Тип речи повествование. Функционально-смысловой тип речи: описание, повествование, рассуждение. Типы речи: отличия по принципу “фотографирования”

Что такое тип речи? Типы текста в – это классификация речи по функционально-смысловому значению. Правильным ответом на вопрос «Какие бывают типы речи в языке?» будет перечисление этих типов – повествование, описание и рассуждение .

Типы речи

Повествование – это тип речи, упоминающий последовательность явлений или событий (как началось и чем закончилось), поэтому преобладающей частью речи здесь будет . Повествование – это рассказ о чем-то, который ведется от 1-го (выражено личным «я») или от 3-го лица (авторское повествование). В повествовании всегда есть завязка (начало), развитие событий и развязка (конец). Но необязательно структура должна быть именно такой, есть и неподходящие под эту категорию тексты.

Вот пример повествовательного текста: «Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке.

Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу» (отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»).

Другие типы речи в русском языке – описание и рассуждение .

В описании упоминаются различные объекты, личности, звери, птицы, природа – под описание может подойти любой живой или неживой предмет. Тексты-описания отвечают на вопрос «Какой он?» или «Что с ним происходит?». В основе такого типа речи лежит список временных или неизменных качеств объекта или явления.

К примеру, если мы описываем внешность человека, то обязательно остановимся на чертах лица (глаза, нос, губы, цвет волос, прическа и пр.), его одежде, характере, привычках и др.; если это будет описание помещения, то мы отметим размеры, внутреннее оформление (цвет стен, мебель, планировку и пр.); пейзаж будет наполнен изображением деревьев, травы, неба, солнца, погоды и т. д.

Описание используется в любом стиле речи, различаться оно будет только тем, что, к примеру, в научном стиле оно будет «сухим», а в художественном наполнено различными оборотами речи. «Кот мохнатый, лапка у него мягонькая да ноготок востер. Ушки маленькие, да чуткие. Глаза горят, как огни» (Г. Науменко).

Рассуждение – это тип речи, в котором освещаются источники событий и феноменов, их двустороннее взаимодействие. Применительно к этому типу задаются вопросы «Зачем?» и «Почему?», т. е. рассуждение – это доказательство или объяснение своей точки зрения.

В этом типе речи есть условная схема образования – (то, что надо доказать), аргументация и выводы. Тезис в рассуждении должен быть четко сформулирован, а между всеми частями должна прослеживаться логическая связь. Вы как бы спрашиваете: «Почему предмет такой и почему к нему такое отношение?». Образцом рассуждения как типа речи может служить следующий текс т: «Почему красный цвет светофора – запрещающий? Потому что красный цвет – сигнал опасности.

Вспомни, именно в красный цвет окрашены пожарные машины, красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит. Выбрали для предупреждения опасности этот цвет неспроста. Красный цвет – самый заметный. Он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим» (Г. Рюмин).

Внимание! В одном тексте может сочетаться сразу несколько типов или стилей речи (если мы говорим о больших романах).

Стили речи

Какой бывает наша речь? Стиль речи – это применение языковой манеры в определенной коммуникативной ситуации. В зависимости от целей высказывания различают устный стиль речи и книжный .

Устный стиль речи, или, как его еще называют, разговорный – это непосредственное общение, а в широком смысле – любая звучащая речь. Это разговоры в неофициальной обстановке (с близкими, друзьями, знакомыми), дружеская переписка.

Также его часто можно встретить в письменных текстах в диалогической речи героев, он придает реальность происходящему.

Главной чертой устной речи как стиля является простота фраз, незамысловатость, выразительность . Но даже в разговорной речи возможно присутствие научных терминов или специфической лексики (например, юридической или медицинской), все зависит от того, о чем люди ведут разговор. Довольно часто встречается разговорная лексика – «работяга», «дармоед», «докторша», «телек» и т.д.

Собеседники используют упрощенные фразы и предложения (сейчас – щас, здравствуйте – здрасьте), могут перескакивать с темы на тему, при этом теряя логическую цепочку своего разговора, могут перебивать друг друга и т. д. Как говорится, начали за здравие, закончили за упокой.

Жестикуляция также присуща этому стилю. Трудно представить беседу людей, сидящих неподвижно или стоящих в позе команды «Смирно!» – руки по швам и не шевелиться.

К рукописным образцам принадлежат эссе, очерки, заметки .

