Процесс дедукции. Дедуктивное мышление – доверяйте конкретным фактам. Как развить дедуктивное мышление

Дедукция - это метод мышления, следствием которого является логический вывод, где частное заключение выводится из общего.

«По одной лишь капле воды человек, умеющий мыслить логически, сможет вывести существование Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того и ни другого» – так рассуждал самый знаменитый литературный сыщик. Учитывая незаметные другим людям мелкие детали, он строил безупречные логические умозаключения, используя метод дедукции. Именно благодаря Шерлоку Холмсу весь мир узнал, что такое дедукция. В своих рассуждениях великий сыщик всегда отталкивался от общего – всей картины преступления с предполагаемыми преступниками, и двигался к частным моментам – рассматривал каждого в отдельности, всех, кто мог совершить злодеяние, изучал мотивы, поведение, доказательства.

Этот удивительный герой Конан Дойля по частицам почвы на обуви мог угадать из какой части страны приехал человек. Также он различал сто сорок видов табачного пепла. Шерлок Холмс интересовался абсолютно всем, имел обширные знания во всех областях.

В чем суть дедуктивной логики

Дедуктивный метод начинается с гипотезы, которую человек считает априори верной, а затем он должен проверить ее с помощью наблюдений. Книги по философии и психологии определяют это понятие как умозаключение, построенное на принципе от общего к частному по законам логики.

В отличие от других типов логических рассуждений, дедукция выводит новую мысль из других, приводя к конкретному выводу, применимому в данной ситуации.

Дедуктивный метод позволяет нашему мышлению быть более конкретным и результативным.

Суть состоит в том, что дедукция строится на выведении частного на основе общих предпосылок. Другими словами, это рассуждения на основе подтвержденных, общепринятых и всем известных общих данных, которые и приводят к логичному фактическому выводу.

Дедуктивный метод с успехом применяется в математике, физике, научной философии и экономике. Врачам и юристам также приходится применять навыки дедуктивного мышления, но они будут полезны и для представителей любой профессии. Даже для писателей, работающих над книгами, немаловажным является умение разбираться в персонажах и делать выводы, основываясь на эмпирических знаниях.

Дедуктивная логика – это философское понятие, оно известно еще со времен Аристотеля, но интенсивно оно стало разрабатываться лишь в девятнадцатом веке, когда развивающаяся математическая логика дала толчок к развитию учения о дедуктивном методе. Аристотель под дедуктивной логикой понимал доказательства с силлогизмами: рассуждение с двумя посылами и одним заключением. Высокую познавательную или когнитивную функцию дедукции подчеркивал и Рене Декарт. В своих работах ученый противопоставлял её интуиции. По его мнению, непосредственно раскрывает истину, а дедукция эту истину постигает опосредованно, то есть, путём дополнительных рассуждений.

В повседневных рассуждениях дедукция крайне редко используется в форме силлогизма или двух посылов и одного вывода. Чаще всего указывается только один посыл, а второй посыл, как общеизвестный и всеми признанный, опускается. Вывод также не всегда формулируется в явной форме. Логическая связь между посылами и выводами выражается словами «вот», «следовательно», «значит», «поэтому».

Примеры использования метода

Человек, проводящий дедуктивное рассуждение в полном объеме, скорее всего, будет принят за педанта. Действительно, рассуждая на примере следующего силлогизма, подобные выводы могут иметь чересчур искусственный характер.

Первая часть: «Все российские офицеры бережно хранят боевые традиции». Вторая: «Все хранители боевых традиций – патриоты». Наконец, вывод: «Некоторые патриоты – российские офицеры».

Другой пример: «Платина – металл, все металлы проводят электрический ток, значит, платина электропроводна».

Цитата из анекдота про Шерлока Холмса: «Извозчик приветствует героя Конан Дойля, говоря, что рад видеть его после Константинополя и Милана. На удивление Холмса извозчик поясняет, что узнал эту информацию по биркам на багаже». И это пример использования дедуктивного метода.

Примеры дедуктивной логики в романе Конан Дойля и сериале МакГигана «Шерлок Холмс»

Что такое дедукция в художественной интерпретации Пола МакГигана становится понятно на следующих примерах. Цитата, олицетворяющая дедуктивный метод из сериала: «Выправка у этого человека, как у бывшего военного. Лицо загорелое, но это не его оттенок кожи, так как запястья у него не такие смуглые. Лицо уставшее, как после тяжелой болезни. Держит руку неподвижно, скорее всего, был когда-то ранен в нее». Здесь Бенедикт Камбэрбеч использует метод заключения от общего к частному.

Часто дедуктивные заключения бывают настолько урезанными, что о них можно только догадываться. Восстановить дедукцию в полной мере, с указанием двух посылов и вывода, а также логических связей между ними бывает затруднительно.

