Дружинин общая психология. Психология общих способностей. Дружинин В.Н

ДРУЖИНИН Николай Петрович (6.12.1858, дер. Маклаково Никольской вол. Угличского уезда — 1941, Ленинград) — журналист, издатель и общественный деятель.

Отец его был мещанином г. Углича, мать происходила из крепостных графа Шереметьева. Образование Дружинин получил в Московском коммерческом училище(1871−79), некоторое время был вольнослушателем Демидовского юридического лицея , затем с 1881 по 1884 посещал лекции на юридическом факультете Петербургского университета.

В 1898 он начал сотрудничать с газетой« Северный Край », являясь её собственным корреспондентом в Санкт -Петербурге. В 1899 провел около полугода в Англии, большей частью в Оксфорде, где состоял студентом-пансионером колледжа и слушал лекции в университете. Еще во время учебы в Петербурге Дружинин начал печататься в журналах« Нива», «Иллюстрированный мир», «Живописное обозрение», «Мысль», «Русское богатство».

По приезде в Ярославль в 1901 он активно занялся журналистской деятельностью в «Северном крае». После смерти редактора Э.Г. Фалька стал его фактическим преемником в редакционном комитете Товарищества по изданию газеты. В 1906 «Северный край» был закрыт властями, посчитавшими опасными настроения его редакции. Дружинин никогда не отличался радикальными взглядами. Ему ближе была реформаторская позиция, занятая умеренной частью российских либералов. Не случайно с момента основания партии конституционных демократов(кадетов) Дружинин примкнул к ней и вскоре стал одним из самых активных членов кадетской организации в Ярославле. В апреле 1906 года он временно возглавил губернский комитет конституционных демократов, позже являлся секретарем комитета.

В 1909 совместно с К.Ф. Некрасовым Дружинин основал газету« Голос », близкую по своей политической направленности к кадетам. Затем, отказавшись от издательских прав, был приглашен на место главного редактора и занимал его в течение восьми лет. Очень быстро« Голос» стал ведущим печатным органом в губернии, что в немалой мере было заслугой его редактора.

В 1912 Дружинин был выдвинут кандидатом на выборах в IV Государственную Думу, но местные власти сделали все для того, чтобы отсеять его кандидатуру. С тем же результатом завершилась и повторная попытка Дружинина пройти в Думу на следующий год на дополнительных выборах.

Дружинин был также известен как юрист, занимавшийся вопросами представительных учреждений и крестьянского самоуправления. Работая в газетах, он активно разъяснял идеи самоуправления и создания представительных органов(было опубликовано более 200 его статей в ярославских газетах). Февральскую революцию 1917 он встретил с радостью, увидев в ней начало эры долгожданной свободы, но очень скоро радужные надежды сменились разочарованием. «Голос» занял последовательную позицию, выступая против стремления радикальных партий повести Россию по рискованному пути социалистических экспериментов. Ярославские большевики зачислили газету и ее редактора в разряд главных врагов, и сразу после Октябрьского переворота« Голос» был закрыт. Некоторое время газета выходила под названием« Свободное слово», но Дружинин в это время все более и более отходил от политики.

Летом 1918 в дни антибольшевистского восстания он оказался в Ярославле, однако отверг все предложения о сотрудничестве со стороны руководителей восстания. Когда восстание было подавлено, Дружинин был арестован, 42 дня провел в тюрьме, но был отпущен на свободу за отсутствием вины. После этого он уехал в село Мулино Рыбинского уезда, где было небольшое имение родителей, и безвыездно прожил там около десяти лет. Здесь он возобновил педагогическую деятельность: читал лекции в воскресной школе повышения знаний, а затем работал учителем школы в Александровой Пустыни .

В это время Дружинин, как и многие другие, увлекся краеведческой работой. Он был членом местных краеведческих обществ(Ярославского естественно-исторического и краеведческого; Рыбинского научного), участвовал в работе краеведческих съездов, организованных Рыбинским научным обществом, много печатался в журналах« Краеведение», «Наш труд», «Школа и жизнь».

