Определение воли, ее характеристика и разработанность проблемы в психологии. Психологические теории воли. Теории воли в отечественной психологии


Исследование воли включает прежде всего сбор анамнеза со слов больного, а также его родственников и близких. Много данных приносит наблюдение за больным - выразительность и точность движений, степень его активности.

Врач, исследуя волевые процессы, должен составить представление о способности пациента к выполнению принятого решения, наличия или отсутствия особых односторонних интересов к определенным областям (религии, искусству, технике, внешнему почету), его способностях к самостоятельной работе (продуктивность, творчество), способности к подчинению (субординация, дисциплина), о предрасположенности к упорному сохранению воззрений, привычек и склонностей (консерватизм) или быстрому приспособлению к новым и непривычным требованиям, способности неуклонно следовать суждениям и замечаниям (последовательность, упорство, решительность), а также способностях отстаивать свое убеждение и свою волю передавать другим.

Об ослаблении воли могут говорить нерешительность и повышенная внушаемость. Тщательному анализу подвергают выявляемую психопатологическую симптоматику, связанную с функциями воли и произвольной деятельности: навязчивые, насильственные, импульсивные действия, застывание в позах, мутизм, негативизм, преобладание автоматизированных и инстинктивных действий над волевыми.

Чрезмерная активность больного может встречаться эпизодически не только при психозах, но и у соматических больных - на высоте лихорадочных состояний и при астении. Она может сопровождаться гиперкинезией - оживлением двигательной активности. Гипербулические явления у соматических больных быстро сменяются гипобулией - усталостью, ослаблением стремлений к деятельности. Гипобулия обычно сопровождается гипокинезией - заторможенностью движений, вялостью мимики.

У беременных женщин нередко встречаются различные вкусовые прихоти - "пика беременных" (от фр. piquant - острый, возбуждающий), которые можно рассматривать как своеобразные "физиологические" парабулии. Женщины едят мел, яичную скорлупу, уголь. Пика беременных объясняется разнообразными глубинными сдвигами обмена веществ в организме будущей матери и самостоятельно исчезает после родов.

Экспериментальные психологические методы исследования воли наименее разработаны в психологии, т.к. существуют большие трудности в объективизации волевых проявлений личности. Поскольку волевые свойства проявляются в деятельности, еще в 1930 г. В.Н. Мясшцевым была предложена нейрофизиологическая методика, позволяющая количественно измерять мышечное волевое усилие. В большей степени психологические методы изучения волевой сферы личности касаются исследования мотивации (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения), моральной регуляции поведения, локуса контроля воли, настойчивости и спонтанной активности, а также исследования произвольных движений и действий.

К наиболее известным из опросников мотивов относится разработанный А. Эдварсом "Список личностных предпочтений" (Edwars A., 1954), который состоит из 15 шкал (210 пар утверждений) и предназначен для измерения "силы" потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем (Murray H.,1938): потребности в достижении успеха, уважения, лидерства и прочие. "Сила" каждой потребности выражается не в абсолютных величинах, а относительно "силы" других потребностей.

Оригинальный теоретический и экспериментальный подход к исследованию воли предложил К. Левин (Lewin K.,1935). В частности, как волевое поведение он рассматривает разрешение конфликтов, выделяя три их типа. Первый тип конфликта возникает при выборе одной из двух равнопривлекательных, но несовместимых целей (например, пойти в кино или в консерваторию на концерт). Обычно при разрешении этого конфликта привлекаются другие основания и нерешительность длится недолго. Второй тип конфликта наблюдается при выборе из двух отрицательных целей или действий. Третий тип конфликта возникает в случае выбора при совмещении в одном объекте или действии как привлекательных, так и отрицательных черт.

Для изучения глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов, широко используются проективные методы (ТАТ - тематический апперцептивный тест Г. Мюррея, тест фрустраций Розенцвейга, незаконченных предложений и др.). Все они построены на анализе продуктов воображения (фантазии) больных.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов обосновали теорию «произвольных действий» и их физиологические закономерности, доказали также их условно-рефлекторную природу и детерминированность условиями внешней среды. Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины. Эта область связана со всеми участками коры - с корковыми концами всех анализаторов. Возбуждение, возникшее в каком-либо ее участке, достигает двигательной области и вызывает аналогичный процесс. Например, возбуждение из коркового конца зрительного анализатора может служить пусковым механизмом двигательной реакции.

Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при притуплении процесса торможения развивается большая активность.

Механизм волевого действия функционирует на основе первой и второй сигнальных систем. По этому поводу И.П. Павлов говорил, что человек воспринимает действительность через первую сигнальную, затем становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему. На основе временных связей между различными центрами коры мозга складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленного поведения. Регулятор волевой деятельности - центр мозга - лобные доли коры больших полушарий. Именно в них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой цели.

§ 5. Теории воли

В теориях воли, существовавших в истории психологии, всегда ярко выступали общие установки их представителей а также различия философских воззрений их представителей. Философской основой для решения ее психологической проблемы являлось решение вопроса о свободе и необходимости.

Понятие воли было издавна, по выражению С.Л. Рубинштейна, основной цитаделью идеализма; оно поэтому стало главной мишенью механицизма. Среди ее ранних теорий выделялись следующие:

Индетерминизм, которого придерживались идеалистические психологи. Его представители считали, что в природе и обществе нет объективных закономерностей. Человек может произвольно изменять действительность. Они считали волю духовной силой, которая не зависит ни от мозга, ни от окружающей среды. Воля человека, по их мнению, свободная и ничем не определяемая, ни от чего не зависящая сила, есть начальный и конечный принцип существования. Тем самым они подчеркивали принцип беспричинности, недетерминированности психических явлений. Такая волюнтаристская точка зрения была не только научно неверна, но и вредна, так как отрицалась возможность воспитания воли, независимость поведения человека от условий, в которых он находится. Характерна, например, точка зрения одного из представителей этого направления А. Шопенгауэра, утверждающего культ сильной личности. Он считал, что каждому субъекту свойственно стремление к абсолютному господству, что выражается в непрекращающейся «войне против всех». Каждый познающий индивид сознает себя всей волей к жизни. Все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником эгоизма человека.

Если волюнтаристы считают волю особой духовной силой, которая абсолютно свободна и ни от чего не зависит, то механицисты, поддерживающие теорию механистического детерминизма, полностью отрицают свободу воли человека, считая, что она прямо зависит от обстоятельств, в которых находится человек. Эта теория утверждала фатальную причинную обусловленность поступков, действий человека, господство рока, веру в судьбу, божественную первопричину всего происходящего. Так, Ч. Ломброзо, придерживающийся таких взглядов, считал, что человек – безвольная игрушка природы, бога, однажды заведенная и неспособная изменить первоначальный ход событий, поэтому никакой свободой воли не обладает. Внешнее противопоставление свободы и необходимости преломилось во внешнем противопоставлении сознания и поведения, подчеркивал С.Л. Рубинштейн. Поведение было по большей части признано сферой необходимости, закономерной детерминированности; свобода приютилась в сфере сознания. Поэтому сторонники этой ложно понятой свободы попытались оторвать волевой «акт» от действия, превратив ее лишь в переживание. Сторонники же закономерной детерминированности поведения попытались свести волевое действие к более элементарным движениям, реакциям, рефлексам и пр., оторвав его от регулирующего его сознания (в отечественной психологии реактология (К.Н. Корнилов) и рефлексология (В.М. Бехтерев)).

В идеалистической психологии сознания волевой акт трактовался в основном как переживание в отрыве от действия. Поэтому в центре психологической теории воли оказался вопрос о том, насколько специфично это переживание. Одни теории – интеллектуалистические – сводили се к интеллекту; своеобразие волевого акта усматривали только в той роли, которую в нем играют интеллектуальные моменты, представление о цели. В частности, ассоцианисты (Э. Мейман, И. Гербарт и др.) обычно определяли волевое действие как движение ассоциативное, связанное с предшествующим ему представлением об этом движении или его цели. Другая группа теорий сводила волю к чувству, аффекту. В волевом акте основным признается стремление, а в стремлении - вызывающий его аффект. Волевое действие определяется как акт, детерминированный аффектом (В. Вундт). Сведение воли к аффекту означает по существу отрицание волевого акта и сведение действий к импульсивным (неволевым) действиям. Ее понимание в отечественной психологии в последние десятилетия основывалось на диалектико-материалистическом подходе - на признании закономерного характера общественной жизни. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, не предопределяют многообразия деятельности человека. При этом исходили из двух положений: а) воля, как и все другие стороны психики субъекта, имеет физиологическую основу в виде нервных мозговых процессов; б) воля формируется условиями жизни и деятельности человека, внешними обстоятельствами, в процессе воспитания и самовоспитания. Этот подход предполагает выбор мотива, цели деятельности, рассматривает свободу воли, как способность принимать решение со знанием дела, состоит в господстве над внешними обстоятельствами, природой. Предполагается, что свобода действий человека основывается на всестороннем учете обстановки, нравственных мотивах поведения, ответственности за свои поступки. Свобода превращается в познанную, осознанную необходимость.

В современных отечественных исследованиях воли нет единого ее понимания. В исследованиях В.И. Селиванова и его учеников воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. Когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя, его сознание на время как бы отрывается от предмета (объекта) деятельности или партнера по деятельности и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия, которая протекает на разных уровнях:

I уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики нужной форме деятельности;

II уровень - активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

В.А. Иванников, рассматривая сущность волевого поведения, также подчеркивает, что в психологии до сегодняшнего дня не решены вопросы, объясняющие реальности волевого поведения. По мнению автора, в современной психологии распространенными являются следующие представления реальностей, которые объясняют и описывают понятия воли. Действия: без актуальной потребности; при конфликте мотивов; с учетом его последствий и морали; по общественной необходимости; произвольно избранное действие, свободное от наличной ситуации; сдерживание своих желаний, преодоление препятствий, в том числе усталости и т.п.

В.А. Иванников считает, что смысл действия задается его отношением к мотиву, и «изменить смысл действия есть всегда изменение его мотивации». За волевой регуляцией действий стоит изменение их смысла, определяемого изменением мотивации, расширением сознательны связей человека с миром, переосмысливанием ситуации. Высшие достижения воли оказываются связанными как раз с ответственностью перед другими людьми.

Для сравнительного понимания волевого действия необходимо рассмотреть динамику научных воззрений на этот процесс. Воля - и как понятие, и как реальный фактор поведения - исторична. Античность и средневековье не знакомы с волей в ее современном понимании. Вероятно, в связи с этим понятие воля возникает одновременно с понятием личность в новое время.
Экзистенциализм. Абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма, «философии существования». Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) рассматривает свободу, как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек в этой концепции рассматривается вне общественных связей и отношений, вне социально-
культурной среды. Такой человек не связан с обществом никакими нравственными обязательствами и ответственностью. Любая норма выступает для него как нивелировка и подавление.
Теория воли И.П.Павлова. Определенный интерес представляет трактовка воли И.П.Павловым, который рассматривал ее как «инстинкт (рефлекс) свободы», как проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Как «инстинкт свободы» воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля как инстинкт свободы проявляется на всех уровнях пси-хофизиологической целостности личности, выполняет функцию подавления одних потребностей и стимулирования других, способствует проявлениям характера, самоутверждению личности от умения постоять за себя до самопожертвования.
Психоаналитические концепции воли. В рамках психоаналитической концепции, учеными (от З.Фрейда до Э.Фромма) неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Психоанализ трактует источник поступков людей в биологической энергии живого организма. Для самого Фрейда это - бессознательное и иррациональное «либидо» - психосексуальная энергия полового влечения. Фрейд объяснял человеческое поведение «окультуренными» проявлениями этой жизнеутверждающей силы («Эрос») и ее борьбой с подсознательной тягой человека к смерти («Танатос»).
Показательна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. Так, К.Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А.Адлер, К.Г.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга - это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера - стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма стремление личности к самореализации в культуре.
По сути дела, различные концепции психоанализа есть абсолютизация отдельных, хотя и существенных потребностей как источников и первичных противоречий человеческих действий. Возражения вызывает также общая трактовка движущих сил, направленных исключительно на «самосохранение» и «поддержание целостности» человеческого индивида. Человек может поступать вопреки интересам своей биологической целостности и сохранности, о чем свидетельствуют примеры героизма людей в экстремальных ситуациях.
В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор поведения, адекватного их действию.
Современные теории воли. Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиоризме изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения.
Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные, на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.
Психологические исследования воли в настоящее время соотносятся с концепциями человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно реактивной концепции поведения все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Утверждение реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины произошло под влиянием исследования безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции.
Задача научного изучения поведения в рамках этой концепции сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.
Согласно активной концепции поведения, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Новейшая физиология высшей нервной деятельности, исследования таких ученых, как Н.А.Бернштей и П.К.Анохин, подкрепляют эту концепцию со стороны естествознания. Для активного понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы.
Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны.
Исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет зависеть от того, насколько психологам удастся экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию.

1. Психология - это:
. наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животного или человека
. наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека
. наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека
. наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека

2. Согласно идеалистическому направлению в психологии при исследовании воли человека необходимо отталкиваться от следующих положений:
. воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия
. воля зависит от материальных условий жизни
. воля возникает и развивается по общественным, а не по биологическим законам
. человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничены

3. Правильный и эффективный перенос навыков (на сходные задачи) называют:
. интерференцией навыков
. аллокацией навыков
. диффузией навыков
. индукцией навыков

4. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
. генетика
. психотип
. психика
. психология

5. Система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учения научного познания - это:
. базис исследования
. методология исследования
. проект исследования
. план исследования

6. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
. зоопсихология
. социальная психология
. возрастная психология
. педагогическая психология

7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
. внешними
. интерорецептивные
. экстерорецептивные
. проприоцептивные

8. Укажите характеристики научной психологии:
. обобщенность
. интуитивность
. рационализм
. неограниченность

9. Отметьте задачи психологии:
. качественное изучение психологических явлений
. анализ развития психических явлений
. изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
. содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику

10. Упорядочите этапы процедуры исследования методом наблюдения: А) определяется цель наблюдения Б) проводится обработка и интерпретация полученной информации В) идентифицируются объект и предмет наблюдения Г) выбирается способ наблюдения и регистрации данных
. А, Г, Б, В
. А, Б, В, Г
. В, А, Г, Б
. А, В, Г, Б

11. Что изучает патопсихология?
. нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
. аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
. особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
. особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок

12. Взаимодействие ощущений, имеющих разную модальность, что проявляется ощущений не характерных для данного типа раздражителя, - это:
. позитивная адаптация
. синестезия
. сенсибилизация
. негативная адаптация

13. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
. дифференциация навыков
. индукция навыков
. интерференция навыков
. диффузия навыков

14. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
. психодиагностика
. эвристика
. психоаналитика
. психоанализ

15. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
. холерического
. меланхолического
. флегматического
. сангвинического

16. Какой раздел психологии ставит своей целью изучение проблем соотношения требований технологий и психических возможностей человека?
. космическая психология
. инженерная психология
. социальная психология
. патопсихология

17. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
. личностные тесты
. тесты интеллекта
. тесты способностей
. тесты-анкетирование

18. Какой философской позиции соответсвует следующие положения: человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничен, при этом воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия?
. индетерминизм
. детерминизма
. позитивизм
. нигилизм

19. Укажите какой вид методологии обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах:
. честная методология
. общая методология
. специальная методология
. частная методология

20. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
. тестирование
. голосование
. анкетирование
. интервью

21. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
. тестирование
. проективная методика
. анкетирование
. анализ продуктов деятельности

22. Создание новых образов без каких-либо внешних побудителей — это:
. мечта
. активное воображение
. грёзы
. пассивное воображение

23. Укажите особенности житейской психологии:
. ограниченность
. интуитивность
. конкретность
. неограниченностью в материалах

24. Укажите достоинства метода эксперимента:
. неопределенность во времени
. возможность управления процессом исследования
. проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
. естественность поведения испытуемого

25. Какой тип эксперимента отличается наибольшей искусственностью условий и в основном применим только при изучении элементарных психических функций?
. формирующий эксперимент
. лабораторный эксперимент
. констатирующий эксперимент
. естественный эксперимент

26. Повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов — это:
. сенсибилизация
. позитивная адаптация
. синестезия
. негативная адаптация

27. Ощущения, отражающие движение тела называются:
. телесными
. экстерорецептивными
. интерорецептивными
. проприоцептивными

28. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
. юридическая психология
. военная психология
. криминогенная психология
. медицинская психология

29. Для какого темперамена характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний?
. сангвинического
. меланхолического
. холерического
. флегматического

30. Отметьте утверждения, соответствующие основным принципам и положениям современной отечественной психологии:
. Психические процессы - это объективные образы реальности.
. Важнейшие стороны психики человека социально обусловлены
. Психика человека - высший продукт развития материи, является результатом функционирования мозга
. Функции психики обеспечивает головной мозг, но содержание психики обеспечиваются не самим мозгом, её источником являются внешний мир

31. Укажите основные положения теории отражения:
. Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
. Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
. Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
. Личность и деятельность находятся в единстве

32. Действия, направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира, называются:
. субъектные действия
. предметные действия
. активные действия
. пассивные действия

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Понятие воли

Определение

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Основные подходы к определению природы воли

Развитие представлений воли с древнейших времен показано на рисунке 1.

Рисунок 1. «Развитие представлений о воли»

  1. Идеализм. Воля – это свободная воля, признание свободы воли – это отрицание объективной детерминированности человеческого поведения.
  2. Материализм. Воля – иллюзия человека, который не осознает детерминированности своих же поступков.

Идеалистическая психология

Волевой акт оторван от деятельности. Приведем несколько точек зрения в рамках данного направления.

  1. Воля сводится к интеллекту.
  2. Воля сводится к эмоциям.
  3. Воля как специфическое переживание, которое нельзя относить ни к интеллекту, ни к эмоциям.

Поведенческая психология

В рамках данного направления поведение сводится к одним и тем же закономерностям исполнения, не беря во внимание сложность нервной системы того или иного организма. Схема такого поведения представлена ниже.

Рисунок 2. «Поведение в русле бихевиоризма»

Для рефлексолога и волевое действие сводится к простой сумме рефлексов, для представителя поведенческой психологии - к совокупности реакций: из волевого действия выпадает сознательный волевой процесс.

В отличие от господствующей в психологической литературе трактовки воли как явления, подлежащего объяснению либо в физиологическом, либо в субъективно-психологическом плане, Блондель выдвинул то положение, что воля - продукт социальности. Но его попытка дать психологию воли, учитывающую роль социальных отношений в её формировании, исходит из общих предпосылок социологической школы Дюркгейма и отражает в себе все её установки. Социальное в ней сводится к идеологическому, будто бы независимому от реальных, материальных общественных отношений; при этом социальное противопоставляется природному, общественное - личностному.

Теории воли в отечественной психологии

Регулятивный подход

  1. Теория воли Л. С. Выготского. В рамках данной теории воля относится к ВПФ (высшим психическим функциям). Их развитие обусловлено произвольностью поведения человека с помощью того или иного мотива. Особенностью произвольности, по мнению Л. С. Выготского, является свободный выбор действия.
  2. Теория воли В. И. Селиванова. Воля представляет собой осознанный уровень регуляции собственной деятельности, который проявляется в преодолении различных препятствий, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, с целью выполнения поставленных задач. Кроме того, В. И. Селиванов считает, что воля обязательно должна отражаться в деятельности, в ее исполнении. В противном случае нельзя говорить о волевой регуляции в целом.
  3. Теория воли Е. П. Ильина. Воля, по мнению Е. П. Ильина, это разновидность особого произвольного управления, которое может реализовываться только посредством волевого действия, основным признаком которого является волевое усилие.

Общие выводы по регулятивному подходу к понимаю воли:

  1. воля тесно связана с деятельностью;
  2. опосредованность волевого поведения;
  3. воля проявляется в деятельности.

Мотивационный подход

Мотивационно-деятельностная теория В. А. Иванникова. По мнению В. А. Иванникова, волю можно рассматривать как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации ". Само же волевое поведение реализуется при недостатке общего побуждения к определенному действию.

Аспект выбора

  1. Концепция воли Л. С. Выготского. Ученый выделяет две части волевого действия:
  • замыкательная часть волевого процесса (принятие человеком определенного решения);
  • исполнительная часть (деятельность).
  • Теория регуляционно-волевых процессов Л. М. Веккера. Воля представляет собой высшее специфическое регулирование собственного поведения.