Отношения России и Китая в XVII-XVIII веках. Становление связей русского государства с китаем

Внешняя политика Цинской империи характеризовалась стремлением изолировать Китай от внешнего мира. Связи Китая с Кореей и Вьетнамом базировались на отношениях сюзерена и вассалов; с Японией Китай вел незначительную торговлю. Что касается европейцев, приезжавших в Китай с торговыми, миссионерскими и другими целями, то политика по отношению к ним менялась в зависимости от ослабления или укрепления власти самих Цинов. Несмотря на препятствия, чинившиеся маньчжурскими властями, русско-китайские отношения в конце XVII и в течение XVIII в. продолжали развиваться.

Торговые связи между Россией и Китаем осуществлялись сначала черев Среднюю Азию, а затем через Сибирь и Монголию. Когда русские с середины XVII в. начали освоение Забайкалья и Приамурья, цинское правительство отнеслось к этому недоброжелательно. Оно опасалось соперничества России в борьбе за влияние в этом обширном районе и укрепления ее позиций вблизи границ создававшейся Цинской империи. Этим соображением определялась политика Цинской династии по отношению к России на протяжении второй половины XVII и почти всего XVIII столетия.

Цинское правительство в 1652 г. потребовало, чтобы русские покинули занятые ими земли на Амуре; в 1658 г. оно направило войска с целью разрушить Албазин - город, основанный здесь русскими.

Русское правительство стояло за мирные сношения с Китаем. Такая политика диктовалась отсутствием в этом районе достаточных военных сил и нерешенностью важнейших внешнеполитических задач на западных рубежах Русского государства. Вот почему русское правительство стремилось к укреплению мирных, добрососедских отношений с Китаем и к развитию русско-китайской торговли, которая была выгодна для обеих стран. В начале 70-х годов русские купцы уже вели довольно оживленную торговлю с Китаем. В 1675-1676 гг. русское правительство направило в Пекин большую дружественную миссию во главе с ученым молдаванином Николаем Спафарием (Милеску). Спафарий получил задание установить регулярные дипломатические сношения с Китаем путем обмена посольствами, пригласить на службу в Россию китайских мастеров, узнать о более удобных сухопутных и водных путях на Дальний Восток, добиваться расширения русско-китайских торговых связей. Но Спафарию, как и его предшественнику Федору Байкову (1654 г.), не удалось достигнуть этих целей. Император Канси долго тянул с ответом на русские предложения, требовал ухода русских с Амура, выдачи перебежчиков и, наконец, отослал посольство ни с чем.

После подавления восстания на юге Китая и на Тайване Канси начал осуществление своего плана вытеснения русских с Амура. Построив в Маньчжурии цепь укреплений, богдыхан в 1684 г. направил на Амур маньчжурскую армию, освещенную артиллерией, с целью разрушить Албазин и изгнать русских из Приамурья.

Началась длительная осада Албазина. Маньчжуры, понеся значительные потери, обещали отступить от Амура, если русские в свою очередь оставят Албазин. Немногочисленный гарнизон Албазина вынужден был в конце концов покинуть этот город. Но вскоре Албазин был вновь отстроен и заселен русскими; здесь появился новый русский гарнизон.

Канси прибегнул к угрозам, пытаясь запугать албазинцев. Он побуждал и монгольских ханов к активным действиям против русских, убеждая их напасть на Селенгинск, Верхнеудинск и Нерчинск. В 1686 г. к Албазину подступила многочисленная маньчжурская конница, располагавшая 40 пушками. Маньчжуры построили высокий вал, отгородив Албазин от внешнего мира, несколько раз штурмовали крепость, но взять ее им не удалось.

В 1687 г. в русский пограничный город Селенгинск, направляясь в Китайг прибыл русский посол Федор Головин, получивший наказ добиться установления нормальных дипломатических и торговых отношений с китайским государством в определить границу между обоими государствами.

В это время некоторые монгольские феодалы, подстрекаемые Канси, напали на Селенгинск. Гарнизон Селенгинска выдержал осаду, отбил нападение монголов. Летом 1689 г. на русской территории, в городе Нерчинске, начались переговоры между Россией и Китаем. Послы Канси, стремясь оказать давление на русское посольство, прибыли в Нерчинск в сопровождении многотысячного войска. Они несколько раз прерывали переговоры, устраивали военные демонстрации, пытаясь запугать русских послов и принудить их принять требования маньчжурской стороны, но пойти на разрыв переговоров не решились. 27 августа соглашение было заключено. Нерчинский договор 1689 г. является первым документом в истории русско-китайских отношений; вместе с тем он был и первым международным договором, заключенным Китаем с европейской державой. Согласно договору левый берег Амура оставался за маньчжурами, Албазин был разрушен, а Аргунский острог перенесен на левый берег Аргуни. Цины со своей стороны обязались содействовать русско-китайской торговле.

