Норм ценностей позволяющих ему. Процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Определение слова социализация в словарях

Понятие «социализация» имеет множество определений, широко употребляется в науке. Единого толкования не имеет. Термин заимствован из политэкономии, где имел значение «обобществления» земель, средств производства.

«Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гидингс, который в 1887 году в книге «Теория цивилизаций» употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни.»

Сам по себе термин «социализация» - «процесс развития социальной природы человека» - впервые ввел в научный оборот Ф. Гиддингс.

И. С. Кон полагал, что социализация – это совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

С позиции Г. М. Андреевой, социализация – усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта в процессе жизни.

Г. М. Андреева дает следующее понятие социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

По Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: "социализация" - это "очеловечивание" под влиянием воспитания, это "воздействие поколения взрослых на поколение молодых" (Э. Дюргейм).

В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (Бронфенбреннер, 1976). Мартин Бронфенбреннер - американский экономист .

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний , навыков , позволяющих ему успешно функционировать в обществе .о включения в социальную среду.(википедия)

3.1. Функции воспитания: социализация и индивидуализация личности


социализацией .

социализация

Поэтому в некоторых учебных пособиях по педагогике указывается, что в процессе воспитания следует организовывать отношения и включать в них растущего человека. Такой подход к воспитанию получил название и, по мнению отдельных ученых, определяет глубинную сущность воспитания и является основополагающим.

личностный аспект

персонификации отношений индивидуализации

интериоризации . Процесс экстериоризации

Принцип

Таким образом, личностные свойства и качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней (психологической) сфере личности, определяют характер ее социальных отношений, направленность поведения и деятельности.

Возникновение и функционирование воспитания связано с общественной потребностью в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе, т.е. с их социализацией .

В философии под социализацией понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе. В социально-этических исследованиях социализация рассматривается как общий механизм социальной эволюции человека, превращения его в социальное существо.

С педагогической точки зрения социализация представляет собой общественно организованный педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к выполнению социальных ролей и функций, в результате чего происходит его включение в жизнь общества в качестве полноправного члена. Речь идет о том, что в процессе социализации ребенок становится социальным существом, способным жить в обществе и оказывать активное влияние на его развитие и совершенствование.

Содержание понятия социализации является более широким, чем содержание понятия воспитания. Социализация как процесс усвоения индивидом исторически сложившегося социального опыта включает в себя весь комплекс внешних воздействий на личность: как стихийно действующих влияний социальной среды, так и целенаправленных, специально организованных и контролируемых педагогических воздействий и влияний. Однако стихийная социализация не может обеспечить воспитание всех личностных качеств, которые необходимы человеку для жизни в обществе. Поэтому социализация растущего человека, процесс превращения его в психологически зрелого и полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания.

В социальном опыте как источнике социализации содержаться не только знания и способы деятельности (репродуктивные и продуктивные), но и определенные образцы поведения человека, определяющие модель (эталон) его отношений к окружающей действительности и взаимоотношений с другими людьми. Существующие в обществе социальные требования, нормы и принципы регламентируют поведение и деятельность человека.

Такой подход к воспитанию получил в педагогике название деятельностно-отношенческой концепции , согласно которой в процессе воспитания следует организовывать отношения и включать в них растущего человека. В системе воспитательной работы, по мнению некоторых ученых, указанный подход определяет глубинную сущность воспитания и является основополагающим.

Однако деятельностно-отношенческая концепция, как и понятие социализации, в большей степени отражает социальный аспект воспитания, раскрывает только социальные механизмы его осуществления. Эти механизмы определяются теми общественными влияниями и педагогическими воздействиями, которые устанавливают и регламентируют систему социальных отношений растущего человека и обеспечивают его включение в жизнь общества.

В этой связи для педагогической теории и воспитательной практики особое значение имеет личностный аспект , который отражает сущность личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания. Этот подход в отечественной психологии сформулирован как личностный принцип, который требует исследовать свойства и качества ли личности не как социальные, а психологические.

Личностно-ориентированный подход к воспитанию позволяет охарактеризовать те внутренние психологические изменения, которые происходят в содержании и структуре личности, в формировании личностных качеств при усвоении человеком социального опыта.

Переход социальных отношений во внутренний психологический план личности, в ее качества в этике получил название персонификации отношений . Однако ни в психологии, ни в педагогике это понятие не получило широкого распространения. Чаще всего личностный аспект формирования человека обозначается понятием индивидуализации . «Индивидуализация, – писал Б.Ф.Ломов – это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир" .

