Скачать смирнов методы обучения глава 9. Под его руководством ускоряется темп индивидуального развития человека. Ребенок за короткий промежуток времени узнает то, что а истории человечества познается в течении веков. Воспитательный процесс имеет ряд особе
ББК 74.00 А94
Под редакцией Абдуллиной О. А.
Рецензенты:
д-р. пед. наук, проф. Непомнящий А. В.,
канд. пед. наук, доц. Дебердеева Е. Е.
Афонина Г. М.
А94 Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. -512 с.
Работа относится к числу учебных пособий, которые соответствуют государственному стандарту базового педагогического образования студентов педагогических и непедагогических учебных заведений по специальности «Педагогика».
Учебное пособие отражает содержание курса «Педагогические теории, системы, технологии», содержит теоретическую и практические части данного курса, включая творческие задания для студентов, помещенные в конце кал-сдой темы.
ISBN 5-222-01982-9 ББК 74.00
© Афонина Г. М., 2002
© «Феникс», оформление, 2002
Введение
Эта книга адресована прежде всего студентам педагогических учебных заведений, так как в силу чрезвычайно сложной науки автор сжато изложил основные теоретические вопросы, идеи, факты, современные подходы к обучению и воспитанию.
Все изложенные вопросы в пособии в обязательном порядке присутствуют в курсе «Педагогические теории, системы и технологии», который введен в вузы в соответствии с Государственным стандартом высшего педагогического образования. Эта нормативная база представляет новую структуру блока психолого-педагогической подготовки будущего учителя.
Философия образования разнообразными тезисами подтверждает мысль о том, что сложившаяся система образования тесно взаимосвязана с социальными условиями и оказывает огромное влияние на весь ход преобразований в обществе.
Несомненно, педагогическое творчество, творческая индивидуальность учителя делают его работу привлекательной, интересной и определяют качество учебно-воспитательного процесса.
Российская система образования на современном этапе своего развития вышла на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка будущего учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях современной педагогической действительности.
Современная сложившаяся ситуация в образовании требует новых подходов к организации образовательной деятельности педагогов. Одной из позитивных тенденций в этом направлении считается переход к многообразным авторским программам, действующим в рамках стандарта. Они создают предпосылки для создания индивидуальной образовательной стратегии, которая предусматривает адаптацию содержания обучения, объема учебных
3
программ, учебных пособий к реальным потребностям и возможностям обучаемых, переход к гибкому характеру педагогического процесса.
Жизнь в педагогической профессии характеризуется нестандартным подходом к любому явлению учебно-воспитательного процесса. Вот почему в работе учителя так важно мастерство, в основе которого лежит высокий уровень усвоения психолого-педагогических знаний. Курс «Педагогические теории, системы и технологии» представляет тот минимум профессиональных знаний, которыми должен владеть будущий учитель, создавая свои технологии обучения и воспитания.
Издание данного учебного пособия обусловлено дефицитом в подобной литературе, испытываемым как студентами, так и преподавателями.
ГЛАВА I
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ»
Лекция 1
Тема: Педагогика как общественная наука. Ее предмет, объект, основные категории и методологические основы
План
Наука педагогика и ее основные категории.
Педагогика как общественная наука. Наука педагогика в условиях общественных перемен.
Функции науки педагогики.
Роль воспитания в жизни общества.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методологические основы науки педагогики.
Внедрение достижений педагогической науки в практику.
Со времен античной Греции берет начало термин «педагогика» - «пайдагогас» («пайд» - дитя, «гогос» - 6
веду), что означает детоводство, детоводитель. В Древней Греции педагогом называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Впоследствии слово «педагогика» стало употребляться в общем смысле - им называли людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Постепенное накопление знаний о процессе воспитания привело к возникновению особой науки - педагогики. Она впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века и обязана своему оформлению выдающемуся чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому.
Педагогика - наука о воспитании человека. Развиваясь первоначально как наука о воспитании детей, сегодня она стала наукой о закономерностях, принципах воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Такая трактовка педагогики особенно актуальна теперь, когда в нашей стране создается система непрерывного образования, включающая все звенья, - от дошкольных учреждений до многообразия форм общего, профессионального образования и повышения квалификации работающих. Иногда педагогика рассматривается как искусство и представляется рядом авторов как искусство воспитания детей. То, что касается практического аспекта воспитательной деятельности, который требует от педагога своего собственного стиля в применении воспитательных средств, методов, приемов, форм и др. и находит выражение в профессиональном умении и мастерстве, - это область искусства в воспитании. Но теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку.
Наука педагогика имеет свой предмет исследования - воспитание.
Объектом познания в педагогике является ребенок.
Наука возникла из практической потребности общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей.
Педагогическая наука изучает законы образования и воспитания. Она обобщает различные факты, устанав-
ливает причины и связи между явлениями, прогнозирует события, отвечает на вопросы, почему и какие изменения происходят в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для изучения своего предмета исследования наука педагогика использует методы научного исследования (анкетирование, наблюдение, метод тестов, интервьюирование, метод изучения школьной документации, беседу, эксперимент и др.)
Как и любая наука, педагогика имеет свои основные категории (воспитание, обучение, образование). Категории, в отличие от понятий, характеризуют наиболее существенные свойства педагогических объектов.
Обучение - это двусторонний процесс. Это совместная деятельность учителя и учащегося, когда первый передает свои знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, то есть усваивает знания и вырабатывает на их основе умения и навыки. Учитель осуществляет деятельность преподавания, а ученик - деятельность учения. Таким образом, обучение представляет собой
деятельность преподавания и учения. В процессе обучения ученик усваивает знания, формирует мировоззрение и развивает свои способности.
Образование - результат обучения. В буквальном смысле слова означает некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, формированием образа, своего «Я». Это усвоение опыта человеческой деятельности в виде системы научных знаний, умений, навыков.
7. Как и всякая наука, педагогика имеет методологическую основу. Это важнейший фактор развития педагогической теории с древнейших времен. Все знания и законы развития природы, человека, общества, познания с давних времен аккумулировались в философии. Это и дает ей право служить методологической основой всех наук, в том числе и педагогики. Будучи долгое время частью науки философии, педагогика развивалась и продолжает развиваться под влиянием основных философских концепций. Недаром антропология педагогической мысли связана с именами крупных древнегреческих философов Сократ (496-399 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (348-322 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.) и др. В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи, связанные с воспитанием и развитием человека. Долгое время произведение Марка Квинтилиана (35-96 гг. до н.э.) «Образование оратора» служило основной книгой по педагогике.
Под методологией науки понимается совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе изучения природных или общественных явлений и которые решающим образом влияют на теоретическую интерпретацию этих явлений. Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.
Появление воспитания как преднамеренной, целеустремленной деятельности людей относится к возникновению человеческого общества. Исследования историков, эт-
нографов, экономистов и представителей других наук обнаружили поразительную ловкость и искусность в добывании пищи путем охоты и рыболовства, в строительстве жилищ. Очевидно огромное стремление передать этот опыт старших подрастающему поколению, причем сделать это можно было только путем приобщения детей к практической деятельности взрослых.
