Задания на выделение существенных признаков. Методика Выделение существенных признаков.docx - Методика "Выделение существенных признаков". Тест «Выделение существенных признаков»

Цель. Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал. Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Слова в задачах подобраны таким образом, чтобы обследуемый продемонстрировал свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказался от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно признаки.

Инструкция для детей. «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках -- 5 слов на выбор. Тебе надо из этих 5 слов выбрать только 2, которые находятся н наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками -- «сад» а в скобках слова «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова -- «земля» и «растения».

Этот тест обычно включают в раздел тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

Интерпретация результатов. Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании и конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Методика «исключи лишнее»

Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном материале, второй - исследование на вербальном материале.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

Мы использовали словесный вариант.

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно обледенить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Анализ результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:

Высокий - при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков)

Средний - при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании существенных признаков);

Низкий - при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании существенных признаков).

психический ригидность мышление познавательный

Цель : исследование операции абстрагирования, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Стимульный материал и оборудование

Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками. Протокол для регистрации ответов испытуемого, ручка.

Ход работы

Испытуемому предъявляется текст методики и предлагается установить связь между словом, стоящим перед скобками, и словами в скобках, выбрав из последних те, которые в наибольшей степени отражают смысл первого слова.

Слова в задачах подобраны таким образом, что испытуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

После самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему уточняющие вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

Инструкция испытуемому

Инструкция для детей: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – “сад”, а в скобках слова: “растения, садовник, собака, забор, земля”. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – “земля” и “растения”».

Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите из них только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

Обработка результатов

Ответы испытуемого сравниваются с ключом.

Ключ к методике «Выделение существенных признаков»

  1. Растения, земля
  2. Берег, вода
  3. Здания, улица
  4. Крыша, стены
  5. Углы, сторона
  6. Делимое, делитель
  7. Диаметр, округлость
  8. Глаза, текст
  9. Бумага, редактор
  10. Игроки, правила
  11. Сражение, солдаты
  12. Бумага, текст
  13. Голос, мелодия
  14. Колебания почвы, шум
  15. Книги, читатели
  16. Почва, дерево
  17. Состязания, победа
  18. Врач, больные
  19. Чувства, человек
  20. Родина, человек

За каждый правильный ответ (указаны два слова верно) испытуемому присваивается 1 балл. 0,5 балла соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильно слова.

Максимальное количество баллов равно 20. Результаты менее 10 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемого сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Стимульный материал для методики «Выделение существенных признаков»

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

Цель: выявляет способность ученика отделять существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных; позволяет судить о последовательности рассуждений ученика.

Материал: бланк с напечатанным на нём рядами слов.

« ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолёт, пушки, сражение, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками. Слова в задачах подобраны таким образом, чтобы ученик продемонстрировал свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий, и отказался от более лёгкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Ход выполнения: студент даёт ученику следующую инструкцию: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово пред скобками – «сад», а в скобках слова «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже садовника, но без растений и земли сада быть не может, значит, следует выбрать именно эти два слова «земля» и «растения».



Обработка результатов:

Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения ученика следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения ученик даёт дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Правильные ответы

1. Растения, земля. 11. Сражение, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

4. Крыша, стена. 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, деревья.

7. Диаметр, округлость. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый даёт вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»

Цель: Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности, умения обобщать. Она аналогична методике «Классификация», поскольку исключение предполагает предварительную классификацию. Отличие состоит лишь в том, что методика «Исключение слов» в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, а в большей степени - логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.

Материал: Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.

СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК

Методика «Исключение слов»

1) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

2) смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

4) молоко, сливки, сыр, сало, сметана

5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

6) глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

7) лист, почка, кора, дерево, сук

8) дом, сарай, изба, хижина, здание

9) береза, сосна, дерево, дуб, ель

10) ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

11) темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

12) гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

13) неудача, крах, провал, поражение, волнение

14) молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

15) минута, секунда, час, вечер, сутки

Ключ

1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер

ПРОТОКОЛ

Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________

Возраст______________________Образование________________________

Исследование мышления по методике «Исключение слов»

Инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.

Обработка и анализ полученных данных. Методика «Исключение слов» предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка , состоящая в следующем:

1) в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;

2) подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:

А = В + Т,

где В - количество баллов за правильно выполненные задания, Т - поправка на время.

Тест «Выделение существенных признаков»

Цель. Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Слова в задачах подобраны таким образом, чтобы обследуемый продемонстрировал свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказался от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Инструкция . «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только 2 слова, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

    Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

    Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

    Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

    Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

    Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

    Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).

    Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).

    Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

    Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

    Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

    Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

    Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

    Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

    Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).

  • 17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
  • 18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

    Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

    Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Интерпретация результатов

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Ответы

    Растения, земля

    Берег, вода

    Здания, улица

    Крыша, стены

    Углы, сторона

    Делимое, делитель

    Диаметр, округлость

    Глаза, текст

    Бумага, редактор

    Игроки, правила

    Сражение, солдаты

    Колебания почвы, шум

    Книги, читатели

    Почва, деревья

    Состязания, победа

    Врач, больные

    Чувства, человек

    Методика «Выделение существенных признаков»

    Цель: исследование операции абстрагирования, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

    Стимульный материал и оборудование.

    Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками. Протокол для регистрации ответов испытуемого, ручка.

    Ход работы.

    Испытуемому предъявляется текст методики и предлагается установить связь между словом, стоящим перед скобками, и словами в скобках, выбрав из последних те, которые в наибольшей степени отражают смысл первого слова.

    Слова в задачах подобраны таким образом, что испытуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо

    существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

    После самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему уточняющие вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

    Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

    Инструкция испытуемому.

    Инструкция для детей: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – “сад”, а в скобках слова: “растения, садовник, собака, забор, земля”. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – “земля” и “растения”».

    Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите из них только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

    Обработка результатов.

    Ответы испытуемого сравниваются с ключом.

    Ключ к методике «Выделение существенных признаков»

    1. Растения, земля

    2. Берег, вода

    3. Здания, улица

    4. Крыша, стены

    5. Углы, сторона

    6. Делимое, делитель

    7. Диаметр, округлость

    8. Глаза, текст

    9. Бумага, редактор

    10. Игроки, правила

    11. Сражение, солдаты

    14. Колебания почвы, шум

    15. Книги, читатели

    16. Почва, дерево

    17. Состязания, победа

    18. Врач, больные

    19. Чувства, человек

    20. Родина, человек

    За каждый правильный ответ (указаны два слова верно) испытуемому присваивается 1 балл. 0,5 балла соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильно слова.

    Максимальное количество баллов равно 20. Результаты менее 10 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемого сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

    Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

    Стимульный материал для методики «Выделение существенных признаков»

    1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

    2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

    3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

    4. Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)

    5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

    6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

    7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

    8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

    9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

    10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

    11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

    12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

    14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

    15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

    16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

    17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

    18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

    19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)