Цитата из детектива Конан Дойля: «Благодаря тому, что я так давно использую дедуктивную логику, умозаключения возникают в моей голове с такой скоростью, что я даже не замечаю промежуточных выводов или взаимосвязей между двумя положениями».

Что дает дедуктивная логика в жизни

Дедукция будет полезна и в каждодневной жизни, бизнесе, работе. Секрет многих людей, добившихся выдающихся успехов в разных сферах деятельности, заключается в умении использовать логику и подвергать анализу любые действия, просчитывая их итог.

В изучении какого-либо предмета подход дедуктивного мышления позволит рассматривать объект изучения тщательнее и со всех сторон, на работе – принимать верные решения и просчитывать эффективность; а в повседневной жизни – лучше ориентироваться в выстраивании отношений с другими людьми. Следовательно, дедукция может улучшить качество жизни при правильном использовании этого подхода.

Тот невероятный интерес, который показывают к дедуктивным умозаключениям в различных сферах научной деятельности, абсолютно объясним. Ведь дедукция позволяет из уже имеющегося факта, события, эмпирического знания, получить новые законы и аксиомы, к тому же исключительно теоретическим путем, без применения его на опытах, исключительно благодаря наблюдениям. Дедукция дает полную гарантию того, что факты, полученные в результате логического подхода, операции будут достоверны и истинны.

Говоря о важности логической дедуктивной операции, не стоит забывать об индуктивном методе мышления и обоснования новых фактов. Почти все общие явления и заключения, включая аксиомы, теоремы и научные законы, появляются в результате индукции, то есть движения научной мысли от частного к общему. Таким образом, индуктивные соображения - основа наших знаний. Правда, сам по себе этот подход не гарантирует полноценности полученных знаний, но индуктивный метод вызывает новые предположения, связывает их со знанием, установленным опытным путем. Опыт в данном случае является источником и основой всех наших научных представлений о мире.

Дедуктивная аргументация – мощное средство познания, используется для получения новых фактов и знаний. В совокупности с индукцией дедукция представляет собой инструментарий для познания мира.

13Июн

Что такое Дедукция и Индукция

Дедукция или Дедуктивное умозаключение – это одна из двух основных форм логического рассуждения основанная на идеи о том, что если что-то справедливо для целого класса вещей, то это является справедливым и для всех членов данного класса.

Что такое ДЕДУКЦИЯ – простыми словами. МЕТОД ДЕДУКЦИИ

Простыми словами, Дедукция – это вариант мышления, при котором человек делает определенные логические выводы, основываясь на знаниях о классе вещей в целом, и переносит определенные черты на конкретную вещь. Другими словами, можно сказать что дедукция, это вариант логических рассуждений, направленных от общего к частному.

Несмотря на витиеватость определения, само понятие дедукции является весьма простым, особенно если понимать принцип работы дедуктивного метода. Итак, Дедуктивный метод работает следующим образом: Если мы знаем, что все представители определенного класса обладают каким-то свойством, то при рассмотрении одного из представителей этого класса, справедливо будет предположить, что и он обладает этим свойством. Так к примеру: Если мы знаем, что все люди смертны, а гипотетический Сережа — человек, то, следовательно, он тоже смертен.

Пример ДЕДУКЦИИ

  • У всех птиц есть перья. Попугай – это птица, следовательно, у попугая есть перья;
  • В красном мясе содержится железо. Говядина — красное мясо, поэтому в говядине есть железо;
  • Рептилии – холоднокровные, а змеи, это рептилии. Следовательно, змеи – холоднокровные;
  • Если A = B и B = C, то A = C;

Что такое ИНДУКЦИЯ – простыми словами.

Индукция или Индуктивное рассуждение — это метод построения логического умозаключения основанный на принципе: от частного к общему. Так к примеру, если мы видим, что гипотетический Сережа умер, и он является человеком, то можно предположить, что все люди смертны .

Подведя итог, можно сказать что:
Индуктивные и дедуктивные рассуждения — это два противоположных, но не исключающих друг друга подхода, которые можно использовать для оценки выводов. Дедуктивное рассуждение предполагает наличие общего утверждения, из которого в дальнейшем и строится вывод о частном случае. С другой стороны, индуктивное рассуждение берет за основу серию частных случаев из которых и формируется общая теория. Подходы имеют различия, но важно понимать, что как индуктивное, так и дедуктивное рассуждение может оказаться ложным особенно если исходная предпосылка аргументации неверна. Оптимальным вариантом при построении логических выводов является использование комбинации этих методов.

