Материализм и идеализм в психологии. Идеалистическое направление русской психологической мысли начала XX в. Этапы развития психологии

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ - два главных философских направления, борьба к-рых воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, к-рое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания. Поскольку в развитии научного знания о психике решающую роль играет выявление ее закономерных зависимостей от того, что психическим не является (внешней среды, телесного субстрата), то именно материализм выступает в качестве движущей силы прогресса психологии. В древности материалистические представления проявлялись в различных учениях о душе как частице стихий природы: огня (Гераклит), воздуха (Анаксимен), атомов (Демокрит) и др. Наряду с воззрениями философов, материалистически объяснявших психические процессы, важное значение имели взгляды врачей на зависимость характера человека от смеси в организме различных компонентов (учение о темпераменте). Столь наивная материалистическая ориентация не могла помочь объяснить способность субъекта постигать внечувственные (абстрактные) истины, подчинять поступки этическим идеалам, превращать в объект анализа собственное сознание. Эти реальные свойства человеческой психики были истолкованы идеализмом (Платон, Плотин, Августин) как порождения особой бестелесной сущности - души, господствующей над всем земным, материальным. Такой подход теснейшим образом связал идеалистическую философию с религией, к-рая веками служила социальным интересам эксплуататорских классов. В Новое время крупные успехи базирующегося на материализме естествознания стимулировали расцвет психологической мысли, выработавшей в XVII в. свои важнейшие теории: о рефлексе, о восприятии как продукте воздействия внешних объектов на головной мозг, об ассоциациях и их телесном механизме, об аффектах (страстях). Все эти процессы трактовались Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой материалистически. Такое понимание было развито в XVIII в. французскими (Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Кабанис) и английскими (Д. Гартли, Дж. Пристли) материалистами, в противовес взглядам к-рых выдвигались учения о первичности ощущений по отношению к внешним предметам (Дж. Беркли, Д. Юм), о представлениях как изначальных актах души (И. Гербарт) и др. В середине XIX в. принципиально новая форма материализма, соединившая его с диалектикой, была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, разработавшими методологические принципы, на основе к-рых в дальнейшем развивалась советская психология. Диалектический материализм отверг различные концепции, игнорирующие активность сознания, его способность не только отражать мир, но и преобразовывать его в процессе общественно-исторической практики. Диалектико-материалистическое объяснение психики противостоит как идеалистическому, так и вульгарно-материалистическому, к-рое, будучи разновидностью редукционизма, сводит психические процессы к нервным. Вместе с тем существует тесная связь между диалектико-материалистическим подходом к психике и стихийным материализмом естествоиспытателей. Благодаря их открытиям в середине XIX в. были экспериментально установлены первые важные закономерности психики (Вебера - Фехнера закон, законы работы зрительной системы (Г. Гельмгольц), типы времени реакции (Ф. Дондерс) и др.), к-рые наряду с открытиями в биологии (Ч. Дарвин) и физиологии (К. Бернар, И. М. Сеченов) привели к выработке собственного категориального аппарата психологии, в силу чего она обособилась в самостоятельную науку. Поскольку указанный процесс происходил в условиях господства в странах капиталистического Запада идеалистической философии, он неадекватно преломился в концепциях, исходивших из интроспективного понимания сознания (В. Вундт, Ф. Брентано), Иное направление этот процесс получил в России в последовательно материалистическом учении Сеченова, синтезировавшем достижения естественнонаучного исследования психики в мировой науке. Рубеж XIX и XX вв. отмечен кризисом психологии, на развитии к-рой негативно сказалось влияние идеалистической философии (махизма, прагматизма). В дальнейшем главные достижения психологии были обусловлены ее связью с физиологией, кибернетикой и другими науками, где доминируют стихийно-материалистические тенденции. Советская психология последовательно реализует философско-методологические принципы диалектического материализма.

Фотограф Andrea Effulge

Под идеалистической философией понимаются все направления и концепции внутри этой науки, прослеживающие в себе идеализм как основу. Поэтому для того, чтобы разобраться в сути этих направлений и концепций в философии, следует познакомиться с самим понятием идеализм, а также его следствиями.

