Какое будущее ожидает единственный в стране экологический университет

Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова БГУ (МГЭИ)

Завершение XX века характеризовалось бурным развитием экологического образования во всем мире. Просвещение, подготовка кадров и информирование населения об экологических проблемах - одно из главных условий перехода разных стран к устойчивому развитию и решению проблем будущего выживания человечества.
В этом плане миссия Международного государственного экологического университета имени А. Д. Сахарова (Минск, Беларусь) - способствовать формированию специалиста, который чувствует ответственность за состояние окружающей среды и развивается на основе глубоких знаний, инновационного мышления, природосберегающих технологий.

20 января 1992 года вышло Постановление Совета Министров Республики Беларусь №20 "Об открытии при Белорусском государственном университете Международного высшего колледжа по радиоэкологии имени А. Д. Сахарова", через два дня - аналогичный приказ министра народного образования.

9 июля 1992 г. было подписано соглашение с Кингстонским университетом (Великобритания) о научно-образовательном сотрудничестве, которое вскоре было подкреплено грантом Британского Совета.

Благодаря энтузиазму студентов и профессорско-преподавательского состава, помощи Попечительского комитета, многочисленных международных организаций, отдельных университетов и частных лиц Сахаровский колледж значительно укрепил свой авторитет в республике и за рубежом. Сформировался хороший профессиональный коллектив, появились неплохо оборудованные лаборатории. В этих условиях Ученый Совет принял решение в 1994/1995 учебном году перейти на стабильный режим обучения. Был объявлен конкурсный набор среди абитуриентов со средним образованием на 100 мест для обучения по полной университетской программе.

В 1995 году Министерство образования и науки преобразовало колледж в самостоятельный Международный институт по радиоэкологии им. А. Д. Сахарова.

В 1999 году приказом Министерства образования Международный институт по радиоэкологии им. А. Д. Сахарова (МИР) преобразован в Международный экологический университет им. А. Д. Сахарова (МЭУ). Впоследствии университет приобрел новую аббревиатуру - МГЭУ им. А. Д. Сахарова (Международный государственный экологический университет им. А. Д. Сахарова).

В настоящее время в состав университета входят факультеты: факультет мониторинга окружающей среды, факультет экологической медицины, курсы дополнительного образования взрослых, осуществляется заочная форма получения образования.

27 мая 2015 года опубликовано Постановление Совета Министров № 450, согласно которому Международный государственный экологический университет им. А.Д.Сахарова исключен из перечня государственных организаций, подчинённых Министерству образования Беларуси, и присоединен к комплексу БГУ.

Лицензия: №02100/314

Директор
Маскевич Сергей Александрович , доктор физико-математических наук, профессор
Телефон: +375 17 230-69-98
График приема: первый вторник месяца, 8:00-14:00, кабинет № 205-1
E-mail:

Структура вуза (факультеты и кафедры):

Факультет мониторинга окружающей среды

Кафедра ядерной и радиационной безопасности
Кафедра экологического мониторинга и менеджмента
Кафедра энергоэффективных технологий
Кафедра экологических информационных систем
Кафедра физики и высшей математики
Кафедра философии, социологии и экономики

Факультет экологической медицины

Кафедра биологии человека и экологии
Кафедра биохимии и биофизики
Кафедра иммунологии
Кафедра радиационной гигиены и эпидемиологии
Кафедра экологической медицины и радиобиологии
Кафедра экологической и молекулярной генетики
Кафедра иностранных языков
Кафедра физического воспитания
Кабинет методики преподавания биологии и экологии

Отдел дополнительного образования
Подготовительные курсы
Подготовительное отделение для иностранных граждан
Повышение квалификации и переподготовка

Проезд:
Метро: станция метро «Тракторный завод»
Автобусы: №№ 2, 14, 43, 43д, 84, 106, остановка «Станция метро «Тракторный
завод»;
Троллейбусы: № 49, остановка «Ул. О. Кошевого»;
Трамваи: №№ 3, 6, «Станция метро «Тракторный завод»;
Электропоезд пригородного назначения: остановка «Тракторный».