Книжный стиль подразделяется на четыре типа:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • художественный.

Научный стиль используется в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях, научных трудах, монографиях, аннотациях, рецензиях, в курсовых, дипломных, докторских исследованиях – во всем, что имеет базу, основанную на научных фактах. В устной форме он используется в докладах и лекциях. Основной его функцией является достоверная передача научных фактов .

Характерные признаки научного стиля – специфическая терминология, монотонность речи и сложные синтаксические конструкции. При этом все научные работы имеют четко выраженную логическую структуру.

Например , «Слово «витамин» – международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий: вещество, необходимое для жизни» (Л. Успенский).

Официально-деловой – это стиль различных документов (справок, актов, расписок, постановлений, приказов). Его часто можно встретить в повседневной жизни, например, в инструкциях к лечебным препаратам. Основная его функция – четкая подача официальной информации .

Для официально-деловых документов характерной чертой является полное наименование:

  • государств, госорганов, госучреждений, предприятий;
  • точное определение датировок, величин, чисел, размеров.

Слова и фразы в этом стиле употребляются исключительно в их прямом значении, не допускается употребление в тексте художественных приемов. Из-за «сухой» подачи и отсутствия эмоциональности при подаче информации тексты становятся сложными для восприятия.

Во всех официальных документах наблюдается четко выстроенная логическая структура подачи информации .

Ознакомьтесь с примерами:

Уважаемые посетители!

Ближайшая аптека нашей сети находится по адресу ул. Качинская, 4 и работает круглосуточно и без выходных.

Администрация

Дана ……………………………….

в том, что он (она) действительно является студентом ……… курса МГУ.

Справка дана для предъявления в ……………………

Ректор …………………………

Публицистический стиль – это официальный стиль газет, журналов, новостей, т. е. средств массовой информации, а также общественных деятелей и журналистов. Основные его цели – убеждение и призыв читателя и слушателя к чему-то.

Для публицистического стиля характерно использование фразеологизмов и описательных оборотов, что способствует эмоциональности и образности, широкого диапазона употребляемой лексики, но это не убавляет официальности речи.

Определять этот стиль будет такое качество, как оценочность – к примеру, репортер в прямом эфире может выразить свое личное мнение относительно происходящих событий. Благодаря этим факторам публицистический стиль легок для восприятия.

Художественному стилю принадлежат стихотворения, варианты повествовательных текстов, очерки, сочинения, поэмы и т. д. – произведения художественной литературы. Здесь писатель описывает словесно различные образы с помощью тропов – , эпитетов, сравнений. Автор использует этот стиль для самовыражения эмоций, чувств, образов и явлений.

Внимание! В художественном стиле могут быть использованы и другие стили речи – все зависит от тематики написанного произведения. С этими стилями заимствуется и соответствующая лексика.

Особое внимание уделяется деталям происходящего. Художественный стиль не столько рассказывает, сколько дает ощутить атмосферу , мысленно перенестись в те места, о которых повествует рассказчик, прочувствовать его личное настроение.

Все перечисленное делает художественный стиль гибким, т. к. он содержит минимум ограничений и максимум возможностей для полета фантазии.

«Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого» (М. Пришвин).

Стили речи в русском языке

Типы речи, что это, какие бывают

Вывод

В этой статье мы рассмотрели вопросы «Что такое тип речи?» и «Чем типы отличаются от стилей?». Каждый тип вбирает в себя стилистику в зависимости от цели высказывания. Определить стиль и тип будет несложно – каждый человек в большей или меньшей степени встречается с ними ежедневно.

Это задание проверяет ваше знание функционально-смысловых типов речи, если проще говорить, то вы должны различать описание, повествование, рассуждение, видеть их элементы в тексте.

На законный вопрос «зачем?» отвечу: помимо понимания текста вы должны текст конструировать, а для этого представлять себе, какие типы речи использовать для того или иного текста.

Какие типы речи бывают?

Всего их три: повествование, описание и рассуждение.

Опознаются они по нескольким признакам:

  • цель передачи информации;
  • строение текста;
  • языковые средства (слова, части речи, синтаксические конструкции).


Повествование

Это самое простое, что может быть. Цель сообщения – рассказать о СОБЫТИЯХ, которые происходят во времени, потому для повествования характерно ИЗЛОЖЕНИЕ действий последовательно: встал, пошел, пришел, потом сел и так дальше. Если есть диалог и глаголы совершенного вида чаще всего в прошедшем времени, то это повествование.

