Коллектив и личность возможны ли гармоничные отношения. Ситникова Л.Р. Современный взгляд на взаимоотношения личности и коллектива: приоритет личности перед коллективом, отказ от идеи однозначного положительного влияния коллектива на личность. Эффективное

В условиях демократичного воспитания, когда соблюдаются свободы и права человека, особую важность приобретает вопрос отношений коллектива и личности. В отечественной литературе вопрос о том, как формируется личность человека под воздействием коллектива, не рассматривался несколько десятилетий. Полагалось, что личность безусловно должна починиться коллективу. Сегодня, в соответствии с духом времени, учитывая опыт мировой педагогики и философские концепции человека, возникает необходимость искать новые решения.

Процесс, при котором ученик включается в систему отношений в коллективе, сложный, неоднозначный и часто противоречивый, и главное – очень индивидуален. Школьники, которые становятся членами коллектива, имеют разное состояние здоровья, черты характера, внешность, знания и умения, обладают разной степенью общительность и другими качествами и чертами. Поэтому они по-разному вступают в коллектив, вызывают разную реакцию товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

То, на каком месте в системе коллектива окажется личность, наиболее зависит от индивидуального социального опыта. Он определяет характер суждений личности, линию поведения и систему ценностных ориентаций. Опыт может или соответствовать, или не соответствовать сложившимся в коллективе суждениям, традициям поведения и ценностям. Когда налицо совпадение , то личность намного легче включается в систему уже сложившихся коллективных отношений. Когда школьник имеет другой опыт (меньший, больший, уже), то установить взаимоотношения с коллективом ему немного труднее. Наиболее сложно положение такого школьника, если его социальный опыт противоречит принятым в коллективе ценностям, при этом практически неизбежно столкновение противоположных взглядов на жизнь и линий поведения, которые могут привести к самым непредсказуемым результатам. То, как сложатся отношения личности с коллективом, зависит и от качеств личности, и от коллектива. Согласно имеющемуся опыту, наиболее благоприятно отношения складываются в коллективе, который достиг высокого уровня развития, представляет собой силу, основанную на общественном мнении, традициях и авторитете самоуправления. Именно такой коллектив может легко установить нормальные отношения со школьником, который в него входит.

Модели развития отношений

Каждый человек стремится самоутвердиться в коллективе и занять в нем желаемое для себя положение, отличается лишь степень стремления. Но по субъективным и объективным причинам достичь этого всем не удается. Не каждый может в силу возможностей добиться видимых успехов, осмыслить критически расхождения с коллективом, преодолеть застенчивость. Наибольшие трудности испытывают младшие школьники, у них еще недостаточно развита самооценка и самосознание, умение правильно оценить то, как к тебе относятся товарищи и коллектив, найти место в нем по своим возможностям. Эти причины субъективны , а среди объективных можно назвать однообразие деятельности, узкий диапазон социальных ролей, доступных для принятия школьником в коллективе, однообразные и бедные по содержанию организационные формы общения в коллективе, недостаточная культура воспитания, неумение заметить в товарище те моменты, которые заслуживают внимания.

Проведенные исследования позволили выделить самые распространенные модели развития отношений, которые складываются между личностью и коллективом:

  1. Конформизм – личность подчиняется коллективу;
  2. Гармония – между личностью и коллективом оптимальные отношения;
  3. Нонконформизм – личность подчиняет коллектив себе.

Каждая из этих моделей имеет несколько линий взаимоотношений, когда, к примеру, коллектив отвергает личность или наоборот, происходит сосуществование, основанное на принципе невмешательства.

Конформизм и гармония

Первая модель показывает, что личность может естественно и добровольно подчиниться тем требованиям, которые к ней выдвигает коллектив, может уступить ему, как превосходящей силе, но может продолжать сохранять свою индивидуальность и независимость, при этом подчиняясь коллективу только формально, внешне. Коллектив починяет личность нормам, традициям и ценностям своей жизни, поглощая ее.

Вторая линия поведения гласит, что пути развития событий могут быть различными: личность либо сохраняет свою внутреннюю независимость, подчиняясь требованиям коллектива внешне, или личность открыто конфликтует, сопротивляется, бунтует. Различны и мотивы , которые побуждают личность приспосабливаться к коллективу, его ценностям и нормам. Самым распространенным и бытующим в школьном коллективе является мотив стремления избежать ненужных и лишних неприятностей, осложнений, страх испортить характеристику. В таком случае школьник внешне воспринимает ценности и нормы коллектива, ведет себя так, как принято в коллективе и говорит то, чего от него ждет коллектив. Но вне школьного коллектива его рассуждения и мысли иные, он ориентируется на социальный опыт, сложившийся у него ранее. В таком состоянии школьник может быть временно, оно может быть переходным или оставаться навсегда. Последний вариант возникает, когда социальный опыт, сложившийся у личности, неадекватен сложившемуся опыту в коллективе, при этом его (школьника) опыт подкреплен другими коллективами (друзей во дворе, семьи и т.д.).