Телефоны:
+375 17 230-69-98 (приемная ректора)
+375 17 299-56-32 (приемная комиссия)

Факс: +375 17 230-68-97

Web-сайт: http://www.iseu.by

E-mail:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (приемная ректора)
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (приемная комиссия)

Завершение XX века характеризовалось бурным развитием экологического образования во всем мире. Просвещение, подготовка кадров и информирование населения об экологических проблемах - одно из главных условий перехода разных стран к устойчивому развитию и решению проблем будущего выживания человечества.

Жизнь поставила на повестку дня вопросы безопасного проживания на территориях, неблагоприятных для жизни и хозяйственной деятельности человека. На Земле истощаются ископаемые ресурсы, и поэтому актуальной является задача поиски альтернативных, возобновляемых источников энергии.

В настоящее время общепризнанным является факт, что лица, принимающие управленческие решения, а также значительная часть населения должны иметь соответствующие экологические знания. Экологическое образование является частью единой триады «Экологическое воспитание - экологическое просвещение - экологическое образование», которая формирует у населения экологическое мировоззрение для осознания необходимости сохранения оптимальной среды обитания человека на глобальном, региональном и локальном уровнях.

В этом плане миссия Международного государственного экологического университета имени А. Д. Сахарова (Минск, Беларусь) - способствовать формированию специалиста, который чувствует ответственность за состояние окружающей среды и развивается на основе глубоких знаний, инновационного мышления, природосберегающих технологий.

Необходимость создания такого учебного заведения, возникла в связи с трагическими событиями 1986 г. (авария на Чернобыльской АЭС), когда в стране практически не было специалистов, профессионально подготовленных для минимизации последствий радиационных аварий. Следуя инициативам Международного конгресса памяти Андрея Сахарова "Мир, прогресс, права человека" и Программы "Чернобыль", курируемой ООН, в Минске был открыт Сахаровский колледж. Основателем и первым его ректором стал Александр Михайлович Люцко, в то время доцент кафедры ядерной физики Белгосуниверситета. Именно он сплотил вокруг себя энтузиастов, которые в короткий срок проделали огромную работу по созданию Сахаровского колледжа, который уже осенью 1992 г. распахнул свои двери для первых студентов.

Следующим этапом развития стал 1994 год, когда по решению Министерства образования и науки Республики Беларусь колледж стал самостоятельным Международным институтом по радиоэкологии. В 1999 г., после прохождения государственной аккредитации, институт обрел статус университета.

В настоящее время в состав университета входят пять факультетов:

Учебно-образовательные программы института включают в себя традиционные формы работы: лекции, семинары, доклады, информационные сообщения, а также современные методы обучения (интерактивные, тренинговые формы работы); деловые и ролевые игры, работы в малых группах; полевые практики, экскурсии в ведущие институты, посещение промышленных, административных, консалтинговых и общественных структур. Для приобретения практических навыков студенты проходят практику на учебно-научных станциях «Волма» и «Хойники». Производственная практика проходит в лабораториях институтов Национальной Академии Наук Республики Беларусь, в лабораториях отраслевых институтов, на промышленных предприятиях. Большая часть научно-исследовательской работы преподавателей, магистрантов, студентов и сотрудников проводится в лабораториях Научно-исследовательского института экологических проблем и Центра трансферта технологий возобновляемых источников энергии. Кроме того, они могут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Многофункциональная подготовка позволяет на высоком уровне анализировать состояние окружающей среды и экологической информации, а также использовать для решения профессиональных задач различные технические и программные средства информатики, методы математического моделирования, анализа и прогнозирования состояния природных объектов.

В соответствии с международным статусом института студенты углубленно изучают английский язык и второй иностранный язык (по выбору немецкий, испанский или французский), что позволяет профессионально общаться со специалистами других стран и работать с иностранной литературой.

Диплом МГЭИ им.А.Д. Сахарова признан достаточным для поступления в магистратуру вузов ряда зарубежных стран. Университет оказывает содействие выпускникам в трудоустройстве, предлагая рабочие места по полученной специальности в соответствии с заявками заинтересованных организаций. Выпускники университета работают в различных научно-исследовательских учреждениях, экспертно-аналитических организациях, органах контроля и управления качеством природной среды, экологических службах предприятий, в отделах автоматизации информационных систем различных учреждений, в высших и средних специальных заведениях на научных, инженерно-технических и административных должностях.

