Опытническая деятельность в детском саду. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Познавательно-исследовательская деятельность в мини-лабораториях детского сада

Экспериментальная деятельность в детском саду

В быстроменяющемся мире в эпоху стремительных изменений информации и компьютеризации образование и воспитание должно шагать в ногу со временем. Наша жизнь требует от нас проявления поисковой активности и освоение новых технологий.

Для человека экспериментальная деятельность яркий вариант проявления исследовательского поведения. Исследовательский экспериментальный поиск важен для человека как получения какого-то нового продукта и значим как процесс поиска.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ведь всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, ему интересно его узнать, понять те процессы и преобразования, которое происходят на его глазах. Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Серьезные попытки отечественной педагогической науки прослеживания и описания механизма детского экспериментирования в дошкольном возрасте можно обнаружить еще в 50-е годы. Процесс поиска нужного решения Е.А.Флерина назвала «экспериментированием». Ведь экспериментирование – это не что иное, как свобода для творчества, полета фантазии. Что делает маленький человечек, когда у него что-нибудь не получается? Он ищет новые пути, пробует другие способы действия.

Серьезный сдвиг в развитии представлений об экспериментировании связан с именем Николая Николаевича Поддьякова. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н.Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Он выделил два основных вида детского экспериментирования:

Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка). Ребенок ищет пути и способы достижения своих интересов и потребностей;

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым). Ребенок получает те результаты, которые определены взрослым Элементы ситуации, алгоритмы действий исходят от взрослого.

По наблюдениям за детьми в процессе экспериментальных ситуациях Л.А.Парамонова и Г.В.Урадовских пришли к выводу: если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом – освоить крепление деталей, сооружение простейших построек, – а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним-единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к задаче творчески.

В детском саду, работая по экологическому направлению, мы выделили следующие цели и задачи.

Цель : воспитание с первых лет жизни гуманной социально-активной, творческой личности способной понимать и любить окружающий мир, природу.

Задачи :

1. Формирование системы элементарных научно-экологических знаний;

2. Развитие познавательного интереса к окружающему миру и желание сохранять, беречь природу;

3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;

4. Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.

Практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна. Решать весь круг задач исследовательского обучения без специальнооборудованного кабинета затруднительно.

В нашем детском саду работает кабинет-лаборатория, где проводится детская исследовательская практика. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать первично-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Проводимые опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.

Опытно-экспериментальная деятельность детей:

    Поплывет или утонет. Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.

    «Прятки» – игры с водой:

Способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;

Подводит к пониманию того, что вода может изменять цвет;

Развивает речь детей, активизирует их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;

Воспитывает аккуратность при работе с водой.

    «Через что течёт вода?». Цель эксперимента познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Такие занятия позволяют:

В процессе практической работы изучить свойства воды;

Формировать у детей исследовательские умения;

Развивать память, мышление, кругозор;

Прививать экологическую культуру.

    Занятия с микроскопом помогают детям расширять знания об окружающем мире, создают необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.

    «Волшебные стаканчики» . Игровой эксперимент помогает формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами; развивает у детей интерес к миру открытий и изобретений человека, акцентирует внимание на таких качествах изобретателя, как смекалка, сообразительность, любознательность, творческое воображение, оригинальность. Дети учатся делать умозаключения, анализировать, сравнивать.

    Опыты с лупой помогают детям:

Лучше узнать окружающий мир неживой природы;

Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность;

Прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их;

Исследовать твёрдые тела.

Передача экологических знаний – это начальный этап правильного отношения к окружающему миру. Использование воспитателем экспериментальной деятельности делает этот процесс более ярким и познавательным. Наличие исследовательских подходов, самостоятельного поиска информации и экспериментирование полезно не только ребенку, но и педагогам дошкольных учреждений.

Список использованной литературы

    Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2005.

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999 г.

    Каменева Л.А «Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников» / Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

    Кондратьева Н.Н. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.