Идеализм (от греческого idea – идея) – фундаментальный принцип в науке, утверждающий первичность имматериального (идеального) перед материальным, если узко. А так же первичность бестелесного, бесчувственного, субъективного, оценочного и непространственного в любых явлениях и процессах над материальным, которому присущи объективность, телесность, чувственное ощущение без оценок и наличие пространства, если рассматривать понятие широко. То есть, в многом справедливо, что идеализм - это альтернатива материализму, а в космогонических (происхождения Вселенной) вопросах эти понятия зачастую рассматриваются как антагонисты. Таким образом, несложно понять, что идеалистическая философия полностью включает в себя все свойства идеализма.

Важно понимать, что термин идеализм не нужно смешивать с понятием идеалист, так как последнее образовано от термина «идеал», которое в свою очередь не синоним понятия «идея».

Сама идеалистическая философия делится на два направления, расходящихся в фундаментальном следствии, несмотря на согласие в остальных мнениях. Эти направления: объективный и субъективный идеализм, то есть субъективно и объективно идеалистическая философия. Первое, объективное направление, заявляет, что имматериальное, то есть идеальное, существует вне и независимо от какого-либо сознания, второе же, субъективное направление, утверждает, что только в каком-либо сознании может существовать идеальная реальность. Здесь важно понимать, что «идеальная» реальность это не синоним «совершенная», пониманием настоящего значения терминов и отличается научное восприятие от обывательского.

Одним из первых занимавшихся проблемами идеалистической философии, кто известен истории, был Платон. У этого мыслителя идеализм был представлен в дуалистической связке восприятия мира разумом. Первая часть, это восприятие и осознание истинной сути вещей – их идей, которые вечные и точные, а вторая часть, это ощущение вещей в их материальной форме, которая многогранна, обманчива и временна.

Мнение различных религиозных мыслителей – сторонников религиозно-идеалистической философии мы опустим, как заведомо антинаучное или вненаучное, где, например, идея понималась как вечный и точный образ любой вещи, явления или процесса, как истинная задумка в уме бога. К таким сторонникам идеалистического направления в философии относился и Джордж Беркли, который называл сторонников материализма в лучшем случае вульгарными атеистами, а в худшем даже сектантами атеизма.

Новое слово в идеалистической философии, впрочем, как и в многих областях этой науки, сказал Иммануил Кант, который своим трансцендентным ограничил познание идеи и идеального сознанием, как феноменом, приступающим к этому с трудом. То есть, Кант проводил прямые параллели своей концепции с формальным идеализмом.

Кант как основатель германской классической философии мотивировал появление других типов идеализма, которые сформулировали мыслители его эпохи. Например, абсолютный идеализм Гегеля, объективный Шеллинга, и субъективный Фихте. Ключевые отличия этих взглядов внутри идеалистической философии в том, что Кант утверждал полноту и завершённость мира в самом себе, но непознаваемость некоторых его частей для разума. Фихте называл реальность (среду) вне разума субъекта ограниченной для последнего и потому провоцирующей разум на рефлексию и упорядочивание внутреннего (идеального) мира. Шеллинг считал, что граница между идеальным (разумом) и материальным есть тождество любого объекта и субъекта, то есть тайная первооснова. А Гегель с своим абсолютным идеализмом упразднял материальную реальность, отводя ей только роль констатации идеального, которое раскрывалось в первой. То есть, идеалистическая философия Гегеля отводила идеализму роль абсолютного процесса, где диалектически протекает имманентная констатация любых идей. Да, к пониманию этот предмет весьма сложен, но для глубокого его рассмотрения необходимо тесно знакомиться с трудами каждого из представителей идеалистической философии. Последнего в рамках статьи тебе, читатель, я предоставить по понятным причинам не могу.

Георг Гегель не только внёс существенный вклад в совершенствование философии, но и сформулировал новый тип идеализма – абсолютный. Основная критика абсолютности в идеалистической философии заключается в её отрыве от реальности, то есть, она хороша в теоретическом и отвлечённом построении всех известных условий и величин, но трудно применима на деле в бытии и жизни разумного существа – человека. В последнем была обнаружена граница изысканий мыслительной науки, где она переставала быть практически полезна; по крайней мере, на данном этапе эволюции разума.

Современная идеалистическая философия обозначила себя тем, что более не рассматривает идеализм как антагониста материализма, а лишь как его альтернативу, в то же время, противопоставляя первый реализму. Вообще наблюдается устойчивая тенденция маскировки идеалистической философией своего фундаментального принципа, основанного на идеализме, за двусмысленными или нейтральными понятиями, названиями и оборотами. Но несмотря на это, идейная модальность любых концепций и направлений в современной философии, не относящейся к материализму или реализму, бесспорна.