Научно-исследовательская деятельность в университете осуществляется Научно-исследовательским институтом экологических проблем.
В университете создано студенческое научное общество, которое организует и стимулирует вовлечение студентов в науку.

Директором университета является Маскевич Сергей Александрович.

Корпус N2, Иркутская улица, 65а

Адрес: Иркутская улица, 65а.
Проезд:
Отовсюду: Станция метро "Могилевская" Автозаводской линии, выход в сторону Ангарской улицы, а там любой троллейбус до остановки "2-й Летний переулок" и далее вдоль красных стрелок.
Из Чижовки: автобус 22 до остановки "Детсад", далее вдоль черных стрелок.
Из района Академии наук: автобус 20С до остановки "Охотская" и далее вдоль сиреневых стрелок.
Из Уручья и района Национальной библиотеки: автобус 27С до остановки "Нестерова", далее вдоль синих стрелок.

Информационная работа с населением по безопасному проживанию

на загрязненных радионуклидами территориях, проводимая

МГЭУ им. А.Д.Сахарова

Имени А.Д.Сахарова

(МГЭУ им. А.Д.Сахарова)

Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (БОРБИЦ)

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

За последние годы МГЭУ им. А.Д.Сахарова накоплен большой опыт и разработаны эффективные формы информационной работы с населением и формирования его радиоэкологической культуры.

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

  • Основным видам деятельности МГЭУ им. А.Д.Сахарова
  • в этом направлении являются:
  • подготовка и повышение квалификации специалистов различного профиля по вопросам радиационной безопасности;
  • создание и развитие системы учебно-консультационных центров по радиационной безопасности, базирующихся в учреждениях образования и региональной компьютерной сети по поддержке их деятельности на базе Регионального учебно-информационного центра (РУИЦ «Хойники») МГЭУ им. А.Д. Сахарова;
  • разработка рекомендаций, информационных и методических материалов для населения по обеспечению радиационной безопасности и безопасности жизнедеятельности.

А.Д.Сахарова осуществляется через Региональный учебно-информационный центр

по радиационной безопасности (г. Хойники), созданный в 2004 г. в соответствии с соглашением между Министерством образования РБ, Гомельским облисполкомом и Комчернобылем.

Международный государственный экологический университет

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

Участники проекта:

  • МГЭУ им А.Д.Сахарова и ряд других учебных и научных учреждений Республики Беларусь;
  • Обнинский гос. техн. ун-т ядерной энергетики (Российская Федерация)
  • Ин-т радиобиологии университета г. Мюнхен (ФРГ);
  • Иллинойский университет (США).

информационно-просветительская работа среди населения;

повышение квалификации специалистов по радиационной безопасности, радиоэкологии и др. смежных областей;

повышение квалификации учителей, врачей, работников системы управления и др. в области радиационной безопасности и безопасности жизнедеятельности;

оказание услуг населению региона по радиометрическому контролю продуктов питания, радиационному мониторингу мест проживания, индивидуальному дозиметрическому контролю.

Международный государственный экологический университет

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

Проводит переподготовку кадров по специальности «Радиационная защита и обеспечение безопасности источников ионизирующего излучения», в том числе в рамках международных образовательных курсов МАГАТЭ.

2)Повышение квалификации по

следующим курсам:

Радиационный контроль;

Радиационная безопасность;

Радиометрия и дозиметрия;

Операторы спектрометра

излучения человека;

Возобновляемые источники энергии

энергосбережение;

Экологические информационные системы.

Международный государственный экологический университет

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

Центров по радиационной безопасности, базирующихся в учреждениях образования

Международный государственный экологический университет

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

Основной целью Центров «Радиационная безопасность» является использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий для формирование радиоэкологической культуры населения, проживающего на территориях загрязненных радионуклидами, ведение статистики.

На сегодняшний день университетом создано 19 таких Центров.

Центров по радиационной безопасности

Гомельский лицей МЧС

Гимназия г.Калинковичи

(Гомельская область)

установка компьютерного

и специализированного

оборудования в учебном

классе гимназии

Гимназия г. Краснополье

(Гомельская обл.)

