Скачать смирнов методы обучения глава 9. Под его руководством ускоряется темп индивидуального развития человека. Ребенок за короткий промежуток времени узнает то, что а истории человечества познается в течении веков. Воспитательный процесс имеет ряд особе



ББК 74.00 А94

Под редакцией Абдуллиной О. А.

Рецензенты:

д-р. пед. наук, проф. Непомнящий А. В.,

канд. пед. наук, доц. Дебердеева Е. Е.

Афонина Г. М.

А94 Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. -512 с.

Работа относится к числу учебных пособий, которые соответствуют государственному стандарту базового педагогического образования студентов педагогических и непедагогических учебных заведений по специальности «Педа­гогика».

Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии», содержит теоретическую и практические части данного курса, включая творческие задания для студентов, помещенные в конце кал-сдой темы.

ISBN 5-222-01982-9 ББК 74.00

© Афонина Г. М., 2002

© «Феникс», оформление, 2002

Введение

Эта книга адресована прежде всего студентам педаго­гических учебных заведений, так как в силу чрезвычайно сложной науки автор сжато изложил основные теорети­ческие вопросы, идеи, факты, современные подходы к обу­чению и воспитанию.

Все изложенные вопросы в пособии в обязательном порядке присутствуют в курсе «Педагогические теории, системы и технологии», который введен в вузы в соответ­ствии с Государственным стандартом высшего педагоги­ческого образования. Эта нормативная база представляет новую структуру блока психолого-педагогической подго­товки будущего учителя.

Философия образования разнообразными тезисами подтверждает мысль о том, что сложившаяся система об­разования тесно взаимосвязана с социальными условия­ми и оказывает огромное влияние на весь ход преобразо­ваний в обществе.

Несомненно, педагогическое творчество, творческая индивидуальность учителя делают его работу привлека­тельной, интересной и определяют качество учебно-вос­питательного процесса.

Российская система образования на современном эта­пе своего развития вышла на путь качественной подготов­ки специалиста, где одной из приоритетных задач призна­на подготовка будущего учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях современной педаго­гической действительности.

Современная сложившаяся ситуация в образовании требует новых подходов к организации образовательной деятельности педагогов. Одной из позитивных тенденций в этом направлении считается переход к многообразным авторским программам, действующим в рамках стандар­та. Они создают предпосылки для создания индивиду­альной образовательной стратегии, которая предусматри­вает адаптацию содержания обучения, объема учебных

3


программ, учебных пособий к реальным потребностям и возможностям обучаемых, переход к гибкому характеру педагогического процесса.

Жизнь в педагогической профессии характеризуется не­стандартным подходом к любому явлению учебно-воспи­тательного процесса. Вот почему в работе учителя так важ­но мастерство, в основе которого лежит высокий уровень усвоения психолого-педагогических знаний. Курс «Педаго­гические теории, системы и технологии» представляет тот минимум профессиональных знаний, которыми должен вла­деть будущий учитель, создавая свои технологии обучения и воспитания.

Издание данного учебного пособия обусловлено дефи­цитом в подобной литературе, испытываемым как сту­дентами, так и преподавателями.

ГЛАВА I

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ»

Лекция 1

Тема: Педагогика как общественная наука. Ее предмет, объект, основные категории и методологические основы

План


  1. Наука педагогика и ее основные категории.

  2. Педагогика как общественная наука. Наука педаго­гика в условиях общественных перемен.

  3. Функции науки педагогики.

  4. Роль воспитания в жизни общества.

  5. Система педагогических наук.

  6. Связь педагогики с другими науками.

  7. Методологические основы науки педагогики.

  8. Внедрение достижений педагогической науки в прак­тику.
Каждая наука как одна из форм человеческого созна­ния имеет свою историю и достаточно определенный ас­пект природных и общественных явлений, которые она изучает. Педагогическая отрасль знаний признается са­мой древней и неотделимой от развития общества. Раз­витие общества, его культуры, социального опыта стало возможным лишь потому, что в любые времена старшее поколение находило способы передачи накопленного жиз­ненного опыта новому поколению людей. Передача опы­та от старшего поколения и активное его усвоение моло­дым поколением и составляет суть самого воспитания как основы совершенствования общества. Каждое новое поколение, вступающее в жизнь, должно овладеть про­изводственным, социальным и духовным опытом пред­ков. Уже первобытные люди передавали свой жизненный опыт младшему поколению. Существовали специальные заведения - «дома молодежи», где человек, свободный от других функций в общине, занимался воспитанием детей. В период рабовладельческого строя воспитание вы­деляется в особую функцию общества.

Со времен античной Греции берет начало термин «пе­дагогика» - «пайдагогас» («пайд» - дитя, «гогос» - 6

веду), что означает детоводство, детоводитель. В Древней Греции педагогом называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Впоследствии слово «педагогика» стало употребляться в общем смысле - им называли людей, которые занима­лись обучением и воспитанием детей. Постепенное на­копление знаний о процессе воспитания привело к воз­никновению особой науки - педагогики. Она впервые была вычленена из системы философских знаний в нача­ле XVII века и обязана своему оформлению выдающему­ся чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому.

Педагогика - наука о воспитании человека. Разви­ваясь первоначально как наука о воспитании детей, се­годня она стала наукой о закономерностях, принципах воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Такая трактовка педагогики особенно ак­туальна теперь, когда в нашей стране создается система непрерывного образования, включающая все звенья, - от дошкольных учреждений до многообразия форм общего, профессионального образования и повышения квалифи­кации работающих. Иногда педагогика рассматривается как искусство и представляется рядом авторов как ис­кусство воспитания детей. То, что касается практическо­го аспекта воспитательной деятельности, который требу­ет от педагога своего собственного стиля в применении воспитательных средств, методов, приемов, форм и др. и находит выражение в профессиональном умении и мас­терстве, - это область искусства в воспитании. Но теоре­тический аспект воспитания является предметом науч­но-педагогического исследования. Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку.


  1. Наука педагогика имеет свой предмет исследова­ния - воспитание.

  2. Объектом познания в педагогике является ребенок.

  3. Наука возникла из практической потребности обще­ства в изучении, обобщении и передаче ранее накоп­ленных исторических ценностей.

  4. Педагогическая наука изучает законы образования и воспитания. Она обобщает различные факты, устанав-
7

ливает причины и связи между явлениями, прогнози­рует события, отвечает на вопросы, почему и какие изменения происходят в развитии человека под влия­нием обучения и воспитания.


  1. Для изучения своего предмета исследования наука пе­дагогика использует методы научного исследования (анкетирование, наблюдение, метод тестов, интервьюи­рование, метод изучения школьной документации, бе­седу, эксперимент и др.)

  2. Как и любая наука, педагогика имеет свои основные категории (воспитание, обучение, образование). Кате­гории, в отличие от понятий, характеризуют наиболее существенные свойства педагогических объектов.
В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле слова. Когда говорим о воспи­тании в узком смысле слова, то отождествляем его с вос­питательной работой в школе, то есть представляем его как целенаправленный и организованный процесс со сто­роны учителя. В этом смысле воспитание - это целе­направленный процесс организации жизнедеятельности школьников. А в широком смысле слова воспитание пред­полагает социальный процесс, где становление и разви­тие личности происходит под воздействием всей сово­купности объективных и субъективных факторов. Итак, воспитание происходит под влиянием целенаправленных и стихийных факторов. Весьма образно по этому поводу писал А.С. Макаренко: «...воспитывает каждый квад­ратный сантиметр площади». Н.К. Крупская отмечала, что человека воспитывает жизнь и все, что его окружает. Поэтому когда мы говорим о воспитании в широком смыс­ле слова, то имеем в виду семейное воспитание, окружаю­щую ученика среду, социальную среду; улицу, где он про­водит время, события, которые он переживает, и др.

Обучение - это двусторонний процесс. Это совмест­ная деятельность учителя и учащегося, когда первый пе­редает свои знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, то есть усваивает знания и выра­батывает на их основе умения и навыки. Учитель осуще­ствляет деятельность преподавания, а ученик - деятель­ность учения. Таким образом, обучение представляет собой

деятельность преподавания и учения. В процессе обуче­ния ученик усваивает знания, формирует мировоззрение и развивает свои способности.