Воспитание в животном мире основано на инстинктивных действиях и подражании во имя сохранения биологического вида. В человеческом обществе воспитание представляет собой сознательную передачу подрастающему поколению усвоенного социального опыта, накопленных знаний и трудовых умений. В животном мире в силу биологической неприспособленности к жизни, происходит собирательство того, что есть в природе, а люди уже производят материальные блага. Только это дает возможность новому поколению включиться в производственную и общественную жизнь. Даже примитивное орудие труда выражало собой материализацию опыта деятельности человека. Конструкция орудия труда подсказала, как нужно с ним обращаться и для чего его использовать, то есть зафиксирован был сам способ действия. Были сделаны первые шаги в создании специфических социальных средств передачи опыта, что положено в основу создания культуры общества. Путем подражания и дополнительного эксперимента, то есть путем проб и ошибок старшее поколение стремилось не столько передать производственный опыт, сколько стимулировало соответствующую деятельность. С возникновением человеческого общества появляется и воспитание, которое становится неотъемлемой его жизненной функцией на всех этапах развития. В любом обществе, независимо от уровня его социальной культуры, существует воспитание. А вот цели, содержание, характер, методы, средства и формы воспитания обуславливаются системой производительных сил, производственными отношениями и уровнем развития культуры данного общества.
Ретроспективный анализ и археологические данные показывают, что воспитание связано с уровнем развития общества. В родовой общине воспитание не отделялось
от труда и осуществлялось непосредственно в процессе трудовой деятельности. По мере развития труда и усложнения его функций воспитание становилось более многообразным. Основной целью воспитания было выживание рода, а содержание воспитания определялось видами человеческой деятельности. В отсутствие языка, знаковой системы, речи и средств трансляции опыта сам акт поведения взрослых служил средством передачи опыта. Обряды, ритуалы, игры служили формой воспитания, информация передавалась посредством имитации самой деятельности. Эта деятельность демонстрировалась старшими. Обряды и ритуалы как форма воспитания выполняли роль репетиции, тренинга участников предстоящей деятельности. Становление воспитания привело в итоге к тому, что оно оформилось в человеческом обществе в самостоятельную деятельность со всеми присущими ему элементами - целью, содержанием, формами, средствами, методами, характерами воспитания.
Поскольку воспитание служило способом передачи социального опыта, культуры общества, то с развитием общества, накоплением знаний в нем, преобразованием жизнедеятельности людей воспитание как социальная категория изменяется, а также видоизменяются все характеристики самого этого процесса. Это можно проследить, если детально рассмотреть развитие воспитания в различные исторические эпохи (рабовладельческое общество, феодальное и буржуазное общество), а вместе с тем и проследить, как развивается педагогическая мысль (Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. - М., 1975; Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. и др. Педагогика. - М., 1968; Джуринская А.Н. История педагогики. - М., 1999; Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. - М., 1997. - Раздел II).
Суть самого процесса воспитания сводится к передаче общественного опыта. Воспитание готовит человека к жизни, труду, передает ему производственно-трудовой опыт, духовные богатства, накопленные в прошлом. В процессе воспитания происходит целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического
опыта. Происходит процесс социализации личности, адаптация его к конкретной социокультурной среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование исторического общества, культуры общества, так как ребенок не только усваивает одно из многочисленных направлений культуры, но и совершенствует его. Ключевая проблема педагогической науки - развитие личности. В процессе своей жизни ребенок социализируется благодаря влиянию на него социальных групп, с которыми он общается и развивается. Человек становится продуктом общественной жизни, социальных отношений. Основная функция личности в процессе воспитания - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. В этом случае и происходят качественные процессы преобразования человека. В силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Как следствие этой тенденции происходит адаптация человека к существующей социальной системе, развитие и преобразование ее и самого общества.
Вот и сегодня, когда идет процесс переустройства общества, мы говорим о воспитании, педагогике в условиях общественных перемен. Будущее любого общества зависит от уровня образованности подрастающего поколения. В Древнем Риме сам император назначал учителя в государстве. Еще Гельвеций, французский просветитель, писал о том, что воспитание всемогуще. Так уж исторически сложилось, что наука педагогика связана со школой, и сегодня ее состояние оценивают положением дел в школе. Острые неурядицы нашего общества болезненно отражаются на ситуацию в школе: продолжает падать интерес к учению, особенно осложняется работа с подростками и старшеклассниками, резко падает качество успеваемости, отсутствуют идеалы в воспитании. В то же время продолжается рост детской преступности, аморальных поступков, наркомании, огульное очернение всего прошлого в истории нашей страны, расслоение среди детей и другие отрицательные явления, которые осложняют процесс воспитания, характеризуют очевидный его кризис.
Эти недостатки школы, промахи в воспитании и работе школ многие считают следствием отставания науки педагогики, ее консерватизма, оторванности от учебно-воспитательной практики. Вместе с тем в педагогических исследованиях разрешены многие проблемы, однако они до сих пор не востребованы учителями школ. Статистика сегодня утверждает, что «каждый второй педагог не изучает методическую литературу по предмету, 70% не интересуются.вопросами психологии и педагогики и только 1% учителей занимается исследовательской работой, разработкой авторских программ, курсов и методик» («Учительская газета», 1995). Творческие находки учителей, их опыт не встречают широкого распространения в школьной практике. Наука педагогика не может нейтрализовать негативные общественные явления.
Общество сегодня решает вопрос политического и экономического устройства. Каково же место школы в сегодняшнем обществе? Школа должна быть нацелена на будущее общества. От того, какова школа, как она работает, какую главную цель осуществляет, - во многом зависит будущее общества. Вот поэтому наука педагогика должна разрешить основные вопросы:
помочь школе сформировать личность рачительного хозяина, хозяина бережливого, расчетливого, предприимчивого;
школа должна заняться воспитанием субъекта рыночной экономики, восстановить психологию рыночной среды, свободного предпринимательства, собственника. Наша молодежь должна приучиться за все платить, преодолеть безделье, понять, что доступность вещей пропорциональна труду, уму, предприимчивости;
осуществлять экономическое просвещение школьников, которое должно сочетаться с производительным трудом;
воссоздать национальный характер культуры; образованность должна носить многонациональный характер;
наука педагогика должна разработать содержание общего среднего образования на основе базовых зна-
ний как фундамента дальнейшего непрерывного образования;
сделать так, чтобы школа востребовала научные разработки в педагогике и психологии;
создать в РАО банк данных по проблемам школы и науки;
осуществить поиски методов обучения с помощью компьютеров и организовать личностно-ориентированное обучение;
приступить к интеграции исследований в области воспитания и обучения всех стран;
совершенствовать подготовку учителя-профессионала;
осуществить практическую направленность педагогических исследований.
Однако, развиваясь в теоретическом плане, педагогика, как и всякая другая наука, служит практике - совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. Предусматривается разработка научной информации на методическом уровне с целью ее широкого внедрения в педагогический процесс. Внедряются методические рекомендации по применению на практике конкретных теорий. Ученые-исследователи разрабатывали конкретные рекомендации по внедрению теории развивающего обучения, создавали учебные пособия для учителей и учащихся по теории коллективного творческого воспитания, раз-
витию одаренных детей и др. Учеными разрабатывались общедидактические требования и рекомендации к проведению современного урока, представлялись различные виды самостоятельных работ для учащихся, тщательно отрабатывались до уровня практического внедрения методики проблемного и компьютерного обучения, составлялись программы обучения для компьютера и др. Одной из эффективных форм реализации практической функции педагогической науки служит создание передовых технологий обучения и воспитания, которые особенно привлекают сегодня внимание учителей. Технология представляется в виде четкой инструкции, графиков, чертежей, схем, которые обеспечивают высокое качество организации учебно-воспитательного процесса.