В наших школах редко возникает открытый бунт школьника против коллектива. Бунтуют лишь иногда, по вопросам непринципиальным, берет верх чувство самосохранения. Когда коллектив ломает личность, он становится жандармом, а это противоречит принципу гуманности воспитания и является поводом для педагогов задуматься, разработать пути, совершенствующие отношения между личностью и коллективом.

Целью взаимоотношений является гармония личности и коллектива. Опросы говорят, что только 5% школьников считают свою жизнь в школьном коллективе комфортной. Когда исследователи углубленно изучили этих детей, оказалось, что у них есть редкие природные коллективистские качества, поэтому они могут ужиться в любом коллективе, у них есть положительный социальный опыт и они находятся в хорошо сформированных коллективах. В таком случае не возникает противоречий между личностью и коллективом. Каждый, кто входит в коллектив, заинтересован в том, чтобы он был дружным.

В современной школе самой типичной моделью отношений между личностью и коллективом является сосуществование. Они соблюдают формальные отношения, при этом называются коллективом, но, по сути, им не являются. В коллективе возникает двойная система ценностей, когда деятельность между школьниками, организованная с участием педагогов, имеет позитивные отношения, но при общении отношения остаются отрицательными. Связанно это с навязанными ролями, когда школьники не могут проявлять свою индивидуальность в коллективе. Найти позиции, которые бы удовлетворили школьников, и иметь более благоприятные отношения в коллективе можно только при расширении ролей.


Нонконформизм

Очень редко встречается третья модель, при которой личность подчиняет себе весь коллектив. Но эту модель нельзя игнорировать, поскольку существуют неформальные лидеры, проявляющие свою деятельность, и двойные, а то и тройные системы ценностей в коллективе. Члены коллектива могут заметить яркую личность с определенным индивидуальным опытом. Такая личность становится привлекательной для коллектива по причине личностных качеств, необычных поступков или суждений, оригинальной позиции или статуса. Тогда возможно, что социальный опыт коллектива изменится. У такого процесса довольно двойственный характер, поскольку в случае более низкой системы ценностей неформального лидера по сравнению с уже существующей в коллективе, такое положение может привести к обеднению социального опыта коллектива, и наоборот, если его система ценностей выше – к обогащению.

Как отмечают педагоги и психологи, очень часто члены школьных коллективов проявляют свою индивидуальность в скрытой форме. Многие школьники с радостью берутся за новую работу, особенно если она ответственная, мотивом их усердий выступает возможность блеснуть своими умениями и знаниями, быть на виду, продемонстрировать свое превосходство, причем, как и на фоне других, так и за счет других. Такие школьники не огорчаются по поводу плохого состояние коллектива, часто при возникновении общих неудач класса они радуются, потому что на этом фоне их собственные достижения выглядят ярче.

Эти модели, конечно же, не иллюстрируют все существующее разнообразие отношений, которые складываются между личностью и коллективом. При рассмотрении каждой такой ситуации нужно руководствоваться психологическими механизмами мотивации деятельности, поведения личности, закономерностями психологии и социальной педагогики.


Группы личностей и коллектив

В каждом школьном коллективе существуют микрогруппы, в которых учеников связывают неформальные отношения. В таком случае между ними возникает дружба или симпатия, основанная на совпадении личностных характеристик или же идентичном социальном опыте, взглядах и рассуждениях. Чем старше школьники, тем более устойчив состав партнеров группы. Эти группы оказывают влияние на коллектив, в котором под их воздействием трансформируются ценности, определяется ранговое положение участников, формируется общественное мнение. Лидирующая группа , которая имеет высокий авторитет среди сверстников, часто становится эталонной и играет большую роль в коллективе. Неофициальная структура коллектива, таким образом, определяет его возможности и качества в качестве инструмента и субъекта воспитания.

Когда неформальная группа является авторитетом, носителем для ученика позитивных социальных ценностей, то ее влияние обогащает социальное развитие личности, дополняет и углубляет влияние коллектива. В тех случаях, когда влияние микрогруппы расходится с влиянием, которое имеет коллектив, затрудняется процесс развития личности.

Определение и координация направления влияния неформальных групп на личность является не только педагогической задачей, а и социальной проблемой огромной значимости, поскольку нравственное здоровье подрастающего поколения – забота общества. Нужно уделять к классному коллективу усиленное внимание, поскольку среди всех средств воздействия на личность он является самым влиятельным, и может быть управляемым; часто он является единственным средством, способным уберечь личность от неформальных объединений, которые могут оказывать на него опасное негативное воздействие. Классный коллектив усиливает воздействие всех средств, которые имеются в распоряжении педагогов, и становится единственной средой, в которой дети приобретают свой социальный опыт, включаются в совместную общественно полезную деятельность.

а) Личность подчиняется коллективу: конформизм. Личность может подчиняться добровольно, может уступать коллективу, как более сильной внешней силе, может подчиняться формально, сохраняя свою независимость и индивидуальность.

б) Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях: гармония.

    Личность сохраняет внутреннюю независимость

    Бунтует, сопротивляется и конфликтует

в) Личность подчиняет себе коллектив: нонконформизм. Такая модель встречается не часто, её нельзя игнорировать. Этот процесс может иметь двойственный характер. Если личность неординарная, с обычными качествами, то он способен повести за собой, но не длительное время.