В этой связи основным механизмом внутренней индивидуализации личности, т.е. усвоения ею социального опыта и перевода его в индивидуально-субъективную форму существования (личностные качества), выступает процесс интериоризации . Процесс экстериоризации определяет механизм внешней индивидуализации личности. Внешние педагогические влияния и воздействия при переходе во внутренний мир человека приобретают психологическую форму существования, а затем реализуется в системе внешних действий и отношений.

Принцип интериоризации–экстериоризации как механизм индивидуализации личности является одним из главных методологических принципов в решении проблемы воспитания. Он позволяет раскрыть механизмы усвоения социального опыта человеком и показать, как благодаря этому происходит его психическое развитие и организация поведения и деятельности.

Таким образом, личность как совокупность психологических свойств и качеств является результатом сложных диалектически взаимосвязанных процессов социализации и индивидуализации. Первый из них определяет социальную сущность воспитания и одну из сторон личности – ее социальность. Второй выражает личностную сущность воспитания и другую из ее сторон – индивидуальность.

Личностные свойства и качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней (психологической) сфере личности, определяют характер ее социальных отношений, направленность поведения и деятельности.


Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – С.308.

Термин «социализация » означает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация — процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Общество с целью воспроизводства социальной системы и сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и другие), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.

Социализация – это процесс адаптации и интеграции человека в общество путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную среду, в ходе которой происходит её приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптации означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно означает процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Различают следующие уровни адаптации :

Целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но, соглашаясь с требованиями социальной среды, он продолжает придерживаться своей системы ценностей;

Взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга;

Аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации, которая возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных характеристик человека;

Ассимиляция или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды.

Социализацию Т. Парсонс определяет как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами социентальной общности и устанавливают определенный социальный статус».

Цит. по: Громов И.А. Западная теоретическая социология / И.А.


Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. — 1996. — С.173.

Большой вклад в разработку концепции социализации внес известный американский социолог Р. Мертон. Он предложил типологию социальной адаптации личности к существующим в обществе культурным ценностям и нормам. В основе типологии – соотношение признания индивидом социальных ценностей и норм их достижения. Предложенный подход позволил выделить 5 типов личности .

Оптимальным для общества типом личности является тот, который признает и социальные ценности, и идеалы, и нормы их достижения. Такую личность Р. Мертон определил как конформистскую.

Экспериментирование в области норм достижения социально значимых ценностей дает второй тип личности – инновационный .

Экспериментирование в области социальных целей (отказ от традиционных целей и ценностей и выдвижение новых) при сохранении верности традиционным нормам социального поведения дает третий тип личности — ритуализированный .

Изоляционистский тип личности характеризуется неприятием социальных целей и средств их достижения, при этом человек уходит в свой собственный мир, стремясь не соприкасаться с обществом вообще.

Пятый тип, «мятежник», или бунтующий человек , напротив, при отрицании социальных ценностей и идеалов, а также при отрицании социально одобряемых средств достижения этих ценностей стремится активно им противостоять, выдвигая и утверждая инновационные идеалы и нормы поведения.

Рассмотрение данной типологии показывает, что от результата социализации и сложившегося типа личности, зависит степень интегрированности общества и уровень его стабильности. Идеальным вариантом социализации личности является первый тип, отвечающий культуре общества и адаптированный в ней.

Таким образом, социализация рассматривается через понятие «адаптация», как процесс приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам среды.

Однако социализацию не следует трактовать как односторонний процесс воздействия (влияния) социальной среды на личность. Историческое развитие характеризуется нарастающей тенденцией автономизации личности. Этот процесс связан не столько с приспособлением к среде, сколько с саморазвитием и самореализацией личности.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. С содержательной стороны для личности социализация является продуктом пересечения действия трех факторов:

Врожденных механизмов,

Социальных условий,

Сознательного, направленного образования, обучения и воспитания.

Диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Этот процесс распадается на различные этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап не может наступить.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура деятельности

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) семейное воспитание; 2) дополнительное образование; 3) социализация молодежи; 4) школьное обучение; 5) трудовая подготовка.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы научного познания мира.

1) высказывание мнения, 2) непосредственное наблюдение, 3) проведение эксперимента, 4) мысленное моделирование, 5) пересказ текста, 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2. Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3. Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4. Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5. Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

5

Установите соответствие между компонентами общества как системы и примерами

6

Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. способности

5. результаты

7

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

2. Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.

3. Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4. В рыночной экономике государство защищает законные интересы собственников.