В 1726 г. в Пекин прибыло новое русское посольство во главе с Саввой Владиславичем. Этому посольству было поручено договориться о размежевании границы между Россией и Монголией, ставшей частью империи маньчжуров, о перебежчиках, о торговых караванах и о торговле обеих сторон. В 1727 г. был заключен Буринский трактат, а в начале 1728 г.- Кяхтинский договор, разрешившие пограничные вопросы, вопросы о перебежчиках и о торговле. В Нерчинске и Кяхте устанавливались пункты постоянной торговли. В Пекине начала нормально функционировать Российская духовная миссия, выполнявшая отчасти дипломатические функции и функции торгового представительства. Миссия была в то же время важнейшим источником научных знаний о Китае, его языке и культуре. В этом отношении значение миссии было очень велико. Из ее состава вышли первые русские китаеведы: Илларион Россохин - один из первых переводчиков на русский язык китайских текстов, работавший позже в Академии наук в Петербурге, Алексей Леонтьев, известный своими переводами китайских и маньчжурских книг.

В первые десятилетия XVIII в. маньчжурским императорам понадобилась помощь России для борьбы против Джунгарского (иначе Ойратского) ханства, успешно отражавшего все попытки покорить его. Дважды, в 1730 и 1731 гг., из Пекина в Москву и Петербург приезжали специальные посольства с заданием заручиться русской помощью. Но эти посольства не имели успеха, ввиду отказа России поддержать маньчжурские планы завоевания Джунгарии.

Между тем русско-китайская торговля успешно развивалась. В Кяхту из Китая везли чай, крепкие напитки, шелк-сырец, шелковые и хлопчатобумажные ткани, тростниковый сахар, ревень, фарфор и пр. Из России в Китай ввозили меха, шерстяные ткани, зеркальное стекло и т. п.

В 1744 г. с целью укрепления непосредственных русско-китайских торговых связей был запрещен ввоз в Россию китайских товаров через Западную Европу, а в 1761 г. введен новый таможенный тариф, освободивший от пошлин ввоз в Россию китайского шелка-сырца, хлопчатобумажных изделий, красок, жемчуга, а также вывоз в Китай русского сукна, иголок и других товаров.

«Русско-японская война» - В Англии была опубликована антивоенная статья Л.Толстого «Одумайтесь!». 7.Закрепление урока. Этапы русско - японской войны: Первый этап (26 января 1904 г - август1904 г). Отношения с Англией, Францией и Германией. 2.Причины и характер Русско – японской войны 1904-1905 гг. отношения с Китаем, Японией.

«История китайской живописи» - Затем начали строить школы живописи. В эпоху Тан в отдельный жанр выделяется портрет. После культурной революции происходит возрождение китайской живописи. Годы культурной революции нанесли живописи Китая непоправимый ущерб. Гу Кайчжи также считается основоположником «гохуа» (дословно «национальная живопись»).

«Китайская страна» - Осадки. 1.Введение 2.Зерновые культуры 3.Технические культуры 4.Чай 5.Животноводство. Западным же районам свойственно экстенсивное, кочевое или полукочевое скотоводство. Характеристика промышленности. Западная, засушливая часть Китая бедна реками. Природные районы. Производство и потребление продукции животноводства особенно в расчете на душу населения низки.

«Китайская стена» - Сами китайцы для поездки на стену употребляют слово «подниматься, восходить». Сообщения передавались при помощи дыма, барабанного боя или огня. Некоторые участки полностью разбирались, возводился фундамент, а после – участок стены. Исключения не делалось даже для императора. Император Цинь Шихуанди поручил работу самому удачливому генералу – Мэн Тяню.

«Китайское искусство» - Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Ли Кан. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Конфуцианство. Конфуций. Живопись Китая. Галерея Фрир, Вашингтон. Бамбук. Тушь по бумаге. XIII в. Иероглиф «Жизнь». Даосизм. Художественная культура Китая. Лао-цзы. Темы для сообщений.

«Китайский праздник фонарей» - Фестивальные кушанья. Обычай любования фонарями восходит к 1-му веку. Разновидность фонарей. Фейерверки. В каждом храме устраивали молебны и пиршества. Древние истоки праздника связаны с магией плодородия. Был издан императорский указ, разрешавший гулянья на всю ночь. Тогда в Китае широко распространился буддизм.

Цинское правительство Китая с тревогой наблюдало за быстрым распространением русского влияния на Амуре и предпринимало энергичные меры для его ликвидации. Еще в 1644 г. центральный Китай был завоеван маньчжурами, которые основали свою династию Цинь до 1911 г.. Занимая все новые земли за пределами своих официальных границ на Северо-Востоке, цинская империя создавала там административные центры и буферную зону, ограждающую страну от внешнего мира. Появление русских поселений на берегах Амура она расценила как угрозу своему господству на Амуре.

Хотя Приамурье никогда не входило в состав Китайской империи, циньское руководство стремилось вытеснить Россию из этого региона. Сюда направляются маньчжурские войска. В 1652 г. у стен Ачанского городка, где располагался тогда отряд Е. Хабарова, произошло первое крупное сражение. В нем русские одержали победу; маньчжуры были разгромлены, а казаки в качестве военных трофеев получили 2 пушки, 18 ружей, 8 знамен, продовольствие и снаряжение

Однако это поражение не остановило циньское правительство. В 1656 г маньчжуры сосредоточили против русских на Амуре значительные вооруженные силы. После длительной осады были взяты и разрушены Албазинский и Кумарский городки, другие поселения. Край пришел в запустение, негде было покупать хлеб и не с кого было брать ясак. Но как только ушли маньчжурские войска, Амур вновь стал заселяться казаками, беглыми крестьянами. Возродился из пепла Албазин, возникали новые поселения на Зее и в других местах. Расширялась пашня, развивалось животноводство. Амурские поселенцы не только себя снабжали хлебом, но и излишки продавали в Забайкалье.