В 1926 Дружинин был снова арестован по обвинению в связях с Ярославским мятежом и вместе с семьей сослан в Липецк. В начале 30-х гг. он переехал в Ленинград. К тому времени он уже отошел от литературной деятельности и занимался приведением в порядок своего архива. Архив его находится в РНБ в Санкт-Петербурге.

Правьте на звезды…: Рыбинский край в отечественной науке XIX - XX в. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1999.

Соч.:

Волостное правление и волостной старшина. - СПб., 1898;

Волостной сход. - М., 1905;

Мещане, их положение и нужды. - М., 1906;

Формы правления // Избиратели и народные представители. - М., 1906;

Право и личность крестьянина. - Ярославль, 1912;

Мещанское движение 1905-1917 гг. - Ярославль, 1917;

Из истории крестьянства. - Рыбинск, 1927;

Покушение на новое закрепощение крестьян перед революцией 1905 г. - Рыбинск, 1927.

Владимир Николаевич Дружинин родился в 1955 году, окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета. Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии способностей Института психологии Российской академии наук, директор института психологии Государственного университета гуманитарных наук, ректор Института практической психологии ИМАТОН. Лауреат премии им. С.Л.Рубинштейна Призидиума Российской академии наук (1996 г.), премии Президента РФ (1998 г.) за исследования в области психологии способностей и творчества, автор широко известных монографий и учебников по психологии.

Всемирное признание и искренняя любовь коллег сопровождали Владимира Николаевича в его короткой, но удивительно плодотворной жизни. Его яркий, лучезарный талант обогатил отечественную психологию. Все его начинания отмечены глубоким человеческим смыслом, щедростью, добротой. Он был готов принять любой удар, отстаивая гуманистические идеи.

Всегда оставаться честным перед самим собой, перед наукой - было его жизненным кредо.


Многочисленные, блистательные идеи, подхваченные и развитые в трудах его учеников и коллег, способствовали интеллектуальному формированию и душевному просвещению нашего общества.

Владимир Николаевич Дружинин известен как автор фундаментальных научных исследований. Его книги, учебники, статьи по психологии способностей, одаренности, воспитания, творчества, экспериментальной психологии отличаются высочайшим уровнем научной культуры, легкостью изложения, изяществом слога.

Учебник профессора В.Н.Дружинина - признанное авторитетное руководство психолога-профессионала, настольная книга студента, методическое пособие педагога. Живая эрудиция, внутренняя организованность, интеллектуальная культура позволили интегрировать самый широкий экспериментальный материал, разработать научно-психологический инструментарий и построить программу научного поиска.

Владимир Николаевич был мудрым организатором науки. Под его руководством и авторитетным покровительством возникли и обрели силу ведущие научно-исследовательские, научно-практические, образовательные, просветительские психологические структуры.

Владимира Николаевича отличал редкий дар слушать, слышать и понимать другого. К нему равно легко обращались и именитые коллеги, и молодые ученые. Богатство импровизаций, чистота темы, уважительное отношение к собеседнику рождали неповторимый дух общения. Бесконечно ценны его афористичные, меткие и образные замечания.


Владимир Николаевич писал удивительно чуткие, красивые, особенные стихи.

В них - квитэссенция любви, истины, созерцательности, борьбы и трагизма современного мира.

…И жизнь наша снова вернется
В белесый туман заповедной глуши,
В дыхание рощи зеленой,
Как будто в пространство единой души,
На вас и меня поделенной…

В нашей памяти Владимир Николаевич Дружинин навсегда останется молодым, сильным и лучезарным Человеком, близким, задушевным и надежным Другом, выдающимся Ученым и почитаемым Учителем.

Гражданская панихида состоится 26 июня в 12 часов в Институте психологии РАН по адресу ул. Ярославская, д.13

В. Н. Дружинин

Психология общих способностей.