Если спросить у человека, чем он руководствуется, когда принимает решения, ищет ответы на важные вопросы жизни или на самые простые бытовые вопросы, то часто приходится слышать два полярных мнения. Одни люди утверждают, что опираются на собственные ощущения, чувства, интуицию, а другие доверяют только «здравому смыслу» и логике. Это означает, что первая категория людей руководствуется опытом эмоциональной сферы, а вторая делает выводы с помощью интеллекта, путем логических умозаключений.

Человек прекрасен в своей целостности, «холодное» логическое мышление во взаимодействии с яркими эмоциональными красками делают опыт человека уникальным, дарят способность к творчеству. Поэтому в процессе личностного развития стоит равномерно развивать как способность к эмпатии, интуиции, так и логическое мышление.

В процессе логического анализа человек использует разные операции и методы мышления, среди которых важное значение имеют индуктивный и гипотетико-дедуктивный метод мышления. Они являются частями одного целостного процесса проверки выдвигаемых гипотез с целью поиска наиболее оптимального варианта решения проблемы.

Истинное умозаключение

Для того чтобы лучше понять, как работает дедуктивное мышление, следует разобраться и разграничить понятия индукции и дедукции, изучить их определение. При использовании индукции человек вначале наблюдает какой-то факт, а потом, на его основе, делает выводы о явлении в целом.

Можно навести примеры: вы заметили, что ваша сестра-подросток любит смотреть сериалы, ее подруга тоже их смотрит, а потом вы узнали, что весь их класс увлечен этим сериалом. На основе этого вы делаете вывод, что большинство подростков увлекаются сериалами. Это значит, что с помощью индукции вы наблюдаете за разными объектами, а потом переходите к выдвиганию общей гипотезы.

Научное определение индукции гласит, что индуктивное умозаключение строится на основании фактических предпосылок, что в итоге приводят к формированию общего вывода, в котором есть неподтвержденная информация. Именно поэтому очень часто метод индукции влияет на формирование стереотипов мышления. Всем известно, как некоторые женщины на основе нескольких неудачных отношений любят делать вывод о том, что «все мужики – козлы». Или частое умозаключение в нашем обществе о том, что все политики – обманщики, потому что предыдущий опыт много раз подтверждал эту гипотезу.

В отличие от индукции, гипотетико-дедуктивный метод полностью строится на основе логики. Его определение кажется очень простым, но для того, чтобы понять его смысл и научится использовать в повседневной жизни для решения задач разного уровня ложности, следует изучить его подробно и навести примеры.

Дедуктивный метод делает наше мышление более точным и результативным. Его суть в том, что частный вывод совершается на основе общих предпосылок. Проще говоря, это рассуждения на основе подтвержденных общих данных, которые приводят к такому же подтвержденному фактическому выводу.Наведем примеры: если идет дождь, то можно утверждать, что земля мокрая; все люди когда-то умрут, вы человек, следовательно, вы тоже обречены на смерть. Очевидно, что дедукция, в отличие от индукции, дает возможность делать грамотные выводы на основе проверенных и неопровержимых фактов.

В чем гений Шерлока Холмса?

Гипотетико-дедуктивный метод в наше время давно вышел за рамки науки и стал широко использоваться во всех сферах жизни человека. С его помощью можно более подробно и глубоко продумывать свои действия, планировать их на несколько шагов вперед, а также лучше разбираться в мотивах и поведении других людей. Чтобы понять силу метода дедукции, можно изучить гений знаменитого персонажа книг Артура Конан Дойла, детектива Шерлока Холмса. Его проницательность поражает читателей, а талант расследовать самые запутанные преступления просто шокирует.

Дедукция с «юмором»:

Как самостоятельно развить дедуктивное мышление?

В нашем обществе среди людей присутствует тенденция к обобщению, которая часто приводит к негативным последствиям не только для конкретного человека, но и для всего общества в целом. На основе обобщений люди способны обвинять, портить отношения. Человек, строящий отношения на основе фактов, а не версий, вызывает уважение. Чтобы развить дедуктивное мышление, которое, кроме всего прочего, помогает в сложных жизненных ситуациях, воспользуйтесь следующими советами:

