Структура общества киевской руси. Политическая раздробленность киевской руси и ее последствия. Организация государственной власти в Киевской Руси

Социальная структура Киевской Руси.

    Сформировать представление и овладеть знаниями об основных социальных слоях Киевской Руси, их правах и обязанностях, отношениях к собственности;

    Умение оперировать полученными знаниями, сравнивать и анализировать полученные факты с изучаемыми ранее (социальная структура Западной Европы) и современной действительностью;

    Приобщение учащихся к социальной и культурной истории России для глубокого понимания современной истории государства.

Понятия: мужи (бояре) – высший слой свободных людей в древней Руси;

люди – средний класс;

смерды – ограниченно-свободные люди;

закупы – общинники, шедшие за «купу» (ссуду) в долговую кабалу, проценты которой отрабатывались работой на поле ссудившего;

рядовичи – люди, заключавшие договор (ряд) жить и работать на господина на определенных условиях;

холопы (челядь) – рабы на Руси;

вервь – территориальная община свободных земледельцев;

вира (вергельд) – плата за жизнь (штраф);

вотчина – наследственные земельные держания.

Источники к уроку: текст Русской Правды

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка темы урока, целей урока.

II. Повторение. Фронтальный опрос.

    Что такое социальная сфера жизни общества, изучение каких вопросов жизни человека она охватывает? (положение человека в обществе, деление общества по признакам экономического, юридического, политического разделения)

    Какие группы населения Средневековья в Западной Европе вы знаете? (феодалы, духовенство, крестьянство, горожане)

    Что такое сословие? (группы людей, обладающие правами и обязанностями, передающимися по наследству)

    Какие сословия вы можете назвать? (дворянство, духовенство и городское сословие)

    Какие еще общности людей в средние века в Европе вы можете назвать? (крестьянская община, цеха ремесленников, рыцарские ордена, монашеские ордена)

    Какие слои общества в нашей современной жизни вы можете назвать?

    По каким признакам разделяются люди в наше время?

III. Новая тема.

1. Краткое ознакомление с уже изученными категориями населения: князь и дружина, сельские общинники, горожане-ремесленники, купцы, их основные занятия.

Работа с учебником и Русской Правдой

    Заполнение таблицы параллельно с изучением текстов. (приложения 1)

    Рассматриваем проблемы критериев социальной стратификации (по Правде Ярославичей):

    Статус государственного мужа

    Наличие собственности

    Личная свобода

2. Положение нового социального слоя на Руси – духовенства , появившегося с принятием христианства:

    митрополит - глава церкви с резиденцией в Киеве (собор Святой Софии), присылавшийся из Константинополя;

    епископы – церковные наместники, подчиненные митрополиту;

    белое духовенство – священники, служившие в городских и сельских церквях;

    черное духовенство – монашество;

    изгои – люди, находящиеся под защитой церкви, потерявшие свой прежний статус.

3. Земельные отношения .

Собственниками земли на Руси были многие слои населения, так как земля могла покупаться и продаваться без запретов – сословной замкнутости еще не было (в отличие от Западной Европы, где вся земля принадлежала к X в. феодалам):

    князья (присваивали земли, завоевывали, захватывали свободные земли);

    церковь (земли дарились князем в собственность);

    бояре и дружинники (давалась за службу в наследное держание – вотчина или отчина);

    свободные общинники (собственность общины, делилась на участки между общинниками);

    смерды (постоянные пользователи государственной (князя или города) земли, которую не могли продать, завещать и т.д., платили дань государству за землю и несли повинности).

4. Положение женщины в Киевской Руси .

Краткое сообщение о жизни женщины. Ученики вспоминают сведения о положении женщины из пройденного материала.

IV. Обобщение.

Документы и вопросы к нему.

    «Если …. убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд».

Вопросы:

    Определите документ, из которого взят этот отрывок.

    О ком идет речь в документе?

