Духовно-нравственный облик современного человека. Нравственный облик

Нравственный облик советского человека

Жажда комфорта и право на достойное существование. Любовь к родине и советский патриотизм. Идеалы и ценности советского человека. Советский характер.

Понять нравственный облик советского человека возможно лишь в том случае, если отдать себе отчет, что он выкован в условиях активной несвободы, то есть в особом мире, совершенно непохожем на мир начала XX века в России или на мир современных демократических государств. В этом мире сохранить человеческую душу чрезвычайно трудная задача, которую советский человек разрешил.

В результате в советской России существует две нравственности: официальная и тайная. Официальная социалистическая нравственность содержит в себе установки власти, которые она считает обязательными для советского гражданина; на словах и чрезвычайно громко она признается всеми. Она является чистейшей фикцией и внутренне почти целиком отвергается всем населением советской державы. Однако эта фикция, как, впрочем, и всякая фикция, не проходит бесследно для отвергающего ее человеческого сознания, но давит на душу беспрерывно.

Впрочем, в одном естественном пункте официальная нравственность принимается населением, и в высшей степени интересно посмотреть, что же это За пункт? Рассуждения советского человека протекают по такой, приблизительно, схеме: «Конечно, все что нам рассказывают, - это ложь и должно быть отвергнуто как вздор, весь этот социалистический гуманизм и Павлик Морозов. Но вот партийное агитаторы говорят: нельзя жить только для себя, нужно служить чему-то другому. Тут они правы. Конечно, не тому, чему они сами кланяются, а другому, но без служения нельзя».

Было бы величайшей ошибкой полагать, что идеей служения русский народ обязан большевикам. Просто тут ранний большевизм перекликается с исконной русской традицией. Эта потребность служения у лучших комсомольцев была в свое время очень сильно выражена. Они ошиблись в выборе ценности, и в этом их трагедия. Когда они рвали с коммунизмом, разрыв этот был у них радикален: отвергалось все. Но идея служения осталась.

«Надо служить рад ее» - это одна заповедь советской неофициальной нравственности. «Надо любить людей и относится к ним по-человечески» - другая заповедь. Заповеди эти могут не исполняться и в огромном большинстве случаев не исполняются. Но они признаются и признаются не на показ, а в силу непоколебимого внутреннего убеждения.

В связи с этим культ героев российской государственности - Суворова, Кутузова, Александра Невского, Богдана Хмельницкого - мало говорит уму и сердцу советского человека. Задуман был этот культ как могучее пропагандное средство. Важно было советскую власть представить как продолжательницу российской имперской традиции. Замысел дал осечку. Советский человек уважает этих героев, но сердцем он тянется к другому, и подражать он хотел бы не им.

Зато образы революционеров год от году становятся ближе и дороже советскому человеку. Декабристы, Герцен, Софья Перовская, Желябов перекликаются с заветными его чувствами. Образы этих людей, светлые для советского человека, зовут к борьбе против тирании. Советский человек подставляет на место царского самодержавия - коммунистическую диктатуру, а на место героев и мучеников революции - себя.

С этой точки зрения совершенно неважно, имеет ли народ дело с подлинными образами революционных деятелей, или с их стилизацией. Образы эти приобрели огромную динамическую силу и мобилизованы на дело российского освобождения. Их слова и дела призывают к борьбе. Сталин затем и канонизировал Суворова, Кутузова, Нахимова, чтобы идее социальной правды и человечности противопоставить идею великой империи. Советский человек не особенно пленился этой идеей. Но идее социальной правды он остался верен и по-новому свежо и сильно осознал ее как идею подлинной человечности. И, конечно, образы русских революционеров, которым готов отдать свое сердце советский человек, далеки от соответствия оригиналам, а функциональная их нагрузка создана потребностями эпохи. Но факт возрождения революционных симпатий остается несомненным и значение его трудно преувеличить.

Очень характерно для советского человека презрение к внешней нравственности, то есть к тому, что общепризнано, к нормам, принципам, правилам поведения. Советский человек действует так, как будто ему первому в мире приходится решать нравственные вопросы за собственный страх и риск и от случая к случаю. Черта эта имеет свое положительное значение, а также и несомненные опасности. Но надо думать, что она преходящая.

Видеть в этом проявлении, лишенном всяких формальных определений нравственности, выражение особенностей русской души нет никаких оснований. Причины этого явления просты и ясны.

Проявление подлинной нравственности в Советском Союзе есть нарушение норм, ибо советское государство противно нравственности. И это нарушение норм совершается непрерывно в огромных размерах. Закрыть во время глаза, сделать незаконную поблажку, пустить в ход «липу», опоздать или поспешить, предупредить, забыть, замолвить слово, дать адресок, применить одну из миллионов форм блата, просто рискнуть, и подчас многим, чтобы спасти другого от несчастья, - таковы бесчисленные проявления дружбы, человеколюбия, просто человеческого участия. Без этих проявлений жизнь в СССР стала бы невозможна.

Конечно, проявлений эгоизма, подсиживания, даже предательства (впрочем, чаще вполне вынужденного) в СССР сколько угодно. Это очень понятно: это соответствует дурным инстинктам человека и это всячески поощряется властью. Но вот добрые проявления человеческого сердца никем не поощряются и не могут принести советскому гражданину никаких выгод, зато влекут за собой самые тягостные последствия. И тем не менее эти проявления совершаются беспрерывно. Вспомним, что мы говорили о непрерывном преодолении страха в советской стране.

Нигде нравственные акты не свободны более, чем в современной России; нигде их природа не является более чистой, т. е. более свободной от влияния посторонних мотивов: корысти, лицемерия, одобрения или неодобрения общественного мнения и т. п.

Эта беспримесность нравственных мотивов советского человека кладет на его нравственный облик особый отпечаток. Он, собственно, следует не принципам. Ибо принцип расцветает в атмосфере права, а не бесправия. В концлагерной жизни (ибо вся Россия не что иное, как концлагерь) действует не принцип, а сердечный порыв. Поэтому для советского человека совесть - единственный источник его морали . Советское право советский человек презирает, ибо ясно видит его безнравственную природу. Не слишком высоко ставит он и нормы внешней нравственности: что прикажете делать с заповедью «не укради», если не воровать (у государства) значит погибнуть? Но зато, когда заговорит сердце, тогда нормой от голоса совести не отделаешься. Ибо норма - одно, а чрезвычайный случай - другое, а под солнцем сталинской конституции жизнь состоит из чрезвычайных случаев, и чтобы помочь человеку по-настоящему, нужно и себя подвергнуть немалому риску и не одну норму нарушить. В лабиринте запутаннейших отношений в Советском Союзе норма не светит, а чадит. И человек в каждом отдельном случае обращается к собственной совести.

