Общее представление о я концепции. «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение. «Я» - концепция в различных теориях личности

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self- concept ) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку ; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии , представители которой (А . Маслоу , К . Роджерс ), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э . Эриксон ). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу , разделившему глобальное, личностное Я (Self ) на взаимодействующие Я-сознающее (I ) и Я-как-объект (Me ).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом , выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self- image ), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self- esteem ); 3) поведенческий компонент , который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-к. - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр., Р. Бернс представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я .

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств , служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (см. Комплекс неполноценности ).

В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида - социальные идентичности : половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я , характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-к. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения - и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);

2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Я-концепция (self- concept )

На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к., к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и др. профессиональных мыслителей на Я-к.

С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед.

Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были в стороне от общего направления научной психологии в США.

Детские психологи начали изучать развитие соц. познания - знания о других и о себе в отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно, что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я.

Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции, конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста, соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение как важные факторы в определении результатов.

Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н. бессознательной Я-к.

1. Личная Я-к. (personal self- concept ). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ., поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность, расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная идентичность и такое чувство, как «быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на протяжении определенного времени».

2. Социальные Я-к. (social self-concepts ). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими.

Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам собственного Я индивидуума, какими он видит их.

3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one"s personal self-concept ). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле.

4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding one"s social self-concepts ). Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других.

5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes ). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3.

6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к. (evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for one"s social self-concept ). Т. е., это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4.

Самооценка

Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются самооценки (self- esteem ). В литературе по Я-к. тж широко используется термин самопринятие (self ассер tance ) для обозначения симпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих недостатков.

Хотя исследователи достигли значительного согласия в отношении общего представления о том, что измерять, прогресс в области измерений шел медленно, что обусловлено а) чрезвычайной сложностью набора переменных; б) неудачными попытками выделить составные части в Я-к. и разработать для них адекватные измерения; и в) пренебрежением принятыми процедурами установления необходимых уровней надежности и конструктной валидности, предваряющих использование измерений в исслед.

Виклунд выдвинул гипотезу о том, что наблюдаемые связи между Я-концепциями и соотносящимися с ними видами поведения становятся сильнее, когда человек находится в состоянии «самоосознавания». Это состояние может вызываться при работе с зеркалом или магнитофонной записью своего голоса, оно может тж являться постоянной отличительной особенностью нек-рых людей в сравнении с другими.

Вследствие многочисленности факторов, предположительно связанных с Я-к., неск. тысяч опубликованных эмпирических работ рассеяны широким и тонким слоем по различным пересекающимся с этой темой предметным областям. Б. ч. опубликованных исслед. фокусируется на переменных, связанных с уровнями общей самооценки или с самопринятием. Др. значительная их часть посвящена Я-к., касающимся уровней относительно устойчивых способностей.

Факторы, к-рые исследователи наиболее часто пытались связать с переменными Я-к., - это достижения, интеллект и творческие способности; возраст и уровень развития; авторитаризм и догматизм; семейные переменные; пол; межличностная аттракция; психотер.; расовый/этнический статус; социально-экономический статус.

Поражает то, что были найдены практически нулевые или слабые взаимосвязи между самооценкой и каждой из ряда рассматриваемых переменных, с к-рыми самооценка - как с т. зр. теории, так и с позиций здравого смысла, - казалось бы должна иметь сильную связь, напр., возрастом, расой, полом, социально-экономическим уровнем, психотерапевтическим статусом, творческими способностями и убеждаемостью. Представляется очевидным, что более практичным и интересным результатам могла бы способствовать более тщательная проработка теорет. положений. Напр., большее внимание следовало бы уделить: а) компонентам самооценки; б) отношениям, в к-рых отдельные аспекты Я-к. достигают характерного отличия в определении самооценки (вероятно, варьирующих от одного человека к другому), и в) возможности того, что ни дети, ни взрослые не сравнивают себя с теми очень широкими, обобщенными референтными группами, важность к-рых имплицитно подразумевается исследователями, занятыми поисками влияний на самооценку со стороны пола, расы или соц. класса.