5. В рыночной экономике государство директивно устанавливает цены на все товары и услуги.

8

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде

9

Учащиеся социально-экономического профиля проводят семинар «Акционерные общества в современной экономике». Одно из выступлений касается статуса обыкновенной акции. Что из перечисленного ниже должно быть отмечено в этом выступлении? Запишите цифры, под которыми указаны верные положения.

1. дает право на участие в управлении фирмой

2. дает право на получение фиксированного дивиденда

3. дает первоочередное право на получение имущества фирмы в случае ее банкротства

4. дает право на безусловный возврат ее номинальной стоимости по истечении срока погашения

5. дает право на получение нефиксированных дивидендов в случае соответствующих решений

6. является долевой ценной бумагой

10

11

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

2. Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

3. В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

4. Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду.

5. Социальный контроль обеспечивает соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

12

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им предложили сравнить количество отечественных и импортных продуктов в магазинах в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто считает, что в магазине примерно одинаковое количество отечественных и импортных продуктов, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли опрошенных в каждой стране отметили, что в магазине больше импортных продуктов.

3. Доля тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос, в стране Z больше, чем в стране Y.

4. В стране Z мнение, что в магазине больше импортных продуктов, менее популярно, чем мнение, что в магазине больше отечественных продуктов.

5. В стране Y мнение, что в магазине больше отечественных продуктов, популярнее мнения, что в магазине больше импортных продуктов.

13

Выберите верные суждения о демократическом политическом режиме и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Демократический политический режим отличают неограниченные законом полномочия власти.

2. При демократическом режиме обязательно устанавливается республиканская форма правления.

3. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека.

4. При демократическом режиме обеспечивается защита прав отдельных личностей и меньшинств.

5. В отличие от политических режимов других типов, демократический режим обеспечивает право власти на управление людьми, находящимися на определенной территории.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия.

15

В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми она указана.

1. власть носит публичный характер

2. сложилась система правоохранительных органов

3. все стороны жизни подчинены единой идеологии

4. большое влияние имеет церковь как общественный институт

5. для удержания власти используются силовые структуры

6. контроль над экономикой полностью централизован

16

Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на социальное обеспечение по возрасту

2. право на жизнь

3. право на охрану здоровья и медицинскую помощь

4. право на свободу и личную неприкосновенность

5. право на отдых

17

Установите соответствие между характеристикой (обозначено буквами) и этапом развития общества (обозначено цифрами).

18

Установите соответствие между участниками и видами судебных процессов

19

Выберите верные суждения о видах юридической ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Уголовно-правовая ответственность применяется за преступления и включает самые стро​гие меры государственного принуждения.

2. Мерами наказания в рамках уголовно-правовой ответственности выступают лишение или ограничение свободы.

3. Административно-правовая ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, уста​новленных различными уставами, положениями, правилами.

4. Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение правил дорожного движения, охраны природы, общественного порядка.

5. Гражданско-правовая ответственность состоит в применении санкций преимущественно неимущественного характера.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Семья - это самая малая, первичная ячейка ______ (А), без которой совершенно невозможно его существование. Именно семья выполняет важнейшую функцию рождения детей, _____ (Б) человеческого общества. Именно в семье ребенку прививаются такие ____ (В), как, например, уважение к старшим, забота о слабых, любовь к труду. Семья выполняет и защитную _____ (Г), играя роль своеобразного оплота и убежища, в котором можно найти понимание и поддержку. Небезразлична для общества и экономическая функция семьи. Она проявляется прежде всего во взаимной _____ (Д) её членов, в организации быта, семейного досуга. В последние годы семья все активнее проявляет себя как _____ (Е): создаются личные подсобные хозяйства граждан, развивается фермерство на селе и семейное предпринимательство в городе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. воспроизводство

2. функция

3. общество

4. поколение

5. производитель

6. потребитель

7. деятельность

8. материальная поддержка

9. нравственные ценности

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(И. Смелзер)

Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

Показать ответ

элементы :

1) ответ на первый вопрос : процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

2) ответ на второй вопрос : объекты и агенты социализации.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) ответ на первый вопрос : биологические возможности человека и ограничения, обусловленные культурой;

2) ответ на второй вопрос : ожидания, изменение поведения, стремление к конформизму.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по Смыслу формулировках

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) ответ на вопрос: в процессе социализации у индивида формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения его социальных ролей;

2) социальные роли и соответствующие примеры , допустим:

Ученик (например, первоклассник учится читать и писать, усваивает школьные требования дисциплины; всё это в дальнейшем поможет ему в обучении на разных уровнях общего и профессионального образования);

Член семьи (например, родители учат ребёнка элементарным приёмам самообслуживания в быту; на этой основе в будущем увеличится участие ребёнка в выполнении работ по дому и ведении домашнего хозяйства). Могут быть названы другие социальные роли подростка, приведены иные примеры

Примеры исполнения социальных ролей, в которых не показана связь с социализацией, не засчитываются при оценивании.