Международный государственный экологический университет

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

  • Материально-техническое оснащение Центров
  • комплект технических средств для индивидуального дозиметрического контроля и контроля радиационной обстановки;
  • комплект технических средств для ведения образовательной и информационной деятельности;
  • комплект учебно-методических и информационных материалов по вопросам обеспечения радиационной безопасности.

  • сопровождение центров:
  • обучение на базе ФПК МГЭУ им. А.Д. Сахарова по курсу «Радиометрия и дозиметрия» педагогических работников и местных специалистов, работающим в Центрах;
  • методическое обеспечение проведения занятий и мероприятий на базе Центра (лабораторно-практические занятия для школьников и внешкольные мероприятия);
  • разработка и предоставление Центрам наглядных пособий, учебных, методических и информационно-просветительских материалов;
  • обеспечение взаимодействия Центров в рамках Региональной компьютерной сети (РУИЦ «Хойники») МГЭУ им. А.Д. Сахарова).

Международный государственный экологический университет

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

Материалов для населения по обеспечению радиационной безопасности и безопасности жизнедеятельности

Примером такой работы является «Разработка методических рекомендаций по учету радиоэкологической ситуации и повышению радиоэкологической информированности населения в Ветковском, Буда-Кошелевском, Житковичском и Хойникском районах Гомельской области», в рамках реализации проекта ЕС/ПРООН «Территориально-ориентированное развитие регионов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС».

Международный государственный экологический университет

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

Развитие и сопровождение функционирования системы учебно-консультационных центров по радиационной безопасности. Координация деятельности всех аналогичных Центров (совместно с БОРБИЦ);

Развитие и обеспечение функционирования региональной компьютерной сети по поддержке деятельности учебно-консультационных центров (совместно с БОРБИЦ);

Международный государственный экологический университет

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Environmental University

Продолжить работы по созданию Центров в учреждениях образования РБ и РФ в рамках Программы совместных действий на 2011-2015 гг.

Ходатайствовать о выдвижение на соискание Премии Союзного государства авторский коллектив Атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на ЧАЭС.

Международный государственный экологический университет

им. А.Д.Сахарова

International Sakharov

Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова был создан в связи с необходимостью подготовки кадров для минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По инициативе Международного конгресса памяти Андрея Сахарова и программы «Чернобыль», в Минске в 1992 г. был открыт Международный высший колледж по радиоэкологии имени А.Д. Сахарова при Белорусском государственном университете. В 1994 г. колледж был преобразован в самостоятельный Международный институт по радиоэкологии имени А. Д. Сахарова, а в 1999 г. обрёл университетский статус.

Создатели университета исходили из мысли, что в настоящее время люди должны иметь соответствующие экологические знания. Особенно, если это руководители. Экологическое образование необходимо для осознания необходимости бережного отношения к среде обитания человека. Миссия Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова – способствовать формированию специалиста, который развивается на основе глубоких знаний, инновационного мышления, природосберегающих технологий, чувствует ответственность за сохранение окружающей среды.

В структуре вуза – следующие факультеты:

– факультет мониторинга окружающей среды – ведёт подготовку по специальностям «Экологический мониторинг, менеджмент и аудит», «Информационные системы и технологии (в экологии)», «Информационные системы и технологии (в здравоохранении)», «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», «Ядерная и радиационная безопасность».

– факультет экологической медицины – занимается подготовкой по специальностям «Медицинская экология» и «Медико-биологическое дело»;

– факультет заочного обучения – осуществляет подготовку по специальностям «Медицинская экология» и «Информационные системы и технологии (в экологии)» (заочно);

– факультет повышения квалификации – проводит повышение квалификации по таким направлениям, как радиационная безопасность; радиационный контроль; радиометрия, дозиметрия, спектрометрия; оператор счётчиков излучения человека; экологические информационные системы; энергосбережение, возобновляемые источники энергии. Факультет повышения квалификации Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова также обеспечивает переподготовку по специальности «Радиационная защита и обеспечение безопасности источников ионизирующего излучения»;

– факультет довузовской подготовки;

Отдельным структурным подразделением Международного государственного экологического университета является кафедра ЮНЕСКО, находящееся в непосредственном подчинении ректора. Кафедра обеспечивает взаимодействие преподавателей и научных сотрудников МГЭУ им. А. Д. Сахарова с ведущими учеными научных и педагогических центров мира и стран СНГ.