Я-концепция (образ «Я») — это обобщенное представление человека о самом себе.
В структуре Я-концепции выделяют следующие компоненты:
1) когнитивный (самопознание);
2) эмоционально-ценностный (самоотношение, самооценка);
3) поведенческий (саморегуляция).
В структуре Я-концепции выделяют также три основные модальности:
1) Я-реальное (представления индивида о том, каков он есть);
3) Я-идеалъное (представления индивида о том, каким он хотел бы быть);
2) Я-зеркальное (представления индивида о том, каким его видят другие).
Одним из важнейших компонентов Я-концепции является самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний — желаемым уровнем самооценки личности, проявляющимся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
Изучение: первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу. Личностное Я он рассматривал как соединение двух компонентов: Я-сознающее и Я-как-объект. Джемсу принадлежит оригинальная формула самооценки: Самооценка=успех/притязания. Следователь-
но, человек может улучшать представления о себе, либо увеличивая числитель дроби (добиваясь успеха), либо уменьшая знаменатель (снижая уровень притязаний).
В начале 20 в. социолог Ч. Кули предложил теорию зеркального Я. Он полагал, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.
Психолог Д. Мид также считал, что самоопределение человека осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека.
С взглядами Кули и Мида во многом соглашался Э. Эриксон. При этом проблему Я-концепции он рассматривал сквозь призму Я-идентичности, которая возникает у ребенка при общении со взрослым.
Решающую роль Я-концепции в жизни и развитии человека провозгласил К- Роджерс. Он подчеркивал важность объективизации самооценки, чему способствует принятие индивида, его «личной самости» другими людьми.
Исследованием Я-концепции занимались и отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. А. Реан, И. И. Чеснокова и др.

Лекция, реферат. Понятие Я-концепции кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Я-концепция

Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое с другими людьми и относится к себе. Я-к. - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, собственного Я, выступающий как по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - своих качеств, способностей , внешности, социальной значимости и т. д. (); эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой -стремление повысить самооценку , завоевать уважение и т. д. Я-к. - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом . Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные ), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным, эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая ) и др. Я-к. - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности , идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление Я-к., будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе к-рого субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-к., и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Я-концепция

Относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

2 ) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3 ) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр.

Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1 ) физическое Я - схема собственного тела;

2 ) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3 ) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4 ) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5 ) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6 ) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7 ) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Система представлений человека о самом себе.

Специфика.

Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я-концепции выступают:

1. Сравнение себя с другими;

2. Свидетельства восприятия другими;

3. Оценка результатов деятельности;

4. Переживание внутренних состояний;

5. Восприятие своего внешнего облика.

Выполняет функции:

Структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества,

Мотивирования к повышению собственной значимости.

Структура.

Выделяют следующие ее составляющие:

Я-физическое, как схему собственного тела;

Я-социальное, соотносимое со сферами социально интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой);

Я-экзистенциальное, как оценку себя в аспекте жизни и смерти.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Я-КОНЦЕПЦИЯ

(англ. self-concept ) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку ; в) субъективное восприятие влияющих на собственную внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии , представители которой (А . Маслоу , К . Роджерс ), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э . Эриксон ). Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу , разделившему глобальное, личностное Я (Self ) на взаимодействующие Я-сознающее (I ) и Я-как-объект (Me ).

Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом , выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image ), к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный () компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem ); 3) поведенческий компонент , который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-к. - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с т. зр. содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-к. Напр., Р. Бернс представляет Я-к. в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-к., конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности: 1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле); 2) Я (каким я хотел бы и/или должен стать); 3) зеркальное Я (каким меня видят др.). Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов - физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я .

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств , служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний (см. ).

