Что нужно сделать чтобы стать психотерапевтом. Психотерапевт. Кто это такой? Как становятся психотерапевтами? В чем разница между психотерапевтом и психологом? На приеме у психотерапевта. Помощь психотерапевта. Посттравматическое стрессовое расстройство

Наиболее простая классификация специалистов в области практической психологии такова:

· психологи-консультанты (профессионалы, имеющие высшее психологическое образование, и практическую подготовку, а также прошедшие личную терапию);

· неаналитические психотерапевты (это психологи, которые помимо высшего психологического образования и практической подготовки, получили какую-либо специализацию: телесно-ориентированную, психодраматическую, гештальт и т.д.);

· психоаналитики (об их подготовке будет рассказано более подробно).

Ниже (в рамках конкретной статьи) я буду часто объединять психологов-консультантов и непсихоаналитических психотерапевтов под общим словом «психолог».

Психоаналитики нередко считают психоанализ элитным направлением практической психологии. Или даже чем-то большим, чем обычная психология и неаналитическая психотерапия. Почему же далеко не все психологи и психотерапевты выбирают психоанализ и более того, подчеркивают, что психологи и психоаналитики - это далеко не одно и то же? Тому есть ряд причин:

· Психоанализ - очень и очень длителен .

Пациент посещает психоаналитика от трех до пяти раз в неделю в течение трех-пяти лет, для решения проблемы, с которой психолог зачастую справляется в сроки от трех - десяти сеансов до полугода работы, встречаясь с клиентом один - два раза в неделю.

Да, есть и проблемы, требующие длительной (на год или даже годы) работы, например, глубокая коррекция личности или последствия детской травмы. Но это - вынужденная необходимость, а не изначальная задумка. Только психоанализ с самого начала закладывается как на «разумный срок» на три - пять лет работы с клиентом.

· Пациент психоаналитика должен отвечать ряду требований :

Например, он должен быть подготовленным человеком. Какой обычный «клиент с улицы» поверит, что причина всех его жизненных сложностей в том, что в детстве он видел, как раздевается тётя Клава? Для того чтобы отследить связь между тётиклавиным бюстом и тем, что тебя за последний год четыре раза уволили с работы надо иметь очень пытливый ум. А для того, чтобы захотеть это отследить, ум должен быть еще и весьма изощренным.

Я хочу проиллюстрировать предыдущее утверждение цитатой из книги Ральфа Гринсона «Техника и практика психоанализа»:

«Двадцатисемилетняя женщина, миссис К. хотела пройти анализ по различным причинам. В течение нескольких лет у нее бывали моменты бесчувственности, оцепенелости, «ухода», ощущения себя «зомби». Кроме того, у нее бывали периоды депрессии, она была не способна испытывать оргазм при сексуальных отношениях, и недавно появились импульсивно-навязчивые идеи иметь половую связь с негром. Последний симптом был наиболее мучитилен для нее, именно он вынудил ее обратиться за лечением.

(…)

Случай миссис К. я использовал как пример постепенного постижения того факта, что негр был маской для властного, сексуально привлекательного и внушающего страх в период ее пубертата рыжеволосого отчима. Имаульсивно-навязчивая идея о сексуальных отношениях с неграми была продемонстрирована как произошедшая частично от инцестуозного страстного желания отчима. Это было также ширмой для садомазахистских импульсов и скрывало «туалетизацию» сексуальности. Негр также представляет собою конденсацию анально-фаллического мужчины - представления относящегося к ее трехлетнему возрасту. Болезненное качество симптома было результатом самонаказания из-за вины за запретные влечения».

Пациент должен быть достаточно богатым. У кого еще есть деньги на то, что бы посещать специалиста так часто? Кроме того, консультация психоаналитика нередко стоит дороже, чем консультация психолога.

Пациент должен быть способным и склонным к глубокой рефлексии (весь метод построен на весьма тонком анализе снов, скрытых желаний, переноса чувств с близких или значимых людей на аналитика). Сам Фрейд утверждал, что примитивные, «с логикой борща и галушек» пациенты аналитически не курабельны.

И, наконец, что бы посещать аналитика нужно иметь достаточно много свободного времени (пять дней в неделю по 50 минут, и не факт, что кабинет психоаналитика находится рядом с домом пациента).

Скрытным, алекситимичным (не находящимся в контакте со своими чувствами), неустойчивым (например, неспособным переходить от состояния глубокого регресса, в которое погружается пациент во время сессии, к состоянию взрослого), пограничным (страдающим пограничным личностным расстройством) и многим другим людям психоанализ также не подойдет.

Тогда как препятствием к работе с психологом может стать по большому счету только отсутствие желания клиента и некоторых тяжелые психические расстройства.

· Психоанализ - чрезмерно однобоко рассматривает человека, его потребности и цели .

Нельзя же видеть все причинно-следственные связи только в области сексуальных влечений.

Это поняли уже первые ученики Фрейда (например, Юнг видевший в бессознательном источник творчества, а не большую сексуализированную помойку).

· Пациент в психоанализе гораздо более зависим от аналитика, чем клиент в других видах психотерапии .

Для человека жаждущего больших возможностей для собственной инициативы, значительного собственного вклада в процесс работы над собой психоанализ вряд ли подойдет.

Для человека излишне беспомощного, склонного делегировать ответственность кому-то другому, психоанализ тоже может стать своеобразной ловушкой.