Описание

Цель описания – ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете, явлении, процессе. Языковые средства могут быть любыми, тут надо внимательно смотреть на функцию текста: если есть рассказ о сторонах предмета, аспектах явления, то это описание. Вопрос на засыпку: какой это тип речи? Демосфен стремился стать хорошим оратором. Для этого он ходил на берег моря и часами кричал, тренируя силу голоса. Иногда он набивал камнями рот и проговаривал слова, пытаясь довести дикцию до совершенства. Да, здесь много глаголов, но это описание! Только процесса, а не предмета.

Рассуждение

Будете смеяться, но это НЕ повествование и НЕ описание. Да, рассуждение опознается путем исключения двух первых, для порядка приведу определение из учебника: рассуждение – это изложение мыслей в логической последовательности. В таком тексте содержится определённая мысль (тезис), доказательства (аргументы) и вывод.

Важно помнить, что «чистые» типы текстов встретить практически невозможно, поэтому в задании вы увидите такие формулировки, как «элементы рассуждения», «содержит описание» и проч.

Давайте обратимся к варианту этого задания из демоверсии 2015 года:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4–5 содержат описание.

2)В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

3) Предложения 24–25 содержат повествование.

4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.

5) В предложении 43 присутствует элемент описания.

Начнем по порядку:

(4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. 5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью.

Здесь есть события, которые происходят последовательно (днем, потом ночью), это повествование.

(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.

22-е это повествование, 23-е – описание. Рассуждения здесь нет.

(24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.

(25)Мы с капитаном уселись у печки. Конаков появился, растолкал, тот снял, выбрался, мы уселись – действия происходят во времени, это повествование.

Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… Элементы описания – это предложение 37, там дается представление о том, как выглядит окоп, хотя все остальное – повествование.

Вот так и решается это задание.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


повествование

"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."

Однажды осенью я, мама и бабушка отправились на прогулку в парк «Кедровый Лог». С собой мы взяли орехи, я –грецкие, а мама – кедровые. Знакомые нам рассказывали, что в парке много ручных белок. Войдя в парк, мы сразу увидели стройные кедры и могучие сосны, но белок не было видно нигде. И вдруг, на одной из аллей появилась смелая белка. Она подбежала ко мне, взяла с моей руки орешек и быстро убежала в лес.

Мы пришли в парк, сели на лавочку. К нам подбежала кошка. Она испуганно взглянула на нас, зашипела и убежала прочь. Она побежала по зеленой траве, перепрыгнула лужу и запрыгнула на высокое дерево.

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны
.

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный.

описание

Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной . От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями . Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны .

Бузина чёрная – многолетнее растение, кустарник или деревце 3–10 м высотой . Ствол и ветви серые с чечевичками по коре. Листья супротивные, черешковые, непарно перистые. Цветки мелкие, душистые, желтовато-белые, в многоцветковых щитках. Плод – чёрно-фиолетовый, ягодновидный . Лекарственным сырьём являются соцветия и плоды, высушенные в печках или сушилках .

Лиса - осторожный и хитрый зверь.

Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

Лиса живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы.

Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.

рассуждение

Кошки - таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме - это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.

Дятел - это лесной лекарь. ,потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине.Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить.

Вот почему называют дятла лесным лекарем.

У меня дома живет кошка Дуся. Она полосатая и пушистая. Дуся любит играть с мячиком. Мама говорит это потому, что она ещё котенок. Иногда мне кажется Дуся понимает человеческий язык, потому что если мама её зовет,то она сразу прибегает и если мама её ругает за что- нибудь, она прячется. Мне нравится наша кошка.

Повествование и описание представляют собой разные функционально-смысловые типы речи. В их построении используются приемы, необходимые для конкретных речевых целей: в повествовании это отражение определенной последовательности событий, в которых прослеживается причинно-следственная связь; в описании – определительно-оценочная характеристика объектов, представляющих интерес для участников речевой ситуации.

Определение

Повествование – тип построения речи, который содержит хронологическую последовательность каких-либо событий с детализацией наиболее важных фактов, связанных между собой одной темой.

Описание – тип речи, выполняющий определительную функцию и воссоздающий в словесных образах картины природы и быта, портретные особенности человека, видовые признаки животных, качественную характеристику предметов.