Диплом Международного государственного экологического университета считается достаточным для поступления в магистратуру высших учебных заведений ряда иностранных государств.

Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова , подчинённых Министерству образования Беларуси, о чём гласит постановление Совета министров №450 от 27 мая 2015 года. Как отнеслись к закрытию единственного профильного вуза специалисты и какое будущее его ожидает, разбирался корреспондент Беларусского зелёного портала.

Вопрос о присоединении «Сахаровского» университета к БГУ поднимался ещё несколько лет назад. В ноябре 2014 года прошла встреча сотрудников и студентов МГЭУ с первым заместителем министра образования Беларуси Вадимом Богушем. На тот момент основной причиной возможного объединения называли снижение количества абитуриентов и предрекали в этой связи высшей школе качественно новый этап развития.

Реакция госорганов

Беларусский зелёный портал попытался узнать о дальнейшей судьбе единственного профильного вуза страны в Министерстве образования . Пресс-секретарь Юлия Ванина свой комментарий изложила в двух предложениях: «Никто никого не упраздняет, за университетом остаётся статус юридического лица. Подробности вам расскажут в БГУ, обращайтесь туда».

Отдел организации работы прессы Беларусского госуниверситета оказался не в курсе грядущих изменений: «Насколько нам известно, ещё в прошлом году было принято решение в пользу МГЭУ. Вы поговорите с ректором, он вам всё расскажет. Вы убедитесь, что информация совершенно не актуальна, и лучше напишите о том, как университет выстоял и развивается, несмотря на все перипетии».

Попытка получить официальный комментарий в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды не увенчалась успехом. Консультант начальника отдела информации по связям с общественностью ничего о реорганизации не слышал. Лишь только на планёрке вскользь упоминалось о подписании документов и вынесении постановления.

И все же мнение одного государственного органа нам удалось узнать. Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в лице заведующей сектором информации и пропаганды экологических знаний Олеси Ермоленко изложил официальную позицию экологов: «Качество образования и подготовки студентов не пострадает. Университет продолжит свою деятельность, но в составе нового юридического лица».

Как гласит постановление №450, реорганизация МГЭУ пройдёт путём присоединения к Беларусскому государственному университету, но в качестве нового юрлица - Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова. Руководство Белгосуниверситета начнёт координировать всю работу новоиспечённого института, а его выпускники отныне будут получать диплом БГУ.

Позиция руководства «Сахаровского» университета

С вопросом, как дальше предстоит работать вузу, корреспондент Беларусского зелёного портала обратилась к проректору по учебно-воспитательной и идеологической работе МГЭУ Владимиру Красовскому и и.о. ректора Сергею Позняку .

- Присоединение нашего университета к комплексу БГУ - это единственный способ выжить в сложившейся ситуации. Новое юридическое лицо является правопреемником МГЭУ. И всё, что было в нём хорошего, найдёт отражение в новом институте. По сути, мы останемся базовой в стране организацией по экологическому образованию, и я в этом вижу только положительные моменты, - уверенно ответил Сергей Позняк.

- Идея подобной глобализации не принадлежит Беларуси. Она ведётся в рамках укрупнения учебных заведений практически в каждой стране. Мы идём по пути повышения качества образования, улучшить которое можно, используя потенциал ведущего вуза РБ. Тем более, буквально месяц назад наша республика присоединилась к Болонскому процессу. Ведь одно дело рейтинг МГЭУ, который, как вы знаете, будет занимать 630-е или около того место, и совсем другое - рейтинг БГУ. В присоединении к этому вузу мы видим только плюсы. К тому же, это придаст импульс для подготовки более квалифицированных специалистов, - добавил Владимир Красовский.

По словам собеседников, на решение о присоединении повлияли и материальные трудности , которые в настоящее время испытывает университет. У студентов нет необходимых условий для обучения: не хватает средств на строительство учебного корпуса, которое началось ещё в 1989 году, в плачевном состоянии кабинеты, оборудование, отсутствуют спортивные сооружения и т.д.

- А с помощью БГУ мы эти вопросы решим, - уверяет проректор.