Предисловие к третьему изданию

Общепризнанным можно считать тот факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с определением того, что есть способности. На житейском, донаучном уровне понимание способностей, казалось бы, не представляет трудностей. Однако над научной разработкой проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, которые сложились в предшествующий период. Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности» и т. п. За способностями стоит какой-то элемент таинственности.

И если в 1923 году Эдуард Клапаред, профессор Женевского университета, пробуя дать определение способностей, отмечал сложность этой задачи и ограничивался утверждением, что «в наиболее общей форме способность можно определить как всякое психическое и физическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения (реализации)», то и спустя 20 лет советский психолог Б. М. Теплов писал: «Я не предполагаю дать общую теорию одаренности, не предполагаю даже развить какую-либо гипотезу о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще не исполнимо. Мало того, всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей. В исследовании одаренности советская психология только еще приступает к этому, и научно обработанный материал, которым мы располагаем, пока очень невелик».

Другой известный советский психолог С. Л. Рубинштейн в это же время писал: «Способности… в учебном арсенале… служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей… Ввиду этого, прежде чем вводить понятие "способности" в систему психологической науки, необходимо также очертить его истинное содержание».

Монография В. Н. Дружинина, посвященная проблеме общих способностей, была подготовлена в рамках проекта «Индивидуализация обучения на основе личностно ориентированного учебного плана общеобразовательной школы» и опубликована в 1995 году. После этого она была издана дважды и получила самую благоприятную оценку как со стороны академической общественности, так и со стороны практических работников образования.

Эта книга содержит уникальный материал по характеристике основных подходов к изучению общих интеллектуальных способностей с глубокой авторской интерпретацией и оценкой. Автор рассматривает теоретические и экспериментально-диагностические подходы к пониманию сущности и структуры интеллекта, креативности и ее диагностике, развитию творческих способностей.

Книга отличается и тем, что написана ясным и научным языком, описывает современный инструментарий диагностики интеллекта и креативности и будет полезна для всех, кто интересуется психологией.

Доктор психологических наук, профессор,

академик РАО В. Д. Шадриков

апрель, 2006

В основу этой книги положен курс лекций, который я читаю на факультете психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МШУ.

Однако я старался не заниматься популяризацией, объяснением «азов» и т. д. Данная книга – часть непрерывного диалога между членами профессионального сообщества. В основном она написана для специалистов-психологов и для студентов 4-5-х курсов. Я постарался изложить факты, прибегая к теоретическим интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера – судить читателю.

Существованием и развитием психологии способностей как научного направления отечественной психологии в советский период мы обязаны в первую очередь Б. М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

Второе имя – имя К. К. Платонова, чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и психологов-практиков. Хотя К. К. Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

В 60-70-е годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей. В этой связи следует упомянуть о В. Д. Шадрикове. Отечественная психология обязана ему разработкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное – возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.

Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.

Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психодиагностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии профессиональных способностей и т. д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить проблему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечественных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответствующей информации.

Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для книги: Е. Г. Алиеву, А. Н. Воронина, Т. В. Галкину, Н. М. Гнатко, Е. Ю. Самсонову, Н. В. Хаз-ратову, Л. Г. Хуснутдинову, А. Э. Чернина, Ф. М. Юсупова.

Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А. Б. Барсукову и Е. В. Толоконникову.

Предисловие 4

1. Психология как научная дисциплина 6

1.1. Предмет психологии 6

1.2. Место психологии в системе наук 8

1.3. Отрасли современной психологии 8

1.4. Научные организации и исследовательские программы 12

1.5. Психологические ассоциации 15

1.6. Подготовка психологов и учебные программы 16

2. Психофизиология 19

2.1. Общая психофизиология 19

2.2. Введение в системную психофизиологию 35

2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга 75

3. Познание и общение 106

3.1. Психология сенсорных процессов. Психофизика 106

3.2. Восприятие 150

3.3. Внимание 168

3.4. Психология памяти и ментальные репрезентации 182

Приложение 211

3.5. Научение 212

Заключение 234

3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки 239

3.7. Мышление и интеллект 260

3.8. Психология речи и языка. Психолингвистика 317

3.9. Психология дискурса 354

3.10. Невербальная коммуникацияв системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы 371