Россия не раз пыталась установить добрососедские отношения с Китаем. Но ни миссия Ф.Байкова (1654-1658 гг.), ни миссия И.Перфильева и С.Аблина(1658-1662 гг.) не увенчались успехом. Ф. Байков был встречен в Китае недружелюбно из-за столкновения русских купцов с маньчжурами на Амуре 4 сентября 1656 г. Ему было предложено покинуть Пекин, куда он прибыл с официальной миссией. Первое официальное русское посольство окончилось неудачей. Весной 1658 г. в Китай с торговым караваном было направлено посольство И. Перфильева и С. Аблина, которое не получило аудиенцию у императора, но торговля в Китае каравану была разрешена. Для урегулирования положения на Амуре и нормализации русско-китайских отношений в феврале 1675 г. в Китай было направлено новое посольство во главе с Н. Спафарием. Переговоры длились с мая по сентябрь 1675 г. На все предложения об установлении нормальных политических и торговых отношений циньское правительство отвечало отказом. Цинское правительство не только отвергало предложения об установлении дружеских отношений и развитии торговли, но и приступило к враждебным действиям. Главной опорной базой маньчжурской агрессии в Приамурье стал Шеньян (Мукден). В 1674 г. на берегу р. Сунгари был создан опорный пункт - город Гирин, а в 1683 г. - Айхунь (Айгунь) против устья р. Зея. Создается Хэйлунцзянское наместничество.

С 1683 г. началось вторжение маньчжурских войск на правобережье Амура против Албазинского воеводства. Приказ - вытеснить русских с р. Зея, захватить Албазин и Нерчинск. Первыми подверглись нападению зейские острожки. Все они были уничтожены, две тяжелейшие осады обрушились на Албазинскую крепость.

Для штурма Албазина была создана специальная группа В мае 1658 г. циньская армия подошла к Албазину (до 5 тыс, человек). В городе было 450 служилых людей, крестьян и купцов. Маньчжуры предложили сдать крепость без боя, но ответа не получили. Штурм длился несколько дней. Видя, что штурмом острог не взять, противник решил его сжечь. Защитники Албазина вынуждены были начать переговоры с нападавшими и получили право оставить крепость и уйти в Нерчинск. Это произошло 5 июля 1685 г

К началу 1686 г. Албазин начал восстанавливаться. Об этом стало известно в Китае. 17 июня 1686 г. маньчжурская армия (8 тыс, пехоты, З тыс. конницы) вновь подошла к Албазину. Началась его вторая осада. До ноября 1686 г. продолжалось сопротивление защитников крепости. Была послана в Пекин русская миссия Н. Венюкова и И. Фаворина. В ходе переговоров было достигнуто соглашение о прекращении осады Албазина и отводе циньских войск с русской территории. Русские обязались не выходить на Амур для сбора ясака с местного населёния. Упорное сопротивление русских на Амуре, а также события внутри империи заставили цинское правительство согласиться с предложением русского правительства о дипломатическом решении пограничного вопроса в Приамурье. Переговоры решено было проводить по взаимной договоренности в Забайкалье в городе Нерчинске.

Русское посольство возглавлял Ф.А. Головин, известный государственный деятель России. Во главе цинского посольства был князь Сонготу. Переговоры, начавшиеся в августе 1689 г., русской стороне пришлось вести в очень сложных условиях. С циньским посольством прибыло почти 15-тысячное войско, которое расположилось лагерем у стен Нерчинска. Город фактически был им блокирован. Русские же располагали небольшим, немногим более двух тысяч человек, отрядом. Таким образом, циньское посольство имело реальную возможность подкрепить дипломатические аргументы военной силой. Русские дипломаты внесли предложение установить границу по Амуру. Ф.А. Головин обосновал это предложение тем, что Россия начала освоение амурских земель раньше, чем туда пришли циньские войска. И местное население признало власть русского царя. Маньчжурские дипломаты с самого начала выдвинули требования об установлении границы но реке Лене. Затем, отступая, предлагали передать маньчжурской династии все земли к востоку от Байкала. Эти агрессивные требования обосновывались китайской стороной тем, что все Забайкалье будто бы когда-то входило в державу Александра Македонского и Чингисхана. Наследниками последних маньчжуры считали себя. После ожесточенных споров и взаимных уступок, благодаря дипломатическому таланту Ф.А. Головина, 27 августа.1689 был подписан Нерчинский договор. Граница между Россией и Китаем по нему была установлена по реке Аргунь до места слияния ее с рекой Шилкой, далее по реке Горбине и “от вершины тоя реки каменными горами, которые начинаются от той вершины реки и по самым тех гор вершинам далее до моря протягненных”, т.е. только до истоков этой реки. В сущности, граница от слияния Шилки с Амгунью до моря была установлена договором весьма условно, ибо обе стороны не имели точного представления об этих местах.