  • Копайте глубже . Если вы беретесь за изучение какого-либо материала, факта, предмета, то попробуйте заинтересоваться им так, чтобы изучить его во всех подробностях. Например, читая книгу, не просто следите за основными событиями, а внимательно изучайте характеры каждого героя в их взаимосвязи. Таким образом, вы сможете предугадать развязку истории далеко до ее конца. Особенно это касается книг детективного жанра. То же самое можно сказать и о кино.
  • Расширяйте кругозор . Старайтесь стать всесторонне развитой личностью. Все время повышайте свои знания, ведь темп современной жизни диктует условия постоянного развития, остановка которого даже на некоторое время может стоить вам очень дорого. Это потеря профессиональных и личностных ориентиров, а также взаимопонимания с другими людьми. Расширьте круг общения, много читайте, пробуйте себя в новых сферах деятельности, отбросьте сомнения. Глубокие теоретические и практические знания помогут вам решать задачи, опираясь не на догадки, а на базу своего опыта.
  • Развивайте гибкость мышления . Она состоит в том, чтобы всегда искать разные варианты и примеры решения задачи, даже если вы идите, на первый взгляд, очевидный правильный ответ. Не отвергайте мнение других людей, прислушивайтесь к разным версиям. Наличие разных вариантов, мнений других людей плюс богатый личный опыт и глубокие знания помогут вам прийти к грамотному дедуктивному умозаключению.
  • Наблюдайте за собеседником . Используйте примеры Шерлока Холмса и в ежедневном общении с другими людьми. Старайтесь не просто вникать в общий смысл сказанного, но и обращать пристальное внимание на отдельные повторяющиеся слова, на невербальные средства общения: мимику, интонацию, тембр, жесты, тон голоса. Вначале вам будет сложно уловить все эти моменты, но со временем вы научитесь читать послание собеседника «между строк» и делать о человеке более точные выводы, распознавать ложь.
  • Решайте задачки. Сейчас существует масса книг с задачами и головоломками для развития логического мышления. Купите себе такую книгу и принимайтесь за работу. Но учтите, что начинать лучше с более легких задач, постепенно повышая их уровень сложности.

И помните, что для достижения результата нужны регулярные тренировки. Наш мозг нуждается в этом точно так же, как и наши мышцы. Удачи!

Дедукция как метод исследования, противоположный индукции, употребляется там, где исследователь распространяет общее знание (правило, закон) на отдельный, частный конкретный случай, на единичное явление.

Теория дедукции

Это такая форма знания, при котором осуществляется переход от знания большей общности к новому знанию, меньшей общности. Переход от общего знания к частному, следовательно, осуществляется через особенное знание (знание законов, теорий, гипотез).

Дедукция – это частный случай умозаключений. В широком смысле умозаключение – логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение – заключение (вывод, следствие).

В дедуктивном умозаключении заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что от истинных посылок оно всегда ведет к истинному заключению.

Примеры дедуктивных умозаключений:

1. Все жидкости упруги; вода жидкость; значит вода упруга.

2. Если идет дождь, земля становится мокрой; идет дождь, следовательно, земля мокрая.

Во всех дедуктивных умозаключениях истинность посылок гарантирует истинность заключения. Они позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т.п. Дедукция дает стопроцентную гарантию успеха, а не просто обеспечивает ту или иную – быть может, и высокую – вероятность истинного заключения.

Общая схема дедуктивного умозаключения:

а) если А, то В; А; следовательно В, где А и В – высказывания.

б) если А, то В; неверно В; значит неверно А.

Дедуктивный метод познания позволяет путем различных логических и математических преобразований получать большое множество следствий из относительно небольшого числа основных положений и законов данной теории.

Ценность дедукции состоит, во-первых, в том, что она дает во всех своих формах всегда достоверные, необходимые выводы. Во-вторых, дедуктивным способом можно оперировать информацией любого рода, выражать все богатство содержания нашего мышления. К дедукции можно свести все другие способы логического рассуждения. Умение рассуждать дедуктивным способом является фундаментальным свойством логического мышления. В-третьих, дедукция является основным способом построения доказательств, ведения споров, дискуссий.

Читайте также:

Сущность дедукции и индукции. Основы дедуктивной логики, исследование Аристотеля. Описание и формирование доказательств бытия Бога на основе дедуктивного метода. Характеристика гипотетико-дедуктивного метода, специфика метода Р. Декарта и абдукции.

1. Воззрения Рене Декарта

Характеристика рационалистического метода познания. Правила дедуктивного метода. Принцип сомнения. Cogito, ergo sum. Значение картезианского наследия. Дедукция и "универсальная математика". Правила метода Р. Декарта. Моральные установки картезианства.

реферат, добавлен 21.05.2013

2. Дедукция как форма мысли

Понятие термина "дедукция". Дедукция как переход от общего к частному.

Дедукция как метод исследования

Роль дедуктивного метода в математике. Теория дедукции. Индукция и дедукция как две неразрывные стороны единого процесса познания. Дедуктивное рассуждение и дедуктивная аргументация.

реферат, добавлен 06.06.2011

3. Понятие о дедуктивных умозаключениях, их роль в познании

Понятие такого частного случая умозаключения как дедукция. Обычные дедукции и их познавательная роль. Особенности дедуктивной аргументации. Характеристика умозаключения как формы мышления. Значение дедуктивного мышления (силлогизмов) для развития логики.