Образование - результат обучения. В буквальном смысле слова означает некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, фор­мированием образа, своего «Я». Это усвоение опыта че­ловеческой деятельности в виде системы научных знаний, умений, навыков.

7. Как и всякая наука, педагогика имеет методологичес­кую основу. Это важнейший фактор развития педаго­гической теории с древнейших времен. Все знания и законы развития природы, человека, общества, позна­ния с давних времен аккумулировались в философии. Это и дает ей право служить методологической осно­вой всех наук, в том числе и педагогики. Будучи дол­гое время частью науки философии, педагогика разви­валась и продолжает развиваться под влиянием ос­новных философских концепций. Недаром антропо­логия педагогической мысли связана с именами круп­ных древнегреческих философов Сократ (496-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (348-322 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.) и др. В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи, связанные с воспитанием и развитием челове­ка. Долгое время произведение Марка Квинтилиана (35-96 гг. до н.э.) «Образование оратора» служило основной книгой по педагогике.

Под методологией науки понимается совокупность ис­ходных философских идей, которые лежат в основе изу­чения природных или общественных явлений и которые решающим образом влияют на теоретическую интерпре­тацию этих явлений. Кроме того, методологическая фун­кция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разраба­тывает систему общих принципов и способов научного познания.

Появление воспитания как преднамеренной, целеуст­ремленной деятельности людей относится к возникнове­нию человеческого общества. Исследования историков, эт-

нографов, экономистов и представителей других наук об­наружили поразительную ловкость и искусность в добы­вании пищи путем охоты и рыболовства, в строительстве жилищ. Очевидно огромное стремление передать этот опыт старших подрастающему поколению, причем сделать это можно было только путем приобщения детей к практи­ческой деятельности взрослых.

Воспитание в животном мире основано на инстинк­тивных действиях и подражании во имя сохранения био­логического вида. В человеческом обществе воспитание представляет собой сознательную передачу подрастающе­му поколению усвоенного социального опыта, накоплен­ных знаний и трудовых умений. В животном мире в силу биологической неприспособленности к жизни, происходит собирательство того, что есть в природе, а люди уже про­изводят материальные блага. Только это дает возмож­ность новому поколению включиться в производствен­ную и общественную жизнь. Даже примитивное орудие труда выражало собой материализацию опыта деятель­ности человека. Конструкция орудия труда подсказала, как нужно с ним обращаться и для чего его использо­вать, то есть зафиксирован был сам способ действия. Были сделаны первые шаги в создании специфических соци­альных средств передачи опыта, что положено в основу создания культуры общества. Путем подражания и до­полнительного эксперимента, то есть путем проб и оши­бок старшее поколение стремилось не столько передать производственный опыт, сколько стимулировало соответ­ствующую деятельность. С возникновением человеческо­го общества появляется и воспитание, которое становит­ся неотъемлемой его жизненной функцией на всех этапах развития. В любом обществе, независимо от уровня его социальной культуры, существует воспитание. А вот цели, содержание, характер, методы, средства и формы воспита­ния обуславливаются системой производительных сил, про­изводственными отношениями и уровнем развития куль­туры данного общества.

Ретроспективный анализ и археологические данные показывают, что воспитание связано с уровнем развития общества. В родовой общине воспитание не отделялось

от труда и осуществлялось непосредственно в процессе трудовой деятельности. По мере развития труда и услож­нения его функций воспитание становилось более много­образным. Основной целью воспитания было выживание рода, а содержание воспитания определялось видами че­ловеческой деятельности. В отсутствие языка, знаковой системы, речи и средств трансляции опыта сам акт пове­дения взрослых служил средством передачи опыта. Об­ряды, ритуалы, игры служили формой воспитания, ин­формация передавалась посредством имитации самой деятельности. Эта деятельность демонстрировалась стар­шими. Обряды и ритуалы как форма воспитания выпол­няли роль репетиции, тренинга участников предстоящей деятельности. Становление воспитания привело в итоге к тому, что оно оформилось в человеческом обществе в самостоятельную деятельность со всеми присущими ему элементами - целью, содержанием, формами, средствами, методами, характерами воспитания.

Поскольку воспитание служило способом передачи со­циального опыта, культуры общества, то с развитием об­щества, накоплением знаний в нем, преобразованием жиз­недеятельности людей воспитание как социальная категория изменяется, а также видоизменяются все ха­рактеристики самого этого процесса. Это можно просле­дить, если детально рассмотреть развитие воспитания в различные исторические эпохи (рабовладельческое обще­ство, феодальное и буржуазное общество), а вместе с тем и проследить, как развивается педагогическая мысль (Ко­валев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педа­гогику. - М., 1975; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. и др. Педагогика. - М., 1968; Джуринская А.Н. История пе­дагогики. - М., 1999; Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. - М., 1997. - Раздел II).

Суть самого процесса воспитания сводится к передаче общественного опыта. Воспитание готовит человека к жиз­ни, труду, передает ему производственно-трудовой опыт, духовные богатства, накопленные в прошлом. В процессе воспитания происходит целенаправленное создание усло­вий (материальных, духовных, организационных) для ус­воения новым поколением общественно-исторического




опыта. Происходит процесс социализации личности, адап­тация его к конкретной социокультурной среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование исторического общества, культуры общества, так как ребенок не только усваивает одно из многочисленных направлений культу­ры, но и совершенствует его. Ключевая проблема педаго­гической науки - развитие личности. В процессе своей жизни ребенок социализируется благодаря влиянию на него социальных групп, с которыми он общается и разви­вается. Человек становится продуктом общественной жиз­ни, социальных отношений. Основная функция личности в процессе воспитания - творческое освоение обществен­ного опыта и включение человека в систему обществен­ных отношений. В этом случае и происходят качествен­ные процессы преобразования человека. В силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формиро­ванию собственной позиции, неповторимой индивидуаль­ности. Как следствие этой тенденции происходит адапта­ция человека к существующей социальной системе, развитие и преобразование ее и самого общества.

Вот и сегодня, когда идет процесс переустройства об­щества, мы говорим о воспитании, педагогике в условиях общественных перемен. Будущее любого общества зави­сит от уровня образованности подрастающего поколения. В Древнем Риме сам император назначал учителя в госу­дарстве. Еще Гельвеций, французский просветитель, пи­сал о том, что воспитание всемогуще. Так уж историчес­ки сложилось, что наука педагогика связана со школой, и сегодня ее состояние оценивают положением дел в шко­ле. Острые неурядицы нашего общества болезненно отра­жаются на ситуацию в школе: продолжает падать инте­рес к учению, особенно осложняется работа с подростками и старшеклассниками, резко падает качество успеваемос­ти, отсутствуют идеалы в воспитании. В то же время про­должается рост детской преступности, аморальных поступ­ков, наркомании, огульное очернение всего прошлого в истории нашей страны, расслоение среди детей и другие отрицательные явления, которые осложняют процесс вос­питания, характеризуют очевидный его кризис.

Эти недостатки школы, промахи в воспитании и ра­боте школ многие считают следствием отставания науки педагогики, ее консерватизма, оторванности от учебно-воспитательной практики. Вместе с тем в педагогических исследованиях разрешены многие проблемы, однако они до сих пор не востребованы учителями школ. Статисти­ка сегодня утверждает, что «каждый второй педагог не изучает методическую литературу по предмету, 70% не интересуются.вопросами психологии и педагогики и только 1% учителей занимается исследовательской работой, раз­работкой авторских программ, курсов и методик» («Учи­тельская газета», 1995). Творческие находки учителей, их опыт не встречают широкого распространения в школь­ной практике. Наука педагогика не может нейтрализо­вать негативные общественные явления.