Психоаналитик Милтон Мазер пишет об этом так:

«Пассивность аналитика в то время, когда пациент выражает свою беспомощность, подтверждает в глазах пациента то, во что он предпочитает верить, а именно, что он не отвечает за свои действия и потому может просто следовать своим импульсам. Не получая ни единого слова предупреждения или определения возможных последствий, не имеет ли он определенных оснований заключить, что не в силах сам себе помочь, - тем более, что заключение это оказывается на руку его влечениям?»

· Отношения психоаналитика с клиентом регламентированы и обезличены .

У психоаналитика относительно мало возможностей для поддержки, эмпатии и даже просто выражения человеческих симпатии и уважения к человеку, с которым он работает на протяжении нескольких лет.

· Высокий интеллект - большое достоинство для психолога, но для психоаналитика он - острая необходимость.

Не слишком умный, но хорошо знающий теорию и технику психолог, не совершающий грубых ошибок, может работать и, по крайней мере, не вредить, а часто даже приносить пользу в определенных пределах.

Не слишком умный психоаналитик по-настоящему опасен, так как его вычурные и нездоровые интерпретации могут нанести пациенту трудно поправимый вред.

Из всего вышесказанного также следует, что проработанность для психоаналитика гораздо более важна, чем даже для психолога или непсихоаналитического психотерапевта.

· Можно ли научиться свободе (одной из главных целей психоанализа) через чрезвычайно регламентированный процесс, практически лишающий клиента любой инициативы и ответственности?

В то же время простая справедливость требует отметить, сколь многим все направления практической психологии обязаны психоанализу: особое положение психоанализа понятно - он был первым, а в свою историю заглядывает каждый психотерапевт.

Психоаналитическая понятийная база также как и терминология, в отличие от методов и технологии работы, используются полностью или частично представителями большинства направлений практической психологии.

Психоаналитическая психотерапия

Надо сказать, что психоаналитики не восприняли критику коллег-смежников в штыки. Для того чтобы сделать психоаналитическое лечение более доступным и эффективным в середине ХХ века появилась психоаналитическая психотерапия.

Между психоанализом и психоаналитической психотерапией существует ряд отличий.

Цель психоанализа - исследование личности в целом, задача психоаналитической психотерапии скромнее и конкретнее - разрешение той или иной конкретной проблемы. Психоаналитическая психотерапия позволяет сократить число регулярных встреч до одного - трех раз в неделю. В зависимости от поставленной задачи и качества проблемы длительность психоаналитической психотерапии варьируется от 10-20 сессий (краткосрочная психотерапия), до нескольких месяцев или… всё тех же лет. Психотерапию, в отличие от психоанализа, проводят сидя, лицом к лицу. Такое положение больше ориентирует на исследование реальности и препятствует развитию психической регрессии. В психотерапии также неизбежно развивается перенос, но не такой интенсивный, как в психоанализе. С переносом работают только тогда, когда он становится сопротивлением и мешает эффективной работе. Психоаналитическая психотерапия имеет более широкий диапазон применения. Этот вид лечения может помочь не только людям, имеющим проблемы невротического уровня, но и при более серьезных проблемах: неврозах характера, личностных расстройствах, а в некоторых случаях (при обязательном медикаментозном лечении) и при лечении психозов и тяжелых психосоматических болезней.

Как стать психоаналитиком в России?
Научной организацией, объединяющей психоаналитиков всего мира, является МПА - Международная Психоаналитическая Ассоциация.

В конце октября (22-23) 2005 года в Москве прошла конференция по психоанализу "Современный психоанализ: о чем мы думаем, как мы работаем, чего мы хотим", посвященная 15-летию американских психоаналитических программ в России.

Что в переводе с местного наречия означает, что 15 лет назад в Россию приехали первые сумасшедшие энтузиасты от психоанализа и взялись учить народ тому, что знали сами. Это был поступок, который нормальным нельзя назвать никак: дело в том, что подготовка одного психоаналитика (в соответствии с мировым стандартами) занимает от десяти до пятнадцати лет . Поэтому с нуля начав готовить психоаналитиков в некой не ведающей психоанализа стране, рискуешь не дожить до результатов.

Кроме шуток! Именно так и произошло с Хан Гроен-Праккен, создавшей в 1984 году Психоаналитический институт для Восточной Европы (ПИВЕ).

На базе ПИВЕ в нашей стране (и странах Восточной Европы) получили свой статус большинство из тех, кого международные организации признают психоаналитиками.

Психоаналитиком или психоаналитическим терапевтом может стать психолог или психиатр, прошедший специальную подготовку. В таких странах как Россия это обучение обычно проводится в стади-группах.

Стади-группы

МПА набирает группу интересующихся людей и дает им возможность пройти обучение за границей. Затем те, кто прошел обучение получают членство в МПА.

Когда в стране появляется не менее 4 действительных членов МПА, они становятся учебной группой (стади-группой). Это означает, что они как группа представляют МПА в этой стране и осуществляют аналитический тренинг под руководством МПА. Проще говоря, стади-группы имеют право учить психоанализу на мировом уровне. Это обучение - одна из основных задач стади-группы. Спонсорский комитет помогает обучению членов МПА до статуса тренинг-аналитиков.

В России существует две стади-группы:

Первая Стади-группа - Московское Психоаналитическое Общество (МПО) , ее учебным плацдармом является Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП) .

