Формирование и развитие навыков умений привычек. Формирование навыков и привычек поведения. Навык выбирать близкое окружение

За счет научения человек приобретает в первую очередь разнообразные знания о себе и мире. Кроме знаний, в процессе научения человеком осваиваются также умения, навыки и привычки. Они представляют собой основные фрагменты деятельности, которые формируются и развиваются у человека в результате научения и составляют основу человеческих способностей. Умения, навыки и привычки являются хорошо освоенными элементами деятельности и общения людей. Рассмотрим их более подробно.

Умения можно определить как фрагменты деятельности или общения, позволяющие человеку что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию. Умения в свою очередь в качестве своих составляющих могут включать в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками. Умение представляет собой действие, еще не полностью доведенное до автоматизма, поэтому его выполнение обычно предполагает сознательный контроль.

Главное в управлении умениями состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность действия, а также его гибкость. Это означает исключение случаев низкого качества выполнения действий, их изменчивость и возможность приспособления к меняющимся время от времени условиям с сохранением конечных позитивных результатов деятельности или общения в целом. Например, умение что-либо хорошо делать руками означает, что обладающий таким умением человек в любых условиях способен сохранить высокое качество своего труда. Умение обучать означает, что учитель в состоянии будет научить любого способного к научению ученика тому, что знает и умеет делать сам.

Одно из основных свойств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек, обладающий ими, в состоянии сознательно менять структуру действий и операций, а также последовательность их выполнения, сохраняя при этом высокий конечный результат деятельности. К примеру, умелый (или, что то же самое, - способный) человек сможет заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать нечто руками или воспользоваться имеющимися в его распоряжении инструментами. Словом, он почти всегда найдет выход из сложившейся ситуации, пользуясь различными умениями и варьируя их использование в практике.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность человека, включают в себя внутренние, в частности мыслительные, процессы. Интеллектуальный контроль - это то, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в процессе реализации умений обычно происходит в те моменты их выполнения, когда изменяются условия деятельности и возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия решений. Большое значение в формировании умений принадлежит упражнениям и тренировкам. Благодаря тренировкам и упражнениям происходит совершенствование умений и их дальнейшее развитие. Без постоянных систематических упражнений умения со временем утрачиваются или теряют свои положительные качества.

Навыки, в отличие от умений, - это полностью автоматизированные компоненты деятельности или общения, которые выполняются быстро, точно и безошибочно. Выполнение навыка сознательно, как правило, не контролируется, он осуществляется в основном на бессознательном уровне по автоматической, внутренне регулируемой программе. Навыки входят в состав почти всех видов развитой деятельности или форм общения человека.

Чаще всего навыки представляют собой разнообразные автоматизированные движения. Поэтому в психологии и других науках, где изучаются навыки, в первую очередь обращают внимание на двигательные навыки. На примере их изучения можно понять закономерности формирования, функционирования, совершенствования, нарушения и восстановления любых других навыков.

В начальный период своего формирования движения, связанные с навыками, человеком осознаются, а формирование навыка контролируется сознанием. По мере того как навык формируется, происходит постепенный уход контроля процесса его выполнения из сферы сознания в подсознание. Этот уход, однако, происходит не сразу, не полностью, а постепенно, по частям. Выключение отдельных компонентов формирующегося навыка из сферы сознательного контроля связано с их автоматизацией и доведением до высокого уровня выполнения. То, что данное действие в конечном счете стало навыком, означает, что человек в результате длительных упражнений и тренировок приобрел возможность осуществлять соответствующее действие быстро, точно и безошибочно, не делая вместе с тем его выполнение своей сознательной целью.

Основными, наиболее распространенными, характерными для человека видами двигательных навыков являются следующие.

  • 1. Движения, позы, включающие в себя работу мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы, обеспечивающие поддержание и изменение положения тела, что достигается путем активной тонической напряженности определенных групп мышц).
  • 2. Локомоции - движения, связанные с перемещением тела или его частей в пространстве. Особенности этих движений выражаются, например, в походке, осанке, в которых, кроме того, иногда отражается психический облик, склад человека, по крайней мере некоторые особенности его темперамента или характера.
  • 3. Выразительные движения частей лица, рук человека и всего тела (мимика, жесты и пантомимика). В таких движениях непосредственно проявляются эмоциональные состояния человека.
  • 4. Семантические движения - разнообразные перемещения рук, частей лица, головы и туловища, которые выражают смысл того, что говорит или намерен сказать человек. У глухонемых людей при их общении друг с другом, а также у людей, которые пользуются языком мимики и жестов (иногда его называют жестовым языком), эти движения несут в себе основную смысловую нагрузку. Ими обычно пользуются, но в гораздо меньшей степени, чем глухонемые, и говорящие люди.
  • 5. Речевые движения голосовых связок, которые реализуют речемоторную функцию в ее внутреннем, динамическом аспекте. Эти движения также являются физическими носителями семантики речи.
  • 6. Движения руки человека при письме и многих других выученных им сложных движениях, включенных в различные виды профессиональной деятельности (например, движения рабочего, хирурга, музыканта, спортсмена и т.д.).

