Место обучения летчиков. На что живут пилоты. Хочешь от жизни большего

Профессия пилота манит и интересует многих. Ведь есть определенная романтика в этих взлетах и посадках, командовании воздушным судном, в небе и облаках. Да и к тому же пилоты очень хорошо зарабатывают. Согласно данным статистики, их профессия находится на первом месте в ТОПе самых высокооплачиваемых работ. Естественно, что у многих появляется вопрос: как стать пилотом гражданской авиации.

Как отмечают специалисты, пилотом в любом случае можно стать, только имея на руках летное свидетельство. Без него за штурвал никого не допустят. На сегодняшний день выделяют три вида таких прав доступа к небу:

  • Частный пилот
  • Пилот коммерческого направления
  • Линейный

Присвоение каждой из категорий происходит постепенно и обязательно друг за другом. Сразу перепрыгнуть через несколько ступеней нельзя. Кроме того, пилоты еще и делятся по категориям на 1,2 и 3. Первая здесь – самая высокая. Для ее получения необходимо перед этим получить вторую и третью. Соответственно, нужно будет освоить курсы повышения квалификации и т.д.

Обучение пилотированию сегодня производят в:

  • Летных училищах
  • Академии гражданской авиации
  • Аэроклубах коммерческого характера

Первые два варианта подразумевают более серьезную подготовку, поэтому выпускают более надежных профессионалов, которые позже и становятся пилотами гражданской авиации. Коммерческие клубы в основном готовят летчиков-любителей, которым доступно совершать полеты на небольших судах и только ради собственного удовольствия. Такие курсы к числу серьезных образовательных программ отнести нельзя.

Что потребуется при приеме в учебное заведение

Многие вузы, где учат на летчиков, имеют бюджетные места. А это значит, что шанс поступить есть у тех, кто действительно этого хочет. Остальные будут учиться на платной основе, а ценник за такую учебу довольно высокий. Но важно помнить, что в такие учебные заведения идет строгий отбор. Так, например, еще до всех вступительных испытаний абитуриенту придется пройти жесткий медосмотр и сдать необходимые нормативы. В числе основных обследований производится проверка работы следующих систем организма:

  • Сердечно-сосудистой
  • Дыхательной
  • Вестибулярного аппарата
  • Зрения

Кроме того, студент, а в будущем и пилот, не должен страдать от перепадов артериального давления. Такая же комиссия будет проводиться на каждом году обучения. А затем, когда студент уже устроится на работу, подобные проверки будут устраивать ему перед каждым рейсом. Ведь он ответственен за жизнь сотен людей, поэтому не может позволить себе никаких отклонений.

Какие программы изучают

Обучение пилотов, например, в России, идет по следующим специальностям:

  • Возможности самолета при его эксплуатации
  • Теоретические и практические занятия по управлению лайнером
  • Работа с картами и маршрутизация
  • Аэродинамика
  • Метеорология
  • Основы конструкции двигателей
  • Проведение прыжков с парашютом
  • Оказание первой помощи и приобретение необходимых меднавыков
  • Повышений языкового уровня

Обязательным условием является определенное количество часов отработки полученных знаний на специальных тренажерах и в симуляторах, которые в полном объеме отображают реальную кабину пилотов. Ситуации для них берутся самые разнообразные.

На какие типы лайнеров можно обучиться

Сегодня в России учат на пилотов разных типов гражданских самолетов – как российских, так и зарубежных. Связано это с тем, что российская авиаотрасль имеет много разных заграничных бортов в своем арсенале. Под них используют специальные симуляторы и тренажеры. Преподаватели уделяют особое внимание техническим характеристикам и особенностям.

Позже пилотам приходится регулярно переучиваться и наращивать свой профессиональный опыт, чтобы была возможность развиваться с отраслью и выбирать современные суда.

Как устроиться на работу

Вопрос: как стать летчиком – довольно сложный. Ведь выпускника, будь он хоть краснодипломником и золотым медалистом в одном лице, вряд ли сразу же возьмут полноценным пилотом на рейс. Ему обязательно нужно наработать практику. После обучения такой выпускник будет иметь звание коммерческого пилота. В экипаже же, включающем в себя более одного человека, он может летать только в качестве помощника или второго пилота.

Принимают пилота на работу в авиакомпанию по следующей схеме:

  1. У него должно быть оконченное образование и на руках летное свидетельство. У такого документа есть и своя категория – для летчиков гражданской авиации требуются категории коммерческого пилота или линейного
  2. Результаты пройденной медкомиссии
  3. Успешная сдача материала, как устного, так и письменного
  4. Количество необходимого числа налетов – их пилот получает за управлением самолета в разных условиях (после окончания обучения у студента всего 150 часов, для получения категории линейного летчика надо 4 000 часов практического налета)

Получить категорию линейного летчика можно только при наличии внушительного летного опыта как в качестве коммерческого пилота, так и в качестве командира. В этом случае у него есть шансы без особых проблем устроиться в крупную авиакомпанию.

Выбор профессии пилота – достойный выбор. Ведь летчики помогают людям быстро добираться до желаемого пункта назначения. При этом работа такая нервная и сложная – ведь за спиной у пилота огромное количество людских жизней, и он не имеет права на ошибку. Если же он их совершает, результат может быть. И это все постоянное нервное перенапряжение. Плюс к этому на пилотов действуют перепады давления, что также негативно сказывается на состоянии их здоровья. И все эти факторы стоит обязательно учитывать перед тем, как решиться стать летчиком гражданской авиации.