Указание социальных ролей, не характерных для подростка, не засчитывается при оценивании даже при наличии корректных примеров

Государство контролирует некоторые аспекты социализации индивидов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения этого факта.

Показать ответ

Могут быть приведены такие объяснения :

1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

3) государство осуществляет определённые расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, поэтому оно расставляет определённые приоритеты в развитии профессионального образования.

Могут быть приведены другие объяснения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «трудовой договор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте, с которого в РФ допускается заключения трудового договора по общему правилу, и одно предложение, раскрывающее любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия , например: трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, устанавливающее их взаимные права и обязанности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о возрасте, с которого в РФ допускается заключения трудового договора по общему правилу: Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о возрасте заключения трудового договора по общему правилу.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора, например: Одной из установленных российским законодательством гарантий при заключении трудового договора является запрещение необоснованного отказа в заключении трудового договора.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.)

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности ра ботника, закреплённые Трудовым кодексом РФ.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами обязанности работника , допустим:

1) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности (например, Ольга работает учителем; она готовится к урокам, проверяет тетради своих учеников и т.п.);

2) соблюдать трудовую дисциплину (например, Леонид никогда не опаздывает на работу);

3) выполнять установленные нормы труда (например, врач поликлиники ведёт приём пациентов в определённое расписанием время);

4) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (например, Матвей - электрик, он никогда не работает без соответствующей защиты);

5) бережно относиться к имуществу работодателя (например, Фёдор работает водителем автобуса; он поддерживает порядок и чистоту в кабине и салоне, напоминает пассажирам, что не следует портить сиденья, разрисовывать стены и мусорить в автобусе);

6) незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (например, Ирина, находясь на рабочем месте, почувствовала запах дыма, вызвала пожарных и оповестила руководство фирмы).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие обязанности, приведены иные примеры

Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. РФ как демократическое государство.

а) народ - источник власти;

б) идеологическое и политическое многообразие в РФ;

в) гарантии прав и свобод граждан.

2. РФ как государство с республиканской формой правления.

3. РФ как федеративное государство. Принципы федерализма:

а) равноправие субъектов РФ;

б) самоопределение народов;

в) государственная целостность;

г) единство системы государственной власти;

д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.

4. РФ - правовое государство. Разделение властей.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1 Философия «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» (М.Ломоносов)

29.2 Экономика «Подобно другой науке, экономическая наука имеет дело с объяснением и предсказанием» (Д. Рабинфельд)

29.3 Социология, социальная психология «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).

29.4 Политология «Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем» (Н. Бердяев)

29.5 Правоведение «Знание законов заключается не в том, чтобы понимать их слова, а в том, чтобы понимать их смысл» (Юридическое изречение)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(от лат. socialis - общественный) , усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С, включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на (воспитание) , так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Несмотря на широкое употребление, «С.» не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других - с формированием личности.

В различных немарксистских концепциях С. на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологич. существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения, инстинкты и т. п. к условиям существования в обществе (фрейдизм) , на другом - учёные, которые видят в личности продукт социальных влияний.

Марксистская исходит из того, что С. должна изучаться как в филогенетич. (формирование родовых свойств человечества) , так и в онтогенетич. (формирование конкретного типа личности) плане. С.- это не просто внешних влияний, регулирующих имманентных индивиду биопси-хологич. импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность - не С., а её . Содержание, стадии и конкретные механизмы С. имеют историч. , существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономич. структурой этих обществ. При этом процесс С. не сводится к непосредств. взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность обществ. отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. С. не есть механич. наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как « » С., является в то же субъектом обществ. активности, инициатором и творцом новых обществ. форм. Поэтому С. тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразоват. обществ. деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, и привычки.

Различные аспекты С. изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла) , социальной психологией (социализирующие функции непосредств. окружения и межличностных отношений) , социологией (соотношение процессов и институтов С. в макросистеме) , историей и этнографией (сравнит.-историч. изучение С. в разных обществах и культурах) , педагогикой (воспитание) , а в наиболее общем виде - философией (см. также ст. Личность и лит. к ней) .

Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960 ; Кон И. С., Социология личности, М., 1967 ; Буева Л. П., Социальная и сознание личности, М., 1968 ; Человек и , в. 9 - Проблемы социализации индивида, Л., 1971 ; Парыгин Б. Д., Основы социально-психологич. теории, М., 1971 ; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, ?., 19814; Handbook of socialization theory and research, ed. D. A. Goslin, Chi. , 1969 ; Geulen D., Das vergesellschaftete Subjekt. Zur Grundlegung der Sozialisatians-theorie, Fr./M., 1977.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СОЦИАЛИЗА́ЦИЯ

(от лат. socialis – общественный) – в социологии обозначает процесс, в ходе к-рого человеч. существо с определенными биологич. задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. С. обеспечивает историч. развития. "Как само общество производит человека как ч е л о в е к а, так и он п р о и з в о д и т общество" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 589). Теория С. призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, этого процесса и его последствия для общества.

Термин "С." отличается от близких ему понятий. "Рост" и " " означают имманентных индивиду задатков, куда социальные включаются лишь в качестве внешней среды. Воспитание – это намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом. С. же охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний.

Зарубежные исследования и С. имеют двоякую ориентацию. Одни исходят из представления как биологич. существе, к-рое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе. Сторонники социологич. ориентации, напротив, полагают, что С. есть формирование всех человеческих качеств.

Первая ориентация наиболее полно выражена во фрейдизме. Фрейд считал, что в основе поведения ребенка лежат биологич. влечения. Попытки реализовать их, однако, приводят к столкновениям с требованиями общества, к-рые проводят в родители. В результате влечения подавляются или трансформируются. Индивидуальность проявляется именно в том, насколько и как справляется с этими импульсами, а последнее зависит от его конституции и прошлого, прежде всего детского, опыта. Процесс развития необратим, и системы, складывающиеся у младенца, предопределяют последующие, к-рые всего лишь "надстраиваются" над первыми. По Фрейду, С. заканчивается к 5–6 годам. Главным агентом С. является , родители. Осн. механизм С. – , самое раннее эмоциональное , вызывающее бессознат. отождествление себя с другим объектом или человеком, в результате к-рого он становится частью Я. Т.о., процесс С. сводится к таким факторам, как формы кормления и ухода за младенцем. Однако позже (неофрейдизм) этот подход был признан недостаточным и на первый план вышла влияния социальной среды. Среди социологически ориентированных концепций С. наиболее интересен символич. , ведущий свою родословную от Дж. Мида. Отправным пунктом Мида является не отд. . а процесс социального взаимодействия, в ходе к-рого только и формируются индивидуальные качества. Интерес к развитию интеллекта, подчеркивание важности овладения речью в процессе С. сближает это направление со взглядами Л. С. Выготского. Символич. интеракционизм рассматривает С. как процесс усвоения индивидом определ. системы ролей социальных, с к-рой связаны социально-культурные значения и символы. Самосознание личности, ее Я также производно от ее общения. С. не заканчивается в детстве, но продолжается практически всю жизнь. Гл. этапами С. являются: а) психогенетический, когда у ребенка, как и у животных, путем проб, ошибок и подкрепления вырабатываются привычные шаблоны удовлетворения потребностей; б) образно-символический, когда образы, возникающие при блокаде привычного акта, связываются с некими жестами, звуками и т.п. и последние приобретают под влиянием окружающих символа; и в) интеллектуально-концептуальный, когда посредством символов ребенок начинает управлять чужим и собств. поведением и способен приобретать новые значения не только посредством личного опыта, а через комбинации существующих значений и аналогий с ними. Осн. агентом С. является , причем отмечаются функции детской игровой группы в научении ролям и поведению в роли. "Принятие роли другого" – гл. механизм С. Сначала ребенок ориентируется на экспектации "значимых других" (отца, матери), но по мере расширения контактов происходит и объектом ориентации становится "генерализованный ", отождествляемый Мидом с общиной или социальной группой.

Изложенная концепция открыла перспективы эмпирич. исследования С. (социальные функции детской игры, значение прямого и косвенного общения, характер и типы "значимых других", способы "принятия роли другого" и т.п.). Однако рассматриваемая как общая теория, она имеет существ. недостатки. Практически она исключает из рассмотрения , историч. развитие общества, ограничиваясь онтогенетич. планом. Сводя С. к общению, она исключает из рассмотрения этого общения, предметную , труд, играющий важнейшую роль как в фило-, так и в онтогенезе.