4. Психическая регуляция поведения 395

4.1. Психология субъекта и его деятельности 395

4.2. Мотивация и эмоции 412

4.3. Принятие решения 428

4.4. Контроль и планирование поведения 438

5. Психология личности и психология развития 459

5.1. Психогенетика 459

5.2. Когнитивное развитие 472

5.3. Социализация развития 509

5.4. Темперамент 523

5.5. Структура личности 536

6. Социальная психология 549

6.1. История и методы социальной психологии 549

6.2. Социальная психология личности 569

6.3. Психология межличностного взаимодействия 582

6.4. Психология малых групп 611

6.5. Психология межгрупповых отношений 630

6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления 638

6.7. Некоторые отрасли социальной психологии 650

6.7.2. Экономическая психология 656

6.7.3. Этническая психология 664

7. Основные отрасли психологии 674

7.1. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований 674

7.2. Математическая психология 686

7.3. Медицинская психология. 700

7.4. Психодиагностика 713

7.5. Психология профессиональной деятельности 723

7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 763

7.6.4. Критерии интеллектуальной воспитанности 771

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга не совсем традиционна по содержанию, название же «Справочное руководство» лишь примерно характеризует ее жанр.

За последние годы появилось множе­ство учебников, монографий, словарей, классических трудов, дающих представле­ние как о психологической науке в целом, так и об отдельных ее отраслях. Среди психологических изданий лидирует лите­ратура по психотерапевтической и психо­аналитической проблематике, далее сле­дуют публикации, посвященные вопросам психологии образования и тому, что назы­вается «психология для всех». Нет недо­статка и в учебниках, предназначенных для желающих получить начальную пси­хологическую подготовку.

Любой учебник или словарь содер­жит материал «устоявшийся», традици­онный, составляющий «научный багаж» профессиональных психологов и неиз­менно сопутствующий им. Однако ре­зультаты фундаментальных исследова­ний опережают приведенные в учебни­ках данные по крайней мере на 15 - 20 лет. Для психологии - отрасли научно­го знания, особенно бурно развиваю­щейся в XX в., такое положение имеет негативные последствия. Влияние отста­вания содержащегося в учебниках мате­риала от результатов, полученных в ла­бораторных и полевых исследованиях, а также от созданных в последнее время теорий и моделей, в первую очередь ска­зывается на уровне квалификации оте­чественных психологов, долгое время находившихся в относительной изоля­ции от достижений мировой науки. По­этому авторы этой книги решили вос­полнить информационный пробел и рассказать о последних успехах мировой фундаментальной психологии.

Мы сознательно исходили из того, что квалифицированный читатель зна­ком с основными понятиями психологи­ческой науки и практики. Книга пред­назначена для тех, кто стремится углу­бить свои познания в области научной психологии.

Современная психология, так скупо представленная в различных образова­тельных структурах, - это огромная и сильно дифференцированная научная об­ласть, опирающаяся на не менее обшир­ную сферу психологической практики. Разумеется, ни одно учебное пособие не в состоянии охватить все многообразие те­орий, фактов, методов и других аспектов психологической науки. Вместе с тем ав­торы старались представить результаты исследований и научных поисков макси­мально полно и доступно для читателя.

Монография состоит из глав, каждая из которых посвящена определенному разделу психологической науки. Основ­ное внимание уделено обшей психоло­гии, психологии личности и социальной психологии.

Несоответствие объема материала его значимости объясняется достаточно про­сто: как и в любой другой области науки, в психологии имеются более или менее разработанные проблемы, «точки роста»,

А также отрасли, где за последние 10-15 лет не наблюдается существенного про­гресса (нет новых фактов, гипотез, мето­дических находок и пр.). Кроме того, не­который «перекос» в изложении матери­ала может быть объяснен и тем, что оте­чественные психологи не занимаются в равной мере всеми направлениями фун­даментальной и прикладной психологии. Сегодня когнитивная психология являет­ся доминирующим направлением миро­вой науки. Вследствие этого изучение проблем эмоций, воли, чувств находится на «обочине» основного пути, по которо­му идут современные исследователи. На­деемся, что такое положение дел будет исправлено общими усилиями в ближай­шем будущем.

Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожа­лению, авторам справочного руковод­ства не удалось в полной мере предста­вить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно ве­лик. Прикладная психология заслужива­ет не одного, а, возможно, нескольких отдельных справочных изданий. Мало представлены результаты исследований и прикладных разработок в области пси­хологии образования. Но этот пробел легко восполняется: существует обшир­ная и многообразная отечественная ли­тература по данному вопросу. Самый большой «отряд» отечественных педаго­гических психологов работает в системе Российской академии образования, и мы отсылаем читателей к их трудам.

Авторский коллектив этой книги состоит преимущественно из сотрудников Института психологии Российской акаде­мии наук. В той мере, в какой это возмож­но, результаты их исследований представ­лены в соответствующих разделах.

Каждый раздел монографии включает в себя сжатое изложение современного со­стояния конкретной отрасли психологии. Основное внимание уделено результатам (фактам, закономерностям, моделям, тео­риям и др.), полученным в последние 15- 20 лет. Дается представление о предмете, методе, основных проблемах и базовых понятиях, специфичных для отрасли. Приводится краткая история исследова­ний в нашей стране и за рубежом, харак­теризуются основные направления, цен­тры и научные школы данной отрасли психологической науки. Основное содер­жание посвящено изложению фактов, за­кономерностей, законов и их объясне­ний. В конце каждого раздела авторы обсуждают нерешенные проблемы и оценивают перспективы дальнейших исследований, а также возможности и сферы применения полученных результа­тов. Раздел заканчивается списком реко­мендуемой литературы. Иностранные ис­точники приводятся лишь в том случае, если нет их русских изданий или анало­гичных по содержанию российских работ.

Книга занимает «промежуточное ме­сто» между учебником и научной моно­графией, это - «продвинутый» учебник, который может быть интересен и поле­зен всем, кто интересуется научной пси­хологией.

В. Н. Дружинин

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1 Наука индивидуальной жизни

1.1 Важнейшие идеи

1.2 В качестве гипотезы

Глава 2 Жизнь

2.1 Жизнь как предисловие

2.2 Жизнь как творчество

2.3 Жизнь как достижение

2.4 Жизнь- СОН

2.5 Жизнь по правилам

2.6 Жизнь -время препровождение

2.7 Жизнь против жизни

Заключение

Список литературы

Введение

Окончил психологический факультет и факультет биологии Ярославского государственного университета (1978). Доктор психологических наук (1991); профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (1993); зам. директора Института психологии РАН (1992-2001).

Основные научные результаты: разработаны обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие рассчитать необходимое и достаточное число заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, а также определить тип измерительной шкалы; предложена концепция экологической валидности теста, разработана типология психодиагностических ситуаций, экспериментально выявлена зависимость валидности теста от ситуативных влияний и мотивации испытуемого; выявлены факторы социальной микросреды, влияющей на развитие креативности детей, предложены методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх.

На основе модификации логики действия разработана процедура описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, предложена двухмерная классификация психологических методов. Сконструированы методики диагностики математических способностей (тест математических аналогий), мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале.

Область научных интересов: психология личности, дифференциальная психометрика, психология и психодиагностика общих способностей, психология развития, теория психологического эксперимента.

К экзистенциальным проблемам человек обычно обращается в минуты кризиса, потому что именно в это время с особой отчетливостью осознается и проживается становящаяся почти материальной граница между бытием и небытием, между смыслом и бессмысленностью, между одним выбором и другим.

«Экзистенциалистов легче, чем других людей, на мой взгляд, разделить на пессимистов и оптимистов. Дружинин -- из породы трезвомыслящих оптимистов. Хотя, по-видимому, для него обращение к проблемам экзистенциальной психологии было неслучайным.»