По Нерчинскому договору Россия эвакуировала свое население из района бывшего Албазинского воеводства, Аргунский острог переносился на левый берег Аргуни, а территория Приамурья объявлялась ничейной землей. Россия и Китай обязывались не строить здесь военных поселений и не заниматься хозяйственной деятельностью. Соглашение было заключено в очень сложной обстановке, когда циньские войска фактически оккупировали русские владения, а посольство во главе с Ф.А. Головиным и сопровождавший его отряд находились под угрозой физического уничтожения превосходящими силами манчжуров. В силу этого договор можно считать насильственным, т.е. заключенным под угрозой применения силы. Ф.А. Головин был вынужден уступить циньской империи часть территорий по левому берегу Амура и правому берегу Аргуни, принадлежавших русским в 40-80-х гг. ХV11 в.

Обе стороны признали договор, но формально он не был ратифицирован специальными актами. Таким образом, Нерчинский договор не решал окончательно вопрос о границе между Россией и Китаем.

Систематическое научное изучение Приамурья и Сахалина началось с включением Дальнего Востока в состав России и стало весьма успешным в ХIХ веке.

Вторжение в Китай в первой половине ХIХ в. Англии, Франции и Америки и заключение ими с Китаем неравноправных договоров встревожило русское правительство. Оживление торговли на Тихом океане, постоянное присутствие американских кораблей в Охотском море, насильственное установление американцами торговых и дипломатических отношений с Японией осложнили положение на Дальнем Востоке. Появилась реальная угроза потери Россией Камчатки, всего побережья Охотского моря. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев предупреждал правительство о необходимости предотвратить появление в устье Амура и у берегов Сахалина англичан и французов. Был поставлен вопрос о необходимости тщательного обследования устья реки Амур и Сахалина.

Согласно Нерчинскому договору, обширные территории Приамурья до устья Амура и Приморье оставались ничейными землями. Между Россией и Китаем здесь не была проведена пограничная линия. Русское правительство соблюдало условия Нерчинского договора и почти полтора века эти районы не включались Россией в хозяйственный оборот. Процессы экономического развития страны и региона, военно-стратегические интересы России на Дальнем Востоке ставили Амурскую проблему на повестку дня. Поэтому русское правительство решило, прежде всего, провести исследования на Дальнем Востоке и, в частности, выяснить окончательно вопрос о судоходности устья и лимана Амура и о положении Сахалина. Многие мореплаватели (Ж. Лаперуз И. Крузенштерн) утверждали, что Амур несудоходен, а Сахалин - полуостров.

В 1618 году томский казак Иван Петлин с товарищами предпринял разведывательный поход до Пекина. Это первое русское посольство в Китай увенчалось успехом: ему удалось собрать ценные сведения о Китайском государстве и даже привести в Москву грамоту от китайского императора.

Обширны и многообразны российско-китайские связи: огромный товарооборот, научное сотрудничество, совместные предприятия и великие стройки, даже совместные военные учения. Но так было не всегда. Как всякая великая река начинается с малого истока, так и взаимоотношения Русского и Китайского государств начались походом малого отряда сибирских служилых людей. Почти никто из наших современников не знает, как это было. И уж тем более удивительно будет услышать нынешним жителям Томска, что первое русское посольство в Китай состояло из наших земляков.

Томск в начале XVII века. Рисунок Н. К. Хворенковой

А ведь в то время ― четыреста лет назад ― население Томска наверняка не достигало и тысячи человек. По нынешним понятиям ― село, да и только. И всё же в этом «селе» нашлись люди, способные проделать долгий изнурительный путь и установить посольские отношения с крупнейшей азиатской державой. По одним сведениям, их было 12 казаков, по другим ― только 6. Возглавил посольство Иван Петлин, во товарищах с ним (то есть заместителем) шёл Андрей Мадов, кроме них упоминаются Пятый Кизылов и казак по имени Пётр. Имена остальных участников посольства неизвестны.

Проводы посольства. Рисунок Н. К. Хворенковой

Петлину со товарищи было поручено проводить домой посольство монгольского Алтын-хана (об этом посольстве я писал в предыдущей статье, см. мой личный блог), а заодно «проведывати про Китайское государство и про Обь-реку великую и про иные государства » (предполагалось, что исток Оби находится в Китае). 9 мая 1618 года отряд Петлина выехал из Томска. Он проследовал сначала в кочевья енисейских кыргызов, затем к рекам Абакан и Хемчик (левые притоки Енисея) и к озеру Убсу-Нуур (большое солёное озеро в пределах нынешней Монголии). Повсюду местные правители давали русским и монгольским послам «корм и подводы и провожатых » . Как видим, поездка в Китай была бы невозможна или, во всяком случае, весьма затруднительна без предварительного установления дружественных отношений с правителями сибирских народцев.


