Поурочные планы русскому языку 6 кл. Один из развитых языков мира

Учебник разработан с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а также профиля профессионального образования. В книге рассмотрены основы личной безопасности и государственной системы обеспечения безопасности населения. Содержатся сведения о причинах возникновения, последствиях и профилактике чрезвычайных ситуаций различного происхождения, действующей в Российской Федерации системе защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, основах обороны государства и воинской обязанности. Особое внимание уделено организации здорового образа жизни человека как важнейшего фактора физического и творческого долголетия. Кроме того, рассмотрены правила оказания первой помощи пострадавшим, профилактика инфекционных заболеваний, требования к здоровью будущих родителей и правила ухода за новорожденным. Для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессия и специальности среднего профессионального образования.

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Эффективное развитие в стране инновационной экономики возможно лишь при качественной подготовке специалистов различного профиля, создании благоприятных условий для их жизнедеятельности и сохранении их здоровья.
На протяжении всего своего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и постоянно совершенствовала социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практические основы. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий в среде обитания, уровень безопасности человека неуклонно возрастал. Указанное положение подтверждается тем, что в настоящее время средняя продолжительность жизни, являющаяся одним из ключевых показателей безопасности жизнедеятельности людей, составляет в наиболее развитых странах около 77 лет (в России - 71,2 года).

Вторгаясь своей не всегда продуманной деятельностью в природу, законы которой далеко еще не познаны, создавая и внедряя новые технологии в различные сферы экономики, человек формирует искусственную среду обитания, так называемую техносферу. Учитывая, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов развития научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска неблагоприятных последствий тех или иных видов экономической деятельности для здоровья и жизни современного человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), например, смертность от несчастных случаев на производстве, транспорте и в быту занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. При этом часто гибнут молодые, трудоспособные и наиболее активные в социальном и профессиональном отношении люди (в том числе и военнослужащие). Травматизм является основной причиной смерти человека от 2 лет до 41 года.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОБЖ, Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Материал для работы по учебнику М.Т. Баранова и др.
Тематическое планирование
Урок 1. Русский язык – один из развитых языков мира

Повторение изученного в 5 классе
Урок 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Урок 3. Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов
Урок 4. Части речи. Морфологический разбор слова
Урок 5. Орфограммы в окончаниях слов
Урок 6. Словосочетание. Простое предложение
Урок 7. Сложное предложение. Разбор предложений
Урок 8. Прямая речь и диалог
Урок 9. Развитие речи. Текст
Урок 10. Официально-деловой стиль речи
Уроки 11–12. Диктант и тест

Лексика. Фразеология. Культура речи
Урок 13. Повторение изученного в 5 классе
Урок 14. Устное описание картины
Урок 15. Общеупотребительные слова
Урок 16. Профессионализмы
Урок 17. Диалектизмы
Урок 18. Сжатое изложение
Урок 19. Эмоционально окрашенные слова. Жаргонизмы
Урок 20. Устаревшие и новые слова
Урок 21. Исконно русские и заимствованные слова
Уроки 22–23. Семинар «Как это по-русски?»
Урок 24. Фразеологизмы
Урок 25. Обобщение по разделу
Урок 26. Диктант

Словообразование и орфография. Культура речи
Уроки 27–28. Повторение изученного в 5 классе
Урок 29. Описание помещения
Уроки 30–31. Словообразование
Урок 32. Практикум по словообразованию
Уроки 33–34. Этимология слов
Урок 35. Материалы к сочинению
Урок 36. Буквы о и а в корне -кос- / -кас-
Урок 37. Буквы о и а в корне -гор- / -гар-
Урок 38. Буквы ы и и после приставок
Уроки 39–40. Приставки пре- и при-
Урок 41. Практикум по приставкам пре- и при-
Урок 42. Выборочное изложение
Урок 43. Соединительные о и е в сложных словах
Урок 44. Сложносокращенные слова
Уроки 45–46. Сочинение
Урок 47. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Уроки 48–49. Обобщение по разделу
Уроки 50–52. Диктант и тест

Морфология и орфография. Культура речи

Имя существительное
Уроки 53–55. Повторение изученного в 5 классе
Урок 56. Разносклоняемые существительные
Урок 57. Буква е в суффиксе -ен-существительных на -мя
Урок 58. Русские имена
Урок 59. Несклоняемые существительные
Урок 60. Род несклоняемых существительных
Урок 61. Существительные общего рода
Урок 62. Морфологический разбор существительного
Урок 63. Сочинение
Уроки 64–65. Не с существительными
Уроки 66–67. Суффиксы -чик и -щик
Урок 68. Суффиксы -ек и -ик
Уроки 69–70. Суффиксы с о и е после шипящих
Уроки 71–72. Повторение изученного
Урок 73. Диктант и тест
Урок 74. Развитие речи. Текст

Имя прилагательное
Уроки 75–76. Повторение изученного в 5 классе
Уроки 77–78. Описание природы
Уроки 79–80. Степени сравнения прилагательных
Урок 81. Разряды прилагательных. Качественные прилагательные
Урок 82. Сочинение
Урок 83. Относительные прилагательные
Урок 84. Выборочное изложение
Урок 85. Притяжательные прилагательные
Урок 86. Морфологический разбор прилагательного
Урок 87. Контрольная работа по теме «Разряды прилагательных»
Уроки 88–89. Не с прилагательными
Урок 90. Суффиксы с о и е после шипящих и ц
Урок 91. Тест по теме «Правописание прилагательных»
Урок 92. Суффиксы с н и нн
Урок 93. Практикум по суффиксам с н и нн
Урок 94. Устное и письменное описание
Урок 95. Суффиксы -к-и -ск-
Урок 96. Написание сложных прилагательных
Урок 97. Практикум по сложным прилагательным
Уроки 98–99. Повторение изученного
Урок 100. Диктант и тест
Урок 101. Развитие речи. Публичное выступление