Общество сегодня решает вопрос политического и эко­номического устройства. Каково же место школы в сегод­няшнем обществе? Школа должна быть нацелена на бу­дущее общества. От того, какова школа, как она работает, какую главную цель осуществляет, - во многом зависит будущее общества. Вот поэтому наука педагогика должна разрешить основные вопросы:


  • помочь школе сформировать личность рачительного хозяина, хозяина бережливого, расчетливого, предпри­имчивого;

  • школа должна заняться воспитанием субъекта ры­ночной экономики, восстановить психологию рыноч­ной среды, свободного предпринимательства, собствен­ника. Наша молодежь должна приучиться за все пла­тить, преодолеть безделье, понять, что доступность ве­щей пропорциональна труду, уму, предприимчивости;

  • осуществлять экономическое просвещение школьни­ков, которое должно сочетаться с производительным трудом;

  • воссоздать национальный характер культуры; обра­зованность должна носить многонациональный ха­рактер;

  • наука педагогика должна разработать содержание об­щего среднего образования на основе базовых зна-

ний как фундамента дальнейшего непрерывного об­разования;


  • сделать так, чтобы школа востребовала научные раз­работки в педагогике и психологии;

  • создать в РАО банк данных по проблемам школы и науки;

  • осуществить поиски методов обучения с помощью ком­пьютеров и организовать личностно-ориентированное обучение;

  • приступить к интеграции исследований в области вос­питания и обучения всех стран;

  • совершенствовать подготовку учителя-профессионала;

  • осуществить практическую направленность педагоги­ческих исследований.
Как науке о воспитании человека педагогике свой­ствен ряд функций: научно-теоретическая, практическая и прогностическая. В свое содержание педагогика вклю­чает важнейшие научно-педагогические идеи (идея гума­низации образования, идея педагогики сотрудничества, идея связи обучения с жизнью и др.); научные теории - теория развивающего обучения, теория развития личнос­ти, теория отбора содержания образования, теория систе­мы воспитания и др. Педагогика изучает закономерности развития и воспитания, закономерности процесса обуче­ния. Теоретическая функция науки педагогики реализу­ется в том случае, когда дается оценка того или иного опыта деятельности учителей, учительских коллективов, описывается передовой новаторский опыт.

Однако, развиваясь в теоретическом плане, педагоги­ка, как и всякая другая наука, служит практике - со­вершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. Предусматривается разработка научной информа­ции на методическом уровне с целью ее широкого внедре­ния в педагогический процесс. Внедряются методические рекомендации по применению на практике конкретных теорий. Ученые-исследователи разрабатывали конкретные рекомендации по внедрению теории развивающего обуче­ния, создавали учебные пособия для учителей и учащих­ся по теории коллективного творческого воспитания, раз-

витию одаренных детей и др. Учеными разрабатывались общедидактические требования и рекомендации к прове­дению современного урока, представлялись различные виды самостоятельных работ для учащихся, тщательно отра­батывались до уровня практического внедрения методи­ки проблемного и компьютерного обучения, составлялись программы обучения для компьютера и др. Одной из эф­фективных форм реализации практической функции пе­дагогической науки служит создание передовых техноло­гий обучения и воспитания, которые особенно привлекают сегодня внимание учителей. Технология представляется в виде четкой инструкции, графиков, чертежей, схем, кото­рые обеспечивают высокое качество организации учебно-воспитательного процесса.

Как и любой науке, педагогике свойственно прогнози­рование. Функция прогнозирования включает в себя спе­циальное научное исследование, которое на основе анали­за тенденции развития общества, его культуры, экономики, политики прогнозирует школу будущего, то есть сама шко­ла является объектом педагогического прогнозирования. На основе прогнозирования создаются модели преобразо­вания педагогических процессов. Объектами прогнозиро­вания могут быть и теории, которые в перспективе можно применить в практической деятельности. Итак, у каждой функции педагогической науки есть свое особое и специ­фическое назначение.

Человечество выжило, окрепло и достигло современно­го уровня благодаря воспитанию, благодаря тому, что со­зданный предшествующими поколениями опыт использо­вался и совершенствовался последующим поколением. История развития общества убедительно показывает слу­чаи, когда опыт терялся, воспитание замедлялось, а люди в результате оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад. Утрачивалось много времени, чтобы заново восстановить потерянные звенья культуры. Но, с другой стороны, исторический процесс развития общества неопро­вержимо доказывает, что значительных успехов добива­лись в своем развитии народы, у которых был хорошо отрегулирован механизм воспитания. Воспитание возникло в человеческом обществе и стало неотъемлемой частью

его жизни и развития. Многочисленные ученые-философы устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. В 70-х и в начале 80-х годов западный мир вступил в полосу обостряющегося экономического кризиса, который сопро­вождался крупными сокращениями расходов на социальные нужды, в том числе и на образование. В этот период мно­гочисленные теории подчеркивали, что периоды оживле­ния экономики и улучшения благосостояния людей в об­ществе напрямую связаны с их образованием. Воспитание воздействует на развитие общества, его прогресс, в свою очередь развитое общество предоставляет огромные воз­можности для воспитания. Было бы ошибкой не признать тот факт, что воспитание оказывает влияние на социальные преобразования в обществе. Теоретические и практичес­кие работы, посвященные проблеме взаимосвязи воспита­ния и общества, отмечают, что у образования большое бу­дущее, так как оно способно преобразовать общество.

Об уровне развития любой науки судят по степени ее дифференцированности и по многообразию связей с дру­гими науками.

В систему педагогических наук входят следующие науки:


  • общая педагогика, исследующая основные закономер­ности процесса воспитания, обучения и развития;

  • возрастная педагогика, которая представлена преддош-кольной педагогикой, дошкольной педагогикой и пе­дагогикой школы. К тому же различают педагогику среднего образования и педагогику высшей школы. Эти направления в педагогике изучают особенности воспитания на различных возрастных этапах;

  • специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: сурдопедагогика (образование глу­хих и плохослышащих детей), тифлопедагогика (об­разование слепых и плоховидящих), олигофренопеда­гогика (образование умственно отсталых), логопедия (обучение детей с расстройством речи);

  • история педагогики изучает развитие педагогических идей, мыслей и практики воспитания в различные ис­торические эпохи;
16

  • частные дидактики (методики), изучающие методики преподавания различных дисциплин на основе общих законов и закономерностей обучения (методика мате­матики, физики, русского языка, истории и др.);

  • профессиональная педагогика осуществляет развитие личности рабочего человека. Она изучает закономер­ности, принципы, технологии воспитания и образова­ния человека, ориентированного на конкретную про­фессиональную деятельность;

  • сравнительная педагогика, исследующая закономерно­сти функционирования и развития систем образова­ния и воспитания в различных странах путем сопос­тавления и нахождения сходства и различия в них;

  • социальная педагогика занимается изучением и раз­работкой области внешкольного образования и вос­питания детей и взрослых. Различные социальные институты воспитания (клубы, музыкальные и худо­жественные школы, спортивные секции, театральные и музыкальные студии, изостудии) служат средством развития культуры, передачи специальных знаний, раз­витию творческих способностей детей, применению по­лученных знаний на практике;
» исправительно-трудовая педагогика содержит теоре­тические обоснования и разработку практики пере­воспитания лиц, находящихся в заключении за совер­шение преступлений.

За последние годы интенсивно развиваются новые на­правления в педагогике:


  • военная педагогика;

  • музыкальная педагогика;

  • инженерная педагогика;

  • педагогика семейного воспитания (родительская пе­дагогика);

  • педагогика детских и юношеских организаций;

  • педагогика наставничества;

  • валеология.
Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, так как объект науки

педагогики - ребенок - служит объектом ряда других наук - физиологии, психологии, социологии. Человек, его сфера жизни, среда и условия развития интересуют педа­гогов профессионально, со всех сторон, в целях эффектив­ного и глубокого изучения своего предмета исследования, то есть во всех его связях. У других социальных наук, имеющих совершенно другой предмет исследования, есть немало точек соприкосновения с педагогикой - каждая из них изучает человека в определенном плане. Отмечая специфичность предмета педагогики, следует подчеркнуть, что педагогика по своей сути интегративная наука, при­званная объединить данные не только социально-гума­нитарных, но и естественных наук, связанных с познани­ем человека.

Педагогика тесно связана с физиологией, которая изу­чает природу физического развития человека, закономер­ности жизнедеятельности организма в целом, функциони­рование его отдельных частей. Знание закономерностей функционирования системы высшей нервной деятельнос­ти позволяет педагогике моделировать развивающее обу­чение, контролировать технологии учебно-воспитательного процесса, обеспечивать оптимальность целостного педа­гогического процесса.

