Основные элементы социальной структуры личности. Социальная структура личности и ее основные элементы. Индивидуальность». Подходы к изучению

1.Благодаря своего особого таланта М.Волошин создал новые художественные формы, подобных которым ещё не было в литературе.

Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.

Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

Вопреки желанию больного, его положили в больницу.

2.Сразу по приезду в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.

По завершению эксперимента ученые опубликуют письменный отчет.

По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

По приезде в Дерпт новый губернатор дал бал.

Отправитель просит ответить сразу по получении письма.

На прошлой лекции преподаватель говорил о том, что уровень речевой культуры в нашей стране невысок.

Радиослушатель спрашивает, вправе ли допускать переделки классических спектаклей?

4.В стихотворении А.А.Фета «Диана» есть описание статуи богини – покровительницы охоты.

В комедии «Недоросль» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.

В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

В поэме «Василий Теркин» воспевается подвиг русского солдата.

В стихотворении А.Блока «Скифы» прослеживаются традиции русской литературы 19 века.

Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».

В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий веселый ковер с нарядным орнаментом.

О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады».

В повести Пушкина «Дубровский» изображены картины крепостного прошлого России.

5.Русские поэты 19-20 веков знали и использовали народную символику .



Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых.

Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.

Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться .

Дети редко прислушиваются и выполняютсоветы старших.

Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.

Возьмем два чистых листа бумаги и согнем их пополам.

Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.

Музыка воплощает в форму самые сложные чувства и передает их.

6.Те, кто побывал на смотровой площадке Останкинской телебашни, реально представляют масштабы Москвы.

Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов 19 века.

Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.

Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчеркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору.

Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

Из всех , кто играл в спектакле, мне запомнился только Михаил Царев .

Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

Все, кто уезжал через две недели в столицу, собралис ь у Карташевых.

Те, кто любит поэзию и прозу Бунина, согласится с мнением литературоведов, что в творениях писателя присутствует ощущение жизни как длительного и прекрасного пути.

Те, кто прошел курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

7. Молодой человек следил за убегающим поездом в даль степей.

Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г.Белинский, внесший существенный вклад в создание теории реализма.

На стене, освещенная вялым электричеством, висела большая картина .

Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

Участникам первого Парада Победы, приехавшим в Москву, вручили памятные подарки.

8.Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с разной утварью.

Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

Одним из основоположников натуральной школы, внесших существенный вклад в создание теории реализма, стал В.Г.Белинский.

Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца 15 века, является графика.

Одним из самых известных путешественников , писавших об открытии Нового света до Колумба, был норвежец Тур Хейердал.

Одним из любимых многими мест , поражающих красотой, поэтичностью, одухотворенностью пейзажей, стало Пушкиногорье на Псковщине.

9.Урок-лекция впервые проведен в нашем классе.

10.Посетители выставки подолгу задерживались у тех картин, на которых были изображены жанровые сцены.

Ветер словно помогает спортсмену, чтобы прыгнуть подальше.

11.Необходимо обратить внимание не только на знания стажеров, но и на их практические навыки.

Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.

Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежде .

Социологический опрос показал, что у более 40%горожан нет дачных участков.

Первое время дети скучали по городу , друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.

В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается питанием , оно вполне удовлетворяет всех.

Структура личности . Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

– это проявление динамических свойств психических процессов человека.

– это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Человека есть совокупностью , которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система . человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств , которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов - внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.


Человек - есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные – рост, цвет глаз, строение тела, и социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. С индивидом их объединяет то, что их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Прежде всего индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. личность: каждая личность – человек, но не каждый человек является личностью.

В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе. роль в ее формировании принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Поскольку личность действует не в пустом пространстве, а в коллективе, а если шире, то в обществе, он в известной степени зависит от них. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути.

Социальная структура личности

Структура представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения. В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в кот. входит человек Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я") Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. Эго ("Я") контролирует поведение человека. Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

Один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности. Социологи выделяют такие типы личности:

1. Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, такие качества, как креативность, самостоятельность, стремление к самореализации неразвиты.
2. Идеалисты - сильно выражены: критическое отношение к традиционным нормам, независимость, пренебрежение авторитетам, установка на саморазвитие.
3. Фрустрированный тип личности - характерна низкая самооценка, угнетение, подавленность, ощущение выброшенности из потока жизни.
4. Реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, скептицизм с самодисциплиной.
5. Гедонисты - ориентированы на удовлетворение всех потребительских желаний, это погоня за «наслаждениями жизни».

В социологии также принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, кот. реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип - не привязан к конкретным условиям, это как «пожелание на будущее». Базисный тип-тот, кот. наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Роль личности в истории - роль, выполняемая в истории личностью, которая раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом, классом. В решении вопроса о роли личности в истории марксизм-ленинизм исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства материальных благ. Так как главной силой производственного процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил, история трудящихся масс, а не история отдельных выдающихся личностей, завоевателей, царей, законодателей и полководцев. Не отдельные личности создают общество, а общество и классы, его составляющие, формируют личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю.



Г Л А В А 8

ЛИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятие и социальная структура личности

Очень часто мы употребляем слова «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», используя их как синонимы. Однако данные термины обозначают разные понятия. Понятие «человек » выступает в качестве философской категории, так каконо имеет самое общее, родовое значение, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на биологическом, психологическом, социальном и др. уровнях. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека, как носителя социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность. Поскольку в этом понятии акцент делается на социальном начале, личность выступает в качестве особой социологической категории.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, ребенок должен пройти определенный путь развития, где непременными условиями являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой он взаимодействует. Поэтому под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностям и нормам.

К характеристике личности можно подойти либо с точки зрения ее структуры, либо с точки зрения взаимодействия с другими людьми, окружающей средой.

Структурный анализ личности является одной из наиболее сложных проблем социологии. Поскольку личность рассматривается как структурная целостность биологических, психологических и социогенных компонентов, обычно выделяют биологическую, психологическую и социальную структуры личности, которые изучаются биологией, психологией и социологией.Биологическая структура личности учитывается социологией тогда, когда нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной человек или инвалид не может выполнить все социальные функции, присущие здоровому человеку. С социологией в большей степени связана психологическая структура личности , включающая в себя совокупность эмоций, переживаний, память, способности и т.п. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих на деятельность индивида. Качества данной структуры личности имеют субъективный характер. Но при определении социальной структуры личности нельзя ограничиваться ее субъективной стороной, так как в личности главным является ее социальное качество. Поэтому социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Из этого логически следует, что важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельное действие и как взаимодействие с другими людьми.

В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

· способ осуществления в деятельности специальных качеств , проявляющихся в образе жизни, ее уровне и качестве, в различных видах деятельности: трудовой, семейной, общественно-политической, культурной и т.д. При этом деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей должна рассматриваться как центральное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

· объективные социальные потребности личности: так как личность является органической частью общества, в основе ее структуры лежат общественные потребности, определяющие развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

· способности к творческой деятельности, знаниям, навыкам : наследственность задает способности человека, определяющие результативность его деятельности, однако какие способности будут реализованы, зависит от интересов индивида и его стремления реализовать эти задатки. Действительно, природные способности влияют на такие параметры человеческой деятельности, как темп, ритм, скорость, выносливость, утомляемость, однако содержание деятельности определяется не биологическими задатками, а социальной средой;

· степень овладения культурными ценностями общества , т.е. духовный мир личности;

· нравственные нормы и принципы , которыми руководствуется личность;

· убеждения глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно меняется.

Личность можно также охарактеризовать с точки зрения социального типа. Потребность в типизации индивидов носит универсальный характер. Каждая историческая эпоха сформировала свои типы, например, в соответствии с доминирующими ценностями возникли культурные типы английского джентльмена, сицилийского мафиози, арабского шейха и др.

В основу известной психологической типологии положены характер и темперамент человека; она включает 4 типа – холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.

Известный швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) предложил свою типологию, которая строится на базе трех осей мышления человека, и каждая из них делит мир и представление о мире на два полюса:

· экстраверсия – интроверсия,

· абстрактность – конкретность (интуиция – сенсорика),

· эндогенность – экзогенность (этика – логика).

Экстраверсия и интроверсия – это разделение мира на мир объектов и мир взаимодействий между ними. В соответствии с этим делением экстраверт ориентирован на объекты, интроверт – на взаимодействия между ними. Экстраверт – это человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, проявление инициативы, общительность, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира. Интроверт – это человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

Мир конкретен и мир закономерен. С одной стороны, мир образован из конкретных объектов и взаимодействий между ними: например, мальчик Ваня ходит в школу. С другой стороны, наряду с конкретными истинами существуют истины абстрактные, например «все дети ходят в школу». Человек с абстрактным или интуитивным мышлением (термины «интуитивное» и «абстрактное мышление» тождественны) склонен раздумывать про всех детей. Человек с конкретным (сенсорным) мышлением будет раздумывать про своего ребенка.

Мир эндогенен и экзогенен, т.е. он образован из внутренних и внешних явлений. Данную ось сам Юнг назвал «эмоции – мышление», а некоторые социальные психологи называют «этика – логика».

Если в социальной психологии главное внимание обращено на разработку психологических типов, то в социологии – на разработку социальных типов. Тип личности как абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Социальный тип личности – это продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. По Л. Вирту, социальный тип – это человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, соответствующими требованиям общества, его ценностям и нормам и определяющими его ролевое поведение в социальном окружении. Это означает, что индивид должен быть типичным представителем какой-либо группы людей (класса, сословия, нации, эпохи и т.д.) в плане поведения, образа жизни, привычек и ценностных ориентаций. Например, типичный интеллигент, новый русский 1990-х гг, олигарх.

Типологии личности разрабатывались многими социологами, в частности, К. Марксом, М. Вебером, Э. Фроммом, Р. Дарендорфом и др., которые использовали разные критерии. Так, Р. Дарендорф считал, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий. Данный критерий он положил в основу своей типологии, в которой выделение типов личности идет через понятие homo sociologicus :

· Homo faber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. личность, наделенная важной общественной функцией;

· Homo consumer – современный потребитель, т.е. личность, сформированная массовым обществом;

· Homo universalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;

· Homo soveticus – человек, зависящий от государства.

Еще одна типология включает социальные типы личности, выделяемые на основе ценностных ориентаций, которых придерживаются индивиды:

Типы личности могут выделяться в зависимости от ценностных ориентаций индивидов:

· традиционалисты ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания, уровень их самостоятельности, самореализации, креативности низкий;

· идеалисты критически относятся к традиционным нормам, обладают твердой установкой на саморазвитие;

· фрустрированный тип личности характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;

· реалисты сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

· гедонистические материалисты ориентированы на удовлетворение по­требительских желаний.

Поскольку в структуре личности присутствуют такие два компонента, как совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, выделяются также следующие типы личности:

· идеальный – тип личности, который общество провозглашает своеобразным эталоном; идеальным типом личности в эпоху СССР был настоящий коммунист (пионер, комсомолец);

· базисный – тип личности, который максимально отвечает потребностям общества, т.е. это совокупность типических личностных черт, наиболее распространенных в данном обществе; они характерны для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации, например, тип трудоголика в Японии послевоенного периода. Как правило, именно базисный тип преобладает в рамках определенного социума.

Все эти типологии лишь подтверждают уверенность социологов том, что социальные типы являются продуктом общества. А поскольку мы живем в эпоху быстрых изменений, эпоху глобализации, когда национальные культуры постепенно переплавляются в одну глобальную, мы можем стать свидетелями возникновения новых типов личности.

Концепции личности

Многомерная природа человека, многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов, а также множество образов человека в современной социологии.

Один из подходов – концепция личности 3. Фрейда , который рассматривал человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь, сексуальные) стремления личности задают мотивацию ее действий. Т.к. человек не может удовлетворить инстинкты в их естественной форме из-за социальных ограничений, он вынужден постоянно искать компромисс между своим глубинным влечением и формой его реализации, которая была бы приемлемой обществом. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие и агрессивные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, которая постоянно обороняется от общественного давления и находится в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Другой подход – ролевая теорияличности , которая возникла в американской социальной психологии в 1930-е гг. (Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях. Она в общем базируется на следующих постулатах:

· люди проводят большую часть своей жизни в составе различных групп и организаций;

· в этих группах они занимают определенные позиции (статусы);

· каждый из статусов определяет роль индивида как совокупность функций, исполняемых данным индивидом в группе;

· группа часто формализует ролевые ожидания как нормы или кодированные правила, согласно которым индивид получает вознаграждение, если он успешно исполняет свою роль, т.е. его поведение соответствует нормам; если исполняет плохо, вознаграждения нет и возможно применение санкций;

· обычно ролевое поведение индивидов определяется доминирующими в обществе нормами, что означает, что ролевая теория утверждает, что люди являются конформистами, которые стараются жить в соответствии с нормами, сопровождающими их роль.

Таким образом, ролевая теория утверждает, что социальное поведение индивида определяется различными ролями, которые он регулярно исполняет. Например, у большинства людей уже сложившееся мнение о том, каким должно быть ролевое поведение секретарши: она принимает звонки и отвечает на них, сортирует корреспонденцию и т.д.

Ролевое поведение индивидов рассматривается в рамках различных подходов, которые трактуют его по-разному. Рассмотрим два основных из них – функционализм и интеракционизм. Исследователи в целом разделяют мнение, что роли, содержание которых частично определяется социальной структурой (нормами, правилами, традициями общества), а частично – социальными взаимодействиями, управляют поведением индивида. В свою очередь, индивид сам влияет на нормы, ожидания, создает новые правила (раньше для студента – деканат был святая святых, приходили лишь, когда вызывали, сегодня по-другому), в результате чего меняются модели поведения. Из этого следует, что, если содержание роли определяет социальная структура, то роли являются предметом изучения структурного функционализма. Если же исследователи считают, что поведение индивида определяется его взаимодействиями с другими индивидами, то роли – предмет изучения интеракционистского подхода.

Так, функционалисты считают, что социальная роль распадается на ролевые ожидания то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Если человек берет на себя ту или иную роль, он более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы действия индивидов соответствовали его требованиям и нормам. Для этого существует система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Существует негласное соглашение, когда некоторые модели поведения считаются соответствующими роли, а некоторые нет. Например, доктор, заботясь о благополучии пациента, задает ему интимные вопросы о его здоровье, осматривает его, дотрагиваясь так, как другим не разрешается. Соответствует его поведение роли доктора? Да. А если вопросы о здоровье будет задавать продавец в магазине, да еще присутствовать в примерочной, чтобы под видом помощи переодеться потрогать клиента? Нет, так как он нарушил нормы, определяющие его роль продавца.

Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность . Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, смерть).

2. Способполучения . Некоторые роли обусловлены приписанными статусами – например, ребенка или взрослого; другие роли завоевываются в результате усилий личности, например роль топ-менеджера.

3. Масштаб . Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

4. Формализация . Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, студент должен сдать все зачеты и экзамены в соответствии с установленными сроками зачетно-экзаменационной сессии, чтобы продолжить обучение в следующем семестре. Студент, не выполнивший данное условие, будет отчислен.

5. Мотивация . Разные роли обусловлены различными мотивами. Предполагается, что поступки предпринимателя определяются стремлением получить максимальную прибыль, тогда как священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Функционализм рассматривает роль как один из способов регулировать социальное поведение индивидов, т.к. конкретные роли формируют соответствующие модели поведения, что позволяет прогнозировать это поведение. Один из постулатов функционализма звучит следующим образом: группа взаимосвязанных ролей образует социальный институт (институт образования включает множество ролей: учитель, ученик, директор школы, профессор, студент, аспирант и др.). Его слабое место – роли рассматриваются в статике, как нечто неизменное в течение достаточно долгого периода времени, за что функционализм подвергся критике.

Как же рассматриваются роли с позиций символического интеракционизма ? Интеракционизм не сразу пришел к разработке поведения индивида через его взаимодействия с другими индивидами. Один из основателей данного подхода Чарльз Кули начинал с изучения понятия самости : « я» (I), «меня» (Me), «мое» (mу), «я сам» (myself). Он поставил задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Кули определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного и противоречивого процесса, которое не может осуществляться без участия других людей, т.е. без социального окружения. Например, скупой человек, который втайне любуется своим золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Из понятия самости следует концепция зеркального «Я » , имеющая очень большое значение в социологии. Ч. Кули считал, что каждый человек строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает во взаимодействия. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других людях. Т.е. огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению. Именно через отношения с другими субъектами взаимодействий и их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, но при этом данная оценка индивида может не соответствовать реальности. Например, я некрасивая, потому что у меня веснушки, а моделей с веснушками не бывает.

Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Например, мы любим, когда нам говорят комплименты, которые на деле оказываются просто лестью, или можем отнести несдержанное замечание или окрик начальника к своему неумению, тогда как это просто проявление его плохого настроения.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули, ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. «Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых – заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

Идеи Кули развил Джордж Мид . Он разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли –это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли –это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Такой процесс играет особо важную роль в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе. Мид различал 3 стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей:

· подготовительный этап (в возрасте от 1 до 3 лет): ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (девочка наказывает куклу);

· игровой (в 3-4 года): дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво;

· заключительный (в 4-5 лет и более): ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актoров.

В ходе этого процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я. Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого – все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.

Несомненно, что поведение взрослых находится за пределами данной модели, но и они продолжают осваивать роли и изменять их в процессе межличностных взаимодействий. Это видно из ситуации неопределенности. Представим, у Вадима есть друг Андрей – юрист по профессии. Если Вадим, общаясь с ним как с другом, вдруг спрашивает юридического совета, Андрею нужно будет либо полностью сменить роль, либо временно объединить эти роли (как друг советую рискнуть нарушить закон, а как юрист расскажу о последствиях этого нарушения). До тех пор, пока Андрей не определиться со своими действиями, будет существовать ролевая неопределенность.

Конечно, ролевая теория имеет свои слабые места. Например, трудно объяснить социальное отклонение, когда оно не соответствует закрепленной роли. Так, поведение индивида, который усвоил роль грабителя банков, можно прогнозировать – он будет грабить банки. А если вдруг менеджер банка начнет раздавать наличные деньги случайным людям – этого ролевая теория объяснить не может. Тем не менее, теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

В 1960-е гг. немецко-американский социолог Г. Маркузе (1898-1979) разработал свою концепцию «одномерного человека ». Суть данной концепции состоит в том, что под влиянием информационных социальных стереотипов человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, которые воспринимают происходящее в контексте примитивных альтернатив и противостояний («простые люди», «олигархи», «единоросы»). Иными словами, это личности с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации. Справедливости ради надо сказать, что данное положение свойственно многим обществам.

Социализация личности

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения индивида в социум. Для того, чтобы индивид мог стать членом общества, необходима социализация. Социализация процесс усвоения социальных ролей и культурных норм, начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя можно усвоить знания, как это делать. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и моделей поведения, а через совокупность прав и обязанностей она связана с другими ролями. И все это надо усваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «усвоение» . Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых часов жизни человека начинается процесс его социализации, который лишь в небольшой степени зависит от нервной системы, а определяется, прежде всего, тем опытом, который человек получает в социальной среде на протяжении жизни.

Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды, являются адаптация и интеграция. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде. Хотя данная форма характерна для об­щественных систем с тоталитарным государственным стро­ем, адаптивный характер взаимодействия с общест­вом может быть обусловлен и самой личностью, ее биологическими, пси­хологическими или социальными ограничениями, в частности, неразвитыми волевыми качествами челове­ка, низким уровнем интеллекта и т.п.

Интеграция предполагает активное взаимодействие инди­вида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую в случае необходимости и целесообразности способен изменять. Данная форма взаимо­действия характерна для общества с демократиче­ским строем государства, однако она также присуща «открытому» типу лич­ности, ориентированному на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом слу­чае определяющую роль во взаимодействии с социальной сре­дой играет индивид.

В существующих отечественных и зарубежных концепци­ях социализации личности чаще всего используется термин «адаптация», что негативно влияет на дальнейшее изу­чение этого процесса, так как игнорируется специфика его про­текания в различных социальных типах общества и среды, а также специфика социального типа личности. Наиболее наглядной моделью адаптации является принцип подвижного рав­новесия, разработанный Л. фон Берталанфи (1901-1972). Согласно данной концепции, процесс адаптации субъекта детерминирует­ся двумя группами факторов. Первую группу составляют внутренние факторы, обусловленные появлением и развитием самого социального субъекта (напри­мер, биологическими и социальными предпосылками). Вторая группа представлена внешними факторами, отра­жающими уровень состояния социальной системы, характер ее жизнедеятельности, в которую включается субъект. При внутренних факторах социализация определяется логикой возник­новения и развития самого социального субъекта (человека или группы), тогда как при внешних факторах – состоянием соци­альных процессов развития общества, способами хозяйствен­ной деятельности, характером смены формаций и др.

Этапы социализации . Их число различно в разных концепциях (от 6 до 10). Первое детство . Не требует доказательства, что наибольшее значение для образования связи между ребенком и его родителями имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения, улыбки ребенка и др. Известно также, что со второй недели жизни новорожденный способен отличить лицо своей матери от лица чужого. В этом возрасте роль родителей и семьи в целом очень велика.

Детство и отрочество . Группы сверстников в детстве и отрочестве играют очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сами подростки. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно связаны. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола.

Юность. В юности обычно больше всего друзей (до 7 человек) у молодых людей, состоящих в браке. Друзья подбираются по сходству интересов, склада личности, по совместимости на основе удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения, взаимному уважению и т.д.

Зрелость . В этом возрасте деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени дружбе. Поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

Старость . С приходом старостивозрастает вероятность оказаться в стороне от круга друзей в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека: выход на пенсию, потеря спутников жизни. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (число друзей у человека, вышедшего на пенсию, составляет приблизительно 6 человек).

По характеру социализацию различают как первичную , охватывающую период детства, вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст, а также ресоциализацию .

Принято также различать понятия«агенты социализации»и «институты социализации». Под агентамисоциализации подразумеваются конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Под институтамисоциализации понимают учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее.

В соответствии с характером социализации ее агенты и институты подразделяются на первичные и вторичные. К агентампервичной социализации относятся родители, родственники, друзья семьи, учителя, тренеры и т.д. Понятие «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, илиближайшее окружение человека , и обладает первостепенной значимостью для его социализации.

Агенты вторичной социализации это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, церкви, государства, СМИ, политических партий и т.д. Понятие «вторичная» относится к тем, кто находится за кругом ближайшего окружения человека и оказывает на него менее важное влияние. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их влияние, как правило, менее сильно, чем у первичных агентов.

Вполне закономерно, что семья относится к институтам первичной социализации, тогда как формальные организации – государство, армия, суд, производство, СМИ, церковь и др. – к институтам вторичной социализации.

Наиболее интенсивно первичная социализация происходит в первой половине жизни, хотя, затухая, она сохраняется и во второй.

Вторичная социализация начинается тогда, когда он сталкивается с институтами вторичной социализации. Особенно сильно они влияют на человека в зрелом возрасте, когда он делает карьеру, и в старости, когда ему нужна социальная поддержка. Развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного. Это непреложный закон, однако свойства личности, сформировавшиеся ранее, не всегда сохраняются таковыми до конца дней человека. Иногда возникает необходимость изменить их в силу определенных обстоятельств в самые разные периоды жизни человека. Например, ребенок картавит и родители, переживая, что в школе другие ученики будут смеяться над его картавостью, отправляют его к логопеду. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Следует отметить, что первичная социализация является сферой межличностных отношений, тогда как вторичная – сферой социальных отношений, причем одно и то же лицо может выступать в роли агента как первичной, так и вторичной социализации.


Похожая информация.


Личность можно рассматривать как целостность биологических, психологических и социальных компонентов.

1. Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)

2. Психологический компонент - совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр.

3. Социальный компонент - совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является её деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в разной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определённых условиях превращаются в убеждения, а они, в свою очередь определят характер поступков человека.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится
человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и
определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает
определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям
- прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием
деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного
рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и
субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его
разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в
которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной
структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как
взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта
деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности
невозможен.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности,
регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и
определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются
как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.
Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта,
освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов
и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену
социальной общности.



22) Социализация личности: понятие, формы и институты.

Известно, что младенец вступает в мир как биологический организм и его основной заботой в тот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, с целями и намерениями, шаблонами поведения, а так же с неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация - специфическая черта человеческого общества. У животных лишь её простейшая форма - обучение. Широко известны случаи, когда человеческих детёнышей воспитывали звери. Когда таких детей находили, выяснялось, что "дети джунглей" не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу.

Это сложнейший процесс формирования личности, её жизненной позиции на основании влияния (воздействия) на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, СМИ, литературу, искусство. Процесс социализации охватывает все сферы жизнедеятельности человека (личности) – от младенческих игр до труда и отдыха в зрелом и преклонном возрасте.

Социализация представляет противоречивое единство двух определяющих тенденций:

· Унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способностями общения и деятельности, стереотипам массового сознания, и

· Индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего «Я», к выработке оригинальных способов общения и деятельности.

Процесс социализации проходит стадии , которые, как правило, соотносятся с основными жизненными циклами: детство, юность, зрелость, старость. В примерных рамках этих циклов происходит обретение человеком политической, экономической и социальной самостоятельности. В этих же рамках одновременно протекает процесс формирования личности. В начальной стадии социализации (детство, юность) мы имеем дело с индивидом, постепенно осознающим своё социальное «Я», на третей и четвёртых стадиях, при успешном протекании процесса социализации, с личностью.