контрольная работа, добавлен 24.05.2015

4. Роль Ф. Бэкона, Р. Декарта и Г. Галилея в становлении эмпирических и теоретических основ научной рациональности

Философия рационализма, влияние на его возникновение научной революции XVI–XVII вв. Особенности философского учения Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода, взаимосвязь интуиции и дедукции. Вклад Ф. Бэкона в развитие научной рациональности.

реферат, добавлен 25.12.2013

5. Теоретические методы исследования, их характеристика

Абстракция и конкретизация. Изучение познавательной роли индукции и дедукции. Исследование процедуры мысленного разделения объекта. Виды анализа как метода научного познания. Фасетный метод классификации. Форма синтеза как метода научного исследования.

доклад, добавлен 20.01.2016

6. Индуктивное умозаключение

Характеристика индукции как метода научного познания. Виды индуктивных умозаключений. Методы установления причинных связей между явлениями. Соединенный метод сходства и различия. Познавательная роль элиминативной индукции. Взаимосвязь индукции и дедукции.

реферат, добавлен 20.05.2018

7. Философская система Р. Декарта

Жизненный путь и сфера деятельности представителя материалистов-философов и родоначальника рационального познания Рене Декарта. Основные правила дедуктивного метода рационализма Декарта. Характеристика и структура учения о сомнении и его преодолении.

реферат, добавлен 18.04.2013

8. Метод сомнения Рене Декарта

Понятие, сущность и история становления рационализма как философско-мировоззренческой установки. Суть рационалистического метода и характеристика принципов исходного сомнения Декарта. Основные правила научного метода. Анализ проблем философии Р. Декарта.

реферат, добавлен 30.01.2018

9. Дедуктивное умозаключение и его роль в познании

Рассмотрение логических подходов в определении дедукции. Раскрытие содержания дедуктивного и непосредственного умозаключения, их особенностей, обусловленных количественной и качественной характеристиками суждения. Описание примера дедуктивного заключения.

реферат, добавлен 01.12.2015

10. Познание, его возможности и границы

Изучение структуры и динамики процесса познания. Исследование видов человеческого познания: чувственного и рационального. Характеристика основных типов метода познания: сравнительно–исторического, анализа, синтеза, абстрагирования, индукции и дедукции.

реферат, добавлен 15.11.2010

К. ф. н. Тягнибедина О.С.

Луганский национальный педагогический университет

имени Тараса Шевченко, Украина

ДЕДУКТИВНЫЙ И ИНДУКТИВНЫЙМЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Среди общелогических методов познания наиболее распространенными являются дедуктивныйи индуктивныйметоды. Известно, что дедукция и индукция – это важнейшие виды умозаключений, играющие огромную роль в процессе получения новых знаний на основе выведения из ранееполученных. Однако эти формы мышления принято рассматривать также и как особые методы, приемы познания.

Цель нашей работы– на основе сущности дедукции и индукции обосновать их единство, неразрывную связь и тем самым показать несостоятельность попыток противопоставления дедукции и индукции, преувеличения роли одного из этих методов за счет умаления роли другого .

Раскроем сущность этих методов познания.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в процессе познания от общего знанияо некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному . В дедукции общее знание служит исходным пунктом рассуждения, и это общее знание предполагается «готовым», существующим. Заметим, что дедукция может осуществляться такжеот частного к частному или от общего к общему. Особенность дедукции как метода познания, состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Поэтому дедукция обладает огромной силой убеждения и широко применяется не только для доказательства теорем в математике, но и всюду, где необходимы достоверные знания.

Индукция (от лат. inductio– наведение) – это переход в процессе познания от частного знания к общему ; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Иными словами, – это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания – получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. В индукции раскрывается «механизм» возникновения общего знания. Особенностью индукции является ее вероятностный характер, т.е. при истинности исходных посылок заключение индукции только вероятно истинно и в конечном результате может оказаться как истинным, так и ложным. Таким образом, индукция не гарантирует достижение истины, а лишь «наводит» на нее, т.е. помогает искать истину.

В процессе научного познания дедукция и индукция не применяются изолированно, обособленно друг от друга. Однако в истории философии предпринимались попытки противопоставить индукцию и дедукцию, преувеличить роль одной из них за счет умаления роли другой.

Осуществим небольшой экскурс в историю философии.

Основоположником дедуктивного метода познания является древнегреческий философ Аристотель (364 – 322 гг. до н.э.). Он разработал первую теорию дедуктивных умозаключений (категорических силлогизмов), в которых заключение (следствие) получается из посылок по логическимправилам и имеет достоверный характер. Эта теория названа силлогистикой. На ее основепостроена теория доказательства.