Система деятельности классного руководителя.

1. Типы классного руководства.

2. Функции классного руководителя.

3. Основные направления деятельности (программы)

1. В любой школе основным организационным элементом является класс. Организационной деятельностью в классе занимается классный руководитель. Важной особенностью деятельности классного руководителя в современных условиях является вариативность.

    Традиционный вариант. (Педагог имеет полную учебную нагрузку, классное руководство, совместную деятельность с учениками и родителями).

    Освобожденныйклассный руководитель – воспитатель. (Он может вообще не вести уроков, используя воспитательную функцию, или ведёт уроки только у своего класса. Такойклассный руководитель может быть классным руководителем и в параллели. Организация воспитательных дел, работа с родителями, изучение школьников и организация индивидуальной работы с каждым, занятие исследовательской деятельностью.)

    Вальдорфский вариант (Классный руководитель – главный в своём классе, и через него ведет воспитание и обучение. Ведет все предметы).

    Клубный вариант (классный руководитель является организатором клуба по какому-то из воспитательных направлений). Осуществляет защиту детей, заботу об их здоровье, работу по самообслуживанию, работает в клубном объединении.

Вариативность определяется запросами, интересами, потребностями учеников и родителей, их возможностями, условиями класса, школы и социума, а также возможностями самого педагога. Меняется в зависимости от возраста детей, опыта их самоуправления. Может определяться видом совместной деятельности. Классный руководитель может быть организатором, старшим товарищем, наставником, то есть через сферы жизнедеятельности ребёнка: деятельность, общение и просто бытие. Классный руководитель развивает способности каждого ребёнка, формирует его базовую культуру.

Основные задачи классного руководителя:

    Защита ребенка и его прав

    Изучение личности каждого ребёнка для составления воспитательных приемов и для правильной оценки ситуации и своих собственных действий.

    Коррекция межличностных отношений

    Помощь каждому школьнику в его самоопределении, саморазвитии, саморегуляции.

    Формирование коллектива класса, помощь организации, самоорганизации различной творческой деятельности.

    Координация усилий семьи, педагогического дополнительного образования, воспитания взрослых, которые взаимодействуют в данном классном коллективе и направляют в сторону развития базовой культуры.

Любой человек в своей жизни вынужден искать работу. На новом рабочем месте может возникнуть множество проблем, в том числе, и во взаимоотношениях. Что нужно учесть при вхождении в новый коллектив, как вести себя, чтобы не нажить врагов в первый же день?

Приходя в новое общество людей, странно думать, что вас там ждут с распростертыми объятьями. До вашего появления у коллег уже сложились определенные правила поведения, связи друг с другом и стиль общения с начальством. Принимая это во внимание, следует учесть некоторые особенности коллективов при поступлении на новую должность.

Какой коллектив вас ждет?

Прежде, чем выйти на работу, следует выяснить много вопросов, связанных не только с вашими новыми должностными обязанностями, но и с составом коллектива: он женский или мужской? Смешанный?

Даже проанализировав структуру общества, можно легко понять, чего ожидать.

Например, в женском коллективе обязательно обсудят новую прическу начальницы или рубашку директора. Женщины с удовольствием могут сделать перерыв на чаепитие и засидеться за разговорами больше положенного. В жестких конкурентных режимах женщины будут биться до конца и могут даже устроить «подножку» в нужный момент.

Но все равно, женский коллектив отличается в спокойной рабочей атмосфере теплотой, семейными разговорами и эмоциональностью. Любая (или любой) коллега может быть уверен, что именно на работе «девчонки» поймут и поддержат, обязательно посочувствуют и дадут кучу советов из их собственного опыта.

В смешанном коллективе возникает мало конфликтов, но зато бывают «нерабочие отношения», которые могут мешать не только выполнять свои непосредственные функции двум работникам, но и напрягать коллег. В такой среде складывается, скорее, нейтральная позиция к коллективу: рабочее общество не является близким или родным, но и резкого отчуждения не имеется.

В мужском коллективе обычно все сухо, строго и адекватно. Мужчины не показывают своих эмоций, страхов и непонимания, все нацелены на получение результата. Для сильной половины человечества работа – это средство достижения будущих целей, а не место, где можно обсудить проблемы, побыть в центре внимания из-за новых брюк или просто получить поддержку. В мужском коллективе развита конкуренция, ведь каждый хочет показать, что он профессионал, однако действовать скрытно и за спиной мужчина не будет.

Какие бывают взаимоотношения в коллективе?

Кроме разделения по половому признаку коллективы могут различаться по типам взаимоотношений. Причем чаще всего тип взаимоотношений зависит, скорее, от начальника, чем от подчиненных.

Коллектив может быть большой и дружной семьей, для таких организаций характерна развитая корпоративная культура, система поддержки социальных инициатив, постоянные коллективные вылазки, праздники и концерты. Безусловно, есть множество плюсов: человек с радостью идет на работу, коллеги знают ваши хобби и ситуацию в семье, однако вместе с разговорами по душам раскрываются и слабые стороны, что впоследствии может быть использовано конкурентами. Кроме того, такой коллектив сложно собрать для быстрой, активной и срочной работы.