Как и любой науке, педагогике свойственно прогнозирование. Функция прогнозирования включает в себя специальное научное исследование, которое на основе анализа тенденции развития общества, его культуры, экономики, политики прогнозирует школу будущего, то есть сама школа является объектом педагогического прогнозирования. На основе прогнозирования создаются модели преобразования педагогических процессов. Объектами прогнозирования могут быть и теории, которые в перспективе можно применить в практической деятельности. Итак, у каждой функции педагогической науки есть свое особое и специфическое назначение.
Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня благодаря воспитанию, благодаря тому, что созданный предшествующими поколениями опыт использовался и совершенствовался последующим поколением. История развития общества убедительно показывает случаи, когда опыт терялся, воспитание замедлялось, а люди в результате оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад. Утрачивалось много времени, чтобы заново восстановить потерянные звенья культуры. Но, с другой стороны, исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что значительных успехов добивались в своем развитии народы, у которых был хорошо отрегулирован механизм воспитания. Воспитание возникло в человеческом обществе и стало неотъемлемой частью
его жизни и развития. Многочисленные ученые-философы устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. В 70-х и в начале 80-х годов западный мир вступил в полосу обостряющегося экономического кризиса, который сопровождался крупными сокращениями расходов на социальные нужды, в том числе и на образование. В этот период многочисленные теории подчеркивали, что периоды оживления экономики и улучшения благосостояния людей в обществе напрямую связаны с их образованием. Воспитание воздействует на развитие общества, его прогресс, в свою очередь развитое общество предоставляет огромные возможности для воспитания. Было бы ошибкой не признать тот факт, что воспитание оказывает влияние на социальные преобразования в обществе. Теоретические и практические работы, посвященные проблеме взаимосвязи воспитания и общества, отмечают, что у образования большое будущее, так как оно способно преобразовать общество.
Об уровне развития любой науки судят по степени ее дифференцированности и по многообразию связей с другими науками.
В систему педагогических наук входят следующие науки:
общая педагогика, исследующая основные закономерности процесса воспитания, обучения и развития;
возрастная педагогика, которая представлена преддош-кольной педагогикой, дошкольной педагогикой и педагогикой школы. К тому же различают педагогику среднего образования и педагогику высшей школы. Эти направления в педагогике изучают особенности воспитания на различных возрастных этапах;
специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: сурдопедагогика (образование глухих и плохослышащих детей), тифлопедагогика (образование слепых и плоховидящих), олигофренопедагогика (образование умственно отсталых), логопедия (обучение детей с расстройством речи);
история педагогики изучает развитие педагогических идей, мыслей и практики воспитания в различные исторические эпохи;
частные дидактики (методики), изучающие методики преподавания различных дисциплин на основе общих законов и закономерностей обучения (методика математики, физики, русского языка, истории и др.);
профессиональная педагогика осуществляет развитие личности рабочего человека. Она изучает закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную деятельность;
сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития систем образования и воспитания в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и различия в них;
социальная педагогика занимается изучением и разработкой области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Различные социальные институты воспитания (клубы, музыкальные и художественные школы, спортивные секции, театральные и музыкальные студии, изостудии) служат средством развития культуры, передачи специальных знаний, развитию творческих способностей детей, применению полученных знаний на практике;
За последние годы интенсивно развиваются новые направления в педагогике:
военная педагогика;
музыкальная педагогика;
инженерная педагогика;
педагогика семейного воспитания (родительская педагогика);
педагогика детских и юношеских организаций;
педагогика наставничества;
валеология.
педагогики - ребенок - служит объектом ряда других наук - физиологии, психологии, социологии. Человек, его сфера жизни, среда и условия развития интересуют педагогов профессионально, со всех сторон, в целях эффективного и глубокого изучения своего предмета исследования, то есть во всех его связях. У других социальных наук, имеющих совершенно другой предмет исследования, есть немало точек соприкосновения с педагогикой - каждая из них изучает человека в определенном плане. Отмечая специфичность предмета педагогики, следует подчеркнуть, что педагогика по своей сути интегративная наука, призванная объединить данные не только социально-гуманитарных, но и естественных наук, связанных с познанием человека.
Педагогика тесно связана с физиологией, которая изучает природу физического развития человека, закономерности жизнедеятельности организма в целом, функционирование его отдельных частей. Знание закономерностей функционирования системы высшей нервной деятельности позволяет педагогике моделировать развивающее обучение, контролировать технологии учебно-воспитательного процесса, обеспечивать оптимальность целостного педагогического процесса.
Педагогика развивается в органичном единстве с психологией. Обе эти науки имеют общий объект изучения - развивающегося человека, но каждый имеет свой предмет исследования. Психология изучает закономерности и механизмы развития психических процессов и личных свойств человека, разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание и обучение человека основано на развитии психики человека (мышление, представление, память, воображение, деятельность и т.д.). Многие методы научного исследования психологии успешно применяются в педагогике и решают собственные педагогические проблемы. Педагогика пользуется психологическими знаниями для описания и объяснения фактов, явлений учебно-воспитательного процесса. Педагогика исследует процесс целенаправленного преобразования свойств, состояний человека, процесс воспитания личности.
Педагогика тесно связана с науками, изучающими ребенка как индивида (биология, анатомия, антропология и медицина). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека как одна из центральных для педагогики неизбежно приводит к связи педагогики с экологией и антропологией, которые рассматривают физические, природные условия и возможности человека во всей его многомерности.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Коррекционная педагогика разрабатывает совместно с медициной многоуровневую, дифференцированную программу коррекции отклонений в воспитании, тщательно анализирует причины этих отклонений и находит систему средств, с помощью которых достигается значительный эффект процесса социализации личности.
Развитие педагогики тесно связано с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных отношений. Поэтому устанавливаются устойчивые взаимоотношения с социологией, экономикой, культурологией, политологией и другими социальными науками.
Отношения между педагогикой и экономическими науками наиболее значительны, так как экономическая политика государства во все времена была необходимым условием образования общества.
Традиционной считается связь с социологией и культурологией, поскольку общество дает своеобразный заказ системе воспитания, предъявляет свои требования к уровню образованности людей, разрешает проблемы адаптации человека к конкретным социальным условиям. Педагогика ищет пути решения вечных проблем - успешность процесса социализации личности. Социализация личности с учетом ее индивидуальных возможностей и природных особенностей связана с процессом совершенствования общества, развития его культуры, ценностей.
Образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих классов и партий в обществе. В силу этого она неразрывно связана с политологией. Однако наука педагогика стремится выявить условия
и на основе их создать механизм становления субъекта политического сознания, возможность усвоения политических установок общества.
Педагогика связана с кибернетикой как наукой об управлении, так как управление процессом обучения и воспитания непременно требует знания общих законов и механизмов управления любым процессом. Знание педагогами кибернетики включает дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения.
Взаимодействие с различными социальными науками позволяет педагогике более четко сформулировать цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания.
Связь с наукой математикой так же неизбежна, как и с другими науками. Определяя критерии эффективности, оптимальности обучения, наука педагогика не может обойтись без математики. Многие явления учебно-воспитательного процесса носят вероятностный характер, что требует применения к ним теории математической статистики. Особенно явно проявляется связь педагогики и математики при обработке анкет, сочинений, наблюдений и др., при применении ранговых методик, диагностических тестов, графиков различных педагогических явлений, фактов связей; нахождении необходимых и достаточных условий развития чего-либо, составлении матрицы связей, отражающих глубину исследования, и т. д. Использование математических методов в педагогике приводит к убедительности и совершенству самого научно-педагогического исследования.
Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим ее наиболее длительную и продуктивную связь с философией. Связи педагогики с философией сложились в числе первых. Философские идеи продуцировали создание педагогических концепций, теорий и служили ее методологическим основанием. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим законам научного познания, которые изучает философия. Философия является теоретической базой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Философские знания необходимы для понимания самого воспитания как общественного, социального явления, его сущности.
Цели и задачи воспитания невозможно определить без философских знаний, анализа тенденций развития общества. Сама философская теория познания благодаря общности законов определяет закономерности учебно-познавательной деятельности. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и целого, законы и закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущих сил положены в основу любой педагогической мысли. Достаточно вспомнить, что педагогика как область научных знаний последней вышла из состава науки философии. А сегодня проблема качественного совершенства педагогических исследований вновь привела к новой отрасли человеческих знаний - философии образования и воспитания. Философия и сегодня осталась основой педагогики.
Рассмотрим философию как методологическую основу развития науки педагогики. Успехи, достигнутые отечественной педагогикой, и ее реальные планы на будущее обусловлены прежде всего тем, что с первых дней своего становления она развивалась и строила свои исследования на методологической основе. Методология - это учение о способах узнавания мира. Методология науки - это ее область, которая изучает методы научных исследований и принципы подхода к изучению предмета данной науки. Каждая наука имеет свой предмет исследования и, естественно, специфические для нее методы исследования, характер которых определяется стоящими перед исследованиями задачам. Однако существует всеобщая методология научного познания, общенаучная методология, которая составляет принципиальную основу разработки вопросов исследования внутри любой науки. Поэтому принято различать методологию педагогики и всеобщую методологию. В исследовании любого вопроса в педагогике проявляют себя всеобщие и частные законы науки.
Под методологией педагогики понимаем общие принципиальные исходные положения, которые лежат в основе исследования любой педагогической проблемы, то есть это законы философии. Любая наука пользуется прежде всего общим положением, общим подходом к изучаемому явлению, а затем использует свои специфические ме-
тоды для дальнейшего исследования проблемы. Такой подход к изучению явлений характеризует полноту исследования. Иначе говоря, методы педагогического исследования должны быть поставлены на основу, фундамент, роль которого выполняет всеобщая методология.
Приведем примеры. Воспитание и обучение ускоряют процесс развития личности. Термин «развитие» - философский. Поэтому когда мы говорим о развитии в педагогическом процессе, то стратегическую линию этого процесса, его движущую силу составляют противоречия. Основное содержание противоречия в воспитании выявляется между желанием, потребностью личности и возможностями осуществить это желание. Разрешение этого противоречия приводит к качественным изменениям в личности.
Движущей силой самого учебно-воспитательного процесса служит противоречие между требованиями (общества, учителя, администрации школы и др.) и возможностями воспитуемого выполнить их. Создание всевозможных условий, обеспечивающих разрешение этих противоречий, приводит к совершенствованию самого педагогического процесса.
В дидактике процесс усвоения знаний строится на основе материалистического процесса познания. Материалистическая философия утверждает, что познание начинается с ощущения. Формулируем закон познания - «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», который характеризует процессуальную сторону познания. Всеобщая методология позволяет определить основные этапы (звенья) процесса обучения - восприятие, осмысление, закрепление.
Успешное развитие педагогической науки находится в прямой зависимости от разработки ее методологии. Развиваясь в теоретическом плане, педагогика, как и любая наука, служит практике. Накапливая и обобщая новую научную информацию, она предусматривает конкретные пути ее применения в широкой практической действительности. Вопрос о внедрении педагогических идей в практику ставит первостепенную задачу - сделать так, чтобы сегодня школа востребовала научные знания.
Дословный перевод английского слова «внедрение» означает «втискивание». Что означает - внедрить достижения науки? Это значит показать эффективное влияние на практическое применение педагогических идей.
Что можно внедрять?
Передовой педагогический опыт (опыт развивающего обучения в начальной школе - Л.В. Занков, авторские школы - школа Л. Тарасова).
Методы обучения - метод комментированного письма, метод В.Ф. Шаталова в обучении, метод ускоренного обучения иностранному языку и др.
Системы воспитания (система воспитания В.А. Кара-ковского, А. Захаренко, А.С. Макаренко и др.).
Технологии обучения и воспитания (технология коллективного творческого воспитания - И.П. Иванов), технология модульного обучения - П. Эрдниев), новые технологии воспитания - Н. Щуркова).
Частичное внедрение (проверка знаний по цепочке - из опыта В.Ф. Шаталова), виды самостоятельных работ - П.И. Пидкасистый) и др.
Виды обучения - программированное обучение, компьютерное, проблемное, частично-поисковое, алгоритмическое и др..
Различные теории (теория развивающего обучения - Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), теория непрерывного образования, теория отбора содержания образования и др.
Творческие задания по теме
Сформулируйте задачи и подберите методы исследования по теме «Влияние самооценки школьника на его поведение».
Наблюдая за работой учителя в школе, подчеркните, какие достижения педагогической науки он внедряет в педагогический процесс.
Подчеркните методологическую основу, о которой идет речь.
Исследуя такой вопрос, как преодоление второгодничества в школе, необходимо прежде всего основательно выяснить причины низкой успеваемости каждого отстающего ученика. В одном случае, возможно, сказался продолжительный перерыв в учении в связи с длительной болезнью или переездом семьи школьника. В другом случае могло повлиять отсутствие у него желания учиться в школе и, как следствие, отставание в занятиях. А может быть, сказывается неумение ученика учиться. Возможно, причину следует искать в отсутствии контроля за учеником со стороны родителей или в неблагоприятных условиях семейной жизни. Но чаще всего на ухудшение успеваемости влияет не одна, а несколько взаимосвязанных причин. В какой-то момент ученик не понял объяснение учителя, и сам не сумел разобраться в изучаемом материале. Возникший пробел в знаниях неизбежно повлек за собой другой. Появилось отставание в учебе. Посыпались неудачи, двойки. Нарастающее огорчение породило неприязненное отношение к школе. Пропали интерес к овладению знаниями, желание учиться. Очевидно, и выправлять положение нужно, учитывая связь всех тех факторов, под влиянием которых у ученика сложилось неправильное отношение к учебе.
Основная литература
Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993.
Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996 (тема 1).
Пидкасистый П.И. Педагогика. - М, 1996.
Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М., 1999.
Сластенин В А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. - М., 1997.
Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990. - Гл. II.
Бордовская Н.В., РеанАА. Педагогика. - Санкт-Петербург, 2000. - Гл. 1.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 1999. - Гл. 1.
В учебнике раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах общего и дополнительного образования. В качестве примеров используются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.
Раздел II. Теоретические основы обучения
Глава 6. Обучение как составная часть
педагогического процесса
Глава 7. Содержание образования как средство
обучения и фактор развития
Глава 8. Эволюция методов обучения и их классификация
Глава 9. Методы обучения
Глава 10. Формы организации обучения
Глава 11.Средства обучения
Глава 12.Технологии в обучении
Глава 13. Системы развивающего обучения, используемые в школе
Раздел III. Теоретические основы воспитания
Глава 14. Воспитание как часть педагогического процесса
Глава 15. Методы воспитания
Глава 16. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка
Глава 17. Воспитательная работа классного руководителя
Глава 18.Внеклассная воспитательная работа в школе
Раздел IV. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования
Глава 19. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях
Глава 20. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте
Раздел V. Система образования в России и перспективы ее развития
Глава 21. Характеристика системы
образования в России
Глава 22. Инновации и реформы в современной
российской школе в 80-90-х годах
Глава 23. Основы управления
общеобразовательным учреждением
Предметный указатель
Предисловие
Дорогие коллеги! Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучать. Это значит, что вы готовитесь стать Учителем. Авторы этой книги надеются, что трудности обучения будут вами успешно преодолены и в скором будущем вы придете в детский сад или в школу в новом качестве.