Наталья Рябова

Одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования , который даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотноше-ниях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификация, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следует отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Исследования известного психолога Н. Н. Поддъякова указывают на ведущую роль детского экспериментирования в развитии ребёнка-дошкольника. Николай Николаевич отметил : "В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность , которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование , которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели". В 90-ые годы в ходе исследовательской работы , он пришёл к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование , поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти. Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную . А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование . Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже , в игре. Опираясь на труды Л. С. Выготского и Н. П. Поддъякова, стало ясно, что между двумя видами : игрой и экспериментированием нет противоречий . Игра - вид деятельности , мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребёнок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит , они дополняют друг друга. По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь , самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.» Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребёнка – дошкольника. Экспериментирование побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребёнка, включает его в творческую деятельность . Экспериментирование позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование – это естественная , закономерная форма познания ребёнком окружающего мира, соответствующая его возрасту. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребёнка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует , экспериментирует и в итоге – познаёт .

Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования стало очень актуальным. Элементарные опыты и эксперименты , которые используются в дошкольном обучении, начиная со средней группы, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познание его свойств, связей и т. п. Деятельность экспериментирования , которая формируется в русле собственной активности ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребёнка .

При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые ребёнком самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Метод детского экспериментирования не труден : он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

В своей группе я организовала кружок детского экспериментирования и «Юные экспериментаторы » . Стараюсь предоставлять своим воспитанникам возможность удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путём самостоятельного исследования мира .

Центр детского экспериментирования преобразовала в мини-лабораторию исследовательской деятельности . В нашей лаборатории имеются :

* приборы-помощники : увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, мерные ложки и др. ;

* сосуды разного объёма, изготовленные из различных материалов (стекло, пластмасса, металл) ;

* коллекции природного материала (образцы почвы - песок, глина, чернозём; камни, семена растений, мох, спил деревьев, опилки, ракушки, перья, гербарии и др.);

* технические материалы : гайки, скрепки, шурупы и др. ;

* разные виды бумаги (картон, гофрированная, салфетки) ;

* бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т. д.) ;

* красители (гуашь, акварельные краски) ;

* образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические –наглядные модели, иллюстрированные схемы-таблицы, условные изображения в виде карт (глобус, карта Земли и т. п.) ;

* дополнительное оборудование : фартучки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Здесь же выращивают растения, ухаживают за ними, наблюдают за их изменениями в процессе роста.







Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности , где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.

Типы экспериментов , проводимые мною в работе с дошкольниками :

* экспериментирование с предметами и их свойствами (освоение причинно- следственных связей и отношений) ;

*экспериментирование с растениями («Огород на окне» , «Цветник» );

* экспериментирование с объектами неживой природы;

* коллекционирование (камни, гербарий, ракушки) ;

В результате у дошкольников формируются такие начально-ключевые компетентности, как социально-коммуникативные (через опыты , наблюдения дети взаимодействуют друг с другом, идёт подборка материалов для опытов , проговаривание результатов опыта , наблюдений); художественно-эстетические (оформление дневников наблюдений) . Развивается информационная осведомлённость (через опыты , наблюдения дети получают знания) .

В летний период экспериментальная деятельность проводится на улице . Дети сами выбирают, какой эксперимент они хотят провести .

Организация работы по экспериментированию ведётся по трём взаимосвязанным направлениям :

* живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

* неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.) ;

* человек (функционирование организма, рукотворный мир, др.) .

Основные аспекты экспериментальной деятельности , которые обязательно учитываются :

- детское экспериментирование свободно от обязанности (во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы);

Не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта ;

В процессе детского экспериментирования не придерживаться заранее намеченного плана, так как в данном процессе ребёнок начинает мыслить самостоятельно, в группе создается творческая атмосфера, способствующая умственному развитию ребёнка;

Поощрять детские высказывания и рабочий диалог ;

Признавать право ребёнка на ошибку;

Учитывать индивидуальные способности каждого ребёнка.

Критериями оценки знаний и умений стали следующие показатели :

*проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика на выбор опытно- экспериментальной деятельности ;

* понимание проблемы исследования , умения чётко сформулировать цель (что нужно сделать) ;

*способность планировать свою деятельность , выделять этапы;

*использование разнообразных материалов и оборудования в проведении опытов и экспериментов ; способность самостоятельно действовать по алгоритму или образцу, проявлять творческие способности;

*умение делать выводы, подводить итоги, сравнивать, обобщать.