Мар 21, 2016

Для многих мальчишек увлечение авиацией начинается с курсов по авиамоделированию, но немногие решаются на нечто более серьезное. Для тех, кто также как Говард Хьюз или намерен оказаться за штурвалом самолета, сайт задал насущные вопросы об обучении полетам владельцу летной школы — Андрею Борисевичу. Он кардинально изменил всю свою жизнь, чтобы заниматься делом, от которого горят глаза — ушел из российского медиабизнеса и основал идеальную школу для обучения полетам в Майами.

Андрей Борисевич, владелец летной школы SkyEagle Aviation Academy. Фото: личный архив Андрея.

Андрей, ты сам преподаешь в летной школе?

Я не так давно получил сертификат Ground Instructor, это значит, что я могу преподавать теоретические курсы по программам Частный пилот и Коммерческий пилот. Я давно уже очень хочу закончить обучение на полноценного летного инструктора, но административные функции отнимают большую часть времени и на собственную учебу банально не хватает времени.

Что нужно сделать человеку, который решил, что хочет научиться летать на самолете?

В первую очередь определиться для чего это нужно. Если цель — летать для удовольствия, то в России еще пока есть авиационные учебные центры (я могу порекомендовать “Челавиа”, как наиболее крупный в Подмосковье), которые могут подготовить частного пилота самолета и выдать пилотское свидетельство российского образца. Из вертолетных учебных центров могу посоветовать проверенный “Хелипорт”, где я получал свою собственную лицензию на вертолет. После получения свидетельства частного пилота (в РФ оно нелепо называется свидетельство “пилота-любителя”, что не соответствует действительности), начинающий пилот может начать летать по России на собственном или арендованном самолете/вертолете.

Если же цель — стать профессиональным пилотом гражданской авиации, то практически единственный путь — это летное училище или академия (Ульяновский институт гражданской авиации, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Краснокутское летное училище гражданской авиации) или тот же “Челавиа”, который пока готовит коммерческих пилотов в Челябинске.

Окончание данных учебных заведений еще не гарантирует трудоустройства, потому что в РФ сейчас избыток действующих пилотов и дефицита вроде бы не наблюдается по понятным причинам (только после банкротства “Трансаэро” на рынке оказалось более 1000 квалифицированных летчиков).

Cessna 172 над Майами (США), фото: SkyEagle Aviation Academy.

Что отличает пилота бизнес-авиации от пилота гражданской авиации?

Принципиальное отличие заключается в графике работы и полетов. Пилот гражданской авиации летает по расписанию, работая в большой авиакомпании (например, “Аэрофлот”). Такой пилот наматывает 80-90 часов в месяц, имеет достаточно жесткий график плюс дежурства в резервном экипаже. Ну и летает такой пилот с большим количеством пассажиров “за плечами”, если это Airbus или Boeing.

Пилот бизнес-авиации работает на небольшую компанию оператора чартерных перевозок или на частного владельца воздушного судна. Как правило, график работы такого пилота “по звонку”, когда владелец или потенциальный клиент хочет куда-то лететь. Налет таких пилотов гораздо меньше (20-40 часов в месяц), но зарплата может быть сильно выше, потому что они работают на обеспеченных владельцев бизнес-джетов, которые ценят безопасность, лояльность и другие качества “личного пилота”.

Кто такой «Линейный пилот»?

Линейный пилот — это высший уровень квалификации пилота, который подтверждает, что пилот имеет более 1500 часов налета и сдал экзамены в соответствии с требованиями к линейному пилоту гражданской авиации. Все командиры воздушных судов на регулярных перевозках (в больших авиакомпаниях) точно имеют квалификацию “Линейного пилота”. Вторые пилоты как правило имеют квалификацию “Коммерческий пилот”.

Русский студент Николай Батраков после завершения программы PPL на аэродроме Fort Lauderdale Executive (Южная Флорида). Фото: SkyEagle Aviation Academy.

Что нужно, чтобы начать обучение в твоей школе?

Только три вещи:

  • Желание;
  • Язык (хотя бы на уровне Advanced);
  • Деньги.

Сколько стоит обучение?

У нас много программ и вариантов . Мы обучаем на самолетах и вертолетах как частных пилотов, так и коммерческих. Кроме того, мы даем дополнительные рейтинги (инструментальный рейтинг для полета по приборам, многодвигательный рейтинг для полетов на самолетах с двумя и более двигателями).

Стоимость обучения начинается от 10-12 тысяч долларов за курс частного пилота и до 50-55 тысяч долларов за полную программу с “нуля” для коммерческого пилота многодвигательного самолета.

Что происходит по окончанию занятий? Можно потом летать в России, Европе?

После обучения студент получает свидетельство пилота (частного или коммерческого, в зависимости от выбранной программы) и может летать по всему миру на самолетах или вертолетах с регистрацией N (это первая буква в регистрационном номере американских воздушных судов).

Если обладатель такой лицензии хочет летать в других странах на самолетах с другой регистрацией, он должен пройти процедуру валидации. Как правило, любая страна мира признает американское свидетельство и процедура валидации не представляет никаких проблем.

