Кто такой клинический (медицинский) психолог? Как много зарабатывают клинические психологи? Раздел II. Частная клиническая психология

И , а также , пациенту нередко может понадобиться консультация .

Особенность работы этого специалиста заключается в том, что любые психологические состояния и проявления пациента рассматриваются в неразрывной взаимосвязи с физическими патологиями и заболеваниями. Клинический психолог – это специалист медицинского профиля, который поможет устранить психосоматические симптомы, вызванные расстройствами работы различных органов и систем организма.

Цены и длительность терапии

Индивидуальная консультация психолога (50 минут) - 3 500 р.

Результат работы с клиническим психологом - устранение психосоматических симптомов, нормализация поведения и формирование мотивации к жизни и развитию. Для достижения этих целей потребуется пройти курс сеансов.

Наши специалисты


перинатальный психолог, клинический психолог, детский аналитический психолог, автор обучающей программы по перинатальной психологии. Стоимость индивидуальной консультации (50 минут) - 3500 рублей.



Практикующий детский психолог, кандидат психологических наук, клинический психолог, аналитический психолог, специалист в области детской и подростковой психокоррекции, диагност — эксперт, автор обучающих программ для психологов и детских групповых программ. Стоимость индивидуальной консультации (50 минут) - 3500 рублей.

При каких симптомах обращаться к клиническому психологу?

Основной профиль работы клинического психолога – это пограничные состояния, такие как неврозы и . При таких состояниях психологические проблемы провоцируют развитие патологических симптомов на физическом уровне. В сферу изучения клинической психологии входит также обратная ситуация, при которой соматические заболевания вызывают психологические проблемы.

Обратиться к клиническому психологу следует при таких проявлениях:

  • депрессии, сопровождающиеся угнетенным настроением и снижением физической и умственной активности;
  • нарушения пищевого поведения – булимия и анорексия;
  • девиантное поведение – действия, не соответствующие общественным нормам и правилам;
  • психологические проблемы после пережитых травм, при онкологических состояниях и т.д.;
  • синдром хронической усталости, частые головные боли;
  • тревоги, фобии, панические состояния;
  • бессонница и другие стойкие нарушения сна;
  • энурез у детей;
  • нарушения и задержки развития у пациентов младшей возрастной группы.

Как проходит работа с клиническим психологом?

Консультация клинического психолога всегда начинается с комплексной психодиагностики, цель которой - выявление причины психологического расстройства. Для этого, кроме доверительной беседы, психолог может применять различные методики психоанализа. Довольно часто причины патологических проявлений кроются в области бессознательного. Дополнительно клинический психолог может направить пациента на медицинскую диагностику в виде лабораторных анализов и инструментальных исследований.

После определения причины появления психосоматических симптомов, клинический психолог проводит работу с пациентом, используя следующие психологические практики и методики:

  • Психоанализ;
  • Аналитическая психология Карла Густава Юнга;
  • Песочная терапия;
  • Системная семейная терапия;
  • Гештальт терапия;
  • Процессульная терапия;
  • Экзистенциальная терапия;
  • Гуманистическая терапия;
  • трансактный анализ;
  • арттерапия;
  • сенсорная интеграция;
  • ДПГТ;
  • символдрама;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • эмоционально-образная терапия;
  • телесно-ориентированная терапия и т. д.
  • Кризис
  • Разногласия
  • Личностный потенциал
  • Отношения
  • Уверенность в себе
  • Страхи
  • Ревность
  • Самоконтроль
  • Расставание
  • Измена
  • Одиночество
  • Тревоги
  • Бизнес-коучинг
  • Самопознание

Одним из ведущих, развивающихся и востребованных отраслей современной психологии считается клиническая психология. Специалист из данной области – клинический психолог – помогает человеку обнаружить в себе те недостатки и отклонения, которые он не может увидеть самостоятельно или же даже не подозревает об их существовании.

Чаще всего человек приходит к клиническому психологу не тогда, когда переживает какие-то повседневные трудности, а, когда ему плохо и нужна серьезная помощь. Поэтому в услуги психолога данной отрасли обязательно входит оказание психо-коррекционной помощи всем нуждающимся в этом людям.

Узкая специализация клинической психологии позволяет наилучшим образом понимать проблемы пациентов и вникать в них, а также улучшать состояние психологического здоровья и повышать психические способности человека по борьбе с недугами. Всеми этими качествами обладют клинические психологи нашего психологического центра в Москве, готовые в любой момент времени помочь вам справиться с любыми проблемами.