При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования :

– безопасность для жизни и здоровья детей

– доступность расположения

Работа с родителями .

Для повышения педагогической грамотности родителей подобраны консультации по исследовательской деятельности дошкольников , постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности , проводится анкетирование с целью выявить отношение родителей к вопросам экспериментирования , организуются родительские собрания по теме, организуются практикумы с родителями по экспериментированию . Привлекаем родителей к оформлению и пополнению уголка экспериментирования в группе . Также родителям детей рекомендуется создать дома уголки экспериментирования .

Когда мои воспитанники достигают старшего возраста, я начинаю внедрять в свою педагогическую практику метод проектной деятельности . Этот метод, основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. На своём опыте я убедилась , что более раннее внедрение этого метода не эффективно. К старшему дошкольному возрасту при грамотном сопровождении у детей появляется устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, адекватной самооценке, а самое главное - стремление к совместной деятельности . Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности , развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе .







МДОУ – детский сад № 27 «Матрешка»

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду»

(из опыта работы)

Выполнила: воспитатель

Мунтян Елена Николаевна

Серпухов, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

I. Основная часть. Теоретическое обоснование детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС………………………………………….5

  1. Практическая часть
  1. Модель организации экспериментирования……………… ………….12
  2. Механизм реализации проекта………………………………………….15
  3. Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………21
  4. Ожидаемые результаты………………………………………………….22
  1. Заключение……………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Цель: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе со старшими дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность технологий исследовательского обучения.

Задачи проекта:

1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта.

2. Создание социально - педагогических условий для опытно – исследовательской деятельности с семьями воспитанников.

3. Привлечение родителей к совместному сотрудничеству в рамках ДОУ.

4. Развитие интеллектуальных эмоций детей: создание условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач.

5. Выявление результативности работы с детьми, создание перспективности по теме проекта.

Практическая значимость

Данный проект может быть использован педагогами, работающим по теме экспериментирование и поисковая деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников, педагоги.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Теоретическое обоснование детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС.

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 1 января вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программыдошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т.д.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) образовательной области

познавательное развитие должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.

«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н.Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи ребёнка.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием « превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н.Н. Поддьяков).

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем более и полноценнее он развивается.

Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё неопределён и не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую (исследовательскую) деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

И мы воспитатели, и родители хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательных областей. В первую очередь связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнительизучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, безопасностью.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Воспитатель должен помочь ребёнку сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставить самостоятельно, найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно- исследовательской деятельности необходимо побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Можно предложить детям поразмышлять о полученных маленьких «открытиях»: свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе.

Экспериментальная деятельность помогает старшему дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребёнок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.

Поэтому данный проект представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность.

Практико-значимый проект может использоваться студентами выпускных курсов для написания курсовых и дипломных работ, а также для подготовки и проведения различных форм педагогической направленности.

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Модель организации экспериментирования

Этапы проекта:

  • Организационный (1 этап) – (май –август 2013 г.)
  • Содержательный (2 этап) – (сентябрь 2013г.– апрель 2014 г.)
  • Реализация перспективного планирования через: НОД, образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.
  • Результативный (3этап) – (май 2014 г.)
  • Анализ, результативность, перспективность проекта.

Целевые ориентиры:

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Тип проекта: долгосрочный

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  1. Создание центра экспериментально-поисковой деятельности.
  2. Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.
  3. Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
  4. Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
  1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Фронтальные занятия.
  4. КВН, развлечения.
  5. Наблюдения в природе.
  6. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  7. Беседы по теме эксперимента.
  8. Целевая прогулка.
  1. Экскурсия

Структура проведения игры-экспериментирования:

  1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. Проверка гипотезы (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства)
  4. Подведение итогов, вывод;
  5. Фиксация результатов;
  6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  2. тайна, сюрприз;
  3. мотив помощи;
  4. познавательный мотив (почему так?)
  5. ситуация выбора.

2.2. Механизм реализации проекта.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе:

мессяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сентябрь

«Росток»

Цель.