Бывают коллективы формальные. Характеристика подобной организации довольно коротка: люди взаимодействуют друг с другом минимально, занимаются исключительно работой, нет взаимопомощи и выручки. Такой коллектив очень работоспособен и исполнителен, однако часто возникает проблема текучести кадров, ведь если человеку даже некому улыбнуться в течение 8 часов в день, то до нервного срыва тут совсем недалеко.

Бывают и смешанные коллективы, в которых люди могут совмещать и продуктивную работу, и совместный коллективный отдых. Однако стоит только нарушить отношение сторон, то коллектив быстро трансформируется либо в формальный, либо в дружеский.

Советы новичку, как построить взаимоотношения в коллективе

Как можно заметить, коллектив – это не просто группа людей, это еще и полноценный организм, который действует по-разному в зависимости от ситуации. Лучше всего понять особенности коллектива еще до того, как вы непосредственно в него войдете. Это можно сделать при разговоре с начальником (задайте несколько наводящих вопросов) или в общении с каким-нибудь сотрудником. Но даже если у вас ничего не вышло, существуют общие правила, которые помогут вам быстро войти в новую рабочую обстановку.

  • Будьте аккуратны в словах. Сохраняйте нейтралитет в спорных ситуациях, будьте приветливы, но не слишком открыты, интересуйтесь у коллег, какие особенности работы вас ожидают.
  • Одежда на вас должна быть сдержанной, но подобранной со вкусом. Если дресс-код не оговорен в договоре, то лучше прийти в деловом костюме.
  • Никогда не пишите доносы начальству, даже если в первый день заметили жесткую провинность коллеги. Если вы промолчите, то вас невольно зауважают, ведь вы могли нажаловаться и сместить конкурента с пути.
  • Психология человека такова, что работник, пробивший себе дорогу на работу через знакомых или родственников, обязательно подвергнется общей зависти и порицанию. Хоть вы первоклассный специалист и попали сюда потому, что работник нужен был срочно, а начальник-дядя не смог никого найти кроме вас, лучше не распространяйтесь о дороге к должности.

Пройдет время, вы найдете себе друзей, узнаете особенности коллектива и будете вспоминать свои переживания перед первым днем работы с улыбкой, а пока дерзайте, и новое общество вас обязательно примет!

Видео по теме статьи

Гармония – это понятие, применяемое во многих отраслях и означающее согласованность, слаженность и сочетаемость, применимо относительно разнородных или противоположных понятий или явлений (погодных и ландшафтных, моделей личностного взаимодействия и прочее), целой конструкции чего-то целостного, состоящего из частей (применимо как для характеристики человека, так и музыки, неживых предметов).

Изначально, слово гармония возникло в философских науках, и использовалась для отображения закономерностей природных процессов, развития и угасания элементов действительности, отображала внутреннюю и внешнюю аутентичность, цельность и согласованность (например, содержания форме, поведение внешности, событий ситуации). Далее гармония начала использоваться для эстетических характеристик, становясь синонимичным понятием прекрасного, включающего сочетание и многообразие, при этом согласованность и уравновешенность различных компонентов целого таким образом, чтобы не создавалось ощущение напряженности, а энергия была равномерно распределена внутри произведения.

Что такое гармония

Помимо понимания гармоничных сочетаний звуков в мелодии, красок в картине и хода естественных процессов становится интересно, что такое гармония в человеческой жизни. Считается, что гармония присутствует изначально, поскольку мы существуем в мире, где все синхронизировано и для чего-то нужно, каждое существо выполняет свою необходимую функцию, так же как и каждая клеточка организма и каждый орган изначально имеют природный гармоничный механизм развития. Возможно лишь нарушение подобного состояния, когда нарушается естественный ход процессов или неравномерное перераспределение энергии, вызывающее напряжение в одной из областей. Естественный ход процессов может быть нарушен заболеваниями или травмами (касательно состояния человеческого тела), а также стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями иного рода (нарушается гармоничный социальный климат или условия взаимодействия).

Гармония считается стремлением к равновесию, а соответственно она может нарушаться, когда какой-то сфере человек уделяет больше внимания, забывая о развитии остальных. Так, руководителя с приличным счетом в банке, проводящем все время на работе и в командировке можно назвать успешным в своей профессиональной деятельности, но нельзя назвать гармоничной личностью, поскольку нет должной заботы о своем здоровье, отсутствуют близкие интимные связи и семья, человек может мало времени посвящать своим эмоциональным переживаниям.

Гармоничная личность вызывает интерес своей многогранностью, ведь ее познания и деятельность не ограничиваются только детьми или только работой, нет перекоса в какую-то из сторон, что позволяет поддерживать все стороны и аспекты в активном состоянии и развивать их. Если вся энергия стекается в одну сферу, то идет рост вверх и не остается ресурсов для остальных проявлений, при гармоничном же развитии, энергия распределяется горизонтально, питая все направления.

Умение позаботиться о своем физическом состоянии и душевном спокойствии, материалом благополучии и хороших отношениях с окружающими людьми, способность развиваться как специалист и умение строить глубокие эмоциональные отношения – вот чему учит гармоничное развитие. Когда одна сфера помогает развивать другую, а не когда ради продвижения в каком-то из направлений приходится пожертвовать другими.