Приблизительный путь отряда Петлина, отмеченный на современной карте

К концу июня посольство достигло вершин реки Тес-Кем, где кочевал в то время Алтын-хан Шолой Убаши-хунтайджи. Правитель сей сдержал данное им прежде обещание проводить русских посланцев в Китайское государство. Он также дал Петлину с товарищами корм и подводы и назначил им провожатых во главе с двумя буддийскими монахами ― ламами Биликтой и Тарханом. Эти ламы, имевшие в буддийской церкви чин наподобие митрополитов (Тархан позднее прибыл в Москву во главе монгольского посольства, а Биликта даже направлял послов от своего имени), служили, по всей видимости, не только проводниками, но и знатоками монгольских и китайских церемоний, а также переводчиками с китайского языка на... даже не знаю, на какой; русский язык едва ли был им хорошо известен, маловероятно и то, что русские посланцы знали монгольский. Во всяком случае, Василий Тюменец, посланный к Алтын-хану двумя годами ранее, был вынужден пользоваться помощью переводчика из числа енисейских кыргызов. Впрочем, Иван Петлин, человек бывалый, ранее уже исполнял посольские поручения, знал грамоту (редкость по тем временам) и языки народов Сибири и первоначально предназначался на должность не главы посольства, а его писаря и, возможно, толмача, сиречь переводчика. Так что он либо всё же выучил и монгольский язык, либо взял с собою ещё одного переводчика (ну, либо монгольские ламы знали один из тех языков, которые знал Петлин).

Из ставки Алтын-хана путешественники отправились на юго-восток, проследовали через Халху (Северная Монголия) и прибыли в Тумэтское ханство. По пути описали все улусы, и кто каким улусом правит, и сколько пути между улусами, подивились на великолепие буддийских храмов, немало внимания уделили монгольскому хозяйству и обычаям. Правившая в Тумэтском ханстве монгольская княгиня Манчикатут, славившаяся недюжинным умом и зорко следившая за всем происходящим в её владениях, выдала посланцам грамоту, послужившую им пропуском в Китайское государство. «Да поедеш как к рубежу и покажешь стражем грамоту и печать, ино пропустят за рубеж в Китайскую землю, а будет нет от нея грамоты с печатью, ино никакова в Китайскую землю не пропустят за рубеж » (как видим, уже тогда действовал визовый режим).

В ставке княгини Манчикатут. Рисунок Н. К. Хворенковой

С этой-то грамотой, через два дня после отъезда из города Хух-Хото в пределах нынешней китайской области Внутренняя Монголия, посольство и прибыло к Великой китайской стене. «А стена ведена кирпишная, а мы сочли на рубежной стене башен со 100, по обоим концам, а к морю и к Бухаром, башням, сказывают, и числа нет ».


Русское посольство прошло Великую китайскую стену. Рисунок из книги А. Г. Банникова «Первые русские путешествия в Монголию и Северный Китай»

Следуя от Стены до Пекина, послы посетили города Чжанцзякоу (Калган), Сюаньхуа, Хуайлай, Нанькоу и Чанпин, где отметили добротность каменных крепостных стен («А город высок и хорош и мудрен делом, а башни так же, что московские, высоки, а в окнах пушки стоят, и по воротам пушки же, а пушки коротки, и мелково оружия много, и караулы по воротам и башням и по стенам »), плотность городской застройки («а в городе пустово места нет »), огромные рынки и большое количество торговых заведений («А ряды в городе со всякими товары, и лобазны с харчами »), изобилие различных товаров («бархатов и камок, и дорогов, и тафт, и камок на золоте и с медью много всяких цветов, и всяких овощей, сахаров розных, и гвоздики, и корицы, и анису, и яблоков, и арбузов, и дыней, и тыков, и огурцов, и чесноку, и луку, и ретьки, и моркови, и посторнаку, и репы, и капусты, и маку, и мушкату, и фялки, и мильдальных ядер, и ревень есть, а иных овощей мы и не знаем какие ») и великое множество желающих эти товары купить («не продерешься промежу людей »).

В китайском городе. Рисунок Н. К. Хворенковой

Кроме того, Петлин рассказывал, что встречать его выезжали из городов китайские воеводы с пышными свитами в две, а то и в три тысячи человек. Вот какое уважение оказывали китайцы немногочисленному русскому посольству!

Наконец, 1 сентября 1618 года, через 3 месяца и 22 дня нахождения в пути, русское посольство прибыло в Пекин, где ему было отведено особое помещение на большом посольском дворе. Узнав о прибытии посольства, китайский император Чжу И-цзюнь послал к ним чиновника из департамента по приёму иностранных гостей министерства церемоний. Этот чиновник, именуемый Петлиным «посольской дьяк », явился перед посланцами в сопровождении «200 человек на ишеках, а люди нарядны ». С неменьшей пышностью была обставлена и беседа русских посланцев с китайским чиновником, во время которой гостей «подчивали раманеею и всякими заморскими питьями ». Однако к императору посольство так и не пустили. «А мы у царя Тайбуна не были и царя не видели потому, что идти ко царю не с чем ». Китайский чиновник объяснил Петлину, что не подобает послу являться к императору без подарков от своего государя. Он даже упрекнул русских представителей: «Хотя бы де с вами, с первыми послами, царь Белой послал нашему царю Тайбуну что невеликое: не то дорого, что поминки, то дорого, что Белой царь ко царю дары послал, ино бы де и наш царь вашему царю с своими послами противо так же послал, да и вас бы де, послов, пожаловал да отпустил и на очи бы де свои пустил ».