Профессия Учителя – самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и в конечном счете Будущее своего ученика.
Постарайтесь сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого. Организуя обучение и воспитательный процесс, развивайте эти особенности, научите детей ничего не бояться и помогите им сформировать и ощутить в себе личность. Это станет возможным, если вы научитесь не только слышать все, что говорят, и видеть все, что делают ваши маленькие ученики, но и понимать их чувства и переживания. Помните, что главное – научиться чувствовать состояние ребенка и понимать причины такого состояния.
Не менее важная задача – помочь ребенку освоиться с окружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо буквально во всем. Каждый ваш урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интригующие ощущения. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Не обманывайте их ожидания – старайтесь поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Интерес ученика – важнейшее условие достижения успеха в обучении и воспитании, а следовательно, и вашего успеха как профессионала.
Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко распознать – достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса к организуемой педагогом деятельности – вот основные показатели высокого мастерства учителя. Однако этому, к сожалению, не научит ни один учебник, это придется вам осваивать самостоятельно. Главное, как это часто бывает в жизни, остается «за кадром».
Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда воспитанники детского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя, который ее творит, – Мастером.
Путь к мастерству непрост, но он наполняет смыслом всю человеческую жизнь. Желаем вам пройти этот путь и ощутить радость и счастье совместных успехов. Совместных, потому что в педагогике успех может быть только общим – талантливого учителя и талантливых учеников.
В добрый путь!
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Педагогика является сложной системой, которая состоит из самостоятельных (конечно, относительно) дисциплин, взаимосвязанных друг с другом. Любая из этих дисциплин рассматривает образование со своей индивидуальной позиции и занимается изучением отдельных участков педагогической реальности.
Но во всей системе общей педагогики выделяется, в первую очередь, теория обучения, называемая дидактикой, и теория воспитания, которые исследуют закономерности педагогического характера в определённых сферах образования.
Дидактика занимается изучением обучения на теоретическом уровне, являющимся наиболее общим, и не акцентирует внимание на преподавании какого-либо конкретного предмета. В главной степени её интересуют движущие силы и функции образовательного процесса, а также его структура и . Дидактика занимается и формулированием принципов обучения, созданием разных способов построения его структуры, форм подачи учебного материала и его усвоения, а также форм взаимодействия учащихся и педагогов. Именно о дидактике и пойдёт речь далее.
Вместо введения
Социум постоянно прилагает все усилия к тому, чтобы те знания, навыки, умения и опыт, который он накопил на определённый момент времени и к определённому моменту развития, осваивало новое поколение посредством наиболее эффективных и плодотворных способов. Эту цель преследуют и обучение, и образовательные системы, представляя собой стратегически выстроенные процессы снабжения людей информацией, которая отражает накопленный и обобщённый человечеством опыт.
Задачей дидактики на любом этапе её развития в истории являлось определение содержания образования новых поколений, изыскание самых эффективных способов вооружения их актуальными знаниями, навыками и умениями, а также определение закономерностей данного процесса. Однако если учесть тот факт, что образовательный процесс непосредственно связан с процессом воспитания, главным образом, нравственного и умственного, можно сказать, что дидактика является теорией не только обучения и образования, но ещё и воспитания. И прежде всего сюда можно отнести формирование мировоззрения получающих образование людей.
На данный момент времени предмет дидактики состоит в процессе обучения и образования в общем и целом, другими словами, в содержании образования, которое реализуется учебными планами и программами, средствами и методами, учебниками, организационными формами, воспитательными элементами и условиями, благоприятно сказывающимися на активном и творческом труде и умственном развития обучающихся.
Наравне с педагогикой, дидактика прошла путь исторического развития, в процессе которого выполняла задачи, возникавшие перед образовательными учреждениями на каждой отдельной стадии социального развития. Развитие различных научных направлений, изменения в области торговли, производства, технологий и т.д. оказывали прямое воздействие на развитие образовательной сферы, отражающей особую форму деятельности человека в эпоху Древности и Средневековья. Со временем это привело к появлению самой теории обучения. Произошло это в XVII веке, когда был написан серьёзнейший труд « », автором которого был Ян Коменский - именно он впервые поставил перед человечеством задачу «учить всех всему», а также изложил принципы и правила обучения детей.
Ян Амос Коменский (1592-1671 гг.) — педагог-гуманист чешского происхождения, общественный деятель и писатель, епископ Чешскобратской церкви, человек, систематизировавший и популяризовавший классно-урочную систему образования, и создатель научной педагогики. В течение своей жизни он занимался педагогикой во многих европейских странах (Венгрии, Чехии, Польше и других), а также составлял учебники для Швеции, по которым впоследствии учились во множестве разных стран, благодаря чему получил известность ещё при жизни.
Взгляд Коменского на педагогику
Основной особенностью педагогических взглядов Яна Коменского являлось то, что именно воспитание представлялось им одной из главных предпосылок к установлению конструктивных, дружественных и справедливых отношений между отдельными людьми и целыми народами. Наряду с этим, учение Коменского пропитано гуманистическим подходом к человеку и обучению. Религиозное образование Коменского и образ его жизни отразились на всей созданной им системе образования.
Всё учение Коменского зиждется на принципах природосообразности, дидактики и семейной педагогики. Например, принцип природосообразности гласит, что развитию подлежит то, что уже «заложено в зародыше», и развивать это нужно изнутри, ожидая пока «созреют силы», избегая толкать природу в неверное русло - туда, куда она сама не стремится направиться. Поддерживая идею, что семена ума, благочестия и нравственности, а также стремление природы их развивать характерны для всех людей, Ян Коменский обозначал роль воспитания в «самом лёгком побуждении и некотором разумном руководстве» естественно протекающим процессом саморазвития учащегося.
Принцип природосообразности по праву считается главнейшим, и на основании его Коменский создал поистине уникальный и масштабный проект воспитания человека, длящегося с момента рождения до 24 лет. Универсальным и научно обоснованным этот проект учёный считал по причине соответствия педагогического процесса природе человека и его на планете. Этот проект был направлен на «обучение всех всему», иначе говоря, на рациональное создание «массовой школы». Важнейшим элементом этого проекта были и остаются по сей день этапы взросления человека.
Этапы взросления человека
Представляя этапы взросления человека, Коменский всё так же опирался на принцип природосообразности. Так, им было выделено четыре этапа, состоящих из шести лет каждый, и для всех были определены свои задачи.
Итак, основываясь на природе человека, выделяются следующие этапы:
- Детство (продолжается с рождения до 6 лет)
- Отрочество (продолжается с 7 до 12 лет)
- Юность (продолжатся с 13 до 18 лет)
- Возмужалость (продолжается с 19 до 24 лет)
Основой этого деления являются возрастные особенности:
- Для детства характерны: усиленный физический рост и развитие органов чувств
- Для отрочества характерны: и воображения, а также их исполнительных органов - языка и рук
- Для юности характерны: развитие более высокого уровня мышления (в дополнение ко всему вышеназванному)
- Для возмужалости характерны: и способности к гармоничному существованию
Каждый из представленных периодов, исходя из их характерных особенностей, предполагает индивидуальную ступень образования. Дети до 6 лет, согласно Коменскому, должны «обучаться» в материнской школе, где мать даёт дошкольное образование. В период отрочества ребёнок отправляется в шестилетнюю школу родного языка, которая должна иметься в любой общине, селении и т.п. Юноши обучаются в гимназиях или латинских школах, имеющихся во всех городах. Возмужалые молодые люди проходят обучение в академиях, также имеющихся во всех крупных населённых пунктах любого государства.
С целью обосновать замысел школы родного языка Коменский всегда говорил о природосообразности развития человека. Такие дисциплины как, к примеру, граждановедение и родиноведение аргументируются естественными стремлениями ребёнка и условиями окружающей его действительности. В латинской школе должен иметься «класс этики», где будет изучаться человек с его собственными действиями - человек, являющийся владыкой вещей. Должен изучаться и «стержневой предмет истории», знания которого способны «осветить всю жизнь». Изучению подлежат также: всеобщая история (в главной степени, история отечества), история религиозных обрядов разных народов мира, история морали, изобретений, естествознания. Традиционными же учебными предметами школы эпохи Средневековья Коменский считал «семь свободных искусств», дополненные основами новых на время наук.
«Семь свободных искусств»
«Семь свободных искусств» включали в себя грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Коменский, как мы уже сказали, дополнял их основами современных на то время наук. Целиком и полностью содержание общего образования было обращено к человеку, чтобы сделать его мировосприятие целостным, а стремления говорить, действовать, уметь и знать находились в гармонии.
Если обратиться к процессуальной стороне обучения, то у Коменского она выражена поиском природосообразного метода, ориентированного на , разноплановую работу его интеллекта, его целостную личность и «естественное знание», вопреки «книжной учёности», взятой учеником при помощи памяти и напряжённой воли.
Духовный мир Яна Коменского был очень сложным и уникальным комплексом воззрений эпох Античности и Ренессанса, протестантизма и католической теологии, естественнонаучного и современного для него гуманитарного знания. Ян Коменский сумел обосновать гуманистическую и демократическую идею всечеловеческого воспитания, на протяжении нескольких веков остававшуюся основополагающей среди людей, для которых всеобщее образование было правом всех людей.
Педагогическая система Коменского
Педагогическая система Коменского представляет собой «строгую» педагогику, подразумевающую отношение к учащемуся, как к существу ответственному, деятельному и сознательному как в мыслях, так и в поступках. Деятельность педагога в этой системе рассматривается как сложнейшее искусство развития человеческого в человеке. Система Коменского светится оптимизмом и верой в человеческий потенциал, потенциал воспитания, «объединение людей великодушных, мужественных, возвышенных». Задачи воспитания связывались Коменским с прямым обращением к внутреннему миру человека и воспитанием в нём духовного, а отношение к знаниям, как к ценности - ещё одна неотъемлемая черта его системы.
Каждая последующая возрастная ступень есть повод к введению новых теологических и этических правил и норм поведения, предназначенных для одухотворения внутренней жизни ученика отношением, как к ценности не только к знаниям, но и к себе и к окружающим людям. Гуманная личность, по мнению учёного, должна обладать рядом «кардинальных добродетелей», прослеживающихся в средневековой христианской этике и уходящих корнями к философии Платона: справедливостью, мужеством, умеренностью и мудростью.
Стремясь развить и возвысить духовность в людях, Коменский старался сформировать нравственность и благочестие, как постоянную активную духовную жизнь и практическую работу человека. Исходя из этого, педагогическая система предстаёт как гуманистическая модель образовательного процесса, направленного на целенаправленное ценностное и целостное развитие естественных сил и потенциала развивающегося индивидуума.
Реализуется эта цель посредством организации жизни учеников в здоровой с точки зрения нравственности, богатой духовно, и постоянно стимулирующей всестороннее развитие среде, где человека окружают разнообразные виды деятельности, которые способствуют природосообразному развитию способностей и всего человеческого; в среде, где преобладают гуманные отношения между учениками и учениками, между учениками и педагогами, благодаря чему задачи и цели образовательного процесса становятся собственными задачами и целями учеников, а процесс воспитания трансформируется в процесс самовоспитания.
Результатом же всего педагогического процесса будет достижение учеником высокого уровня , включающего и самоопределение, и самосознание, и и потребности к продолжению саморазвития, самовоспитания и самообразования. Свобода, которой отличается развитие личности ученика, обеспечивается одинаковыми для всех возможностями саморазвития и педагогическим влиянием, исключающим «насилие» в какой бы то ни было форме. Эту модель можно проследить в самых эффективных педагогических системах прошлого. Кроме того, она достаточно гармонично интегрируется и в современные системы образования, по причине чего открытия Каменского можно смело назвать универсальными.
Но современные образовательные системы мы рассмотрим чуть позже, а пока скажем несколько слов о дидактических принципах Коменского.
Принципы дидактики Коменского
Ян Коменский - человек, который впервые за всю историю дидактики сказал людям о важности использования в обучении принципов и обозначил их:
Принцип сознательности и активности - согласно ему, обучение должно быть таким, чтобы ученики усваивали знания не при помощи механических заданий или заучивания, т.е. пассивно, а активно, с максимальной вовлечённостью и . Если нет сознательности, то и обучение будет только догматическим, а в знаниях будут господствовать формальности;
Принцип наглядности обучения - здесь предполагается то, что ученики должны усваивать знания через непосредственные наблюдения предметов и явлений, через их восприятие своими органами чувств. Данное правило Коменский называл «золотым»;
Принцип постепенности и систематичности знаний - означает, что изучение любых знаний и наук должно быть только систематическим. Однако для этого ученики должны получать информацию в конкретной методической и логической последовательности.
Чтобы этот принцип был надлежащим образом соблюдён, Каменский приводит некоторые правила:
- Информация должна распределяться так, чтобы конкретные учебные задачи были поставлены на каждый учебный час, день, месяц и год. Они также должны быть тщательно продуманы педагогом и осознаны учеником;
- Решение всех учебных задач должно быть распределено с учётом возрастных характеристик, а значит, должно соответствовать задачам каждого отдельного класса;
- Каждый предмет должен преподаваться до того момента, пока не будет освоен учеником целиком и полностью;
- Занятия должны составляться так, чтобы основой любого текущего материала был предшествующий, а последующий его закреплял;
- Обучение необходимо выстраивать от общего к частному, от простого к сложному, от близкого к отдалённому, от известного к неизвестному.
Такая последовательность, по словам Коменского, должна быть соблюдена везде, а понимание вещей умом должно переходить от исторического к разумному, и уже после - к применению всего узнанного.
Принцип упражнений и прочного овладения навыками - говорит о том, что показателем того, насколько знания и навыки являются полноценными, являются только систематически осуществляемые упражнения и их повторения.
Есть также и ряд требований, разработанных Коменским для последнего принципа:
- Любые правила в обязательном порядке должны служить поддержанию и закреплению практики;
- Ученикам надлежит делать не то, что приносит им удовольствие, а то, что гласят законы и на что указывают педагоги;
- Для упражнений ума должны быть созданы специальные уроки, берущие за основу систему Каменского;
- Любую задачу следует изначально проиллюстрировать и объяснить, затем нужно убедиться в том, поняли ли её ученики, и как они её поняли. Рекомендуется устраивать повторения по прошествии недели.
Все эти положения говорят нам о том, что усвоение знаний Коменский сопоставляет с задачей полного и сознательного исследования материала. Возможно, именно поэтому педагогические положения этого выдающегося человека даже в наше время остаются значимыми как в теории, так и на практике.
Трансформация учения Коменского
Коменский внёс в историю педагогики неоценимый вклад, заключающийся в раскрытии двух сторон обучения - объективной, включающей законы педагогики, и субъективной, включающей практическое применение этих законов. Так и было положено начало дидактике и искусству преподавательской деятельности.
Воздействие идей дидактики Коменского оказало огромное влияние на образование в странах Европы, но на практике в эпоху Средневековья над обществом всё же довлели устоявшиеся традиции, согласно которым особенно ценились исполнительность и покорность, а собственная инициатива учащегося, во-первых, не поощрялась, а, во-вторых, служила отражением его «греховности». По этой причине и сама дидактика была принята не в полной мере.
С развитием общества одни социальные явления сменялись новыми, и идеи Коменского либо становились частью каких-то других, либо дополнялись ими. По причине появления всё новых проблем в сфере образования, появились новые теории, где за основу взяты совершенно разные факторы и концепции. Однако, только зная основы учения Коменского, можно понять и проследить изменения, произошедшие в этой области.
Современные теории образования
Ниже мы предлагаем вам в общих чертах ознакомиться с современными теориями образования, некоторые из которых могут послужить альтернативой дидактике, а некоторые в корне отличаются от неё.
Прогрессивизм
Прогрессивизм является теорией образования, возникшей в качестве реакции на традиционное образование, акцентировавшее внимание на методиках формального воздействия на ученика и зазубривании материала.
Основными идеями прогрессивизма была идея о самовыражении и развитии личности, идея о свободной деятельности детей, идея об учении посредством опыта, идея освоения навыков и умений для достижения , идея о максимальном использовании потенциала настоящего и идея о понимании и применении динамики постоянно меняющегося мира.
Гуманизм
Гуманизм возник из основ прогрессивизма, из которого и взял большинство своих идей. Для гуманистов ребёнок должен находиться в центре образовательного процесса, учитель не является абсолютным авторитетом, ученик всегда активен и вовлечён в процесс получения знаний. Кроме того, гуманизм включает в себя идеи о сотрудничестве и принципы демократии.
Одной из основ гуманизма было также и создание особой образовательной среды, в которой между учениками нет конкуренции, и . Целью гуманистов было избавиться от отношений вражды между учащимися и педагогами и сформировать такие взаимоотношения, в которых главенствуют доверие и чувство безопасности.
Перенниализм
Перенниализм можно назвать ответной реакцией на прогрессивизм, согласно воззрениям перенниалистов, разрушающий целостную систему образования. По их мнению, образование не должно способствовать приспособлению ученика к миру, но должно приспосабливать его к истине. Содержание учебной программы не должно зависеть от интересов учащихся, а должно базироваться только на том, что актуально в данный момент для общества.
Профессиональная педагогика здесь не является функцией образования, школа должна воспитывать, главным образом, интеллект, а образовательная система должна направлять человека к познанию вечной истины. Отсюда и основной уклон на изобразительное искусство, философию, естественные науки, математику, историю и языки.
Эссенциализм
Эссенциализм явился второй реакцией на прогрессивизм. Схожесть эссенциализма с перенниализмом в том, что прогрессивизм для него тоже является слишком мягкой системой. Эссенциалисты утверждали, что школа должна давать базовые знания, основой которых являлись основные искусства и предметы, способные привить мастерство и подготовить к жизни в обществе.
Начальная школа должна придерживаться школьной программы, культивирующей развитие навыков грамотности и . Акцент делался на математике, письме и чтении. В средней школе следует преподавать историю, математику, естественные науки, родной и и литературу. В целом программа эссенциалистов базируется на обучении молодого поколения только фундаментальным знаниям.
Реконструкционизм
Реконструкционизм был абсолютной противоположностью традиционной системе образования. Образование в нём было не просто передатчиком культуры, но главенствующим органом социальных реформ. Если построить образование правильно, то оно будет способно реконструировать социальный порядок.
Согласно реконструкционистам, традиционные школы могут только передавать социальные, политические и экономические пороки, являющиеся проблемой для общества. Человек находится перед угрозой самоуничтожения, и чтобы этого избежать, нужно в корне изменить систему образования. Образовательные методы должны основываться на принципах демократии, где во главе всего стоит природный интеллект большинства, который направлен на поиск решений проблем человечества и их практическое применение.
Футуризм
Футуризм возник значительно позже тех теорий, которые мы рассмотрели - если все они возникли в период с 30-х по 50-е годы XX века, то футуризм возник уже в 70-х. По мнению его сторонников, современная (на то время) система образования даже в самых лучших образовательных учреждениях является ошибочной и неэффективной, т.к. теории и методы, которые она использует, уже неактуальны, ведь общество успело перейти от индустриальной эры к супериндустриальной.
Итогом этого становится обучение нового поколения тому, что было важно, нужно и востребовано в прошлом, несмотря на то, что живёт оно в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Для выхода из этой ситуации необходимо создать супериндустриальную образовательную систему, ориентированную на будущее, которая сможет подготовить к жизни людей, способных ориентироваться в новых условиях, быстро на них реагировать и .
Бихевиоризм
Бихевиоризм оказался не только , но и сильнейшей системой образовательных воззрений. Он смог раздвинуть рамки психологических интересов до интересов педагогических.
С позиции бихевиоризма, образование является процессом поведенческой техники. По мнению его сторонников, среда, в которой живут люди, программирует их на определённое поведение. Люди награждаются за одни действия, но наказываются за другие. Действия, повлекшие за собой получение награды, будут повторяться, а противоположные станут гаситься. Это и формирует поведенческие паттерны личности.
Исходя из вышесказанного, следует вывод, что поведением людей можно манипулировать. И задачей образования является как раз создание таких условий среды, которые будут способствовать оптимальному поведению человека. Таким образом, образовательные учреждения должны рассматриваться как институты формирования культуры общества.
Педагогический анархизм
Педагогический анархизм берёт своё начало с публикации «Дешколинизированное общество» Ивана Иллича, ставшей реакцией на сотни неудачных попыток . Подход его приверженцев к устройству общества базировался на отказе от любых образовательных учреждений по причине того, что они успели монополизировать все возможности и услуги образования, установив непомерно дорогие пути к его получению.
Школа считалась врагом достойной жизни, т.к. заставляла учащихся смотреть на имеющуюся образовательную систему, как на эталон, воспринимать не содержание, а форму, путать понятия «обучение» и «преподавание», переход из класса в класс с настоящим образованием, диплом с профессиональной пригодностью и т.д.
Анархисты призывали дезорганизовать школы, отменить принудительное образование, а ввести систему учительского субсидирования, посредством которого образовательные фонды будут направляться прямо по назначению - к заинтересованным людям. Также правильная образовательная система должна позволять тем, кто хочет, иметь доступ к любым источникам, позволять способным обучать найти желающих обучаться и позволять всем желающим предоставлять свои идеи и труды обществу.
Теории образования, о которых мы поговорили, сильно повлияли на образовательную форму вообще. Сегодня она достигла того уровня, где ведётся настоящая война за образование. Все теории образования стали основой множества педагогических экспериментов и литературы, достойной внимания и изучения. Но, как бы то ни было, именно Ян Коменский даже сейчас является тем единственным педагогом-философом, который смог увидеть в образовании и преподавании основу человеческого прогресса. По этой причине в следующем уроке мы более подробно поговорим об основных принципах дидактики и раскроем все их особенности.
В учебнике раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах общего и дополнительного образования. В качестве примеров используются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.
Возникновение педагогики как науки.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Тезис о том, что человек, преобразуя действительность, преобразует самого себя, имеет принципиальное значение. Но он не отрицает всей важности процесса передачи старшими поколениями и усвоения новыми поколениями социального опыта человечества. Преобразование действительности невозможно без знакомства со всем тем, что уже познано и создано человечеством, без освоения богатства накопленной культуры.
Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие - младшим, более опытные - менее опытным и т.д.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 2
Раздел I ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 3
Глава 1 ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ 3
Глава 2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ 13
Глава 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ 21
Глава 4 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 33
Глава 5 ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ 50
Раздел II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 63
Глава 6 ОБУЧЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 63
Глава 7 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ 81
Глава 8 ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 92
Глава 9 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 97
Глава 10 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 111
Глава 11 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 125
Глава 12 ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ 135
Глава 13 СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ 145
Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 162
Глава 14 ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 162
Глава 15 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 165
Глава 16 РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 179
Глава 17 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 190
Глава 18 ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 205
Раздел IV ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 219
Глава 19 СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 219
Глава 20 ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 230
Раздел V СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 245
Глава 21 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 245
Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ 249
Глава 23 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 259
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 279.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика, Педагогические теории, системы технологии, Смирнов С.А., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Джуринский Александр Наумович
Зав. редакцией В.Л. Салахетдинова
Редактор Т.Е. Слизкова
Художник обложки Ю.В. Токарев
Компьютерная верстка Б.В. Колосов
Корректор Т.С. Сивова
Изд. лиц. № 064380 от 04.01.96.
Гигиенический сертификат
№ 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98.
Сдано в набор 10.09.98. Подписано в печать 08.12.98.
Формат 60x90 1 / 16 - Печать офсетная. Печ. л. 27,0.
Тираж 30000 экз. (2-й завод 15 001-30 000 экз.)
Заказ № 2819.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел.: 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел/факс 932-56-19.
E-mail: [email protected]
http: //www.vlados.ru
Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного
Знамени полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации
по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
2-е издание, исправленное и дополненное
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Предисловие................................................................................ | |
Раздел I. Основы общей педагогики........................................ | |
Глава 1. Педагогика в системе современного человекознания (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А.) ....................................................... | |
Глава 2. Философские основания современной педагогики (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А.) ....................................................... | |
Глава 3. Социализация и воспитание (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) ............................... | |
Глава 4. Педагогическое взаимодействие (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) ......................... | |
Глава 5. Педагог: профессия и личность (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) ......................... | |
Раздел II. История развития авторитарной и гуманистической концепции в педагогике | |
Глава 6. Авторитарная педагогика: сущность и истоки (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.) | |
Глава 7. Становление и развитие гуманистической педагогики (Котова И. Б., Шиянов Е.Н.).......... | |
Глава 8. Развитие гуманистической педагогики в XX в. (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.).. | |
Раздел III. Теоретические основы обучения........................... | |
Глава 9. Обучение как составная часть педагогического процесса (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Смирнов С.А.)............................. | |
Глава 10. Содержание образования как средство обучения и фактор развития (Котова И.Б., Шиянов Е.Н.)...................................................... | |
Глава 11. Эволюция методов обучения и их классификация (Смирнов С.А.)......... | |
Глава 12. Методы обучения (Смирнов С.А.).................. | |
Глава 13. Формы организации обучения (Смирнов С.А.) | |
Глава 14. Технологии в обучении (Смирнов С.А.)......... | |
Глава 15. Системы развивающего обучения, используемые в школе (Зверева М.В., РепкинВ.В.)....................................................... | |
Раздел IV. Теоретические основы воспитания........................ | |
Глава 16. Воспитание как часть педагогического процесса (Парамонов А. В., Смирнов С.А.)....... | |
Глава 17. Методы воспитания (Голованова Н. Ф.).......... | |
Глава 18. Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка (Бабаева Т.Н., Гогоберидзе А.Г.) ................................................ | |
Глава 19. Внеклассная воспитательная работа в школе (Шелихова Н.И.)..................... | |
Раздел V. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования........... | |
Глава 20. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях (Стеркина Р.Б.).... | |
Глава 21. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте (Юдина Е.Г.). | |
Раздел VI. Система образования в России и перспективы ее развития................... | |
Глава 22. Характеристика системы образования в России (Смирнов С.А.)............. | |
Глава 23. Инновации и реформы в современной российской школе в 80-90-х годах (Колодин А.И.. Смирнов С.А.)........................... | |
Предметный указатель............................................................. |
УДК 371.4(075.32) ББК 74.03я723 П24
Федеральная целевая программа книгоиздания России
Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»
Руководитель программы З.А.Нефедова
Г. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Н. Ф. Голованова, М. В. Зверева, И. Б. Котова, А. И. Каледин, А. В. Парамонов. В. В. Решат. С. А. Смирнов, Р. Б. Стеркина, Н. И. Шелихова, Е. Н. Шинное, Е. Г. Юдина
Рецензенты:
Институт общего образования;
канд. пед. наук, директор Научно-методического центра среднего профессионального образования, доцент А. Л. Смятских
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С. А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 544 с. ISBN 5-7695-0264-9
В пособии раскрываются основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы. Рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в системах общего и дополнительного образования. В качестве примеров используются применяемые в начальных классах инновационные технологии обучения. Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач.
УДК 371.4(075.32) ББК 74.03я723
ISBN 5-7695-0264-9 |
© Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Бабаева Т.И. и др., 1998
© Издательский центр «Академия», 1998
Предисловие
Дорогие коллеги! Вы взяли в руки это пособие и собираетесь его изучать. Это значит, что вы готовитесь стать Учителем. Авторы этой книги надеются, что трудности обучения будут вами успешно преодолены и в скором будущем вы придете в детский сад или школу в новом качестве.
Профессия Учителя - самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и в конечном счете Будущее своего ученика.
Постарайтесь сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого. Организуя обучение и воспитательный процесс, развивайте эти особенности, научите детей ничего не бояться и помогите им сформировать и ощутить в себе личность. Это станет возможным, если вы научитесь не только слышать все, что говорят, и видеть все, что делают ваши маленькие ученики, но и понимать их чувства и переживания. Помните, что главное - научиться чувствовать состояние ребенка и понимать причины такого состояния.
Не менее важная задача - помочь ребенку освоиться с окружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо буквально во всем. Каждый ваш урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интригующие ощущения. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Не обманывайте их ожидания -старайтесь поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Интерес ученика - важнейшее условие достижения успеха в обучении и воспитании, а следовательно, и вашего успеха как профессионала.
Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко распознать - достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса организуемой педагогом деятельности - вот основные показатели высокого мастерства учителя. Однако этому, к сожалению, не научит ни один учебник, это придется вам осваивать самостоятельно. Главное, как это часто бывает в жизни, остается «за кадром».
Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда воспитанники детского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует
нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя, который ее творит, -Мастером.
Путь к мастерству непрост, но он наполняет смыслом всю человеческую жизнь. Желаем вам пройти этот путь и ощутить радость и счастье совместных успехов. Совместных - потому что в педагогике успех может быть только общим - талантливого учителя и талантливых учеников. В добрый путь!
Раздел I ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