Андрей Борисевич со студентом летной школы, валидировавшим иностранное свидетельство частного пилота на управление вертолетом в лицензию FAA PPL(h), фото: SkyEagle Aviation Academy.

Какие самые сложные моменты обучения?

Для иностранных студентов первая проблема — это язык и радиообмен со службами контроля на английском языке. 60% наших студентов, которые не сдают экзамен с первого раза, делают это именно по причине недостаточного уровня английского языка.

Второй сложный момент — это теория. Она очень объемная даже для частных пилотов: нужно знать конструкцию самолета, погоду и прогнозные карты, воздушное пространство США, радиообмен, навигацию, составление планов полетов и так далее. Это такой толстенный учебник страниц на 400. Плюс авиационное законодательство.

Какие преимущества у твоих выпускников по сравнению с другими школами?

Мы делаем большой упор на теорию. Большинство американских школ предпочитают отдавать теорию на самообучение. Выдают книги и учебные материалы и “если у вас будут вопросы, вы можете обратиться к своему инструктору”. Мы исповедуем другой подход и обязательно даем теорию в классах с лекциями, презентациями, учебными материалами. Это помогает при сдаче экзамена и делает пилотов более профессиональными, позволяет усвоить больше знаний. Кроме того, так как школа принадлежит иностранцам (россиянам), мы знаем как работать с иностранными студентами, что им нужно, помогаем с машинами, проживанием и даже питанием в ходе обучения.

На выпуске лицензия будет одинаковая у любого выпускника любой школы США, но мы надеемся, что знания полученные в нашей школе будут более полными, более качественными и правильными для выполнения безопасных полетов по всему миру.

Самолет Piper Arrow для обучения коммерческих пилотов (модель с убирающимся шасси). Фото: Piper.

Есть статистика, зачем ученики твоей школы учатся летать — для профессии или в качестве хобби?

50 / 50. Большинство иностранных студентов учатся для получения профессии и работы пилота в своей стране. Американские студенты в основном получают только лицензии частного пилота и иногда инструментальный рейтинг для полета по приборам в плохих метеоусловиях. Хотя и среди них есть много тех, кто мечтает сделать это профессией. Особенно сейчас, при дефиците пилотов в авиакомпаниях США.

Сколько часов нужно налетать, чтобы не бояться управлять самолетом?

Зависит от человека, минимальная программа — 35 летных часов. Как правило, средняя цифра от 40 до 60, но мы считаем пилота уверенным после 100 часов, из которых 40-50 он должен налетать сам, без инструктора.

Сильно ли отличается обучение управлением самолетом от обучения управлению вертолетом?

Отличается кардинально! У нас появились студенты, которые уже имеют допуск на самолеты и теперь они учатся на вертолет. А есть и обратная история, сейчас у нас три вертолетчика проходят подготовку на самолет. В том числе один инструктор, который далее планирует работать в нашей школе.

На какой технике проходит обучение в твоей школе?

У нас пять самолетов и один вертолет. В основном мы используем самые популярные и распространенные самолеты Cessna C172 () для первоначальной подготовки, кроме того, у нас есть Piper Arrow для обучения коммерческих пилотов (самолет должен быть с убирающимся шасси) и двухдвигательный самолет Piper Seneca II для обучения на многодвигательный рейтинг.

Cessna 172 Skyhawk. Фото: Cessna Media Gallery.

Для студентов вертолетных программ мы используем мой любимый вертолет Robinson R44.

В твоей школе можно арендовать самолет, как машину, и полететь в другой штат? Сколько в среднем это обходится?

Можно, конечно. У меня в августе был парень из России, который арендовал самолет на две недели и облетел с женой все Багамы, потом слетал через всю страну в и на и вернулся. За две недели он налетал около 50 часов самостоятельно по США. Такой трип обходится примерно в $10.000. Самолет можно арендовать от $140 за летный час и выше.

Еще один студент планирует взять у меня самолет для путешествия с семьей на Багамы на 4 дня, это обойдется ему примерно в $3000.

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске - пилот. Сумма, которую получают пилоты гражданской авиации, зависит от нескольких факторов: авиакомпании-работодателя, типа самолета и выполнения нормы налета часов. Мы поговорили с пилотом, который на заре своей карьеры восемь раз пытался устроиться в «Аэрофлот», летал на «кукурузнике», а теперь управляет Boeing 757.

Профессия

Пилот

Зарплата

200 000 рублей

Траты

40 000 рублей

40 000 рублей

20 000 рублей

поездки

6 000 рублей

уход за мотоциклом

5 000 рублей

7 000 рублей

коммунальные услуги

82 000 рублей

прочие расходы
и накопления

Как стать пилотом

Поначалу я даже не думал стать пилотом, эта мысль пришла ближе к 14 годам. Мой отец летал на грузовом самолете в составе экипажа. К тому же привлекали финансовая составляющая и мысль о том, что можно путешествовать. Это сейчас я понимаю, что о путешествиях речь не идет, но до сих пор считаю, что авиация - одна из отраслей, где можно приятно работать и достаточно зарабатывать.

Я окончил общеобразовательную школу, а потом поступил в Московский авиационный технологический институт. Конструкторская деятельность меня не особо привлекала, поэтому дальше я решил пойти в летное училище. Но поступить сразу не получилось из-за проблем со зрением, тогда мне пришлось сделать операцию и подождать. Первое, что нужно, чтобы стать пилотом, - это хорошее здоровье.

Просто так в летное поступить очень сложно, а прохождение армии дает допуск с любым проходным баллом. Поэтому я отслужил год и получил рекомендательное письмо о внеконкурсном зачислении. Выбрал Сасовское летное училище, которое окончил в 2009 году пилотом коммерческой авиации. В начале 2000-х из-за развала отрасли образовался дефицит кадров, и в летчики брали всех подряд. Тогда в училище приходили три человека на 80 мест. Сейчас конкурс высокий, и все места забиты.

Для выпускников школы программа длится два года и 10 месяцев. На первом курсе преподают общеобразовательные предметы и аэронавигацию, аэродинамику, метеорологию. На втором курсе продолжают изучать спецпредметы и начинают отлетывать первые часы на легкомоторном самолете. На третий год практикуются полеты на двухмоторном самолете. Выпускникам училища выдают диплом и свидетельство пилота коммерческой авиации.

В теории после окончания училища можно устраиваться на работу, но на практике нужно пройти дополнительные курсы: по английскому языку и по подготовке к международным полетам. С ходу устроиться получается мало у кого. Конечно, есть родственники и знакомые, которые могут пристроить, но это другая история.

После окончания училища я восемь раз пытался устроиться в «Аэрофлот», а потом взял билет в один конец. У нас есть такое понятие, как «струя»: если попал в струю, то все замечательно идет. Так вот, тогда я, как и половина нашего курса, в струю не попал. Поэтому я уехал в Красноярский край и устроился на самолет Ан-2 («кукурузник») - так сказать, наслаждаться романтикой полета.

Проработал на Севере два года. В первый год следил за пожарами в лесах с воздуха, на второй год возил продукты и выкидывал парашютистов. За это время ветер из головы выветрился, а необходимые курсы были пройдены. Я вновь подал резюме в крупные авиакомпании и получил сразу несколько приглашений. Я сделал выбор в пользу воздушного судна: пошел туда, где пригласили работать на Boeing 757.

Чтобы устроиться на работу, надо сдать вступительные экзамены. Экзамены сдаются прямо в аэропорту: метеорологию надо сдавать метеорологу, аэродинамику - командно-летному составу и так далее. Если результат положительный, принимают на первоначальные курсы подготовки пилотов определенного типа самолета.

Дальше идет ввод в строй. Около 150 часов (или три месяца) я летал в сопровождении инструктора и safety pilot - второго пилота, который контролировал мои действия. После этого я получил свидетельство, где было сказано, что я могу быть вторым пилотом на Boeing 757. А потом дали самолет с 200 пассажирами, и я приступил к работе.

Особенности работы

О графике

Сейчас я летаю на грузовом воздушном судне. Раньше самолет был пассажирским, но потом его переделали: убрали сиденья, усилили пол, вырезали дверь. Регулярных рейсов нет: когда появляется заказ, тогда и лечу. Получается, что в месяц я нахожусь дома около пяти-семи дней.

На пассажирских рейсах я работал через день. Boeing 757 не предназначен для трансатлантических полетов, поэтому рейсы были не длинные. Бывали и совсем короткие: утром улетишь, а в обед уже дома.

Для летных экипажей существует норма времени отдыха. Пилот должен работать не больше 12 часов, а потом не меньше 12 часов отдыхать. Поэтому на дальние и сложные полеты сажают два экипажа. Первый экипаж, например, взлетает, дальше его заменяет второй, который пилотирует. На обратном пути они меняются. После долгих полетов мы отдыхаем в пункте назначения - или просто ночуем, или проводим там около суток. Сейчас я постоянно летаю в Якутск, исходил его вдоль и поперек, а на пассажирских рейсах было поинтереснее: удалось немного посмотреть Россию и Европу.

О подготовке к полету

Вся работа летчиков - это одна сплошная подготовка. Подготовка к рейсу начинается за два часа. Сначала нужно получить полетную документацию. Если рейс сложный и в точке назначения ждет горный аэродром, то нужно обговорить с командно-летным составом все возможные сложности. Есть аэродромы - например, Шамбери или Инсбрук - с очень сложными заходами. Их нужно отрабатывать на тренажерах. Если аэропорт для пилота новый, пилот-инструктор должен рассказать ему обо всех особенностях выполнения полета. Но для стандартных рейсов все проходит достаточно быстро.

В брифинг-комнате нужно получить сборники Jeppesen (сборники аэронавигационной информации. - Прим. ред.) и метеодокументы. В российских аэропортах перед каждым рейсом обязателен медосмотр. Обычно измеряют пульс и давление, но есть предвзятые врачи - они могут накрутить нервы летчику, заставив дышать в трубку. Честно скажу: чтобы явиться на медконтроль «с выхлопом», надо быть или без мозгов, или совсем отчаянным. За все восемь лет работы случаев поимки пилотов в состоянии алкогольного опьянения я не помню. Может быть, в малой авиации это случается, но здесь очень высоки риски и очень высока конкуренция. Наверняка многие помнят скандал, когда Ксения Собчак, услышав речь пилота по громкоговорителю, заподозрила, что он пьян. Пилота увезли на освидетельствование - там оказалось, что он в полном порядке. Но потом у него случился нервный срыв, и он ушел с летной работы.