    Назовите другие источники холопства в Древнерусском государстве

    В XII-XIII в. государственный сектор экономики на Руси продолжал оставаться ведущим, но развитие иного (параллельно существовавшего) сектора вело к усилению самостоятельности членов старшей дружины князя – бояр. Это вело к распаду дружины. Часть ее членов превращалась в самостоятельных феодалов. Другая часть становилась членами организации, безоговорочно повинующейся князю и ставшей преемницей младшей дружины.

Вопросы:

    Как называлась эта организация?

    Как назывались члены этой организации?

V. Заключение.

    В X – XII вв. в Киевской Руси начали складываться основные слои общества, разделяемые по экономическому и политическому признаку.

    В этот период, по сравнению с Западной Европой, не сложилось еще юридической обособленности социальных групп, общество было мобильным.

    Хозяйство было рыночным (денежным), а не натуральным. Поэтому говорить о том, что в Киевской Руси к XII в. начали складываться феодальные отношения, не представляется точным. Политические строй и экономика Киевской Руси были схожи с Византийским укладом, где преобладали рыночные отношения под покровительством государства.

VI. Домашнее задание: § 9, составить текст с использованием понятий по теме.

Приложение 1

Социальная стратификация Киевской Руси

Свободные

Зависимые

Мужи – высший слой свободных людей – бояре.

Духовенство.

Люди – средний класс.

Ограниченно-свободный слой.

Челядь (холопы) – лично-зависимое население.

1. Служилая аристократия - дружина князя (старшая).

2. Аристократия по праву - потомки племенной аристократии, люди, разбогатевшие на торговле.

1. Белое духовенство – церковные служители церковных приходов.

2. Черное духовенство – монахи.

1. Свободные сельские жители, организованные в верви (общины).

2. Городские жители: «житьи люди», имевшие собственность в виде промышленных предприятий и «молодшие люди» - ремесленники, наемные рабочие.

3. Купечество – торговые люди.

4. Отроки, гридня - младшая дружина.

1. Смерды - сельские жители, подчиненные княжеской власти или городу – государственные крестьяне.

2. Рядовичи – люди, заключившие договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на условиях.

3. Закупы – общинники, шедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), ведя при этом собственное хозяйство.

Военнопленные и добровольно продавшиеся в рабство от нужды.

Не имели гражданских прав, собственности (кроме одежды и личных принадлежностей).

Использовались хозяевами как слуги и полевые работники.

Могли выкупиться, бежать или их отпускал хозяин.

«за голову боярина княжеского, или граждан именитых взыскать 80 гривен или двойную виру»

«за княжеского отрока или гридня …, за всякого людина – 40 гривен или виру»

«за холопа нет виры, но кто убил его безвинно, должен платить господину …. 5, 6, 12 гривен » (в зависимости от занятия раба).

Об обществе, состоящем лишь из семейных общин, можно думать как о гомогенном по своей основе. Все члены задруги имеют равную долю как в общем труде, так и в производственном продукте. Это «бесклассовое» общество в миниатюре.

С надломом задруги и эмансипацией семьи от рода, со схожим обособлением индивида от общества и формированием территориальных общин нового типа вся социальная структура нации становится более комплексной. Постепенно оформляются различные социальные классы.

Процесс социального расслоения начался среди восточных славян задолго до формирования Киевского государства. Мы знаем, что склавены и анты в шестом веке обращали военно‑пленных – даже той же расовой принадлежности – в рабов. Мы также знаем, что среди антов была аристократическая группа и что некоторые из военных вождей владели большими богатствами . Итак, мы имеем у восточных славян элементы по крайней мере трех существующих социальных групп уже в шестом столетии: аристократия, простонародье и рабы. Подчинение некоторых из восточнославянских племен зарубежным завоевателям могло также реализовываться в политической и социальной дифференциации различных племен. Мы знаем, что восточные славяне платили дань зерном и другими сельхозпродуктами аланам, готам и мадьярам, по мере того как каждый из этих народов поочередно устанавливал контроль над частью восточнославянских племен. В то время как некоторые из славянских групп в конце концов утверждали свою независимость или автономию, другие оставались под иноземным контролем на более длительный период. Крестьянские общины, изначально зависимые от зарубежных господ, позднее признали власть местных славянских князей, но их статус не изменился, и они продолжали платить прежние повинности. Итак, установилось различие в положении разных славянских групп. Некоторые из них были самоуправляемы, другие – зависимы от князей.

Учитывая этот неординарный социальный и исторический фон, мы и должны подходить к изучению русского общества в киевский период. Можно предположить, что общество было достаточно сложным, хотя в Киевской Руси не существовало таких высоких барьеров между индивидуальными социальными группами и классами, которые существовали в феодальной Европе того же периода. В целом следует сказать, что русское общество киевского периода состояло из двух крупных групп: свободных и рабов. Подобное суждение, однако, хотя и правильно, является слишком широким, для того чтобы адекватно охарактеризовать организацию киевского общества.

Следует отметить, что среди самих свободных были различные группы: в то время как некоторые были полноправными гражданами, правовой статус других был ограничен. Фактически положение некоторых свободных классов было столь ненадежным, вследствие правовых или экономических ограничений, что некоторые из них по собственной воле предпочитали переход в рабское состояние. Итак, можно обнаружить между свободными и рабами промежуточную группу, которую можно назвать полусвободными. Более того, некоторые группы собственно свободных были в лучшем экономическом положении и лучше защищены законом, нежели другие. Соответственно, можно говорить о существовании высокопоставленного класса и среднего класса свободных в киевском обществе.

Нашим главным правовым источником для этого периода является «Русская Правда», и к этому кодексу мы должны обратиться для получения правовой терминологии, характеризующей социальные классы. В варианте «Правды» одиннадцатого столетия – так называемом «Кратком варианте» – мы обнаруживаем следующие основополагающие понятия: мужи – для высшего слоя свободных, люди – для среднего класса, смерды ‑ для ограниченно свободных, челядь ‑ для рабов.

В глазах законодателя человек обладал различной ценностью, в зависимости от своей классовой принадлежности. Древнерусское уголовное право не знало смертной казни. Взамен ее была система денежных платежей, налагаемая на убийцу. Последний должен был платить компенсацию родственникам убитого (известную как bot в англо‑саксонском варианте) и штраф князю («bloodwite»). Эта система была общей у славян, германцев иангло‑саксов в раннее средневековье.

В наиболее раннем варианте «Правды» вергельд, или плата за жизнь свободного человека, достигал 40 гривен. В «Правде» сыновей Ярослава княжьи люди (мужи )были защищены двойным штрафом в 80 гривен, в то время как штраф за людина (множественное число – люди )оставался на изначальном уровне 40 гривен. Штраф, который надлежало выплатить князю за убийство смерда устанавливался в 5 гривен – одну восьмую от нормального вергельда. Рабы, являвшиеся несвободными, не имели вергельда.

С филологической точки зрения интересно, что все вышеперечисленные термины принадлежат древнему индоевропейскому основанию . Славянское муж (можи) связано с санскритским manuh, manusah; готским manna; немецким mann и mench. В древнерусском «муж» имеет значение «мужчина благородного происхождения», «рыцарь» и кроме того означает «муж» в семейном плане. Люди означает сообщество человеческих существ, что можно сравнить с немецким leute. Оказывается, что корень слова является тем же, что и в греческом прилагательном eleutheros («свободный») . Смерд может быть рассмотрен в соотнесении с персидским mard, «человек»; по‑армянски звучит также mard. Исчезновение изначального "s" в комбинации «sm» не является необычным в индоевропейских языках . Согласно Мейе, mard подчеркивает смертность человека (по контрасту с «бессмертными», т. е. богами) . С этой точки зрения, интересно сравнить персидское mard и славянское смерть (оба слова означают «кончину»).

В социальном развитии России каждый из вышеупомянутых терминов имеет свою собственную историю. Термин «смерд» приобрел уничижительное значение в связи с глаголом «смердети», «вонять». Термин «муж» в смысле специфической социальной категории постепенно исчез, и из мужей в конечном итоге развился класс бояр. В своей уменьшительной форме термин мужик маленький человек») применялся к крестьянам, подчиненным боярской власти. Отсюда – мужик, «крестьянин». Термин людин (в единственном числе) также исчез, за исключением комбинации простолюдин.

Множественная форма люди до сих пор используется; ей соответствует в современном русском языке слово человек, используемое лишь в единственном числе. Первая часть этого слова (чел‑) представляет тот же корень, что присутствует в древнерусском слове челядь («домашние рабы»). Изначальное значение корня – «род»: сравним гальское clann и литовское keltis

Социальная структура Киевской Руси

Социальная структура Киевской Руси отвечала ее экономической системе. Господствующее положение занимали воеводы (бояре), тысяцкие, сотские, тиуны, огнищане, сельские старосты, городская верхушка. Свободная категория сельских производителей называлась смердами, феодально зависимым населением в Киевской Руси были рядовичи, закупы и изгои. Холопы и челядь находились на положении рабов.

Политическая раздробленность Киевской Руси и ее последствия

Киевская Русь была одним из могущественных государств своего времени, что значительно повлияло на развитие европейской цивилизации, однако после смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1132 г.) она начала терять свое политическое единство и разделилась на 15 княжеств и земель. Среди них крупными и влиятельными были Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое и Галицкое княжества.

Политические предпосылки раздробленности были такими:

  • - престолонаследие среди князей Киевской Руси было разным: в одних землях власть передавалась от отца к сыну, в других - от старшего брата к младшему;,
  • - были ослаблены политические связи между отдельными феодальными владениями и отдельными землями, развитие отдельных земель привело к возникновению местного сепаратизма;
  • - в отдельных землях местное боярство для обеспечения защиты своих прав требовало сильной власти князя; с другой - усиливалась реальная власть удельных князей и бояр, власть киевского князя была ослаблена, много бояр ставили местные интересы выше общегосударственных;
  • - в Киевском княжестве не была создана собственная династия, так как Борьбу за владение Киевом вели представители всех княжеских родов;
  • - усилилась экспансия кочевников на русские земли.

Социально-экономические предпосылки раздробленности:

  • - натуральный характер хозяйства Киевского государства приводил к ослаблению экономических, торговых связей между отдельными землями;
  • - стремительно развивались города, которые становились политическими, экономическими и культурными центрами княжеств;
  • - превращение условного землевладения удельного боярства в наследственное значительно усиливало экономическую роль местной знати, которая не желала делиться своей властью;
  • - изменение торговой конъюнктуры, вследствие чего Киев утратил роль центра торговли, а Западная Европа стала непосредственно торговать с близким сходом.

Современные исследования ученых доказывают, что феодальная раздробленность является закономерным этапом в развития средневекового общества. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что все народы и государства Европы пережили ее. Раздробленность была вызвана дальнейшей феодализацией древнерусского общества, распространением социально-экономического развития на местах. Если раньше Киев был центром всей общественно-экономической, политической, культурной и идеологической жизни страны, то с середины XII в. с ним уже соперничали другие центры: старые - Новгород, Смоленск, Полоцк - и новые - Владимир-на-Клязьме и Галич.

Русь раздирали княжеские междоусобицы, большие и малые войны, постоянно шли между феодалами. Однако вопреки распространенному мнению Древнерусское Государство не распалось. Оно только изменило форму: на место единоличной монархии пришла монархия федеративная, при которой Русью совместно правила группа наиболее влиятельных и сильных князей. Историки называют такой способ правления «коллективным суверенитетом».

Раздробленность ослабила государство политически, но способствовала развитию экономики и культуры на местах. Она, в известной мере, заложила основы трех восточнославянских народностей: русской, украинской и белорусской. Периодом прекращении раздробленности на восточнославянских землях принято считать последние десятилетия XV века, когда образовалась Российское централизованноегосударство, а украинские и белорусские земли попали под власть Литвы, Польши, Венгрии и Молдавии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Киевская Русь в IX - нач. XII вв.: социальная структура, политический и государственный строй

План работы

Введение

Возникновение Древнерусского государства

1. Социально-экономический строй Киевской Руси

2. Политический и государственный строй

Заключение

Список литературы

Введение

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII - XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен - ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков - огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян - братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX-XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь - одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы - с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019-1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие - это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала - совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее - с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор - «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки - родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну - боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира - высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец - варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство - монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.

К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне - смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр.

В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей - закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец - холопец - холоп), а со временем всех невольных людей.

Основными источниками холопства были: плен на войне; брак с невольным; рождение от холопов; продажа при свидетелях; злостное банкротство; побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин.

Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую.

Главным богатством и основным средством производства на Руси была земля. Сначала формировался домен - личное владение князя. К X - XII вв. в Киевской Руси сложились крупные частные землевладения. Формой земельной собственности стала вотчина - земля, передаваемая по наследству с правом полной собственности. Вотчина могла быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие на ней крестьяне становились поземельно зависимыми от феодала. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.

Характерной чертой экономики Руси явилось подчинение крестьян коллективному феодалу - государству, взимавшему с них поземельную подать в виде дани. На начальном этапе развития древнерусского дань собиралась со всего свободного населения и называлась полюдье. Это было осуществлением верховного права на землю, установлением подданства князю.

Высшие должностные посты в Киевской Руси занимали представители дружинной знати. Совет при князе составлял Думу. Военными отрядами руководили воеводы. Сбором подати ведали данники (поземельная подать) и летники (торговые). Были судебные чиновники - мечники, вирники, земцы и мелкие должностные лица - бирючи, метельщики. К X веку земли племенных союзов превратились в административные единицы - волости под управлением князей - наместников Великого князя.

Продолжается рост числа русских городов. Известно, что в Х веке в летописях упоминается 24 города, в XI веке - 88 городов. Только в XII столетии на Руси их было построено 119.

Росту числа городов способствовало развитие ремесла и торговли. В это время ремесленное производство насчитывало не один десяток видов ремесел, в том числе оружейное, ювелирное, кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ткацкое дело. Центром города был торг, где ремесленная продукция реализовывалась. Внутренняя торговля, из-за ведения натурального хозяйства, была развита гораздо слабее внешней. Киевская Русь торговала с Византией, Западной Европой, Средней Азией, Хазарией.

3. Политический и государственный строй

Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя.

Киевская Русь имела внешнеполитические отношения с тремя типами государств за период своего существования:

1. Русские независимые или удельные и родственно (династически) зависимые от великого князя Киевского княжества и земли.

2. Нерусские государственные образования и земли, являвшиеся ближайшими соседями Киевской Руси, граничившие с ней, вступавшие с ней в войны, союзы, договорные отношения.

3. Западноевропейские государства, не имевшие непосредственных границ с Киевской Русью.

Таким образом, Киевская Русь имела сложные отношения с почти четырьмя десятками внешнеполитических объектов.

Сосредоточение всей внешней политики, руководства ею в руках одного лица - великого князя - создавало благоприятные условия для укрепления тактики осторожности, обеспечивало величайшую тайну, неожиданность всех важнейших решений руководителя государства. И в этом было огромное преимущество Киевских князей перед другими европейскими монархами.

Во внешней политике князей Киевской Руси можно выделить следующие периоды:

1. От Рюрика до Ярослава Мудрого (862 - 1054 г.г.) Основной чертой являются накопление земель, расширение государства за счет внутренних ресурсов - уделов ослабевших и обедневших князей - родственников великого князя.

2. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха (1054 - 1125 г. г.) Период стабилизации внешнеполитических продвижений, период закрепления успехов внешней политики и ограждения от вмешательства в неё других Рюриковичей, удельных князей, попытки отстоять и канонизировать единоличность проведения внешнеполитической линии как личной политики князя или, по крайней мере, как единой общегосударственной политики.

3. От Мстислава I до Даниила Романовича Галицкого (1126 - 1237 г.г.) Период оборонительного направления внешней политики, главной задачей которой ставится сохранить приобретения прежних веков, не дать ослабить Киевское государство усиливающимся региональным княжествам. В этот период ослабевшим Киевским князьям приходится делиться монополией на внешнюю политику с родичами Мономаховичами. А ведет к тому, что исчезает преемственность внешнеполитической линии, сохранявшаяся при личной внешней политике князя. Часто сменяемые, правящие год-два великие князья не могут уже видеть внешнеполитические перспективы. В результате при первом же сильном внешнем давлении татаро-монголов вся Русь разваливается.

Начиная с 1125 года, на Киевском великокняжеском престоле утверждается новая династия - Владимировичей-Мономаховичей. Воздействие великих князей на внешнюю политику после Владимира Мономаха ослабевает. Причина заключается не только в кратких сроках пребывания князей на своей должности, но и необходимость считаться с мнением всего клана Мономаховичей. Вместе с ликвидацией самостоятельности (политической) Киевской Руси была ликвидирована и ее самостоятельная внешняя политика, определяющаяся в Орде великим ханом.

Однако само государственное единство Руси не было прочным. Признаки непрочности единства обнаружились после гибели Святослава, когда в Киеве власть взял юный Ярополк. Ярополк опирался на варягов - наёмников, нанятых ещё отцом. Варяги вели себя заносчиво. Второй сын Святослава Олег начал с ними борьбу и стремился пополнить свою дружину крестьянами - Олег погиб в этой усобице, но стенами Киева начал княжить Владимир (3-й сын). После смерти великого князя Владимира в 1015 году для Руси наступили тяжелые времена: его сыновья (их 12) начали длительные усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды. Воины нарушали едва - едва установившийся порядок в государстве. Наступил 1073 год, и новая междоусобная борьба. На этот раз распри произошли между сыновьями Ярослава Мудрого. Если Ярославу Мудрому удавалось в течение долгого времени сохранить единство Руси, то его сыновьям и внукам делать это оказалось труднее. Это объясняется многими причинами.

Во-первых, установленный Ярославом порядок престолонаследия оказался неудачным. Сыновья умершего великого князя не хотели отдавать власть старшим по возрасту, своим дядям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе.

Во-вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось целеустремленной и волевой личности, какими были Владимир I и сам Ярослав.

В-третьих - набирали силу крупные города и земли. Появление крупных вотчинных хозяйств, в том числе церковных владений, способствовали общему прогрессу хозяйственной жизни и стремлению к независимости от Киева.

В-четвёртых, постоянное вмешательство половцев во внутренние дела Руси История Государства Российского.

В 1068 году, когда половецкий хан Шакуран вторгся в русские земли, сыновья Ярослава Мудрого укрылись в своих крепостях. Киевский народ сверг Изяслава и провозгласил на престол половецкого князя Всеслава, оставившего благодарную память за семь лет. Изгнав Всеслава, Ярославичи продолжали враждовать между собой в течение восьми лет. В эти годы вспыхнули народные восстания в Поволжье и на далеком Белозере, в Ростовской земле, Новгороде против феодальной знати, которая увеличила подати: виры и продажи (судебные пошлины), корм (для должностных лиц поставки). Поскольку антифеодальные движения были направлены и против церкви, во главе восставших иногда оказывались волхвы. Движение принимало форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии.

С 1125 года после смерти Мономаха на киевском престоле утвердился сын Мономаха, прозванный Великим. Русью он правил столь грозно, сколь его отец. При нем были изгнаны из своих владений полоцкие Всеславичи. Из-за внутренних распрей ослабли черниговские Святославичи: Муромо-Рязанская земля отделилась от Черниговской. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти 1132 года распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Олеговичи, и относительному спокойствию на Руси пришел конец.

Таким образом можно сделать вывод, что после смерти Святослава возникла новая политическая ситуация на Руси: после смерти правителя осталось несколько сыновей, деливших власть. Новая ситуация породила новое событие - княжескую усобицу, целью которой была борьба за власть.

политический государственный киевский русь

Заключение

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.

Однако уже в XII в. от древнерусского государства отделился целый ряд княжеств. Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали и социально-политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих людей) в землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс оседания дружины на землю. В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту.

В этот период изменяется и система государственного управления. Формируются два центра управления -- дворец и вотчина. Все придворные чины одновременно являются государственными должностями в пределах отдельного княжества, земли, удела и проч. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утратило свое значение славянского государственного центра.

Список литература

1. Георгиева Т.С. История России: учебник. - М.: Юнити, 2001

2. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрист, 1998

3. История Государства Российского: учебное пособие \ А.М. Пушкарёв. - М.: Правда, 2003

4. Кондаков И.В. Новая история России: учебник. - М.: Университет, 2000

5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1991

6. Павлов А.П. История: учебник для вузов. - СПб., 2005

7. Россия в 9-20 века: учебник \ под. ред. А.Ф. Покрапивного. - М.: Юнити, 2004

8. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. - М.: "АиФ Принт", 2003

Хрестоматия по истории России: В 4-х т., - Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС, Международные отношения,

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возникновение Древнерусского государства, теории его происхождения. Общественный строй Древней Руси, социальная структура общества. Государственный и политический строй Древнерусского государства, влияние христианства на его становление и развитие.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Предпосылки образования восточнославянского государства. Возникновение, становление и расцвет Киевской Руси. Развитие государственности на Руси в первой половине Х ст. Социально-экономический и государственный строй Киевской Руси. Крещение Руси.

    реферат , добавлен 02.10.2008

    Восточные славяне в VIII-IX вв., их социально-политический строй. Феодальные отношения и формы ренты. Теории возникновения государства у восточных славян. Социальная структура и основные категории населения. Управление древнерусским государством.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Общественный уклад восточных славян. Социально-политический строй Древней Руси в IX-XI вв. История письменного законодательства. Ослабление политической роли киевского князя. Усиление землевладельческой знати. Изменения в положении зависимого населения.

    реферат , добавлен 05.11.2016

    История формирования древнерусского государства. Происхождение и история восточных славян. Киевская Русь в IX - XIII вв., внутренняя и внешняя политика. Развитие культуры Киевской Руси. Период феодальной раздробленности. Княжеские династии на Руси.

    реферат , добавлен 07.06.2008

    Теория образования Древнерусского государства: норманизм и антинорманизм. Политический и социально-экономический строй в Древней Руси: Киев и Новгород. Деятельность первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). История народных восстаний.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2014

    Возникновение и общественный строй древнерусского государства. Государственный строй Киевской Руси, административные и правовые реформы первых князей. Введение христианства на Руси, его влияние на развитие государственности. Проблема феодализма на Руси.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория происхождения Древнерусского государства. Исторический портрет князей династии Рюриковичей. Защита Руси от кочевников. Непрерывные войны Святослава с Волжской Булгарией и Хазарией.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2013

    Политический, государственный строй Сефевидского Ирана последней четверти XVI в. Политический кризис в стране и ослабление центральной власти. Реформы Аббаса I и укрепление государственного строя страны. Расширение сферы социально-политической опоры шаха.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2010

    Виды личной зависимости человека в Древней Руси. Политический строй древнерусского государства. Процесс ограничения прав лично свободного населения в IX-X вв. Социальная структура феодально-зависимого населения в X-XII вв. (смерды, холопы, закупы).


Социальная структура общества в Киевской Руси

После образования в v веке средневековых стран в них стала формироваться социальная структура общества, характерная для феодального народа. (на примере королевства франков)

Король - возглавил государство , уничтожив 40 королей родственных племён, входивших в королевство франков и стал передавать власть по праву престолонаследия.

Феодалы – землелевладельцы появились после раздачи земель королевской властью управленьческой элите племён. Феодалы вместе с рыцарством составляли первое сословие.

Духовенство оформилось после проведения процедуры крещения 40 франских племён. Они состовляли второе сословие.

Государственные чиновники – назначались королевской властью для управления созданными админестративно территориальными округами.

Рыцарство – стало военной опорой власти. Рыцарь получал служебный земельный надел.

Горожане – жители торгово-промышленных городов, совместно выступавшие за решение своих проблем, они оформились в особое третье сословие.

Свободные крестьяне

Крепостные крестьяне – крестьяне, жившие на земле феодалов лично и поземельно зависившее от них.

Примерный механизм складывания

крепостного права в Западной Европе

1. Превращение общинных земель в частную собственность франков обусловило дробление наделов по мере разрастания семей и их утрату большинством малоземельных франков за долги. В результате произошло перераспределение земель бывших общинников в пользу духовных и светских феодалов.

2. Потерявшие свои земли крестьяне вынуждены были отдавать себя под покровительство (патронат, коммендацию) крупных землевладельцев, получая за это землю во временное пользование на условиях отработки. Это сопровождалось складыванием поземельной, а затем и личной их зависимости от феодалов.

3. Аналогичные последствия вызывали вступления малоземельных крестьян в прекарий (дословно - участок по просьбе) к церкви - с передачей своей земли. Продолжая работать на ней, крестьяне продолжали пользоваться своей бывшей землей и дополнительными участками , предоставленными церковью.

4. Часть крестьян, потерявших землю, продавала себя в рабство.

Знакомство с материалами учебников позволяют сделать вывод, что в Киевской Руси существовала достаточно сложная система общества.

Великий князь – по праву завоевания и передачи власти по наследству являлся главой государства. Великие киевские князья

860-882 Аскольд и Дир, князья Киевские- титулом Великий князь не обладали.

882-912 Олег Вещий

912-945 Игорь Рюрикович

945-957 Ольга

957-972 Святослав Игоревич

972-978 Ярополк Святославич

978-1015 Владимир Святославич (Святой, Креститель, Красное Солнышко) и др.

Удельные князья - первоначально они были вассалами Киевского князя, но после Любечского съезда князей некоторые из них захватили управлемые территории в свою собственность.

Бояре – это старшие дружинники князя , которые вместе с ним принимали решения, выполняли волю князя по управлению государством. После Любечского съезда князья, вышедшие из под киевского контроля, стали платить боярам за службу не серебром, а землей.Так бояре превратились в землевладельцев – феодалов.

В дружине были также младшие войныотроки и гриди . Они сопровождали князя в качестве свиты и телохранителей, выполняли различные поручения , но не участвовали в советах.

Духовенство – сословие служителей церкви. Появилось после крещения Руси в 988 году. Делилось на белое духовенство (священников) и черное духовенство – монахов.

Горожане – люди, жившие в городах

Смерды – свободные крестьяне-общинники, жившие на землях Киевского государства, платившие ему дань и выполнявшие другие повинности.

Холопы- , фактически они были рабами в древнерусском обществе. Они не имели собственности, за его действия нёс ответственность господин. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступления , через женитьбу или замужество на холопе или холопке.

закупы - общинники, оказавшиеся в долговой зависимости за ссуду, процент из которой они отрабатывали у феодала, давшего им купу (деньги, землю, скот или любое другое имущество) и рядовичи - общинники, взявшие в долг и договорившиеся отрабатывать его своим трудом.

На Руси оформление крепостного права было очень длительным по ряду причин. Во-первых, при отсутствии частной собственности крестьян на землю, они долго оставались без необходимости брать её у феодалов. Во-вторых, сословие феодалов – бояр землевладельцев появилось только в конце XI века. Таким образом, структура общества на Руси сильно отличалась от структуры общества в Западной Европе.