Союзы и их функции в предложении. Союзы, их семантика и употребление. Образование союзов. Разряды союзов по структуре. Понятие о союзных словах. Омонимия союзов и слов других частей речи

Союзы не изменяются, не обозначают предметы и явления, не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопроса, но без них наш язык немыслим. Ведь они связывают отдельные слова в единое предложение, предложения — в абзацы, абзацы — в большие тексты.

Союз как часть речи

Разряды союзов выполняют в речи разные служебные функции, но все они предназначены раскрывать смысловые отношения между компонентами предложения и самостоятельными частями речи (числительными, глаголами, существительными, наречиями, глагольными формами, местоимениями) и подразделяются на несколько разрядов. Классифицируют разряды союзов таблицей или списком.

Классификация союзов по разрядам

Разряды союзов по строению:

  • простые, состоящие из одного слова: "или"; "а"; "и"; "однако"; "но";
  • составные, состоящие из нескольких слов: "в то время как"; "не только… но и"; "как будто"; "ради того чтобы"; "для того чтобы".

Разряды союзов по происхождению:

  • непроизводные, которые сформировались самостоятельно, а не от другой части речи: "однако"; "либо";
  • производные, которые сформировались из других частей речи: "который"; "какой"; "также"; "благодаря".

Разряды союзов по употреблению:

  • неповторяющиеся (или одиночные): "же", "но", "а", "зато", "однако";
  • повторяющиеся, они повторяются в предложении минимум два раза: "да… да"; "и… и"; "либо… либо"; "или… или";
  • двухкомпонентные (или двойные), они состоят из двух компонентов, которые соединяют однородные части предложения: "не только… но и"; "едва… как"; "не столько… сколько"; "если не… то и другие".

Сочинительные и подчинительные союзы

Разряды союзов по значению, то есть по способу взаимосвязи разных частей предложения, включают в себя разряды сочинительных союзов и подчинительных. Сочинительные союзы связывают однородные, равнозначные компоненты предложения. Подчинительные — выражают отношения между неравноценными компонентами. Такие союзы не только показывают, какая часть предложения находится в подчиненном состоянии, но и раскрывают обстоятельства и причинно-следственную связь событий, описанных в тексте.

Разряды сочинительных союзов

Разряды подчинительных союзов


Многозначность союзов

Союзам присуща многозначность, порой один союз может относиться к разным разрядам союзов и выполнять несколько функций. Например, союз "когда" может выражать обстоятельство времени: "мы вышли из дома, когда стемнело", и обстоятельство условия: "сложно договориться, когда нет желания слушать собеседника". Союз "да" может быть соединительным: "храбр да удал", и противительным: "видишь, да поймать не можешь". Союз "как" в разных предложениях выражает обстоятельства сравнения, времени, условия, а союз "что" имеет сравнительные, причинные, следственные значения. Но самым универсальным является союз "и", который может выполнять множество функций: присоединительную, перечислительную, повествовательную, противительную, уступительную и другие.

Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Сочинительные союзы. Разряды по значению

Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также

Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

Противительные: а, но, да (=но: хорош собой, да беден), однако, зато

Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

Пояснительные*: то есть, а именно

Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы. Разряды по значению

Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, ли, как скоро

Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

Следствия: так что

Уступительные: хотя, несмотря на то что

Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

Изъяснительные: что, как, чтобы

Внимание:

Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

Передай ему, чтобы он не звонил: меня не будет дома.

чтобы - изъяснительный союз

Чтобы порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.

чтобы - целевой союз

Когда учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.

когда - временной союз

Я не знаю, когда он позвонит.

когда - изъяснительный союз

Когда он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?

когда - условный союз

Внимание:

Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании.

Частица – это служебная часть речи.

Когда-то лингвистическая традиция противопоставляла частицы речи частям речи (маленькие служебные слова - большим словам с самостоятельным значением) и включала все служебные слова. Затем было осмыслено, что предлоги и союзы – отдельные классы слов, каждый со своими функциями. И термин частица начали употреблять по-новому, в более узком значении.

Как и все «маленькие» слова, частицы имеют ряд важных особенностей:

1) не изменяются сами,

2) не являются членами предложения (но некоторые частицы могут входить в их состав).

От прочих несамостоятельных слов их отличает то, что они служат для передачи широкой гаммы дополнительных значений, эмоций, чувств, оценок говорящего. Без частиц, особенно частотно представленных в разговорной речи, русский язык оказался бы менее богатым. Сравним:

Неужели он не позвонил? (удивление) ≠ Он не позвонил? (вопрос)

Как раз об этом я мечтала! (уточнение, подчеркивание, экспрессия) ≠ Об этом я мечтала (сообщение нейтрального характера)

Что за ночь! (восклицание, оценка) ≠ Ночь. (назывное предложение)

Даже из этих примеров видно, что частицы весьма разнообразны. При этом, как и для всех служебных слов, для частиц определяющей является их функция (роль), в соответствии с которой они подразделяются на формообразующие и смысловые.

Формообразующие частицы

Формообразующих частиц совсем немного.

Это частицы: бы, пусть, пускай, да, давай (-те). Они служат для образования форм условного и повелительного наклонений.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частица бы служит показателем условного наклонения глагола. Это компонент глагольной формы. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой. Значит, формообразующие частицы включатся в состав членов предложений.

Давай съездим за город!

Частица давай - показатель повелительного наклонения. Давай съездим – это побуждение к совместному действию. Здесь это сказуемое определённо-личного предложения.

Значит, формообразующие частицы – это частицы, участвующие в образовании форм условного и повелительного наклонений глагола. В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

Понятие о союзе

СОЮЗ

1. Понятие о союзе.

2. Разряды союзов по функции.

3. Группы сочинительных союзов по значению.

4. Группы подчинительных союзов по значению.

5. Разряды союзов по образованию и структуре.

6. Разряды союзов по употреблению.

7. Союзы и союзные слова.

Союзы – это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями.

Нет тебя тревожней и капризней,

Но тебе я предался давно,

Оттого, что много, много жизней

Ты умеешь волей слить в одно.

Союзы указывают на определенные смысловые отношения между названными языковыми единицами. «Союз, – писал А. А. Шахматов, – имеет значение не сам по себе, а как выразитель того или иного сочетания, как словесное

обнаружение такого сочетания».

В. В. Виноградов подчеркивал, что союзы, «в сущности, запредельны морфологии». Но они не изолированы от других частей речи:

1) союзы могут образовываться морфолого-синтаксическим путем от других частей речи. Например, Я слышал, что вы вернулись (что – переходит из местоимения в союз); Ты такой же, как прежде (как – переход наречия в союз).

2) могут субстантивироваться: Не принимаю никаких но .

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

(или по характеру выражаемых отношений – Грамматика-70)

В зависимости от функционального значения все союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы указывают на относительную автономность, равноправность связываемых единиц: отцы и дети, белое или черное.

Подчинительные союзы указывают на зависимость одной единицы от другой и оказываются прикрепленными к придаточной части предложения:

Мы урожая ждем от лучших лоз,

Чтоб красота жила, не увядая...

Сочинительные союзы занимают автономную позицию между соединяемыми единицами, не входя ни в одну из них. Они соединяют однородные члены, части сложносочиненного предложения и предложения в тексте:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

И печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво...

Сочинительные союзы сформировались раньше подчинительных и вначале даже могли употребляться в качестве подчинительных.

Подчинительные союзы употребляются в сложноподчиненных предложениях, связывая придаточное предложение с главным:

Мне нравится, что вы больны не мной...

Нет в мире лета, если ты вдали.

Л. Д. Чеснокова указывает, что некоторые союзы могут выступать то как

сочинительные, то как подчинительные:

– хотя (хоть) (и) ... но

Он хотя и маленький, но вполне хороший (сочинительный союз: соединяет однородные сказуемые).



Хотя было поздно, но мы не спешили расходиться (соединяет части сложноподчиненного предложения: придаточное с уступительным значением и главное).

– если... то

Если мы пойдем на концерт, то билеты нужно купить заранее (подчинительный: связывает придаточное условия с главным предложением).

Если на суше страдали лишь частично от артиллерийского огня, то на корабле подвергались увечью исключительно от разрывающихся снарядов (сочинительный: имеет значение сопоставления, можно заменить союзом а ).

3. Группы сочинительных союзов по значению

Выделяются следующие группы сочинительных союзов по значению:

1) соединительные – и, да (= и), и... и, ни... ни, также, тоже (выражают отношения перечисления): Звезды меркнут и гаснут.

2) противительные – а, но, да (=но), зато, же, все же, однако (отношения

противопоставления, несоответствия): Слышал звон, да не знаешь, где он.

Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

3) разделительные – или, либо, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли (отношения взаимоисключения или чередования):

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

4) сопоставительные – как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не то чтобы... а (но), не столько... сколько (В. В. Лопатин, И. Г. Милославский называют их градационными). Например: В Сибири много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

5) присоединительные – и, да и, да и то (служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания): Сестра хорошо готовила, да и шила неплохо.

6) пояснительные – то есть, а именно, или (выражают отношения пояснения): Я остался здесь на неделю, то есть до воскресенья или понедельника.

Практика с Петрушиной:

Союз - служебная часть речи, выполняет функцию связи между предложениями в составе текста, словами и частями сложного предложения.

По происхождению делятся на производные и непроизводные. По морфологическому составу на составные и простые. По синтасическим функциям: Сочинительные (соединительные, сопоставительные, противительные, разделительные, присоединительные, градационные и пояснительные) и подчинительные (временные, причинные, целевые, следствия, условия,уступительные, сраынительные, изъяснительные). По употреблению: Одиночные, повторяющиеся и двойные. Подробнее - ниже в Валгиной.

По Валгиной:

Служебные слова, служащие для связи однородных членов простого предложения и частей сложного предложения - сложносочиненного и сложноподчиненного.

По морфологическому составу союзы распадаются на простые и составные.

Простые союзы (непроизводные и, а, но и др. и производные когда, если и др.) морфологически неделимы и несоотносимы в современном русском языке со знаменательными частями речи.

Составные союзы, например: в то время как, потому что, так как и др., соотносительные с существительными, местоимениями и наречиями, расчленяются на отдельные компоненты.

По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на соединительные: и, да (в значении и); и...и, ни...ни; сопоставительные: не только...но и, как...так и; противительные: а, но, да (в значении но), однако, же, зато; разделительные: или, или...или, либо, либо...либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли; присоединительные: да и, также, тоже.

Подчинительные союзы обычно соединяют части сложноподчиненных предложений, хотя иногда, сравнительно редко, могут использоваться и в простом предложении для связи членов предложения. Например: Он известен как хороший бригадир.

Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, например, потому что, с тех пор как и др.: одна часть образует соотносительное слово в главной части предложения, другая - союз в придаточной.

Подчинительные союзы делятся на временные (когда, едва, лишь, пока, покамест, покуда, лишь только, с тех пор как), причинные (так как, потому что, оттого что, встледствие того что), целевые (чтобы, для того чтобы), следствия (так что), условия (если, ежели, коли), уступительные (хотя, пускай, несмотря на то что), сравнительные (как, будто, как будто, словно), изъяснительный (что).

Различие между сочинительными и подчинительными союзами как в отношении морфологическом, так и в отношении синтаксическом не является устойчивым. Так, союз хотя (хоть) может соединять однородные члены и части сложноподчиненного предложения: Он стрелял быстро, хотяне точно (Купр.); Хоть видит око, да зуб неймет (Кр.).

В функции союзов могут использоваться местоимения и местоименные наречия, которые в таком случае называются союзными, или относительными, словами. Выполняя роль союзов, т.е. служа средством связи, союзные слова в отличие от союзов, являются членами придаточной части предложения. Пр. Что посеешь, то и пожнешь. (что - отночительное слово, дополнение). Я глуп, что осердился. (что - союз).

По употреблению союзы представляют собой три разновидности:

1) одиночные, употребляющиеся один раз. Из сочинительных союзов типичным в этом отношении является союз но (подчинительные союзы обычно одиночны) Пр. Ученый малый, но педант.

2) повторяющиеся: и...и, или...или, то...то, либо...либо, ни...ни,и др. .

3) двойные, компоненты которых взаимно связаны по употреблению. Двойными могут быть сочинительные союзы (как...так и, не только...но и): и союзы подчинительные (если...то; так как...то, лишь только...как и др.). Например: И есликто виноват, тоя один (Л. Т.).

Разбор союза:

1. Сочинительный / подчинительный

2. Классификация в зависимости от 1п.

3. Простой / составной

4. Одиночный / повторяющийся / двойной

5. Производный, если да, то от чего / непроизводный

6. функция в предложении

Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.

СЛАЙД 1

Цели урока:

Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Задачи урока:

Предметные:

- уметь определять роль союзов в речи.

Метапредметные:

- умеют анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.

Личностные:

- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;

- наблюдать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат : обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

Ход урока :
1. Орг. момент . Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Настроение у нас отличное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски : записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

    Назови производные предлоги

    Придумай предложение с однородными членами

    Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

    Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

    Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

СЛАЙД 3

(Семья).

Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова. СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).

Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7

И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ (выслушать детей) – расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

Учитель : с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Давайте выявим основные функции союзов.

СЛАЙД 10

Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

Какие слова внесены в схемы? (Союзы) .

Что соединяют союзы в данных предложениях?

(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.

СЛАЙД 13

(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

Из поэмы пушкина Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

Задание определить детям.

(Союз соединяет предложения в единый текст).

СЛАЙД

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

связь

    однородных членов предложения,

    частей сложного предложения,

    предложений в единый текст.

14 возврат на 13 слайд

Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка,

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

Слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

Слово И – было и остается исключительно частотным словом.

Как вы думаете, почему?

(Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Слайд 13 вместо 17

(Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

Многосою́зие ( полисиндетон) Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка. Сидя за столами лопатки выгнуться ровно как сохранить здоровье моргать сильно…

Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

Фонетика изучает написание букв.

Дополнение – отвечает на вопросы падежей

Краткое прилагательное всегда бывает определением.

Союз – служебная часть речи.

Предлоги соединяют однородные члены предложения.

Наречие отвечает на вопрос как?

СЛАЙД 18

Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.

(Проверка «по цепочке»).

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру « Собери пословицу ».

СЛАЙД 19.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

    Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра коли в семье вражда.

    Семья без детей, что цветок без запаха. 4. В гостях хорошо, а дома лучше

    Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.

6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.

Подведение итогов урока. СЛАЙД 20

Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

Для меня сегодняшний урок…

Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 21

Домашнее задание : Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 22

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

Вам знания точно должны пригодиться!

СПАСИБО ЗА УРОК!