За час до выполнения рейса капитан полностью осматривает самолет снаружи на наличие дефектов. Я проверяю оборудование внутри кабины и заправку топлива. Если мне что-то не нравится, то сразу докладываю командиру, и он вызывает инженеров-техников. Инженеры могут или устранить неполадку, или занести данные в лист отложенных дефектов. Самолет может некоторое время летать с незначительными дефектами, которые устранят позже.

Об экипаже

Когда пилоты летали на российской технике, обязанности четко разделялись: был командир, второй пилот, инженер, штурман, радист. Сейчас экипаж - это командир, второй пилот и команда бортпроводников. Как только самолет выкатился на исполнительный старт, разделение на командира и второго пилота пропадает: есть pilot flying (который управляет самолетом) и pilot not flying (который ведет мониторинг). В воздухе я могу быть как тем, так и другим - роли распределяются на предполетном брифинге. Обратно разделение на командира и второго пилота происходит уже на земле: я как второй пилот получаю сборники перед полетом, а после заполняю документацию. В остальном я, командир и самолет - единое целое.

Раньше пара «командир - второй пилот» была постоянной. В такой слетанности есть свои плюсы, но также есть и риск: «Я знаю, что Петька делает, а Петька знает, что я делаю». Но если Петька ошибся, а я его не проконтролировал, то это может сложиться в неблагоприятные обстоятельства. Когда я не знаю напарника, то присматриваюсь к его действиям и четко выполняю свои обязанности, и он делает то же самое. Такой кросс-чек очень важен.

О беспилотных самолетах и плохих мыслях

Мы пилотируем самолет в ручном режиме до набора эшелона, потом подключаем автопилот, но все равно контролируем все действия. Многие пророчат, что скоро техника станет беспилотной. Но оставлять такие решения за компьютером я бы не стал. Некоторые подумают: «Вот, он так говорит, потому что боится остаться без работы», - но я считаю, что техника недостаточно совершенна.

В полете мы проводим предпосадочный брифинг. Если я пилотирую самолет, то, находясь на эшелоне (в диапазоне высот, в которых летит самолет. - Прим. ред.) , обсуждаю с капитаном, что и как буду делать при посадке. Таким образом, для капитана в моих действиях нет новизны. При этом если второй пилот совершает ошибку, командир берет управление на себя: «I have control».

В истории «Чудо на Гудзоне» про Салли Салленбергера очень подробно описано, зачем пилот нужен в кабине, несмотря ни на что. Это история о пилоте, который посадил самолет с двумя отказавшими двигателями на Гудзон, и все 155 человек остались живы.

Каждый раз, садясь в самолет, я понимаю, что у меня за плечом либо 200 пассажиров, либо 35 тонн дорогостоящего груза. Меня часто спрашивают, не страшно ли летать. Летать не страшно, я же не камикадзе! Если самолет в чем-то может быть неисправен, я просто не соглашусь на полет. В моей карьере были такие моменты, когда капитан принимал решение лететь, а я его останавливал.

Любая техника ломается, мы все это прекрасно знаем. Но во время полета я не думаю о плохом, потому что у мыслей есть свойство материализоваться. Если думать о том, что сейчас что-то отвалится или сломается, можно довести себя до нервного срыва.

О ПЕНСИИ

В гражданской авиации можно уйти на пенсию после шести тысяч часов налета. Но я пока не сильно заморачиваюсь этим вопросом: до пенсии мне летать еще года три.

Летчик может летать в роли командира максимум до 65 лет. После этого его переводят во вторые пилоты, где он летает, пока проходит медкомиссию. Но обычно уходят раньше: как ни крути, накапливаются разные болячки.

Я считаю, что надо уходить в здравой памяти и более-менее здоровым, чтобы как-то пристроить себя в гражданской жизни - не на шезлонге же сидеть в оставшееся время. Как правило, те летчики, которые долго-долго летают, быстро умирают. Они привыкают к такому ритму, и резкая остановка очень тяжело сказывается.

В основном, как это ни печально, бывшие летчики идут в охранники, таксисты и другие заурядные профессии. Кто-то устраивается в авиационный учебный центр на тренажер или читать какую-нибудь дисциплину, но таких меньше. Некоторые к этому времени имеют бизнес в отраслях, никак не связанных с авиацией.

Доходы

Зарплата пилота складывается из оклада, налета и премии. Суммы в разных авиакомпаниях получаются разные. Например, у флагмана российских авиалиний зарплата за 80 часов налета составляет 160 тысяч рублей, а у российско-турецкого перевозчика - порядка 240 тысяч рублей. При этом в первой компании все самое лучшее - новые самолеты, постоянная смена формы, возможность называть себя флагманом, но есть короткие рейсы типа Москва - Казань, и, чтобы налетать 80 часов, приходится жить и спать в самолете. Во второй - форма попроще, но рейсы дальние, и налет можно выполнить за 12 выходов. Все относительно: рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Меня пока устраивает моя зарплата.

В компании, где я работал до этого, не платили зарплату по два-три месяца. Несколько лет назад были моменты, когда я приезжал с рейса, менял форму на свитер и на новой кредитной машине ехал таксовать. На карте было 7 тысяч рублей, а надо отдать 60 тысяч за кредит - где хочешь, там их и бери.

Сейчас за 80 часов налета я получаю около 200 тысяч рублей на руки. Премия составляет 18 % от оклада, хотя раньше были все 40 %. Лишить премии могут за нарушение дисциплины, распорядка дня, опоздание и повреждение самолета.