Советский человек не боится греха и совершает его чрезвычайно легко. Это совершенно естественно: в условиях активной несвободы слишком усердное воздержание от греха неизбежно и быстро приводит к физической гибели. Но греху советский человек не служит. Злое он творит без наслаждения грехом. Он просто не чувствует своей вины, вернее слишком легко оправдывает ее тем, что поведение его вынужденное. Оно и в самом деле в огромном большинстве случаев определяется необходимостью спасения живота. Советскому человеку приходится выбирать не между грехом и воздержанием от него, но между грехом и гибелью или, по крайней мере, весьма ощутимым приближением к ней.

Зато добро советский человек творит без мысли о заслуге, просто по влечению сердца. И он часто творит его. Советская жизнь дает ему для этого огромное количество поводов, которые отсутствуют в налаженной и комфортабельной жизни Запада. Зато она и грозит ему бедами и несчастиями за каждое доброе дело. И он пренебрегает этими угрозами с такой легкостью, которая едва понятна для западного человека.

При этом советский человек не просто творит доброе дело, он творит его с большим мастерством. Он проявляет изумительную чуткость к чужой потребности и всегда индивидуализирует свое доброе дело. Он не облегчает себе задачи, не отмахивается от tfee наиболее для себя легким жестом благожелательности, он любит разрешить трудную задачу, он равняется по чужой беде, а не по своему удобству.

Для него доброе дело отнюдь не предмет морального комфорта, оно существует не для него, а для того, кто в нем нуждается.

Рассказывают, что зимой 1945-46 года советские солдаты снабжали немецкие семьи, с которыми они были в приятельских отношениях, дровами и углем. На своих горбах таскали они топливо, сразу определив, в чем больше всего нуждаются страдающие от холода немцы.

Нравственный мир советского человека примитивен. (Мы говорим о большинстве; люди большой моральной одаренности и чуткости встречаются в Советском Союзе ничуть не реже, чем в других странах, но ведь большинства они нигде не составляют.) Иногда кажется, что у советского человека вообще нет никакого морального кодекса, а руководствуется он в своем поведении вдохновением: сегодня так, а завтра совсем иначе. Но он не нигилист. Природу нравственности он ощущает свежо и сильно.

Любопытно, что советский человек лишен психологии завоевателя. Стоит только сравнить победителя француза или немца с русским, чтобы в глаза бросилась огромная разница. Те горды победой, смотрят на занятие страны, как на добычу, благодарны своей власти за военную славу и возможность поживиться за чужой счет.

Эти чувства советская власть хотела вызвать и у своих солдат, но без всякого успеха. Конечно, советский солдат далеко не образец гражданской добродетели и отнюдь не прочь поживиться трофеями. Он же и отощал свыше меры на сталинских харчах и родные у него в колхозе не сыты. Но даже набезобразничав, он же потом ворчит на начальство: «Бот безобразие какое: дисциплины мало. А начальство, чем бы смотреть, само теми же делами занимается. Непорядок…» Сам, может, грабил и насиловал, а потом жаль: «Как на нас смотреть будут? Начальство у нас не туда глядит».

Присоединение Прибалтики русского солдата не обрадовало, империалистических чувств не пробудило. Доминирующие чувства - жалость и сочувствие к местному населению. И глубокий реализм; «Эх, и жили они без нас, да вот мы протянули им руку помощи…» Уничтожающая ирония по отношению к большевистской фикции соединяется с полной свободой от шовинизма: его нет и следа. Но и виновным себя перед балтийцами солдат не чувствует и совесть его спокойна: «наше дело маленькое, а нас разве спрашивают, кабы наша воля…» Относительно будущего страны он не строит себе никаких иллюзий: «узнают они нашу светлую жизнь» - говорит он без тени злорадства. И ему по-настоящему грустно при мысли, что сталинщина уже не ограничивается пределами России. В эстонцах и латышах он видит товарищей по несчастью и немедленно включает их в число соотечественников. Такая аннексия, конечно, ничего общего с империалистической идеологией не имеет.

Советский Союз - страна, где ежедневно и ежечасно совершаются в молчании героические дела. Совершаются не помпезными героями, а рядовыми людьми. Обойти эти дела, говоря о нравственном облике советского человека, невозможно.

Вот типичная драма советской семьи: муж едет «на Курильские острова». За катастрофой иногда следует развод, продиктованный часто требованиями самосохранения. Иногда дело не ограничивается разводом: в газетах появляются письма, в которых жена отрекается от мужа, дети - от отца. Кто знает советские условия, тот не посмеет бросить камень в жену и детей.

Но вот другие примеры: ни жена, ни дети не отрекаются, хотя это грозит им самыми тяжелыми последствиями. И жена, бросив комнату в столице (комната в столице - мечта миллионов!), едет в глушь ссылки и там в ближайшей к концлагерю деревеньке хоронит себя на многие годы. Статистики фактов женского самоотвержения нет в Советском Союзе, но кое-что о них все же известно. Или жена, связанная детьми, остается дома, воспитывает детей и шлет посылки мужу; чего это ей стоит, знает только она. Такой брак стоит тысяч буржуазных благополучных браков, и их в России немало.

Вообще запечатлеть дружбу и любовь героическим поступком или многолетним героическим поведением поводов в СССР совершенно достаточно. Многие от этих поводов, конечно, бегут, но поразительно велико число людей, которые даже не думают о бегстве. Бытового героизма во всех слоях населения современной России реченька бездонная…

Служение ценности для советского человека понятие совершенно бесспорное. Но как обстоит дело с выбором этих ценностей?

Тут беспрерывно совершаются огромные ошибки. Не будем говорить о героизме Чапаевых, повторенном красными партизанами периода немецкой оккупации или о героизме лучшей части комсомола, проявленном во время первой пятилетки. Эта последняя ошибка, едва ли когда-нибудь повторится.

В этике у советского человека нет осознанного руководящего принципа . Он творит от случая к случаю, повинуясь довольно прихотливым требованиям своей совести. Совесть - муза его нравственного поведения, и если она помогает ему подчас создавать шедевры, то нередко оставляет его на положении беспризорного. Это отнюдь не связано с вечными свойствами русской души. Ведь в нравственном отношении современный русский человек предоставлен самому себе; единственное воспитание, которое он получает, - за редчайшим исключением, - воспитание сталинское, то есть безнравственное; быта в России нет, он разрушен до основания, быть нравственным в СССР значит в глазах власти быть преступником. И то, что советский народ не превратился и, по-видимому, не превратится в народ моральных уродов - одно из величайших чудес нашего времени.

С эстетикой дело обстоит совсем плохо. Одолевает безвкусица. Это даже не совсем понятно: русская история показывает наличие у русского народа иногда очень большого вкуса. И теперь еще не умерли в СССР традиции великого искусства. Но советского человека тянет к Есенину, в нем много дешевой сентиментальности. Однако это в области художественного восприятия, а отнюдь не в жизни.

Под сознательным хамством и внешней грубостью в глубине советской души живет лирическая нежность, правда, выражаемая нередко в сентиментальных и пошлых формах. Едва ли есть еще одна страна в мире, в которой так любили бы поэзию. Не только молодежь, но и взрослые, вполне умудренные опытом советской жизни, если не пишут, то очень охотно читают и переписывают стихи, часто плохие, но это - другой вопрос. Потребность советского человека в лирике, несомненно, свидетельствует о его интравертированности. Впрочем, воздержимся от каких-либо выводов по этому поводу. Лирика же военных лет это явление, едва понятное в своей неожиданной нежности.

Едва ли какой нибудь другой народ способен создать подобную военную лирику. Во всяком случае ни у одного из них ничего подобного нет. Не бранная слава, не подвиги, не ненависть к врагу, не опьянение битвой составляют содержание русской военной лирики. И, конечно, упоминание о Сталине прозвучало бы в этих стихах, как кощунство. Но «и в холодной землянке тепло» (эту «Землянку» с восторгом пела вся Россия) не от забот партии и великого Сталина, а лишь от мысли о глазах далекой возлюбленной. Боец хочет верить, что он не погибнет, а спасет его сила любви, с которой ждет его любимая девушка.

И разве не удивительно, что именно один из сталинских активистов - Констатин Симонов - автор нежнейших стихов о мистической силе женской любви? Его сознательность побудила его написать «русский вопрос». Его подсознание (в разрешенный, о, конечно, только в разрешенный момент!) подарило ему, вероятно неожиданно для него самого, решительное утверждение сверхприродной силы любви: «ожиданием своим ты спасла меня»… Ведь не мудростью сталинского руководства, не превосходством Советской армии над фашистскими захватчиками, не совершенством советского строя, а только ожиданием, тем ожиданием любящего человеческого сердца, которое есть непрестанная безмолвная молитва о спасении любимого…

Очень интересен и сложен тот психологический комплекс советского человека, в который входит его любовь к комфорту . Комфорта он не знает, но тянется к нему чрезвычайно. Сама эта тяга представляет собой загадку. Предметы комфорта имеют над его душой неодолимую власть. Самое представление о комфорте у советского человека своеобразно. Часы, патефон, велосипед - это в его глазах предметы комфорта. Чтобы приобрести их, он способен на настоящие жертвы. Велосипед - предмет гордости владельца и зависти знакомых - будет висеть в его комнате на стене (больше поместить его негде) и владелец будет им только редко, по выходным дням, пользоваться. Очарование этого до последней степени условного комфорта заключается в его резком контрасте с привычной нищетой. Во время войны с Финляндией впечатление, произведенное линией Maннергейма, было ничтожным по сравнению с впечатлением от финского комфорта. Часы! Пылесосы! Электрические печи! Шерстяное белье! Обувь! А какой краской покрыты двери! «Я нарочно соскоблил немного и привез». Не было конца перечислению предметов, поразивших воображение именно своим назначением служить удобству человека. «Как удобно и как просто. Живут же люди!» Знакомство с миром неслыханного комфорта затронуло особенно болезненную струну в душе советского человека, нанесло ему новую жестокую травму. Замечательно, что интересовали его преимущественно предметы массового комфорта («Очень просто и у нас могли бы производить!»), все исключительное в этой области нисколько его не интересовало.

Эта тяга к комфорту, кажется нам, объясняется не только беспросветной нуждой, которой так много в Советском Союзе. Она есть своеобразно траксформированное утверждение человеческого достоинства. Она есть священное убеждение в том, что человек не имеет права жить нищим, потому что он царь природы, и весь мир ему на потребу. Предметы комфорта в его глазах - символы зажиточной, достойной человека жизни. Он остро переживает унизительность нищеты и, протягивая руку к комфорту, видит в нем не столько материальное удобство, сколько спасение от унижения .

Что тяга к комфорту не есть элементарная жажда обогащения, подтверждается еще и тем, что комфорт воспринимается не как личная, а как национальная проблема. Личные потребности немедленно связываются с общими. - «Наладить бы массовое производство… для народа необходимо. И стоило бы пустяки…» Только в порядке массового производства и дешевого сбыта и можно разрешить проблему комфорта, а не посредством рвачества и всеобщей свалки. Это советский человек (по крайней мере теоретически) превосходно понимает.

О том же говорит и то обстоятельство, что с жаждой комфорта у советского человека сочетается удивительная свобода от власти вещей. Он легко отрешается от своего достояния; было бы только ради чего. Он презирает, не безусловно, но с определенной точки зрения, и эти самые вещи: «барахло». Обозначить как барахло он может и золото и бриллианты: «погиб человек из-за барахла», с оттенком неодобрения к погибшему. Еще больше он презирает людей, рабствующих вещам, находящихся у вещей в безусловном подчинении: «барахольщики». Слово это - одно из самых презрительных в современном русском языке.

Обобщая отношение советского человека к комфорту, кажется, можно сказать, что он признает комфорт за очень большую ценность, может быть за большую, чем следовало бы, бессознательно чуя в комфорте средство утверждения достоинства человека. Проблема комфорта, с его точки зрения, может быть разрешена только в национальном масштабе и обязательно должна быть разрешена. Но эта ценность, однако, отнюдь не величайшая и при столкновении с ценностью более высокого порядка, должна быть принесена в жертву ей без малейшего колебания.

Другой не менее сложный и не менее характерный нравственный комплекс советского человека - это его любовь к родине .

Анализ этого чувства чрезвычайно осложняется тем, что оно в значительной степени входит в сферу показной сознательности, что оно эксплуатируется сталинской властью, а потому стимулируется ею. Оно является составным элементом не только реального, но и фиктивного советского человека. Иными словами, каждый советский гражданин обязан быть патриотом и обязан демонстрировать свою привязанность ко всему комплексу идей, составляющих понятие «советской родины», начиная от уважения к Александру Невскому и Суворову и кончая горячей любовью к партии, правительству и лично великому Сталину. В патриотизме советского человека элементы фикций сплетены с элементами совершенно реальной любви к совершенно реальной родине и отделить одно от другого отнюдь не легко, тем более, что нередко весьма громогласно выражая свои патриотические чувства, он и сам толком не знает, где кончается его искренность и начинается ложь перед властью и, главное, перед самим собой.

Для активиста исповедуемый им советский патриотизм есть, прежде всего, средство самообмана и самооправдания; для сознательного же врага советской власти его любовь к родине зачастую Должна расцениваться как патриотизм российский, вполне антисоветский по содержанию.

Средний советский человек находится между Этими двумя полюсами. Патриотизм его, в своей основе просто российский, обременен большим или меньшим количеством «советских» элементов. Отношение отдельных людей к отдельным идеям, объединенным в комплексе «советской родины» вполне индивидуально и имеет бесконечное количество вариаций.

Используя «советские» элементы комплекса - любовь к советским песенкам, советскому спорту, отдельным героям Советского Союза (получившим свои отличия не за стахановские рекорды, а за подвиги в Отечественной войне), к московскому метро или Художественному театру (с прицепкой имени Горького), - партия весьма успешно обыгрывает любовь советского человека к своей родине и народу, облекая ее в ризы советского патриотизма и приклеивая к ней вполне фиктивную любовь к делу Ленина-Сталина, строительству коммунизма и даже к органам государственной безопасности.

Большую роль здесь играет лелеемая в комплексе советского патриотизма гордость различными достижениями, в которой советскому человеку предлагается компенсация его рабского и униженного положения. Власть предлагает ему гордиться тем, что это якобы он совершил великую революцию, он построил мощную промышленность, он освоил Сибирь и север, он создал сильнейшую в мире армию, он добился победы над Германией… Советский человек прекрасно знает, что великая революция принесла ему рабство, что мощная промышленность не в состоянии снабдить его лишней парой штанов, что освоение необжитых районов стоило миллионов жизней, что сильнейшая в мире армия лишь орудие порабощения, что победа в Отечественной войне «лезет ему, как говорится, боком». Достижения советской власти стоили ему, однако, таких трудов и жертв, что он не допускает даже мысли о том, что они вообще никому не нужны. Отречься от них значило бы для него окончательно обессмыслить и свое собственное существование. И он гордится якобы «своими» достижениями, оправдывая хотя в какой-то мере перед самим собой свое участие в них.

И в тоталитарном государстве он продолжает чувствовать себя сыном великого народа, призванного совершить великие дела. И даже признавая, что какой нибудь Беломорско-Балтийский канал в сущности совершенно бесполезное сооружение, он все же гордится тем, что русские люди сумели прокопать его, пусть даже в качестве зэков, и пусть даже ценой тысяч и тысяч жизней.

Вероятно, каждый москвич отлично знает, как строилось московское метро и более или менее ясно понимает, что эта роскошь России не по карману. И все-таки он гордится тем, что под его городом проложена эта подземная дорога. Он с удовольствием прохаживается по ее роскошным станциям и гонит от себя мысль, что для того, чтобы не опоздать на работу, ему было бы достаточно простой железобетонной коробки, а средства истраченные на порфир и мрамор могли бы пойти на жилищное строительство и избавить от необходимости ютиться с женой и тещей в одной комнате.

Советский человек знает, что вместо Норильского медно-никелевого комбината можно было бы построить добрый десяток текстильных фабрик… и гордится тем, что только Советский Союз имеет мощные металлургические предприятия за полярным кругом. Материально никакой никель не в состоянии компенсировать пары. штанов, но психологически такая компенсация вполне возможна. Гордость советскими достижениями и есть эта компенсация.

В период немецкой оккупации легко было наблюдать, как миллионы советских людей, ненавидящих большевизм и в своей среде открыто его осуждающих, защищали советские достижения перед лицом не только иностранцев, но и старых русских эмигрантов. Защищали не потому, что они совершены под мудрым водительством партии, правительства и лично товарища Сталина, но потому, что они совершены силами русского народа и должны, следовательно, свидетельствовать, что это великий народ.

Советский патриотизм в своей основе не что иное, как российский патриотизм, изуродованный элементами компенсации собственного рабства у советской системы . Самый факт патриотизма свидетельствует поэтому не только о том, что в современной России жива и сильна природная любовь человека к родине. Он свидетельствует еще, что этот человек чувствует себя глубоко оскорбленным и униженным активной несвободой, что он с Этим не примирился и не примирится никогда. И если он вынужден идти по пути ложной компенсации, то самый этот путь говорит, что ему есть что компенсировать, что он тянется к предложенному ему суррогату только потому, что полноценный патриотизм остается для него недостижимой мечтой.

Фикция цветущей советской родины и животворного советского патриотизма при таких условиях перестает быть голой фикцией. Она превращается в идеал, к которому тянется измученная душа советского народа. О, он прекрасно знает, этот несчастнейший в мире народ, что Советский Союз вовсе не прекрасная, вовсе не свободная, вовсе не богатая и вовсе не счастливая страна! Но когда он поет «Широка страна моя родная» - он горячо желает, чтобы человек дышал в ней действительно вольно. Утверждаемая лишь в качестве подлой и пошлой фикции свобода преображается в его душе в свободу чаемую, в тот самый идеал свободы, ради которого стоит жить и благодаря которому дышать становится и в самом деле хоть немножко вольнее.

Политически советский патриотизм до сих пор оказывал сталинизму ценные услуги. Но нравственно он означает как раз конец сталинщины. Любовь к родине и желание видеть ее свободной, богатой и счастливой есть величайшая святыня в сердце советского человека. Именно в его патриотизме таятся его идеалы и его подлинное знание о подлинной свободе, подлинном счастье и своем нравственном долге по отношению к ним.

Два основных стремления определяют собой, таким образом, духовный характер советского человека: воля к достойной жизни (выражающаяся обычно в виде жажды комфорта) и желание служить родине (принимающее часто уродливый облик советского патриотизма). Именно эти стремления диктуют ему его идеалы и определяют его иерархию ценностей.

Действительного воплощения эти идеалы в условиях сталинского властвования не имеют и иметь не могут. Сталинизм стремится, однако, их эксплуатировать и делает это в форме целесообразных фикций. Советский человек отлично знает, что счастливая и зажиточная жизнь - это фикция. Но фикция эта выражает его идеал. Он хотел бы, чтобы жизнь действительно стала и зажиточной и счастливой. Так же хорошо знает он цену гарантий солнечной Сталинской конституции. Но и эта фикция есть для него мечта и задание: он горячо желает пользоваться действительной свободой.

Мир мифов и фикций в известной своей части есть мир идеалов и ценностей советского человека . Он не может быть реализован в системе сталинского властвования. Он - мир мечты, непереходимой пропастью отделенный от жизненной действительности. Но тянется человек к своей мечте. И, распевая бравурный мотивчик о дружбе трех танкистов, «экипажа машины боевой», даже сексот, только что написавший донос об антисоветском выпаде своего «Друга», мысленно тянется к дружбе, вовсе не сталинской и вовсе не социалистической. А в пошловатой песенке «Катюша» советский человек воспевает не охрану сталинских границ, а святыню женской любви и верности… И охотно поет советский человек советские песенки, выбирая из них элементы собственной мечты и наслаждаясь именно этими элементами.

Изложенное выше дает возможность сделать грубый набросок его эмпирического характера.

Специфические условия существования помогают возникновению и закреплению некоторых черт, свойственных всем советским людям, независимо от того, к какому слою советского общества они принадлежат. Эти черты, прежде всего:

1) Разрыв между внешним поведением и внутренними переживаниями. Между первым и вторым нет соответствия. Первое часто бывает нарочито подчеркнутым. Вторые - тщательно скрываются. В искусстве скрывать свои подлинные чувства советские люди достигают настоящей виртуозности.

2) Разрыв между обществом и личностью. Интимная жизнь в Советском Союзе стремится оторваться от общественной. Внешне советский человек самый экстравертированный в мире, внутренне - самый интравертированный.

3) Советский человек живет под вечным страхом, страхом, который часто достигает предельной силы и который совершенно обоснован. Страх этот глубоко деформирует личность. Советский человек - это человек, деформированный страхом. Но одной деформацией личности дело не ограничивается. В самых недостанных глубинах ее рождается протест против активной несвободы сталинского строя, и зреют силы, непредвиденные сталинской системой воздействия на психику. Истерзанный страхом советский человек непрерывно эгог страх преодолевает .

4) Психология советского человека это психология зависимости и унижения. Крайняя степень зависимости есть результат всемогущества государства, которое относится к гражданину как к средству для достижения своих целей. Государство - монопольный собственник на все средства производства и оно же - монопольный работодатель. Гражданину не предоставлено никаких прав. В числе других сотен тысяч или миллионов он может быть в плановом порядке уморен голодной смертью. Его бесправие - абсолютно; никакой защиты у него нет, и он очень хорошо понимает это.

Унижение его - безгранично. За малейшее проявление заботы о своих естественнейших и неотложнейших нуждах или нуждах семьи его осыпают оскорбительными наименованиями: рвач, лодырь, лет ун, пр огульщик, бра код ел, чуждый элемент и пр. За малейший неверный шаг в области идеологии он оказывается низкопоклонником перед иностранщиной, гнилым буржуазным объективистом, предельщиком, безродным космополитом, двурушником, а то и врагом народа. Его бьют смертным боем на допросах в МГБ, от него требуют оговоров себя и множества своих знакомых, его осыпают неслыханными оскорблениями. От него требуют лицемерного выражения преданности режиму и вождю и шумных восторгов перед теми порядками, от которых он страдает. Государство грубо вмешивается в его интимную жизнь. Он чувствует себя червем, который ежеминутно и без всякого повода может быть растоптан железной пятой власти.

5) Его психология есть в то же время психология нищеты. Быть вечно полураздетым, полуобутым, полуголодным, видеть полураздетой, полуобутой, полуголодной свою семью, вечно - дома, на службе, в очереди - думать о том, как бы извернуться, где бы достать лишний кусок. Знать, что без блата не обойтись, что блат - единственное спасение, и что блат несет риск нового страшного унижения. Быть больным и встретить грубый отказ в медицинской помощи и угрозу привлечь к ответственности за симуляцию. Все это - ежедневная трагедия миллионов людей.

6) Советский человек не потерял чувства собственного достоинства. Но оно жестоко оскорблено в нем и потому извращено. Оно поэтому проявляется иногда в неожиданных и странных формах. Иногда, например, оно выражается в отчаянных усилиях выполнить и перевыполнить заведомо невыполнимый план, - «чтобы доказать власти*,»; что доказать? бедняга и сам толком не знает. «Пусть видят каков я есть человек!» И ломает себе хребет, чтобы «доказать».

С этим чувством оскорбленного достоинства связана у советского человека психология обиды. Речь идет не о конкретной обиде: незаконно оштрафовали, не дали путевки в дом отдыха, снизили расценки… Нет, это та вечная, ядовитая обида, в основе которой лежит правильное или неправильное ощущение своей неполноценности. В этой обиде патология советской действительности, и этой патологии много, очень много в Советском Союзе.

С обидой этого типа связано сосредоточение внимания на самом себе, болезненный эгоцентризм. Эгоцентризм этот естественно влечет за собой неприязнь ко всему человеческому роду. Он должен бьш бы оказаться крайне губительным для альтруистических чувств.

7) Удивительным образом эгоцентризм этот оказывается поверхностным. Под ним (и это еще раз подтверждает нашу мысль о «благом подсознании») скрывается неугасимый инстинкт человеколюбия, щедрости, гостеприимства. Как выразилась одна умирающая от голода женщина, делясь тарелкой болтушки: «инстинкт гостеприимства должен умереть последним». По многократным свидетельствам немецких военнопленных, русский народ добр и человеколюбив. Немцам помогали охотно и много, уделяя помощь из своего голодного пайка и не помня страшного зла. Некоторые из них вернулись из советского плена преображенными. Это - мало кем замеченная, но тем не менее величайшая моральная победа, одержанная русским человеколюбием.

Из книги Манипуляция сознанием автора

Глава 15. Объективные предпосылки для успешной манипуляции сознанием советского человека § 1. Урбанизация и голод на образыКакие же условия обеспечили такой замечательный успех программы манипуляции в годы перестройки? Выше говорилось, что манипулятор прежде всего

Из книги Краткий курс манипуляции сознанием автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Из книги Солженицын и действительность автора Панин Дмитрий Михайлович

Глава 1 «Письмо вождям Советского Союза» 1. «Хрущёвское чудо» «Мои предложения были выдвинуты, разумеется, с весьма малой надеждой, однако же не нулевой. Основание для надежды подаёт, хотя бы „хрущёвское чудо“ 1955–1956 годов - непредсказанное невероятное чудо роспуска

Из книги Новый мировой порядок автора Уткин Анатолий Иванович

Глава 13 МЕНЯЮЩИЙСЯ ОБЛИК АМЕРИКИ Экстраполяция обозначенных в предшествующих главах факторов и тенденций создает пять основных сценариев будущего.Хватит ли силы на век? Нет сомнения в том, что США будут играть важную роль при формировании международного порядка всего

Из книги Штурм сознания [Правда о манипулировании сознанием человека] автора Прокопенко Игорь Станиславович

ГЛАВА 20. Эликсир советского алхимика «После войны во всех институтах велись разработки препаратов, защищающих человека от ионизирующего облучения, - рассказывает Ольга Дорогова, дочь учёного-химика Алексея Дорогова. - И мой отец работал в такой лаборатории над

Из книги Мальчики в розовых штанишках. Очень грустная книга автора Зенькович Николай Александрович

Глава 9. КУМИРЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА КАЖДОМУ СЕЛУ- ОТДЫХАЮЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯФевраль 1992 года. Главный редактор «Комсо­мольской правды» Владислав Фронин и журналист этой газеты Дмитрий Муратов в офисе «Горбачев- фонда». Президент фонда убеждает: нет у него ни счетов в

Из книги Сталинщина как духовный феномен автора Редлих Роман Николаевич

Часть третья Нравственный облик сталинизма

Из книги Глобальный Смутокризис автора Калашников Максим

Глава 1 Сознание советского человека Сознание и сознательность. Сознательность как месторазвитие активной несвободы. Сознательность обывателя, сознательность активиста и сознательность антисоветского элемента. Перед внешним миром, a в значительной степени и перед

Из книги Кремлевские пигмеи против титана Сталина, или Россия, которую надо найти автора Кремлев Сергей

Глава 2 Мышление советского человека Принцип партийности и партийный заказ. Стратегичность мышления советского человека. Автогенные и гетерогенные элементы его творческого акта. Весьма действенным фактором в образовании сознательности советского человека является

Из книги Странная цивилизация автора Цаплин Владимир Сергеевич

Глава 3 Тайный ярус души советского человека Скептицизм и цинизм в условиях сталинщины. Цензура стыда и цензура страха. Природное влечение к добру. Правда и ложь в самооценке советского человека. В душевной жизни советского человека необходимо различать два слоя. Один -

Из книги Олигархи. Богатство и власть в новой России автора Хоффман Дэвид

Из книги Против Кремля. Берии на вас нет! автора Кремлев Сергей

Глава 7. Привлекательный облик будущего: не выживать, а жить! СЕЙЧАС много говорят о выживании.Зачем выживать?Давайте жить!Жить умно, весело, добро и интересно.Такое будущее вполне возможно, но способна ли нынешняя мировая цивилизация дать привлекательный облик

Из книги автора

Глава 13. Миф о мыслящем человеке. Характер мышления и облик цивилизации Наша мнимая цивилизация только утонченное варварство Пьер Клод Виктуар Буаст (1765 - 1824) Необходимо отличать природную разумность, свойственную подавляющему большинству людей, от полноценного

Из книги автора

Из книги автора

Глава 8 Привлекательный облик будущего Внешне эффективная капиталистическая экономика не обеспечивает миру радостного будущего даже в пределах стран «золотого миллиарда». Уже в близкой перспективе она обеспечивает миру клоаку и мировую помойку. Доведя почти до

Как влияет технологический прогресс на формирование духовного и нравственного облика современного человека? Вопрос этот намного актуальнее, чем может показаться на первый взгляд, ведь каким бы развитым не было общество, оно все равно остается обществом людей. А потому, основой всего является внутреннее состояние человека, его мировоззрение, идеалы и принципы.
Говорить глобально всегда сложно. Сосредоточим внимание на себе. Каков облик современного русского человека? Над этим весьма непростым вопросом размышляли многие, в частности, Александр Сергеевич Панарин, который всегда с особым чувством писал о России и о ее судьбе.
Обозначим основные черты нашего современника. Облик этот удивительно похож на тот, что рисует нам Запад, потому что именно он ассоциируется в нашем сознании с прогрессом. Здесь можно выделить три основные критерия успеха: материальный достаток, положение в обществе и личный комфорт. К этому стремится каждый смертный, считая сие благополучием- высшей из ценностей. Вглядевшись повнимательнее, однако, можно удостовериться, что все три надежно связаны одним - деньгами. Это, безусловно, неслучайно, ибо западная философия зиждется на понятии прагматизма, то есть разделение всего на две простые категории- «выгодно» и «не выгодно». Как ни странно – это действительно работает, весьма неплохо оправдывая себя в достижении вышеупомянутого благополучия, и более того, освобождает ум от «ненужных» вопросов и философских дилемм. «Человек успешный» считает, что всего в жизни можно добиться самостоятельно, он презирает «неудачников», полагая их глупость виновницей их неудач. По слову Александра Сергеевича: «В этой перспективе входящим в число «золотого миллиарда» все более противопоказано христианское наследие человеколюбия, самоотверженности, сострадания. Ибо с таким наследием в душе невозможно строить свое благополучие на фоне погружения остальных в беспросветное отчаяние, невозможно выдвигать вокруг своих оазисов «достойной жизни» непроницаемые барьеры для остальных. Только признав последних недостойными, понизив их в человеческом статусе, можно со спокойной совестью развивать свой прогресс и пестовать свое благополучие». Как точно это отражает действительность! А ведь для нас западный человек из образа давно уже перешёл в образец.
Сегодня Россия – часть глобального сообщества, и мы с вами имеем доступ ко всем передовым нововведениям, науки, техники и культуры. Это не может не оказывать влияния на формирование сознания тех, кто пытается жить «в ногу со временем». С огромным сожалением замечаешь вокруг себя, среди своих сверстников нелюбовь к родной стране и преувеличенное преклонение пред Западом. Более того, все отчетливее звучит горький мотив - «русский значит отсталый». Нашу культурную идентичность упорно приравнивается к неразвитости, делая ее смешной, успешно внушая неестественную стыдливость за свое происхождение. Можно сказать, что предательства здесь никакого и нет, просто малодушие, но это ли не самое страшное – когда в нас «мало души», и мы с этим живем.
Безусловно, прежде чем делать какие-либо выводы необходимо несколько углубиться в историю становления русского менталитета. Не беря во внимания праславянский период, хотя его наследие местами очень прочно вошло в нашу жизнь, можно с уверенностью сказать: история России всегда была неразрывно связана с Православием. Воспитание в духе кротости, смирения, милосердия, жертвенности - все это удивительно созвучно нашей душе и еще более –нашей природе. Особенно остро это ощущали поэты и писатели. В стихах Сергея Есенина встречается так много удивительно красивых образов «веры природы», к примеру, из стихотворения «Осень»:
«Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу»
Русский человек в первую очередь был Богобоязненным, но при этом всегда ощущал близость Бога и Его любовь. На Западе, тоже христианском, отношения с Богом несколько иные. Это выражается в архитектуре храмов. Русские церкви приземистые, линии плавные; их церкви- напротив- острые и устремленные ввысь. Дело в том, что в западной традиции человек поднимется к Богу, а в православной- Бог спускается с небес к человеку. И это очень важно. Православие никогда не унижает достоинства человека, это невозможно априори, так как Сын Божий воплотился в человеческом облике, бесконечно возвеличив его, а состояние смирения необходимо потому только, что предохраняет нас от пагубной мысли о гордости, на которую так падка наша слабая сущность. Первое отчуждение от церкви и поворот в сторону Запада совершился при Петре Первом. По слову Александра Сергеевича «Имперский Рим воплощен в Петербурге – столице, отвернувшейся от православного Востока и повернувшейся к Западу. А Москва стала олицетворением «Руси уходящей», скорбной, женской. «Петербург вобрал все мужское, все разумно-­сознательное, все гордое и насильственное в душе России. Вне его осталась Русь, Москва, деревня, многострадальная земля, жена и мать, рождающая, согбенная в труде, неистощимая в слезах…». В дальнейшем отчуждение от Православия только возрастало. Апогеем разделения стала революция. До боли символичным был расстрел Царской семьи – отказ от Бога, предельное недоверие к Нему, и последовавшее за ним разорение церквей, ссылки и расстрелы. Но всякое разделение отходит на второй план в тяжелые годы войны. И здесь на первый план вновь выходит образ русского человека- простого солдата, который любит Родину как родную мать, который с истинной христианской жертвенностью отдает жизнь, не радея о славе. «Имя твое неизвестно- подвиг твой бессмертен». Поразительно, как это созвучно образу русских святых. Всмотревшись в их жизнь мы видим предельно отречение от себя, телесные подвиги, отказ от всего, что приносит радость человеческому сердцу, но для чего? Лишь для того, чтобы предельно смирившись стать прозрачным сосудом для Святого Духа, для того, чтобы Бог говорил и действовал через них, чтобы Он утешал и исцелял других. Так, обозначив основные вехи развития русской ментальности можно сложить общее впечатление и понять причины наших отношений с Западом, с которым, как уже говорилось, мы связываем понятие прогресса. Достижения науки и техники сами по себе не могут повлиять на состояние души. Однако они очень успешно помогают в получении денег и, соответственно, благополучия, а именно это и определяет духовно-нравственное состояние каждого из нас. Упорно культивируется мысль о том, что устаревает не только техника, но и духовность, что «новому человеку нужна новая философия». А разве истина стареет? В условиях глобализации обмен научным опытом приводит и к интеграции культур, которая едва ли возможна в свете сложившихся исторически качественных различий Востока и Запада.
Сегодня мы пишем новую страницу истории, жизнь многих из нас не уступает по качеству «развитым странам», и в этом нет ничего плохого. Хотелось бы сказать только одно: не взирая ни на чье мнение, мы можем и должны сохранить Россию, общаясь, развиваясь, перенимая новое, но не изменяя себе.

Ноябрь
P.S. Сугубо субъективное мнение. Без претензий на гениальность.

Христианским представлениям, это должно им дать здоровье, долголетие, благополучие, счастье, успокоение. И наоборот, неисполнение нравственного закона может вызвать болезни, преждевременную смерть, бесславие и позор. В реальном же мире дело обстоит... церковники „не замечают", что смысл этих поучений в Библии неравнозначен. Определяющее место в библейских нравственных требованиях принадлежит таким из них, которые чужды интересам трудящихся масс. В противоположность коллективизму трудящихся...

https://www.сайт/religion/11677

Делаются для него эталонами, с которыми он соотносит свое поведение. Сознание долга развилось как нравственное явление, выражающее стремление человека выполнить свои обязанности перед другими людьми, перед обществом. Совесть... богословы подчеркивают, что свобода воли человека относительна: только аморальные поступки он совершает самостоятельно, в нравственных поступках ему помогает божественная благодать. Научное понимание факторов, определяющих моральную деятельность людей, выявило иллюзорность...

https://www..html

Энциклопедией клинической медицины для нескольких поколений врачей. В разделе «Самосовершенствование» говорится: «Тот, кто совершенствуется нравственно , творит благие дела, не будет испытывать страданий от тяжёлых болезней или бедствий. Это один из важнейших... , чтобы сдержанность и покладистость стали привычными, а нрав неподдельно добрым. Помимо совершенствования в нравственности , важно изменять и умерять свои привычные склонности. Ограниченный человек вспыльчив и замкнут, часто бывает...

https://www.сайт/journal/147461

Потянем жребий, кому кого пропустить. Материальный Интерес хранил молчание и не отводил взгляда. - Чтобы избежать нежелательного конфликта, - сказала тогда Нравственность не без душевной муки, - я сама распластаюсь, - и ты сможешь пройти по мне. Тут только Материальный Интерес разверз уста. - Едва ли моим ногам будет удобно по тебе...

https://www..html

Теории и практики. Важность учета психологических аспектов хозяйственной деятельности, необходимость укрепления ее нравственных основ четко осознавались уже в дореволюционный период многими представителями отечественной экономической и философской мысли... ученые. Для "новых русских" выгода оказывается зачастую выше морали и права. Характерные черты их духовного облика : неразборчивость в средствах, лицемерие, хитрость, жестокость. Эти их качества и порождают массовое развитие таких явлений...

https://www.сайт/psychology/17436

https://www.сайт/navigator/nravstvennyiy-zakon.html

Деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной... нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках. Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу...

Дорогой наш читатель!

Ты родился и вырос среди людей; без них ты не прожил бы и дня. Все, что тебя окружает: дом, где ты,живешь; одежда, которую ты носишь; книги, которые ты читаешь; пища, которую ты ешь, - все это создано людьми. И сам ты, сегодняшний школьник, завтра встанешь в ряды тех, кто трудится на благо своего народа, ты его надежда и его будущее.

Человек всегда живет в обществе себе подобных, он - существо общественное. Ты прочел эти строки и задумался. Вспомнил Робинзона Крузо - сколько лет провел он в полном одиночестве! И разве только человека можно назвать общественным существом? Муравьи и пчелы ведь тоже живут «в обществе себе подобных».

Давай подумаем вместе. Робинзон жил один на своем острове; он сам выстроил себе дом, своими руками возделывал поле. Но кроме собственной силы и смекалки Робинзон использовал еще опыт и знания, полученные им когда-то от людей. Он мысленно беседовал с родными - беседовал на человеческом языке. Другое дело, если бы Робинзон забыл все, что дали ему люди; но тогда он и сам перестал бы быть человеком, превратился бы в животное.

Муравьи возводят сложнейшие сооружения, а пчелы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор. Но муравьи умеют строить только муравейники, а пчелы - только соты. Ни пчела-одиночка, ни целый пчелиный рой не построят даже самого маленького муравейника, а муравьев не выучишь и не заставишь работать в улье: насекомые не умеют думать, ими руководит слепой инстинкт.

А человек подумает, поучится и сделает все, что нужно; если же работа одному не по плечу - помогут товарищи. Люди изобрели радио и самолет, автомобиль и электрическую лампу, овладели энергией атома, начали штурм космоса - и все это за семь-восемь последних десятилетий! Недаром наука называет человека «гомо сапиенс» - «человек разумный». Разум, способность к сознательным совместным действиям - вот что отличает людей от животных, вот что сделало человека хозяином Земли.

Жизнь человека многогранна, бесконечно разнообразны его интересы, занятия, переживания. Но еще многограннее и неизмеримо сложнее жизнь человеческого общества в целом.

Вдумайся в этот призыв. Он обращен и к тебе. Сегодняшние пионеры и комсомольцы - завтрашние строители коммунистического общества.