Имя числительное
Урок 102. Числительное как часть речи
Урок 103. Простые и составные числительные
Урок 104. Числительные с ь в середине и в конце
Урок 105. Разряды количественных числительных. Целые числа
Урок 106. Практикум по целым числам
Урок 107. Дробные числительные
Урок 108. Собирательные числительные
Урок 109. Порядковые числительные
Урок 110. Употребление числительных в речи
Урок 111. Морфологический разбор числительного
Урок 112. Повторение изученного
Урок 113. Тест по теме «Имя числительное»
Урок 114. Развитие речи. Публичное выступление

Местоимение
Урок 115. Местоимение как часть речи
Уроки 116–117. Личные местоимения
Урок 118. Возвратное местоимение себя
Урок 119. Сочинение
Урок 120. Вопросительные местоимения
Урок 121. Относительные местоимения
Урок 122. Неопределенные местоимения
Уроки 123–124. Отрицательные местоимения
Урок 125. Притяжательные местоимения
Урок 126. Развитие речи. Рассуждение
Урок 127. Указательные местоимения
Урок 128. Развитие речи. Текст
Урок 129. Определительные местоимения
Урок 130. Морфологический разбор местоимения
Урок 131. Сочинение
Уроки 132–133. Повторение изученного
Урок 134. Тест по теме «Местоимение»

Глагол
Уроки 135–136. Повторение изученного в 5 классе
Урок 137. Сочинение
Урок 138. Повторение: образование глаголов
Урок 139. Тест по изученному в 5 классе
Урок 140. Разноспрягаемые глаголы
Урок 141. Переходные и непереходные глаголы
Урок 142. Практикум по переходным и непереходным глаголам
Урок 143. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
Урок 144. Устное изложение
Уроки 145–146. Условное наклонение
Уроки 147–149. Повелительное наклонение
Урок 150. Сочинение
Уроки 151–152. Практикум по наклонению глагола
Урок 153. Диктант и тест
Уроки 154–155. Безличные глаголы
Урок 156. Морфологический разбор глагола
Урок 157. Развитие речи. Рассказ
Урок 158. Гласные в суффиксах глаголов
Урок 159. Диктант и тест
Уроки 160–161. Повторение изученного
Урок 162. Диктант и тест

Повторение и систематизация изученного в 5–6 классах
Урок 163. Разделы науки о языке. Орфоэпия и орфография
Урок 164. Пунктуация
Урок 165. Лексика и фразеология
Урок 166. Словообразование
Урок 167. Морфология и синтаксис
Уроки 168–169. Диктант и тест
Урок 170. Подведение итогов года

Приложение

Интегрированные уроки
Уроки 1–2. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Игровые уроки
Викторина
Анаграммы, метаграммы, шарады, логогрифы
Лингвистические игры

Индивидуальные задания

Материал для работы по учебнику М.М. Разумовской и др.
Тематическое планирование

Стили речи (§ 15–19)
Урок-практикум. Применение официально-делового стиля речи

Причастие (§ 34–39)
Урок 1. Что такое причастие
Урок 2. Причастный оборот
Урок 3. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия
Урок 4. Полные и краткие причастия
Урок 5. Действительные причастия настоящего времени
Урок 6. Действительные причастия прошедшего времени
Урок 7. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени
Урок 8. Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени
Урок 9. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Уроки 10–11. Одна и две буквы н в суффиксах
Урок 12. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и прилагательных
Урок 13. Морфологический разбор причастия
Урок 14. Контрольный диктант
Уроки 15–16. Слитное и раздельное написание не с причастиями
Урок 17. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах причастий
Урок 18. Обобщение по теме «Причастие»
Урок 19. Контрольный диктант
Индивидуальные задания по теме «Причастие»

Деепричастие (§ 43–47)
Урок 1. Что такое деепричастие
Урок 2. Деепричастный оборот
Урок 3. Выделение деепричастных оборотов на письме
Урок 4. Раздельное написание не с деепричастиями
Урок 5. Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида
Урок 6. Подготовка к написанию текста на спортивную тему
Урок 7. Морфологический разбор деепричастия
Урок 8. Обобщение по теме «Деепричастие»
Уроки 9–10. Употребление причастий и деепричастий
Урок 11. Контрольный диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»
Индивидуальные задания по теме «Деепричастие»

Диктанты
Диктант по теме «Причастие»
Диктанты по темам «Причастие» и «Деепричастие»

М.: 2016. - 290 с.

Пособие для учителей включает в себя полноценно и качественно разработанную систему уроков (с указанием целей, результатов обучения, универсальных учебных действий) к учебнику для 6 класса УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. В книге много внимания уделено обобщению и совершенствованию орфографических навыков, становлению связной устной и письменной речи. Проблемные и игровые задания повышают уровень мотивации к обучению, тесты способствуют эффективному контролю знаний.