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок

«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

«Рассеянный песок»

Цель.

Установить свойство рассеянного песка.

октябрь

«Своды и тоннели»

Цель.

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

«Мокрый песок»

Цель.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

«Свойства воды»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Живая вода»

Цель.

Познакомить детей с животворным свойством воды.

ноябрь

«Испарение»

Цель.

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

«Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

«Свойства воздуха»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

«Воздух сжимается»

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

декабрь

«Воздух расширяется»

Цель:

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Вода при замерзании расширяется»

Цель:

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется

«Жизненный цикл мушек»

Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель.

Установить, почему звезды движутся по кругу

январь

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Как работает термометр»

Цель.

Посмотреть, как работает термометр

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

февраль

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями

«Что выделяет растение?»

Цель.

Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель.

Установить наличие в листьях питания для растений.

«На свету и в темноте»

Цель.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

март

«Кому лучше?»

Цель.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

«Лабиринт»

Цель. Установить, как растение ищет свет

«Как образуется тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

апрель

«Что нужно для питания растения?»

Цель.

Установить, как растение ищет свет.

«Что потом?»

Цель.

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

«Как обнаружить воздух»

Цель:

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

«Для чего корешки?»

Цель.

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения

май

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции

«Как влияет солнце на растение»

Цель:

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Как устроены перья у птиц»

Цель:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

Перспективный план работы

(непосредственно образовательная деятельность,

работа с родителями, работа с воспитателями)

месяц

НОД

Работа с родителями

Работа с воспитателями

сентябрь

« Школа волшебства»

Анкета для родителей

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

октябрь

« Осадки»

Выставка фотографий «Моя семья на даче»,

Консультация для воспитателей:

“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду”

ноябрь

« Воздух и вода»

Памятка для родителей

« Экспериментирование с водой»

декабрь

«Волшебный снег»

январь

« Плавающее перо»

Выставка фотографий « Мои домашние питомцы»

февраль

"Удивительные камни"

Выставка « Камни»

март

«Волшебница вода»

апрель

"Ах, этот удивительный песок!"

Выставка фотографий «Моя семья в лесу»,

май

"Лимон!"

2.3. Ресурсное обеспечение проекта.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Оборудование и материалы: набор с микроскопом и специальным оборудованием «Юный исследователь» для изучения растений,лупы по количеству детей, пинцеты, пипетки, большие и маленькие пробирки, воронки, чашки «Петри», песочные часы.

Для рассматривания насекомых специальные контейнеры с прозрачными стенками и объективом с увеличительным стеклом для наблюдений.

Природные материалы: учебная коллекция камней, профессиональная коллекция «Камни и минералы», детские коллекции камнейи ракушек, мини – музей «Музей камня» с экспозициями: «От горы до песчинки», «Превращения соли», «Рукотворные камни», «Разнообразие камней», «Гора самоцветов» с коллекцией натуральных полудрагоценных камней и минералов, профессиональная коллекция насекомых, панно «Доисторический мир» и т.д.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля, пластиковые тарелки, мисочки и ложки, клеенчатые передники, полотенца.

Сделана подборка художественной и детской научно – популярной литературы:Гурина И. «Как появляется бабочка», «Как появляется лягушка», Пимон М. «Животные», Руссо М. «Дикие животные», Баттерфилд М. «Цветок», Васильева С. «Цветы и деревья», Атлас «Минералы. Сокровища земли», Яхнин Л. «Маленьким детям – обо всем на свете», Балдин В. «Страна динозаврия», Маккорд А. «Доисторическая жизнь» и т.д.

2.4. Ожидаемые результаты

Создать необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

  • Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  • Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.
  • Воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края.
  • Повышение уровня компетентности родителей.
  • Воспитать творческую, самостоятельную личность.
  • Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же - ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково- исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Опыты мы подбираем простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в минилаборатории.

В нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Мы стараемся, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Таким образом, работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративныеинтеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.
  2. Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.; 2010 г.
  3. Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т.М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г.
  4. Козлова, С.А. Мой организм. [Текст] /С.А. Козлова.-М.; 2010 г.
  5. Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.; 2010 г.
  6. Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград.;2011г.