Вторая Стади-группа - Общество Психоаналитиков (ОП) , которые обучают психоанализу в Институте Психоанализа (на базе Института им. Сербского).
Я подчеркиваю: в России есть только две признанные мировым сообществом группы психоаналитиков, которые имеют право обучать психоанализу и психоаналитической психотерапии - это МПО (учебная база которого ИППиП) и ОП (Институт психоанализа).

Больше (кроме этих) в России психоаналитиков нет!

То есть если кто-либо проходил психоанализ не у кого-то из этих людей, то он проходил не психоанализ. Если же кто-либо из читателей только собирается обратиться за психоаналитическим лечением, то помните, что при выборе психоаналитика важно, чтобы это был дипломированный специалист, который является членом одного из профессиональных психоаналитических сообществ.

Надо сказать, что когда проходят психоаналитические мероприятия, то самих «диких» аналитиков, которые уже «выучили» психоанализ в институтах Решетникова, Зимовца и других, с позволения сказать, вузах поражает разница между научной и практической подготовкой тех и других.

Стоило видеть, с каким энтузиазмом они бросились записываться в ИППиП и Институт Психоанализа на той же конференции, о которой я упомянула в начале этой главы.

Итак:

1. Практические психологи и психоаналитики имеют общие цели: решение проблем в личной и профессиональной жизни, улучшение общения и контакта человека с самим собой, понимания себя и окружающих, достижение большей внутренней свободы, исцеление травм и потерь прошлого и решение разнообразных актуальных проблем.

2. Психоаналитики отличаются от других направлений практической психологии, в частности, длительностью обучения, особенностями теоретической базы и чрезвычайно регламентированным процессом лечения. Психоанализ чрезвычайно длительный (как с точки зрения обучения, так и с точки зрения лечения) процесс.

3. Психоанализ не только обогатил практическую и теоретическую психологию, но и фактически стал ее отправной точкой.

4. В России не так уж много настоящих психоаналитиков, проходить психоаналитическое лечение и обучение лучше у них, во избежание печальных последствий.

Статьях мы разбирали, что же из себя представляет психотерапия . В этой статье мы попытаемся понять, что же из себя представляет психотерапевт .

Если Вы читали прошлые статьи, то заметили, что основателями известных психотерапевтических направлений были врачи общего профиля, неврологи, психиатры, психологи и один (окончивший курсы по психологии).

Психотерапия появилась на стыке психиатрии и психологии. Большинство из основателей психотерапевтических школ были врачами, как, например, все члены Международной психоаналитической ассоциации на заре ее формирования. Считалось, что психотерапия – раздел медицины, и ей может заниматься только врач. Это было долгое время правилом.

Если Вы читали предыдущую статью “ ”, то обратили внимание, что там ничего не сказано о мозге, нервной системе, анатомии и физиологии человека. То есть, нельзя сказать, что для проведения психотерапии требуются специальные медицинские знания.

Психотерапия – это лечение словом

Понятие психотерапия объединяет под собой всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств).

Только словом : психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия Роджерса, аналитическая психотерапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ и т.д.

Словом и действием : детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, танцевально-двигательная психотерапия, арт-терапия, и т.д.

Лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки, но лучше, если это будет делать другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом, имеющим право назначать лекарства).

Психологи и врачи – в чем разница?

Психолог и врач – эти понятия характеризуют полученное образование.

Современные психологические факультеты дают серьезное образование для будущего психотерапевта. Среди дисциплин, которые там изучают:

культурология, антропология, социология, философия, логика, история и теория религий, история психологии, общая, сравнительная, экспериментальная, возрастная, социальная и клиническая психология, психология личности, психология развития, этнопсихология, зоопсихология, психогенетика, математические методы статистики в психологии, анатомия, психофизиология ЦНС, физиология ЦНС, физиология ВНД и сенсорных систем, гормональная регуляция психических состояний , психопатология, основы психотерапии, психодиагностика, тренинги и др.

Можно сказать, что все дисциплины, изучаемые в психологических вузах, так или иначе, подготавливают к психотерапевтической деятельности. Жирным выделены дисциплины, которые традиционно считались вотчиной медиков, но теперь их изучают при подготовке психологов. Конечно, эти дисциплины изучают не так углубленно, как в медвузах, в чем можно убедиться ниже.

Медики в процессе своего обучения изучают следующие дисциплины:

латинский язык, медицинская биология, генетика, анатомия человека, патологическая и топографическая анатомия, общая, биоорганическая и биологическая химия, биологическая физика, история медицины, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, патологическая физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией, инфекционные болезни, детские инфекционные болезни, эпидемиология, фармакология, внутренние болезни, профессиональные болезни, общая, детская, оперативная и военно-полевая хирургия, хирургические болезни, педиатрия, онкология, лучевая диагностика и лучевая терапия, дерматовенерология, урология, акушерство и гинекология, эндокринология, фтизиопульмонология, оториноларингология, стоматология, офтальмология, физиотерапия, травматология и ортопедия, медицинская реабилитация, судебная медицина, нейрохирургия, неврология, наркология, психиатрия, логика, философия, основы психологии, медицинская психология и др.

Как можно видеть, при подготовке врача основное внимание уделяется анатомии и физиологии, химии и, конечно, лечебному делу. Современная медицина – очень сложная огромная область естествознания, и получается так, что при подготовке врача практически пытаются "объять необъятное". Соответственно, остается совсем немного времени на предметы, необходимые при подготовке психотерапевта (выделены жирным ). И на основы психотерапии в медвузах, как правило, часы не выделяют.

Общее впечатление, что психологов готовят работать с людьми, а медиков – с болезнями.

Врачи могут назначать лекарства, а психологи – нет. Но для психотерапии это не нужно.

Кто может стать психотерапевтом?

Сегодня в нашей стране психотерапевтом может стать врач или психолог (за рубежом такую возможность имеют еще социальные работники, иногда философы).

Но, ни базовое образование психолога, ни образование врача, сегодня, само по себе, не является достаточным, чтобы заниматься психотерапией .

Психотерапевт – это психолог или врач, который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется в нашей стране, профессиональную переподготовку ) для получения возможности практиковать в области психотерапии .

Научная степень (кандидат или доктор ), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор ), сами по себе ничего не говорят о квалификации в практической области. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые – о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях.

Психотерапия родилась в недрах медицины, поэтому в своем определении имеет слово лечение . Психологи пытались ввести свой термин, аналогичный психотерапии, – психокоррекция , но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование , под которым следует понимать краткосрочную психотерапию (1-7 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат. Психологическое консультирование – это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).

Но не существует "просто" психотерапии. Психотерапия – это общее понятие. Конкретная психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, психодрама и т.д.

Обучение психотерапии (специализация, переподготовка) длится несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает несколько месяцев, конечно, не может внушать доверия. Обучение, казалось бы, такому "несерьезному" виду психотерапии, как танцевальная , в Институте практической психологии и психоанализа в общей сложности длится 4 года.

Как стать психоаналитическим психотерапевтом

© 2005-2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

5. Как стать психотерапевтом

Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапевтов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача - не столько привлечь в психотерапию новые кадры, сколько отговорить людей заниматься психотерапией. Неблагодарное это дело. Впрочем, как я уже писал, психотерапия - не профессия, а образ жизни, и не такой уж плохой.

Вначале эту главу я хотел назвать «Как стать хорошим психотерапевтом». Но потом слово «хороший» выпустил. К профессионалу такое определение не подходит. А я хочу дать портрет психотерапевта-профессионала.

Итак, психотерапевт ориентирован на то, чтобы помочь подопечному не на короткий промежуток времени, а навсегда, так, чтобы он потом в помощи психотерапевта не нуждался, а психологические проблемы мог бы решать самостоятельно. Следовательно, он ориентирован на методики, которые воздействуют на личность и ее поведение, хотя при необходимости пользуется и методами симптоматической психотерапии. Поэтому психотерапевт следует тем положениям, к которым он призывает своих подопечных или, по крайней мере, старается это делать. Почему это необходимо, будет видно из последующего изложения.

Есть два этапа подготовки психотерапевта:

Избавление от собственного невротизма и решение собственных невротических проблем.

Овладение методами психотерапевтической работы.

Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекращает заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом существуют так называемые балинтовские группы, состоящие из психотерапевтов. Кроме того, существует система супервизии. Супервизоры - это психотерапевты экстракласса. Они же участвуют и в аттестации психотерапевтов. В общем, человеку больному или с невротической проблемой лучше не заниматься психотерапией. Надеюсь, вы уже не хотите стать психотерапевтами. Но если еще осталось такое желание, то читайте дальше.

Как идет психотерапевтический процесс?

На первых этапах можно наблюдать явления переноса. Подопечный начинает видеть в психотерапевте кого-то из своих близких. Поэтому психотерапевту больной неосознанно навязывает то роль отца, то роль матери, то мужа (жены) и т. п. Кстати, он предъявляет им те же претензии, которые предъявлял своим близким. Назойливость некоторых подопечных такова, что они начинают предъявлять права на всю жизнь психотерапевта. И если тот начинает отстаивать свои права, они называют его грубияном, по крайней мере сначала, и возмущаются. Причем возмущаются громко и на людях. Потом разберутся и извинятся. Но извиняются они тихо, и обычно один на один. Психотерапевт учит их решать свои проблемы адекватными способами. Овладев ими, подопечные и в реальной жизни начинают успешно решать свои проблемы. Но все это потом. Ну что, опять не отговорил?

В психотерапевтическом процессе в отношениях между подопечным и врачом действует механизм проекции. Это один из механизмов психологической защиты. Суть его заключается в том, что некоторые часто отрицательные качества своей личности не осознаются и вытесняются в бессознательное. Становится немного легче. Но вытесненное в бессознательное стремится вырваться наружу и выплеснуться на кого-то другого. Т. е. человек неосознаваемые свои качества проецирует на своих партнеров по общению. Я, исходя из этого, сформулировал правило: «Послушай, как человек ругает других или тебя. Так он дает себе характеристику». Вот если меня человек назовет дураком, я уже знаю, что имею дело с дураком. Может быть, конечно, я и дурак. Но с этим еще следует разобраться. Но то, что он дурак, не вызывает сомнений. Если я умный, а он не разобрался, кто он? А если я дурак, а он со мной связался, кто он? Философ, как вы помните, говорил, что среди психотерапевтов есть грубияны, стяжатели, следователи-садисты и психотерапевты-недоучки.

Вот во всем этом обвиняют психотерапевта не только ученые, но и его подопечные во время совместной работы, хотя, в общем, это больше имеет отношение к ним самим. Ведь практически идет диагностика их психологического состояния.

Сам же врач должен быть как зеркало. Если врач не решил свои проблемы, то тогда возможен контрперенос. Контрперенос - это неосознаваемый психический процесс, когда врач или психолог (сейчас многие психологи начинают заниматься психотерапией) начинает решать свои проблемы за счет пациента. Наиболее скандальные случаи возникают тогда, когда у психотерапевта и хорошенькой пациентки возникают сексуальные отношения. Но это к психотерапии не имеет никакого отношения. О чем говорят такие случаи? Только о том, что у врача имеются свои собственные неразрешенные сексуальные проблемы, которые он решает с помощью больной. Известны ли мне подобные случаи? Да, известны. Так, одна пациентка за четыре года своей болезни побывала в 15 стационарах и соблазнила четырех врачей. Она заявляла врачу, что никогда не чувствовала себя женщиной и что ни разу у нее не было оргазма. Он пытался восполнить этот пробел и… потом она с большим удовольствием говорила ему, что и с ним она ничего не испытала. Одна женщина-психотерапевт пыталась собой лечить импотенцию у своих пациентов. Моя точка зрения на этот счет следующая: сексуальные отношения с больным человеком недопустимы. Но я допускаю развитие подобных отношений после успешного выздоровления больного. Такие случаи мне тоже известны. Это были любовные отношения, которые завершились счастливым браком.

Но вернемся к проекции. Она помогает понять врачу, кто сидит перед ним. Потом необходимо сделать так, чтобы подопечный понял, что все это относится к нему. А пока он может обливать грязью врача и в глаза, а особенно за глаза, хотя тот его и предупреждал, что все, что он хочет сказать, он должен сказать тут же. Чего только не приходится выслушивать от пациентов!

Для того чтобы правильно спланировать психотерапевтические воздействия, приходится расспрашивать больного о его прошлом, которое тот еще не до конца пережил. Рассказывая об этом, он часто начинает плакать, а врач заставляет рассказывать его об этом много раз. Этот прием называется «возбуждающие воспоминания». Одна из моих подопечных в процессе сценарного перепрограммирования в течение нескольких сеансов, читая автобиографию, никак не могла продвинуться дальше пяти лет. Эпизоды двадцатилетней давности вызывали слезы. Посторонний наблюдатель мог бы принять меня за садиста. Как хорошо хирургам! Они режут по живому, а садистами их никто не считает.

Психотерапевта его пациенты могут назвать невежей-недоучкой, если он не читает работ Малахова по уринотерапии, Луизы Хей.

Обвинения в стяжательстве психотерапевту избежать сложно. Но если он живет за счет частной практики, то что-то с пациента брать нужно. Одна из моих учениц рассказала такой эпизод.

Беседовала она с пациенткой около 1,5 часов. Это был сеанс индивидуальной психотерапии. Лекарств выписано не было. Больная распростилась с ней, не сделав попытки оплатить сеанс. Когда же моя ученица ей сказала об этом, то пациентка удивлением воскликнула: «А за что же платить?»

У психотерапевта и его подопечного все условия должны быть оговорены. Хочу подчеркнуть, что наши подопечные, даже очень богатые, готовые на массажистку, парикмахера или путану потратить 100 или 200 долларов (причем с гордостью рассказывают об этом), очень неохотно платят 100 рублей психотерапевту. Вот видите, насколько они не ценят свою душу! Кстати, еще великий 3. Фрейд говорил, что невротик обязательно должен оплачивать свое лечение, цена должна быть большой, как у хирурга. Все равно та польза, которую он получит от лечения, во много раз превысит затраты на него. Бесплатное лечение невротика ни к чему его не обязывает. Когда же он оплатит лечение, то постарается выполнять рекомендации хотя бы для того, чтобы понять, на что он потратил деньги. Окончательно убедил меня в этом рассказ одного из моих учеников.

Один довольно крупный бизнесмен пришел к нему на индивидуальный прием. Он потребовал, что тот оплатил ему так, как оплачивает целая группа. Получилась довольно внушительная сумма. Потом сам бизнесмен рассказал ему о своих переживаниях: «Вышел я возмущенный. Брать такие деньги за фразы, которые я сто раз слышал от других! Я решил выполнить все, что вы мне говорили. Конечно, если бы сумма была незначительной, то я может быть, ничего и не сделал бы. Результат превзошел все мои ожидания.

Все-таки психотерапевт должен жить хорошо, а брать с подопечных мало. Выходом из этого должна быть групповая психотерапия, которая, кстати, в большинстве случаев более эффективна, чем индивидуальная. Но хочу вас заранее предупредить: став психотерапевтом, очень много вы зарабатывать не будете, но на достойную жизнь хватит. Более того, вы даже будете чувствовать себя богатым. Ведь беден не тот, у кого мало, а тот, кому не хватает. Вот невротические личности даже при большом состоянии чувствуют себя нищими, ибо им для счастья не хватает десятков, а иногда и сотен миллионов долларов. В общем, если вы хотите очень сильно разбогатеть, то лучше не становитесь психотерапевтом.

И еще несколько слов о профессии психотерапевта. Всех, кто обращается к нам за помощью, объединяет одна проблема, - проблема внутреннего одиночества. Нет, у них есть жена дети, друзья сотрудники. Но наших подопечных отделяет от других барьер психологических защит, как их собственных, так и тех, с кем они общаются. Любят их всегда за что-то. Их не раз предавали, от них отказывались самые близкие люди. Так вот, психотерапевт должен суметь прорвать этот барьер и стать на какое-то время единственным другом своего подопечного. Но это своеобразная дружба. Как только подопечному станет лучше, он покинет психотерапевта. Но жаловаться на это нельзя. Такова особенность этой профессии. Иногда становится немного грустно. Я, правда, нашел для себя один выход. Я овладел еще некоторыми навыками, чтобы оставаться полезным для своих подопечных. Я обучаю их технике управления, помогаю заключать сделки, редактирую их выступления. Правда, это уже совсем другие отношения. Здесь уже нет жалоб на бессонницу, раздражительность и ссоры с близкими. Мы вместе идем вверх. Это уже дружба-сотрудничество.

В ходе изложения своего материала я постарался ответить на вопросы философа. Осталась самая малость.

Как влияет на наше психологическое здоровье современная пресса и телевидение? Практически никак. Ведь сценарий человека, его судьба формируется в первые пять лет жизни под влиянием родителей или лиц их заменяющих. Происходит «фотографирование». Пресса и телевидение играют роль «проявителя». Они способствуют выявлению тех дефектов, которые появились у человека еще в раннем детстве. Конечно, средства массовой информации (СМИ) смогли бы много сделать по их исправлению, если бы, например, организовали систематические занятия по психологии общения. Ведь в наших занятиях нет ничего сенсационного, эффект от них будет через несколько месяцев, а психотерапевты не в состоянии оплатить дорогое эфирное время и газетные строки. Я давно работаю с СМИ. Сами корреспонденты понимают мои проблемы. Кое-что мы делаем (так, например, одна областная газета публиковала раз в неделю в течение трех месяцев наши статьи в рубрике «Школа выживания»). Но дело, как правило, заканчивается разрывом отношений. Главные редакторы считают, что они создают нам рекламу, а от нас ничего не получают. Но Бог с ними со СМИ. Сейчас я никого не убеждаю. Просто делаю свое дело.

Может ли человек быть для себя психотерапевтом? Я, как и философ, отвечаю на этот вопрос положительно. Более того, я стараюсь сделать это практически, так как пишу книги по психотерапии. Но все-таки желательно и прямое обращение к специалисту. Одна моя подопечная два года читала мою книгу «Если хочешь быть счастливым». Она ей помогала. Но все-таки на некоторые вопросы она не могла найти в ней ответы и пришла на тренинг. Через три занятия она с восторгом заявила, что за эти занятия получила больше, чем за два года самостоятельного обучения. Она была не совсем права. Если бы не было этих двух лет самостоятельного обучения, то не было бы и такого эффекта. Я бы не противопоставлял самостоятельную помощь профессиональной. Больше нужно полагаться на самопомощь, но иногда, хотя бы раз в неделю, следует посещать групповые тренинги. Полезно изучать психотерапевтическую литературу. Я советовал бы опираться на нашу, отечественную, где описываются наши проблемы.

И последнее. Мой принцип амортизации - не способ общения. Амортизация - это способ деликатно избавиться от нахала. Добро должно уметь защитить себя. Да, партнер выходит из себя при амортизации. Но ведь он оскорблял! Разве хороший человек будет это делать?! Философ вступается за обидчика. Почему? Мне непонятно. Для многих достойных людей амортизация стала хорошей защитой. Да, амортизация - это оружие. Но я не тревожусь, что им воспользуется агрессор. Его оружие - прямое оскорбление. Правда, но я ни на чем не настаиваю. Может быть, философ и права.

А теперь я хочу сказать вам, что работа психотерапевта приносит мне радость. В частности, иногда я получаю вот такие письма.

Я рада, что в очередной раз вы принудили меня к письменной речи. Как всегда ненавязчиво. Сотни раз я говорила эти слова про себя, но какие-то демоны в душе не давали мне это озвучить. Мне предстоит еще разбираться с ними.

Спасибо вам за то, что вы подарили мне прекрасный мир. Не иллюзорный призрачный, в котором я жила, а реальный, со всеми его радостями и горестями. Спасибо, что вы подарили мне меня, такую, какая я есть, без прикрас, но и без ненависти к своим слабостям. Я еще учусь любить себя такую. И это мне позволяет любить всех людей, вас, нашу «сумасшедшую» дорогую мне группу. Мне хорошо с вами. И думаю, это вдохновило меня еще на одно дело - защиту диссертации.

Это письмо написала мне женщина 44 лет. Пришла она ко мне три года назад с мыслями о самоубийстве. У нее был крах на производстве - никак не могла закончить диссертацию и уже года два не работала над ней. У нее был крах в личной жизни - длительный психологический и сексуальный разрыв с мужем, конфликты с подрастающим сыном. Первые сдвиги в ее состоянии произошли месяца через четыре после начала занятий, а потом все шло со скоростью курьерского поезда.

И совсем последнее замечание.

Наша страна переживает сейчас бум по подготовке психотерапевтов и психологов. Этим занимаются у нас 15 факультетов усовершенствования врачей при высших медицинских учебных заведениях. Федеральный центр по психотерапии. Российская психотерапевтическая ассоциация и Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига. Кроме того, почти в каждом регионе имеются свои психотерапевтические ассоциации. Есть несколько негосударственных институтов психотерапии. Все они очень активно готовят психотерапевтов и проводят просветительную и тренинговую работу с непрофессионалами. Естественно, занимаются они и лечебной работой. Наши психотерапевты выступают со своими разработками на международных съездах, симпозиумах и конференциях.

Наша Ростовская область находится не в первых рядах, но и мы смогли подготовить за последние 10 лет около 300 врачей-психотерапевтов. Прошли у нас психотерапевтическую подготовку и около 100 медицинских психологов. Уже 8 лет работает школа психологического айкидо, где основам управления с использованием психотерапевтических методик обучено более 1 000 человек. О клубе КРОСС уже рассказывалось выше. Сам я написал более 10 книг по психотерапии и психологии общения как для врачей, так и для широкого круга читателей. Все психотерапевты, которые прошли подготовку у нас, профессионалы, и всегда вам подскажут, куда обратиться, если сами не смогут помочь вам решить ваши проблемы. Есть у нас в области несколько отделений, где занимаются лечением больных неврозами, несколько кабинетов социально-психологической помощи и телефон доверия (его номер 58-21-41). На телефоне доверия круглосуточно дежурят квалифицированные психотерапевты и психологи, которые окажут вам бесплатно необходимую помощь и подскажут, куда обратиться, если ее будет недостаточно. Такие структуры имеются и в других регионах России. Кстати, не отказывайтесь от бесплатной помощи. Профессионал, если уж он работает, то всегда работает в полную силу, и не имеет значения, платят ему или нет. В этом отношении он напоминает спортсмена. Он знает, что если работает не в полную силу, то детренируется и страдает в первую очередь сам. Конечно, есть у нас в области и частнопрактикующие психотерапевты. В общем, мы готовы вам помочь.

К сожалению, многие люди хотят получить помощь немедленно, за один сеанс психотерапии и не прилагая собственных усилий. И у нас большим успехом пользуются те «специалисты», которые обещают за один сеанс избавиться от наркоманической или алкогольной зависимости, похудеть без соблюдения диет и занятий спортом, избавиться от импотенции. Если вы на это рассчитываете, то к нам за помощью обращаться не следует. Мы знаем, что не так просто избавиться от вредных привычек и малоадаптивных форм поведения. Иногда на это уходит года два планомерной работы над собой. А на выработку нового навыка или привычки и того больше. Но если вы не верите в чудеса и настроены на упорную работу над собой, мы приглашаем вас в наши структуры, к нашим специалистам, и лучше тогда, когда вы еще «на ходу», а не нуждаетесь в капитальном ремонте. Мы, как спортивные тренеры, не обещаем вам райской жизни (иногда мы будем казаться вам грубиянами, иногда садистами, временами вы будете считать нас недоучками и стяжателями). Но здесь, как в спорте. Если будете трудиться, успех к вам обязательно придет.

Итак, книга прочитана. Дорогие наши читатели? Мы вам ничего не навязываем. Решайте сами!

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Как стать внимательным? Приучить себя внимательно работать в самых разнообразных условиях - вот верный путь воспитания внимания.Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Акцент на взаимоотношениях между психотерапевтом и пациентом Сотрудничество Один из кардинальных принципов когнитивной психотерапии - создание у пациента ощущения сотрудничества и доверия. Построение отношений, вероятно, более важно при хроническом расстройстве

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

Отношения между психотерапевтом и пациентом По крайней мере в начале психотерапии пациент, вероятно, рассматривает психотерапевта как всесильного спасителя, который улучшит его жизнь, поэтому чем более активную роль в лечении нужно исполнять пациенту, тем меньше

Из книги Такие неformatные дети автора Белопольская Наталия

Отношения между психотерапевтом и пациентом Особенно важно обратить внимание на один фактор, который очень часто игнорируется в работах когнитивно-поведенческих психотерапевтов: отношения между психотерапевтом и пациентом. Зависимое поведение пациента с ЗРЛ имеет

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

КАК СТАТЬ ПСИХОЛОГОМ «Уважаемый доктор! Наша семья переехала в другой город, когда я училась в восьмом классе. В новой школе я стала замечать, что никак не могу сойтись со своими одноклассниками, старалась быть общительной, но часто не знала, о чем говорить. Теперь я уже в

Из книги Почему мужчины врут, а женщины ревут автора Пиз Алан

Как стать героем… Родители были на работе, когда им позвонили соседи: «У вас в квартире был сильный пожар. Но не волнуйтесь, с детьми все в порядке. Старший сын вывел младшего из квартиры и даже успел прихватить какие-то вещи. Приезжайте скорей!» Они помчались домой и

Из книги Гипнотерапия. Практическое руководство автора Карл Гельмут

В ДИАЛОГЕ С ПСИХОТЕРАПЕВТОМ Позвольте чувствам просто быть В кабинет вошла, опираясь на палочку, пожилая женщина лет семидесяти. Села, отдышалась и начала свое повествование. Сразу с того, что беспокоит, – хромота и слабость в ногах. Два года назад случился перелом шейки

Из книги Свое лицо, или Формула счастья автора Алиев Хасай Магомедович

КАК НЕ СТАТЬ ОБЪЕКТОМ ЛЖИ 1. Садитесь на более высокий стул. Это завуалированная форма запугивания.2. Не скрещивайте руки и ноги, откиньтесь назад. Сделайте себя «открытым» для правды.3. Не говорите ему о том, что вы знаете. Не указывайте на то, что вы знаете, что он вас

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Сценарий 5.7. “Личное прибежище”, смоделированное психотерапевтом Помните, вы говорили мне, что чувствуете себя спокойно и расслабленно, когда находитесь в лесу. Мне бы хотелось, чтобы вы мысленно представили себе то, что я буду описывать. Представьте, что вы идете через

Из книги Прощаю себе. В 2 тт. Том 2 автора Виилма Лууле

Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автора Тарасов Евгений Александрович

Мысленная борьба с психотерапевтом Просыпаться не хотела принципиально. Не хотела встречать этот мир, на который была зла и раздражена. Будильник прозвенел в 6:00, но поднять себя смогла, и опять с чувством вины перед собой, только в 8:00. Быстро оделась и пошла на стадион.

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Как стать счастливым У меня часто спрашивают: как стать счастливым? Отвечаю: «Для этого нужно стать человеком». Что значит – стать человеком? Ведь мы и так люди.Быть человеком значит придерживаться своей половой роли. Мы являемся на свет мужчиной либо женщиной – по своему

Из книги Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама автора Морено Джозеф Дж.

Как стать организованнее Хорошо известно, что организованные люди отличаются точностью, надежностью, внимательностью, а главное – результативностью. В то время как человек неорганизованный всегда идет на поводу у времени и дел, которые ему редко удается

Из книги Разговоры с сыном [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Как стать умным Ну а теперь мы разберем вопрос, который мне часто задают в письмах: «Как стать умным?» Иногда этот вопрос варьируется. Например: «Как стать умной женщиной?» или: «Можно ли поумнеть, но чтобы быстро, у меня скоро экзамены?» или: «Я ничего не понимаю в жизни, это

Из книги автора

Стать делателем Нижеследующая невымышленная история прекрасно иллюстрирует основные психодраматические идеи о спонтанности и творчестве.Это случилось в канун Нового года несколько лет назад, в переполненном ресторане в Нью-Йорке. За столом сидели Якоб Леви Морено; мой

Из книги автора

17.3. Как не стать жертвой Воспитывать безопасный образ мышления тебе необходимо заранее, чем мы сейчас, надо полагать, и занимаемся Повседневная жизнь богата эксцессами, на которые часто косвенно влияют наша рассеянность, непредусмотрительность и легкомыслие. Чтобы

Знать доступные возможности. В целом, роль терапевта заключается в желании помогать людям, предоставляя им советы, но существует еще масса различных специальностей, которые также подходят под это описание. Рассмотрите следующие специальности, схожие с терапией:

  • Консультанты помогают определенному слою населения, например, в школе или церкви. Консультант не нуждается в специальной подготовке, чтобы начать практиковать. Хотя большинство все-таки посещают курсы, чтобы получить аттестат на проведение терапии.
  • Социальные работники имеют степень магистра и обычно трудоустраиваются специальными агентствами, чтобы работать с определенными семьями или личностями, которые в этом нуждаются. Некоторые социальные работники специализируются на консультировании детей.
  • Терапевты по вопросам брака и семьи зачастую занимаются частной практикой и предоставляют консультации парам, а также терапию семьям или отдельным личностям.
  • Психологи имеют докторскую степень и изучают множество подходов к терапии, включая когнитивный, поведенческий, гуманистический и психодинамичный. Они работают с людьми, испытывающими депрессию и другие психические заболевания. Психологи проводят психологические тесты и терапевтические беседы с пациентом, но, в большинстве случаев, не имеют права предписывать лекарства или другие медицинские вмешательства.
  • Психиатры, на самом деле, настоящие врачи, которые изучали психиатрию после окончания медицинского факультета. Психиатры проводят медицинские тесты, предписывают лекарства и работают с главными врачами и другими психотерапевтами, чтобы разработать наилучший курс лечения для пациентов.
  • Пообщайтесь с терапевтами. Если вы в раздумьях и неуверенны в том, какая специализация в терапии вам подойдет, проведите исследование и пообщайтесь с теми терапевтами, которые уже выбрали свою карьерную тропу.

    • Разные типы терапии имеют свои преимущества и нуждаются в определенных навыках. Психологи, например, проводят время в исследовании различных видов терапии. Социальные работники часто сталкиваются с напряженными ситуациями и служат посредником между расстроенными сторонами. Перенимайте опыт у разных терапевтов, чтобы решить, что вам подходит.
    • Спросите у терапевтов, какое образование они получили, чтобы стать тем, кем являются.
  • Составьте план вашей карьеры в области терапии. Чтобы получить некоторые степени требуется много лет, и дополнительное время занимает поиск места работы и построение практики. Как только вы определитесь с интересующей вас сферой, составьте для себя план действий.

    • Получите степень бакалавра. Не имеет значения, какой вид терапии вы выберете, начать нужно с получения степени бакалавра. Следует учитывать профилирующую дисциплину в психологии, и изучать как точные науки, так и гуманитарные, т.к. и те и другие отыкрывают важную роль в работе терапевта.
    • Если вы точно знаете, какое образование хотите получить, то убедитесь, что посещаете все необходимые подготовительные курсы.