Сравнение

Оба типа речи могут составлять структурное ядро художественного текста. Повествование – основа прозаических произведений эпических жанров: рассказа, повести, романа. Описание тоже может входить в их композицию, но только как отдельный элемент: в качестве лирического отступления, пейзажной зарисовки, портретной характеристики литературного героя, определения места действия или акцента на предметно-вещественных деталях.

Основным способом организации речи описание выступает в поэзии: пейзажной лирике, элегии, лирическом стихотворении.

В повествовании и описании используются разные словесные структуры и стилистические способы оформления текста. Повествованию свойственны логическая последовательность изложения, композиционная четкость, динамизм, поэтому в текстах повествовательного типа построение предложений и выбор выразительных средств подчинены главной цели: убедительно отобразить ход событий, выделить основные из них и показать, как они связаны между собой.

Описание преследует другую цель: не просто назвать признаки объекта изображения, но и вызвать определенное эмоциональное состояние читателя или слушателя. В описании уместно использование определительных характеристик, приемов сравнения или противопоставления, эпитетов, метафор, олицетворения.

В качестве примера можно рассмотреть фрагменты текстов повествовательного типа и описания:

Выводы сайт

  1. Повествование – рассказ о событии. Описание – определение признаков изображаемого.
  2. Повествование – основной композиционный элемент произведений, относящихся к эпическим жанрам. Описание может быть их фрагментом, но чаще встречается в лирических произведениях и поэзии.
  3. Повествование как тип речи отличается логичностью и динамизмом. Важное свойство описания – воздействие на воображение читателя и эмоциональную сферу восприятия.
  4. Структура предложений в тексте повествовательного типа близка к разговорной форме. В описании широко используются поэтические сравнения, эпитеты и метафоры и другие языковые средства художественной выразительности.

По функции и по смыслу различаются три основных типа речи: описание, повествование и рассуждение.

Описание - это изображение в речи предметов, явлений природы, людей, животных и т. д. В описании перечисляются признаки, свойства, особенности предметов. Например, описание внешности человека - это его словесный портрет; описание черт характера и его проявлений в поведении человека - это характеристика; пейзаж - описание природы, а интерьер - изображение внутренней обстановки какого-либо помещения.

Описание всегда статично; изображаемый предмет находится вне времени, будто сфотографирован. Глаголов в описании немного, причём, как правило, они имеют несовершенный вид и обозначают процесс или пассивное (но не активное) действие: является, происходит, виднеется, имеет, веет, блестит, относится, служит и т. д.

Описание одного и того же предмета может быть сделано с различными целями.

Нау ч н о е описание - это изображение предмета или явления с целью показать его своеобразие. Как правило, научные описания носят исчерпывающий характер, они представляют предмет с различных сторон, в его связях и отношениях с подобными предметами. Лингвист, описывающий какое-нибудь одно слово, составит текст объёмом в несколько страниц: необходимо указать все значения этого слова, его звуковой состав и особенности произношения, соответствие произношения написанию; нужно пояснить историю слова, его строение, типичные и нетипичные для него роли в предложении, возможное участие этого слова в устойчивых оборотах речи, затем его синонимические и антонимические связи, наличие или отсутствие омонимов, паронимов; и, наконец, нужно привести несколько примеров, демонстрирующих каждую из описанных особенностей слова.

Разновидностью научного описания является определение, или дефиниция; это относительно краткое объяснение специфики предмета, т. е. тех свойств, которыми предмет отличается от всех других, например:

Рассказ как произведение малой эпической формы повествует обычно об одном событии, составляющем отдельный эпизод в жизни человека. Поэтому объём рассказа и количество персонажей невелики.

Лаконизм повествования в рассказе сочетается с особой выразительностью изображения. Суть образа автор раскрывает через единственный, но характерный случай из жизни героя. (Т. Жаров.)

Деловое описание носит менее пространный характер, чем научное. Как правило, описывают не все свойства предмета, а лишь те, которые представляют интерес в деловом отношении. Например, в деловом описании какой-либо книги будет уделено внимание не столько её содержанию, сколько покупательскому спросу на неё, цене, тиражу, возможности доставки и т. п.

Художественное описание зависит от творческого подхода автора. Он может сосредоточить внимание на какой-либо одной детали, характеризующей предмет глубже и полнее, чем многие другие. Или наоборот: писатель изображает множество различных предметов, чтобы создать общую картину, например картину утра:

Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло в чистом небе. Но поля ещё блестели росой; из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, ещё сыром и нешумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька. (Т.)

Повествование - это рассказ о том, как происходило или происходит какое-либо событие. В отличие от статичного описания, повествование обязательно имеет сюжет и передаёт динамику действия, которое обычно представлено в последовательном развитии: начало, продолжение, конец. Эти фазы передаются с помощью специальных слов, среди них много наречий со значением времени: как-то раз , однажды , сначала , вдруг , как только , затем , потом , тогда , тут , наконец и т. п. Повествование содержит много глаголов совершенного и несовершенного вида со значением активного действия: увидел, говорит, принялся, подумал, ответил, пошёл, взял, остался и т. д. Отличительной чертой повествования является также наличие диалогов, прямой речи.

Если описание можно сравнить с фотографией, то повествование похоже на сюжетный фильм:

В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.

Дядя, - весело кричал он, - дай десять копеек!

Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал:

Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?

Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и отстал. (И. и П.)

Разновидностью повествования является сообщение; это устное выступление или текст, цель которого - информировать слушателей о чём-либо. С помощью сообщения доводят до сведения слушателей нечто неизвестное всей аудитории или её большинству. Это могут быть политические новости, историческая справка, научные сведения, а также события, произошедшие в кругу знакомых, родственников, соседей или сотрудников.

Сообщение может быть построено как обычное повествование или как информационная справка, т. е. объявление о событии и его обстоятельствах (времени, месте, цели) в краткой форме. Чаще всего информационная справка состоит из двух частей: в первой изложена сама новость, во второй сделан необходимый для понимания комментарий.

Национальная библиотека Китая приступила к переизданию 556 редчайших средневековых свитков. Все свитки принадлежат двум эпохам китайских императорских династий - династии Мин и династии Чин, которые правили Китаем с 1368 по 1911 год. Работа продлится в течение ближайших трёх лет. Для сходства с оригиналом книги напечатают на рисовой бумаге и переплетут голубыми нитями, как это было принято в Китае в Средние века. (Из телевизионной новостной программы.)

Сообщение достигает своей цели только в том случае, если информация, содержащаяся в нём, актуальна для адресатов речи или любопытна им.

Рассуждение - это умозаключение по поводу какого-либо явления или события, их анализ. Рассуждение обязательно раскрывает позицию автора речи. Его мнение здесь представлено наиболее полно, если сравнивать рассуждение с описанием и повествованием.

Обычно рассуждение состоит из двух частей - это тезис и его доказательство. Рассуждение может содержать и третью часть - выводы, обобщения.

Тезис - это кратко сформулированная основная мысль или убеждение автора. В доказательство он может приводить различные аргументы, наблюдения, сравнения, комментарии, объяснения.

Рассуждение носит логический характер, поэтому предложения и их части состоят между собой в различных логических отношениях: причина - следствие, условие - следствие, цель - причина, противопоставление, сопоставление и т. д. Часто используются вводные слова, указывающие на порядок следования мыслей (во-первых, во-вторых), наречия и сложные союзы (поэтому, тогда как, вот почему, вследствие того что, так как, потому что). Глаголы, как и в описании, не обозначают динамичного действия. Средствами связи предложений часто служат лексические повторы, однотипность синтаксических конструкций, антонимы:

Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Поэзия же выражается в свободном творческом слове, которое есть и звук, и картина, и определённое, ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других искусств. (В. Белинский.)

Нужно учитывать, что описание, повествование и рассуждение не всегда проявляются в чистом виде. В одном тексте могут быть совмещены различные типы речи: описание с рассуждением, повествование с описанием, повествование с рассуждением. Приведём пример текста, в котором повествование прерывается описанием (повествование с элементами описания):

Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную. Весна выдалась непохожая на обыкновенные русские вёсны. Поздно цвела по заглохшим садам черёмуха. И реки запоздало и долго не могли войти в берега. Разливы задержали Лермонтова. (Пауст.)

Т16. Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых , ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления , которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове. (Писар.) К какому типу речи относится данный текст?

  • 1) повествование
  • 2) описание
  • 3) рассуждение
  • 4) повествование с элементами рассуждения

Т17. Что является разновидностью описания?

  • 1) тезис
  • 2) сообщение
  • 3) научное определение
  • 4) выводы