В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-к. выделяют: 1) на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; 2) на уровне социального индивида - социальные идентичности : половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; 3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я , характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-к. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» ( , по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-к. является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-к. формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения - и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Соотношение понятий Я-к. и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-к. как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (А. М. Прихожан.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Я-концепция

   «Я-КОНЦЕПЦИЯ» (с. 665) - см. «Я-концепция»


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Я-концепция

Динамичная, более или менее осознанная система представлений человека о себе. Мы испытываем чувство собственной идеитичности (отличия от остальных), а также чувство взаимозависимости (принадлежности к обществу и ассоциации с другими людьми). В разных культурах существует тенденция к усилению роли индивидуальности или взаимозависимости у отдельных людей. В индивидуалистских культурах, таких как Великобритания, США и Австралия, подчеркивается ведущая роль индивидуализма в процессе социсыизации, а в коллективистских культурах. таких как Япония и Китай, внимание сосредоточено на взаимной зависимости членов общества. «Я»концепция имеет два главных аспекта: и самооценку.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Я-концепция" в других словарях:

    КОНЦЕПЦИЯ - (от лат. conceptio понимание, система), определ. способ понимания, трактовки к.л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для… … Философская энциклопедия

    Концепция маркетинговой деятельности - подход, на основе которого коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность. Различают пять основных подходов, соответствующих различным периодам (американской) экономики: 1 концепция совершенствования производства; 2 концепция… … Финансовый словарь

    КОНЦЕПЦИЯ - (лат. conceptio, от concipere схватывать, думать, замышлять). Соображение, способ понимания, восприятие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНЦЕПЦИЯ 1) восприятие, способ понимания; 2) способность… … Словарь иностранных слов русского языка

    КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Подход, на основе которого коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность. Различают пять основных подходов, соответствующих различным периодам (американской) экономики: 1 концепция совершенствования производства; 2 концепция… … Словарь бизнес-терминов

    концепция бухгалтерского учета - Основные теоретические принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Концепция призвана: быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету: быть основой принятия решений по вопросам, еще не… …

    Концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Связывает готовность личности к поведению в данной социальной ситуации с социальными условиями предшествующей… … Большая психологическая энциклопедия

    концепция диспетчера доступа - концепция монитора ссылок Концепция управления доступом, относящаяся к абстрактной машине, которая посредничает при всех обращениях субъектов к объектам. Тематики информационные технологии в целом Синонимы концепция… … Справочник технического переводчика

Особой формой сознания является самосознание, где личность выступает как субъект и как объект познания. С помощью процесса самосознания человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание характеризуется своим продуктом – Я-концепцией.

Я-концепция представляет собой развивающуюся систему представлений человека о самом себе и включает:

  • Осознание своих свойств – физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и др.
  • Самооценку;
  • Субъективное восприятие влияющих внешних факторов на собственную личность.

Понятие Я-концепция появилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. Её представители А. Маслоу, К. Роджерс, стремились рассмотреть целостное человеческое Я как фундаментальный фактор поведения и развития личности.

Первые теоретические разработки в этой области принадлежат У. Джемсу. Он разделил личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее и Я-как-объект.

Я-концепцию определяют как совокупность установок, которые направлены на себя и выделяют три структурных компонента:

  1. Когнитивный компонент – это «образ Я». К нему относится содержание представлений о себе – ролевые, статусные, психологические характеристики. Независимо от того, истинны они или ложны, индивиду они кажутся убедительными – надежный, общительный, сильный и др.
  2. Оценочный компонент или эмоционально-ценностный. Включает в себя самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение;
  3. Поведенческий компонент. Он характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении, в речи, в высказываниях о себе и др. Сюда можно отнести стремление повысить свой социальный статус, желание быть понятым, скрыть свои недостатки.

Все компоненты Я-концепции тесно взаимосвязаны, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития. Единой схемы описания сложного строения Я-концепции в литературе пока нет.

Р. Бернс, например, представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры, вершиной которой является глобальная Я-концепция. Она конкретизирует установки личности, имеющие различные модальности, на себя.

Далеко не всегда объективными бывают те качества, которые люди приписывают собственной личности и другие люди не всегда готовы с ними согласиться. Объективные на первый взгляд показатели, такие как рост, возраст, для разных людей могут иметь разное значение, которое обусловлено общей структурой их Я-концепции.

Я-концепция играет следующую роль:

  • Способствует достижению внутренней согласованности личности;
  • Определяет интерпретацию приобретенного опыта;
  • Является источником ожиданий относительно самого себя.