Формат: pdf

Размер: 2 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Язык. Речь. Общение (3 ч) 6
Урок 1. Русский язык - один из развитых языков мира (§1) 6
Урок 2. Язык, речь, общение (§2) 7
Урок 3. Ситуация общения (§3) 9
Повторение изученного в 5 классе (9 ч + 2 ч \Р\) 9
Урок 4. Фонетика. Орфоэпия (§4) 9
Урок 5. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках (§ 5) 12
Урок 6. Орфограммы в корнях слов (§5) 14
Урок 7. Части речи (§6) 16
Урок 8. Орфограммы в окончаниях слов (§7) 19
Урок 9. Сочинение «Интересная встреча» 20
Урок 10. Словосочетание. Простое предложение (§ 8, 9) 21
Урок 11. Сложное предложение. Синтаксический разбор предложений (§ 10, 11) 24
Урок 12. Прямая речь. Диалог (§ 12) 25
Урок 13. Виды диалога (§ 12) 27
Урок 14. Обобщение материала по теме «Повторение». Контрольная работа 28
Текст (4 ч + 2 ч Э 30
Урок 15. Текст. Тема и основная мысль текста (§ 13, 14) 31
Урок 16. Начальные и конечные предложения текста. Сочинение по заданному началу и концу (§ 15) 32
Урок 17. Ключевые слова (§ 16) 34
Урок 18. Сочинение-рассказ (упр. 83) 35
Урок 19. Текст и стили речи (§ 18) 36
Урок 20. Официально-деловой стиль речи (§ 19) ... 39
Лексика. Культура речи (10 ч + 4 ч [р]) 43
Урок 21. Слово и его лексическое значение (§ 20) 43
Урок 22. Слово и его лексическое значение (окончание) (§20) 45
Уроки 23-25. Собирание материалов к сочинению (§21) 47
Урок 26. Общеупотребительные слова (§ 22) 48
Урок 27. Профессиональные слова (§ 23) 50
Урок 28. Диалектные слова (§ 24) 53
Урок 29. Сжатое изложение (упр. 119) 55
Урок 30. Исконно русские и заимствованные слова (§25) 56
Урок 31. Исконно русские и заимствованные слова (окончание) (§ 25) 59
Урок 32. Новые слова (§ 26) 61
Урок 33. Устаревшие слова (§ 27) 64
Урок 34. Словари (§28) 66
Фразеология. Культура речи (5 ч + 1 ч [р]) 68
Урок 35. Фразеологизмы (§ 29) 68
Урок 36. Источники фразеологизмов (§ 30) 71
Урок 37. Устное сообщение о возникновении фразеологизма 73
Урок 38. Повторение и обобщение материала по теме «Лексика. Фразеология» 76
Уроки 39-40. Контрольный диктант и его анализ 77
Словообразование. Орфография. Культура речи (26 ч + 4ч|) 78
Урок 41. Морфемика и словообразование (§ 31). . . 79
Урок 42. Морфемика и словообразование (окончание) (§31) 81
Урок 43. Описание помещения (§ 32) 83
Урок 44. Основные способы образования слов в русском языке (§ 33) 85
Урок 45. Основные способы образования слов в русском языке (продолжение) (§ 33) 88
Урок 46. Основные способы образования слов в русском языке (окончание) (§ 33) 92
Урок 47. Этимология слов (§ 34) 93
Уроки 48-49. Систематизация материалов к сочинению. Сочинение - описание помещения (§35, упр. 183) 96
Урок 50. Буквы а и о в корне -кас- - -кос- (§ 36) 96
Урок 51. Буквы а и о в корне -кас- - -кос- (окончание) (§ 36) 98
Урок 52. Буквы а и о в корне -гар- - -гор- (§ 37) 99
Урок 53. Буквы а и о в корне -гар гор- (окончание) (§37) 101
Урок 54. Буквы а и о в корне -зар- - -зор- (§ 38) 102
Урок 55. Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала 104
Урок 56. Буквы ы и и после приставок (§ 39) ... 106
Урок 57. Буквы ы и и после приставок (окончание) (§39) 108
Урок 58. Гласные в приставках пре- и при- (§ 40) 109
Урок 59. Гласные в приставках пре- и при- (продолжение) (§ 40) 111
Урок 60. Гласные в приставках пре- и при- (продолдолжение) (§ 40) 112
Урок 61. Гласные в приставках пре- и при- (окончание) (§40) 113
Уроки 62-63. Контрольный диктант и его анализ 115
Урок 64. Соединительные о и е в сложных словах (§41) 116
Урок 65. Сложносокращённые слова (§ 42) 118
Урок 66. Род сложносокращённых слов (§ 42) . . 120
Урок 67. Сочинение-описание по картине (упр. 225) 122
Урок 68. Морфемный и словообразовательный разбор слова (§43) 122
Урок 69. Повторение и обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи 124
Урок 70. Контрольная работа 126
Морфология. Орфография. Культура речи (105 ч + 19 чЩ) 127
Имя существительное (20 ч + 3 ч [Р]) 127
Урок 71. Повторение изученного в 5 классе (§ 44) 128
Урок 72. Повторение изученного в 5 классе (окончание) (§44) 130
Урок 73. Письмо другу (упр. 244) 131
Урок 74. Разносклоняемые имена существительные (§45) 132