Внутренняя и внешняя гармония

Гармония свидетельствует о личностной целостности, когда внешние и внутренние проявления соответствуют друг другу, когда все сферы являются самодостаточными и развитыми. Что такое гармония в человеческой жизни, зависит от самого человека – кто-то посчитает, что это отсутствие проблем, а кто-то наличие друзей и семьи, но любые описания будут сводиться к душевной удовлетворенности и покою. Само разнообразие ответов порождено наличием перекосов и недостатков или несоответствием между тем, что человек создает в своей внешней жизни, внутренним .

Внешняя гармония (относительно понятия существования человека) отражается в наличии дополняющий и питающих социальных связей (семья, друзья, рабочий коллектив), работы, приносящей достойный уровень материального и морального удовлетворения и возможностей для развития, возможности позволить себе приобретать желаемые вещи, находиться в желаемых местах и проводить время с желаемыми людьми. Сюда включается не только ресурсная часть, позволяющая все это сделать чисто на материальном уровне, но и способ организации окружающего пространства таким образом, чтобы не было преград к осуществлению (например, работа классная и денежная, но общения с неприятными личностями избежать тяжело).

К внутренней гармонии относится эмоциональная и ментальная сфера, душевные переживания. Она заключается в стабильном и позитивном эмоциональном состоянии, являющимся преобладающим или фоновым, отражается соответствием внешних реакций (т.е. человек плачет, когда грустно, а не натягивает улыбку).

Внутренняя гармония – это про душевный покой и уверенность, когда есть доверие близким людям, нет необходимости претворяться, а жизнь течет таким образом, что тревога бывает лишь ситуативной (от упавшей мебели у соседей), а не от внутренних переживаний, становясь постоянной спутницей.

Гармоничная личность умеет балансировать в развитии внутренних и внешних качеств, тогда как дисгармония выражается в нехватке развития чего-то. Примерами могут быть люди, посвятившие себя науке и являющиеся гениальными в своих интеллектуальных и эрудиционных успехах, но при этом они могут быть в такой мере асоциальны и полностью забыть о заботе про внешность, что остаются одинокими. Нередки ситуации и обратной картины, когда основная ставка делается на внешность, большая часть времени проводится в заботе о красоте своего тела, но совершенно забывается душа и интеллект и тогда оказывается, что с таким человеком хочется познакомиться, но совершенно не о чем общаться. Считая себя в чем-то выдающимся, человеку может показаться, что только одной этой характеристикой он сможет построить отличные отношения и карьеру, а здоровье купить, но жизнь оказывается сложнее и следование социальным нормам является столь же необходимым, как следование моральным, поддержание своего умственного развития не отменяет заботы о внешности.

Прекрасно, когда внутренние идеи человека, отражает его внешность и стиль жизни, но это не обязательно для гармоничной жизни, обязательно, чтобы каждая из сфер получала достаточно внимания и энергетического питания для развития.

Гармония в отношениях между мужчиной и женщиной

Гармония межполовых отношений складывается из большого списка различных моментов: психологический комфорт, общность целей, бытовую и половую совместимость, похожие взгляды на устройство жизни и стиль взаимодействия. Главное, что должно происходить в отношениях – это дополнение и уравновешивание друг друга, поэтому идея о том, что два одинаковых человека отлично сойдутся, не всегда успешна (например, два , борющиеся за свое личное пространство могут разругаться вплоть до применения рукоприкладства в достаточно короткие сроки, когда люди противоположных будут отлично дополнять друг друга). Большее значение имеет выбор совместного пути и интересов, взгляды и мнения, чем способы реагирования – это даст возможность паре двигаться в одном направлении, а как раз различия в других проявлениях (характерологических, преобладающего типа мышления и пр.) помогут быстрее и комфортнее добраться в желаемое место.

Чтобы выстроить подобные отношения необходимо всегда выдерживать баланс между собственным и общим, тем, что представляет ценность для вашей личности и для развития отношений.

Гармония возникает там, где двое умеют приспосабливаться к нуждам и особенностям партнера, и сохраняют вместе с тем активную заботу об удовлетворении собственных эмоциональных, дистанционных или физических нужд. Это дает возможность не потерять собственное достоинство и уважение партнера, а также поддерживать отношения, где есть не только ваши потребности. Также необходимо построить грамотную манеру выражения собственных , поскольку гармония – это не то, где не ссорятся и замалчивают обиды, а то, где об этом умеют говорить, не травмируя другого. Честность в проявлении собственных эмоций может ранить другого, зародить в нем ощущение ненужности, но сокрытие недовольства, ради хорошего настроения партнера в своей привычке делает ложь постоянным спутником, обиды копятся, невысказанное находит пути реализации в психосоматике.

Гармоничные отношения подразумевают постоянное развитие, как самих отношений, так и личности их участников. Т.е. если вы уже три года ходите в парк и ничего нового не происходит, то и отношения не развиваются, поскольку нарушена гармония динамики (может в сфере доверия, может в сфере ожиданий) и придется либо искать причину и заниматься ее устранением, либо начинать строить отношения с другим человеком (ведь подобное возможно из-за отсутствия готовности кого-то). Если вы замечаете, что начинаете терять себя или ваш партнер буквально влип в вас, то что-то пошло не так.