Ещё одной причиной реорганизации называют улучшение качества образования . Дескать, объединившись в большое образовательное учреждение, как, например, Сибирский федеральный университет, вместивший в себя десятки вузов, удастся построить систему образования с усиленным курсом по профильным предметам. При этом может произойти отказ от дублирующих специальностей.

Мы должны готовить практико-ориентированные кадры. Экология - очень важное направление, но потребность страны в экологах, в принципе, закрывает наш университет. Ежегодно из его стен выпускается порядка 2000 специалистов экологического профиля. Востребованы ли все они на рынке труда - большой вопрос. Поэтому реорганизация именно в таком виде, когда мы входим в состав учебного комплекса как самостоятельное юридическое лицо, - это очень правильное решение. Для наших же партнёров нет принципиальной разницы: институт мы или университет. Для них важно то, что мы остаёмся международным, остаёмся экологическим и остаёмся названным в честь академика Сахарова. Как важны и те направления, которые мы развивали и будем развивать в дальнейшем, - отметил Сергей Позняк.

Руководство «Сахаровского» университета уверено, что ничего не поменяется и в организационном плане: все насущные вопросы, как и прежде, будут решаться совместно с министерствами природных ресурсов и охраны окружающей среды, образования, труда и социальной защиты, Советом министров и прочими.

- Уже много лет головной организацией по реализации всех государственных программ в сфере образования выступает Беларусский государственный университет. Непосредственно под его патронажем наш вуз работает 8 лет, - добавляет Сергей Позняк.

На вопрос о судьбе профессорско-преподавательского состава, он отметил, что при переходе в состав нового юрлица все рабочие места однозначно сохранятся. Вот только требования к кандидатам отныне будут предъявляться более высокие .

- Нужно соответствовать определенным критериям. Это и подготовка научных кадров, и публикации, и участие в выполнении проектной деятельности, и экспорт образовательных и научных услуг, - перечисляет Позняк.

- Профессорско-преподавательский состав очень сильно выиграет. Педагогу при БГУ заживётся слаще. С тем же багажом знаний и уровнем образования он начнёт получать большую зарплату, - дополняет коллегу Красовский.

Сейчас руководство вуза намерено заняться переоформлением трудовых договоров и будет опрашивать педагогов, согласны ли они работать в новых условиях.

- Эта рутинная работа требует внимательного отношения к людям. Ведь обидеть легко, достаточно одного неосторожного слова, - подчёркивает проректор. - То же самое и со студентами. В университете это персоны номер один, и их, конечно же, волнует, кем они будут завтра. Ведь поступали они в один университет, а заканчивать будут другой. Сейчас мы все эти нюансы им разъясняем.

На прошлогодней встрече поднимался вопрос о судьбе отдельных общеобразовательных и специализированных кафедр МГЭУ им. А.Д. Сахарова: что с ними будет при наличии таких же в БГУ? Однозначного ответа нет. Администрация университета рассказала о ситуации на сегодняшний день: преподаватели переходят в полном составе вместе со всеми кафедрами. Однако не отрицает, что в новом учебном году могут произойти изменения.

- Пока при присоединении к Белгосуниверситету мы отказались только от одной специальности - «биоэкологии». Она уже представлена на биофаке БГУ, и нет смысла дублировать в одном учреждении. Данное решение было принято ещё в 2014 году. Возможно, впереди нам предстоит переход на 4-летний учебный план. А это значит, что понадобится на 20% меньше преподавательского состава. Соответственно, кафедры будут укрупняться, объединяться. Однако мы никогда не пойдём на сокращение сугубо экологических специальностей, - заявляет Владимир Красовский.

Предельно ясен, по мнению руководства МГЭУ, вопрос о размере оплаты за обучение. Для студентов 2-го курса внебюджетной формы будут действовать те же условия, что и при заключении договоров. Стоимость их обучения в составе БГУ будет зависеть только от изменения минимальной заработной платы. Абитуриентов же поставят перед выбором: платить за качественное образование в ведущем вузе республики или искать что-то иное.

Распределение выпускников нового юридического лица будет происходить точно так же, заверил проректор Владимир Красовский.