Урок 75. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя (§ 46) 133
Урок 76. Устное публичное выступление о происхождении имён (упр. 263) 135
Урок 77. Несклоняемые имена существительные (§47) 136
Урок 78. Несклоняемые имена существительные (окончание) (§47) 138
Урок 79. Род несклоняемых имён существительных (§48) 139
Урок 80. Род несклонямых имён существительных (окончание) (§ 48) 141
Урок 81. Имена существительные общего рода (§ 49) 142
Урок 82. Морфологический разбор имени существительного (§ 50) 144
Урок 83. Сочинение по личным впечатлениям (упр. 284) 145
Урок 84. Не с существительными (§51) 146
Урок 85. Не с существительными (окончание) (§ 51) 147
Урок 86. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (щик) (§ 52) 148
Урок 87. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (щик) (окончание) (§ 52) 149
Урок 88. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик (§ 53) 150
Урок 89. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (§ 54) 152
Урок 90. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (окончание) (§ 54) 154
Урок 91. Повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное» 155
Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ 156
Имя прилагательное (22 ч + 6 ч ) 214
Урок 142. Местоимение как часть речи (§ 76) . . . 214
Урок 143. Разряды местоимений. Личные местоимения (§ 77) 216
Урок 144. Личные местоимения (§ 77) 217
Урок 145. Возвратное местоимение себя (§ 78) ... 219 Урок 146. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го
лица (упр. 448) 220
Урок 147. Вопросительные и относительные местоимения (§79) 221
Уроки 148-149. Вопросительные и относительные
местоимения (окончание) (§ 79) 222
Урок 150. Неопределённые местоимения (§ 80) ... 225
Урок 151. Неопределённые местоимения (окончание) (§80) 226
Урок 152. Отрицательные местоимения (§ 81) .... 228
Урок 153. Отрицательные местоимения (продолжение) (§81) 229
Урок 154. Отрицательные местоимения (окончание) (§81) 231
Урок 155. Притяжательные местоимения (§ 82). . . 232
Урок 156. Притяжательные местоимения (окончание) (§82 233
Урок 157. Рассуждение (§ 83) 234
Урок 158. Указательные местоимения (§ 84) .... 235
Урок 159. Определительные местоимения (§ 85) 236
Урок 160. Определительные местоимения (окончание) (§85) 237
Урок 161. Местоимения и другие части речи (§ 86) 239
Урок 162. Морфологический разбор местоимения
(§86) 241
Урок 163. Сочинение по картине Е. Сыромятнико-
вой «Первые зрители» (упр. 499) 242
Урок 164. Повторение и обобщение материала по
теме «Местоимение» 242
Уроки 165-166. Контрольный диктант и его анализ 244
Глагол (23 ч + 5 ч |) 244
Урок 167. Повторение изученного в 5 классе (§ 88) 245
Урок 168. Повторение изученного в 5 классе (окончание) (§88) 246
Урок 169. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 517) 248
Урок 170. Разноспрягаемые глаголы (§ 89) 249
Урок 171. Глаголы переходные и непереходные
(§90) 250
Уроки 172-173. Глаголы переходные и непереходные (окончание) (§ 90) 252
Урок 174. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (§ 91) 253
Уроки 175-176. Изложение (упр. 542) 255
Урок 177. Условное наклонение (§ 92) 256
Урок 178. Условное наклонение (окончание) (§ 92) 257
Урок 179. Повелительное наклонение (§93) .... 258
Урок 180. Повелительное наклонение (продолжение) (§93) 259
Урок 181. Повелительное наклонение (окончание)
(§93) 261
Урок 182. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 561) 262
Урок 183. Употребление наклонений (§ 94) 263
Урок 184. Употребление наклонений (окончание)
(§94) 264
Урок 185. Безличные глаголы (§ 95) 265
Урок 186. Безличные глаголы (окончание) (§ 95) 266 Урок 187. Морфологический разбор глагола (§ 96) 268 Урок 188. Рассказ на основе услышанного (§ 97) 269 Урок 189. Правописание гласных в суффиксах
глаголов (§98) 269
Урок 190. Правописание гласных в суффиксах глаголов (окончание) (§ 98) 270
Урок 191. Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» 272
Урок 192. Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» (окончание) 273
Уроки 193-194. Контрольный диктант и его анализ 274
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (8 ч + 2 ч Ц 275