Человеку свойственно стремиться к достижению максимальной внутренней согласованности и для этого он готов предпринимать различные действия для восстановления утраченного равновесия. На основе представлений о себе человек строит не только свое поведение, но и интерпретирует собственный опыт. В этом плане Я-концепция действует как внутренний фильтр и определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Ситуация, проходя через этот фильтр, осмысливается, получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

Если между Я-концепцией и реальным поведением идет рассогласование, то это порождает страдания. Несмотря на то, что Я предполагает внутреннее единство, индивид фактически имеет множество «образов Я».

Людям свойственно желание иметь положительный «образ Я», отрицание собственного Я переживается всегда очень болезненно, потому что ассоциируется с такими чувствами как гордость или унижение.

Знание самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик другими людьми и противоречий.

Я-концепция в различных теориях личности

До настоящего времени объем и содержание этого понятия остаются дискуссионными.

В исследование этого феномена большой вклад внесли Х.Ч Кули, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, Р. Бернс, В.В. Столин и многие другие ученые.

Такие ученые как, Кули и Мид в начале XX века начали изучать Я-концепцию с позиций социологии. Данное направление стали называть «социальный интеракционизм», но еще задолго до них, в 1752 г. А. Смит говорил, что отношение человека к себе и его самооценка зависят от других людей. Свои собственные достоинства и недостатки можно увидеть, если опираться на их отношение. Поэтому не секрет, что человек судит о себе и своем поведении во многом так же, как думает, что судят о нем.

Развив теорию «зеркального Я» Мид и Кули в основу своей позиции поставили тезис о том, что развитие и содержание Я-концепции определяет именно общество.

Авторы индивиду ального подхода – Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Д. Бугенталь – в основу своей теории поставили внутренние факторы становления Я-концепции. Представители психоаналитической школы предложили другой подход к изучению этого феномена.

Так, Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности, характер которой связан с особенностями культурной среды, окружающей индивида и его возможностями. Ученый описывает восемь стадий развития личности, которые напрямую связаны с изменениями эго-идентичности, указывает кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, которые характерны для различных возрастных этапов. Подростковому и юношескому возрасту Эриксон уделяет особое внимание. Он говорит о механизме формирования Я-концепции как о бессознательном процессе в отличие от символического интерракционизма.

Нельзя не сказать о таком исследователе Я-концепции как Р. Бернс. В основу своей теории он положил взгляды Э. Эриксона, Д. Мида, К. Роджерса.

Его Я-концепция связана с самооценкой индивида. Это совокупность установок «на себя». Автор описательную составляющую Я-концепции называет образом Я или картиной Я, а составляющую, связанную с отношением к себе, он называет самооценкой или принятием себя. По его мнению, Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, но еще и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и каковы возможности развития в будущем.

Исследуя Я-концепцию И.С. Кон считает, что она входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я – дифференцированность и обобщенность, а также предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я:

  1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я. Суть сводится к тому, что образ Я формируется на основе других людей;
  2. Система социального сравнения. Сравнение настоящего с прошлым и будущим. Свои достижения сравниваются с притязаниями, сравнение себя с другими людьми. Формируется самооценка;
  3. Система самоатрибуции – приписывание себе определенных свойств;
  4. Система смысловой интеграции жизненных переживаний. С помощью интегрирования все предыдущие системы взаимосвязываются.

Я-концепция в отечественной психологии в основном рассматривалась в русле изучения самосознания. Данной проблемой занимались В.В. Столин, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев и др. Множество теорий в исследовании «Я» авторы делят на структуралистические – они рассматривают Я-концепцию как структуру, выполняющую определенные функции и функциональные – исследующие «Я» как часть психического опыта и структуру этого опыта.

При первом подходе «Я» будет сложно и многомерно, а при втором – едино и целостно.

Таким образом, в изучении Я-концепции в научной литературе существует множество подходов. Все они рассматривают проблему в тесной связи с самосознанием личности с различных теоретических позиций, которые порой противоречат друг другу.

Но тот факт, что Я-концепция является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни человека, навряд ли можно оспорить.

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Каким образом происходит формирование Я-концепции индивида? Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самонализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования - внешние и внутренние психологические особенности - происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях... он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я Я-концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

Какова структура Я-концепции? Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция - это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

Какую роль играет Я-концепция в жизни личности?

Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.