Развитие клинической психологии

Процесс становления клинической психологии неразрывно связан с развитием не только психологии, но и таких наук, как медицина, биология и антропология. Что касается самой психологии, ее знания с давних времен тесно развивались вместе с философией.

Понятие клинической психологии было впервые введено Лайтнером Уитмером в начале 20 столетия. Он отделил эту науку в отдельное направление, разработал первый курс лекций и организовал при Пенсильванском университете клинику для детей, страдающих психическими отклонениями. В 1907 году все тот же Уитмер основал журнал психологической тематики, в первом выпуске которого и была описана клиническая психология как отдельная наука.

Неоценимый вклад в развитие клинической психологии внес Зигмунд Фрейд. Он разработал психоанализ, позволивший в значительной мере продвинуться в теории и практике психологического лечения больных. Открытия ученого стали революционными как в целом в психологии, так и в клинической психологии в частности.Многие специалисты нашего центра являются психоаналитическими психотерапевтами и состоят в международных психоаналитических организациях, таких как Международное Психоаналитическое Общество, которое учредил сам Зигмунд Фрейд, а так же Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии, которая является продолжателем традиций психоаналтитического движения под эгидой Института З.Фрейда (штаб-квартира в Вене).

Сегодня, как уже упоминалось, клиническая психология является самым популярным направлением среди всех отраслей психологической науки. Ежегодно в университетах увеличивается количество мест для студентов. Это говорит о том, что клинический психолог становится все более востребованной профессией.

Услуги клинического психолога

Сфера деятельности, то есть список услуг психолога, работающего в данной отрасли, достаточно широк. В основном клинические психологи производят психологическую диагностику, консультирование, а так же ряд мероприятий, направленных на улучшение психики человека и ее реабилитацию после тяжелых психических заболеваний.

Клинический психолог в Москве, как и другие специалисты данной отрасли, предоставляет своим клиентам следующие услуги

  • Психотерапевтическую помощь при всевозможных психосоматических заболеваниях, а также при наркотической и алкогольной зависимости
  • Изучение причин, провоцирующих возникшие проблемы и отклонения; планирование методик борьбы с подобными недугами
  • Консультации для людей, которым требуется помощь психолога, позволяющие улучшить положение нуждающихся.
  • Работа с людьми, у которых в какой-либо степени проявляется отклонение от нормального поведения

К сожалению, современный мир настолько жесток, что такие инциденты далеко не редкость. Помимо этого, клинический психолог может также работать с отдельными группами лиц. Так, специалисты осуществляют консультирование по проблемам семьи и брака, которые, если верить статистике, случаются едва ли не в каждой третьей семье. При этом, помощь оказывается как в решении проблем, связанных с взаимопониманием между взрослыми, так и между родителями и детьми.

Также клинический психолог может оказывать профессиональную помощь и детям. Хотя в норме такого быть не должно, но довольно часто дети испытывают серьезные нервные перенапряжения и даже срывы. Психолог сделает все, чтобы уменьшить их пагубное влияние на здоровье ребенка, дабы обойти проблемы, которые могут возникнуть в будущем.

Подготовка клинических психологов

Наверное, многих людей, которые в той или иной степени имеют дело с клинической психологией, интересует вопрос, как же стать хорошим психологом в этой специализации, и какое образование необходимо для достижения такой цели?

Для начала следует сказать, что получить образование клинического психолога можно в любом ВУЗе, где существует подобная специальность и, следовательно, выдаются дипломы соответствующего образца.

Что касается списка дисциплин, которые необходимо изучить будущему психологу, их достаточно много.

Во-первых, студенты должны ознакомиться с циклом гуманитарных дисциплин. Самые важные из них – это история, философия и социология. Так же не стоит забывать о русском и иностранных языках.

Во-вторых, будущие психологи должны ознакомиться с курсом естественных дисциплин.

Также во время обучения необходимо изучить курс общих психологических дисциплин. Иными словами, во время своего обучения студенты смогут стать специалистами не только в области клинической психологии, но и просто психологии.

Ну и конечно же, не стоит забывать о курсе специальных дисциплин. К ним относятся клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика, теории и методы психотерапии и еще много других предметов. Следует также отметить, что в этот список входят такие медицинские предметы, как неврология и психиатрия.