Педагогика развивается в органичном единстве с пси­хологией. Обе эти науки имеют общий объект изучения - развивающегося человека, но каждый имеет свой пред­мет исследования. Психология изучает закономерности и механизмы развития психических процессов и лич­ных свойств человека, разрабатывает законы управле­ния развитием личности. Воспитание и обучение чело­века основано на развитии психики человека (мышление, представление, память, воображение, деятельность и т.д.). Многие методы научного исследования психологии ус­пешно применяются в педагогике и решают собствен­ные педагогические проблемы. Педагогика пользуется психологическими знаниями для описания и объясне­ния фактов, явлений учебно-воспитательного процесса. Педагогика исследует процесс целенаправленного преоб­разования свойств, состояний человека, процесс воспита­ния личности.

Педагогика тесно связана с науками, изучающими ре­бенка как индивида (биология, анатомия, антропология и медицина). Проблема соотношения природных и соци­альных факторов развития человека как одна из цент­ральных для педагогики неизбежно приводит к связи пе­дагогики с экологией и антропологией, которые рассматривают физические, природные условия и возмож­ности человека во всей его многомерности.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врож­денные отклонения в развитии. Коррекционная педаго­гика разрабатывает совместно с медициной многоуровне­вую, дифференцированную программу коррекции отклонений в воспитании, тщательно анализирует при­чины этих отклонений и находит систему средств, с помо­щью которых достигается значительный эффект процес­са социализации личности.

Развитие педагогики тесно связано с науками, изуча­ющими человека в обществе, в системе его социальных отношений. Поэтому устанавливаются устойчивые взаи­моотношения с социологией, экономикой, культурологией, политологией и другими социальными науками.

Отношения между педагогикой и экономическими на­уками наиболее значительны, так как экономическая по­литика государства во все времена была необходимым условием образования общества.

Традиционной считается связь с социологией и куль­турологией, поскольку общество дает своеобразный заказ системе воспитания, предъявляет свои требования к уровню образованности людей, разрешает проблемы адаптации человека к конкретным социальным условиям. Педаго­гика ищет пути решения вечных проблем - успешность процесса социализации личности. Социализация личнос­ти с учетом ее индивидуальных возможностей и природ­ных особенностей связана с процессом совершенствова­ния общества, развития его культуры, ценностей.

Образовательная политика всегда являлась отражени­ем идеологии господствующих классов и партий в обще­стве. В силу этого она неразрывно связана с политологи­ей. Однако наука педагогика стремится выявить условия

и на основе их создать механизм становления субъекта политического сознания, возможность усвоения полити­ческих установок общества.

Педагогика связана с кибернетикой как наукой об уп­равлении, так как управление процессом обучения и вос­питания непременно требует знания общих законов и ме­ханизмов управления любым процессом. Знание педагогами кибернетики включает дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения.

Взаимодействие с различными социальными науками позволяет педагогике более четко сформулировать цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания.

Связь с наукой математикой так же неизбежна, как и с другими науками. Определяя критерии эффективности, оптимальности обучения, наука педагогика не может обой­тись без математики. Многие явления учебно-воспита­тельного процесса носят вероятностный характер, что требует применения к ним теории математической ста­тистики. Особенно явно проявляется связь педагогики и математики при обработке анкет, сочинений, наблюдений и др., при применении ранговых методик, диагностичес­ких тестов, графиков различных педагогических явлений, фактов связей; нахождении необходимых и достаточных условий развития чего-либо, составлении матрицы свя­зей, отражающих глубину исследования, и т. д. Исполь­зование математических методов в педагогике приводит к убедительности и совершенству самого научно-педаго­гического исследования.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отме­тим ее наиболее длительную и продуктивную связь с фи­лософией. Связи педагогики с философией сложились в числе первых. Философские идеи продуцировали созда­ние педагогических концепций, теорий и служили ее ме­тодологическим основанием. Процесс получения педаго­гического знания подчиняется общим законам научного познания, которые изучает философия. Философия явля­ется теоретической базой осмысления педагогического опы­та и создания педагогических концепций. Философские знания необходимы для понимания самого воспитания как общественного, социального явления, его сущности.

Цели и задачи воспитания невозможно определить без философских знаний, анализа тенденций развития обще­ства. Сама философская теория познания благодаря об­щности законов определяет закономерности учебно-по­знавательной деятельности. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и це­лого, законы и закономерности, взаимосвязи и взаимоза­висимости, развития и его движущих сил положены в основу любой педагогической мысли. Достаточно вспом­нить, что педагогика как область научных знаний после­дней вышла из состава науки философии. А сегодня про­блема качественного совершенства педагогических исследований вновь привела к новой отрасли человечес­ких знаний - философии образования и воспитания. Фи­лософия и сегодня осталась основой педагогики.

Рассмотрим философию как методологическую осно­ву развития науки педагогики. Успехи, достигнутые оте­чественной педагогикой, и ее реальные планы на будущее обусловлены прежде всего тем, что с первых дней своего становления она развивалась и строила свои исследова­ния на методологической основе. Методология - это уче­ние о способах узнавания мира. Методология науки - это ее область, которая изучает методы научных исследо­ваний и принципы подхода к изучению предмета данной науки. Каждая наука имеет свой предмет исследования и, естественно, специфические для нее методы исследования, характер которых определяется стоящими перед исследо­ваниями задачам. Однако существует всеобщая методо­логия научного познания, общенаучная методология, ко­торая составляет принципиальную основу разработки вопросов исследования внутри любой науки. Поэтому при­нято различать методологию педагогики и всеобщую ме­тодологию. В исследовании любого вопроса в педагогике проявляют себя всеобщие и частные законы науки.

Под методологией педагогики понимаем общие прин­ципиальные исходные положения, которые лежат в осно­ве исследования любой педагогической проблемы, то есть это законы философии. Любая наука пользуется прежде всего общим положением, общим подходом к изучаемо­му явлению, а затем использует свои специфические ме-

тоды для дальнейшего исследования проблемы. Такой подход к изучению явлений характеризует полноту иссле­дования. Иначе говоря, методы педагогического исследо­вания должны быть поставлены на основу, фундамент, роль которого выполняет всеобщая методология.

Приведем примеры. Воспитание и обучение ускоряют процесс развития личности. Термин «развитие» - фило­софский. Поэтому когда мы говорим о развитии в педа­гогическом процессе, то стратегическую линию этого про­цесса, его движущую силу составляют противоречия. Основное содержание противоречия в воспитании выяв­ляется между желанием, потребностью личности и воз­можностями осуществить это желание. Разрешение этого противоречия приводит к качественным изменениям в личности.

Движущей силой самого учебно-воспитательного про­цесса служит противоречие между требованиями (обще­ства, учителя, администрации школы и др.) и возможнос­тями воспитуемого выполнить их. Создание всевозможных условий, обеспечивающих разрешение этих противоречий, приводит к совершенствованию самого педагогического процесса.

В дидактике процесс усвоения знаний строится на основе материалистического процесса познания. Мате­риалистическая философия утверждает, что познание на­чинается с ощущения. Формулируем закон познания - «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», который характеризует процессуаль­ную сторону познания. Всеобщая методология позволя­ет определить основные этапы (звенья) процесса обуче­ния - восприятие, осмысление, закрепление.

Успешное развитие педагогической науки находится в прямой зависимости от разработки ее методологии. Раз­виваясь в теоретическом плане, педагогика, как и любая наука, служит практике. Накапливая и обобщая новую научную информацию, она предусматривает конкретные пути ее применения в широкой практической действи­тельности. Вопрос о внедрении педагогических идей в практику ставит первостепенную задачу - сделать так, чтобы сегодня школа востребовала научные знания.

Дословный перевод английского слова «внедрение» оз­начает «втискивание». Что означает - внедрить дости­жения науки? Это значит показать эффективное влияние на практическое применение педагогических идей.

Что можно внедрять?


  • Передовой педагогический опыт (опыт развивающего обучения в начальной школе - Л.В. Занков, авторс­кие школы - школа Л. Тарасова).

  • Методы обучения - метод комментированного пись­ма, метод В.Ф. Шаталова в обучении, метод ускорен­ного обучения иностранному языку и др.

  • Системы воспитания (система воспитания В.А. Кара-ковского, А. Захаренко, А.С. Макаренко и др.).

  • Технологии обучения и воспитания (технология кол­лективного творческого воспитания - И.П. Иванов), технология модульного обучения - П. Эрдниев), но­вые технологии воспитания - Н. Щуркова).

  • Частичное внедрение (проверка знаний по цепочке - из опыта В.Ф. Шаталова), виды самостоятельных ра­бот - П.И. Пидкасистый) и др.

  • Виды обучения - программированное обучение, ком­пьютерное, проблемное, частично-поисковое, алгорит­мическое и др..

  • Различные теории (теория развивающего обучения - Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), теория непрерыв­ного образования, теория отбора содержания образо­вания и др.
Задачи внедрения теоретических достижений педа­гогики в практику обучения и воспитания предполагают прежде всего разработку общих методических рекоменда­ций по применению той или иной педагогической теории.

Творческие задания по теме


  1. Сформулируйте задачи и подберите методы исследова­ния по теме «Влияние самооценки школьника на его поведение».

  2. Наблюдая за работой учителя в школе, подчеркните, какие достижения педагогической науки он внедряет в педагогический процесс.

  3. Подчеркните методологическую основу, о которой идет речь.
23

Исследуя такой вопрос, как преодоление второгодни­чества в школе, необходимо прежде всего основательно выяснить причины низкой успеваемости каждого отста­ющего ученика. В одном случае, возможно, сказался про­должительный перерыв в учении в связи с длительной болезнью или переездом семьи школьника. В другом слу­чае могло повлиять отсутствие у него желания учиться в школе и, как следствие, отставание в занятиях. А может быть, сказывается неумение ученика учиться. Возможно, причину следует искать в отсутствии контроля за учени­ком со стороны родителей или в неблагоприятных усло­виях семейной жизни. Но чаще всего на ухудшение успе­ваемости влияет не одна, а несколько взаимосвязанных причин. В какой-то момент ученик не понял объяснение учителя, и сам не сумел разобраться в изучаемом мате­риале. Возникший пробел в знаниях неизбежно повлек за собой другой. Появилось отставание в учебе. Посыпа­лись неудачи, двойки. Нарастающее огорчение породило неприязненное отношение к школе. Пропали интерес к овладению знаниями, желание учиться. Очевидно, и вып­равлять положение нужно, учитывая связь всех тех фак­торов, под влиянием которых у ученика сложилось не­правильное отношение к учебе.

Основная литература


  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993.

  2. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 (тема 1).

  3. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М, 1996.

  1. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология и педаго­гика в вопросах и ответах. - М., 1999.

  2. Сластенин В А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. - М., 1997.

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990. - Гл. II.

  1. Бордовская Н.В., РеанАА. Педагогика. - Санкт-Пе­тербург, 2000. - Гл. 1.

  2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 1999. - Гл. 1.
Лекция 2

В учебнике раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах общего и дополнительного образования. В качестве примеров используются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.

Раздел II. Теоретические основы обучения
Глава 6. Обучение как составная часть
педагогического процесса
Глава 7. Содержание образования как средство
обучения и фактор развития
Глава 8. Эволюция методов обучения и их классификация
Глава 9. Методы обучения
Глава 10. Формы организации обучения
Глава 11.Средства обучения
Глава 12.Технологии в обучении
Глава 13. Системы развивающего обучения, используемые в школе

Раздел III. Теоретические основы воспитания
Глава 14. Воспитание как часть педагогического процесса
Глава 15. Методы воспитания
Глава 16. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка
Глава 17. Воспитательная работа классного руководителя
Глава 18.Внеклассная воспитательная работа в школе

Раздел IV. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования
Глава 19. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях
Глава 20. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте

Раздел V. Система образования в России и перспективы ее развития
Глава 21. Характеристика системы
образования в России
Глава 22. Инновации и реформы в современной
российской школе в 80-90-х годах
Глава 23. Основы управления
общеобразовательным учреждением

Предметный указатель

Предисловие

Дорогие коллеги! Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучать. Это значит, что вы готовитесь стать Учителем. Авторы этой книги надеются, что трудности обучения будут вами успешно преодолены и в скором будущем вы придете в детский сад или в школу в новом качестве.

Профессия Учителя – самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и в конечном счете Будущее своего ученика.

Постарайтесь сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого. Организуя обучение и воспитательный процесс, развивайте эти особенности, научите детей ничего не бояться и помогите им сформировать и ощутить в себе личность. Это станет возможным, если вы научитесь не только слышать все, что говорят, и видеть все, что делают ваши маленькие ученики, но и понимать их чувства и переживания. Помните, что главное – научиться чувствовать состояние ребенка и понимать причины такого состояния.

Не менее важная задача – помочь ребенку освоиться с окружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо буквально во всем. Каждый ваш урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интригующие ощущения. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Не обманывайте их ожидания – старайтесь поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Интерес ученика – важнейшее условие достижения успеха в обучении и воспитании, а следовательно, и вашего успеха как профессионала.

Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко распознать – достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса к организуемой педагогом деятельности – вот основные показатели высокого мастерства учителя. Однако этому, к сожалению, не научит ни один учебник, это придется вам осваивать самостоятельно. Главное, как это часто бывает в жизни, остается «за кадром».

Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда воспитанники детского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя, который ее творит, – Мастером.

Путь к мастерству непрост, но он наполняет смыслом всю человеческую жизнь. Желаем вам пройти этот путь и ощутить радость и счастье совместных успехов. Совместных, потому что в педагогике успех может быть только общим – талантливого учителя и талантливых учеников.

В добрый путь!

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Педагогика является сложной системой, которая состоит из самостоятельных (конечно, относительно) дисциплин, взаимосвязанных друг с другом. Любая из этих дисциплин рассматривает образование со своей индивидуальной позиции и занимается изучением отдельных участков педагогической реальности.

Но во всей системе общей педагогики выделяется, в первую очередь, теория обучения, называемая дидактикой, и теория воспитания, которые исследуют закономерности педагогического характера в определённых сферах образования.

Дидактика занимается изучением обучения на теоретическом уровне, являющимся наиболее общим, и не акцентирует внимание на преподавании какого-либо конкретного предмета. В главной степени её интересуют движущие силы и функции образовательного процесса, а также его структура и . Дидактика занимается и формулированием принципов обучения, созданием разных способов построения его структуры, форм подачи учебного материала и его усвоения, а также форм взаимодействия учащихся и педагогов. Именно о дидактике и пойдёт речь далее.

Вместо введения

Социум постоянно прилагает все усилия к тому, чтобы те знания, навыки, умения и опыт, который он накопил на определённый момент времени и к определённому моменту развития, осваивало новое поколение посредством наиболее эффективных и плодотворных способов. Эту цель преследуют и обучение, и образовательные системы, представляя собой стратегически выстроенные процессы снабжения людей информацией, которая отражает накопленный и обобщённый человечеством опыт.

Задачей дидактики на любом этапе её развития в истории являлось определение содержания образования новых поколений, изыскание самых эффективных способов вооружения их актуальными знаниями, навыками и умениями, а также определение закономерностей данного процесса. Однако если учесть тот факт, что образовательный процесс непосредственно связан с процессом воспитания, главным образом, нравственного и умственного, можно сказать, что дидактика является теорией не только обучения и образования, но ещё и воспитания. И прежде всего сюда можно отнести формирование мировоззрения получающих образование людей.

На данный момент времени предмет дидактики состоит в процессе обучения и образования в общем и целом, другими словами, в содержании образования, которое реализуется учебными планами и программами, средствами и методами, учебниками, организационными формами, воспитательными элементами и условиями, благоприятно сказывающимися на активном и творческом труде и умственном развития обучающихся.

Наравне с педагогикой, дидактика прошла путь исторического развития, в процессе которого выполняла задачи, возникавшие перед образовательными учреждениями на каждой отдельной стадии социального развития. Развитие различных научных направлений, изменения в области торговли, производства, технологий и т.д. оказывали прямое воздействие на развитие образовательной сферы, отражающей особую форму деятельности человека в эпоху Древности и Средневековья. Со временем это привело к появлению самой теории обучения. Произошло это в XVII веке, когда был написан серьёзнейший труд « », автором которого был Ян Коменский - именно он впервые поставил перед человечеством задачу «учить всех всему», а также изложил принципы и правила обучения детей.

Ян Амос Коменский (1592-1671 гг.) — педагог-гуманист чешского происхождения, общественный деятель и писатель, епископ Чешскобратской церкви, человек, систематизировавший и популяризовавший классно-урочную систему образования, и создатель научной педагогики. В течение своей жизни он занимался педагогикой во многих европейских странах (Венгрии, Чехии, Польше и других), а также составлял учебники для Швеции, по которым впоследствии учились во множестве разных стран, благодаря чему получил известность ещё при жизни.

Взгляд Коменского на педагогику

Основной особенностью педагогических взглядов Яна Коменского являлось то, что именно воспитание представлялось им одной из главных предпосылок к установлению конструктивных, дружественных и справедливых отношений между отдельными людьми и целыми народами. Наряду с этим, учение Коменского пропитано гуманистическим подходом к человеку и обучению. Религиозное образование Коменского и образ его жизни отразились на всей созданной им системе образования.

Всё учение Коменского зиждется на принципах природосообразности, дидактики и семейной педагогики. Например, принцип природосообразности гласит, что развитию подлежит то, что уже «заложено в зародыше», и развивать это нужно изнутри, ожидая пока «созреют силы», избегая толкать природу в неверное русло - туда, куда она сама не стремится направиться. Поддерживая идею, что семена ума, благочестия и нравственности, а также стремление природы их развивать характерны для всех людей, Ян Коменский обозначал роль воспитания в «самом лёгком побуждении и некотором разумном руководстве» естественно протекающим процессом саморазвития учащегося.

Принцип природосообразности по праву считается главнейшим, и на основании его Коменский создал поистине уникальный и масштабный проект воспитания человека, длящегося с момента рождения до 24 лет. Универсальным и научно обоснованным этот проект учёный считал по причине соответствия педагогического процесса природе человека и его на планете. Этот проект был направлен на «обучение всех всему», иначе говоря, на рациональное создание «массовой школы». Важнейшим элементом этого проекта были и остаются по сей день этапы взросления человека.

Этапы взросления человека

Представляя этапы взросления человека, Коменский всё так же опирался на принцип природосообразности. Так, им было выделено четыре этапа, состоящих из шести лет каждый, и для всех были определены свои задачи.

Итак, основываясь на природе человека, выделяются следующие этапы:

  • Детство (продолжается с рождения до 6 лет)
  • Отрочество (продолжается с 7 до 12 лет)
  • Юность (продолжатся с 13 до 18 лет)
  • Возмужалость (продолжается с 19 до 24 лет)

Основой этого деления являются возрастные особенности:

  • Для детства характерны: усиленный физический рост и развитие органов чувств
  • Для отрочества характерны: и воображения, а также их исполнительных органов - языка и рук
  • Для юности характерны: развитие более высокого уровня мышления (в дополнение ко всему вышеназванному)
  • Для возмужалости характерны: и способности к гармоничному существованию

Каждый из представленных периодов, исходя из их характерных особенностей, предполагает индивидуальную ступень образования. Дети до 6 лет, согласно Коменскому, должны «обучаться» в материнской школе, где мать даёт дошкольное образование. В период отрочества ребёнок отправляется в шестилетнюю школу родного языка, которая должна иметься в любой общине, селении и т.п. Юноши обучаются в гимназиях или латинских школах, имеющихся во всех городах. Возмужалые молодые люди проходят обучение в академиях, также имеющихся во всех крупных населённых пунктах любого государства.

С целью обосновать замысел школы родного языка Коменский всегда говорил о природосообразности развития человека. Такие дисциплины как, к примеру, граждановедение и родиноведение аргументируются естественными стремлениями ребёнка и условиями окружающей его действительности. В латинской школе должен иметься «класс этики», где будет изучаться человек с его собственными действиями - человек, являющийся владыкой вещей. Должен изучаться и «стержневой предмет истории», знания которого способны «осветить всю жизнь». Изучению подлежат также: всеобщая история (в главной степени, история отечества), история религиозных обрядов разных народов мира, история морали, изобретений, естествознания. Традиционными же учебными предметами школы эпохи Средневековья Коменский считал «семь свободных искусств», дополненные основами новых на время наук.

«Семь свободных искусств»

«Семь свободных искусств» включали в себя грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Коменский, как мы уже сказали, дополнял их основами современных на то время наук. Целиком и полностью содержание общего образования было обращено к человеку, чтобы сделать его мировосприятие целостным, а стремления говорить, действовать, уметь и знать находились в гармонии.

Если обратиться к процессуальной стороне обучения, то у Коменского она выражена поиском природосообразного метода, ориентированного на , разноплановую работу его интеллекта, его целостную личность и «естественное знание», вопреки «книжной учёности», взятой учеником при помощи памяти и напряжённой воли.

Духовный мир Яна Коменского был очень сложным и уникальным комплексом воззрений эпох Античности и Ренессанса, протестантизма и католической теологии, естественнонаучного и современного для него гуманитарного знания. Ян Коменский сумел обосновать гуманистическую и демократическую идею всечеловеческого воспитания, на протяжении нескольких веков остававшуюся основополагающей среди людей, для которых всеобщее образование было правом всех людей.

Педагогическая система Коменского

Педагогическая система Коменского представляет собой «строгую» педагогику, подразумевающую отношение к учащемуся, как к существу ответственному, деятельному и сознательному как в мыслях, так и в поступках. Деятельность педагога в этой системе рассматривается как сложнейшее искусство развития человеческого в человеке. Система Коменского светится оптимизмом и верой в человеческий потенциал, потенциал воспитания, «объединение людей великодушных, мужественных, возвышенных». Задачи воспитания связывались Коменским с прямым обращением к внутреннему миру человека и воспитанием в нём духовного, а отношение к знаниям, как к ценности - ещё одна неотъемлемая черта его системы.

Каждая последующая возрастная ступень есть повод к введению новых теологических и этических правил и норм поведения, предназначенных для одухотворения внутренней жизни ученика отношением, как к ценности не только к знаниям, но и к себе и к окружающим людям. Гуманная личность, по мнению учёного, должна обладать рядом «кардинальных добродетелей», прослеживающихся в средневековой христианской этике и уходящих корнями к философии Платона: справедливостью, мужеством, умеренностью и мудростью.

Стремясь развить и возвысить духовность в людях, Коменский старался сформировать нравственность и благочестие, как постоянную активную духовную жизнь и практическую работу человека. Исходя из этого, педагогическая система предстаёт как гуманистическая модель образовательного процесса, направленного на целенаправленное ценностное и целостное развитие естественных сил и потенциала развивающегося индивидуума.

Реализуется эта цель посредством организации жизни учеников в здоровой с точки зрения нравственности, богатой духовно, и постоянно стимулирующей всестороннее развитие среде, где человека окружают разнообразные виды деятельности, которые способствуют природосообразному развитию способностей и всего человеческого; в среде, где преобладают гуманные отношения между учениками и учениками, между учениками и педагогами, благодаря чему задачи и цели образовательного процесса становятся собственными задачами и целями учеников, а процесс воспитания трансформируется в процесс самовоспитания.

Результатом же всего педагогического процесса будет достижение учеником высокого уровня , включающего и самоопределение, и самосознание, и и потребности к продолжению саморазвития, самовоспитания и самообразования. Свобода, которой отличается развитие личности ученика, обеспечивается одинаковыми для всех возможностями саморазвития и педагогическим влиянием, исключающим «насилие» в какой бы то ни было форме. Эту модель можно проследить в самых эффективных педагогических системах прошлого. Кроме того, она достаточно гармонично интегрируется и в современные системы образования, по причине чего открытия Каменского можно смело назвать универсальными.

Но современные образовательные системы мы рассмотрим чуть позже, а пока скажем несколько слов о дидактических принципах Коменского.

Принципы дидактики Коменского

Ян Коменский - человек, который впервые за всю историю дидактики сказал людям о важности использования в обучении принципов и обозначил их:

Принцип сознательности и активности - согласно ему, обучение должно быть таким, чтобы ученики усваивали знания не при помощи механических заданий или заучивания, т.е. пассивно, а активно, с максимальной вовлечённостью и . Если нет сознательности, то и обучение будет только догматическим, а в знаниях будут господствовать формальности;

Принцип наглядности обучения - здесь предполагается то, что ученики должны усваивать знания через непосредственные наблюдения предметов и явлений, через их восприятие своими органами чувств. Данное правило Коменский называл «золотым»;

Принцип постепенности и систематичности знаний - означает, что изучение любых знаний и наук должно быть только систематическим. Однако для этого ученики должны получать информацию в конкретной методической и логической последовательности.

Чтобы этот принцип был надлежащим образом соблюдён, Каменский приводит некоторые правила:

  1. Информация должна распределяться так, чтобы конкретные учебные задачи были поставлены на каждый учебный час, день, месяц и год. Они также должны быть тщательно продуманы педагогом и осознаны учеником;
  2. Решение всех учебных задач должно быть распределено с учётом возрастных характеристик, а значит, должно соответствовать задачам каждого отдельного класса;
  3. Каждый предмет должен преподаваться до того момента, пока не будет освоен учеником целиком и полностью;
  4. Занятия должны составляться так, чтобы основой любого текущего материала был предшествующий, а последующий его закреплял;
  5. Обучение необходимо выстраивать от общего к частному, от простого к сложному, от близкого к отдалённому, от известного к неизвестному.

Такая последовательность, по словам Коменского, должна быть соблюдена везде, а понимание вещей умом должно переходить от исторического к разумному, и уже после - к применению всего узнанного.

Принцип упражнений и прочного овладения навыками - говорит о том, что показателем того, насколько знания и навыки являются полноценными, являются только систематически осуществляемые упражнения и их повторения.

Есть также и ряд требований, разработанных Коменским для последнего принципа:

  1. Любые правила в обязательном порядке должны служить поддержанию и закреплению практики;
  2. Ученикам надлежит делать не то, что приносит им удовольствие, а то, что гласят законы и на что указывают педагоги;
  3. Для упражнений ума должны быть созданы специальные уроки, берущие за основу систему Каменского;
  4. Любую задачу следует изначально проиллюстрировать и объяснить, затем нужно убедиться в том, поняли ли её ученики, и как они её поняли. Рекомендуется устраивать повторения по прошествии недели.

Все эти положения говорят нам о том, что усвоение знаний Коменский сопоставляет с задачей полного и сознательного исследования материала. Возможно, именно поэтому педагогические положения этого выдающегося человека даже в наше время остаются значимыми как в теории, так и на практике.

Трансформация учения Коменского

Коменский внёс в историю педагогики неоценимый вклад, заключающийся в раскрытии двух сторон обучения - объективной, включающей законы педагогики, и субъективной, включающей практическое применение этих законов. Так и было положено начало дидактике и искусству преподавательской деятельности.

Воздействие идей дидактики Коменского оказало огромное влияние на образование в странах Европы, но на практике в эпоху Средневековья над обществом всё же довлели устоявшиеся традиции, согласно которым особенно ценились исполнительность и покорность, а собственная инициатива учащегося, во-первых, не поощрялась, а, во-вторых, служила отражением его «греховности». По этой причине и сама дидактика была принята не в полной мере.

С развитием общества одни социальные явления сменялись новыми, и идеи Коменского либо становились частью каких-то других, либо дополнялись ими. По причине появления всё новых проблем в сфере образования, появились новые теории, где за основу взяты совершенно разные факторы и концепции. Однако, только зная основы учения Коменского, можно понять и проследить изменения, произошедшие в этой области.

Современные теории образования

Ниже мы предлагаем вам в общих чертах ознакомиться с современными теориями образования, некоторые из которых могут послужить альтернативой дидактике, а некоторые в корне отличаются от неё.

Прогрессивизм

Прогрессивизм является теорией образования, возникшей в качестве реакции на традиционное образование, акцентировавшее внимание на методиках формального воздействия на ученика и зазубривании материала.

Основными идеями прогрессивизма была идея о самовыражении и развитии личности, идея о свободной деятельности детей, идея об учении посредством опыта, идея освоения навыков и умений для достижения , идея о максимальном использовании потенциала настоящего и идея о понимании и применении динамики постоянно меняющегося мира.

Гуманизм

Гуманизм возник из основ прогрессивизма, из которого и взял большинство своих идей. Для гуманистов ребёнок должен находиться в центре образовательного процесса, учитель не является абсолютным авторитетом, ученик всегда активен и вовлечён в процесс получения знаний. Кроме того, гуманизм включает в себя идеи о сотрудничестве и принципы демократии.

Одной из основ гуманизма было также и создание особой образовательной среды, в которой между учениками нет конкуренции, и . Целью гуманистов было избавиться от отношений вражды между учащимися и педагогами и сформировать такие взаимоотношения, в которых главенствуют доверие и чувство безопасности.

Перенниализм

Перенниализм можно назвать ответной реакцией на прогрессивизм, согласно воззрениям перенниалистов, разрушающий целостную систему образования. По их мнению, образование не должно способствовать приспособлению ученика к миру, но должно приспосабливать его к истине. Содержание учебной программы не должно зависеть от интересов учащихся, а должно базироваться только на том, что актуально в данный момент для общества.

Профессиональная педагогика здесь не является функцией образования, школа должна воспитывать, главным образом, интеллект, а образовательная система должна направлять человека к познанию вечной истины. Отсюда и основной уклон на изобразительное искусство, философию, естественные науки, математику, историю и языки.

Эссенциализм

Эссенциализм явился второй реакцией на прогрессивизм. Схожесть эссенциализма с перенниализмом в том, что прогрессивизм для него тоже является слишком мягкой системой. Эссенциалисты утверждали, что школа должна давать базовые знания, основой которых являлись основные искусства и предметы, способные привить мастерство и подготовить к жизни в обществе.

Начальная школа должна придерживаться школьной программы, культивирующей развитие навыков грамотности и . Акцент делался на математике, письме и чтении. В средней школе следует преподавать историю, математику, естественные науки, родной и и литературу. В целом программа эссенциалистов базируется на обучении молодого поколения только фундаментальным знаниям.

Реконструкционизм

Реконструкционизм был абсолютной противоположностью традиционной системе образования. Образование в нём было не просто передатчиком культуры, но главенствующим органом социальных реформ. Если построить образование правильно, то оно будет способно реконструировать социальный порядок.

Согласно реконструкционистам, традиционные школы могут только передавать социальные, политические и экономические пороки, являющиеся проблемой для общества. Человек находится перед угрозой самоуничтожения, и чтобы этого избежать, нужно в корне изменить систему образования. Образовательные методы должны основываться на принципах демократии, где во главе всего стоит природный интеллект большинства, который направлен на поиск решений проблем человечества и их практическое применение.

Футуризм

Футуризм возник значительно позже тех теорий, которые мы рассмотрели - если все они возникли в период с 30-х по 50-е годы XX века, то футуризм возник уже в 70-х. По мнению его сторонников, современная (на то время) система образования даже в самых лучших образовательных учреждениях является ошибочной и неэффективной, т.к. теории и методы, которые она использует, уже неактуальны, ведь общество успело перейти от индустриальной эры к супериндустриальной.

Итогом этого становится обучение нового поколения тому, что было важно, нужно и востребовано в прошлом, несмотря на то, что живёт оно в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Для выхода из этой ситуации необходимо создать супериндустриальную образовательную систему, ориентированную на будущее, которая сможет подготовить к жизни людей, способных ориентироваться в новых условиях, быстро на них реагировать и .

Бихевиоризм

Бихевиоризм оказался не только , но и сильнейшей системой образовательных воззрений. Он смог раздвинуть рамки психологических интересов до интересов педагогических.

С позиции бихевиоризма, образование является процессом поведенческой техники. По мнению его сторонников, среда, в которой живут люди, программирует их на определённое поведение. Люди награждаются за одни действия, но наказываются за другие. Действия, повлекшие за собой получение награды, будут повторяться, а противоположные станут гаситься. Это и формирует поведенческие паттерны личности.

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что поведением людей можно манипулировать. И задачей образования является как раз создание таких условий среды, которые будут способствовать оптимальному поведению человека. Таким образом, образовательные учреждения должны рассматриваться как институты формирования культуры общества.

Педагогический анархизм

Педагогический анархизм берёт своё начало с публикации «Дешколинизированное общество» Ивана Иллича, ставшей реакцией на сотни неудачных попыток . Подход его приверженцев к устройству общества базировался на отказе от любых образовательных учреждений по причине того, что они успели монополизировать все возможности и услуги образования, установив непомерно дорогие пути к его получению.

Школа считалась врагом достойной жизни, т.к. заставляла учащихся смотреть на имеющуюся образовательную систему, как на эталон, воспринимать не содержание, а форму, путать понятия «обучение» и «преподавание», переход из класса в класс с настоящим образованием, диплом с профессиональной пригодностью и т.д.

Анархисты призывали дезорганизовать школы, отменить принудительное образование, а ввести систему учительского субсидирования, посредством которого образовательные фонды будут направляться прямо по назначению - к заинтересованным людям. Также правильная образовательная система должна позволять тем, кто хочет, иметь доступ к любым источникам, позволять способным обучать найти желающих обучаться и позволять всем желающим предоставлять свои идеи и труды обществу.

Теории образования, о которых мы поговорили, сильно повлияли на образовательную форму вообще. Сегодня она достигла того уровня, где ведётся настоящая война за образование. Все теории образования стали основой множества педагогических экспериментов и литературы, достойной внимания и изучения. Но, как бы то ни было, именно Ян Коменский даже сейчас является тем единственным педагогом-философом, который смог увидеть в образовании и преподавании основу человеческого прогресса. По этой причине в следующем уроке мы более подробно поговорим об основных принципах дидактики и раскроем все их особенности.

В учебнике раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах общего и дополнительного образования. В качестве примеров используются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.

Возникновение педагогики как науки.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преобразует самого себя, имеет принципиальное значение. Но он не отрицает всей важности процесса передачи старшими поколениями и усвоения новыми поколениями социального опыта человечества. Преобразование действительности невозможно без знакомства со всем тем, что уже познано и создано человечеством, без освоения богатства накопленной культуры.
Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие - младшим, более опытные - менее опытным и т.д.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 2
Раздел I ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 3
Глава 1 ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ 3
Глава 2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ 13
Глава 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ 21
Глава 4 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 33
Глава 5 ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ 50
Раздел II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 63
Глава 6 ОБУЧЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 63
Глава 7 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ 81
Глава 8 ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 92
Глава 9 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 97
Глава 10 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 111
Глава 11 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 125
Глава 12 ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ 135
Глава 13 СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ 145
Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 162
Глава 14 ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 162
Глава 15 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 165
Глава 16 РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 179
Глава 17 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 190
Глава 18 ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 205
Раздел IV ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 219
Глава 19 СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 219
Глава 20 ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 230
Раздел V СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 245
Глава 21 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 245
Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ 249
Глава 23 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 259
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 279.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика, Педагогические теории, системы технологии, Смирнов С.А., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Джуринский Александр Наумович

Зав. редакцией В.Л. Салахетдинова

Редактор Т.Е. Слизкова

Художник обложки Ю.В. Токарев

Компьютерная верстка Б.В. Колосов

Корректор Т.С. Сивова

Изд. лиц. № 064380 от 04.01.96.

Гигиенический сертификат

№ 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98.

Сдано в набор 10.09.98. Подписано в печать 08.12.98.

Формат 60x90 1 / 16 - Печать офсетная. Печ. л. 27,0.

Тираж 30000 экз. (2-й завод 15 001-30 000 экз.)

Заказ № 2819.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел.: 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел/факс 932-56-19.

E-mail: [email protected]

http: //www.vlados.ru

Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного

Знамени полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации

по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.

2-е издание, исправленное и дополненное

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................
Раздел I. Основы общей педагогики........................................
Глава 1. Педагогика в системе современного человекознания (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А.) .......................................................
Глава 2. Философские основания современной педагогики (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А.) .......................................................
Глава 3. Социализация и воспитание (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) ...............................
Глава 4. Педагогическое взаимодействие (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) .........................
Глава 5. Педагог: профессия и личность (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) .........................
Раздел II. История развития авторитарной и гуманистической концепции в педагогике
Глава 6. Авторитарная педагогика: сущность и истоки (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.)
Глава 7. Становление и развитие гуманистической педагогики (Котова И. Б., Шиянов Е.Н.)..........
Глава 8. Развитие гуманистической педагогики в XX в. (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.)..
Раздел III. Теоретические основы обучения...........................
Глава 9. Обучение как составная часть педагогического процесса (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А.).............................
Глава 10. Содержание образования как средство обучения и фактор развития (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.)......................................................
Глава 11. Эволюция методов обучения и их классификация (Смирнов С.А.).........
Глава 12. Методы обучения (Смирнов С.А.)..................
Глава 13. Формы организации обучения (Смирнов С.А.)
Глава 14. Технологии в обучении (Смирнов С.А.).........
Глава 15. Системы развивающего обучения, используемые в школе (Зверева М.В., РепкинВ.В.).......................................................
Раздел IV. Теоретические основы воспитания........................
Глава 16. Воспитание как часть педагогического процесса (Парамонов А. В., Смирнов С.А.).......
Глава 17. Методы воспитания (Голованова Н. Ф.)..........
Глава 18. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка (Бабаева Т.Н., Гогоберидзе А.Г.) ................................................
Глава 19. Внеклассная воспитательная работа в школе (Шелихова Н.И.).....................
Раздел V. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования...........
Глава 20. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях (Стеркина Р.Б.)....
Глава 21. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте (Юдина Е.Г.).
Раздел VI. Система образования в России и перспективы ее развития...................
Глава 22. Характеристика системы образования в России (Смирнов С.А.).............
Глава 23. Инновации и реформы в современной российской школе в 80-90-х годах (Колодин А.И.. Смирнов С.А.)...........................
Предметный указатель.............................................................


УДК 371.4(075.32) ББК 74.03я723 П24

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»

Руководитель программы З.А.Нефедова

Г. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Н. Ф. Голованова, М. В. Зверева, И. Б. Котова, А. И. Каледин, А. В. Парамонов. В. В. Решат. С. А. Смирнов, Р. Б. Стеркина, Н. И. Шелихова, Е. Н. Шинное, Е. Г. Юдина

Рецензенты:

Институт общего образования;

канд. пед. наук, директор Научно-методического центра среднего профессионального образования, доцент А. Л. Смятских

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С. А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 544 с. ISBN 5-7695-0264-9

В пособии раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и на­копленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, зада­чи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах об­щего и дополнительного образования. В качестве примеров использу­ются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.

УДК 371.4(075.32) ББК 74.03я723

ISBN 5-7695-0264-9

© Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Бабаева Т.И. и др., 1998

© Издательский центр «Академия», 1998

Предисловие

Дорогие коллеги! Вы взяли в руки это пособие и собирае­тесь его изучать. Это значит, что вы готовитесь стать Учите­лем. Авторы этой книги надеются, что трудности обучения будут вами успешно преодолены и в скором будущем вы при­дете в детский сад или школу в новом качестве.

Профессия Учителя - самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и в конечном счете Бу­дущее своего ученика.

Постарайтесь сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого. Организуя обучение и воспитательный процесс, развивайте эти особенности, научите детей ничего не бояться и помогите им сформировать и ощу­тить в себе личность. Это станет возможным, если вы научитесь не только слышать все, что говорят, и видеть все, что делают ваши маленькие ученики, но и понимать их чувства и пережи­вания. Помните, что главное - научиться чувствовать состояние ребенка и понимать причины такого состояния.

Не менее важная задача - помочь ребенку освоиться с ок­ружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо бук­вально во всем. Каждый ваш урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интри­гующие ощущения. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Не обманывайте их ожидания -старайтесь поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Интерес ученика - важнейшее условие достижения успеха в обучении и воспитании, а сле­довательно, и вашего успеха как профессионала.

Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко рас­познать - достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса организуемой педагогом деятельности - вот основные показатели высокого мастерства учителя. Однако этому, к сожалению, не научит ни один учебник, это придется вам осваивать самостоятельно. Главное, как это часто бывает в жизни, остается «за кадром».

Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда воспитанники дет­ского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует

нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя, который ее творит, -Мастером.

Путь к мастерству непрост, но он наполняет смыслом всю человеческую жизнь. Желаем вам пройти этот путь и ощутить радость и счастье совместных успехов. Совместных - потому что в педагогике успех может быть только общим - талантли­вого учителя и талантливых учеников. В добрый путь!

Раздел I ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