Продолжит. дискуссии привели к сближению крайних позиций. Так, Ж. Пиаже, рассматривавший ребенка как биологич. существо, к-рое начинает с состояния аутизма и эгоцентризма, несколько смягчил свои утверждения. С другой стороны, А. Валлон уточнил о "социальности с рождения", признав, что, хотя младенец является наиболее общит. существом, установление взаимозависимости между собой и другими происходит позднее, причем сначала в аффективном и затем в интеллектуальном плане.

В русле психоанализа Э. Эриксон и др. пришли к выводу, что С. не кончается в детстве, что поведением управляют прижизненно возникающие установки. С другой стороны, психологи-бихевиористы стали обращать больше внимания на аффективные тенденции. Все направления признают роль межличностных отношений в С.

Марксистский подход к проблеме С. базируется на след. осн. принципах: 1) С. должна изучаться как в филогенетическом (формирование родовых свойств человечества), так и в онтогенетическом (формирование конкретного типа личности) плане. 2) С – это нe просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду био-психологич. импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности.

Индивидуальность – не предпосылка С., а ее результат. 3) Содержание, типичные стадии и конкретные механизмы С. имеют историч. характер, они существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономич. структурой этих обществ. 4) Процесс С. не сводится к непосредств. взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность обществ. отношений. 5) С. не есть механич. наложение на индивида готовой социальной "формы". Индивид, выступающий как "объект" С., является в то же время субъектом общественной активности, творцом новых общественных форм.

Конкретные исследования С. осуществляются в СССР в русле разных обществ. наук. Филогенетич. исследования формирования человека как рода и соотношение в этом процессе биологических и социальных факторов осуществляются историками и антропологами (Б. Ф. Поршнев, Ю. Н. Семенов, Г. Ф. Хрустов и др.). Сов. психологич. школа (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьев и др.) успешно разрабатывает теорию социальной деятельности как основы процесса С., включающей в себя как частные моменты развитие речи, труда, общения и познания. Ведутся психологич. исследования детской игры (Д. Б. Эльконин) и особенностей формирования личности в детском возрасте (Л. И. Божович). Начавшиеся в последние годы социологич. исследования проблемы С. посвящены гл. обр. юности как поворотному пункту в развитии личности и группируются вокруг проблем: 1) вступление в трудовую жизнь и профессии, 2) труд и как факторы С., 3) роль массовых коммуникаций в формировании ценностных ориентаций личности. Многие частные аспекты С. изучаются в рамках педагогики.

Лит.: Макаренко А. С., О коммунистич. воспитании, М., 1952; Валлон Α., От действия к , пер. с ., М., 1956; Лурия А. Р., Развитие речи и формирование психич. процессов, в кн.: Психологич. в СССР, т. 1, М., 1959; Мерлин В. С., Очерк психологии личности, Пермь, 1959; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Иванов В. В., Роль семиотики в кибернетич. исследовании человека и коллектива, в кн.: Логич. научного знания, М., 1965; Ковалев А. Г., Психология личности, 2 изд., М., 1965; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, , М., 1965; Личность и труд, под ред. К. К. Платонова, М., 1965; Психология и игры дошкольника, М., 1966; Кон И. С., Социология личности, М., 1967; Человек и его работа, М., 1967; Флейвелл Дж. X., Генетическая Жана Пиаже, пер. с англ., М., 1967; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Kardiner А. [а. о.], The psychological frontiers of society, Ν. Υ., 1945; Child J. L., Socialization, в кн.: Lindsey G. , Handbook of social psychology, v. 2, L., 1954; Parsons T., Family socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Mussen P. , Handbook of research methods in child development, N. Y., 1960; Bandura A. and Walters R. H., Social learning and personality development, N. Y., 1963; Sewell W. H., Recent developments in socialization, theory and research, "The Annals of the American Academy of Political and Social Science", 1963, Sept., v. 349; Erikson E. H., Childhood and society, 2 ed., N. Y., 1964; Brim О. G. and Wheeler S. Socialization after childhood, N. Y., 1966; Chombart de Lauwe P. H., The interaction of person and society, "Amer. Sociological Review", 1966, v. 31, No 2.

И. Кон. Ленинград. В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "СОЦИАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия

    социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда… … Большая психологическая энциклопедия

    социализация - и, ж. socialisation f. <лат. socialis общественный. Переход в общественную (государственную) собственность. ♦ Социализация земли. 1. Мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собственность общины при сохранении индивидуального землепользования … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от латинского socialis общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы… … Современная энциклопедия