Что я теперь могу --

Мальчик, мужчина, старик?

Встать на другом берегу

И отозваться на крик...

Он пытается по-своему осмыслить предмет экзистенциальной психологии, понять роль психолога в жизни. Для него экзистенциальная психология -- это наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и к смерти; наука о разнообразии человеческой жизни; наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути.

Иногда оценка Дружининым значения профессии психолога кажется циничной:

«Психолог и психотерапевт стремятся помочь ближнему своему, и тем более -- дальнему (поскольку -- за плату), решить жизненные проблемы. Но порой психолог напоминает спасателя, который бросается на помощь тонущему в бушующем море человеку, не только не имея при себе акваланга, но и вообще не умея плавать».

Что -- несправедливо? По-моему, честно по отношению ко многим практическим психологам, которые надеются, что добрые намерения и сопереживание явятся адекватной заменой профессиональным навыкам.

Парки выпрядут нити

И порвут не спеша...

Доктор Фауст, скажите,

Что такое душа?

Глава 1 Наука индивидуальной жизни

1.1 Важнейшие идеи

Дружинина интересует не вообще психолог-практик, а экзистенциальный психолог, который не пытается помочь человеку жить, а описывает и объясняет жизнь.

Важнейшими идеями, на которые опирается Дружинин являются следующие. Существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной, но вариант жизни может быть ему и навязан.

Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Существуют психологические параметры, с помощью которых можно дать описание вариантов жизни, но они трудноформализуемы, хотя и поддаются вербализации.

Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Он «входит» в жизнь, в тот или иной вариант жизни, используя свои способности, темперамент, характер, а «выходит» -- типизированной личностью. Возможна смена варианта жизни.

1.2 В качестве гипотезы

биографический научный профессия психолог

Дружинин приводит семь вариантов жизни, каждый из которых глубоко и подробно анализируется. И, между прочим, далеко не беспристрастно, как этого требует естественно-научная парадигма.

В.Н. Дружинин демонстративно не пытается сковать себя постулатами пресловутой «научности».

Он предупреждает, что это не научное исследование, а, возможно, лишь одна большая гипотеза.

Дружинин считает, что шарж, гротеск могут быть способами познания жизни, поэтому смело и талантливо использует их при описании вариантов жизни.

Варианты жизни являются результатом общественного бытия, в них индивид либо включается помимо своей воли, либо активно их выбирает. Варианты жизни типизируют его личность.

Дружинин считает, что у Адлера, например, понятие «стиль жизни» работает в пределах только одного из вариантов жизни: «жизнь-целедостижение».

Виктор Франкл, в свою очередь, признает только такой вариант, как «жизнь-служение».

Рассматривая наиболее типичные, «полярные» варианты жизни, В.Н. Дружинин в качестве критерия ориентируется на введенное К.А. Абульхановой понятие «своевременность» -- оптимальное согласование временной структуры деятельности с внешними социальными изменениями, разрешение противоречий между временем личностным и социальным.

Глава 2. Жизнь

2.1 Жизнь как предисловие

В качестве одного из вариантов жизни Дружинин описывает жизнь как предисловие. Текущая жизнь рассматривается как подготовка к «жизни настоящей», «жизни подлинной». По сути дела, вся жизнь превращается в поиск.

На чем основана субъективная модель мира, в которой существование человека расценивается как подготовка к жизни? По мнению Дружинина, на гипертрофированной способности человека строить прогноз и идеальные планы будущего. Особенно ярко это проявляется в различных религиях, для которых земная жизнь, единственная и неповторимая, рассматривается как юдоль страданий, как подготовка к иной жизни, более совершенной. Такой подход к существованию ярко выражен в афоризме Андрея Кнышева: «Нужно всю жизнь работать над собой, чтобы к смерти стать как можно лучше».

2.2 Жизнь как творчество

Этот вариант, без сомнения, является наиболее привлекательным для автора. По Дружинину, творческий процесс -- внутренний, интрапсихический. Идея -- первична, а внешняя ее реализация в тексте, нотной записи, на CD или на бетонной стене -- вторична.