Логические сочинения (трактаты) Аристотеля объединены позднее под названием «Органон» (инструмент, орудие познания действительности). Аристотель явно отдавал предпочтение именно дедукции, поэтому «Органон» обычно отождествляется с дедуктивным методом познания. Следует сказать, что Аристотель исследовал также и индуктивные рассуждения. Он называл их диалектическими и противопоставлял аналитическим (дедуктивным)умозаключениям силлогистики.

Английский философ и естествоиспытатель Ф.Бэкон (1561 – 1626) разработал основы индуктивной логики в своем труде «Новый Органон», который был направлен против «Органона» Аристотеля. Силлогистика, по мнению Бэкона, бесполезна для открытия новых истин, в лучшем случае ее можно использовать как средство проверки и обоснования их.

4 Методы теоретического исследования

По мнению Бэкона, надежным, эффективным орудием для осуществления научных открытий являются индуктивные выводы. Он разработал индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Абсолютизация роли индукции в процессе познания привела к ослаблениюинтереса к дедуктивному познанию.

Однако растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. возродили интерес к дедукции. Этому способствовали также рационалистические идеи, признающие приоритет разума, которые развивали французский философ, математик Р.Декарт (1596 – 1650) и немецкий философ, математик, логик Г.В.Лейбниц (1646 – 1716).

Р.Декарт считал, что дедукция ведет к открытию новых истин, если она выводит следствие из положений достоверных и очевидных, какими являются аксиомы математики и математического естествознания. В работе «Рассуждение о методе для хорошего направления разума иотыскания истины в науках» он сформулировал четыре основные правила любого научного исследования: 1) истинно лишь то, что познано, проверено, доказано; 2) расчленять сложное на простое; 3) восходить от простого к сложному; 4) исследовать предмет всесторонне,во всех деталях.

Г.В.Лейбниц утверждал, что дедукцию следует применять не только в математике, но и в других областях знания. Он мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а вычислением с карандашом в руках. В этих целях он стремился изобрести универсальный символический язык,с помощью которого можно былобы рационализировать любуюэмпирическую науку. Новое знание, по его мнению, будет результатом вычислений. Такая программа не может быть реализована. Однако сама идея о формализации дедуктивных рассуждений положила начало возникновению символической логики.

Следует особо подчеркнуть, что попытки отрыва дедукции и индукции друг от друга неосновательны. На самом деле даже определения этих методов познания свидетельствуют об их взаимосвязи. Очевидно, что дедукция использует в качестве посылок различного рода общие суждения, которые невозможно получить посредством дедукции. А если бы не было общих знаний, полученных с помощью индукции, то были бы невозможны дедуктивные рассуждения. В свою очередь дедуктивное знание о единичном и частном создает основу для дальнейшего индуктивного исследования отдельных предметов и получения новых обобщений. Таким образом, в процессе научного познания индукция и дедукция тесно взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

Литература:

1. Демидов И.В. Логика. – М., 2004.

2. Иванов Е.А. Логика. – М., 1996.

3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

4. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М., 1997.

5. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

Кто разработал дедуктивный метод познания

Скачать файл — Кто разработал дедуктивный метод познания

Луганский национальный педагогический университет. Однако эти формы мышления принято рассматривать также и как особые методы, приемы познания. Цель нашей работы - на основе сущности дедукции и индукции обосновать их единство, неразрывную связь и тем самым показать несостоятельность попыток противопоставления дедукции и индукции, преувеличения роли одного из этих методов за счет умаления роли другого. Раскроем сущность этих методов познания. Особенность дедукции как метода познания, состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Иными словами, - это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания - получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. Особенностью индукции является ее вероятностный характер, то есть при истинности исходных посылок заключение индукции только вероятно истинно и в конечном результате может оказаться как истинным, так и ложным. В процессе научного познания дедукция и индукция не применяются изолированно, обособленно друг от друга. Однако в истории философии предпринимались попытки противопоставить индукцию и дедукцию, преувеличить роль одной из них за счет умаления роли другой. Осуществим небольшой экскурс в историю философии. Основоположником дедуктивного метода познания является древнегреческий философ Аристотель - гг. Эта теория названа силлогистикой. Следует сказать, что Аристотель исследовал также и индуктивные рассуждения. Английский философ и естествоиспытатель Ф. Силлогистика, по мнению Бэкона, бесполезна для открытия новых истин, в лучшем случае ее можно использовать как средство проверки и обоснования их. По мнению Бэкона, надежным, эффективным орудием для осуществления научных открытий являются индуктивные выводы. Он разработал индуктивные методы установления причинных связей между явлениями: Однако растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в.