Все перечисленные виды движений, представляющие собой разнообразные двигательные навыки, входят в состав многих видов деятельности, характерных для человека. Это наводит на мысль о том, что двигательные навыки в жизни играют весьма существенную роль.

Главными свойствами двигательных навыков являются скорость (быстрота выполнения навыка или прохождения всей связанной с ним траектории движения), сила, темп (количество движений, совершаемых за единицу времени), ритм (временной, пространственный и силовой), координированность (сочетание данного двигательного навыка с другими навыками), точность, пластичность и эффективность. Двигательный навык в процессе его формирования и функционирования может оцениваться по всем перечисленным параметрам. Множество этих параметров указывает на то, что двигательные навыки представляют собой сложное образование и процесс их формирования требует больших усилий и времени.

В выработке навыков и в их функционировании существенную роль играют индивидуальные различия людей. Одни и те же навыки, особенно сложные, вырабатываются у одних людей быстрее, чем у других. Это, в частности, зависит от качества обучения, от задатков и способностей, имеющихся у человека. У людей, обладающих нужными задатками (в их число могут входить, например, хорошо устроенный анатомо-физиологический аппарат, общие умственные способности и специальные задатки человека к освоению разнообразных движений), двигательные навыки формируются быстрее, чем у тех, кто не обладает соответствующими задатками.

Кроме того, индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут зависеть от жизненного опыта человека. У спортсменов, занимающихся сложными по составу входящих в них движений видами спорта, например гимнастикой, акробатикой, прыжками в воду, фигурным катанием и другими, имеющих большой опыт формирования разнообразных двигательных навыков, любые новые движения могут вырабатываться быстрее, чем у людей, не занимающихся систематически подобными видами спорта. Индивидуальные различия в формировании двигательных навыков могут зависеть от других особенностей людей, например от внимания, памяти, воображения, мышления, воли, темперамента, черт характера, мотивов поведения и т.п.

Процесс выработки навыков - это не единовременный акт, а длительный и неравномерно протекающий процесс. Он представляет собой последовательные изменения, которые, как правило, имеют скачкообразный характер. Эпизодически при выработке двигательного навыка может наступать период, когда дальнейшие упражнения не приводят к сколько-нибудь заметному его совершенствованию. Однако затем двигательный навык может быстро и существенно улучшиться, и это, на первый взгляд, происходит как бы само собой, без дополнительных усилий и упражнений.

Иногда в процессе формирования навыков возникают трудности. Основными их причинами являются, с одной стороны, снижение частоты и активности упражнений вследствие временной утраты интереса человека к формированию соответствующего навыка (после длительных упражнений человеку может показаться, что в формируемом навыке ничего существенно не улучшается). С другой стороны, причиной задержки в формировании навыка может стать необходимость время от времени методически перевооружаться, переходить к новым приемам и методам его формирования. Иными словами, развитие навыка может задержаться потому, что человек в процессе его формирования долгое время будет пользоваться одними и теми же приемами.

Формирование навыка как процесс имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внутренняя сторона формирования навыка - это то, что происходит в организме при его формировании. Внутренняя сторона развивающегося навыка может быть скрыта от внешнего наблюдения, может не проявляться в каких-либо внешних признаках. Поэтому иногда при формировании навыков временно возникает так называемое плато (временная задержка в дальнейшем улучшении навыка). Упражнения повторяются, но заметного улучшения внешних проявлений навыка при этом не происходит. Можно предположить, что как раз в этот момент времени идет активный процесс формирования внутренней стороны навыка. Это подтверждается тем, что практически за каждым таким плато в процессе формировании навыка наступает период его быстрого и значительного улучшения.

Внешняя сторона двигательного навыка - это входящие в его состав движения, которые можно наблюдать со стороны и которые выполнятся с помощью мышц. Эти движения можно сознательно контролировать и оценивать по мере формирования соответствующего двигательного навыка.