Каждый человек несет людям не только свою долю участия в общем труде, но и свой характер, свои запросы и поступки, свои достоинства и недостатки, и для людей вовсе не безразлично, каков этот человек, что он дает коллективу. Ведь если каждый станет вести себя так, как ему хочется, и делать то, что ему вздумается, общество не сможет ни существовать, ни тем более развиваться.

Поэтому в человеческом обществе существуют известные нормы поведения, определяющие отношение людей друг к другу, к обществу в целом и к себе. Этим нормам, которые называются нравственными, или моральными нормами, обязан подчиняться каждый: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В. И. Ленин).

Понятно, что те поступки, которые соответствуют нравственным нормам общества, будут считаться в этом обществе поступками нравственными, правильными, а те, которые противоречат данным нормам, будут рассматриваться как безнравственные, аморальные, неправильные.

Любое эксплуататорское общество, отмечает В. И. Ленин, «основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб». Значит, в эксплуататорском обществе нет и не может быть единых моральных норм; там всегда живут рядом две морали: одна - для эксплуататоров, другая - для эксплуатируемых.

Так, эксплуататорские классы в царской России жили за счет труда угнетенного народа и при этом считали, что поступают вполне нравственно, но зато всякая попытка сбросить гнет считалась безнравственной и преступной.

Но моральные нормы любого эксплуататорского общества, как и само это общество, не вечны: они возникают и умирают вместе с породившим их общественным строем. Октябрьская революция ликвидировала эксплуататорские классы в России, уничтожила бесчеловечную мораль буржуазно-помещичьего мира: «человек человеку - волк», утвердила новую мораль: «человек человеку - друг». Революция объявила высоконравственными деяния борцов с царизмом, крепостным правом и капитализмом в старой России. Мы гордимся именами Разина и Пугачева, Радищева и Пестеля, Чернышевского и Некрасова, рабочих-революционеров Халтурина и Бабушкина. Эти замечательные люди боролись за народ, за его свободу, и их мечты осуществились в Стране Советов, в твоей стране, юный читатель.

Мы, советские люди, счастливы, что живем в самой свободной стране мира и первыми строим светлое будущее человечества - коммунизм. В этой борьбе мы выступаем единым, сплоченным коллективом, у всего нашего народа одно общее дело, общие планы, общие мечты. Быть нравственным человеком в нашем социалистическом обществе - это значит по мере сил участвовать в общем труде, стремиться приносить счастье людям, бороться за него.

Взгляды, убеждения, интересы, отношение к людям, характер, поведение - все это мы называем нравственным обликом человека - не даются ему от рождения, они формируются с годами, постепенно. Можно ли контролировать формирование своего нравственного облика? Конечно, можно. И не только можно - нужно. Любой из нас обязан воспитывать себя, не дожидаясь, пока другие займутся этим, каждый обязан вырабатывать в себе черты передового человека нашей эпохи.

Самая прогрессивная и человечная мораль в мире - коммунистическая мораль. Она выражает интересы и идеалы трудящихся масс, утверждает правила человеческого общежития, основанные на отношениях дружбы и товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Ее содержанием, целью является борьба за укрепление и завершение коммунизма. Основные положения коммунистической морали закреплены в моральном кодексе строителя коммунизма, сформулированном в Программе Коммунистической партии Советского Союза. Это преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, ко всем странам социализма, органически сочетающиеся с пролетарским интернационализмом, братской солидарностью с трудящимися всех стран; добросовестный труд на благо общества; коллективизм и товарищеская взаимопомощь; высокое сознание общественного долга; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми; честность и правдивость, непримиримость к несправедливости и т. д.

О том, какой богатой и интересной должна быть твоя жизнь, о моральном облике советской молодежи, о том, с кого брать пример, как воспитывать в себе высокие моральные качества, как побеждать слабости и недостатки, - обо всем этом и пойдет наш разговор.

В социальной работе наряду с профессиональными знаниями особенно большую роль играют личностно-нравственные качества специалиста, которые являются определяющим фактором успешности и эффективности их деятельности. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностно-нравственных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, в решающей степени влияет на систему межличностных отношений. Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры должно занимать важное место в процессе подготовки социальных работников. Только оптимальное сочетание профессиональных знаний и навыков с высокой духовно-нравственной культурой специалиста является необходимым условием его высокой квалификации. www.edumask.ru

Нравственность, как духовное качество человека, его потребность приносить людям благо, является ядром личности социального работника. Именно нравственные качества специалиста во многом определяют поведение клиента, его социальное самочувствие и психологическое состояние. Рассмотрим нравственные и душевные качества, которые характеризуют духовно-нравственный облик социального работника.

Совесть социального работника проявляется как нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности представляет собой индивидуализированную форму отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть напоминает социальному работнику о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими людьми и перед самим собой. В качестве нравственного регулятора совесть выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых ценностей и требований и побуждает к творческой деятельности, исключающей формальное выполнение моральных и профессиональных норм.

Честность является важным качеством социального работника. Честность как деловое, практическое качество выражается в открытости мыслей, чувств и намерений специалиста для других людей. Честность должна проявляться и в словах и в практических действиях. Он обязан выполнять обещание, данное клиенту. Социальный работник обязан правдиво информировать клиента о путях и возможностях решения имеющейся проблемы, не скрывая трудностей и совершенных ошибок.

Внимательность и наблюдательность, несомненно, присущи хорошему специалисту. Социальный работник должен чувствовать и понимать всю гамму чувств и переживаний, испытываемых клиентом. Он обязан безошибочно оценить внутреннее состояние клиента и организовать взаимодействие с учетом его самочувствия, настроения и желаний. Внимательность и наблюдательность позволяют социальному работнику своевременно и правильно принять наиболее оптимальное решение в той или иной ситуации.

Терпимость является необходимым качеством личности социального работника. Она выражается у специалистов в сознательном подавлении чувства непринятия всего иного, имеющегося у клиентов. Терпимость предопределяет уважительное отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, интересам, мнениям, идеям, привычкам, верованиям других людей. В то же время терпимость не означает примирения социального работника с негативными идеями или действиями клиента, которые способны нанести вред самому клиенту, окружающим его людям или обществу.

Тактичность: в силу специфики своей деятельности социальные работники имеют дело с людьми слабыми, больными, социально неадаптированными, самолюбие которых часто страдает от осознания того, что они, попав в затруднительное положение, сами не могут решить свои проблемы и вынуждены получать социальную помощь. Поэтому тактичность как качество личности социального работника жизненно необходима и обусловлена его деятельностью. Социальный работник обязан предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами, другими людьми.


Другие материалы:

Приложения
Приложение 1 Четыре типа набора (привлечения) добровольцев Типы Содержание Набор «тепленьких» Распространение брошюр или плакатов-листовок организации; Использование газет, радио, ТВ, Интернета; Контакты с общественными...

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного уп...

Аналитическое социологическое исследование
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого...