Проведение кружковой работы в доу. Примерный план оформления рецензии на программу дополнительного образования

Отчет по работе кружка в ДОУ по теме «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Для решения этой задачи у нас в МБДОУ «Д/с «Незабудка» мною ведется кружок «Волшебные пальчики», который способствует развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук, улучшению координации и точности движений руки и глаза, всех тех навыков, которые необходимы ребенку при обучении в школе.
Занятия кружка включают в себя разнообразные игровые упражнения, сюда входят пальчиковые игры которые сопровождаю чтением стихов и потешек; отработка графических навыков - это рисование линий, фигурных дорожек, рисование по контуру, штриховка с различным направлением движения руки, раскрашивание, обводка по трафаретам
Занятие начинаю с пальчиковой игры, тем самым создаю эмоциональное настроение, благодаря которому дети увлекаются игрой и с интересом выполняют движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев, подготавливая их для работы в тетради. Вот примеры нескольких игр, которые нравятся моим ребятам. "Апельсин", "Гости", "Замок", "Капуста" и т. д. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, например такие "Мы писали, мы писали наши пальчики устали", "Пальчик-мальчик", "Дружба", это дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Пальчиковые игры и упражнения также провожу в перерывах между занятиями, как физминутку, во время игр в помещении или на прогулке.
На занятиях кружка я создаю условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь мне помогают такие знакомые всем упражнения, как лепка, упражнения с бумагой, сортировка мелких предметов.
Перед лепкой дети разминают пластилин. Это полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный. Дети отрывают кусочки пластилина, скатывают шарик, придавливают между двумя пальцами и приклеивают его к шаблону елочка, в результате получается "Новогодняя елочка с разноцветными игрушками".
Работая с бумагой ребята рвут и сминают ее, делают бумажные шарики, а из шариков выкладывают силуэт – например, кошку, барашка, тучку. В другом задании дети отщипывают маленькие кусочки бумаги и скатывают ее подушечками пальцев, приклеивают на готовый шаблон с изображением птички и кормушки, это зернышки для птички.
Детям нравиться выкладывать из фасоли фигуры животных - кошку, змею, птицу или цветы, деревья. Из пуговиц разных по размеру и цвету выкладывают несложные узоры. Выполняя действия с мелкими предметами, объясняю детям что это надо делать либо щепотью тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывать двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.
Из счетных палочек дети выкладывают различные фигуры: "Флажок", "Качели", "Машина", "Корзина", и др. Фантазируя рисуют пальчиками на манке высыпанной на поднос. После проведения таких заданий подвожу итоги. Итогом является поощрение воспитанников за лучшее выполнение работы.
Подготовив таким образом пальчики к работе, приступаем с детьми к отработке графических навыков. Штриховка является одним из методов подготовки дошкольников к обучению письму. Эти упражнения способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам. Перед выполнением задания, даю детям инструкцию, штриховку надо выполнять в указанном стрелкой направлении, линии должны быть параллельны друг другу, расстояние между линиями должно быть одинаковым, нельзя выходить за контур изображения.
Обведение контуров по точкам здесь учу детей правильно держать карандаш и правильно направлять его, карандаш не отрывать от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Получившиеся рисунки можно использовать как раскраски.
Детям очень нравится обводить трафареты . На занятии начинали с трафаретов для внутренней обводки (т. к. ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (на пример собственную ладонь или геометрические фигуры - круг или квадрат, а потом переходили к более сложным, фигуры животных, цветы, листья деревьев. Работа с трафаретами воспитывает усидчивость, развивает терпение и даёт первые навыки держать карандаш.
Когда дети начинают более уверенно держать карандаш, включаю в работу метод дорисовки (по принципу симметрии). Упражнения с дорисовкой являются одним из эффективных способов развития воображения.
Также на занятиях кружка и в самостоятельной деятельности использую простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
В кружковой работе большую помощь оказывают родители . Родители со всей ответственностью подходят к процессу обучения своих детей. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Систематически работая над развитием мелкой моторики рук у детей, добилась определенных положительных результатов: кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма. Я рекомендую, родителям и всем кто работает с детьми, шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование движений пальцев рук.
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.

> Анализ кружковой работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"

При определении результатов проведенного диагностирования нами были использованы различные методы спортивно-тренировочного комплекса, которые способствуют развитию и выявлению уровня тренированности скоростно-силовых способностей у детей дошкольного возраста, руководствуясь тем положением, что целью кружковой работы по физическому воспитанию является формирование у детей основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, а так же эффективное использование здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к детям. При этом основной задачей кружковой работы является профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами. Объектом диагностирования явилась группа детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, в составе 12 человек, посещающих детский сад "Колокольчик" с.Бельтирское Аскизского района РХ, с которыми проводились занятия в кружке "Здоровячок" в течении 2008-2010г. Список детей представлен в Приложении А.

Занятия проводились в период пребывания детей в детском саду, в послеобеденное время. Продолжительность занятий составляла 60-80 минут.

При проведении диагностирования подбор адекватных методов и приемов по выявлению особенностей развития скоросно-силовых способностей детей дошкольников проводиться при соблюдении принципов:

1. Систематичности;

2. Прочности;

3. Дифференцированного подхода.

Анализ проводимой работы показал, что для решения задач оздоровления дошкольников путем кружковой работы в детском саду созданы необходимые условия: зал с физкультурным оборудованием для развития различных групп мышц, спортивный инвентарь и атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений, подвижных и малоподвижных игр. Донное оборудование имеется в детском саду, при этом имеется также нетрадиционное оборудование для профилактики и проведения корригирующих упражнений. Причем в самих группах оборудованы физкультурные уголки, на участках - тропа здоровья.

При проведении диагностирования в начале учебного года в группе была проведена первоначальная диагностика физической подготовленности дошкольников с последующей оценкой результатов. Кроме того, при проведении занятий воспитатель, опираясь на результаты диагностики, осуществляет подход к детям с разным уровнем физического развития.

Определение уровня физического развития проводился 2 раза по "Методике комплексного развития основных двигательных качеств детей 3-7 лет в режиме ДОУ" В.А. Иванова. (Приложение Б). Первоначально было проведено диагностирование детей перед началом занятий в кружке "Здоровяячок", второй раз диагностирование проводилось по этим же методикам, но в конце проведения работы по работе кружка.

Данные по показателям физических качеств: ловкости, выносливости, быстроты движения, отбивание мяча от пола, силы и силовой выносливостипредставлены в таблице 1.

Таблица 1- Данные по показателям физических качеств детей дошкольного возраста на первоначальном этапе исследования 2008 год.

По данным проведенной диагностику по физической подготовке детей старшего дошкольного возраста, можно увидеть динамику физической подготовки детей. Графически данные представлены на рисунке 3.

Риунок.3. Данные по показателям физических качеств детей дошкольного возраста на первоначальном этапе диагностирования

Анализируя данные таблицы 1 и рисунка 3, можно сказать, что показатели в группах существенной разницы на первоначальном этапе диагностирования не имели. Как в группе девочек, так и у мальчиков низкие показатели по выносливости, ловкости и силовой выносливости.

Следующий этап диагностирования предпологал проведение в экспериментальной группе цикла занятий по программе кружка "Здоровячок" (Приложение В). Занятия включали в себя подготовку детей по различным направлениям. После проведения цикла занятий был проведен контрольный срез физической подготовки детей 5-7 лет. Диагностирование детей проводилось по тем же методикам что и первоначально. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2- Данные по показателям физических качеств детей дошкольного возраста на конечном этапе диагностирования

Графически изменения показателей отражены на рисунке 4


Риунок.4. Данные по показателям физических качеств детей дошкольного возраста на контрольном этапе исследования

Анализируя данные рисунка, можно сказать что показатели детей группы значительно улучшились по сравнению с первоначальным этапом:

Быстрота, увеличелась на 20%;

Выносливость увеличиласьна 45%;

Быстрота движений также значительно возрасла -на 52%;

Отбивание мяча от пола увеличилось на 20%;

Сила и силовая выносливость также пропорционально возросли на 50%.

Делая сравнительный анализ группы на начало и конец диагностирования можно также заметить значительное улучшение показателей, представленных а таблице 3

Таблица 3- Сравнительный анализ показателей физических качеств детей группы



Графически данные сравнительного анализа показателей физических качеств детей группы на начальном и конечном этапе диагностирования представлены на рисунке 5.



Рисунок.5. Сравнительный анализ показателей физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, проводя кружковую работу с детьми наблюдается динамика в развитии физических качеств - быстрота, выносливость, быстрота движений, отбивание мяча от пола, сила и силовая выносливость

Можно отметить, по данным диагностирования, что проведенный анализ показал уровень показателей развития физических качеств детей до начала проведения диагностики - были низкие показатели значений, а по окончанию диагностирования показатели значительно возрасли.

Также было выяснено, что на протяжении кружковой работы у детей наблюдается положительная динамика в развитии физических качеств, с учетом того, что в каждой поло-возрастной группе свои нормативные требования по показателям развития физических качеств. Следовательно, программа кружка "Здоровячок" по физическому воспитанию в детском саду "Колокольчик" достаточно эффективна.

Немаловажное значение в системе физического воспитания имеет работа инструктора по физической культуре, он решает задачи по совершенствованию общей выносливости, формированию скоростно-силовых качеств, повышению координационных способностей, развитию гибкости, осанки.

Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр на занятиях обеспечивается при сочетании движений с разной степенью интенсивности.

При работе с детьми инструктор по физической культуре использует следующие средства:

1. Физические упражнения: коррекционно-оздоровительная гимнастика, дыхательные упражнения, физкультминутки, оздоровительный бег, массаж, упражнения для кистей рук, игры и упражнения на развитие внимания. Учитывается самостоятельная двигательная активность ребенка. Эффективность решения задач физкультурного воспитания проявляется при условии целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

2. Психологические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания, сна; гигиена одежды, обуви, физического оборудования, помещения, площадки. Выполняются приемы безопасности и стимуляции деятельности (помощь, страховка, похвала и т.д.). Это необходимо для создания психофизиологического комфорта.

3. Эколого-природные факторы: закаливание (обливание, воздушные ванны), прогулки на свежем воздухе.

Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в детском саду 3 раза в неделю. В холодное время года и неблагоприятную погоду два из них организуются в помещении, одно - на воздухе, во время первой прогулки. В теплое время все три занятия проводятся на воздухе.

Помимо физкультурных занятий два раза в неделю во время прогулки дети должны заниматься подвижными играми и физическими упражнениями.

Также необходимо использовать простейшие формы туризма: летом - пешеходные прогулки с чередованием ходьбы и бега на расстояние, зимой - лыжные походы в парк, лес, по пересеченной местности. Длительность ходьбы в умеренном темпе с ускорением, переходящими в бег - 15 мин. в одну сторону и такое же время в другую. В промежутке обязателен активный отдых в виде игры малой или средней подвижности. Общая длительность прогулок не должна превышать 45 минут.

юлия Ахаимова
Анализ кружковой работы «Волшебная бумага»

Анализ кружковой работы : «Волшебная бумага »

В 2013- 2014 учебном году в подготовительной группе «Светофорики» продолжилась работа кружка «Волшебная бумага » .

Цель : Продолжать обучать детей техники оригами, аккуратно складывать бумагу в разных направлениях; упражнять в ориентировании на листе бумаги .

Задачи : - Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Развивать глазомер;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать желание довести работу до конца ;

Трудолюбие;

Кружковая работа проводилась 1раз в неделю, всего 36занятий.

В течение года с детьми была продолжена следующая работа : Дети учились переплетать бумагу шахматном порядке , делать цепочки и фигурки из бумаги . Эти поделки воспитывают умение детей работать в коллективе , сопереживать, радоваться успеху товарища, терпение и аккуратность.

В течение года дети учились делать мордочку «котёнка» , «волка» , «лисы» и других животных. Дети делали как простые так и сложные композиции как например : «Подворье» , «Животные тёплых стран» , «Приключение волшебных квадратиков » .

На занятиях использовалось сочетание наглядного и словесного метода объяснения детям, художественное слово.

На занятиях дети проявляли интерес, активность, желание выполнять поделки самостоятельно.

Вывод : К концу года у детей расширился кругозор, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, мелкая моторика.

Таким образом бумажные поделки помогают развивать мелкую моторику рук, логику, воображение и фантазию, воспитывать любовь к родному краю.

Тема занятий : Программное

«Веер для куклы» Познакомить ребёнка с элементарным способом сминания бумаги в виде веера . Использовать приём оформления традиционными цветочными композициями. Чтение японской сказки.

«Царевна-Лягушка» бумаги изготавливать поделку лягушки. Чтение сказки «Царевна-Лягушка» .

«Котёнок» бумаги домашних животных . Лепка посуды для котёнка.

«Рыбка» . Закреплять умение способом сгибания выполнять поделку. Напоминать ребёнку хорошо проглаживать линию сгиба. Использовать в игре «Удочка» .

«Матросская пилотка» . Закреплять умение способом сгибания бумаги (газеты) выполнять поделку. Использовать пилотку в сюжетно-ролевой игре «Морское плавание» .

«Медведь» . Учить детей способом складывания бумаги изготавливать поделку. Чтение сказки «Маша и медведь» .

«Заяц» . Закреплять умение конструировать из бумаги диких животных . Можно использовать как подарки для малышей.

«Пилотка» . Развивать логическое мышление, память. Развитие мелкой моторики. Чтение стихотворений.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебная бумага» КОНСПЕКТ занятия по экспериментальной деятельности дошкольников старшей логопедической группы на тему: ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА Программное содержание:.

В работе с бумагой основной упор веду на развитие индивидуальных способностей ребенка, самовыражение посредством творческой работы.

Конспект НОД по ИЗО «Волшебная бумага» в средней группе Программное содержание: Познакомить детей с фольгой и её свойствами, формировать умение методом выдавливания рисовать на фольге, развивать.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Цель кружковой работы на год: Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления. Расширять, систематизировать.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (средняя группа) Цель кружковой работы на год: Знакомить детей с разными видами бумаги. Развивать умение складывать квадраты в разном направлении, фиксировать.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (старшая группа) Цель кружковой работы на год: Закреплять с детьми навык работы с бумагой, кистью, клеем. Продолжать учить аккуратности в работе, порядку.

Примерный план оформления рецензии на программу дополнительного образования.

    Рецензия на программу–––––––––––––––––––––––––––––- (название). Педагога ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– (Ф.И.О.) Общая характеристика программы:
- образовательная область - в рамках чего реализуется - адресат (для кого предназначена) - срок реализации - есть ли подобные программы в других ОУ - качество подаваемого материала 4. Актуальность, новизна программы. 5. Характеристика структуры программы. 6. Полнота программы. 7. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи, способы их достижения). 8. Оценить ведущую идею программы и пути ее реализации, пригодность для данного учреждения. 9. Язык и стиль изложения. 10.Оригинальность предлагаемой методики. 11.Соответствие специфике дополнительного образования. 12.Характеристика приложений к программе, их содержание. 13.Общая оценка программы, что необходимо доработать, ошибки, замечания. 14. Рекомендации по использованию. 15. Заключение: утвердить или не утвердить, - закрепить за ней статус (авторская, модифицированная, - экспериментальная, типовая), - усовершенствовать программный документ, - распространить опыт педагога. Рецензия заверяется личной подписью рецензента с указанием фамилии, имени, отчества, места работы, должности. Документ скрепляется печатью. Приведем пример рецензии на программу кружка.

РЕЦЕНЗИЯ

на программу кружка «Василек»

педагога Макеевой Светланы Тихоновны

Программа кружка разработана на два года обучения детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы). Несмотря на большое количество разнообразных работ по экологическому воспитанию дошкольников, данная программа позволяет систематизировать экологические знания детей, формировать более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом плане. В структуру программы входит пояснительная записка, где обосновывается необходимость разработки программы эколого-эстетической нравственности; учебно-тематическое планирование по разделам; «Планета Земля», «Краски осени», «Матушка природа», «Что в небе живет», «Стихи воды», «Полеты в сказках и наяву». Заключительный раздел «Праздник и красота», который подводит к обобщению материала (проводится праздник). Раскрывая механизмы образования ценностных ориентаций, автор показывает, что практическому воплощению этого способствует опора на интересы, побуждающие детей к оценочному высказыванию, экспрессивному самовыражению. Такой подход, несомненно, представляет педагогическую ценность. Проведенный анализ аспектов темы, самостоятельный исследовательский подход к проведению опытно-педагогической работы, качество методических разработок позволяют сделать вывод о необходимости утвердить программу кружка «Василек». Выводы и предложения: 1. Утвердить программу кружка 2. Присвоить программе статус «Рабочая». Подпись: Печать учреждения.

РЕЦЕНЗИЯ

на программу кружка «Веселые фантазеры»

педагога Воробиной Ольги Вячеславовны

Программа кружка «Веселые фантазеры» имеет своей целью развитие у детей нетрадиционного мышления, целенаправленного восприятия окружающей действительности, умения подходить к созданию изображения со сложившимся уже замыслом, соотносить с имеющимися в опыте способами изображения и средствами его выразительного решения. Содержание программы рассчитано на три года работу с детьми (среднюю, старшую, подготовительную к школе группы). В структуру программы входит учебно-тематическое планирование, раскрываются методы и приемы ознакомления детей с нетрадиционным способами рисования; методы проведения диагностики. В пояснительной записке обосновывается необходимость разработки программы данного вида. Весьма ценно, что данная программа помогает развивать в ребенке инициативность, независимость, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях, формирует в ребенке умение представлять себе то, что не существует в действительности, развивая творческое воображение; преобразовывать представления памяти, обеспечивающие, в конечном счете, создание заведомо нового, отражение реальной действительности в непривычных сочетаниях и связях. Предложение:

    Утвердить план- программу кружка Рекомендовать и использовать в воспитательно-образовательной работе ДОУ.
Подпись: Печать учреждения.

Приложение № 11

Г. Тула

О проведении тематического контроля В соответствии с годовым планом работы на 2005-2006 учебный год ПРИКАЗЫВАЮ:
    Провести тематический контроль по вопросу «Организация кружковой работы в ДОУ» с 14.02.06 по 26.02.06 Старшему воспитателю разработать план тематической проверки и довести до сведения руководителей кружков (до 05.02.06) Контроль осуществлять силами группы в составе:
- заведующая МДОУ, - старший воспитатель (Ф.И.О.) - воспитатель (Ф.И.О.)
    Результаты тематической проверки оформить в виде итоговой СПРАВКИИ до 28.02.06; ответственным за написание справки считать старшего воспитателя (Ф,И,О.) Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Заведующая МДОУ

Приложение № 12

Утверждаю: Зав МДОУ ------- Дата:

План проведения тематического контроля

по организации кружковой работы в МДОУ

Содержание Методы Сроки
Качество организации и проведения учебных занятий кружкасредняя гр.старшая гр.подготовительная гр. 1-просмотр и анализ занятий2- анализ продуктов детской деятельности3- беседа с детьмиа)- анализ занятияб)- анализ наглядно-дидактического оснащения занятий4- анализ качества подготовки педагога к занятию5- беседы с родителями воспитанников 14.02-18.0217.02-18.0221.02.-23.02
Организация взаимодействия с родителями - анализ документации работы кружка - протокол Совета педагогов - родительский договор - материалы отчетов руководителя кружка перед родительской общественностью- анализ - анкеты, опросные листы - тетрадь отзывов и т.д.- анализ уровня привлечения родителей к работе кружка- беседа с родителями воспитанников 14.02.-23.02
Планирование работы - анализ нормативно-правовой базы деятельности кружка- наличие программы кружка, рецензий- анализ плана работы кружка, его скорректированность:- соответствие особенностям развития детей группы, материально-технической и методической базе ДОУ- соответствие пожеланиям родителей;- соответствие требованиям, предъявляемым к планам работы кружка 14.02-23.02
Аналитико-диагностическая деятельность - анализ материалов аналитико-диагностического характера:взаимосвязь результатов диагностики с планом работы кружка качество разработанности проведенной диагностикисвоевременность внесения корректировок 23.02-24.02
Разработал старший воспитатель (Ф.И.О.)

Приложение № 13

Справка по итогам тематического

контроля за организацией кружковой работы в ДОУ.

Проверка проводилась в соответствии с годовым планом ДОУ, приказом по основной деятельности МДОУ №7-а от 04.02. 03г., планом-программой проведения тематического контроля группой проверяющих в составе: Иванова О.А. – заведующая МДОУ, Петрова Л.П. – старший воспитатель, Сидорова Н.С. – воспитатель МДОУ. Цель проверки: изучение качества работы кружков; оказание своевременной помощи руководителям кружков; выявление перспектив развития кружковой работы в МДОУ. Проверка проводилась в средней, старшей, подготовительной к школе группе; воспитатели – Бочарова О.В., Макеева С.Т., Гончарова В.Т. В ходе проверки были изучены и проанализированы:

    документация кружков (текущая и итоговая); занятия с детьми; формы взаимодействий с родителями.
Выявлено: 1. Все кружки имеют планы–программы работы, разработанные на основе методических рекомендаций методиста РМК Коротковой Л.В. и утвержденные на Совете педагогов 28 августа 200 г. Программы кружков разработаны в соответствии с результатами бесед с детьми и анкетированием родителей по выявлению их желаний и интересов. Содержание программ согласовано с родителями на групповых родительских собраниях. Занятия проводятся строго по плану работы, в специально оборудованных для кружковой работы помещениях и в групповых комнатах, музыкальном зале, фронтально и по подгруппам. Подбор детей способствует программным задачам, интересам и способностям детей, их возрастным особенностям. В процессе наблюдения занятий кружков выявлено:
    методы и приемы, используемые педагогами интересны и доступны детям задания по сложности соответствуют возрасту детей дети проявляют огромный интерес к занятиям в кружке педагоги используют индивидуально-личностный подход к детям при проведении занятий кружка результаты деятельности детей широко применяются в оформлении групповых комнат, игровых зон, используются на учебных занятия.
Родители удовлетворены результатами работы кружков, информацию о которых получают из итоговых выставок, рассказов детей, бесед с педагогами; с удовольствием помогают педагогам оснащать материально-техническую базу кружков. Однако родители не видят практическую работу руководителей кружков с детьми непосредственно на занятиях. Предложения
    Старшему воспитателю:
Организовать показ кружковой работы родителям в период проведения Дня открытых дверей. 2.Воспитателям: Продолжить работу кружков по художественно-эстетическому и эколого-биологическому развитию детей. Принять участие в районном смотре конкурсе на лучшую организацию кружковой работы (по плану РМК).

Приложение № 14

Г. Тула 28.02.200__г № 11-а Об итогах тематической проверки На основании результатов тематического контроля «Организация кружковой работы в ДОУ» (итоговая справка от 25.02. 200 года), проведенного с 14.02 по 26.02 200 года ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Старшему воспитателю (Ф.И.О.) совместно с руководителями кружков разработать планы кружковой работы на следующий год. Ответственный старший воспитатель Срок – до 15.06. 200 года 2. Обсудить на Совете педагогов Положение о районом конкурсе и вопрос участия руководителей кружков в районном конкурсе на лучшую организацию кружковой работы. Ответственный старший воспитатель Срок- до 20.03.200 года. 3. Внести в план проведения Дня открытых дверей просмотр занятий в кружках Ответственный старший воспитатель Срок – до 10.03.200 года.

    Вышеуказанный приказ довести до сведения педагогического коллектива на Совете педагогов. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующая МДОУ

Приложение № 15

Анализ работы руководителя кружка (секции, студии ).

    Ф.И.О. педагога, разряд, категория. Программа, по которой работает. Анализ результативности выполнения программных задач:
- какие удалось выполнить полностью - по каким результатам об этом можно судить - какие задачи не реализованы, почему? 4. Анализ выполнения тематического плана 5. Анализ способов и форм контроля результатов развития детей по программе кружка 6. Что планируется изменить в программе в будущем, почему? П. Работа с детским коллективом.
    Количество воспитанников на 1 октября и 1 апреля. Сколько убыло и по какой причине. Какие дети нуждаются в индивидуальной помощи. Достижения детей. Общие выводы о работе детского коллектива.
Ш. Методическая работа.
    Подготовка к учебным занятиям. Разработка, подготовка учебно-методических материалов. Разработка дидактических материалов, пособий. Подбор материалов из опыта работы. Оформление выставочного материала.
1У. Работа с родителями.
    Какие вопросы обсуждались на родительских собраниях. Совместные мероприятия с родителями и детьми. Самые активные родители (Ф.И.О.).
У. Повышение квалификации: виды, формы, содержание, результаты, сроки.

Приложение № 16

Положение

о мониторинговой службе в образовательном учреждении

1. Общие положения
    Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и использования информации об организации воспитательно-образовательной, физкультурно-оздоровительной, коррекционно-развивающей работы с детьми или отдельных ее направлений, а также об удовлетворении образовательных потребностей родителей. Мониторинг - это постоянное целевое наблюдение, систематическое отслеживание какого-либо пронесся, диагностика его состояния на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений. Мониторинг связан со всеми функциями управления, ориентирован на информационное обеспечение управления, обеспечивает его
    эффективность, позволяет судить о состоянии объекта или процесса в
    любой момент времени. Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правовыми
    и нормативными документами федерального и регионального уровня,
    программой развития и образовательной программой
    учреждения, оперативными планами, методическими материалами и
    настоящим Положением. Мониторинг организуется на уровне образовательного учреждения
    администрацией и педагогами. Для проведения особых видов
    мониторинговых исследований могут привлекаться специалисты других
    организаций (МИАЦ, психологический центр «Вита»). Информация,
    получаемая в ходе мониторинга, может быть использована органами
    управления.
2. Цель и задачи мониторинга 2.1. Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии образовательного учреждения и основных показателях его функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. 2.2. Для достижения поставленной цели в ходе мониторинга решаются следующие задачи: 2.2.1. организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах деятельности в образовательном учреждении; 2.2.2. систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности; 2.2.3. создание механизма мониторинговых исследований на всех уровнях; 2.2.4 совершенствование технологий информационно-аналитической деятельности; 2.2.5. координация деятельности всех субъектов образовательного процесса в образовательном учреждении; 2.2.6. своевременное выявление изменений в процессе функционирования образовательного учреждения и вызвавших их факторов; 2.2.7. обеспечение администрации образовательного учреждения, родителей и заинтересованных лиц общественно значимой информацией, получаемой при осуществлении мониторинга. 3. Функции мониторинга 3 1. Информационная: - возможность получать обратную связь (выяснить результат педагогического процесса, получить сведения о состоянии объекта); - возможность получать информацию об управлении субъектов; возможность анализа эффективности воспитания, образования и развития ребенка; - возможность выявить проблемы, искажения. 3.2. Побудительная: - стимуляция всех членов педагогического коллектива и родителей; - повышение педагогической культуры, интереса к процессу и качеству воспитанию; - побуждение педагогов к проведению самоанализа своего педагогического труда. 3.3. Формирующая: - внедрение и эффективное использование «зоны ближайшего развития ребенка»; - адекватный подбор форм, методов и приемов индивидуализации воспитательно образовательной работы с детьми. 3.4. Коррекционная: - обнаружение и фиксация многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Своевременное принятие соответствующих коррекционных мер. Все функции мониторинга повышают качество обучения и воспитания; обеспечивают научный подход к управлению воспитательно-образовательной деятельностью в ОУ. 4. Объекты мониторинга Объектами мониторинга могут быть: 4. 1 . - воспитанник; - педагог; - группа (класс); - родитель; - микро коллектив группы (класса); - педагогический коллектив; - коллектив сотрудников; а также любые структурные элементы воспитательно-образовательного процесса и его медико-педагогического, психологического и методического сопровождения. 4.2. Показатели мониторингового исследования определяются педагогическим коллективом ОУ в соответствии с его целями и задачами. 4.2.1. Показатели качества педагогической деятельности: - воспитанность, - обученность, - качество преподавания и пр.
4.2.2. Процессы педагогической деятельности: - оздоровительная работа, - физкультурная работа, - педагогический процесс в целом, - нравственное воспитание. - трудовое воспитание, - подготовка детей к школе (дальнейшему обучению) и т.д. 4.2.3. Компоненты воспитательно-образовательного процесса: - условия (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, методические и др.); - организация (контингент и его дифференциация, режим работы, планирование и др.); - содержание, цели, образовательные программы, планы, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.; - результаты (текущие и итоговые), творческая деятельность, состояние здоровья и др. 4.2.4. Деятельность: - игровая, - трудовая, - учебная, - бытовая и т.д. Процессы функционирования и развития учреждения и управление ими. Взаимодействие образовательного учреждения с родителями воспитанников и окружающим социумом. 5. Основные направления и виды мониторинга Мониторинг дошкольного (общего) образования осуществляется по различным направлениям в зависимости от его целей, уровня осуществления и обследуемого объекта. К основным направлениям мониторинга относятся: - соблюдение законодательства в сфере деятельности образовательного учреждения; - оснащенность воспитательно-образовательного процесса; - уровень достижений в развитии ОУ; - состояние здоровья воспитанников; - профессиональное мастерство педагогов; - состояние делопроизводства; - качество организация управленческой деятельности; - качество "организации отдыха и оздоровления; - качество организации дополнительных образовательных услуг; - эффективность воспитательной работы; - качество выполнения социального заказа родителей; - психологический климат в микро коллективах; - качество инновационной работы; - качество реализации программы Мониторинг дошкольного (общего) образования, организуемый по выбранным направлениям, использует различные виды измерений, в соответствии с этим различают следующие виды мониторинга: - педагогический; - психологический; - социологический; - медицинский; - управленческий Мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей. 6. Информационный фонд мониторинга Реализация мониторинга в образовательном учреждении предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе а) отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня (Министерства образования РФ и др.); б) отчетности, утвержденной нормативными актами регионального, муниципального и территориального уровня (департамента образования, главного управления образованием Управы города, территориального отдела оперативного управления); в) документов и материалов, полученных в ходе: - лицензирования, аттестации, государственной аккредитации учреждения; - инспектирования деятельности образовательного учреждения; - повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров; - экспертизы инновационной деятельности; г) результатов обследований, осуществляемых по запросам региональных органов власти; д) результатов обследований, предусмотренных программой развития образовательного учреждения, Образовательной программой и годовыми планами работы; е) результатов плановых, специально организованных мониторинговых исследований. Для пополнения информационного фонда осуществляется заблаговременное предупреждение всех участников обследований, определяются сроки, формы сбора информации и представления материалов. 7. Организация и управление мониторингом Руководство мониторингом в образовательном учреждении находится в компетенции руководителя ОУ и старшего воспитателя (завуча), которые - определяют объем и структуру информационных потоков и организуют их; - планируют и организуют комплексные мониторинговые исследования разных сторон деятельности учреждения; - организуют распространение информации о результатах мониторинга. 7.2. Мониторинг осуществляется при участии всех субъектов образовательного процесса в учреждении; на основе его результатов фиксируется представление о состоянии всех субъектов и процессов в образовательном учреждении, прогнозируется их развитие. 7.3. Мониторинг, осуществляемый на локальном уровне педагогами в ходе
образовательной деятельности, представляет собой совокупность
непрерывных наблюдений и измерений, позволяющих
определять уровень развития индивидуального потенциала воспитанника
и корректировать, по мере необходимости, процессы воспитания, обучения
и развития в его интересах и интересов группы (класса) в целом. 7.4. Периодичность, показатели, формы сбора и обработки информации определяются администрацией образовательного учреждения. 7.5. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов. 7.6. С учетом изменений, происходящих в образовательном учреждении, возможна работа по пересмотру системы показателей мониторинга, совершенствованию методов и направлений исследований. 7.7. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции образовательного учреждения. 7.8. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством печатных и электронных баз данных. Срок хранения материалов 5 лет 8. Этапы мониторинга - нормативно-установочный - аналитико-диагностический - прогностический - деятельностно-технический - промежуточно-диагностический - итогово-диагностический Выпадение одного из перечисленных этапов делает мониторинг малоценным, некачественным, нарушает систему. АЛГОРИТМ МОНИТОРИНГА 1. Нормативно-установочный этап 1.1. Определить цель и задачи мониторинга 1.2. Определить основные показатели и критерии 1.3. Выбрать способ установления реальных достижений обследуемого объекта 2. Аналитико-диагностический этап 3. Прогностический этап 4. Деятельностно - технический этап 5. Промежуточно-диагностический этап 6. Итогово - диагностический этап

Приложение № 17

Положение о портфолио воспитанника ДОУ.

1 . Общие положения. 1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в дошкольном образовательном учреждении. 1.2. Цель портфолио – представить документированные результаты процесса развития дошкольника, которые позволят увидеть картину значимых достижений ребенка в целом. Портфолио позволяет информационно обеспечить достижения индивидуального порядка в развитии ребенка, документально демонстрировать спектр его способностей, интересов, склонностей, культурных достижений. 1.3. портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, коммуникативной и др. Является важным элементом личностно-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальных достижений конкретного ребенка. 1.4. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: - поддерживать интерес ребенка к виду деятельности, - поощрять его активность и самостоятельность, - формировать навыки учебной деятельности, - содействовать индивидуализации образования дошкольника, - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации, -укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка, - увеличить активность родителей (законных представителей) в совместной педагогической деятельности с ДОУ. 1.5. Портфолио дополняет традиционные диагностические методики. 1.6Оценка достижений ребенка, входящих в портфолио, должна быть качественной и количественной. 1.7. Положение о портфолио является локальным актом ДОУ и оформляется в установленном порядке. 2. Порядок формирования портфолио. 2.1. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 2.2. Период сбора портфолио – средняя - подготовительная группы (5-7- лет). 2.3. Портфолио ребенка собирается педагогами ДОУ совместно с родителями (законными представителями) по результатам информационно-разъяснительной работы с ними. 2.4. По результатам сбора портфолио он остается в пользовании родителей (законных представителей). 3. Структура, содержание портфолио, механизм его оформления и использования. 3.1. Портфолио достижений имеет: - титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителей) совместно с ребенком. - основную часть, которая включает в себя: портфель документов – результаты индивидуальной диагностики, копии дипломов, наград, удостоверения об участии в конкурсах и пр.; портфель работ; портфель отзывов – отзывы педагогов, родителей, руководителя ДОУ, благодарности ребенку, семье и пр.; - итоговый документ – характеристика на ребенка – выпускника ДОУ. 3.2. Раздела портфолио систематически пополняются материалами на различных носителях (рисунки, поделки, фотографии, видеоматериалы, копии печатных материалов о дошкольнике и пр). 3.3.Портфолио используется для составления индивидуальной образовательной траектории развития ребенка, при приеме ребенка в 1 класс начальной школы и в других случаях. 3.4. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематического знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателей возрастной группы и старшего воспитателя ДОУ. 3.5. Портфолио хранится в образовательном учреждении в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

Отчёт по кружковой работе за 2013-2014 ученый год
В подготовительной группе №4
Целью кружковой работы, проводимой мною в подготовительной группе №4 было создание условий для творческой самореализации ребенка.
Занятия кружка осуществлялись в соответствии с перспективным планом, составленным мною на 2013-2014 учебный год. В соответствии с целью кружковой работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
Обучающие:
 расширение знаний и умений изобразительного искусства;
 обучение приемам работы с инструментами;
 обучение умению планирования своей работы;
 обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
 обучение приемам работы с различными материалами;
 обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
 развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
 развитие образного мышления и воображения;
 создание условий к саморазвитию учащихся;
 развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
 обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
 воспитание уважения к труду и людям труда;
 воспитание трудолюбия, аккуратности;
 развитие активности и самостоятельности;
 воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Работу в кружке планировала так, чтобы она не дублировала с основным программный материалом, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка организовывала с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами,начинала с более простых поделок.
Работа в кружке «Мастерилка» дала прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Предлагаемая программа имела художественно-эстетическую направленность, которая являлась важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагала развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Мастерилка» была рассчитана на детей 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 год: сентябрь-май, один раз в неделю, по 30 минут кружковое занятие, (вторник или четверг).
Практические занятия составляют большую часть программы.
Состав группы – 26 человек.
Кружок был разделён на две подгруппы, по 13 детей каждая.
Одна подгруппа на одной недели.
Ведущая идея данной программы была тоже достигнута. (Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации).
В структуру каждого занятия включала двигательные минутки, которые позволяли избежать переутомления и снимали эмоциональное напряжение у детей, что способствовало активизированию различных анализаторных систем, а значит более быстрому и лучшему восприятию программного материала. Двигательные минутки проводила в форме упражнений основного вида движений, подвижной игры, игровых упражнений, пальчиковой и дыхательной гимнастики, речедвигательной игры, двигательных заданий, сопровождающихся текстовкой, связанной или не связанной с содержанием занятия. Проводила словарную работу над незнакомыми выражениями.
На занятиях кружка дети в игровой форме закрепляли знаний полученные на занятиях по основной программе обучения. Дети с большим удовольствием ждали и занимались со мной в совершенно разных направлениях и технике выполнения работ.
В результате обучения по данной программе
Дети развили:
- внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию;
овладели навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
узнали:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- технику изготовления изделий;
- различные приемы работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, тканью и нитками, скорлупками;
- сведения о сувенирных изделиях.
будут уметь:
- правильно использовать шаблоны;
- эстетически оформлять изделие;
- ориентироваться на качество изделий;
Принципы, основные методы и формы работы, требования к уровню подготовки дошкольников, ожидаемые результаты лежащие в основе программы мною полностью выполнены и реализованы. Поставленные задачи выполнены, но считаю, что нужно продолжать формировать у детей навыки создания условий для творческой самореализации самого себя.
Фотоотчёт
«Царевна-лягушка»

«Морской горшочёк»

Наши «Волшебные бабочки»

А также «Необычная вазочка»

Было время и для отдыха

«Необыкновенные снежинки»

Ёлку тоже мастерили

Для зверушек было время

Сердце маме смастерили и его мы подарили

Ну а папе китель сделали трудясь

Даже яйца украшали и не сколько не устали

Мы любили и трудиться и играть

Работа с природным материалом

Работа с нитками и салфетками

На память смастерили свои именные ладошки «До скорых встреч»