Ассоционизм

Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.

Впервые его постулаты были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.

Бихевиоризм

Направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Гештальтпсихология

Направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, 3. Б. Титченер и др.) принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Фрейдизм, неофрейдизм

Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога 3. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п.

Неофрейдизм - направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст.

К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан (США).

При видимом внимании к факторам общественной жизни неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Гуманистическая психология

Направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения:

человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

человек - это активное, интенциональное творческое существо.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


И могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию. Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно – ...

... (1910); Рефлексология (1918); Коллективная рефлексология (1921); Общие основы рефлексологии человека (1923); Мозг и деятельность (1928). II Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де...

По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. При этом психологического объяснения требуют их полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления». Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в...

Его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти. 2. Основные идеи и факты гештальт-психологии 2.1 Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он...

Рассматриваются взгляды Фалеса, Анаксимена, пифагорийцев, Сократа и Платона. Наряду с материалистической линией развития психологического познания постепенно идет накопление идеалистических представлений о душе человека. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу); у Анаксимена она – воздух (как в Книге бытия); у пифагорийцев – она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Именно в трактовке особенностей души в их отличии от тела постепенно нарастают идеалистические тенденции.

Наиболее последовательно и обоснованно сформулировал идеалистические взгляды Сократ (470-399 г. до н.э.). В учении о душе он впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно, как нечто, отличное от видимого тела.

Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа – Платона (472-347 г. до н.э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Основные сочинения: «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

Центральной философской проблемой Платона, является учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно от чувственных вещей. В отличие от идей материя – это небытие, бесформенное, незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. По Платону, есть три начала человеческой души.

Первое – вожделеющее неразумное начало. Обладая им всякое живое существо (животные и растения) стремится удовлетворять свои телесные потребности: она составляет большую часть души каждого человека. Другое – разумное – начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье – яростный дух. Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого готов переносить голод, стужу и т.д.». Все стороны души должны находится в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.

4. «Учение о душе» Аристотеля.

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384-322 г. до н.э.). По словам Гегеля «Самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель – автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение отдаленности идей от вещей.



По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о форме он остается на позиции объективного идеализма.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Это означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики он объединяет и обобщает в специальные понятия «энтелехия», которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность его жизненных функций. Как и Платон, он также предлагает классификацию души. В основе классификации лежит выделение трех ступеней, при этом способности высшей ступени, включают способности предыдущих и не могут существовать без них.

Растительная и животная душа понимались материалистически. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделена от тела, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Существуют следующие основные направления в психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

(от англ. behaviour - поведение) - основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б. (1878- 1958) предложил в качестве предмета изучения поведение, так как все остальное (сознание, ощущения и т.п.) - «черный ящик», недоступный для исследования естественно-научными средствами. Научный поиск бихевиористов был направлен на выяснение законов, связывающих воздействующие стимулы и ответные поведенческие реакции.

В дальнейшем это должно было помочь в предугадывании и целенаправленном изменении поведения человека.

Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не различается. Они полагали, что вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить обнаруживаемые факты и законы на человека и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Поэтому в качестве испытуемых использовались животные, в основном крысы и голуби, поскольку они дешево стоили. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека. Взгляды Уот-сона были смягчены его последователями, пытавшимися одновременно и приблизить науку о поведении к действительности, и примирить ее со сложившимся философским пониманием человека.

Необихевиористы отказались от упрощенного понимания поведения как системы реакций на внешние стимулы. Э. Ч. (1886- 1959) ввел в бихевиоризм представления об активности, разумности и целесообразности поведения. Организующее и направляющее начало поведения он видел в цели, понимаемой как конечный результат, который должен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом системы поведенческих актов.

Особую роль в бихевиоризме сыграл Б. Ф. (1904-1990), признанный авторитет в теории и практике научения, автор программированного обучения, талантливый и интересный психолог.

Бихевиоризм неоднократно подвергался всесторонней критике. Его влияние как теоретической концепции невелико, чего нельзя сказать о практической психологии. Во всем мире широкое распространение получили построенные на бихевиористских началах психологические тесты и диагностические методики, техники консультирования, особенно в сфере управления персоналом, учебные программы по воспитанию и обучению детей и взрослых.