Предлагаемое пособие содержит методические разработки уроков русского языка в 6 классе по всем разделам и темам курса и соответствует структуре учебника, входящего в переработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования образовательную линию УМК Т. А. Ладыжен¬ской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Уроки разработаны в соответствии с современными требованиями оптимизации образования на основе личностно ориентированного, компетентностного, развивающего и системно-деятельностного подходов.
В разработках уроков максимально используются материалы учебника, что позволяет сформировать устойчивый навык работы с книгой в разных формах: чтение, анализ, переработка материала в форму плана, таблицы, алгоритма, поиск необходимой информации, «расшифровка» схем, перевод визуальной информации в текстовую и пр. При этом учителю предлагается обратить внимание на имеющиеся в учебнике неточности, которые по его усмотрению могут быть использованы в учебном процессе как материал для развития аналитических способностей учащихся.

Леонидова, М. В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. «Русскийязык» / М. В. Леонидова. М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 399, с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Урок 1. «Русский язык - один из развитых языков мира» ………………………………………………8
Повторение пройденного в V классе

Урок 2. «Повторение изученного в V классе. Фонетика. Орфоэпия. Орфография» …………………….9

Урок 3. «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов» ……………………………….10

Урок 4. «Части речи. Морфологический разбор слова» …………………………………………………12

Урок 5. «Орфограммы в окончаниях слов» ……………………………………………………………….13

Урок 6 . «Словосочетание. Простое предложение» ………………………………………………………14

Урок 7 . «Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений» ……….15

Урок 8. «Прямая речь. Диалог» ……………………………………………………………………………16

Урок 9. «Текст» ……………………………………………………………………………………………..17

Урок 10. «Официально-деловой стиль речи» …………………………………………………………….18

Урок 11 . «Итоговый контрольный диктант» ……………………………………………………………...19
Лексика и фразеология. Культура речи

Урок 12. «Лексика. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………..20

Урок 13. «Собирание материалов к сочинению» ………………………………………………………...21

Урок 14. «Сочинение-описание» …………………………………………………………………………..22

Урок 15. «Общеупотребительные слова» …………………………………………………………………22

Урок 16. «Профессионализмы. Диалектизмы» …………………………………………………………...23

Урок 17. «Сжатое изложение» ……………………………………………………………………………..24

Урок 18. «Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова» ……………………………………………25

Урок 19 . «Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы)» ……………………………………………...26

Урок 20 . «Исконно русские и заимствованные слова» …………………………………………………..27

Урок 21 . «Фразеологизмы» ………………………………………………………………………………...28

Урок 22. «Источники фразеологизмов» …………………………………………………………………..29

Урок 23 . «Итоговый контрольный диктант» ……………………………………………………………..30

Урок 24 . «Анализ диктанта» ……………………………………………………………………………….31
^ Словообразование. Орфография. Культура речи

Урок 25. «Словообразование и орфография. Культура речи. Повторение изученного в V классе» ….32

Урок 26. «Правописание гласных и согласных в морфемах. Повторение изученного в V классе» ….33

Урок 27. «Описание помещения» ………………………………………………………………………….34

Урок 28 . «Систематизация материалов к сочинению. Сложный план» ………………………………...35

Урок 29. «Сочинение-описание интерьера» ………………………………………………………………36

Урок 30 . «Основные способы образования слов в русском языке» …………………………………….37

Урок 31 . «Основные способы словообразования. Неморфемные способы» …………………………...38

Урок 32 . «Этимология слов» ………………………………………………………………………………39

Урок 33. «Буквы О и А в корне -КОС- и -КАС-» ………………………………………………………...40

Урок 34 . «Буквы О и А в корне -КОС- -КАС-» …………………………………………………………..41

Урок 35. «Буквы О и А в корне -ГОР- - -ГАР-» ………………………………………………………...42

Урок 36. «Правописание слов с чередующимися гласными в корне».... ……………………………….43

Урок 37 . «Буквы Ы и И после приставок» ………………………………………………………………44

Урок 38 . «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………..45

Урок 39. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………..46

Урок 40. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………….47

Урок 41 . «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………….48

Урок 42. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………….49

Урок 43. «Выборочное изложение по тексту повести

А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ………………………………………………….50

Урок 44. «Соединительные О и Е в сложных словах» …………………………………………………...51

Урок 45 . «Сложносокращенные слова» …………………………………………………………………...52
^ II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 46. «Подготовка к сочинению по картине Т. Н. Яблонской «Утро» ……………………………...53

Урок 47. «Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» ……………………………………………...54

Урок 48 . «Морфемный и словообразовательный разбор слова»………………………………………...54

Урок 49. «Словообразование и орфография. Повторение изученного» ………………………………..55

Урок 50. «Словообразование и орфография. Повторение изученного» ……………………………….56

Урок 51. «Итоговый контрольный диктант» …………………………………………………………….56

Урок 52. «Анализ контрольного диктанта» ………………………………………………………………57
Имя существительное

Уроки 53, 54. «Повторение изученного по теме «Имя существительное» в V классе» ……………….58

Урок 55. «Разносклоняемые существительные.

Буква Е в суффиксе -ЕН существительных на -МЯ» ………………………………………..60

Уроки 56, 57 . «Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» и в моем понимании» ……...62

Урок 58, 59. «Род несклоняемых существительных. Несклоняемые существительные» ……………..68

Урок 60. «Имена существительные общего рода» ……………………………………………………….70

Урок 61. «Урок-конференция «Имя в реке времени» ……………………………………………………72

Урок 62. «Морфологический разбор имени существительного» ………………………………………..76

Урок 63. «Повторение изученного по теме «Имя существительное»... ………………………………...77

Уроки 64, 65. «НЕ с существительными» …………………………………………………………………81

Урок 66. «Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК)» ……………………………………………………..82

Урок 67. «Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК» ………………………………………...83

Урок 68. «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных» …………………………...84

Урок 69. «Повторение изученного об имени существительном» ……………………………………….86

Урок 70. «Повторение изученного об имени существительном» ……………………………………….87

Урок 71. «Повторение изученного об имени существительном» ……………………………………….89

Урок 72. «Контрольный диктант» …………………………………………………………………………90

Урок 73. «Анализ диктанта» ……………………………………………………………………………….91
Имя прилагательное

Урок 74. «Повторение сведений об имени прилагательном в V классе» ……………………………….91

Уроки 75, 76. «Подготовка к сочинению-описанию «Краски

осени» и написание сочинения (по картинам И. И. Левитана

«Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники»)» …………………………………………93

Урок 77. «Степени сравнения имен прилагательных» ………………………………………………..100

Урок 78 . «Степени сравнения имен прилагательных (продолжение)» .. ……………………………...102

Урок 79 . «Разряды прилагательных. Качественные прилагательные» ………………………………103

Урок 80 . «Относительные прилагательные» …………………………………………………………….104
^ III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 81 . «Притяжательные прилагательные» ………………………………………………………….106

Урок 82. «Выборочное изложение» …………………………………………………………………….107

Урок 83. «Проверка сведений об имени прилагательном.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Анализ изложения» …………………………………………………………………………..111