Тогда, чтобы не уронить достоинство своей страны, Петлин и его товарищи заявили, что «посланы они из Сибирского государства проведывать про великое Китайское государство, и с нами грамот и поминков нет, а будет великого государства нашего государя царя и великого князя Михаила Фодоровича всеа Русии к вашему великому царю послы нарочно ― и грамоты и дары с ними будут » (как видим, посольство было чисто разведывательным; Иван Петлин не имел верительных грамот и, следовательно, не был уполномочен вести какие-либо переговоры с китайским правительством и заключать договоры). Удовлетворённый этим объяснением, представитель пекинского двора обещал, что «царь наш даст вам грамоту к вашему царю ».

В этой грамоте, которая была вручена Ивану Петлину вскоре после беседы, от имени императора Чжу И-цзюня разрешалось русским приходить с посольствами и торговать в Китае. Однако русское правительство о таком разрешении ничего не узнало, несмотря на то, что грамота была доставлена в Москву в целости и сохранности. Дело в том, что грамота, писанная по-китайски, не нашла в Москве своего переводчика и лежала непереведённой на протяжении многих лет. В настоящее время подлинник китайской грамоты считается утраченным (возможно, сгоревшим). Вот её перевод:

"Валли китайский царь: из Руси приехали два человека и Валли китайский царь говорил им, русским людям: с торгом приходите и торгуйте, и выходите и опять приходите. На сем свете ты великий государь, и я царь не мал, чтобы между нами дорога чиста была, с верху и с низу ездите, и что доброе самое привезете и я против того доброго камками [шёлковыми тканями --- И. К.] пожалую вас. И ныне вы назад поедете, а коли опять сюда приедете, и как от великого государя люди будут, и мне бы от него великого государя лист привезли, и против того листа и я буду лист посылать. И как листы от вас будут, и я с великою честью велю принять и людей взять. А мне к вам великому государю своих послов послать нельзя, потому что путь дальний, и языка не знают; и от меня ныне к вам великому государю челобитье и бью челом тебе великому государю. Только бы к тебе великому государю моим послам путь был, и я бы к вам присылал своих послов. И я по своей вере царь, но сам из государства не выезжаю и послов своих и торговых людей не выпущаю ".

Переговоры с китайским чиновником и получение грамоты заняли у русского посольства всего 4 дня, что, кстати, говорит об отсутствии бюрократической волокиты со стороны китайских властей. После этого отряд Петлина вернулся в Калган, где, готовясь к длительному переходу через Монголию, провёл около трёх недель. 10 октября 1618 года русские посланцы «пошли из Китайского государства » . Возвращение проходило в исключительно трудных зимних условиях, длилось более семи месяцев. Наконец, 16 мая 1619 года, через год и неделю после отъезда, Иван Петлин, Андрей Мадов, Пятый Кизылов, Пётр и их товарищи возвратились в Томск.

Чтобы отчитаться о поездке и сдать полученные от китайского императора и монгольского Алтын-хана грамоты, казаки проследовали из Томска в Тобольск, бывший в то время столицей Сибири, а затем и в Москву. Обобщая собранные в походе сведения, глава посольства составил «чертёж и роспись про Китайскую область ». Роспись дошла до нас в двух списках: один был составлен Петлиным в Тобольске, другой ― список с росписи, сделанной им в Москве. Кроме того, сохранились расспросные речи Ивана Петлина в царской канцелярии, а также челобитная Петлина и Мадова о пожаловании их за поездку в Китай. А вот чертёж (карта) считается утраченным, хотя, может статься, и хранится до сих пор где-нибудь в бездонных глубинах хранилищ государевых.


Первая страница «Росписи Китайскому государству», выполненной Иваном Петлиным в Тобольске.

Описание.

Отношения России с государствами Восточной Азии, в частности с Китаем, были и остаются формой религиозного, межцивилизационного контакта. Для России Китай - не просто соседнее государство. Он представляет собой крупнейшую из сопредельных восточноазиатских цивилизаций.

Сложившиеся традиционные нормы реализации внешней политики России и Китая будут определять характер их взаимодействия на международной арене в конце XX и начале XXI столетия. Размеры двух стран таковы, что модели их развития и внешнеполитического поведения влияют на всемирно-исторический процесс. В свою очередь, анализ крупных перемен, происходящих в демократической России и в новом Китае, невозможен без достаточно четкого представления о том, как эти отношения зарождались, какова их история. Это особенно важно, если мы хотим понять долгосрочные перспективы тех внешнеполитических процессов, истоки которых только начинают обозначаться в наши дни. В этой связи, представляется крайне актуальным анализ взаимоотношений Китая и России в XVIII веке, именно тогда были заложены первые дипломатические основы сотрудничества между нашими странами, был подписан ряд важнейших договоров, начала развиваться торговля.

Целью данной курсовой работы является анализ русскокитайских отношений в XVIII веке. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

1. проанализировать развитие политических отношений Китая и России в 18 веке, а именно –

a. становление политических отношений;

b. проанализировать состав, предысторию заключения Нерчинского договора

2. проанализировать процесс становления торговых отношений между Россией и Китаем:

Выдержка из работы .