Работа клинического психолога

Теперь самое время ознакомиться с тем, где же сегодня может работать клинический психолог. Как говорится, хороший психолог всегда окажется востребованным, но мы рассмотрим все возможные варианты трудоустройства.

Основной вариант для работы специалиста – это сфера здравоохранения. Короче говоря, лечебных заведений, где нужен психолог сегодня предостаточно. Поэтому проблем с устройством на работу в этом случае быть не должно, особенно, если специалист действительно хороший.

Второй, не менее популярный вариант для трудоустройства клинического психолога – сфера образования. Специалист может работать как психологом в каком-либо образовательном учреждении, так и преподавателем. Все зависит от личных возможностей и предпочтений психолога.

Кроме этого, сегодня возросла востребованность клинических психологов в уголовно-исполнительной системе. Данная система в наши дни активно развивается, поэтому испытывает острую потребность в услугах клинических психологов.

Более того, сегодня уровень подготовки психологов настолько высок, что они успешно могут конкурировать со специалистами в других сферах. При этом эти сферы могут быть даже ничем не связаны с теми, в которых привычно работать клиническому психологу.

Как видите, клинический психолог является весьма востребованной специальностью на современном рынке труда. Клиническая психология – это одно из самых прогрессивное направление в общей психологии, поэтому и спрос на таких специалистов постоянно растет.

Если же Вам нужен клинический психолог, Вы наверняка должны знать, где его найти. Клинический психолог в Москве всегда готов помочь Вам. Услуги этого специалиста доступны каждому. Чтобы убедиться в профессионализме специалиста информацию о специалистах-психологах нашего центра «Помощь душе» на Новослободской в Москве.

Клиническая психология - это, прежде всего, специальность широчайшего профиля. Она имеет межотраслевой характер и участвует в решении целого комплекса задач в системах народного образования, здравоохранения и социальной помощи населению. Клинический психолог работает для того, чтобы повысить психологические ресурсы, а также адаптационные возможности людей. Кроме того, она направлена на профилактику и преодоление всевозможных недугов, гармонизацию психологическую реабилитацию и охрану здоровья.

Термин "клиническая психология" в России долгое время был заменен на "медицинская психология", они определяли одну и ту же сферу деятельности. Но в 1990 году понадобилось привести российскую образовательную программу в соответствие с международными стандартами. В рамках этого и была утверждена специальность под названием "клиническая психология". В отличие от того, что происходит у нас в стране, в практике других народов медицинская психология обозначает более узкую сферу психологии взаимодействия пациента и терапевта или врача. А вот клиническая психология - целостная практическая и научная психологическая дисциплина.

Она применяется не только в медицине, но и во множестве социальных, воспитательных, консультативных учреждений, которые обслуживают людей с и аномалиями развития.

Задачи клинической психологии разнообразны. Во первых, она призвана изучать влияние психосоциальных и психологических факторов на и поведенческих нарушений у людей, их коррекцию и профилактику. Во-вторых, она изучает специфику и характер каких-либо нарушений в развитии психики конкретного человека. В-третьих, она исследует, как отклонения и нарушения в соматическом и психическом развитии влияют на поведение и личность людей. В-четвертых, она изучает характер отношений с ближайшим окружением аномального человека. В-пятых, она изучает и создает различные психологические методы воздействия на психику человека в профилактических и коррекционных целях.

Предметом данной научно-практической дисциплины являются психические проявления расстройств, влияние их на психику, роль самой психики в их возникновении, течении, а также профилактике. Кроме того, предметом данной дисциплины считаются еще и нарушения разработка всевозможных принципов и методов исследований в клинике, проведение методов и психотерапия.

Основным разделом клинической психологии является патопсихология. Она занимается такими вопросами, как нарушения психики человека, расстройства адекватного восприятия окружающего мира вследствие поражений ЦНС. Она также изучает создание методов коррекции и лечения таких заболеваний.

В клинической психологии есть и раздел нейропсихология. Эта дисциплина изучает роль мозга и ЦНС в различных психических процессах. Раздел психосоматика исследует всевозможные проблемы людей, которые больны соматическими расстройствами. Это значит, что вследствие фактора у людей возникают различные заболевания внутренних органов, онкология и так далее. Есть также в клинической психологии и такие разделы, как психиатрия и

Методы клинической психологии позволяют дифференцировать, объектизировать и квалифицировать разнообразные варианты патологии и нормы. Выбор конкретного метода зависит от того, какая задача стоит перед психологом, каково психическое состояние конкретного больного и так далее. Это беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества. К ним также относят психофизиологические методы, анамнестический, биографический и экспериментально-психологический метод.