- Единственное, всегда есть трудности, связанные с подачей заявок от наших организаций. Но это скорее государственная проблема, которая поднимается уже не раз. На рабочих местах должны быть задействованы специалисты с экологическим образованием, а не случайные люди, пусть и с не менее достойными профессиями, - подчёркивает он.

- Не нужно возвращаться в прошлое, - добавил в заключение беседы Сергей Позняк. - Нас уже там нет. Нужно смотреть в настоящее и будущее.

В свою очередь Владимир Красовский пожелал всем, кто следит за судьбой университета, верить, что экологическое образование в нашей стране будет стремительно развиваться, несмотря ни на что. И попросил передать от имени МГЭУ слова Марка Твена: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».

Отношение студентов и выпускников

В статусе международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова вуз просуществовал с 1999 года. Причиной его возникновения послужила трагическая авария на Чернобыльской АЭС. Сегодня МГЭУ - учебное заведение со своей историей, культурой, настроением и характером, если хотите. По-разному складывалась судьба его выпускников, но все они в своих отзывах сошлись в одном: в универе витала особая атмосфера, присущая только ему.

Алик Котов, выпускник МГЭУ 2008 года:

- В университете были свои традиции: триместровая система, 10-балльная оценка, когда её ещё не ввели повсеместно. В первые годы у нас было три сессии в году, и нам это нравилось: объём материала распределялся равномерно, было не тяжело в последнюю ночь перед экзаменом. Помимо учёбы мне запомнилась культурная и общественная жизнь, которая была очень насыщенной. Но времени на нее хватало: волонтёрские отряды, посвящение первокурсников в студенты, конкурсы на лучшую комнату в общежитии, выпуск университетской газеты, которая, кстати, по оценке Школы журналистики БГУ, вошла в тройку лучших вузовских газет Беларуси. Были востребованы творческие способности студентов: каждый мог петь, танцевать, играть в театре, сниматься в кино, заниматься рукоделием, состязаться в «Что? Где? Когда?» и «рожать истину в дискуссионном клубе».

Дарья Чумакова, выпускница МГЭУ 2009 года:

- Я определённо горжусь тем, что училась в «Сахаровском» университете. В то время ещё работал первоначальный преподавательский состав и в большинстве своём были живы уникальные традиции вуза. В годы моей учёбы университет был наполнен потрясающей атмосферой дружелюбия и элитарности, духом свободы, работала структура студенческого самоуправления «Гильдия студентов», был попечительский комитет, состоящий из маститых представителей научных учреждений и ведущих университетов мира. Обучение было весьма интенсивным от первого до пятого курса, но оно проходило на ура благодаря удивительному и талантливому преподавательскому составу, людей-практиков, которые любили и знали своё дело. Именно в университете мне встретились, что называется, учителя жизни, которые не только давали знания, но и растили особенное отношение к жизни и происходящему в ней.

Сегодняшние студенты также хотели бы, чтобы МГЭУ сохранил свою индивидуальность:

- Очень жаль, что университету, как отдельному вузу, не помогали с финансированием. Может, реорганизация как-то и улучшит этот вопрос. Но очень не хотелось бы, чтобы «Сахаровский» универ потерял свою индивидуальность. Пусть он и небольшой, но, как мне кажется, даёт достаточный уровень образования. У нас есть своя научная база «Волма», много разного оборудования и информационно-обучающих стендов, - говорит студентка Даша.

- Лично я против присоединения. Экологический вуз должен остаться обособленно экологическим. Может, университет и не даёт образования в полной мере, но путём присоединения этот вопрос уж точно не решится. Нам аргументируют лишь то, что теперь у нас будет диплом БГУ, хотя нам это совершенно не нужно. Что нас ожидает после присоединения - остаётся только гадать… - отмечает студентка Кристина.

По словам учащихся, сегодня в стенах МГЭУ имени А.Д. Сахарова нет единодушного мнения насчёт присоединения к БГУ. Есть опасение за завтрашний день, этакая пугающая неизвестность. В большинстве своём все, кого удалось опросить, согласны, что университету давно нужен был глоток свежего воздуха. Но такой, который позволил бы сохранить традиции, характер, наследие Международного государственного экологического университета в лучшие годы его существования. Это время они называют золотым. Хочется верить, что это удастся. Работа по образованию нового юридического лица уже началась…