Навыки формируются, как правило, не «с нуля», т.е. все связанные с ними движения для человека абсолютно новыми не являются. Они могут входить в структуру других, уже имеющихся у человека двигательных умений и навыков. Кроме того, перед тем как навык начнет формироваться, он уже должен присутствовать у человека в виде умения. При автоматизации существующих умений по мере их превращения в навыки в структуре деятельности человека, включающей в себя соответствующие умения и навыки, происходит ряд преобразований. Вначале автоматизированные действия и операции, превратившиеся в навыки, сливаются в единый целостно протекающий акт. Им, например, является сложная система движений человека, осуществляемых при письме, или движений гимнаста при выполнении сложного упражнения. При этом лишние, ненужные движения постепенно исчезают, а количество ошибочных и неточных движений уменьшается. Далее отпадает необходимость сознательного контроля каждого движения, отдельно взятого действия или операции, входящих в состав навыка, а после этого - и всего навыка в целом. Кроме того, контроль действия или операции при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат. Внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним контролем со стороны уже имеющейся в мозге человека программы выполнения действия. Скорость выполнения действий и операций при этом резко возрастает, достигая оптимума или максимума. Все это происходит в результате длительных тренировок и упражнений.

Иногда доведенные до совершенства двигательные навыки называют автоматизмами. Такой навык определяется как сравнительно простое, неизменным образом выполняемое движение, не имеющее собственной цели и самостоятельной мотивации. Автоматизмы входят в состав других, более сложных целенаправленных движений, например двигательных навыков и умений. В автоматизмы могут превращаться двигательные умения и навыки, которые сформировались у человека и прошли стадию автоматизации, оказавшись включенными в структуру других, более сложных движений.

Поведение типа автоматизма, однажды начавшись, далее осуществляется как бы само собой, без дополнительной стимуляции. Такое поведение практически невозможно ни остановить, ни прервать, ни изменить в процессе осуществления. В большинстве случаев жизни автоматизмы выполняются полностью на бессознательном уровне.

Нельзя рассматривать навык как затвердевшую, неизменную систему раз и навсегда зафиксированных движений, сцепленных друг с другом лишь временными - условнорефлекторными или ассоциативными - связями. Внутри своей относительной устойчивости навык сохраняет и определенную гибкость, изменчивость, пластичность.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в достаточно большом количестве, они взаимодействуют, объединяются друг с другом, образуя сложные совокупности навыков. Характер взаимодействия навыков в данной системе может быть различным: от полной согласованности до противодействия, от слияния до четкого разделения, от взаимно положительного воздействия (полной взаимной поддержки) до взаимного нарушения (несовместимости).

Существенное значение для правильного понимания и рациональной организации навыков имеет их взаимодействие. Это взаимодействие может осуществляться в трех формах: согласование, перенос и интерференция. Под согласованием навыков понимается их полное соответствие друг другу, при котором выполнение одного навыка не только не мешает выполнению другого, но облегчает его. Переносом навыка называется случай, когда один и тот же навык переносится на выполнение движений с другими предметами, отличающимися от тех, на которых он первоначально был сформирован, или случай, при котором выполнение одного навыка облегчает выполнение другого, похожего на него навыка. Под переносом навыка также разумеют распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на развитие других навыков. Под интерференцией навыков понимают такую ситуацию, когда выполнение одного навыка, напротив, тормозит выполнение другого навыка, т.е. препятствует его реализации.

Согласование навыков может происходить в следующих случаях:

  • - когда система движений, входящих в состав одного навыка, полностью соответствует системе движений, входящих в структуру другого навыка;
  • - когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для осуществления другого навыка;
  • - когда окончание выполнения одного навыка является фактическим началом другого навыка, и наоборот.

Ситуация рассогласования или противодействия (интерференции) навыков имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков друг с другом появляется одно из следующих противоречий:

  • - система движений, включенных в один навык, оказывается несовместимой с движениями, входящими в состав другого навыка;
  • - когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, т.е. ломать структуру уже сформированного навыка;
  • - когда система движений, входящих в один навык, частично тормозится выполнением другого навыка, уже доведенного до автоматизма. В этом случае при выполнении нового навыка возникают движения, характерные для ранее освоенного навыка, и это приводит к искажению движений, необходимых для вновь освоенного навыка;
  • - когда начала и концы навыков, последовательно выполняемых друг за другом, не стыкуются друг с другом.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет явление их переноса. Под ним понимается распространение навыков, образовавшихся в процессе выполнения одних действий и видов деятельности, на другие действия и виды деятельности. Для того чтобы такой перенос имел место, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками и доведенным до уровня автоматизма. Перенос навыков не может быть сведен только к их механической ассоциации на основе тождественных элементов. Для того чтобы выработка какого-либо навыка сопровождалась переносом, навык должен быть не косным механическим агрегатом ассоциативно скрепленных реакций, а значительно более сложным и совершенным образованием, имеющим под собой определенную интеллектуальную основу. Чем на более сознательной и разумной основе будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься на новые условия и ситуации.