Расходы

В семье нас четверо: я, супруга и дети. Сейчас мы живем в квартире, которую отдали мои родители. За коммунальные услуги платим 6–7 тысяч рублей в месяц. Другое жилье строится. Я выплачиваю ипотеку - 40 тысяч рублей ежемесячно.

На еду для всей семьи уходит 40–50 тысяч рублей. У летчиков есть поговорка: «Сон и питание - основа летания». Когда я летал на пассажирском самолете, нас кормили по бизнес-меню. Сейчас питание на борту не предусмотрено - нам платят компенсацию в размере 1,5 тысячи рублей за перелет. Это меня не очень устраивает: перед рейсом приходится ехать в магазин, покупать бутерброды, а потом есть всухомятку.

Покупки вещей происходят спонтанно: если что-то нужно, то покупаем. Зато у меня есть одно постоянное увлечение - мотоцикл. На нем я часто езжу на работу. Одно время даже хотел продать машину. Год назад я купил мотоцикл и периодически что-то к нему докупаю - например, кофры или багажник. Это же как игрушка у ребенка! За год потратил на это 70 тысяч рублей. На бензин уходит 5 тысяч рублей ежемесячно. Занимаюсь спортом, но это увлечение совсем не затратно. Я - любитель воркаута: мне приятно подтягиваться и отжиматься на свежем воздухе.

Наш отпуск происходит точно так же спонтанно, как и покупки. В мае я запланировал поездку в Прагу на мотоцикле, и необходимая сумма у меня уже есть. Если жена хочет поехать в Крым или еще куда-то, это тоже не составит особого труда. В год на поездки уходит примерно 150–200 тысяч рублей.

Остальные деньги мы откладываем. Садик и школа для детей не очень затратные, а с кружками пока у нас дело не пошло. Конечно, есть еще деньги жены (она тоже работает), но их я не считаю.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Многие люди, влюблённые в небо, пытаются покорить его необъятные просторы. Как стать пилотом-профессионалом? Это непросто. Однако выдержка, сила воли и огромное стремление идти вперёд позволят любому человеку обучиться этой нелёгкой профессии.

Российское законодательство даёт право выдавать лётные допуски по трём категориям:

  • пилот-любитель;
  • коммерческий пилот;
  • линейный пилот.

Как стать пилотом? Этот вопрос не оставляет в покое многих любителей и новичков в сфере авиации. Для реализации своей мечты нужно точно понимать и осознавать все сложности и проблемы, с которыми может столкнуться лётчик. Обучение пилотированию - долгий и трудоёмкий процесс, который включает в себя следующее:

  • получение специального образования в вузе;
  • обучение в аэроклубе;
  • получение свидетельства пилота.

Обучение в вузе

Как стать пилотом самолёта? Пройти обучение в лётном училище или вузе. Этот процесс является самым долгим и трудоёмким, в среднем он составляет пять лет. В России существуют два лётных государственных училища, которые находятся в Санкт-Петербурге и Ульяновке, остальные учреждения - филиалы.

Для поступления в такие заведения у потенциального пилота должно быть исключительное здоровье и выдержка, поэтому первым шагом на пути к обучению является сдача спортивных нормативов: бег на время (100 м и 1000 м), подтягивания на турнике. Если комиссию удовлетворяют результаты студента, то он поступает. Важно отметить, что при ухудшении состояния здоровья в процессе обучения потенциального лётчика могут отчислить из университета.

Преимущественно в училищах изучают теорию, которая преподаётся по различным направлениям: конструкция самолёта, руководство по лётной эксплуатации, самолётовождение, авиационная медицина и другое. По завершении курса пилоту выдаётся диплом.

Получив необходимые знания, человек приступает к практике. Чтобы устроиться на работу лётчиком, выпускнику нужно налетать на самолёте около двухсот часов.

Обучение в аэроклубе

Как стать пилотом? Любой специалист должен постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию. Тут на помощь приходят различные курсы, организованные в аэроклубах, где опытные преподаватели расскажут о новинках в области авиации и проконтролируют пробные полёты.

Если человек намерен стать пилотом-любителем, то ему достаточно пройти полный курс в аэроклубе без начального обучения в Академии гражданской авиации. Однако Росавиация требует большой объём практических и теоретических знаний от пилотов аэроклуба.

На первом же занятии новичку предложат совершить пробный полёт вместе с инструктором и расскажут о работе основных приборов на панели управления самолёта.

Теоретическую подготовку пилот должен будет освоить самостоятельно, так как обучение в аэроклубах в большей степени направлено на практику и налёт часов.

По окончании курса новоиспечённый пилот проходит медицинскую комиссию ВЛЭК ГА (врачебно-лётная экспертная комиссия) на профпригодность.

Важно знать, что только аэроклубам, имеющим все необходимые сертификаты и лицензии, предоставляется право на осуществление профессиональной деятельности в рамках действующего закона.

Документы

Пилот-любитель, окончивший обучение в аэроклубе, получает соответствующее свидетельство, которое даёт ему право совершать самостоятельные полёты на лёгких самолётах, но ограничивает в работе по найму.

Выпускник лётной академии получает свидетельство коммерческого пилота, что позволяет ему стать командиром однодвигательного и многодвигательного самолёта.

Линейному пилоту сложнее всего получить лётное удостоверение соответствующего уровня. Общий налёт должен составлять полторы тысячи часов, а требования к состоянию здоровья повышены.

Коммерческие и линейные пилоты подразделяются на классы, из которых третий - низший, второй - средний, первый - высший.

Как стать пилотом гражданской авиации?

Специалист с коммерческим лётным свидетельством имеет право поступить на работу. Как стать пилотом гражданской авиации, ему объясняют в авиакомпании, где он собирается трудиться. Процедура принятия лётчика в штат в большинстве случаев не претерпевает изменений.

После обучения в лётном училище новоиспечённый специалист может претендовать только на роль второго пилота экипажа.

Как стать гражданским пилотом:

  • требуется наличие коммерческого пилотного удостоверения;
  • сдача экзаменов: теория и практика;
  • медицинское освидетельствование;
  • наличие требуемого часового налёта.

    Чтобы стать линейным пилотом, получить высшую категорию и устроиться на работу в крупнейшие авиакомпании, необходимо иметь большой опыт в совершении коммерческих рейсов как вторым пилотом, так и командиром экипажа.

    Как стать пилотом «Аэрофлота»?

    «Аэрофлот» является крупнейшей авиакомпанией и национальным перевозчиком России, выполняющий внутренние и международные рейсы по всему миру. Работать в ней престижно и почётно. Авиакомпания проводит жёсткий отбор своих сотрудников, так как ей требуются только высокопрофессиональные кадры.

    Как стать пилотом самолёта? На базе «Аэрофлота» созданы собственные лётные школы и разработаны программы по переподготовке персонала. При поступлении на работу пилот должен иметь при себе коммерческое удостоверение.

    Первый этап полуторагодового обучения приходится на Ульяновское училище гражданской авиации. Затем школа «Аэрофлота» в течение шести месяцев готовит пилота к получению свидетельства Commercial Pilot Licence или Multi-crew Pilot Licence.

    Стоимость обучения в размере двадцати семи тысяч долларов оплачивается самим пилотом. «Аэрофлот» предоставляет своему сотруднику кредит на эту сумму с условием, что он должен отработать в авиакомпании в течение пяти лет. С ежемесячной заработной платы у него будет удерживаться сумма в размере 450 долларов в счёт погашения кредита.

    Для экономии денежных средств компания решила проводить обучение своих курсантов на лёгком двухдвигательном самолёте Diamond Aircraft австрийского происхождения. Также школа «Аэрофлота» оснащена новейшими тренажёрами, что позволяет проводить множество манипуляций на земле.

    Авиакомпания предлагает пройти ускоренные курсы переподготовки стоимостью в 100 тыс. долларов. Первоначальный взнос в размере 55 тыс. долларов оплачивает курсант самостоятельно, а на оставшуюся сумму «Аэрофлот» предоставляет кредит.

    Полёты на вертолёте

    Как стать пилотом вертолёта? Во многих городах России имеются центры по подготовке пилотов для работы с различными марками вертолётов. Полетать на винтокрылой машине мечтает практически каждый, а стать профессиональным пилотом удаётся далеко не всем.

    Тот, кто поступает на такие курсы, овладевает теоретической и практической базой знаний. Обучение управления вертолётом проходит в индивидуальном порядке с опытным инструктором.

    Ценовая политика курсов по обучению пилотированию на винтокрылой машине складывается из ряда факторов:

    • наличие или отсутствие начального авиационного образования;
    • предпочитаемый тип вертолёта (Robinson R44, Eurocopter, Bell, Agusta и другие);
    • количество практических занятий и общий налёт.

    В школах разработано несколько методик преподавания: для новичков и виртуозных профессионалов, желающих пройти курс повышения квалификации.

    При успешном прохождении обучения курсанту выдаётся свидетельство пилота-любителя гражданской авиации государственного образца.

    Пилотирование на истребителе

    Как стать пилотом истребителя? В настоящее время самыми популярными Российскими истребителями являются МИГ-31 и Су-27. На них же и происходит обучение лётчиков.

    Пилот-истребитель - это очень рискованная и полная адреналина профессия. На базе лётной школы курсанты отрабатывают приёмы и методы правильного и точного полёта. В среднем каждый пилот в течение года должен налетать сто часов.

    Практический курс обучения включает в себя следующее:

    • полёты по плану боевой подготовки;
    • восстановление утраченных навыков лётного состава;
    • выполнение различного рода заданий от военного экипажа;
    • программа по дозаправке самолёта в воздухе в дневное и ночное время.

    Очень важно освоить приём заправки истребителей в небе, так как сделать это довольно сложно: на скорости 600 км/ч нужно попасть в шланг топливозаправщика. С помощью дозаправки продолжительность полёта увеличивается до пяти часов.

    Все трюки и способы перехвата отрабатываются на новейших тренажёрах

    Истребителях, которые с точностью повторяют всю тактику и движения.

    Через пять лет упорной работы выпускаются профессиональные лётчики-истребители первого класса. Они поступают на службу в ВВС.

    Военный лётчик

    Как стать военным пилотом? Необходимо окончить лётно-гражданское училище, а затем - академию ВВС им. Ю. Гагарина.

    Важно знать, что работа военным пилотом - это служба в ВВС России, и она подразумевает под собой все государственные льготы и программы.

    Молодые люди старше 18 лет после полного медицинского освидетельствования могут приступить к военной службе. Помимо медосмотра врачей курсанту придётся пройти неврологическое и психологическое обследование. Если хотя бы по одному из критериев он не пройдёт, его не примут в ряды ВВС.

    Любой потенциальный военный лётчик должен обладать такими качествами:

    • храбрость;
    • ответственность;
    • выносливость;
    • высокий интеллект;
    • устойчивая психика.

    Несомненно, профессия лётчика престижна и почётна. О том, как стать пилотом и по-настоящему профессионалом своего дела, можно узнать в специализированных учреждениях, обговорив все условия и правила поступления. Самое главное - то, что лётчик должен быть по-настоящему влюблён в небо, постоянно развиваться, совершенствоваться и идти к своей цели наперекор всем возникающим трудностям.

Небо. Его бескрайняя синь манит и зовет нас. О нем поэты пишут стихи, художники рисуют картины, романтики подолгу любуются его загадочной красотой и бесконечной глубиной, загадывают желания, увидев белую полосу от самолета. Но есть категория людей, по-особому влюбленных в небо, для которых оно является мечтой, жизнью и работой - это летчики.

Какое училище выбрать – военное или гражданское?

Чуть ли не каждый мальчишка в детстве мечтает стать летчиком, но по мере взросления взгляды меняются, появляются новые предпочтения, и к моменту окончания школы многие ребята уже точно знают, какое образование и будущую профессию они будут выбирать. Остается немалая часть и таких, которые не изменили своей детской мечте, планируя посвятить свое будущее авиации, и поступают после школы в летное училище. Перед каждым из них возникают закономерные вопросы:

  1. С какой авиацией связать свою жизнь – военной или гражданской?
  2. В какой сфере больше перспектив развития и карьерного роста?
  3. Какое учебное заведение выбрать для обучения?
  4. Как поступить в летное училище?
  5. Какие основные условия предусмотрены для поступающих?

Первое – это выбор между военной и гражданской авиацией. В каждом направлении есть свои преимущества и определенные недостатки.

Для тех, кто всю жизнь мечтал о голубых погонах, отлично понимает, что такое «железная дисциплина» и готов связать свою жизнь с армией – стоит выбирать поступление в военное летное училище. При этом необходимо учитывать, что военный – это человек подчиняющийся приказу, поэтому надо быть готовым к постоянным сменам места службы и жительства, а также к неукоснительному выполнению любого задания.

Еще одной существенной проблемой для будущих военных летчиков станет большой конкурс, ведь в России на сегодняшний день осталось всего одно учебное заведение такой специализации – Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. После окончания училища выпускники получают звание лейтенанта и квалификацию летчика согласно спецификации, а также гражданскую специальность инженера по эксплуатации самолетов.

Где поступить на летчика?

Поступить в летное училище для приобретения гражданской авиации намного проще, это можно сделать в одном из пяти действующих в Российской Федерации училищ:

Все они обеспечивают бесплатное обучение, высокий образовательный уровень и получение специальности летчика. Некоторые училища, предоставляют возможность получить заветную профессию «Летная эксплуатация воздушных судов» на коммерческой основе. При выборе училища основным определяющим фактором является территориальная принадлежность – абитуриенты традиционно выбирают то, что ближе к дому.

Что необходимо для поступления?

После определения с выбором учебного заведения возникают вопросы: как подготовиться к поступлению, какие существуют критерии отбора, и какие документы необходимы для этого?

Главным требованием для будущих летчиков является здоровье. Они должны быть в отличной физической форме, иметь стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и стрессоустойчивость. Более того, если вдруг в процессе учебы состояние здоровья курсанта ухудшится, его могут отчислить.

При поступлении необходимо:

  • предоставить предусмотренные законодательством медицинские справки;
  • пройти специальную медкомиссию при самом учебном заведении;
  • пройти собеседование с психологами на выявление профпригодности;
  • сдать нормативы по физической подготовке.

Абитуриенту летного училища необходимо сдать такие ЕГЭ:

  • русский язык,
  • математика,
  • физика.

Из необходимо предоставить:

Для военных летчиков выдвигаются более жесткие требования, чем для гражданских. Они предусмотрены специальным приказом №455 МО России, вот их краткий перечень:

  • стопроцентное зрение и правильное цветоощущение;
  • артериальное давление в пределах 105-130 на 60-80 мм рт. ст.;
  • масса тела с индексом не менее 19;
  • рост в пределах 160-186 см;
  • длина ног от 80 см;
  • длина рук от 76 см;
  • в положении сидя рост должен находиться в пределах 80-97 см.

Как видим, требования достаточно жесткие не только к состоянию здоровья, но и к физическим параметрам, что значительно усложняет поступление в военное летное училище.

Какие перспективы ожидают выпускника летного училища?

После поступления в летное училище и его успешного окончания, курсанты получают заветную профессию – «Летная эксплуатация воздушных судов» или другую, не менее востребованную специальность «Инженер по летной эксплуатации». Обе профессии являются престижными и высокооплачиваемыми. Летный состав пользуется рядом преимуществ:

  • обеспечивается полным социальным пакетом;
  • льготным (удлиненным) отпуском;
  • возможностью досрочного выхода на пенсию;
  • большими скидками для семьи на авиауслуги.

Выпускники российских летных училищ пользуются заслуженным уважением иностранных авиакомпаний и у них есть все шансы устроиться на работу за рубежом.