Человек, находящийся в творческом состоянии, как бы отдается своей психической реальности. Точнее можно сказать: человек рефлексирующий становится пассивным соучастником жизни своего «второго Я» -- человека творческого. Человек, реализующий эту стратегию жизни, вынужден координировать два потока своей жизни -- «внутренний (творческий)» и «внешний». Понятно, что для него «жизнь духа» важнее.

2.3 Жизнь как достижение

Данный вариант по многим позициям противостоит предыдущему, поскольку человек действия выбирает «внешний» поток жизни», а не «внутренний». Человек действия должен различать поражения и победы, а творческий человек может этим пренебречь, более того -- черно-белая оценка мира препятствует творческой реализации: «Но поражений от победы ты сам не должен отличать». Но вот ведь что важно: именно человек действия -- это тип личности, наиболее одобряемый западной цивилизацией! Это такой человек, который ясно осознает, чего он хочет, и уверен, что его успехи и неудачи зависят только от него (у него интернальный локус контроля).

Дружинин отнюдь не симпатизирует такому человеку, как можно было бы предположить. Он крайне негативно относится к личности, перед которой большинство российских психологов привыкли преклоняться -- к личности самоактуализирующейся. В.Н. Дружинин цитирует А. Маслоу, сопровождая это своим комментарием: «Самоактуализирующийся человек принимает себя таким, какой он есть. У него нет чувства вины, стыда и тревоги. Он ощущает радость жизни. «Он освободил себя «от такой химеры, как совесть». Ну и мерзавец этот самоактуализирующийся человек!». И далее: «Лично у меня при чтении книг Маслоу вместо розового, сахарного, портрета «самоактуализирующейся» личности перед глазами встает портрет эгоцентрика и эгоиста, «объективно» и спокойно взирающего на окружающее, безразличного к болям и тревогам этого мира, с младенческой непосредственностью реализующего свою «самость» без оглядки на окружающих и не испытывающего чувства стыда и угрызений совести».

Так-то вот!

2.4 Жизнь - СОН

Желанный вариант для всех, чей груз бед, трудов и забот неподъемен. Такая жизнь порождается стремлением погрузиться в мир, где нет проблем, боли, тревоги, а есть покой и блаженство.

Спектр вариантов ухода огромен: от алкоголизма до Интернет-зависимости. Вопрос вопросов: возможно, причина ухода людей в такой мир не только в их индивидуально-психологических особенностях и социальной ситуации, но и в том, что социально одобряемые варианты жизни требуют от человека невозможного?

2.5 Жизнь по правилам

Еще один вариант жизненной стратегии. Выбравший «жизнь по правилам» избавляет себя от тревог за будущее, за результаты своих поступков и вообще от чувства неопределенности. Все его заботы и тревоги связаны с внешними событиями, которые могут нарушить его жизнь и жизнь его близких. Но если все вокруг стремятся нарушать правила, то человек, их соблюдающий, оказывается в тяжелой ситуации -- в положении вечного «козла отпущения». И тогда уверенность человека в будущем заменяется постоянной тревогой за свою судьбу и судьбу тех, кто ему доверился. Именно поэтому люди, живущие по правилам, -- главная потенциальная клиентура психотерапевтов, психоаналитиков, экстрасенсов, колдунов, народных целителей. Жизнь по правилам -- это жизнь большинства.

2.6 Жизнь - время препровождение

Это путь людей, которым «нечего больше желать». Главный порок этого варианта жизни -- отсутствие прошлого и бесконечность настоящего. Фактически -- это бегство от скуки. Структурировать время такому человеку можно двумя путями: пуститься в активный поиск наслаждений, развлечений, приключений и т. д. или же отдать свою судьбу в руки «организаторов времени», которые, согласно Берну, особо ценятся в современном мире. «Организаторы времени» обеспечивают человеку множество вариантов времяпрепровождения: он забывает о несуществующем смысле жизни и заполняет настоящее событиями, а прошлое -- воспоминаниями.