Все, что обсуждалось до сих пор, относится в основном к двигательным навыкам или к навыкам, состоящим из разнообразных практических движений, осуществляемых разными группами мышц. Однако понятие «навык» не сводится только к автоматизированным движениям подобного рода. Можно говорить о навыках счета, навыках чтения, навыках письма, навыках логических рассуждений, навыках умозаключений, навыках выводов и т.д. Многое из того, что говорилось выше о двигательных навыках, имеет отношение к и навыкам другого типа.

В заключение обратимся к обсуждению привычек, которые представляют собой еще один важный элемент хорошо освоенной человеком деятельности. Привычку можно определить как устойчивую систему взаимосвязанных умений и навыков, которые возникают и выполняются человеком в той или иной конкретной ситуации. Привычка, в отличие от умений и навыков, которые могут существовать и проявляться относительно независимо от ситуации, всегда связана с той или иной ситуацией, актуализируется и полностью реализуется только в ней. Например, оказавшись на работе, человек по привычке совершает определенные, связанные с работой действия, которые в другой обстановке он, как правило, не выполняет. Возвратившись домой с работы, он реализует другие привычки, связанные с поведением в быту. Для каждой ситуации, в которой человек не раз оказывается в течение своей жизни и даже одного дня, у него имеются свои привычки, а их совокупность условно можно назвать «образом жизни данного человека».

Деятельность человека, если она сформировалась и многократно повторяется в одних и тех же условиях, состоит из множества разнообразных привычек, в структуру которых входят умения и навыки. Привычки так же, как умения и навыки, представляют собой автоматизированные или полуавтоматизированные действия. Отличие привычек от умений и навыков заключается в том, что привычка исходит из потребности что-либо сделать для ее удовлетворения и реализуется в ситуации, которая позволяет удовлетворить соответствующую потребность.

У человека могут быть не только полезные, но и вредные привычки. Полезными называются привычки, которые приносят пользу человеку и окружающим его людям. Вредная привычка - такая, которая наносит вред или данному человеку, или другим людям.

1. Навык - автоматизированный элемент сознательного дей­ствия, который вырабатывается в процессе выполнения этого дей­ствия.

Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема ин­формации. Для эффективной работы необходимо часть инфор­мации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.

Формирование любого навыка начинается с получения ин­формации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следую­щем:

В процессе деятельности на человека многократно воз­действуют сходные раздражители (например, выполняет­ся однотипная производственная операция);

Под влиянием раздражителей у субъекта формируется оп­ределенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и передается на уро­вень подсознательного контроля. Эта программа не тож­дественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;

Формирование профессиональных навыков идет не пас­сивно, а под влиянием специально организованных уп­ражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнение - это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количе­стве упражнений, необходимых для полной отработки навыка.

Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам:

Ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

Наличие ориентировочной основы действия в виде систе­мы необходимых и достаточных информационных призна­ков, на которые ориентируется учащийся при выполне­нии действия;

Частичная автоматизация действия;

Наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

- «запуск» системы саморегуляции действия, направлен­ной на устранение недостатков и исправление ошибок;

Систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сфор­мированным и закончить регулярные упражнения по его отра­ботке. Однако, если упражнения прекратить полностью и од­новременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушиться. Для его восстановления требуется новая серия уп­ражнений.

Наиболее полную теорию психофизиологического механизма формирования сенсомоторного навыка предложил Н/А. Бернш-тейн. Конструктивно эта теория была дополнена концепцией модели поведенческого акта П. К. Анохина и анализом структу­ры психической функции, предложенным Б. Г. Ананьевым. Та­ким образом, на сегодняшний день имеются серьезные теорети­ческие основы для разработки практических способов формиро­вания навыков и включения их в систему профессиональной подготовки.

2. Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение - это знание, которое понято уча­щимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты опера­тивности. На этапе умения усвоенный способ действия ре­гулируется знанием и по мере тренировки достигается преобра­зование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно вы­полняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Формирование умений, по мнению К. К. Платонова, прохо­дит ряд стадий:

Первоначальное умение;

Недостаточно умелое действие;

Развитые отдельные умения (умелые, относительно за­конченные элементы действия);

Высокоразвитые умения;

Мастерство.

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечива­ет оперативную перестройку системно-структурной основы дей­ствия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Навык имеет стан­дартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.

Есть люди, которые ведут себя спокойно в стрессовых ситуациях, в то время как все остальные на нервах. Часто кажется, что эти люди такими были всегда, и это просто свойство характера. Психологи же говорят, что это не так. Какие реальные навыки, умения и привычки есть у таких устойчивых людей? Что формирует абстрактный “стержень?”

1. Принятие изменений

Эволюция требовала, чтобы природа подстраивалась под новые условия, а современная жизнь требует, чтобы люди адаптировались под новые реалии. Умение принимать перемены, отбрасывать стереотипы, открывать для себя новое улучшает жизнь консервативного человека. Трудно добиваться новых результатов, повторяя заезженные действия.

2. Способность отказывать

Выражения «может быть», «потом», «возможно» и тому подобные люди часто говорят из вежливости. Но на самом деле нет ничего вежливого в неопределенности, и четкое «нет» - честнее и справедливее. Научившись четко ставить рамки, человек сразу не растеряет всех своих друзей, партнеров или клиентов: всегда можно предложить альтернативу, если она есть и устраивает всех. А если альтернативы нет, то отказ полностью обоснован.

3. Навык выбирать близкое окружение

Когда человек находится «не в своей тарелке», когда чувствует себя изгоем в компании вроде бы друзей - это значит, что он действительно проводит время не с теми людьми. Возможно, ему стоило бы поговорить с окружающими, но чаще всего люди, обращающиеся с такой проблемой к психологам, в конечном итоге покидают компанию и находят другую. Негатив от близких людей не превратится в позитив, взаимопомощь и поддержку, пока человека не научатся ценить. А ценить его смогут только когда он вступит с ними в конфликт - в том числе уходом, пусть и временным.

4. Привычка высыпаться

Горе-психологи часто пытаются убедить людей в важности психологического климата, но на своих сеансах ленятся узнать у пациента, высыпается ли он. Если часто недосыпать, в организме начнутся гормональные нарушения, будет меньше серотонина - «гормона счастья». Без него человек может заболеть реальной депрессией - и далеко не той, про которую часто говорят во время печали.

5. Умение прощать

Если предательство зачастую простить невозможно, то ситуации «полегче» прощать нетрудно. Если человек искренне просит прощения, проще поставить себя на его место, попытаться понять и простить, чем жить с этим грузом и напоминать обидчику о его ошибке до конца жизни.

6. Навык концентрироваться

Внимание делится на туннельное и периферическое. Туннельное - когда человек сконцентрирован на чем-то одном, периферическое - когда внимание распределено на много вещей сразу. Выбрав подходящий для себя тип концентрации, можно повысить продуктивность на работе или убрать некую рассеянность при разговорах.

7. Умение отмечать свои успехи

Не стоит путать скромность и принижение своей значимости. Если человек достигает высот, успешно выполняет запланированное - это стоит того, чтобы приготовить пирог или заказать торт, купить новую технику или поехать в путешествие. Ключевое требование - подкреплять эмоциональную радость от достижений реальными наградами. Мозг запомнит даже купленную после продуктивного рабочего дня шоколадку - это будет подкреплением. В следующий раз у человека будет больше мотивации и настроя на новые шаги.

Как итог - никаких сложных действий, зато очень много важной работы над собой.

Содержание контрольной работы по теме «Умения, навыки и привычки»

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3

1 УМЕНИЯ…………………………………………………………………………………………5

2 НАВЫКИ…………………………………………………………………………………………7

2.1 Виды навыков………………………………………………………………………………….9

2.2 Роль упражнения в выработке навыков……………………………………………………..10

2.3 Взаимодействие навыков……………………………………………………………………..11

3 ПРИВЫЧКИ……………………………………………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………17


ВВЕДЕНИЕ

Научные знания, в том числе и психологические, все более становятся в наше время мощной производительной силой. Поэтому овладение сведениями из области психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции и самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.