На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 1 января вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программыдошкольного образования и ее объему. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т.д.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) образовательной области

познавательное развитие должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) и т. д.

«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н.Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи ребёнка.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием « превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н.Н. Поддьяков).

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем более и полноценнее он развивается.

Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё неопределён и не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую (исследовательскую) деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

И мы воспитатели, и родители хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательных областей. В первую очередь связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнительизучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, безопасностью.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Воспитатель должен помочь ребёнку сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставить самостоятельно, найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно- исследовательской деятельности необходимо побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Можно предложить детям поразмышлять о полученных маленьких «открытиях»: свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе.

Экспериментальная деятельность помогает старшему дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребёнок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.

Галина Жадан

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Работа ДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

При выборе темы учитывались способности и потребности каждого участника проекта. Первым и важным условием являлось : присутствие интереса и позитивное отношение педагогов, воспитанников, родителей, членов экспертного совета .

1. Наименование проекта

Познавательно -исследовательская деятельность в мини- лаборатории «Хочу все знать» .

Руководитель проекта : заместитель заведующей по ВМР Жадан Галина Петровна

Творческая группа : воспитатели старших возрастных групп.

2. Цели, задачи, актуальность разрабатываемого проекта :

Цель эксперимента :

Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Способствовать развитию у детей познавательной активности , любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению .

Задачи :

Построить модель познавательно- исследовательской деятельности в мини - лабораториях групп детского сада , через интеграцию опытно- экспериментальной деятельности и ТРИЗ технологии решения изобретательских задач.

1. Активизировать интерес детей к окружающему миру.

2. Систематизировать знания детей о явлениях природы :

Развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - познакомить с основными чертами рельефа планеты : вулканы, горы, озёра.

3. Развивать у детей умственные способности :

Развитие мыслительных способностей : анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа; - обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; - активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации.

4. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов .

Актуальность разрабатываемого проекта :

Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания , стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Литературный обзор состояния вопроса. История темы педагогического опыта в педагогике.

Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы. Поэтому важная цель в дошкольном возрасте - это развитие у дошкольников основных ключевых компетенции, способности к исследовательскому типу мышления формированию начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой., Г. П. Тугушевой., А. Е. Чистяковой., Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой.

История изучения темы экспериментирование в образовательном учреждении.

Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами развития познавательных способностей детей . Но в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования . А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.

Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьева, Н. А. Рыжова., Тугушевой., А. Е. Чистяковой., Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой.

Разработан план мероприятий с педагогами и детьми по внедрению познавательно- исследовательской деятельности в мини- лабораториях детского сада БДОУ МО Динской район «Детский сад №59 » .

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования в комплексе с ТРИЗ технологией решения изобретательских задач. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ .

Технологичность

Данные разработки могут использоваться педагогами детских садов для работы с дошкольниками. Данный эксперимент разработан опираясь на исследования ведущих специалистов в данной области.

3. Методы и приемы организации познавательно- исследовательской деятельности :

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

фиксация результатов : наблюдений, опытов, экспериментов , трудовой деятельности ;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в неделю : с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей .

Организационное и нормативно-правовое направление проекта

I этап. Подготовительный (Организационный)

1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Июль

2 Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта Август

2013г. Заместитель заведующей по ВМР Жадан Г. П.

3 Подбор основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории Сентябрь

(1-3 недели)

2013г. Воспитатели :

II этап. Внедренческий

1 Распределение и закрепление детей за каждой подгруппой Сентябрь

(4 неделя) Воспитатели :

2 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Октябрь

Май 2013г. Воспитатели :

III этап. Обобщающий

1 Определить эффективность проделанной работы Май 2013г. Ответственный за методическую работу

2 Осуществить анализ полученных результатов Июнь 2013г. Воспитатели :

3 Обобщение результатов инновационной деятельности Июнь 2013г . Заведующая Лисицкая Л. И.

Заместитель заведующей по ВМР Жадан Г. П.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты :

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2. Улучшение качества работы каждого педагога.

3. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

5. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.