Глагольные основы. Две основы русских глаголов и правила их выделения. Образование глагольных форм

Глагол.

1. Глагол как часть речи.

2. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

3. Инфинитив.

4. Основы глагола.

5. Классы глагола.

Глагол – это часть речи, обозначающая действие и выражающая это значение в формах вида, залога, наклонения, времени, лица и числа (у некоторых глаголов есть формы рода). Чаще всего глаголы выступают в роли простого глагольного сказуемого.

Действие предполагает широкое понимание. Это не только механическое движение: идет, летит, плавает , но и состояния: нездоровится, смеется, спит , это речь и различные звуковые явления: шепчет, шумит, гудит, это проявление и изменение признака: теплеет, увядает, белеет , восприятия, отношения.

Любое действие протекает во времени и совершается каким-либо лицом, поэтому значение времени является характерным признаком любого глагола: поет – н.в., рисовал – п.в., напишет – б.в. и этим глагол отличается от любого имени существительного, обозначающего действие: пение, рисование, чтение, бег, ходьба, полет. Действие, выраженное именем существительным не приписывается в нашем сознании никакому субъекту и осмысляется безотносительно ко времени. Его называют «опредмеченное действие». В этих случаях говорят, что значение действия не выражено в грамматических категориях.

В глаголе значение действия выражается в категориях времени, лица, наклонения, залога и вида. По сравнению с другими частями речи глагол имеет самую богатую систему словоформ, так как обладает самым большим набором грамматических категорий – 7. Сравните: у существительных – 3 ГК, у числительных – 1 ГК, у местоимений – 4 ГК,

Многие глагольные формы могут выражать до 6 грамматических значений. Например: Студент пишет лекцию. Глагол пишет выражает:

1) значение несовершенного вида,

2) значение действительного залога,

3) значение изъявительного наклонения,

4) настоящего времени,

Грамматические формы глагола делятся на спрягаемые и неспрягаемые.

Спрягаемые формы выражают значение вида, залога, наклонения, времени, лица и числа. Формы прошедшего времени и сослагательного наклонения обладают значением рода, а не лица. Спрягаемые формы называют также личными, потому что выражают значение лица, и предикативными, так как выполняют функцию ПГС.



К неспрягаемым формам относят инфинитив, причастие и деепричастие. Они имеют только часть глагольных категорий, а именно категории вида, залога, а у причастий – времени. Наряду с общими морфологическими признаками у спрягаемых и неспрягаемых форм можно отметить также

1) семантическую общность люблю – любить, любя, любящий , так как все эти формы называют одно и то же действие ‘отношение говорящего к кому-либо или чему-либо’;

2) синтаксическую общность получаю нагоняй, получать нагоняй, получающий нагоняй, получая нагоняй, все эти формы обладают одинаковой способностью управления.

Итак, на основе общности категориального значения, некоторых морфологических признаков и синтаксических свойств неспрягаемые формы относят к глагольным формам, хотя они могут сочетать в себе признаки прилагательного и наречия.

Инфинитив (неопределенная форма глагола) – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает действие, не указывая на лицо, выполняющее это действие, и безотносительно ко времени. Идея действия выражена в инфинитиве в самом общем виде. Поэтому когда надо просто назвать действие, используют инфинитив.

Исторически инфинитив – это форма Д.п. существительного, перешедшая в систему глагольных форм.

Обобщенное значение действия делает инфинитив начальной формой. Инфинитив обладает только категориями вида и залога.

Показателем инфинитива является грамматический формант – ть, ти, чь . Наиболее распространен формообразующий суффиксть , неологизмы оформляются с его помощью: дистанцировать, компьютеризировать, сникерснуть. В небольшой группе инфинитив оформлен при помощи непродуктивного суффикса –ти: трясти, нести, везти, вести, цвести, идти, ползти, грести, брести, расти, пасти, плести, мести. Этот суффикс всегда находится под ударением. Исключения составляют формы с приставкой вы-: выползти, вынести, вывезти.

Инфинитив на –чь встречается в некоторых глаголах: беречь, стеречь, лечь, печь, течь, волочь, настичь . Конечный «ч» включает в себя элементы корня и суффикса. В других формах конечный Ч чередуется с Г или К: беречь/берегу, печь/пеку.

