, А. Н. Насонов, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков, Л. В. Черепнин и др.), усовершенствовав методику А. А. Шахматова, выявили осн. закономерности появления и развития С. л., тесно увязав их историю с политич. и культурной жизнью феод. Руси.

Лит.: Шахматов A. A., Разбор соч. И. А. Тихомирова "Обозрение летописных сводов Руси северо-восточной", СПБ, 1899; его же, Общерус. летописные своды XIV и XV вв., "ЖМНП", 1900, No 9, 11, 1901, No 11; Насонов A. Н., О рус. областном летописании, "ИАН CCCP", серия истории и философии, 1945, т. 2, No 4; его же, Начальные этапы Киевского летописания в связи с развитием Древнерус. гос-ва, в сб.: ПИ, в. 7, М., 1959; Лихачев Д. С., Текстология, М. - Л., 1962.

В. А. Кучкин. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "СВОД ЛЕТОПИСНЫЙ" в других словарях:

    Летописный свод Московский великокняжеский 1479 г. - Летописный свод Московский великокняжеский 1479 г. – летопись посл. четв. XV в., лежащая в основе всего официального летописания кон. XV–XVI в. Существование Л. с. было установлено А. А. Шахматовым, исследовавшим Архивскую (так называемую… …

    Летописный свод Сокращенный - – летопись кон. XV в., дошедшая до нас в трех видах. Соловецкий вид Л. с. С. сохранился в единственном списке кон. XV в. (ГПБ, Солов. собр., № 922/1032), текст которого обрывается на 6980 (1472) г.; Погодинский вид доведен до сентября 7002 (1493) … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Летописный свод Лицевой - – свод XVI в., самое крупное летописно хронографическое произведение средневековой Руси. Л. с. Л. дошел до нас в 10 томах, где почти каждая страница украшена миниатюрами (всего миниатюр более 16000). Первые три тома Л. с. Л. посвящены всемирной… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Летописный свод Московский великокняжеский кон. XV в. - Летописный свод Московский великокняжеский кон. XV в. – великокняжеская летопись в редакции 1 й пол. 1490 х гг. Рукопись XVI в., содержащая эту редакцию, была обнаружена М. Н. Тихомировым; в 1949 г. текст ее был опубликован. В своей основной… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    СВОД, свода, муж. 1. только ед. Действие по гл. свести в 1, 3, 9, 10, 11, 15, 16 и 17 знач. сводить2. Свод коровы со двора. Приступить к своду поступивших данных. 2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке тексты, факты, данные … Толковый словарь Ушакова

    ЛЕТОПИСНЫЙ, летописная, летописное (книжн.). прил. к летопись. Летописный рассказ. Летописный свод. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Свод куполообразная форма. Архитектура Свод тип перекрытия. Анатомия Свод Часть мозга Свод одна из четырёх сводчатых частей влагалища. Литература Свод сборник каких либо текстов, например: Летописный свод Свод законов, или кодекс Свод вторая… … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? свода, чему? своду, (вижу) что? свод, чем? сводом, о чём? о своде; мн. что? своды, (нет) чего? сводов, чему? сводам, (вижу) что? своды, чем? сводами, о чём? о сводах собрание правил, законов … Толковый словарь Дмитриева

    А; м. 1. к Свести сводить (7 9, 16 зн.). С. леса. С. полков в дивизию. С. косяков в табуны. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в определённом порядке сведения, материалы, тексты, документы. С. законов. Международный с. морских сигналов. С … Энциклопедический словарь

    СВОД, а, муж. 1. см. свести. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты. С. законов. Летописный с. 3. Дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого н. сооружения, а также внутренняя… … Толковый словарь Ожегова

Книги