Сущность человека открыта будущему, что ее возможности универсальны. Миру природы человек противостоит в своем бытии как сила универсальная, обладающая неисчерпаемыми возможностями, уходящими в бесконечность. И это диалектическое единство постоянного, устойчивого и беспрерывно меняющегося - одна из наиболее важных характеристик человека. Поистине человек - самое изменчивое существо.

В связи с этим перед такими науками о человеке, как психология, педагогика, медицина, стоит большая задача приумножения, развития и использования тех величайших резервов нервной системы и психики человека. Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего состоят в том, что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более, преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего вмешательства.

Ознакомление с закономерностями и методами программирования психической деятельности поможет лучше понять приведенные примеры, которые он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее другое: методы самопрограммирования и саморегуляции психических состояний предоставляют широкие возможности для самосовершенствования человека, создавая дополнительные «степени свободы» для его многостороннего развития.

Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.

Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего.

1 УМЕНИЯ

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими «умениями» лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения - это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Пример соотношений элементарных умений, навыков и мастерства на примере труда учителя.

Студент педвуза имеет элементарное умение работать с доской. Умение возникло в пе­риод обучения студента в школе и вузе, но в его выполнении студент целенаправленно и постоянно не упражнялся. Психоло­гия, педагогика, частная методика подводят теоретическую основу под это умение. Так, изучение в курсе психологии понятий «контраст ощущений», «отношение фигуры и фона», «распреде­ление и концентрация внимания» обосновывает требования, ко­торые предъявляются к записям на доске. Однако и окончив вуз, студент может не приобрести навыка писать на доске. Отсутствие навыка приводит к тому, что учитель кидается с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место дос­ки, беспорядочно стирает ранее написанные выражения, так что на доске после урока остается каша бессвязных символов.

Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится эле­ментом мастерства учителя, для которого характерно видение всей записи до того, как она осмысленно и аккуратно выстраивается на доске во время урока.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подра­жания, из случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пи­лить, но у большинства из них приемы обращения с инструмен­тами неправильны. Первоочередная задача учителя - вырабо­тать правильные навыки применения инструментов и в дальней­шем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех уме­ний, складывающихся только в результате наблюдения и под­ражания.

2 НАВЫКИ

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

2.1 Виды навыков

В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Двигательные навыки включены в самые различные виды де­ятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в про­странстве и т. д.

Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятель­ности , выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам рас­пределения и концентрации внимания, наблюдения.

Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чув­ствительности. И труд, и учение, и игра предполагают определенный уровень развития чувствительности. Навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении в школе формируются в соз­нательных упражнениях.

Классический пример сенсорных навыков - обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упраж­няясь в решении примеров, школьник развивает навык группи­ровки на основе восприятия и воображения. Например, он на­чинает видеть общие множители, которые можно вынести за скобки.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки по­ведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат сдерживать себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться навыки правильного поведения.

2.2 Роль упражнения в выработке навыков

Навык формируется в упражнении. Упражнение - целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершен­ствования. В процессе упражнения деятельность организуется так, чтобы было предусмотрено выполнение действий, приводя­щих к формированию прочных и совершенных навыков, которые могут обеспечить красивый почерк, грамотное письмо, правиль­ную постановку рук при игре на фортепиано, говоря обобщен­но, эффективный и качественный труд. Новый навык формировать легче, чем перестраивать неправильно выработанный. Органи­зуя упражнения, необходимо вызвать у обучающегося положи­тельное отношение к ним. Исследования показали, что для положительного отношения к тренировкам во время выработки некоторых двигательных навыков лучше отказаться от поопера­ционного обучения. Суть этого обучения заключается в том, что ученик сначала обучается только одной группе движений, необходимых в деятельности. Их выполнение доводится до со­вершенства, затем тренируются следующие. Лишь затем разрешается изготовление детали. Проучившись таким образом несколько месяцев и приобретя ряд навыков, человек теряет интерес к выполнению заданий, которые не приводят непосред­ственно к созданию продуктов труда. Это снижает интерес к обучению. В современных методиках обучения выработка навыков связывается с изготовлением несложных деталей. В об­щественно полезной трудовой деятельности навык совершенству­ется и развивается.

В создании положительного отношения к выработанному на­выку важен успех. Успешное выполнение задания, сопровож­дающееся положительной оценкой, вызывает желание совершен­ствовать навык.

Психологические исследования показали исключительную роль оценки в выработке навыков. В экспериментальной группе, где оценивался результат каждого упражнения, навык выраба­тывался более успешно, чем в контрольной группе, где оценки не проводились.

Навык нельзя выработать в один прием. Необходима более или менее длительная тренировка, распределенная во времени, чтобы навык достиг желаемого уровня совершенства...

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрица­тельное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научив­шись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков использу­ется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выпол­нять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык ана­лиза литературного текста переносится на другие учебные тексты,

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерфе­ренция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Навык беглого чтения мешает учителю русского языка ви­деть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.

Явление интерференции навыков связано с иррадиацией воз­буждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нерв­ной системе.

При выработке новых навыков происходит их пе­ренос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупрежда­ет интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: «А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная». Так учащиеся упражняются в созна­тельном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учи­тель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

3 ПРИВЫЧКИ

По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка - потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась при­вычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспи­тании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отме­чал, что необходимо воспитывать правильные привычки пове­дения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли. Макаренко замечает, что воспитать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.

Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.

Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в от­личие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.

Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность.

Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, не­обходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.

Таким образом, навыки и привычки представляют собой фун­дамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хо­рошо отработанные навыки и полезные привычки дают возмож­ность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше время, динамичное и противоречивое, время стремительной научно-технической революции, характеризуется прогрессирующим изменением условий жизни общества и окружающей среды, ростом интенсивности нервно-психической деятельности человека. Уже сегодня от него требуется небывало высокий уровень психической пластичности и адаптивности. До сих пор человек в известных пределах сравнительно свободно приспосабливался к меняющимся условиям жизни. Не уменьшились его внутренние резервы и сегодня. Известно, что в связи с этим в порядок дня выдвигается весьма оптимистическая проблема третьего периода жизни-«активной старости», охватывающей возрастной период от 60 до 70-80 лет. В этом плане психология активности также может способствовать сохранению долголетия и полноценного здоровья.

Современное состояние знаний позволяет дать строго научное объяснение эмпирически установленным психологическим явлениям. Понимание же смысла и механизмов психологических методов повышает степень их действенности, так как в этом случае проявляется мощная стимулирующая роль сознания.

Круг задач, стоящих перед психологией активности, должен, в частности, включать:

Понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;

Понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;

Овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческих возможностей;

Выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

Рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

Понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека.

Нравственность - важнейшее условие полноценного физического и психического здоровья, жизненной устойчивости. Лишенный нравственности человек лишается и основных рычагов для осуществления процесса самосовершенствования. Полностью отдавая себе отчет в том, что он собой представляет, он не рассчитывает на участие социальной среды в своей судьбе. Таким образом, в этом случае оказываются выключенными, незадействованными высшие механизмы психической регуляции и защиты личности.

Интеллектуальные психические и физические резервы организма чрезвычайно велики. Их развитие, приумножение и практическое использование в повседневной жизни человека - задача, которую надо решать уже сегодня.

Для этого важно с учетом своеобразия законов функционирования организма научиться систематически повышать уровень его резервов и целесообразно использовать их в соответствующих случаях. Главное условие, которое требуется для этого - изначальная активная позиция самого человека, рассматривающего свои психические физические возможности как продукт своего собственного труда, своих внутренних сознательных усилий. И не существует на пути самосовершенствования личности - при наличии соответствующих социальных условий - иных препятствий, кроме тех, которые создает себе она сама.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988 – 187с.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988 г. – 564с.

3. Гримак Л.И. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987 г. – 286 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977 г. – 304 с.

5. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1969 г.- 376 с.

6. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.– 448 с.

7. Практическая психология: Учебник./Под. ред. акад. М.К. Тутушкиной. – М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 1997 г. – 336с.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2001 г. – 672 с.

9. Суворова Р.А, Психология деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2003 г.. – 406 с.


Истинное воспитание состоит не столь­ко в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.-Ж. Руссо

Организация жизненного опыта школьников путем пла­номерного и регулярного выполнения определенных по­ступков и действий, позволяющая закалить их волю, сфор­мировать положительные привычки и навыки поведения, называется упражнением.

Не следует забывать, что можно дать учащемуся разум­ный совет, но только словесными воздействиями нельзя нау­чить молодых людей правильному поведению.

Упражнения - неотъемлемая часть методики нравствен­ного воспитания. Это основной путь формирования твердых навыков и привычек. Многократное сознательное выполне­ние установленного правила вырабатывает привычку - спо­собность к определенному в данных условиях поступку, фор­мирует правильное поведение ученика. Хочется подчерк­нуть, что для выработки привычки необходимо именно сознательное выполнение действий. Школьник должен хо­рошо понимать, почему нужно поступить так, а не иначе. Но и этого мало. Для воспитания привычек необходимо, чтобы за выполнение введенных в школе правил и требова­ний боролся весь коллектив. Неуклонная требовательность и контроль за выполнением правил со стороны педагога дол­жны сочетаться с такой же требовательностью остальных преподавателей, технических работников школы, лиц, об­служивающих учебное заведение, родителей.

Каждая поблажка в лени и неорганизованности, в несо­блюдении режима дня и установленного на занятиях поряд­ка не только тормозит движение воспитанника вперед, но и способствует формированию отрицательных черт характера.

Требования к упражнению

в формировании твердых

навыков и привычек

1. Многократное выполнение действия. Привычка формиру­ется по механизму условного рефлекса. Для успешного ее формирования необходимо десятки, а то и сотни раз по­вторить действие. Выработка первой привычки в новой ситуации, в новых условиях или в группе родственных привычек идет значительно медленнее, чем последую­щих. В то же время воспитание одной привычки облегча­ет формирование других, родственных ей привычек. Учи­тывая это, воспитание учащихся обычно начинают с вы­работки серьезного отношения к учебе, к жизни и работе в коллективе. Таким образом прокладывается психологи­ческий путь для всего комплекса данного рода положи­тельных привычек. Чтобы уже выработанная привычка не исчезла, не угасла, ее длительное время следует под­креплять. Опять и опять требовать выполнения нужного действия от учащихся. Неуклонно контролировать вы­полнение установленных в коллективе правил.

2. Сознательное выполнение действия. Школьник должен хорошо знать и понимать, для чего существуют и почему надо соблюдать установленные в обществе правила. Например, какую роль в жизни человека играют трудо­любие, настойчивость и упорство; почему важно соблю­дать режим дня и почему преподаватель наказывает за невыполнение домашнего задания. Даже почему необхо­димо выходить на перемене из класса. Сознательное вы­полнение действия сокращает время формирования при­вычки, делает ее более прочной и пластичной, т. е. помо­гающей правильно действовать в сходных ситуациях.

3. Единые требования к занимающимся. Для воспитания устойчивых привычек необходимо, чтобы весь коллектив боролся за выполнение установленных в школе правил и требований. Неуклонная требовательность и контроль за


выполнением правил со стороны педагога должны соче­таться с такой же требовательностью других преподавате­лей, технических работников школы, родителей учащих­ся, самих школьников.

Лишь при абсолютном единстве требований, предъяв­ляемых молодым людям учебным заведением, внешколь­ными учреждениями и всеми их представителями, с од­ной стороны, и семьей - с другой, вырабатываются твер­дые и устойчивые навыки и привычки.

4. Непрерывность в требованиях. Успеха в формировании
привычки можно добиться лишь при систематичности
упражнений. Стоит воспитателю несколько раз разре­
шить нарушить установленное правило, и многомесяч­
ная работа идет насмарку. Причем второй раз выработать
ту же привычку будет значительно труднее.

Каждое нарушение новой привычки можно сравнить с падением клубка, на который мы наматываем нитку; если он один раз упадет, то придется сначала распутать за­путавшиеся нитки, а потом снова сделать множество обо­ротов, чтобы привести его в первоначальное состояние. На ту же работу уйдет значительно больше времени. Непрерывность упражнения - главное средство для того, чтобы сделать непогрешимой деятельность нервной сис­темы. Соблюдение установленного правила необходимо требовать всегда: в будни и праздник, при семейной радо­сти в доме преподавателя и в несчастье, после большого успеха и жестокого жизненного поражения. Дело в том, что, как только в голове учащегося появляется мысль-за­ноза о том, что можно и иначе, выработка привычки рез­ко осложняется.

5. Постановка перед учащимися трудностей, препятствий.
Для воспитания навыков и привычек поведения важно,
по А. С. Макаренко, создать такую цепь упражнений,
цепь трудностей, которые молодому человеку надо прео­
долевать и благодаря которым выходит хороший человек.
Преодолевая различные препятствия в учебе и быту, мо-

Лодой человек вырабатывает у себя волю и укрепляет ее. Основные трудности, с которых начинается воспитание привычек - соблюдение режима дня, выполнение до­машних заданий, готовность всегда выполнить поруче­ние, держать слово. Ежедневное выполнение заданного, соблюдение режима дня, привычка к ответственности за слово и дело регламентируют всю жизнь и деятельность учащихся и в то же время решают задачи их общего разви­тия, делают их жизнь содержательной, полноценной.