Программа дисциплины
«Клиническая психология»

I. Организационно-методический раздел

Цель курса

Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки, ее методологии, теоретических основах и эмпирических задачах.

Задачи курса:

  • познакомить с объектом, предметом и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
  • раскрыть социальную значимость, масштабность задач, межотраслевой и междисциплинарный характер клинической психологии;
  • познакомить с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
  • дать содержательную характеристику основных методологических проблем и методических трудностей клинической психологии;
  • познакомить с биопсихосоциальным подходом к исследованию психических расстройств в психологии.
  • показать роль клинической психологии в решении клинических и общепсихологических проблем.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

4 или 5 семестр

Требования к уровню усвоения содержания курса

В области клинической психологии специалист должен:

  • понимать цели и задачи клинической психологии; иметь представление о ее предмете, основных направлениях и сфере приложения клинико-психологических знаний;
  • знать историю становления и развития клинической психологии;
  • знать принципы работы и функции клинических психологов;
  • знать основные типы нарушений психической деятельности и уметь их анализировать;
  • иметь представление о приоритетных направлениях в современной клинической психологии;
  • ориентироваться в возможностях и средствах психологической интервенции.

Раздел I. Теоретические основы и методологические проблемы клинической психологии

Тема 1. Предмет и объект клинической психологии.

Различные определения клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Разделы клинической психологии. Основные понятия: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья). Соотношение клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами (поведенческая медицина – behavioral medicine, abnormal psychology, медицинская психология, психология здоровья, общественное здравоохранение, психиатрия).

Основные направления клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психологическая реабилитация и восстановительное обучение, психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование, психосоматика и психология телесности, детская нейро- и патопсихология, клиническая психология вне клинических условий).

Тема 2. Исторические корни клинической психологии.

Проявления ненормальности в истории культуры и их объяснения. Исторический обзор истоков клинической психологии: психиатрия (Ф.Пинель, Б.Раш, П.Жане, Э.Крепелин, В.М.Бехтерев, 3.Фрейд); гуманистическое и антипсихиатрическое направления; общая и экспериментальная психология; дифференциальная психология и психодиагностика (Ф.Гальтон, В.Штерн, А.Бине); философия жизни, понимающая психология и феноменология.

Основные этапы развития клинической психологии с конца XIX до наших дней. Основоположники главных направлений клинической психологии в России и за рубежом (Л.Уитмер, Э.Крепелин, Т.Рибо, К.Ясперс, 3.Фрейд, И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Идиографический и номотетический подходы в клинической психологии.

Тема 3. Методологические проблемы клинической психологии.

Проблема нормы и патологии. Норма как реально существующий и устойчивый феномен. Возможность дихотомии норма-патология. Устойчивость границ нормы: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства. Социо-культурная детерминация представлений о норме. Релятивистские представления о норме. Норма как статистическое понятие. Адаптационные концепции нормы. Норма как идеал.

Индивидуальное и видовое понятие нормы.

Проблема кризиса развития. Кризис - невозможность развития в неизменных условиях. Кризис как причина патологического развития. Кризис как источник нормального развития. Нормальные и патогенные кризисы.

Регрессия. Понятие регрессии. Виды регрессии (по А.Фрейд, К.Левину, Дж.Макдугалу). Проблема развития и распада в клинической психологии. Распад как негатив развития. Закон Джексона. Распад как специфическая форма развития. Несоответствие законов распада и развития. Роль компенсации при распаде.

Тема 4. Проблема метода в клинической психологии.

Проблема измерения и оценки в клинической психологии. Методы клинической психологии. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии. Плацебо-эффект и механизм его функционирования. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия (Меннингерский проект исследования психотерапии: О.Кернберг и Р.Валлерштейн). Факторы эффективности психотерапевтического воздействия (вера в психотерапевтическую систему, отношения с терапевтом, оплата и др.).

Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии. Структура и составные элементы модели научного объяснения Гемпеля и Оппенгейма (условия адекватности). Explanans (объясняющее) и Explanandum (объясняемое).

Раздел II. Частная клиническая психология

Тема 5. Клиническая психология в соматической медицине.

Психосоматика и психология телесности. Понятие болезни. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Аллопластическая и аутопластическая картина болезни (К.Гольдшейдер). Сензитивная и интеллектуальная аутопластическая картина болезни (Р.А.Лурия). Уровни ВКБ: непосредственно-чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный. Структура динамической картины ВКБ: чувственная ткань, первичное означение, вторичное означение. Личностный смысл болезни и его типы. Болезнь как семиотическая система.

Тема 6. Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств.

Классификации психических расстройств в медицине: принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации. Структура основных классификация (на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси, принципы отнесения.

Тема 7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине.

Медико-биологическая модель психических расстройств. Каузальный принцип. Развитие болезни: предиспозиционные факторы, запускающие факторы, поддерживающие и хронифицирующие факторы. Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии.

Психосоциальная модель: роль социума и внутриличностных факторов. Биопсихосоциальная модель как интегрирующая. Ограничения каждой из моделей и возможные методологические и практические трудности, возникающие при их применении в клинической психологии.

Тема 8. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра.

Исторический очерк исследований шизофрении: Б.Морель, Э.Блейлер, К.Шнайдер. «Индекс реальности» П.Жане и его роль в развитии современной клинической психологии. Шизофрения: распространенность, культурные и социально-экономические факторы, факторы прогноза. Проблема этиологии шизофрении. Различные модели психических расстройств и шизофрения: психосоциальные теории, когнитивно-бихевиоральные теории, теория личностного дефекта, психоаналитические теории, полиэтиологические модели (гипотеза диатез-стресса). Психотерапия больных шизофренией.

Тема 9. Психологические модели бредовых расстройств.

История развития представлений о бредовых расстройствах: Эскироль, Гальбаум, Гейнрот. Бредовые (параноидные) расстройства: распространенность, средний возраст, прогноз. Основные виды бреда (эротоманический, величия, ревности, преследования, соматический, изобретательства). Различные модели бредовых расстройств. Параноидное псевдосообщество. Факторы прогноза и психотерапия.

Тема 10. Психологические модели аффективных расстройств.

Клиническая психология аффектов и эмоций. Голотимный и кататимный аффекты. Краткий очерк депрессии: Гиппократ, Боне, Ж.Фальре, Ж.Бейарже, К.Кальбаум, Э.Крепелин. Основные симптомы депрессии и их частотность. Распространенность и классификация аффективных расстройств (синдромальная, нозологическая, по течению – МКБ-10, по этиологии и др.). Биологические факторы развития депрессии. Когнитивно-бихевиоральная модель депрессии: аффективные, поведенческие, мотивационные, физиологические и когнитивные симптомы. Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» - когнитивные ошибки при депрессии (произвольный вывод, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение или преуменьшение, персонализация, абсолютистское дихотомическое мышление). Методы когнитивной психотерапии. Психоаналитическая модель аффективных расстройств: анаклитическая депрессия и перфекционистская (нарциссическая) меланхолия.

Тема 11. Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств.

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Тревожно-фобические расстройства: паническое расстройство, агорафобия, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство. Различные модели психических расстройств применительно к тревожным расстройствам: когнитивно-бихевиоральные модели, психоаналитическая модель. Соматоформные расстройства: соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная вегетативная дисфункция, хроническое соматоформное болевое расстройство. Основные модели соматоформных расстройств: бихевиоральная, когнитивная и психодинамическая.

Конверсионные и диссоциативные расстройства. Основные симптомы и психологические механизмах (в контексте когнитивно-бихевиоральных и психодинамических моделей).

Тема 12. Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами.

Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ). Острая интоксикация, употребления с вредными последствиями, синдромы зависимости, состояния отмены, психотические и амнестические расстройства. Данные о распространенности аддиктивного поведения и злоупотребления ПАВ. Основные этиологические факторы: биологические (в т.ч. генетические), социологические, психологические (психоаналитические, бихевиоральные).

Тема 13. Психологические модели личностных расстройств.

Психопатии и расстройства личности. Кластеры «А» (расстройства личности, связанные с нарушением оценки реальности), «В» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) и «С» (расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникации) в классификации DSM. Клинический и психологический анализ основных расстройств личности: параноидное, шизоидное, шизотипное, истерическое, нарциссическое, пограничное, антисоциальное, избегающее, зависимое, пассивно-агрессивное. Критерии зрелой личности.

Тема 14. Новейшие области исследований и зоны особого интереса клинической психологии.

Влияние современных технологий удовлетворения потребностных состояний (технологии быстрого питания, пластической хирургии, средства массовой информации и др.) на динамику границ нормы и патологии. Клиническая психология организаций и корпораций (в сфере бизнеса и производства): «психотическая» корпорация, «пограничная» организация, «невротическая» фирма. Использование критерия «индекса реальности» П.Жане. Другие зоны интереса.

Темы рефератов и курсовых работ

  1. Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.
  2. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.
  3. Место клинической психологии в системе психологического знания.
  4. Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.
  5. Вклад клинической психологии в решение фундаментальных общепсихологических проблем.
  6. Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии.
  7. Психологические исследования в клинике расстройств шизофренического спектра.
  8. Психологические исследования в клинике расстройств аффективного спектра.
  9. Психологические исследования в клинике расстройств личности.
  10. Психологические исследования в клинике зависимостей.

Примерные вопросы к экзамену по всему курсу

  1. Предмет и объект клинической психологии. Представления о клиническом методе.
  2. Медицинская модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
  3. Психосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
  4. Биопсихосоциальная модель психических расстройств. Основные принципы и ограничения.
  5. Проблема отношение распада и развития в клинической психологии.
  6. Проблема кризиса развития в клинической психологии.
  7. Проблема соотношения «нормы и патологии» в клинической психологии. Основные модели «нормы и патологии» в клинической психологии.
  8. Проблема измерения и оценки в клинической психологии.
  9. Проблема оценки эффективности терапевтического воздействия в клинической психологии.
  10. Основные исследования эффективности психотерапевтического воздействия.
  11. Факторы эффективности психотерапевтического воздействия.
  12. Границы и возможности объективного подхода в клинической психологии.
  13. Основные системы классификации психических расстройств. Принципы построения и ограничения. Нозологические и синдромальные системы классификации.
  14. Внутренняя картина болезни. Основные модели.
  15. Болезнь как семиотическая система.
  16. Чувственная ткань и «первичное означение» болезни. Особенности формирования «первичного означения» интрацептивных ощущений.
  17. «Вторичное означение» и мифологизация болезни. Симптом как мифологическая конструкция.
  18. Основные структуры личности в современном психоанализе.
  19. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра.
  20. Психологические модели бредовых расстройств.
  21. Психологические модели аффективных расстройств.
  22. Психологические модели тревожных расстройств.
  23. Психологические модели соматоформных расстройств.
  24. Психологические модели конверсионных и диссоциативных расстройств.
  25. Психологические модели зависимостей.
  26. Психологические модели личностных расстройств.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия – лекции (час.)

Самостоятельная работа (час.)

Раздел I. Теоретические основы и методологические проблемы клинической психологии
1. Предмет и объект кинической психологии
2. Исторические корни клинической психологии
3. Методологические проблемы клинической психологии
4. Проблема метода в клинической психологии
Раздел II. Частная клиническая психология
5. Клиническая психология в соматической медицине
6. Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств
7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине
8. Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра
9. Психологические модели бредовых расстройств
10. Психологические модели аффективных расстройств
11. Психологические модели тревожных, соматоформных и конверсионных расстройств
12. Психологические модели расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами
13. Психологические модели личностных расстройств
14. Новейшие области исследований и зоны особого интереса в клинической психологии
Итого

IV. Форма итогового контроля

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Литература

Основная

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  2. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002. Т.1 (Главы 1-3, 6-8, 10-13, 19, 20), Т.2 (Глава 21, Приложение).
  3. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб.: Питер, 2005.
  4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2002/2006
  5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.
  6. Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: Пер Сэ, 2006.
  7. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  8. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ, сер.14. Психология, 1987, № 2.
  9. Медицинская и судебная психология: Курс лекций / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2005.
  10. Психоаналитическая патопсихология / Под ред. Ж. Бержере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  11. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1985.
  12. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
  13. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная

  1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. М.: МПСИ, 2006.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: Академия, 2003.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003.
  5. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Медицина, 1997.
  6. Смулевич А.Б. Расстройства личности. М., 2007.
  7. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.: Академия, 2002/2006.
  8. Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций // Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред. А.Б. Смулевича. М., 1997.
  9. Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.
  10. Rosenhan D.L, Seligman M.E.P. Abnormal psychology. Second edition. N.Y.,L., 1989.

Технические средства обучения

Проектор, слайды.

Программу составил
, доктор психологических наук,
профессор (МГУ имени М.В. Ломоносова)

См. также:

  • Методическая разработка по курсу "Клиническая психология"