7.2. Индукция и дедукция

Этому способствовали также рационалистические идеи, признающие приоритет разума, которые развивали французский философ, математик Р. Декарт - и немецкий философ, математик, логик Г. Лейбниц - Лейбниц утверждал, что дедукцию следует применять не только в математике, но и в других областях знания. Он мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а вычислением с карандашом в руках. Новое знание, по его мнению, будет результатом вычислений. Такая программа не может быть реализована. Однако сама идея о формализации дедуктивных рассуждений положила начало возникновению символической логики. Следует особо подчеркнуть, что попытки отрыва дедукции и индукции друг от друга неосновательны. На самом деле даже определения этих методов познания свидетельствуют об их взаимосвязи. Очевидно, что дедукция использует в качестве посылок различного рода общие суждения, которые невозможно получить посредством дедукции. А если бы не было общих знаний, полученных с помощью индукции, то были бы невозможны дедуктивные рассуждения. В свою очередь дедуктивное знание о единичном и частном создает основу для дальнейшего индуктивного исследования отдельных предметов и получения новых обобщений. Таким образом, в процессе научного познания индукция и дедукция тесно взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

Философия Нового времени

Три вида социальных норм

Что делатьесли пишет ошибка торрента

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Скачать игру need

Схема инвертора xtender xtm

Эдуард асадов стихио родителях

Приемник ssb своими руками таурас 40

Обидина Н.Г. Дедукция

Как правильно написать заявление на возврат телефона

Причины зуда под кожей

Лечение кашля комаровский

Предмет и структура методологии

Пирожки из готового бездрожжевого теста

Карты игральные с индивидуальным дизайном

Идеи гардеробной комнаты своими руками

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы будем изучать дедуктивный метод мышления, так как он помогает делать грамотные и верные выводы, опираясь на проверенные источники и факты. А тем, кто хочет достичь успеха, это очень пригодится, хотя бы потому, что с его помощью становится возможным продумывание своих действий, предвосхищая события и будучи впереди остальных на несколько шагов, а ещё даёт понимание поступков и мотивов окружающих.

Что такое дедукция?

Дедуктивным методом пользовался знаменитый и многими любимый шерлок холмс, повергая периодами в шок своей проницательностью и внимательностью. Но так ли сложно научиться размышлять как он? Совсем нет, особенно, если понять принцип этого метода. А он состоит в том, что изначально начинается с гипотезы, которую человек считает истинной и верной, и проверяет её с помощью наблюдения. Обычно какое-либо умозаключение, следуя законам логики, формируется от общего к частному.

Чтобы вас не путать, приведу пример, тогда станет понятнее: Все живое имеет свою конечность, человек живой, соответственно, люди умирают. Чаще всего в дедукции пользуются силлогизмами, то есть, когда есть несколько суждений и на их основе вводится новое суждение, которое называется заключением. Может быть категорическим: «Мужчины бабники неверные мужья, мой муж бабник, значит — он изменяет». Или условным: «Если депутаты лгут, мы в них разочаровываемся, а, как известно, депутаты лгут, следовательно, мы разочаровываемся в них». И последняя форма – разделительный силлогизм: «Начальник является либо лжецом, либо глупым, но начальник правдивый, следовательно, он неумный».

Как развить?

  1. Для начала необходимо научиться отличать и разграничивать субъективное мышление от объективного. Потому что у каждого из нас есть своё мнение, взгляды, образы и прочее, и порой, встречая кого-то, в голове возникают ассоциации с этим человеком, приписывающие ему какие-то характеристики. Приведу простой пример: Мужчина не пришёл на свидание, сразу же возникла идея, что он лжец, обманщик и вообще нехороший человек. Необходимо сразу же удалить его номер, заблокировать и никогда не общаться. Это если субъективно. А вот если разобраться в ситуации, узнать мнение других людей, чтобы узнать, совпадает ли оно с вашим, то прояснится, что на самом деле, по дороге к вам он услышал крики о помощи и бросился спасать тонущих детей, которых потом развозил по домам к родителям. Психологи называют этот процесс тестированием реальности. Поэтому каждый раз, когда засомневаетесь в своей объективности, попробуйте с кем-то обсудить этот вопрос.
  2. Также важно развить внимательность, особенно ценно научиться замечать детали и нюансы. А для этого нужно тренировать как произвольное, так и непроизвольное внимание.

Произвольное внимание – это наша сосредоточенность

Помните, порой Шерлок Холмс казался совсем безучастным, когда ему рассказывали о какой-то трагедии? Он был с каменным лицом, порой даже не смотрел на собеседника. И не потому, что не умеет сопереживать, он просто сосредотачивался и отодвигал свои субъективные оценки, эмоции в сторону. Помните, в статье тя рассказывал про различные методы, чтобы не отвлекаться на разные раздражители?