Гештальтпсихология (отнем. Gestalt - образ, структура, форма) зародилась в Германии среди ученых, имевших фундаментальное образование в области физики и математики. Представители этого направления М. (1880-1943), В. Келер (1887-1967), К. (1890-1947) утверждали, что существуют законы формирования сложных, целостных систем психических феноменов и их функционирования, которые нельзя объяснить элементарными законами сочетания элементов, как это делала традиционная (ассоцианистская) психология. Окружающий мир, утверждали они, состоит из организованных форм, и само восприятие этого мира тоже организовано. Гештальтисты начали проводить социально-психологические эксперименты по исследованию личности и межличностного поведения, в ходе которых неоднократно убеждались в наличии «молчаливой организации», вносящей собственные коррективы в процессы восприятия.

Идеи гештальтпсихологов сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии, в частности таких категорий, как восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали внедрению в психологию полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из сферы естественно-научных исследований. На основе этой концепции разрабатывается гештальттерапия, которая сегодня популярна во многих странах мира, в том числе и в России.

Психоанализ разработан австрийским врачом 3. (1856-1939), который начал с исследования и обобщения психотерапевтической практики, а затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию. В этом направлении психология вновь обрела живого человека и с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность души и поведения. С драматической остротой психоанализ поставил вопрос об иррациональном в кажущемся рациональным поведении человека, усмотрев причину все в том же нечто, что не поддается изучению естественно-научными методами. Бихевиористы назвали это «черным ящиком», гештальтисты - «молчаливой организацией», а Фрейд ввел понятие «Ид» - «Оно». Человеческое Я представляет собой сферу осознанного, разумного вместилиша внешнего опыта, которое регулируется принципом реальности, но его энергия слаба. Напротив, оно имеет колоссальную психическую энергию, руководствуясь принципом удовольствия.

Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное», причем последнему была отведена особо важная роль в детерминации человеческого поведения. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, требующая глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки. Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины. Конфликт между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами положил начало изучению механизмов психологической защиты!

Судьба психоаналитического учения в разных странах складывалась по-разному. Поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда и части практикующих врачей, относились к нему весьма прохладно. Пожалуй, ни одно другое направление психологии не подвергалось столь резкой критике, как психоанализ. Затем оно нашло сторонников в Германии и Австрии, в других странах Европы и, наконец, в США. Добившись огромного успеха на обоих континентах, психоанализ продолжает лидировать во Франции и Канаде. В остальных странах его постепенно вытесняют методы других видов психотерапии, в частности разработанные многочисленными последователями Фрейда. Вот несколько имен, известных в мире не меньше, чем имя самого Фрейда.

А. (1870-1937) - австрийский психолог, основатель индивидуальной психологии, главные положения которой можно сформулировать следующим образом:
не существует непосредственной зависимости психического развития человека от органических факторов;
с первых лет жизни у ребенка возникает переживаемое им глубоко чувство собственной неполноценности и стремление к творческому самосовершенствованию для преодоления этого комплекса неполноценности;
человек - существо, изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, активно, целесообразно и обдуманно, а не пассивно и реактивно;
цели жизни определяются самим человеком. От характера этих целей зависит многое в поведении человека; под их влиянием у него формируются образы, память, складывается определенное восприятие действительности, те или иные черты личности и характера, склонности и способности, моральный облик, аффекты и чувства.

К. Г. (1875-1961) - швейцарский психолог (психиатр) и философ, основатель аналитической психологии, рассматривал психику как сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый комплекс Я, с которым связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое - это приобретенный человеком жизненный опыт, второе передается ему по наследству и отражает общественные знания, накопленные человечеством (мифы, впечатления, образы и т.п.). Юнг ввел в психологию понятия о двух типах личности: интровертах (от лат. intro - движение внутрь и verto - обращать, поворачивать) и экстравертах (от лат. extra - вне и verto...). Созданная им типология личности является одной из наиболее интересных и продуктивных психологических концепций.

Э. (1900-1980) - немецко-американский психолог, философ и социолог, представитель гуманистического психоанализа, согласно которому у человека есть два способа существования - обладание и бытие. Активность человека подчинена удовлетворению базовой потребности - обретению единства с миром и с самим собой. Общество и обстоятельства жизни формируют характер человека. Там, где подавляется свобода личности, где «иметь» преобладает над «быть», возникают патологические характеры. В таком обществе люди перестают быть самими собой, автоматически усваивая тот тип мышления и поведения, который навязывает общество, принятая в нем модель идеологии и культуры, или столь же автоматически противопоставляя себя ей. Наступает тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия. Единственно адекватный ответ на проблему человеческого существования Фромм видит в любви - форме человеческих отношений, позволяющей обрести подлинное Я.

Российская психология также не избежала мирового кризиса XX в. Основы нового направления в отечественной психологии были заложены выдающимися физиологами И. М. Сеченовым и И.П. , которые предопределили его естественно-научный характер.

В советской психологии в 1920-1930-х гг. (1896- 1934) при участии его учеников А. Н. и А. Р. Лурия была разработана целостная культурно-историческая теория. Выготский высказал мысль, что основной единицей, сохраняющей свойства целого, являются сложнейшие формы рефлекторной деятельности - применение средств (орудий). В психологии такими средствами (орудиями) служат знаки, оперируя которыми и воздействуя на другого, человек формирует собственный внутренний мир. Культурные знаки (мифы, религия, искусство, наука) обеспечивают сохранение и трансляцию культуры. Ее сердцевину составляет язык как наиболее развитая система. Психические функции, данные природой (натуральные), преобразуются за счет «присвоения» орудий в функции высшего уровня развития, становясь «культурными». Механическая память превращается в память логическую, импульсивное действие - в произвольное. Выготский назвал область своего исследования - изучение искусственно созданных человеком орудий и знаков, благодаря которым возникают высшие психические функции, - инструментальной психологией.

Развивая идеи Выготского, его ученики и последователи разработали общепсихологическую концепцию деятельности. Леонтьевым была предложена схема структуры деятельности (деятельность - действие - операция), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив - цель - условие). Управляя организацией внешней деятельности, человек одновременно управляет и внутренней (психической) деятельностью. Главной структурной единицей считается действие: процесс, направленный на достижение цели - образа желаемого результата. А вот основным побудителем к деятельности выступает мотив. Способ (совокупность операций), каким будет достигнута цель, определяется конкретными условиями протекания деятельности. На основе предложенной схемы изучались высшие формы психических процессов: восприятие (перцептивная деятельность), мышление (мыслительная деятельность), память (мнемичес-кая деятельность) и др. В свой фундаментальной работе «Проблемы развития психики» Леонтьев провел анализ развития психики, раскрывающий механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека. Принцип единства психики и деятельности был реализован и при рассмотрении активности животных в процессе приспособления к окружающему миру. Был выделен критерий возникновения психики, описаны стадии ее развития, проведена серия экспериментальных работ по этим проблемам.

В настоящее время деятельностный подход является одним из влиятельных направлений мировой психологии. Особых успехов представители этого направления добились в сфере обучения и умственного развития, нейропсихологии и психофизиологии.

Таким образом, внутри научной психологии существуют различные подходы к предмету ее исследования. Психология - наука, которая изучает:
душу как свойство тела, состоящее в возможности предугадать осуществление того, что имеет возможность осуществиться (идет от Аристотеля);
сознание как способность думать, чувствовать, желать... (определение появилось в XVII в. в связи с развитием естественных наук);
поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (направление «бихевиоризм» возникло в США в начале XX в.);
гештальт как функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений (направление «гештальтпсихоло-гия» возникло в Германии в начале XX в.);
бессознательное как совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета (направление «психоанализ» возникло в Австрии в начале XX в.);
психику как высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженную в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о них;
психику как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения (определение дано в XIX-XX вв.).

Перечисленные выше основные направления в психологии в той или иной мере относятся к естественно-научным направлениям психологии. В середине XX в. как социальное движение психологов, не ориентированных на естественные науки, возникло новое направление - гуманистическая психология. Название было предложено доктором философии, профессором из Бостона А.Р. Коэном, но «духовным отцом» этого направления по праву считается американский психолог А. (1908-1970). Для гуманистического психолога убеждение в свободе человека и отказ от манипулирования им во имя любых целей и идеалов - основа психологической практики. Представители данного подхода выдвигают постулат, согласно которому каждый человек обладает врожденными потенциями, которые актуализируются под воздействием социальных условий. Главную роль в изучении человека они отводят его личному опыту.