2.7 Жизнь против жизни

Такой вариант выбирают люди, для которых агрессия и ненависть стали привычными состояниями, люди, получившие глобальную психологическую травму. Жизнь для них становится борьбой. Человек объявляет войну окружающему миру, но при этом объявляет войну и себе, так как он часть этого мира и не может без него существовать. Жизнь против жизни -- «антимир», пожирающий повседневное человеческое бытие.

Воистину люди, примкнувшие к этому варианту человеческого существования или выбравшие его, являются послами смерти, воображая себя борцами со злом. Внутренним условием выбора варианта жизни против жизни Дружинин считает чрезвычайно сильную эмоциональную чувствительность и ригидность психики некоторых людей с бедной душевной жизнью и экстравертированным сознанием.

Заключение

Читая Владимира Николаевича Дружинина, восхищаешься блестящим языком, точными сравнениями, яркими пассажами, безграничной эрудицией автора, неожиданными и меткими цитатами.

«Перед нами не тяжеловесный научный труд, а изящное психолого-философское эссе, которое с легкостью расправляется со стереотипами психологического мышления. Прекрасно, что такая книга есть. Грустно, что из семи вариантов жизни только один по-настоящему конструктивен -- жизнь-творчество. Но это -- с привычных, шаблонных позиций. В конце концов, например, и жизнь-сон, и жизнь по правилам имеют массу привлекательных сторон! Жаль, что не описан в книге вариант «жизнь как служение», несколько раз упоминаемый. Размышляя о содержании каждого описанного варианта жизни, я часто задавался вопросом: а сам автор, постигший важнейшие жизненные стратегии, он-то какой вариант предпочел?»

Владимир Николаевич обладал удивительным даром экзистенциального конструктора: он сумел собрать свою короткую, яркую, уникальную жизнь из отдельных элементов, кусочков мозаики так, что она не смогла вместиться даже в его собственную типологию. Наверное, это особенность по-настоящему талантливых людей.

Наш говор все тише,

Поскольку от музы почет --

Не тем, кто напишет,

А тем, кто найдет и прочтет.

Список литературы

1. Журнал № 35/2001 "Школьный психолог" издательского дома «Первое сентября»

2. В. Н. Дружинин. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ, 2005

3. Афоризмы Андрея Кнышева «Уколы пера или Тоже книга 3»

4. Интернет-сайт http://jungland.ru Варианты жизни по В.Н. Дружинину

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема и направления развития дифференциальной психологии. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Краткие биографические сведения из жизни известного психолога А. Маслоу. Сущность, основные концепции и принципы гуманистической теории личности. Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Краткие биографические сведения из жизни известного психолога Э. Фромма. Сущность теории личности Фромма. Основные концепции и принципы гуманистической теории. Экзистенциальные потребности человека. Непродуктивные и продуктивные социальные типы характера.

    презентация , добавлен 02.03.2012

    Исследование жизненного пути психолога Альфреда Адлера. Изучение его концепции индивидуальной теории личности. Описания достижений исследований в области изучения психологии людей. Характеристика основных понятий и положений в индивидуальной психологии.

    реферат , добавлен 21.12.2014

    Краткие биографические сведения о Карле Юнге. Его основные заслуги и учения о личности в психологии. Аналитическая психология Юнга: основные концепции и принципы. Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2009

    Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2007

    Понятие о личности в психологии, ее структура. Отличительные черты индивида, личности, индивидуальности. Обзор основных теорий: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гуманистические и интеракционистские теории, деятельностные и диспозициональные идеи.

    презентация , добавлен 04.05.2011

    Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2017

    Краткие биографические сведения о жизни Иоанна Дамаскина, обзор его основных трудов. Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы в отечественной истории психологии. Методы исследования психологических явлений.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2010

    Общая и дифференциальная психометрика. Ее отношение к психодиагностике и дифференциальной психологии. Понятие надежности. Содержательная, эмпирическая, конструктная и дискриминантная валидность. Стандартизация тестов и репрезентативность тестовых норм.