Ну, к примеру, метод «по помидору». Начните практиковать, тогда вы сможете, как Шерлок, автоматически фокусироваться на необходимых вещах. Считается, что человек максимально может быть сосредоточенным примерно 20 минут, но с помощью тренировок вполне возможно значительно увеличить этот показатель. Начните прямо сейчас, установив, к примеру, на компьютер программу «Freedom», она ограничивает доступ к социальным сетям и почте на указанное вами время.

Поищите, так называемые, «занимательные таблицы», в них хаотично разбросаны числа от 1 до 90, и необходимо поочерёдно найти каждое. Если будете ежедневно практиковаться, то результат не заставит себя ждать. Вот на этом сайте есть такие упражнения.

Непроизвольное – пассивное и не требует усилий

Проще говоря – естественная реакция на раздражитель, который вызвал интерес. Чтобы его развить, вам придётся наблюдать за чем-то привычным, меняя при этом фон. К примеру, осмотрите свой кабинет сначала в тишине, потом под приятную музыку и неприятный шум. Суть задания в том, что со временем вы сможете акцентироваться на необходимых деталях, не выпадая из-за какого-то внешнего раздражителя. Также, когда на улице или в общественном месте, наблюдайте за людьми, присматриваясь к незначительным деталям, пытаясь для себя логически объяснять их. Посмотрите статью , в ней описан прекрасный способ концентрации с помощью свечи.

И это, кстати, не всё. Такого колоссального успеха Холмс достигал благодаря развитию способности послепроизвольного внимания. То есть, когда какая-то задача становится обыденной, а фокус внимания сохраняется на предмете автоматически. Это очень полезная способность. Проводились исследования, которые показали, что при послепроизвольном внимании психика получает возможность отдыха и разгрузки.

Так происходит потому, что мозгу не требуется тратить энергию на удержание фокуса на задаче, и поиски её решения. Чтобы было понятнее, приведу пример: Ученик первого класса прилагает максимум усилий, чтобы выполнить домашнее задание. Силой воли приходится удерживаться за столом с не интересными уроками вместо того, чтобы играть в мяч с друзьями. Но со временем этот процесс входит в привычку и становится обыденным. И только в редких случаях ему приходится подключать активное внимание.


  1. Расширяйте свой кругозор. Для того чтобы познать основы дедукции и начать успешно их применять, очень важно, чтобы вы были всесторонне развитой личностью. Согласитесь, сложно будет создавать суждения, не имея общей информации. Секрет великих сыщиков состоял в их любознательности и любопытности. Свободное время они посвящали познанию чего-то нового, усовершенствованию своих умений. Не знаю как вы, но я точно не припомню ни одной сцены, где детектив тратит свое время на просмотр бессмысленных сериалов, валяясь на диване. Если вы будете читать книги, то будете развивать не только кругозор, но и память, фантазию и мышление. Подробнее о пользе в статье
  2. Решайте ребусы, задачи, головоломки. Это поможет держать мозг в тонусе, и, конечно же, научит креативно подходить к сложностям. Только выбирайте то направление, которое вам интересно. Умеете решать математические задачи? Отлично, тогда запаситесь учебниками по арифметике или геометрии. Любите задания, где требуется логика и нестандартный подход? Существует масса заданий для начинающих детективов с инспектором Варнике, Людовиком, Пуаро… Даже есть онлайн игры, где предоставлена возможность полностью вжиться в роль скептического и наблюдательного следователя.
  3. Тренируйте способности по распознаванию невербальных проявлений эмоций других людей. Это будет давать больше пищи для их понимания, поиска мотивов действий и поможет предвосхищать их поступки. Подробнее узнаете из статьи
  4. В нашей жизни очень важно доверие, оно помогает нам чувствовать себя в безопасности. Но как научиться дедукции, если всё воспринимать на веру? Вы просто обязаны критически относиться к происходящему. Ведь, если будете свои суждения формировать исходя из ложной информации – они будут неверными. Поэтому всегда сопоставляйте, насколько достоверно то, что вам говорят.
  5. Порой не всегда удаётся удержать огромный объём информации в голове, поэтому обязательно заведите блокнот, в который будете выписывать свои наблюдения и умозаключения. Поверьте, когда-то настанет момент, когда он вам пригодиться.

Заключение

Дедуктивный метод полезен не только тем, кто хочет развить логическое мышление, он просто необходим каждому человеку независимо от профессии и образа жизни. Мы все делаем какие-то выводы, считая их истинными, но так ли это, если мыслим слишком субъективно или действуем сгоряча, руководствуясь эмоциями? На сегодня всё, до скорых встреч.

8