Гармоничные отношения дают человеку больше сил для развития, являются источником вдохновения для новых свершений, открывают мир новых занятий. Вы можете обмениваться мыслями и идеями, делиться интересами и проводить совместные вечера, занимаясь поочередно хобби то одного, то другого, можете объединить компании ваших друзей. В общем, если все хорошо, то вы чувствуете новый и свежий ветер, обогащаетесь духовно и хорошеете физически.

Гармоничные отношения – это всегда труд, они не возникают изначально, и если ваши отношения по многим пунктам не соответствуют описанию гармоничный, то их не нужно выкидывать, это значит, что пора начинать больше делать для гармонизации взаимодействия.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА: ПРИОРИТЕТ ЛИЧНОСТИ ПЕРЕД КОЛЛЕКТИВОМ, ОТКАЗ ОТ ИДЕИ ОДНОЗНАЧНОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ЛИЧНОСТЬ

Аннотация
В статье поднимаются вопросы о необходимости проведения новых психолого-педагогических исследований по проблемам влияния коллектива на развитие личности с учетом современных реалий развития общества и системы образования. Уровень развития современного российского общества, смена образовательных и социальных парадигм позволяют рассматривать взаимоотношения личности и коллектива не только с точки зрения однозначного положительного влияния коллектива на личность и однозначного положительного влияния развитого чувства коллективизма на ее полноценное гармоничное всестороннее развитие.

MODERN VIEW OF THE RELATIONSHIP BETWEEN INDIVIDUAL AND COLLECTIVE: THE PRIORITY OF THE INDIVIDUAL BEFORE THE COLLECTIVE, THE REJECTION OF THE IDEA OF AN UNEQUIVOCAL POSITIVE INFLUENCE OF THE COLLECTIVE ON THE INDIVIDUAL

Sitnikova Liliya Ravilevna
Udmurt State University
student of the 4th course of the TIP


Abstract
The article raises questions about the need for new psychological and pedagogical research on the impact of the team on the development of personality with the modern realities of the development of society and the education system. The level of development of modern Russian society, changing educational and social paradigms allows us to consider the relationship of the individual and collective not only from the standpoint of an unequivocal positive influence of the collective on the individual and unambiguous positive influence of a developed sense of collectivism at its full harmonious all-round development.

Библиографическая ссылка на статью:
Ситникова Л.Р. Современный взгляд на взаимоотношения личности и коллектива: приоритет личности перед коллективом, отказ от идеи однозначного положительного влияния коллектива на личность // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

Основателем концепции воспитания личности в коллективе и через коллектив считается отечественный педагог А.С. Макаренко, разрабатывавший в педагогической практике принцип коллективизма. Именно Макаренко определил коллектив как группу людей, объединенную общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющей выборные органы. Признаками коллектива также являются отношения ответственной зависимости, общие эмоциональные переживания, связанные с их реализацией. «Коллектив – воспитатель личности» .

Безусловно, коллектив является важным условием для гармонического всестороннего развития личности, а также фактором личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации. Схожих взглядов на коллектив придерживались и другие советские педагоги и психологи: С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, А.В. Петровский и другие.

Однако вопросы взаимоотношений личности и коллектива столь же углубленно и последовательно, как советскими учеными, не рассматривались уже довольно длительное время. Не является секретом, что общественные события, потрясшие нашу страну в 90-е гг. прошлого века, оказали ощутимое влияние и на состояние образовательной сферы. Именно тогда само понятие таких важнейших характеристик общества и личности как «коллектив», «чувства коллективизма» и т.п. потеряли свое определяющее значение в воспитании подрастающего поколения. В соответствии с новыми реалиями социальных и образовательных парадигм современного общества идеи Макаренко о коллективе и его влиянии на развитие личности требуют нового подхода и дальнейшего развития с учетом меняющейся образовательной и коммуникационной стратегии в обществе.

Вспомним перипетии развития коллектива в коммуне, которую возглавил талантливый педагог А.С. Макаренко («Педагогическая поэма»). Мы не можем утверждать, что до его появления в сообществе малолетних правонарушителей не наблюдалось признаков коллектива. Все-таки коллектив (по строго определенным педагогической наукой признакам) зарождался, но его деятельность, хоть и была социально значимой, не была по определению общественно-полезной деятельностью. Антон Семенович, являясь поистине сильной неординарной личностью, смог внести в развитие данного коллектива новые, положительные, веяния, ввести позитивные нормы и правила и привить колонистам чувства, отличные от прежних асоциальных установок.

В момент появления в колонне первых шести воспитанников Антон Семенович вступил, по его словам, на путь поиска педагогической истины. Парадоксальным для современной науки воспитания способом, «толчком» развития коллектива в направлении, соответствующем высшим идеалам советского общества, стал случай, когда Макаренко ударил Задорова – активиста данной группы. Начав разговор с ребятами на понятном им языке, педагог смог вызвать уважение к себе в первую очередь у актива, сотрудничая с которым, начал предпринимать дальнейшие успешные шаги по развитию коллектива.

Таким образом, А.С. Макаренко «повернул» развитие коллектива в положительную сторону, тем самым закрепив в педагогике понятия необходимости и умения формирования и развития коллектива учащихся талантливым педагогом с ярко выраженными личностными качествами. Затем, когда в этот коллектив попадал новичок, уже сам коллектив ребят принимал самое непосредственное участие в его воспитании и перевоспитании, т.е. здесь мы видим классический пример воспитания личности в коллективе в положительном аспекте .

Безусловно, данный пример подчеркивает положительное влияние коллектива на личность. Однако если представить, что к юным правонарушителям не пришел своевременно Макаренко, их коллектив все равно остался бы коллективом, развиваясь дальше в ту же негативную для общества сторону. А новички, попадая в этот коллектив, так же ощущали бы на себе воспитательное воздействие коллектива и подчинялись ему.

Некоторые педагоги склонны к отрицанию признаков коллектива в группах ребят с асоциальным поведением, считая термины «группировка», «мини-группа подростков с асоциальными наклонностями», «группа учащихся с девиантным поведением» и т.п. более подходящими для определения подобных общностей людей. Однако российские практикующие социальные педагоги, не понаслышке знакомые с группами ребят, склонных к асоциальной деятельности, стоящих на учете в прокуратуре, не склонны отмечать отсутствие признаков коллектива в таких группах:

  • На основании того, что социальная деятельность в группе не является положительно окрашенной общественно-полезной деятельностью, мы не вправе не считать данную группу коллективом, т.к. даже негативная (часто преступная) деятельность этих ребят все-таки по своему определению социально значима.

Не случайно современные исследователи склонны добавлять к определению коллектива дополнение о необходимости того, что социально значимая цель должна достигаться через общественно-полезную деятельность. Например, А.Н. Моргаевская отмечает, что цели коллектива должны быть гуманистически ориентированными, только тогда коллектив может называться коллективом . Однако это справедливое умозаключение в настоящее время является обоснованным допущением к существующим трактовкам термина «коллектив» и отражает по большей части не реальную педагогическую ситуацию, а стремление к созданию идеальных коллективов. Возможно, назревает необходимость внести некоторые изменения в определение данного термина. Но пока в педагогической литературе в определении термина «коллектив» отсутствует важное дополнение о гуманистической направленности социально значимых целей группы людей, мы вправе называть коллективом и сплоченный школьный класс, и асоциальную группировку подростков с девиантным поведением.

  • Органы самоуправления, актив. В любом коллективе всегда есть лидер, в таких группах он есть априори (чаще всего тот, кто и «сколачивает банду»). Довольно часто в преступных группировках существует строгая иерархическая структура.
  • Отношения ответственной зависимости. Не каждый класс в школе может считаться коллективом, а вот компания ребят с криминальными наклонностями в плане ответственности друг перед другом и перед всей группой («Один за всех, и все за одного», круговая порука) – несомненно, коллектив, причем коллектив, находящийся на высокой ступени развития.
  • Общие эмоциональные переживания. И они ведь на самом деле общие, когда участники обдумывают предстоящее мероприятие и когда добиваются (или не добиваются) цели.

Таким образом, получается почти идиллическая картина развития коллектива, естественно, если не обращать внимания на дополнения. А ведь мальчики подросткового возраста, которых большинство в таких компаниях, могут рассматривать их как желательное для себя окружение. И если подросток сможет стать членом такого коллектива, то естественным образом начнет ощущать на себе воздействие коллектива. И, воспитываясь в коллективе по законам и правилам развития данного коллектива, начнет сначала неосознанно, а затем вполне сознательно принимать те нормы и правила, которые являются здесь догмой, и которые обычно идут вразрез с моралью общества и не могут вести к развитию положительных личностных качеств.

На наш взгляд, это происходит потому, что, во-первых, в подобной группе каждый подросток меньше ощущает личную ответственность (анонимно разделенная ответственность); а во-вторых, присущий этому возрасту конформизм по отношению к более влиятельным сверстникам склоняет их к тому, чтобы меньше проявлять интерес к конкретным фактам коллективного поведения, а не к тому, чтобы противостоять «вредоносным элементам» группы, которым в итоге и принадлежит инициатива.

В авторской интерпретации данный пример означает наличие отрицательного влияния коллектива на личность. Таким образом, воспитание личности через коллектив не всегда может рассматриваться как однозначно позитивное, т.к. влияние коллектива, рассмотренное на примере коллектива с асоциальной направленностью, носит деконструктивный, иногда травмирующий личность, или, по крайней мере, содержащий установки на развитие отрицательных черт личности характер. Что подводит нас к мысли о необходимости отказа от идеи однозначного положительного влияния коллектива на личность.

Такой же простой пример отрицательного влияния коллектива на личность – это различные секты с фанатичной направленностью, в которых иногда полностью «стирается» личность человека. Однако здесь нужно отметить некий приоритет личности перед коллективом: предводитель и идейный вдохновитель секты, лидер. Вот он-то как раз гармонически всесторонне развивается за счет коллектива, а также имеет все возможности (и успешно их использует) для личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.

Рассмотренные выше примеры – это лишь явно выраженные случаи негативного влияния коллектива на личность. Наука же должна рассматривать проблему с двух сторон, и это целесообразно.

Благополучные межличностные отношения в коллективе способствуют нивелированию негативных проявлений эмоциональной децентрации каждого члена коллектива . Однако существует опасность, что чрезмерно развитое чувство коллективизма в сочетании с повышенным уровнем конформности может привести к снижению инициативности, самостоятельности и независимости, т.е. к регрессу черт характера, являющихся одними из определяющих саморазвитие и самореализацию личности. Бывает, что человек, привыкший во всем полагаться на коллектив, «проживает чужую жизнь».

Приоритет личности перед коллективом во многом определяется современными образовательными парадигмами, в т.ч. процессом гуманизации образования, который в первую очередь предполагает индивидуальный подход, часто воспринимаемый непрофессионалами как процесс индивидуализации. Безусловно, индивидуальный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения оправдан, т.к. позволяет учитывать личностные особенности всех субъектов образовательного процесса. Более того, здесь как никогда уместен тезис о том, что индивидуальность заметнее в коллективе, и личность развивается только в социуме.

Однако если представить со всех сторон идеальный коллектив, то может получиться следующая картина: оптимальные возможности для самореализации обнаруживаются в первую очередь у «звезд», неформальных лидеров. Людям, живущим в обществе и стремящимся быть вхожим в коллектив, свойствен конформизм. В идеальном коллективе цель у всех его членов одна, общие правила и нормы поведения, схожее мировоззрение, одинаковые эмоции и т.д. Много ли здесь места и возможностей для индивидуального развития личности? И не может ли идеальный коллективизм привести к обезличенности, утрате индивидуальности?

Приоритет личности во многом определяется сугубо психологическим подходом к развитию личности, в то время как педагогический подход, разрабатываемый советскими педагогами, предполагал целенаправленное формирование личности. Одним из основополагающих принципов формирования личности и было воспитание личности в коллективе и через коллектив . Однако с современной точки зрения не всегда приемлемым представляется стремление многих советских практикующих педагогов к «полному вливанию личности в коллектив». Не случайно одной из негативных характеристик личности в образовательных учреждениях второй половины прошлого века было «ставит личные интересы выше коллективных».

Представляется бесспорным также в определенной степени разрушительное воздействие приоритетов информационной цивилизации, принципиально меняющих коммуникационные стратегии в современном российском обществе, на сферу взаимоотношений личности и коллектива. В то же время формирование приоритета личности перед коллективом мы склонны связывать с современным «поворотом» культурно-образовательной ситуации к человеку как высшей самоценности и главной цели развития общества.

Итак, современные тенденции развития общества диктуют нам необходимость создания адекватных педагогических условий, долженствующих способствовать формированию у индивида устойчивых представлений о коллективе как о неотъемлемой части социального мира, а также успешному овладению социальными нормами и приобщению к общезначимым ценностям не только для реализации собственного социально значимого личностного потенциала, но и обеспечению социальной успешности личности. В данный момент, исходя из реалий развития российского общества, наиболее целесообразным подходом к развитию взаимоотношений между коллективом и личностью представляется комплексный психолого-педагогический подход. Что в авторской интерпретации означает развитие личности через ее формирование с применением психолого-педагогических технологий индивидуального гуманистического подхода в воспитании личности в коллективе.

Завершить статью хочется так:

Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что цели, нормы и ценности в асоциальных коллективах подростков определенным образом деформированы, из-за чего характеризуются большим смещением в негативную сторону. Именно нравственным содержанием норм и ценностей группы асоциально-криминальной направленности прежде всего отличаются от групп социально-полезной ориентации . Запретами, санкциями и разрушением асоциальных группировок можно добиться многого, однако нам представляется педагогически необходимым не разрушая, создавать новое.

Иными словами, педагогически оправданной и целесообразной перевоспитанию коллектива с асоциальной направленностью станет переориентация его целей, норм и ценностей в положительную сторону. Здесь нужно действовать через лидера группы (как один из вариантов – референтный подход), предварительно особенно тщательно изучив психологические особенности всех членов коллектива. Как правило, подростки испытывают потребность в общественном признании, на чем можно удачно и достойно сыграть, постепенно заинтересовав ребят такими общественными делами, как, например, популярная социальная интерактивная игра «Квест», волонтерское движение, «Тимуровское движение», шефство над маленькими и слабыми и т.д.

  • Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1988. – 608 с.
  • Моргаевская А.Н. Направления развития теории коллектива в отечественной педагогике / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. – № 69.
  • Отношения между людьми / Ф. Бо. – 12-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 160 с.
  • Комарова А.В., Слотина Т.В. Современный взгляд на идеи А.С. Макаренко и И.П. Иванова о взаимосвязи личности и коллектива / Российский гуманитарный журнал, 2014. – № 2, том 3.
  • Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 416 с.
  • Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1984. – 285 с.
  • Косарецкая C.B., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. М.: ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
  • Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг. М.: Генезис, 2008. – 208 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait