Ананьев психолог научные труды. Ананьев борис герасимович. Работая на психологическом факультете ЛГУ, Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования

Советский психолог, историк психологии

Родился в обрусевшей армянской семье народного учителя. Окончил среднюю школу Владикавказа (1924), учился в Горском педагогическом институте (1924-1928), где увлёкся педагогикой, принимал участие в деятельности педологического кружка Р. И. Черановского.

В 1928 переехал в Ленинград, в 1929-1930 учился в аспирантуре ленинградского Института мозга; старший научный сотрудник отдела психологии (1930), заведующий лабораторией психологии воспитания (1934), заведующий отделом психологии (1937-1943, после запрета на педологические исследования и ареста предыдущего заведующего А. А. Таланкина). Исследовал проблемы развития школьников, одарённости, формирования характера. Одним из первых организовал школьную психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

С 1930 года работал в педагогических вузах Ленинграда (Педагогический институт им. М. Н. Покровского, Педагогический институт им. Н. К. Крупской), с 1938 - в ЛГПИ им. А. И. Герцена, Ленинградском Театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей. Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда работал в Казани, затем Тбилиси: вел психопаталогическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.

После возвращения в Ленинград - профессор психологии ЛГПИ (1943-1947), зав. кафедрой психологии ЛГУ (с 1944) и психологического отделения философского факультета, декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972). Директор НИИ педагогики АПН РСФСР (1951-1960): руководил циклом исследований по проблемам целостности развития учащихся и системы учебно-воспитательной работы в средней школе. Инициатор создания Института комплексных социальных исследований ЛГУ, лаборатории дифференциальной антропологии и психологии.

Воспитание внимания школьника. Л., 1940.

Воспитание наблюдательности школьников. Л., 1940.

Воспитание памяти школьника. Л., 1940.

Воспитание характера школьника. Л., 1941.

Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964 (соавтор Е. Ф. Рыбалко).

Избранные труды по психологии. СПб., 2007.

Литература

Саркисова И. М. Вклад Б. Г. Ананьева в развитие психологической теории личности. Дис. канд. психол. наук. Баку, 1976. (Автореферат)

Драпкина С. Е., Полякова М. Я. Вклад Б. Г. Ананьева в советскую психологическую науку // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 138-145.

Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Вклад Б. Г. Ананьева в разработку психологических проблем общения // Психологические исследования общения. М., 1985.

Хлебникова И. Б. Педагогические идеи в творческом наследии Б. Г. Ананьева. Дис. канд. пед. наук. Л., 1987.

Логинова Н. А. Характерные черты концептуальной системы Б. Г. Ананьева // Психол. журнал. 1988. Т. 9. № 1.

Логинова Н. А. Научная школа Б. Г. Ананьева // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1.

Бодалев А. А., Рыбалко Е. Ф. Б. Г. Ананьев - первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 28-34.

Крылов А. А. и др. Творческий путь Б. Г. Ананьева // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 83-88.

Логинова Н. А. Б. Г. Ананьев - выдающийся ученый в истории отечественной психологии. Алматы, 1999.

Степанова Е. И. Становление психологической школы Б. Г. Ананьева. Памятные даты и события. СПб., 2003.

◦ Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы. СПб., 2006.

Библиография

▫ Список научных трудов Б. Г. Ананьева // Степанова Е. И. Становление психологической школы Б. Г. Ананьева. Памятные даты и события. СПб., 2003. С. 195-207.

▫ Борис Герасимович Ананьев, 1907-1972. Биобиблиогр. указатель. СПб., 2007.

Архивы

≡ Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Ф. 805. Оп. 3. Д. 18 (личное дело зав. сектором; 1929-1941).

≡ Научный архив РАО. Ф. 25. Оп. л/д. Д. 47 (1949-1950), 2888 (1945-1960), 2889 (1960-1972).

Ананьев Борис Герасимович (1907г. — 1972г.) — российский психолог, является сооснователем Ленинградской психологической школы, предложил концепцию человекознания.

Биография Ананьева Бориса Герасимовича

Ананьев Б.Г. родился во Владикавказе в семье народного учителя. После окончания средней школы поступил в Горский педагогический институт на общественно-историческое отделение. Со второго курса начал писать научно-исследовательскую работу по психологии. После окончания института поступил в Ленинградский институт мозга имени Бехтерева. Окончил его досрочно и остался в качестве научного сотрудника отдела психологии. В скором времени был назначен заведующим по психологии. После этого он работал во многих педагогических вузах Ленинграда. Во время войны вел работу над противовоздушной маскировке. После окончания войны стал деканом факультета психологии ЛГУ.

Научные труды Ананьева Бориса Герасимовича

Главную заслугу, которую приписывают Ананьеву это разработка концепции человекознания. Он попытался создать единую науку, в которой обобщил различные науки о человеке как личности и индивидуальности. Согласно его модели, в нее включаются следующие разделы:
1. Человек как биологический вид
2. Онтогенез и жизненный путь человека как индивида
3. Изучение человека как личности
4. Проблема человечества
По мимо этого Ананьев известен своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны.
Благодаря работам Ананьева Бориса Герасимовича психология стала единой наукой о человеке. Что существенно повлияло на будущие развитие психологии.

Книги Ананьева Бориса Герасимовича

— Психология педагогической оценки;
— Очерки психологии;
— Психология чувственного познания;
— Теория ощущений
— Очерки русской психологии XVIII-XIX веков

— Психология и проблемы человекознания
— Человек как предмет познания
— О проблемах современного человекознания
— Личность, субъект деятельности, индивидуальность

(1968), создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ .

Борис Герасимович Ананьев

Б. Г. Ананьев - декан факультета психологии ЛГУ . Фото 1960-х годов
Дата рождения 1 (14) августа
Место рождения
  • Владикавказ , Российская империя
Дата смерти 18 мая (1972-05-18 ) (64 года)
Место смерти
  • Ленинград , РСФСР , СССР
Страна
Научная сфера психология
Место работы ЛГУ , ЛГПИ
Альма-матер
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание член-корреспондент АПН РСФСР , академик АПН СССР
Научный руководитель В. Н. Осипова
Известные ученики А. А. Бодалев , Л. Л. Бочкарёв ,
Л. А. Головей, И. П. Иванов ,
З. Г. Казанджиева, А. Г. Ковалёв , Н. В. Крогиус , Н. А. Логинова ,
Б. Ф. Ломов
Известен как создатель системной модели человекознания с центральной ролью психологии;
создатель концепции факультета психологии ЛГУ (СПбГУ)

Биография

Борис Герасимович Ананьев родился 1 (14) августа 1907 года во Владикавказе в обрусевшей армянской семье народного учителя. Его отец, Герасим Борисович Ананьев, работал в русских и национальных школах Кавказа с 1890 по 1930 год, а с 1930 года - в Ленинграде, завучем и преподавателем ФЗУ и ФЗО .

В 1924 году Ананьев окончил среднюю школу во Владикавказе и поступил в Горский педагогический институт (ныне - Северо-Осетинский государственный университет), на общественно-экономическое отделение. С 1925 года, ещё обучаясь на II курсе этого отделения начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента. В 1927 году в трудах Института была напечатана его первая экспериментально-психологическая работа. ВУЗ окончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.

С февраля 1929 года Ананьев был зачислен аспирантом по психологии в Ленинградский институт мозга имени Бехтерева. Аспирантуру окончил так же досрочно в декабре 1930 года, и был оставлен при институте в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии. В 1934 был назначен заведующим лабораторией психологии, а в 1937 году - заведующим отделом психологии, в должности которого был до сентября 1943 года.

В 1937 году учёная степень кандидата наук была присуждена Ананьеву без защиты диссертации Учёным Советом Московского Педагогического Института. В феврале 1940 года Борис Герасимович защитил докторскую диссертацию, в декабре ВКВШ утвердил его в ученом звании профессора психологии.

С 1930 года Ананьев работал в ряде педагогических ВУЗов Ленинграда (Педагогический институт имени Покровского, Педагогический институт имени Крупской), С 1938 - в Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском Театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей.

Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года Ананьев вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда первоначально в Казани, затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.

С ноября 1943 года вновь возвратился в Ленинград, где работал профессором психологии педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 выбран заведующим кафедрой психологии ЛГУ.

Декан факультета психологии ЛГУ (1968-1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968) .

Основные научные труды

Ананьев является последователем В. М. Бехтерева ; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930-1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина». Аналогичный переворот Ананьев совершил и в отношении психологии: от полного отрицания психологии как науки до утверждения её в качестве центральной науки в рамках человекознания.

Работая на психологическом факультете ЛГУ, Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Он выделял иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР Ананьев организовал психологическую службу на основе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

Его учениками были психологи А. А. Бодалёв , Н. В. Крогиус , Б. Ф. Ломов , А. Г. Ковалёв и др. Позднее некоторые из них сформировали самостоятельные научные концепции и создали собственные школы.

В работах Б. Г. Ананьева, выполненных в шестидесятые годы, были поставлены, сформулированы, разработаны многие методологические проблемы, имеющие принципиальное значение для отечественной психологической науки. Эти работы во многом определили последующее развитие психологии. Исследования Б. Г. Ананьева наглядно продемонстрировали преимущества комплексного, междисциплинарного подхода к проблеме человека, позволили психологии действительно стать наукой о человеке во всей его сложности и многогранности. Антропологизм как принцип построения психологической науки позволил по-иному взглянуть на сам предмет психологии, который в концепции Б. Г. Ананьева предстаёт как многоуровневая системная организация психики. Отметим, что рассмотрение психического в рамках ананьевского подхода позволило выйти за рамки психофизиологического параллелизма и, избежав редукционизма, «вписать» психику в «научную картину человека». Именно в этом видится ещё не до конца оценённое методологическое значение ананьевских работ .

Главные труды [источник не указан 2020 дней

Литература

  • Логинова Н. А. Б. Г. Ананьев - выдающийся учёный в истории отечественной психологии. Алматы, 1999.
  • Логинова Н. А. Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006
  • Степанов С. Борис Герасимович Ананьев // «Школьный психолог», 2000, № 20.

Краткая биография и вклад в развитие психологии

Ананьев Борис Герасимович – советский психолог, который пытался создать системную модель человекознания, преодолев раздробленность наук о человеке и обобщив исследования разных наук о человеке как личности, индивиде, индивидуальности. Также он известен своими работами в сфере чувственного восприятия, исследованиями в области психологии общения и исследованием проблем восстановления работоспособности раненых солдат во время войны.

Борис Ананьев начал свою научную деятельность, когда был студентом Горского пединститута во Владикавказе. Его первым научным наставником был Черановский, который являлся сторонником рефлексологии Бехтерева. Именно при его содействии Ананьев начал стажировку в Институте по изучению мозга и проходил практику в нем в $1927$ году при жизни Бехтерева. После окончания института Борис Герасимович стал аспирантом Института по изучению мозга и с $1930$ года являлся его научным сотрудником. С данным институтом связано становление Ананьева в качестве ученого.

Отделение психологии Института по изучению мозга выполняло исследование по формированию общего и технического кругозора учеников средней школы. Была организована экспериментальная лаборатория в ленинградской школе № 1, заведующим которой стал Борис Ананьев. В результате экспериментов, наблюдений и изучения биографий предполагалось формировать прогнозы развития индивидуальности, а также построить классификацию типов развития и характеров. В планах Ананьева и в работе его исследовательской группы получили развитие исследования Бехтерева и Лазурского, идея отношений личности. Исследования, проводимые в лаборатории воспитания, заложили основу концепции личности разработанную Ананьевым. Второй цикл исследований охватывал сенсорные явления и механизмы интеллектуального опосредствования ощущений основанных на практическом опыте. В процессе исследований Ананьев выдвинул гипотезу об особенном значении для пространственной ориентации парности органов чувств. Во второй половине 30-х годов активно велась работа по исследованию проблем чувственного отражения. По окончании которых Ананьевым была сформулирована идея о том, что изучение функциональных связей - это важное условие для правильного определения закономерностей психического развития.

Замечание 1

В $1939$ году в Борис Герасимович защитил докторскую диссертацию по теме «Формирование научной психологии в СССР».

Во время Великой Отечественной войны Институт мозга включился в исследования оборонной тематики. В июле $1941$ года по инициативе Ананьева была организована работа по изучению восприятия с высоты городских строений, защитившая от разрушения многие объекты инфраструктуры Ленинграда. В конце $1941$ года все сотрудники Института мозга были эвакуированы из Ленинграда в Казань, а далее в Самарканд. Борис Ананьев из Казани переехал в Тбилиси, где занял должность начальника психопатологического отделения в эвакогоспитале, занимаясь восстановлением речевых и сенсорных функций.

В конце $1943$ года Ананьев вернулся в Ленинград и начал работу в ЛГПИ им. А.И.Герцена. Там он организовал большую лабораторию по изучению речи. Открытие отделения психологии в университете в $1944$ году стало началом по созданию университетского учебного и исследовательского центра психологии, возглавляемого Б.Г.Ананьевым.

Ананьев руководил исследованиями в НИИ педагогики, преподавал в ЛГУ, принимал активное участие в работе АПН РСФСР. В $1954$ году он был награжден орденом В.И.Ленина. В последствии длительная и тяжелая болезнь заставила Бориса Ананьева оставить НИИ педагогики и вернуться в университет заведующим кафедрой психологии.

На кафедре велись исследования по проблеме восприятий, ощущений и представлений. Главным направляющим вектором при этом являлась идея о диалектическом переходе к мысли. Другое направление в работе кафедры сосредотачивалось на проблемах характерологии. В конце сороковых годов Ананьев проводил работы по самосознанию и характерологии ребенка.

Научная школа Бориса Ананьева

Окончательное оформление школы Бориса Ананьева произошло в $1966$ году, после образования факультета психологии ЛГУ. Открытие факультета давало новые перспективы для реализации идеи Ананьева о создании центра по изучению развития личности в зрелости - Института человека. Появление факультета совпало с комплексными исследованиями человека, проводимыми Ананьевым, и традиционных для бехтеревского направления, но при этом построенных по ананьевской оригинальной программе.

Многие исследования не были завершены из-за смерти Б.Г.Ананьева в $1972$ году, но коллективу удалось добиться значительных результатов в исследованиях, без которых невозможно представить психологию развития и современную возрастную психологию взрослых. Полученные данные доказали гетерогенная структуру психофизиологического функционального развития, представленную в виде разветвленных корреляционных плеяд соматических, интеллектуальных и нейродинамических показателей возрастного статуса.

В процессе исследований подтвердилась теория школы Б.Ананьева о структуре интеллекта. Множественные связи интеллектуальных функций и соматических процессов ярко свидетельствовали о зависимости обработки информации от энергетического потенциала организма, то есть о зависимости интеллектуальной активности человека от его жизнедеятельности.

Исследования интеллекта, начатые Ананьевым, были продолжены на факультете психологии после $1990$ года. Данные исследования стали логическим развитием новой проблематики – интеллектуального потенциала.

Замечание 2

В работах Б.Г.Ананьева четко прослеживается мысль, что психология – это наука о человеке, в которой психическое как человеческая суть предстает в интеграции и единстве онтогенеза, филогенеза, социализации и истории человечества.

Дополните информацию о персоне

Биография

Происходил из обрусевшей армянской семьи.

Окончил Горский пединститут (1928).

Поступил в аспирантуру Института мозга, кандидат педагогических наук (1937), доктор педагогических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1944), декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968).

Научная деятельность

Б. Г. Ананьев является последователем В. М. Бехтерева; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930-1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина».

Работая на психологическом факультете ЛГУ, Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.

В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:

  • 1) человек как биологический вид;
  • 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
  • 3) изучение человека как личности;
  • 4) проблема человечества.

Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

Б. Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны.

Он одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

Ученики

  • Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалёв и др. (позднее, однако, они в той или иной мере пересмотрели его взгляды и создали собственные школы).

Сочинения

  • Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1-2. М., 1980

Достижения

  • кандидат педагогических наук (1937)
  • доктор педагогических наук (1939)
  • член-корреспондент АПН РСФСР (1945)
  • действительный член АПН СССР (1968)

Разное

  • На доме, где жил в Санкт-Петербурге Б. Г. Ананьев, установлена мемориальная доска.