Предложение одна из основных единиц синтаксиса. Предложение – одна из основных единиц синтаксиса. Сколько грамматических основ в предложении: Не стоит торопить время: когда-нибудь тебе может не хватить именно этих минут

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную предназначенную для передачи относительно законченной информации единицу, обладающую такими языковыми свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение является основной единицей, участвующей в формировании сложного предложения, а также любого развернутого текста. Простое предложение, далее, является тем построением, в котором прежде всего находят свое конструктивное применение словосочетание и форма слова.

Простое предложение как синтаксическая единица имеет свои собственные грамматические характеристики. Оно образовано по специально предназначенному для этого абстрактному грамматическому образцу (структурной схеме простого предложения, обладает своими языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью, а также способностью к видоизменениям - как строго формальным, так и таким, которые связаны с выполнением одним и тем же предложением различных коммуникативных задач. Простое предложение имеет разветвленный круг функций. Все это формирует специальную область синтаксиса - синтаксис простого предложения.

В речи, в процессе общения простое предложение функционирует наряду с такими сообщающими единицами, которые не являются грамматическими предложениями, т. е. не имеют всех тех синтаксических характеристик, которые перечислены в предыдущем абзаце. В определенных условиях контекста или ситуации ту или иную информацию может передавать соответствующим образом интонационно оформленная отдельная словоформа или сочетание словоформ, частица, междометие, даже союз или предлог (в разг. речи: Наконец-то!; Эге!; Откуда?; - Где лыжи, за шкафом? - Не за, а на). Такую интонационно оформленную сообщающую единицу можно называть высказыванием.

Высказывание в любом случае информирует о чем-либо или заключает в себе вопрос. Однако оно не имеет грамматического оформления, специально предназначенного для единицы сообщения, и, следовательно, всего комплекса соответствующих грамматических характеристик. Такое специальное оформление и такой комплекс характеристик имеют лишь те сообщающие единицы, которые выше названы предложениями.

Примечание. Термин "высказывание" может быть употреблен в широком или в узком смысле. В широком смысле слова высказыванием является любая сообщающая единица - как грамматически оформленное предложении, так и (при соответствующем интонационном оформлении) единица, грамматическим предложением не являющаяся. В узком смысле слова высказывание - это сообщающая единица, не являющаяся грамматическим предложением (см. примеры в предыдущем абзаце). В "Русской грамматике" термин "предложение" сохраняется для сообщающих единиц, специально предназначенных языком для передачи относительно законченной информации и имеющих перечисленные выше грамматические характеристики; по отношению к высказываниям, не имеющим таких специальных грамматических характеристик, термин "предложение" не употребляется.

Языковые характеристики высказываний, не являющихся грамматическими предложениями, устанавливаются на основании сравнения с характеристиками предложения. У таких высказываний есть ряд существенных признаков, сближающих их с предложением; это - функция относительно законченного сообщения, интонационная оформленность, способность к распространению (правда, более ограниченная, чем у предложения), способность включать в свой состав показатели субъективного отношения (частицы, междометия), способность участвовать в формировании сложного предложения и более сложных, развернутых фрагментов текста.

С другой стороны, такие высказывания отличаются от предложения отсутствием стоящего за ними специального отвлеченного грамматического образца, отсутствием формоизменения (высказывание способно принимать в свой состав отдельные показатели объективно-модальных значений, но оно не имеет характерной для простого предложения системы форм), отсутствием регулярных возможностей введения связок или полузнаменательных глаголов; структура языкового значения высказывания не-предложения не совпадает со структурой языкового значения предложения.

Простые предложения (часто - в неполных своих реализациях) в речи организуются в определенные последовательности, т. е. в текст. Элементарной единицей, представляющей такую последовательность, является сложное предложение. Сложное предложение - это целостная синтаксическая конструкция, в которой по грамматическим правилам соединяются два простых предложения, связанные друг с другом синтаксически выраженными отношениями.

Эта связь оформляется союзами, союзными словами или союзными частицами - в сочетании с интонацией, часто также при поддержке лексики. Разные типы сложного предложения, их формальная организация и значения, их системные соотношения с конструкциями другой грамматической организации составляют область синтаксиса сложного предложения. С этой областью смыкается также та сфера синтаксиса, которая охватывает простейшие бессоюзные фрагменты текста, по характеру отношения своих частей соотносительные с тем или другим типом сложного предложения.

Русская грамматика.


Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.
Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью).
В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения служат для сообщения:
Я приду к пяти часам.
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса:
Ты придешь к пяти часам?
Когда ты придешь?
Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение:
Кто этого не знает? = ‘все знают’
Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие:
Приходи к пяти часам.
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными.
невосклицательное
восклицательное
повествовательное Мама, Петя приехал. Мама, Петя приехал!
вопросительное Вы уже уходите? Как, вы уже уходите?!
побудительное Возвращайся поскорее. Возвращайся же поскорее!
Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ
Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены - подлежащее и сказуемое, второстепенные - определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.
Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело.
В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шел сильный дождь.
Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причем это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нем сохраняет свое лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

Еще по теме ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

  1. 2.2. Сложные предложения, как правило, состоят из простых предложений и союзов между предложениями.
  2. 249.Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные
  3. 301.Эллиптические предложения (предложения с нулевым сказуемым)
  4. СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель лекции: познакомить с грамматическими признаками и грамматическими категориями предложения.

1. Коммуникативная сущность предложения. Основные признаки предложения: грамматическая организованность; интонационная оформленность; семантическая завершенность; предикативность (отношения содержания высказывания к действительности).

Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения). Предложение – главное средство выражения и сообщения мысли.

Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Коллекция определений предложения перевалила за 1000. Однако, в конечном счете, имеющиеся определения предложения как синтаксической единицы допускают обобщение.

Так, существуют определения, в основе которых лежит ориентация на внеязыковую действительность (экстралингвистический подход). Также существуют определения, которые отличает ориентация на собственно лингвистические факторы (лингвистический подход).

Типы определений предложения:

1. Определения, в основе которых лежат экстралингвистические факторы.

Представитель логико-грамматического направления в языкознании Ф.М. Буслаев определял предложение как суждение, выраженное в сознании (ориентация на внеязыковую действительность. А.А.Потебня. полагал, что предложение не может определяться через суждение, потому что языки специфичны, оригинальны, это категория историческая. А.А.Потебня прибегал к ярким сравнениям: "Определять предложение через суждение – это то же самое, если бы кто-нибудь определил великого Сократа, что Сократ – человеческая особь".

2. Определения, в основе которых лежат лингвистические (языковые) факторы.

А.А. Потебня в своих поисках адекватного определения предложения обратился к сугубо лингвистическим основаниям. Самым главным моментом для него было то, что предложение состоит из частей речи, то есть обобщенных классов слов. Для А.А. Потебни предложение – это синтаксическая единица со спрягаемым глаголом (verbum finitum).

3. Комплексные определения предложения, отражающие многоаспектную.

В.В. Виноградов искал пути преодоления указанных недостатков в подходах к новому определению предложения. Он сумел преодолеть односторонность каждого из прежних типов определений, включив в определение предложения как экстралингвистические, так и собственно лингвистические факторы.

Для того чтобы высказывание состоялось, нужен субъект, лицо говорящее, который это высказывание создаст. Экстралингвистическая ориентация – самая существенная первичная подоплека предложения. Поэтому в определении предложения должна существовать опора на эту объективную окружающую действительность. До мышления – действительность. Понимая необходимость ориентации на экстралингвистический фактор, В.В. Виноградов доходит до конкретной действительности.

Вторая часть его определения ориентирована на собственно лингвистические факторы. Ученый разглядел в предложении такую категорию, как предикативность, которая отражают позицию говорящего по отношению к тому, о чем в предложении сообщается. Обычно это делается при помощи глагола – через морфологические категории лица, времени, наклонения. Предикативность предложения (отношение высказывания к действительности) формируется в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

В.В.Виноградов дал такое определение предложению: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Из этого определения следует, что главными признаками предложения являются:

1. Грамматическая организованность;

2. Интонационная оформленность;

3. Смысловая завершенность;

4. Предикативность.

1. Грамматическая организованность.

В каждом предложении есть главные члены и могут быть второстепенные члены, между которыми устанавливается определенный вид синтаксической связи: предикативная, подчинительная, сочинительная, полупредикативная и др. Допускаются также отдельные типы осложнения простого предложения: однородные члены, обособленные члены, обращение, вводные и вставные конструкции.

2. Интонационная оформленность.

Каждое предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой. Роль интонационной оформленности как обязательного формального признака предложения наглядно выявляется при сравнении просто слов и слов-предложений. Любое слово может стать предложением при произнесении его с предикативной интонацией. Интонация законченности как раз и служит показателем предикативности.

3. Смысловая завершенность.

Всякое предложение заключает в себе относительно завершенную мысль.

4. Предикативность.

Предложение обладает грамматическим значением, которое выражается в предикативности. По В.В. Виноградову, предикативность – это соотнесенность высказывания с объективной действительностью, формализованная в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

Если предикативность – грамматическое значение предложения, то в языке должны быть средства, выражающие это значение. К числу синтаксических категорий, выражающих значение предикативности, относятся категории модальности (синтаксического наклонения), темпоральности (синтаксического времени) и персональности (синтаксического лица).

Синтаксическая модальность – это оценка высказывания с точки зрения реальности/ ирреальности. Реальность – соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами. Ирреальность – несоответствие действительности, представление высказывания как желаемого, требуемого говорящим. Значение реальности/ ирреальности в предложении на глагольные формы наклонения. Ср.: Я помню чудное мгновенье (объективная реальная модальность, выражена личной формой глагола изъявительного наклонения). Я волком бы выгрыз бюрократизм (объективная ирреальная модальность, выражена личной формой глагола сослагательного наклонения).

Субъективная модальность выражается модальными словами, модальными предикативами, прилагательными, существительными с модальной семантикой и др. Н-р, Видимо, идет снег (объективная реальная модальность выражена личной формой глагола изъявительного наклонения, субъективная модальность – модальным словом «видимо»).

Синтаксическое время предложения чаще всего совпадает с морфологической категорией времени глагола – на глаголы изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени.

Однако в предложении может и не быть глагола, и, тем не менее, предложение всегда обладает синтаксической категорией времени.

Синтаксическое время может быть выражено не только предложениями с личными формами глагола, но и самой структурой предложения (н-р, Зима.), обстоятельственными словами с временной семантикой (н-р, словами вчера, сегодня, завтра и под.), нулевыми глагольными связками, которые нулевыми могут быть только в настоящем времени (н-р, Брат – студент), семантикой предложения, т.е. контекстом (ср.: Поднять флаг. Зашел бы с другом – синтаксическое будущее время).

Синтаксическое лицо тоже опирается на морфологическое лицо, которым обладают личные местоимения и глаголы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, повелительного наклонения (глаголы прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют морфологической категории лица в силу происхождения и образования). Синтаксическое лицо может быть выражено структурой предложения (н-р, Зима. – настоящее синтаксическое время; Смеркалось. – 3 синтаксическое лицо, безличное значение; Набежали – 3 синтаксическое лицо, неопределенно-личное значение).

3. Понятие синтаксической связи и ее разновидности.

Синтаксические единицы состоят, как правило, из нескольких компонентов. Однокомпонентными могут быть только предложения. Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены синтаксической связью.

Синтаксическая связь – это формальные, строевые отношения между компонентами синтаксических единиц. В составе синтаксических единиц синтаксической связью объединяются компоненты разной природы:

1. Слово + форма слова (н-р, выписать газету);

2. Форма слова + форма слова (н-р, сад цветет);

3. Простое предложение + простое предложение и т.д.

В предложении основной вид связи – предикативная. Это связь между главными членами предложения, взаимонаправленная связь В предложении частотны подчинительная и сочинительная виды связи.

Сопоставительная характеристика сочинительной и подчинительной

Сочинительная связь Подчинительная связь

Связь грамматически равноправ-ных Связь грамматически неравно-

компонентов, двусторонняя. правных компонентов, односто-

ронняя, есть главное и зависимое

Компоненты однофункциональны Компоненты разнофункциональны

Встречается между однородными Встречается в словосочетаниях, в

членами предложения, в слож- сложноподчиненных предложе-ниях,

носочиненных предложениях, меж- между главной и прида-точной час-

ду однородными придаточными в тями.

сложноподчиненных предложе-ниях.

Средства выражения – не выражает- Выражается формами слов, предло-

ся формами слов, только сочини- гами в словосочетаниях, в сложно-

тельными союзами подчиненных предложениях – под-

чинительными союзами и союзными

Может быть открытой и закрытой Всегда закрытая

Другие виды синтаксической связи в предложении:

1. Связь свободного присоединения или свободного отношения (детерминантная). Внешне она схожа с примыканием, но отличается от нее неприсловным характером. Словоформа распространяет предложение в целом. Н-р, Под старость / жизнь такая гадость.

2. Присоединительная, тоже предложенческая, не наблюдается на уровне связи слов. Это связь вторичная, элементы высказывания возникают в сознании не сразу, а лишь после того, как высказана основная мысль. Характеризуется интонационным и синтаксическим разрывом с основным высказыванием. Н-р, Два таких журнала поступили – и в один день.

3. Аппликативная (термин Распопова) или полупредикативная связь. Возникает при осложненности предложения обособленными членами на стыке, графически обозначаемом запятой. Н-р, Шли по улице,/ ведущей в центр деревни.

4. Пояснительная связь (маркирована союзами а именно, как-то) и всегда постпозитивна по отношению к поясняемой части в силу своего пояснительного характера и т.д.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

4. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

5. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2. –С.252, 257-258.

6. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

7. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебное пособие. – М., 1977.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.

9. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: Учебное пособие. – М., 1979.

10. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.

11. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

12. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2001.

13. Русская грамматика: В 2-х т. / Под ред. Н.Ю.Шведовой.– М., 1980. – Т.2.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие предложения (знать определения из вузовских и школьных учебников, сравнить их). Основные признаки предложения, его отличие от словосочетания. Что значит: коммуникаты-релятивы и коммуникаты-предложения, их соотношение. Согласны ли вы с таким пониманием релятивов Л.А.Новиковым? Почему предложение является основной единицей синтаксиса?

2. Грамматические категории предложения, оформляющие предикативность: синтаксическое наклонение (модальность), синтаксическое время (темпоральность), синтаксическое лицо (персональность). Грамматическая форма предложения. Понятие парадигмы предложения, типы парадигм, начальная форма парадигмы предложения. Грамматическое значение предложения.

3. Понятие синтаксической связи. Уровни синтаксической связи. Открытая и закрытая связь. Обязательная и факультативная связь. Виды синтаксической связи в предложении: предикативная (ее разновидности), сочинительная, подчинительная, детерминантная, полупредикативная (аппликативная), присоединительная, пояснительная и др.

  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.

    Предложение как единица синтаксиса. Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям. Под предложением в самом общем плане понимают любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее относительной самостоятельностью. В формальном плане эта самостоятельность проявляется в способности предложения отделяться от себе подобных паузами любой длительности в устной речи, в письменной речи - соответствующими пунктуационными знаками.

    Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер , то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Ни фонемы, ни морфемы, ни даже отдельные слова и словосочетания не используются как коммуникативные единицы сами по себе, вне предложения. Только предложение выполняет самостоятельную коммуникативную функцию. Слова же, фразеологизмы, словосочетания являются названиями предметов, признаков, действий, выполняя в языке номинативную функцию. Коммуникативность - это свойство предложения отражать некоторую конкретную ситуацию. По своему содержанию между словом, например, зима и однословным предложением Зима! - громадное различие. Слово зима просто называет определенный класс реальных явлений, в то время как предложение Зима! - уже не просто название, а утверждение о наличии данного явления в данный момент времени и в данной конкретной ситуации. Это утверждение в предложении сопровождается также теми или иными эмоциональными коннотациями. Считается, что внешним, формальным выражением коммуникативности служит прежде всего интонация.

    Предложение выступает в роли минимальной коммуникативной единицы. По своим размерам предложение может быть как отдельным словом - Ночь. Вечереет. Холодно. Светает, так и развернутым синтаксическим построением, включающим большое количество слов: Медная пика над самой спиной пронеслась и вонзилась в землю, желаньем пылая насытиться плотью людскою (Гомер).

    Вторым основным признаком предложения выступает предикативность. Это понятие неоднозначно трактуется в разных грамматических концепциях, но в любой из них ему отводится существенная роль. А.А. Шахматов отмечал, что простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений в предикативную, то есть зависимую, причинную, генетическую, связь. В самом общем плане предикативность определяют как отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Некоторые авторы полагают, что предикативность проявляется и раскрывается в грамматических категориях модальности, времени и лица . Другие считают, что предикативность выражается преимущественно посредством двух категорий - времени и лица, выделяя модальность в отдельный, самостоятельный признак предложения. В любом случае предикативность соотносительна с модальностью, так как в реальных высказываниях все категории - коммуникативность, предикативность, модальность - существуют совместно, формируя одну из центральных единиц синтаксиса - предложение.

    Категория времени в синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи. С помощью глагольных форм время может быть обозначено как предшествующее, совпадающее или последующее к моменту речи : Море шумело. Море шумит. Море будет шуметь и завтра. Категория лица определяется как отнесенность коммуникативной ситуации к говорящему. Категория лица проявляется либо в непосредственном приписывании ситуации говорящему, либо в отнесенности ее к собеседнику (собеседникам) или третьему лицу (лицам), либо в сопоставлении безличностного грамматического субъекта с говорящим. В предложении синтаксическая категория лица выражается с помощью личных местоимений и/или личных форм глагола. Отрицательная (нулевая) форма лица (не-Я) выражается при помощи различных частей речи, занимающих позицию грамматического субъекта. Так, коммуникативное содержание высказывания Я пишу письмо соотносится с говорящим, Ты пишешь письмо - с собеседником говорящего, Он пишет письмо - с третьим лицом. В высказывании Идет дождь безличностный субъект дождь (не-Я) противопоставляется говорящему как субъекту речи.

    Предикативность иногда трактуют как свойство сказуемого, входящего в двусоставное предложение. Предикативной связью или предикативными отношениями тогда называют отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логический субъект и предикат суждения. Предикативность в таком употреблении уже осмысляется не как категория, присущая предложению как таковому, а как признак, свойственный таким предложениям, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.

    Модальность рассматривают как категорию, выражающую отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать и т.д. Модальность выражается главным образом в глагольных формах наклонения. В русском языке в формах изъявительного наклонения закреплено модальное значение реальности, выражающее соответствие содержания высказывания действительности: Мальчик пошел в школу. Мальчик ходит в школу. Мальчик будет ходить в школу. В формах повелительного и сослагательного наклонений выражается модальное значение ирреальности, то есть несоответствия содержания высказывания действительности. Вопросительная интонация выражает ирреальность независимо от формы наклонения. Коммуникативная ситуация в таких высказываниях предстает как возможная, желаемая, требуемая: Пошел бы ты в кино. Пусть он сходит в кино. Принеси мне книгу. Где же мальчик?

    Синтаксис.

    Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

    Словосочетание – единица синтаксиса

    Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц.

    Словосочетаниями не является:

    o грамматическая основа;

    o однородные члены предложения;

    o служебная часть речи + существительное;

    o фразеологизм.

    Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка; 2) красная смородина, железная дорога.

    Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

    Типы связи слов в словосочетании. В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое. Существует три типа связи:

    Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

    Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

    Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

    Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.



    Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

    Классификация словосочетаний по главному слову

    1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

    2 . Именные

    § Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

    Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

    § Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

    Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный.

    § Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

    Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

    § Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

    Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

    4. Наречные

    Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

    Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

    1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

    2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

    Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

    Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

    По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

    § синтаксически свободные

    Примеры: высокий дом.

    § синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

    Примеры: три сестры, анютины глазки.

    Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

    Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

    Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

    Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

    Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

    Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.

    Типы предложений

    Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

    Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

    Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

    Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

    Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

    Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

    Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

    Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

    Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

    Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

    Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

    Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.

    Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.

    Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

    Односоставные предложения делятся на следующие типы:

    · Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!

    · Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

    · Обобщённо-личное предложение -простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    · Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

    · Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

    · Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

    Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе - неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

    Что такое сложное предложение?

    Сложным называется предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

    По способу соединения частей различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: 1) сложносочиненные предложения и 2) сложноподчиненные предложения.

    Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

    В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные (ср. функции сочинительных союзов и их классификацию). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.