Древняя индия чем они занимались. Древняя индийская цивилизация — Южная Азия на заре веков. Связи древней Индии с другими цивилизациями

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Индийская цивилизация — одна из самых древних на планете. Созданные здесь религиозно-этические учения и произведения искусства отличаются необыкновенными красотой и самобытностью. При этом большой интерес представляет и политическая история Индии, полная невероятных поворотов и событий.

Древняя Индия

Хараппская цивилизация (3000-1500 лет до н. э.)

Примерно 5000 лет назад в долине реки Инд на территории современного Пенджаба возникла хараппская цивилизация. Учёные полагают, что этнически хараппцы относятся к дравидийским народам, до сих пор населяющим юг Индии. Существовали предположения, что первая цивилизация в Индии была создана переселенцами из Шумера или арийскими племенами. Но последние археологические исследования говорят о том, что, по всей видимости, хараппцы были коренными жителями этого региона, а их культура была вполне самобытна.

Около 2500 года до н. э. начался «золотой век» хараппской цивилизации. Здесь строились большие города с продуманными и чёткими планировками. В двух крупнейших городах — Хараппе и Мохенджо-Даро, по некоторым подсчётам, могли единовременно проживать от 30 до 100 тысяч жителей. Дома горожан были разными, в зависимости от достатка хозяев. Бедняки жили в небольших однокомнатных строениях, а дома богачей могли быть настоящими многоэтажными дворцами. В каждом дворе был свой колодец, также археологи обнаружили в хараппских городах остатки канализационной системы.

Найденные в долине Инда артефакты свидетельствуют о том, что хараппцы были миролюбивым народом. Завоеваниям они предпочитали торговлю и ремёсла. Раскопки города Лотхалы показали, что местные жители были талантливыми мореплавателями. Город был одновременно портом и центром ремесла и торговли. Здесь были целые улицы, состоящие из мастерских, где изготавливали посуду, ювелирные изделия и ткани. Из Лотхалы гружённые товарами лодки отправлялись в северо-восточную Африку и Западную Азию. Археологи нашли немало табличек и керамики с надписями, свидетельствующими о существовании уже в это время письменности. Но, к сожалению, расшифровать язык хараппцев учёным пока не удалось.

Основными занятиями хараппцев, как и большинства народов бронзового века, было земледелие и скотоводство. Им были знакомы многие сельскохозяйственные культуры. Для полива полей создавались сложные ирригационные системы. Также харрапцы сумели приручить овец, коз, коров, кошек, собак и слонов.

Религиозные представления жителей хараппской цивилизации ещё мало изучены. По всей видимости, их религия уже содержала некоторые элементы будущего индуизма. Археологические находки позволяют сделать выводы, что среди хараппцев был популярен культ богини-матери, а также были распространены мифологические сюжеты, заимствованные из шумеро-аккадской религии.

Около 1500 года до н. э. хараппские города начали приходить в упадок. Ремесла становятся более грубыми и примитивными, приходят в запустение общественные здания и дворцы, разрушаются канализационные и ирригационные системы. Учёные высказывают ряд гипотез, объясняющих варваризацию хараппской культуры: засоление почв, изменение течения Инда, наводнения и засухи. Вскоре после окончательного упадка хараппской цивилизации на эти земли пришли новые племена.

Арийское завоевание Индии. Ведийская цивилизация (1500 — 500 лет до н. э.)

Приблизительно в XII-VII веках до н. э. на территорию современной Индии пришли арийские завоеватели. Современная наука уже может дать ответ на вопрос, где была прародина ариев. Когда-то индийцы и иранцы были единым народом. Их предки проживали в районе Средней Азии — в Прикаспийских степях, Западной Сибири, на территории Казахстана, Туркмении, Узбекистана. Скорее всего, индоарии переселялись оттуда на Индостан несколькими миграционными волнами. Пришельцы обосновались на севере полуострова, в то время как хараппцы и другие местные племена были вынуждены перебираться на юг. Впрочем, во многих регионах переселенцы и аборигены сосуществовали мирно, перенимая культуру и традиции друг друга.

Индоарийскую культуру часто ещё называют ведийской, поскольку главным культурным достоянием этой цивилизации являются веды — священные писания, в которых изложены основы индуизма. Самой известной ведой является «Ригведа», датируемая XI-X веками до н. э. Благодаря «Ригведе», учёные смогли узнать многое о философско-религиозной картине мира индоариев и составить представление о социальном устройстве, быте и основных занятиях местного населения. Индоарии были политеистами. В их пантеон входили:

  • Индра — громовержец и воитель;
  • Варуна — бог небесных светил и законодатель;
  • Вишну — бог солнца;
  • Агни — бог огня;
  • Сома — божество опьяняющего напитка бессмертия;

Кроме того, индоарии верили в существование множества злых и добрых мелких духов.

Ведийская культура относится уже к железному веку. Благодаря железным орудиям, индоарии могли осваивать труднопроходимые области Индостана, эффективно обрабатывать почву и достичь высокого уровня во многих ремёслах.

В отличие от харрапцев, где основой общественной организации были народные собрания, у индоариев ключевую роль играл царь, чью персону подданные обожествляли. Из Ирана древние индийцы заимствовали варно-кастовую систему, которая развилась здесь именно в ведийскую эпоху.

Буддийский (магадхско-маурийский) период (V — II вв. до н. э.)

Революционной в истории Индии была эпоха правления династии Маурьев. Эти могущественные правители:

  • создали на Индостанском полуострове объединённое государство с развитой инфраструктурой;
  • способствовали расцвету местной культуры, распространению письменности, углублению научных знаний;
  • сделали многое для развития торговли.

В этот период в Индии распространяется буддизм и появляются такие религиозные учения как вишнуизм и шиваизм.

В середине I тысячелетия до н. э. долина Ганга стала полем борьбы между множеством мелких государств. Каждое из них стремилось установить своё влияние в регионе. Постепенно началось возвышение Магадхи — сильного и богатого царства, расположенного на северо-востоке современной Индии, со столицей в Паталипутре. В ходе упорной борьбы цари Магадхи сумели сокрушить большинство своих политических противников.

Северо-западные же области Индии в VI в. до н. э. стали частью империи Ахеменидов, правивших в Персии. В IV в. до н. э. государство Ахеменидов пало под натиском войска Александра Македонского. После победы македонский правитель незамедлительно выдвинулся в Индию. Однако усталая армия требовала от Александра возвращения домой. Александр Македонский был вынужден повернуть, так и не дойдя до Магадхи.

В 322 году до н. э. царём Магадхи становится Чандрагупта — представитель новой династии Маурьев. Для того чтобы получить трон, Чандрагупте пришлось не только бороться с царями прежней династии — Нандами, но и с греческими гарнизонами, оставленными в Индии Александром Македонским. Цари из династии Маурья сумели объединить под своей властью все княжества севера Индии и поддерживали тесные связи с Египтом и империей Селевкидов. Империя Маурьев простиралась от Гималаев до центральной части Индостана.

Маурьи сделали много для распространения на полуострове буддизма, сумели укрепить вертикаль власти и создали сложную бюрократическую систему. Благодаря появлению монеты, в стране стали развиваться кредитно-банковское дело и торговля.

Концом империи Маурьев был заговор Пушьямирта Шунга (185 г. до н. э.), после которого к власти пришла новая династия.

Классический период (IV-V вв.)

Ещё при последних Маурьях империя начала постепенно разрушаться. Новой династии — Шунгам — пришлось столкнуться с неповиновением мелких индийских князьков, а также с греческими и иранскими завоевателями.

В I в. н. э. на территории Средней Азии возникла могущественная Кушанская империя. Кушанские цари сумели подчинить себе земли, когда-то входившие в государство Маурьев и некоторые греческие колонии. В III в. Кушанская империя пала и на территории Индии начался период раздробленности. Центром возрождения единой Индии снова стала Магадха. В 320 г. на царском престоле Магадхи укрепилась династия Гуптов. Их правление считается «золотым веком» в истории Индии. Гупты были талантливыми воителями и сумели создать крупнейшую по площади империю на Древнем Востоке.

Однако в середине V века империя Гуптов столкнулась с серьёзным противником — ираноязычными эфталитскими племенами. Пришельцы заняли почти всю северную Индию. Поздние Гупты сумели сохранить контроль только над Магадхой.

Средние века и Новое время

Эфталиты ненадолго задержались в Индии. Часть их ушла, а часть — ассимилировалась и переняла культуру местного населения. Индия снова погрузилась в усобицы и феодальную раздробленность. Одни княжества на время возвышались над другими, но буквально через считанные годы приходили в упадок. В этом хаосе возникла система сеньориально-вассальных отношений, аналогичная европейской. Серьёзные изменения в регионе начались в XI веке, когда Индия стала подвергаться набегам исламских завоевателей. Погрязшие в междоусобных войнах индийские князья не могли противостоять новой угрозе и были вынуждены подчиниться.

Исламский период

Тюркские завоеватели, исповедовавшие ислам, также были весьма неоднородны и часто соперничали друг с другом. В 1206 году на территории Индии возник Делийский султанат, быстро ставший лидером в регионе. Местная и мусульманская знать предпочли подчиниться делийским правителям, поскольку из Центральной Азии уже приходили вести об завоевательных походах Чингисхана. В XIII веке монголы не раз вторгались в Северную Индию, всякий раз оставляя много жертв и разрушений.

Султаны проводили политику исламизации. По их указам, были разрушены многие индуистские храмы, а на их месте воздвигнуты мечети. Из-за дополнительных налогов, налагаемых на «неверных» в этот период отмечается некоторый упадок ремесла и торговли. Раджи и махараджи из числа этнических индийцев могли сохранять свои владения только при условии полного подчинения султану, предоставления ему своих военных отрядов и выплаты дани.

В XIV веке Делийский султанат начал слабеть. Окончательное его падение произошло в конце того же века после вторжения в Индию Тамерлана. В 1526 году один из потомков Тамерлана — Бабур — был вынужден бежать из Центральной Азии. Бабур вместе со своим войском вторгся в Северную Индию и вскоре подчинил её себе, положив, тем самым, начало Империи Великих Моголов.

Потомки Бабура понимали, что для поддержания стабильности внутри империи им необходима опора в лице местной знати. Поэтому они прекратили разрушение индуистских святынь и стали принимать в чиновничий корпус индусов. Великие Моголы были талантливыми завоевателями и мудрыми правителями, сделавшими многое для развития экономики и культуры.

Однако к XVII веку империя сильно ослабла. Причиной тому было множество факторов:

  • начало европейского вторжения в Индию;
  • междоусобные войны между наследниками престола;
  • действия индуистской знати, настроенной на свержение власти иноземцев;
  • крестьянские волнения;
  • выступления сикхов (народа на севере Индии, боровшегося за независимость).

Окончательное падение Империи Великих Моголов произошло в 1858 году, когда английские войска захватили Дели и взяли в плен последнего могольского правителя.

Европейцы в Индии

Для европейцев Индия была богатым и притягательным краем. Европейская знать была готова платить огромные деньги за индийские специи, ткани и ювелирные украшения. Борьба за Индию началась ещё в XVI веке, когда на Индостане появилась первая португальская колония. Вскоре соперничество за индийские богатства и внутренние рынки развернулось между Португалией, Испанией, Францией, Англией и Нидерландами.

Европейцы с помощью денег или военной угрозы переманивали на свою сторону местных дворян, пытаясь заручиться их поддержкой. В середине XVIII века наиболее активным игроком в регионе стала Франция, начавшая здесь создание своей колониальной империи. Её планам помешали англичане. В ходе конфликта обе стороны использовали отряды сипаев — индийских солдат, воевавших под знамёнами европейских держав. Итогом англо-французской войны стала победа англичан, начавших немедленное освоение Индии.

Для укрепления своей власти на занятых территориях англичане заключали с индийскими княжествами договора, по которым те должны были отказываться от самостоятельной внешней политики и огромной части налогов в обмен на военную помощь. Поскольку англичане вывозили из Индии всё, представлявшее хотя бы минимальную ценность, княжества стремительно нищали и были вынуждены полностью отказываться от своего суверенитета.

Огромные налоги, упадок многих ремёсел, кабальные условия аренды земли приводили к обнищанию населения, безвозвратной гибели многих ремёсел и массовому голоду. В отличие от прежних завоевателей, англичане не собирались ассимилироваться и перенимать местные порядки. Из Индии просто выкачивались все ресурсы. Причём, если индийские феодалы, заинтересованные в постоянном притоке налогов, старались не слишком притеснять землевладельцев, то англичан абсолютно не беспокоил уровень жизни населения. Поэтому колониальная Индия была намного беднее феодальной. В XIX веке колонизаторы попытались создать в Индии буржуазные отношения и развитую промышленность. В некоторых городах, например, Бомбее, это удалось. Но из-за сохранения феодальных пережитков индийская экономика не могла развиваться полноценно.

Местное население не раз пыталось выступить против колонизаторов. Самой известной такой попыткой было восстание сипаев 1857-59 годов. Однако повстанцев ждала неудача, поскольку:

  • вожди восстания не смогли выступить единым фронтом;
  • знать, возглавившая народное движение не была готова идти на уступки крестьянам;
  • англичанам удалось переманить большинство феодалов на свою сторону;
  • сипайская армия была слишком слаба для серьёзных военных действий;
  • восставшие не смогли создать чёткую политическую программу и выдвинуть подходящие для всего населения лозунги.

Но, несмотря на поражение повстанцев, английская администрация была вынуждена пойти на ряд уступок.

Хотя колонизаторы принесли индийскому народу немало горя, они же способствовали сплочению индийцев перед лицом общей угрозы. К тому же англичане строили заводы, железные дороги и школы. Молодые люди из богатых семей ездили учиться за границу, привозя оттуда новые знания и идеи. В начале ХХ века в Индии стали появляться политические партии и кружки, пропагандировавшие независимость и свободу. Также влияние на внутреннее положение Индии оказали революции в России, Германии и Китае.

Одними из самых активных общественных деятелей того времени были Махатма Ганди и Бал Гангадхар Тилак. Особой популярностью их идеи стали пользоваться после окончания Первой Мировой войны. Ганди сумел наладить связи не только с индусами, но и с индийскими мусульманами, начавшими халифатское движение. Инициированное интеллигенцией движение неповиновения в начале 1920-х годов подхватили и крестьяне. За координацию всех действий отвечал Индийский Национальный Конгресс — первая политическая партия страны.

Сначала англичане были готовы на уступки, но в условиях обострившейся международной обстановки британская администрация пошла на радикальные меры, арестовав Ганди и его сподвижников. Вскоре Индия в составе Британской империи вступила во Вторую Мировую войну.

На протяжении всей войны продолжались выступления против британцев. Ситуация усугублялась ростом взаимной ненависти между индусами и мусульманами. После завершения войны власти Великобритании пришли к выводу, что Лондон больше не в состоянии удерживать индийские колонии. Для того чтобы предотвратить дальнейшие религиозно-этнические конфликты, было решено разделить Индию на две части — мусульманскую и индуистскую. Так в августе 1947 года на карте мира возникло сразу две независимых страны — Пакистан и, собственно, Индия.

Независимая Индия

Несмотря на разделение бывших британских колоний, конфликт между мусульманами и индусами продолжался ещё много лет и привёл к нескольким индо-пакистанским войнам. Граница по обе стороны была наводнена беженцами, периодически вспыхивали региональные столкновения.

В 1948 году был убит Ганди и правительство возглавил Джавахарлал Неру. В Национальном Конгрессе в 1950-е годы началось соперничество двух политических группировок. Одна выступала за развитие по западному капиталистическому пути, а другая настаивала на государственном управлении экономикой. В итоге, левая оппозиция откололась от Национального Конгресса и основала собственную партию.

Сегодня экономику Индии можно охарактеризовать как смешанную. Благодаря талантливым руководителям страны, таким как, Индира Ганди, Лал Бахадур Шастри и Нарасимха Рао, здесь удалось провести ряд успешных экономических реформ и внедрить многие технологические инновации. В 1970-е годы Индия даже стала ядерной державой. Сегодня из-за дешевизны ручного труда и сырья в Индии находятся филиалы многих крупных европейских и американских промышленных предприятий.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.


Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.


Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.


Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

Религиозные верования индийцев

Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.


Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

Раздел - I - Краткое описание Древней Индии
Раздел - II - Культура и религия

Древняя Индия - это одна из первых цивилизаций мира, принесшая мировой культуре крупнейшее кол-во различных духовных ценностей. Древняя Индия - это достаточно богатейший субконтинент с бурной и сложной историей. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались империи, но из века в век была сохранена «непреходящая» самобытность культуры Инди. Данная цивилизация строила из кирпича большие и очень хорошо спланированные города с водопроводом и построила пиктографическую письменность, расшифровать которую по сей день не удается.

Свое название Индия приобрела от названия реки Инд, в долине которой и располагается. «Инд» в пер. значит «река». Протяженностью 3180 километров, Инд берет свое начало в Тибете, протекает через Индо-Гангскую низменность, Гималаи, впадает в Аравийское море. Разные находки археологов говорят о том что в Древней Индии было человеческое общество уже в период каменного века, и именно тогда возникли 1-ые социальные отношения, зародилось искусство, появились постоянные поселения, возникли предпосылки для развития одной из древних мировых цивилизаций - Индийская Цивилизация, появившаяся в Северо-Западной Индии (сегодня почти вся территория Пакистана).

Она датируется приблизительно XXIII—XVIII веками до нашей эры и считается 3-ей по времени появления цивилизацией Древнего Востока. Ее развитие, как и первых 2-ух—в Египте и Месопотамии, — было на прямую связано с организацией высокоих урожаев поливного земледелия. Первейшие археологические находки терракотовых статуэток и керамических изделий относят к 5 -му тысячелетию до н.э., они были изготовлены в Мехргархе. Из этого следует что, Мехргарх уже можно считать настоящим городом - это первый город в Древней Индии, о котором нам стало известно по раскопкам археологов. Исконным божеством у коренного населения Древней Индии - дравидов, был Шива. Он находится в числе 3-х главных божеств индуизма - Вишну, Брахмы, и Шивы. Все 3 бога считаются проявлением единой божественной сущности, но за каждым закреплена конкретная «сфера деятельности».

Так, Брахма считается творцом мира, Вишну был его хранителем, Шива был его разрушителем, однако именно он же заново его воссоздаёт. Шива у коренных жителей Древней Индии считался главным богом, считался образцом, достигшим своей духовной самореализации, управителем мира, демиургом. Долина Инда простирается на С-З субконтинента по соседству с древнейшем Шумером. Между данными цивилизациями, безусловно существовали торговые взаимоотношения, и вполне возможно, что именно Шумер оказал огромное воздействие на Индийскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории основным путем вторжения новых идей оставался сев-зап. Все другие пути в Индию были настолько закрыты морями лесами и горами, что, к примеру, великая древние китайская цивилизация почти не оставила в ней никаких следов.

Природа и население Древней Индии

Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии —Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. На Севере Индии проходит горный хребет Гималаи, отделяющий Индию от других стран.
Природа и климат Индии отличаются большим разнообразием. Почти весь полуостров Индостан занят плоскогорьем с жарким, засушливым климатом. Между этим плоскогорьем и Гималаями расположена обширная низменность, где протекают две могучие реки: Инд и Ганг. Обе они берут начало в Гималаях
и вместе со своими многочисленными притоками образуют плодородные долины, отделенные одна от другой тропическими лесами и пустынями. В долинах рек много земли, пригодной для обработки и пастбищ.
Животный мир Индии очень богат и разнообразен. Населению приходилось вести непрерывную борьбу с хищниками—тиграми, пантерами, медведями, уничтожавшими людей и домашний скот, а также со слонами, вытаптывавшими посевы.
Индия заселена с глубокой древности. В различных частях Индии найдены грубые каменные орудия, которыми пользовались древнейшие люди. В третьем тысячелетии до н. э. в долине Инда возникают рабовладельческие государства со своеобразной культурой. Ученые раскопали в пустыне развалины городов с большими зданиями из кирпича и камня. Население этих городов занималось земледелием и скотоводством. Из камня, слоновой кости и металла искусные ремесленники изготавливали различную утварь и предметы роскоши. Была развита торговля, как внутренняя, так и внешняя. В городах имелись крытые рынки. Торговые связи поддерживались с Индокитаем и Месопотамией. У древнейшего населения Индии было письмо, которое пока еще не прочтено.

Во втором тысячелетии до н. э. с северо-запада в Индию проникли многочисленные племена, называвшие себя арии, что на языке древних индийцев означает «благородные». Арии были кочевниками-скотоводами. Главное их богатство—крупный рогатый скот, а основная пища — молочные продукты. Впоследствии корова считалась у индийцев священным животным. Ариям была известна лошадь, появившаяся в Индии одновременно с ними. Коней запрягали в повозки и колесницы, приспособленные для быстрой езды и боя с врагами. Во главе племен ариев стояли племенные вожди — раджи. Власть их была ограничена советом старейшин.
С конца второго тысячелетия, с распространением железных орудий, индийцы начинают осваивать долину Ганга, расчищая джунгли, осушая болота. Они сеют ячмень и рис, возделывают хлопок. Полукочевое скотоводство уступает место земледелию.

Образование рабовладельческих государств.

Развитие земледелия и ремесла, а также захватнические войны привели к появлению у ариев имущественного неравенства. У раджей, возглавлявших грабительские походы, скапливается много богатств. С помощью воинов они укрепляют свою власть, делают ее наследственной. Раджи и их воины превращают пленников в рабов. От крестьян и ремесленников они требуют уплаты податей и работы на себя. Раджи постепенно превращаются в царей маленьких государств. Во время войн эти маленькие государства объединяются в одно, и тогда правитель становился махараджей («большим царем»).
Со временем совет старейшин теряет свое значение. Из племенной знати набираются военачальники и чиновники, ведающие сбором" налогов, организацией работ по вырубке лесов и осушению болот. Значительную роль в создающемся государственном аппарате начинают играть жрецы — брахманы.. Они учили, что царь выше других людей, что он, «подобно солнцу, жжет глаза и сердце и никто на земле не может даже смотреть на него».

Касты и их роль.

В рабовладельческих государствах Индии в первом тысячелетии до н. э. население делилось на четыре группы, называвшиеся кастами К Первая каста состояла из брахманов. Брахманы не занимались физическим трудом и жили на доходы от жертвоприношений. Вторая каста—кшатрии — была представлена воинами; в их руках находилось и государственное управление. Между брахманами и кшатриями часто велась борьба за власть. В третью касту — вайшьев — входили земле¬дельцы, пастухи и торговцы. Все покоренное ариями местное население составило четвертую касту — шудр. Шудры были слугами и исполняли самую тяжелую и грязную работу. Рабы не входили ни в одну касту.
Деление на касты нарушило старое племенное единство и от¬крыло возможность для объединения лиц, происходивших из разных племен в пределах одного государства. Принадлежность к касте была наследственной. Сын брахмана рождался брахманом, сын шудры — шудрой. Для увековечения каст и кастового неравенства брахманы создали законы. В них говорится, что сам бог Брахма установил неравенство между людьми. Брахма, по словам жрецов, создал из своих уст брахманов, из рук — воинов, из бедер — вайшьев, а из ступней, которые в пыли и грязи,— шудр.
Кастовое деление обрекало низшие касты на тяжелый, унизительный труд. Оно закрывало способным людям путь к знанию и государственной деятельности. Кастовое деление тормозило развитие общества; оно играло реакционную роль.

Государство Маурьев в Древней Индии

В середине первого тысячелетия до н. э. произошли важные изменения в хозяйственной жизни страны. К этому времени основная часть долины Ганга была освоена. В сельском хозяйстве широко используется искусственное орошение. Процветают торговля и ростовщичество; растут и богатеют города.
Появилась необходимость в едином сильном государстве, способном обеспечить организацию оросительных или иных работ в широких размерах и вести захватническую политику в интересах господствующего класса. В V в. до н. э. в ходе длительной и упорной борьбы между небольшими государствами преобладающее влияние приобретает государство Магадха. Оно распространяет свое господство на все области между Гангом и Гималаями. В конце IV в. до н. э. вся Северная и часть Южной Индии объединилась под властью царя Чандрагупты. Он был основателем династии Маурьев. В государстве Чандрагупгы и его преемников была сильная армия, состоявшая из пехоты, конницы, боевых колесниц и слонов. Царь управлял страной, опираясь на чиновников и военачальников.
Содержание войск и чиновников ложилось тяжелым бременем на трудящееся население страны. Увеличивалась эксплуатация крестьян-общинников, ремесленников и рабов. Рабами были не только чужеземцы, захваченные в плен, но и индийцы, оказавшиеся в долгу у богатых людей.
Центрами жизни индийского общества становятся крупные города. В городах проживают чиновники, жрецы, торговцы, ремесленники, а также слуги и рабы богатых людей. Быт горожан начинает сильно отличаться от быта сельского населения.
Государство Маурьев достигает наибольшего расцвета при внуке Чандрагупты — царе Ашоке (273—236 гг. до н. э.). Продолжая завоевательную политику Чандрагупты, Ашока присоединяет к своим владениям ряд соседних областей.

Государство Гупт и его падение.

В первой половине IV в. Магадха вновь становится центром крупного рабовладельческого государства — Гупт. Цари этого государства совершили ряд успешных завоевательных походов в долину Ганга и в Центральную Индию. Правители маленьких царств платили им дань.
В IV—V вв. продолжается развитие земледелия, ремесла и торговли. Индийцы освоили новые земли, прежде занятые джунглями; шире, чем прежде, применяли искусственное орошение. Они выращивали хлопок и сахарный тростник. Из Индии разведение и обработка хлопка распространились в другие страны.
Ремесленники добились больших успехов в изготовлении украшений, оружия, выделке тончайших хлопчатобумажных и шелковых изделий. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю с другими странами.

Подъем хозяйства в Индии в IV—V вв. связан с использованием труда свободных земледельцев, которым давали во временное пользование участки на условиях уплаты ими доли урожая. Рабовладельческая знать постепенно отказывается от использования труда рабов в своем хозяйстве.

Окончательному падению рабовладельческих порядков в Индии способствует вторжение в середине V в. северных племен гуннов, образовавших на территории Индии свою державу.