В предложении инфинитив может выполнять функцию любого члена предложения:

1) подлежащего и сказуемого Жить – Родине служить.

2) обстоятельства Я приехал отдохнуть.

3) дополнения Командир приказал нам отступать .

4) определения Приказ отступать пришел в 14 00 .

В отличие от прилагательных и существительных, имеющих одну основу, глагол имеет две формообразующие основыинфинитива и настоящего времени . От этих основ образуются разные глагольные формы.

Основы настоящего времени выделяются из формы 3 л. мн.ч.: бегут → бег-, рисуют → рисуj-, пишут → пиш-, любят → люб- .

Основы инфинитива получают путем усечения формообразующего суффикса: бежа-ть, рас-ти, писа-ть . Основы настоящего времени и инфинитива не всегда совпадают.

Если инфинитив оканчивается на -чь , то основа инфинитива оканчивается на <г>, <к>, ее лучше выделять из формы прошедшего времени путем отсечения окончания и формообразующего суффикса л -: сберег-ла . Если инфинитив оканчивается на -сти, то в других формах он может чередоваться с [д] и [т]: брести//бредет, плести//плетет .

По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса связано с особенностями глагольного формообразования. Классы бывают продуктивными и непродуктивными. Выделяют 5 продуктивных классов:

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
1 класс -АJ Броса-ть – бросаj-ут, реша-ть – решаj-ут, чита-ть – читаj-ут, мечта-ть – мечтаj-ут.
2 класс -ЕJ Желтее-ть – желтеj-ут, красне-ть – краснеj-ут, спе-ть – спеj-ут, зре-ть - зреj-ут.
3 класс -ОВА/ЕВА -УJ Ночева-ть – ночуj-ут, механизирова-ть – механизируj-ут, приветствова-ть – приветствуj-ут.
4 класс -НУ Толкун-ть – толкн-ут, двину-ть – двин-ут, мигну-ть – мигн-ут.
5 класс Броси-ть – брос’-ят, люби-ть – люб’-ят, вороши-ть – ворош-ат.

У глаголов 5 класса в форме 1 л. ед.ч. наблюдаются различные исторические чередования: носить/ношу, возить/вожу, ловить/ловлю .

Непродуктивных классов насчитывается до 17.

К ним относится не большая часть глаголов (примерно 400 непроизвольных гл и их образования) Выноградов выделяет 17 непродуктивных классов

1. писать, вязать

4. мокнуть

8. умереть

11. колоть

14. давать

17. живописать

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
До 160 глаголов А/Я На мягкий согласный или шипящий Писа-ть – пиш-ут, иска-ть – ищ-ут, реза-ть – реж-ут. Возможны исторические чередования.
До 35 глаголов А/Я Слыша-ть – слыш-ат, крича-ть – крич-ат, ворча-ть – вроч-ат
До 45 глаголов Е Отсутствие этого суффикса в основе Виде-ть – вид-ят, сиде-ть – сид-ят, лете-ть – лет-ят
До 60 глаголов -НУ Мерзну-ть – мрезн-ут, мокну-ть – мокн-ут. Отличаются от 4 продуктивного класса образованием формы п.в. У непродуктивных глаголов форма п.в. образуется без –ну: мок, сох, мерз.
7 глаголов Суффиксы ть/ти следуют за корнем на З/С Вести, везти, нести, ползти, лезть, трясти, пасти
На –чь Стеречь, печь, мочь, сечь, лечь
-ВА -J Дава-ть – даj-ут, встава-ть – встаj-ут
5 глаголов Бить, вить, лить, шить, пить.

Две основы, от которых посредством формообрааующих суффиксов и окончаний образуются все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения:

1) основа настоящего времени, которая определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги-ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм’-am (кормят);

2) основа инфинитива (или прошедшего времени), которая определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср. : бере-чъ - берег, берег-ла, грес-ти - греб, греб-ла, сохну-ть - сох, сох-ла,

  • - вид глаго́ла грамматическая категория, объединяющая все глагольные формы. Общее значение вида глагола – осуществление события во времени...

    Литературная энциклопедия

  • - вре́мя глаго́ла словоизменительная категория спрягаемых форм глагола в изъявительном наклонении...

    Литературная энциклопедия

  • - грамматическая категория Глагола многих языков, обобщённо отражающая те или иные типы протекания действия...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой их форме...
  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета. см.будущее время, настоящее время, прошедшее время. см. также абсолютное время, относительное время...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, обозначающая различные отношения между субъектом и объектом действия, находящие свое выражение в формах глагола...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия и его субъекта к говорящему лицу. Субъектом действия может быть сам говорящий, его собеседник или же лицо, не участвующее в речи...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Глагольная категория, выражающая отношение действия к действительности, устанавливаемое говорящим, т. е. определяющая модальность действия...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Грамматическая категория глагола, обозначающая особые свойства, характер протекания данного процесса, т.е. в его отношении к внутреннему пределу, результату, длительности, повторяемости и т.п. В русском языке...
  • - Грамматическая категория, соотносящая действие с моментом речи. Это соотношение может нарушаться в разных стилях...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) Основа инфинитива, при выделении которой необходимо отбросить конечный суффикс -ть или -ти; 2) основа настоящего или будущего времени, при выделении которой отбрасываются личные окончания глаголов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Словоизменительная система глагола, включающая: 1) парадигму спряжения – 6 членов; 2) парадигму изменения по родам – 3 члена; 3) парадигму изменения по числам – 2 члена; 4) парадигму изменения по временам – 3 члена...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Форма глагола, более конкретная по значению, нежели не, поэтому наиболее употребительная в художественной, разговорной речи, особенно при описании действия: Колхозный председатель сбежал к речке, плеснул в лицо водой,...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - прил., кол-во синонимов: 1 отглагольный...

    Словарь синонимов

  • - Словоизменительная категория, характерная для глагольных форм наст. и будущ...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Форма глагола, менее конкретная по значению, нежели совершенный вид глагола...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"основы глагола" в книгах

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ»

Из книги Изумрудное оперение Гаруды (Индонезия, записки) автора Бычков Станислав Викторович

5. СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА «ВОРОВАТЬ» Корнелис де Хутман, голландец по происхождению, авантюрист по натуре, много лет жил в Лиссабоне. Брался за торговлю, нанимался на суда, подвизался на ниве ростовщичества, но все время ждал того самого часа, который, верил он, перевернет его

От глагола «ведать» Рим. 1983-1984

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

По поводу глагола "ложить".

Из книги Креативы Старого Семёна автора

По поводу глагола "ложить". Многие помнят сцену из "Доживем до понедельника", диалог героя В.Тихонова с молоденькой учительницей, которая жалуется на непослушных учеников:- Я им говорю не ложьте, а они ложат!Учительницу сыграла актриса Нина Емельянова, недавно ушедшая из

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ

Из книги автора

ТРИ ФОРМЫ ГЛАГОЛА БЫТЬ Федор Михайлович Зявкин сидел за столом, положив перед собой руки, с обычным для него твердым, спокойным выражением лица, и лишь по тому, как он изредка щурил глаза и у него почти неприметно вздрагивали краешки губ, Калита догадывался, с каким

Этапы Солнечного Глагола

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

Этапы Солнечного Глагола Брахманская религия и цивилизация представляют первый этап постатлантического человечества. Этот этап кратко резюмируется так: завоевание божественного мира исконной мудростью. Великие последующие цивилизации Персии, Халдеи, Египта, Греции и

О первоначальном значении глагола «бояться»

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

О первоначальном значении глагола «бояться» Там есть слова: «Подобает нам поведати сия величествия Божие, како сотвори волю боящимся его и како способствовал великому князю Дмитрию Ивановичю Володимирскому над безбожныя татары». Они переводятся примерно так:

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

3. ТЕОРИЯ ГЛАГОЛА В языке предложение есть то же, что представление в мышлении: его форма одновременно самая общая и самая элементарная, поскольку как только ее расчленяют, то обнаруживают уже не дискурсию, а ее элементы в разрозненном виде. Ниже предложения находятся

№ 39: Залог глагола

Из книги 50 Приемов Письма автора Кларк Рой Питер

№ 39: Залог глагола Выбирайте между действительным и страдательным залогом в зависимости от смысла.Золотое правило для пишущих: «Используйте активные глаголы». Эта фраза повторяется бессчетное количество раз на всех семинарах с такой убедительностью, что это должно

XL. Употребление форм глагола

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. Употребление форм глагола § 171. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм),

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XL. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА § 173. Образование некоторых личных форм 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных

Вид глагола

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Наклонение (грамматич. категория глагола)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

6.45. Понятие классов глагола

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.45. Понятие классов глагола По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса позволяет более экономно характеризовать

II. История глагола «стушеваться»

Из книги Записки о русской литературе автора Достоевский Федор Михайлович

II. История глагола «стушеваться» <…> В литературе нашей есть одно слово: «стушеваться», всеми употребляемое, хоть и не вчера родившееся, но и довольно недавнее, не более трех десятков лет существующее; при Пушкине оно совсем не было известно и не употреблялось никем.

Потомки русского глагола

Из книги Литературная Газета 6440 (№ 47 2013) автора Литературная Газета

Потомки русского глагола Замечательная идея потомков и наследников великих писателей созвать Российское литературное собрание для обсуждения проблем активного включения культурного наследия в контекст жизни и деятельности современного человека находит глубокое и

Основы и классы глагола

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).
От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида, например: держ (ат) (основа настоящего времени глагола держать ) → держи (те ), держ-ащ-ий, держ-а ; направля[j]** () (основа глагола направлять )→направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя ) и т д.
Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать держат → держ-; вести ведут - вед- и т. д.
Буквы е, я, ю, стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й ) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтому ю в форме 3-го лица множественного числа направляют - это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут, a j - это последний звук основы.
От основы инфинитива образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа (ть ) → державш-ий ;направи (ть ) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.
Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать → держа-; направить → направи-; оцепенеть → оцепене- и т. д.
У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на-чь ,-сти -сть ) и на-ну (если суффикс-ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени: беречь берёг берёг-ш-ий ;нести нёс нёс-ши-й ;класть кла (л ) →клав-ш-ий ;высохнуть высох высох-ш-ий ) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу. Класс глагола - это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам). Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ.
Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл. ) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться - Ч.; вымечтать - Цвет.; недолауреатить - Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"- П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного. Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу ), рыскать (рыскаю и рыщу ) и др. (подробнее о них иразличии между их синонимическими формами см. "Категория лица").
Состав продуктивных глаголов подвижен и в том отношении, что глаголы иногда перемещаются из одного продуктивного класса в другой (тоже продуктивный). Об этом свидетельствуют такие употребляющиеся в современном языке, в современной литературе формы, свойственные глаголам 3-го продуктивного класса, как наказуемый (наказывать - 1-й класс), связующий (связывать - 1-й класс), указующий (указывать - 1-й класс), обязуюсь обязуешься и т.д. (обязываться 1-й класс) и т.д., ср.

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени. Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть (-ти): собира -ть . Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш -ут, напиш -ут.

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде-ть, воз-ненавиде-л, возненавиде-вший, возненавиде-нный, возненавиде-в .

Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть , омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть . Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы (сохнуть - сох, сохший ), второй аффикс сохраняется (шагнуть, - шагнул, шагнувший ).

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj-ут (называют), называй, называj-ущий (называющий), называj-емый (называемый), называj-а (называя) .

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют) .

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют) .

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут .

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении).

У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, гово­ри - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все триосновы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения:несу, напиш-у, говорю, 4umaj-y (орфографически - читаю),pucyj-y (рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени:несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий), pucyj-ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени:унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj-эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита"jа (читая), pucyj-a(рисуя).

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.


Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными , например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) -aj : читать - читаj-ут (читают) .

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej : жалетъ - жалеj-ут (жалеют) .

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj : советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют) .

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н- : прыгнуть - прыгн-ут .

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят : молить - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например,есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут , мурлыкают вместомурлычут , полоскают вместо полощут , махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении) .

Спряжение глаголов. Понятие парадигмы. Глаголы «изобилующие» и глаголы «недостаточные».

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: не­сёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат


I спряжение

II спряжение