Таким образом, проведя в рамках данной работы анализ взаимоотношений Китая и России в конце XVII – начале XVIII века, можно сделать ряд выводов:

1. Проанализированный период имеет очень важное историческое значение и для России и для Китая. Несмотря на значительные цивилизационные отличия, стремление к добрососедству помогло урегулировать все спорные вопросы дипломатическим путем. Наиболее важные вехи в развитии политических и торговых отношений между Россией и Китаем:

Нерчинский договор1689 года

Кяхтинский договор от 1728

2. Развитие торгово-экономических отношений с Китаем происходило в сложной обстановке, Цинское правительство, манипулируя заинтересованностью русской стороны в торгово-экономических связях.добиваясь политических целей, вводило запреты на торговлю с Россией. В XVIII веке таких запретов, действовавших иногда в течение многих лет, было одиннадцать. Развитие взаимной торговли осложнялось отсутствием дорог. До середины XIX века Пекин проводил политику изоляции и до максимума ограничивал торговлю с Западной Европой. Руководство же России запрещало ввоз китайских товаров в страну из Европы.



Главными предметами ввоза из Китая в начале XVIII века был шёлк, а затем хлопчатобумажные ткани, постепенно ведущую роль в китайском импорте перешла к чаю, в конце века его доля составила четверть, а вскоре и половину всего ввоза из Китая.

Становление и политическое устройство токугавского сегуната

Сёгунат Токугава (яп. 徳川幕府, Токугава бакуфу) или Эдо бакуфу - феодальное военное правительство Японии, основанное в 1603 г. Токугавой Иэясу и возглавляемое сёгунами из рода Токугава. Просуществовало более двух с половиной веков вплоть до 1868 г. Этот период в истории Японии известен под именем периода Эдо, по названию столицы Японии города Эдо (ныне Токио). Ставка сёгуната находилась в замке Эдо.

Правительство

Сёгунат и провинции

Феодальная политическая система в период Эдо в Японии носила название «бакухан тайсэй» (яп. 幕藩体制). «Баку» – это сокращение от «бакуфу» (военное правительство Японии, сёгунат). «Хан» – провинция, возглавляемая даймё.

Вассалы владели наследуемой землёй, несли военную службу и присягали их господину. Однако в отличие от европейского феодализма, система обладала довольно развитой бюрократией. В отличие от Европы в Японии существовало два уровня правительств: сёгунат в Эдо и правительства в каждом хане по всей стране. Провинции, или ханы в обмен на верность Сёгуну имели определённый уровень суверенитета – независимую администрацию, а сёгунат отвечал за отношение с иностранными державами и национальную безопасность. Сёгун и правители ханов были даймё, феодальными правителями, со своей собственной бюрократией, политикой и землями. Сёгун просто был самым крупным, сильным и влиятельным среди даймё, ответственным за свою собственную территорию, владения клана Токугава. Каждый хан самостоятельно осуществлял экономическую политику и сбор налогов.



Помимо обязанностей даймё сёгунат также нёс ответственность за управление классами общества, поддержание порядка в стране, если беспорядки выходили за пределы конкретного хана, и проведение общеяпонской политики.

Сёгунат имел власть упразднять, делить и трансформировать ханы, и это было одним из главных рычагов управления провинциями. Также существовала система заложничества - каждый даймё обязан был оставлять в Эдо заложников из своего клана (это могли быть наследники или жёны). Сами даймё обязаны чередовать место своего жительства – проводить один год в Эдо, один в своём хане. Это требовало очень значительных для экономики провинции расходов и являлось ещё одним важным средствомконтроля за лояльностью даймё.

Количество ханов менялось в течение периода Эдо, в среднем составляя порядка 250. Значимость хана определялась размером и количеством коку риса, им производимым. Минимальным для даймё объёмом было десять тысяч коку, максимальным, за исключением самого сёгуна, миллион.

Наряду с количеством коку риса другим критерием влиятельности даймё было их отношение с сёгуном. Среди даймё существовало деление на тех, кто был вассалом Токугавы Иэясу, основателя династии, до битвы при Сэкигахаре и на тех, кто стал ими после. Это деление существовало на протяжении всего периода Эдо, тодзама (яп. 外様), или «внешние» даймё, которые стали вассалами Токугава после этой битвы, рассматривались как потенциально ненадёжные. В конце концов именно «тодзама» – Сацума, Тёсю и Тоса сыграли главную роль в свержении власти сёгуната в ходе реставрации Мэйдзи.

Сёгун и император

Несмотря на то, что реальной властью в Японии обладал сёгунат, император Японии в Киото всё равно был законным правителем Японии. Право управления страной было официальным образом делегировано императорским двором клану Токугава, а в конце периода Эдо в ходе реставрации Мэйдзи также официально возвращено императорскому двору.

Сёгунат назначал специального посредника ко двору императора, «Киото Сёсидаи», для того, чтобы иметь дело с императорским двором и аристократией.

Сёгун и торговля с иностранцами

Отношения и торговля с внешним миром были монополизированы сёгунатом. Торговля приносила огромные прибыли. Торговля с иностранцами была также разрешена провинциям Сацума и Цусима.

Токугавский сегунат существовал в период начавшегося кризиса феодальных отношений в Японии, характеризовавшегося дальнейшим усилением эксплуатации крестьянства. Это был период острой классовой борьбы и многочисленных выступлений японских крестьян против феодального гнета и режима Токугава.

Основной целью токугавского режима было держать в повиновении эксплуатируемые массы -- крестьянство и городскую бедноту. Этой цели служило укрепление сословного строя. Население делилось на четыре сословия: 1) самураи, 2) крестьяне, 3) ремесленники, 4) купцы. Всячески подчеркивалось привилегированное положение самурайства. Различные стороны жизни и быта низших сословий подвергались унизительным регламентациям. Один из токугавских законов гласил: «Простые люди, которые ведут себя недостойно по отношению к представителям воинского класса или которые обнаруживают недостаточное уважение к непосредственным и косвенным вассалам, могут быть зарублены на месте».

Во имя сохранения феодально-абсолютистского режима правительство сегуна установило суровую диктатуру над всеми слоями населения, создало разветвленный, все подавляющий полицейско-бюрократический аппарат.

Правительство сегуна -- бакуфу -- возглавлялось советом старейшин, состоящим из пяти назначаемых сегуном наиболее приближенных князей во главе с тайро (регентом). При совете старейшин имелась коллегия «молодых старшин», возглавлявших отдельные отрасли управления и выполнявших функции министров.

Большим влиянием и властью пользовались специальные чиновники -- мэцукэ (букв, «прикрепленный глаз»), которые вели явную и тайную слежку за всеми должностными лицами.

В провинции власть принадлежала представителям правительства, которые являлись одновременно начальниками местных гарнизонов.

Особый наместник с широкими полномочиями находился в Киото, неотступно наблюдая за императорским двором.

Полный контроль над сельским и городским населением обеспечивался системой круговой поруки. Крестьяне были объединены в «пятидворки», ответственные за поведение каждого ее члена. Каждый хозяин двора должен был следить за своим соседом. Такая же система существовала и в городах.

Правительство сегуна осуществляло неослабный контроль над удельными князьями. Все дайме обязаны были через год приезжать в столицу сегуна Эдо и жить там в течение года со своей свитой. После этого они уезжали в свои княжества, но оставляли в Эдо фактически в качестве заложников своих жен и детей.

Эта система имела целью пресечь феодально-сепаратистские выступления князей. Однако сегунат не ликвидировал феодальной разобщенности Японии. Сохранялись многие,десятки удельных княжеств. В пределах своего феодального удела князь был почти неограниченным правителем. Господствующие классы использовали в своих интересах синтоизм и буддизм, который начиная с VI в. проникал в Японию из Кореи и Китая и постепенно занял преобладающее положение в религиозной жизни японского народа. Многие японцы стали исповедовать две религии.

Токугавский сегунат утвердился в период, когда в Японию началось проникновение европейцев. В 30-х годах XVII в. правительство сегуна Иэмнцу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке европейцев из страны и запрещении христианства. Когда в 1640 г. к сегуну прибыла португальская миссия из Аомыня (Макао), пытавшаяся убедить его пересмотреть запрет, большинство ее участников было казнено, а с уцелевшими было отправлено письмо, гласившее: португальцы «не должны больше думать о нас, как будто бы нас нет больше на свете». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж -- смертной казни. Под угрозой смерти японцам запрещалось покидать страну.

Политика самоизоляции и «закрытия» страны была вызвана желанием предотвратить возможное вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми феодальные порядки. Сегун и феодалы опасались, что установление связей с Европой может ослабить господствующий режим. Характерно, что политика «закрытия» страны окончательно сложилась после крестьянского восстания 1637 г. в Симабара (вблизи Нагасаки), когда антифеодальное выступление крестьян развернулось под флагом христианства, принесенного в Южную Японию католическими миссионерами.

После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой. Некоторые исключения допускались только по отношению к голландцам, которые помогли сегуну при подавлении восстания в Симабара. Они сохранили право направлять свои корабли с товарами лишь в один порт на о-ве Десима (в бухте Нагасаки).

Политика самоизоляции не могла, однако, полностью и абсолютно отрезать Японию от внешнего мира. Помимо связей через голландцев продолжалось и некоторое общение с соседними странами Азии. Китайским купцам разрешалось периодически приезжать в гавань Нагасаки и вести там торговлю.

В XVII в. развернулось продвижение русских на северные берега Тихого океана. К середине века относятся и первые посещения Курильских островов, а в XVIII в. русские мореплаватели « промышленники начали их освоение. На Курилах появились русские стоянки и зимовья. Населявшие острова айны стали подданными России. С выходом русских людей на Тихий океан возникли предпосылки для установления первых контактов между Россией и Японией.

В 1739 г. русские корабли экспедиции В. Беринга впервые подошли к берегам Японии. На этих судах побывали японцы, а русские ненадолго сошли на берег. В 1792--1793 гг. экспедиция А. К. Лаксмана пыталась завязать отношения с японскими властями и вести переговоры об установлении торговых связей. Японские власти сослались на законы, запрещавшие сношения с внешним миром, но перед отъездом Лаксмана ему были вручены подарки и дано письменное разрешение на приход одного русского корабля в Нагасаки. Однако вновь русские прибыли в Японию только в 1804 г., с первой кругосветной экспедицией И.Ф. Крузенштерна. На этот раз сегунат занял непримиримую позицию, отказавшись от всяких переговоров. Более того, когда в 1811 г. выдающийся русский мореплаватель В. М. Головнин совершал экспедицию с целью составить описание Курильских островов и Татарского пролива, он и несколько его спутников были захвачены японцами и два года находились в плену на о-ве Хоккайдо.

Политика самоизоляции помешала установлению отношений между Россией и Японией.