Урок 84. «НЕ с прилагательными» ………………………………………………………………………113

Урок 85. «НЕ с прилагательными» (продолжение) ……………………………………………………..115

Урок 86. «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» …………………………115

Урок 87. «Сочинение по картине» ……………………………………………………………………….117

Уроки 88, 89. «Одна и две буквы Н и НН в суффиксах прилагательных» …………………………….125

Урок 90. «Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и СК-»……………………………..127

Урок 91. «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» ……………………………….128

Урок 92 . «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» .... ………………………………..130

Урок 93. «Контрольный диктант» ………………………………………………………………………..131

Урок 94. «Урок работы над ошибками» …………………………………………………………………133
Имя числительное

Урок 95. «Имя числительное как часть речи» …………………………………………………………..134

Урок 96. «Простые и составные числительные» ………………………………………………………..136

Урок 97. «Мягкий знак на конце и в середине числительных» ………………………………………..137

Урок 98. «Разряды количественных числительных» …………………………………………………...138

Урок 99. «Числительные, обозначающие целые числа» ………………………………………………..141

Урок 100. «Числительные, обозначающие целые числа» (продолжение) …………………………….142

Урок 101. «Дробные числительные» …………………………………………………………………….143

Урок 102. «Собирательные числительные» ……………………………………………………………..145

Урок 103. «Порядковые числительные» …………………………………………………………………146

Уроки 104, 105. «Выборочное изложение» ……………………………………………………………...147

^ Альтернативный урок . «Урок-загадка. Описание места (помещения)» ………………………………147

Урок 106 . «Морфологический разбор имени числительного» …………………………………………150

Урок 107 . «Повторение и обобщение изученного» ……………………………………………………..153

Урок 108 . «Контрольная работа» ………………………………………………………………………...156
Местоимение

Урок 109. «Местоимение как часть речи» ……………………………………………………………….157

Урок 110. «Разряды местоимений» ………………………………………………………………………159

Урок 111. «Личные местоимения» ……………………………………………………………………….161

Урок 112. «Возвратное местоимение» …………………………………………………………………...162

Уроки 113, 114. «Рассказы по сюжетным рисункам» …………………………………………………..164

Альтернативный урок. «Сочинение-рассказ по сюжетным

рисункам В. Сутеева. Урок подготовки к сочинению в форме

Урок 115. «Вопросительные местоимения» ……………………………………………………………..170

Урок 116. «Относительные местоимения» ………………………………………………………………171

Урок 117. «Неопределенные местоимения» …………………………………………………………….172

Урок 118. «Отрицательные местоимения» ………………………………………………………………174

Урок 119. «Притяжательные местоимения» …………………………………………………………….176

Урок 120. «Указательные местоимения» ………………………………………………………………..177

Урок 121. «Определительные местоимения» ……………………………………………………………179

Уроки 122, 123. «Сочинение-рассуждение» …………………………………………………………….180

Урок 124. «Морфологический разбор местоимения» …………………………………………………..180

Уроки 125, 126. «Обобщающее повторение

изученного по теме «Местоимение» ………………………………………………………...182

Уроки 127, 128. «Обобщающее повторение изученного по теме

«Местоимение» (продолжение) ……………………………………………………………..184

Урок 129. «Контрольная работа по теме «Местоимение» ……………………………………………...188

Урок 130. «Урок работы над ошибками контрольной работы» ………………………………………..190

Урок 131. «Глагол. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………190
^ IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 132. «Глагол. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………191

Урок 133. «Глагол. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………192

Урок 134. «Рассказ по сюжетным картинкам» ………………………………………………………….193

Урок 135. «Разноспрягаемые глаголы» ………………………………………………………………….194

Урок 136. «Разноспрягаемые глаголы» ………………………………………………………………….195

Урок 137. «Глаголы переходные и непереходные» ……………………………………………………..196

Урок 138. «Глаголы переходные и непереходные» …………………………………………………….197

Урок 139. «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение» ………………………………………...198

Урок 140. «Подготовка к изложению рассказа от лица его участника» ………………………………199

Урок 141. «Изложение рассказа от лица участника» …………………………………………………...201

Урок 142. «Условное наклонение глагола» ……………………………………………………………..201

Урок 143. «Условное наклонение» ………………………………………………………………………203

Урок 144. «Повелительное наклонение» ………………………………………………………………...204

Урок 145.

Урок 146. «Повелительное наклонение» ………………………………………………………………...205

Урок 147. «Употребление наклонений» …………………………………………………………………207

Урок 148. «Наклонение глагола. Обобщение изученного» ……………………………………………208

Урок 149.

Урок 150. «Безличные глаголы» …………………………………………………………………………210

Урок 151 . «Морфологический разбор глагола» ………………………………………………………..211

Урок 152. «Подготовка к сочинению: рассказ на основе услышанного» …………………………....212

Урок 153. «Рассказ на основе услышанного» ………………………………………………………….212

Урок 154. «Правописание гласных в суффиксах глаголов» ………………………………………….213

Урок 155. «Правописание гласных в суффиксах глаголов» ……………………………………………214

Урок 156. «Глагол. Повторение»……………………………………………………………………….. 215

Урок 157 . «Глагол. Повторение» ………………………………………………………………………..217

Урок 158. «Глагол. Повторение» ………………………………………………………………………..218

Урок 159. «Итоговый контрольный диктант» …………………………………………………………..219

Урок 160. «Анализ контрольного диктанта» …………………………………………………………...220
Повторение и систематизация пройденного в VI классе

Уроки 161-166. «Обобщающее повторение изученного» …………………………………………….220

Уроки 167, 168. «Написание сочинения на одну из данных тем» …………………………………….231

Урок 169. «Итоговый контрольный диктант» …………………………………………………………..232

Урок 170. «Урок анализа контрольного диктанта» …………………………………………………….233

^ Программа 1 по русскому языку
6 класс
170 ч
Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.
Русский язык - один из развитых языков мира

(1 ч)
^ ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ

(8 ч + 2 ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(10 ч +3 ч )

I. Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
^ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(24 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е .

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
^ МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

(18 ч + 3 ч)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.

Склонение существительных на -мя . Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик , буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек ), -онк , -онок . Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик ).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя , правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
^ Имя прилагательное

(18 ч +3 ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ая- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к - и -ск -. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.
^ Имя числительное

(12 ч + 2 ч)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять ).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение

(19 ч + 3 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол

(24 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
^ ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VI КЛАССЕ

(8 ч + 2 ч)

Сочинение на выбранную тему.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

С помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова;

Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА

(1 ч)
УРОК 1

М.: 2016. - 290 с.

Пособие для учителей включает в себя полноценно и качественно разработанную систему уроков (с указанием целей, результатов обучения, универсальных учебных действий) к учебнику для 6 класса УМК М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. В книге много внимания уделено обобщению и совершенствованию орфографических навыков, становлению связной устной и письменной речи. Проблемные и игровые задания повышают уровень мотивации к обучению, тесты способствуют эффективному контролю знаний.

Формат: pdf

Размер: 2 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Язык. Речь. Общение (3 ч) 6
Урок 1. Русский язык - один из развитых языков мира (§1) 6
Урок 2. Язык, речь, общение (§2) 7
Урок 3. Ситуация общения (§3) 9
Повторение изученного в 5 классе (9 ч + 2 ч \Р\) 9
Урок 4. Фонетика. Орфоэпия (§4) 9
Урок 5. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках (§ 5) 12
Урок 6. Орфограммы в корнях слов (§5) 14
Урок 7. Части речи (§6) 16
Урок 8. Орфограммы в окончаниях слов (§7) 19
Урок 9. Сочинение «Интересная встреча» 20
Урок 10. Словосочетание. Простое предложение (§ 8, 9) 21
Урок 11. Сложное предложение. Синтаксический разбор предложений (§ 10, 11) 24
Урок 12. Прямая речь. Диалог (§ 12) 25
Урок 13. Виды диалога (§ 12) 27
Урок 14. Обобщение материала по теме «Повторение». Контрольная работа 28
Текст (4 ч + 2 ч Э 30
Урок 15. Текст. Тема и основная мысль текста (§ 13, 14) 31
Урок 16. Начальные и конечные предложения текста. Сочинение по заданному началу и концу (§ 15) 32
Урок 17. Ключевые слова (§ 16) 34
Урок 18. Сочинение-рассказ (упр. 83) 35
Урок 19. Текст и стили речи (§ 18) 36
Урок 20. Официально-деловой стиль речи (§ 19) ... 39
Лексика. Культура речи (10 ч + 4 ч [р]) 43
Урок 21. Слово и его лексическое значение (§ 20) 43
Урок 22. Слово и его лексическое значение (окончание) (§20) 45
Уроки 23-25. Собирание материалов к сочинению (§21) 47
Урок 26. Общеупотребительные слова (§ 22) 48
Урок 27. Профессиональные слова (§ 23) 50
Урок 28. Диалектные слова (§ 24) 53
Урок 29. Сжатое изложение (упр. 119) 55
Урок 30. Исконно русские и заимствованные слова (§25) 56
Урок 31. Исконно русские и заимствованные слова (окончание) (§ 25) 59
Урок 32. Новые слова (§ 26) 61
Урок 33. Устаревшие слова (§ 27) 64
Урок 34. Словари (§28) 66
Фразеология. Культура речи (5 ч + 1 ч [р]) 68
Урок 35. Фразеологизмы (§ 29) 68
Урок 36. Источники фразеологизмов (§ 30) 71
Урок 37. Устное сообщение о возникновении фразеологизма 73
Урок 38. Повторение и обобщение материала по теме «Лексика. Фразеология» 76
Уроки 39-40. Контрольный диктант и его анализ 77
Словообразование. Орфография. Культура речи (26 ч + 4ч|) 78
Урок 41. Морфемика и словообразование (§ 31). . . 79
Урок 42. Морфемика и словообразование (окончание) (§31) 81
Урок 43. Описание помещения (§ 32) 83
Урок 44. Основные способы образования слов в русском языке (§ 33) 85
Урок 45. Основные способы образования слов в русском языке (продолжение) (§ 33) 88
Урок 46. Основные способы образования слов в русском языке (окончание) (§ 33) 92
Урок 47. Этимология слов (§ 34) 93
Уроки 48-49. Систематизация материалов к сочинению. Сочинение - описание помещения (§35, упр. 183) 96
Урок 50. Буквы а и о в корне -кас- - -кос- (§ 36) 96
Урок 51. Буквы а и о в корне -кас- - -кос- (окончание) (§ 36) 98
Урок 52. Буквы а и о в корне -гар- - -гор- (§ 37) 99
Урок 53. Буквы а и о в корне -гар гор- (окончание) (§37) 101
Урок 54. Буквы а и о в корне -зар- - -зор- (§ 38) 102
Урок 55. Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала 104
Урок 56. Буквы ы и и после приставок (§ 39) ... 106
Урок 57. Буквы ы и и после приставок (окончание) (§39) 108
Урок 58. Гласные в приставках пре- и при- (§ 40) 109
Урок 59. Гласные в приставках пре- и при- (продолжение) (§ 40) 111
Урок 60. Гласные в приставках пре- и при- (продолдолжение) (§ 40) 112
Урок 61. Гласные в приставках пре- и при- (окончание) (§40) 113
Уроки 62-63. Контрольный диктант и его анализ 115
Урок 64. Соединительные о и е в сложных словах (§41) 116
Урок 65. Сложносокращённые слова (§ 42) 118
Урок 66. Род сложносокращённых слов (§ 42) . . 120
Урок 67. Сочинение-описание по картине (упр. 225) 122
Урок 68. Морфемный и словообразовательный разбор слова (§43) 122
Урок 69. Повторение и обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи 124
Урок 70. Контрольная работа 126
Морфология. Орфография. Культура речи (105 ч + 19 чЩ) 127
Имя существительное (20 ч + 3 ч [Р]) 127
Урок 71. Повторение изученного в 5 классе (§ 44) 128
Урок 72. Повторение изученного в 5 классе (окончание) (§44) 130
Урок 73. Письмо другу (упр. 244) 131
Урок 74. Разносклоняемые имена существительные (§45) 132
Урок 75. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя (§ 46) 133
Урок 76. Устное публичное выступление о происхождении имён (упр. 263) 135
Урок 77. Несклоняемые имена существительные (§47) 136
Урок 78. Несклоняемые имена существительные (окончание) (§47) 138
Урок 79. Род несклоняемых имён существительных (§48) 139
Урок 80. Род несклонямых имён существительных (окончание) (§ 48) 141
Урок 81. Имена существительные общего рода (§ 49) 142
Урок 82. Морфологический разбор имени существительного (§ 50) 144
Урок 83. Сочинение по личным впечатлениям (упр. 284) 145
Урок 84. Не с существительными (§51) 146
Урок 85. Не с существительными (окончание) (§ 51) 147
Урок 86. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (щик) (§ 52) 148
Урок 87. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (щик) (окончание) (§ 52) 149
Урок 88. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик (§ 53) 150
Урок 89. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (§ 54) 152
Урок 90. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (окончание) (§ 54) 154
Урок 91. Повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное» 155
Уроки 92-93. Контрольный диктант и его анализ 156
Имя прилагательное (22 ч + 6 ч ) 214
Урок 142. Местоимение как часть речи (§ 76) . . . 214
Урок 143. Разряды местоимений. Личные местоимения (§ 77) 216
Урок 144. Личные местоимения (§ 77) 217
Урок 145. Возвратное местоимение себя (§ 78) ... 219 Урок 146. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го
лица (упр. 448) 220
Урок 147. Вопросительные и относительные местоимения (§79) 221
Уроки 148-149. Вопросительные и относительные
местоимения (окончание) (§ 79) 222
Урок 150. Неопределённые местоимения (§ 80) ... 225
Урок 151. Неопределённые местоимения (окончание) (§80) 226
Урок 152. Отрицательные местоимения (§ 81) .... 228
Урок 153. Отрицательные местоимения (продолжение) (§81) 229
Урок 154. Отрицательные местоимения (окончание) (§81) 231
Урок 155. Притяжательные местоимения (§ 82). . . 232
Урок 156. Притяжательные местоимения (окончание) (§82 233
Урок 157. Рассуждение (§ 83) 234
Урок 158. Указательные местоимения (§ 84) .... 235
Урок 159. Определительные местоимения (§ 85) 236
Урок 160. Определительные местоимения (окончание) (§85) 237
Урок 161. Местоимения и другие части речи (§ 86) 239
Урок 162. Морфологический разбор местоимения
(§86) 241
Урок 163. Сочинение по картине Е. Сыромятнико-
вой «Первые зрители» (упр. 499) 242
Урок 164. Повторение и обобщение материала по
теме «Местоимение» 242
Уроки 165-166. Контрольный диктант и его анализ 244
Глагол (23 ч + 5 ч |) 244
Урок 167. Повторение изученного в 5 классе (§ 88) 245
Урок 168. Повторение изученного в 5 классе (окончание) (§88) 246
Урок 169. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 517) 248
Урок 170. Разноспрягаемые глаголы (§ 89) 249
Урок 171. Глаголы переходные и непереходные
(§90) 250
Уроки 172-173. Глаголы переходные и непереходные (окончание) (§ 90) 252
Урок 174. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение (§ 91) 253
Уроки 175-176. Изложение (упр. 542) 255
Урок 177. Условное наклонение (§ 92) 256
Урок 178. Условное наклонение (окончание) (§ 92) 257
Урок 179. Повелительное наклонение (§93) .... 258
Урок 180. Повелительное наклонение (продолжение) (§93) 259
Урок 181. Повелительное наклонение (окончание)
(§93) 261
Урок 182. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 561) 262
Урок 183. Употребление наклонений (§ 94) 263
Урок 184. Употребление наклонений (окончание)
(§94) 264
Урок 185. Безличные глаголы (§ 95) 265
Урок 186. Безличные глаголы (окончание) (§ 95) 266 Урок 187. Морфологический разбор глагола (§ 96) 268 Урок 188. Рассказ на основе услышанного (§ 97) 269 Урок 189. Правописание гласных в суффиксах
глаголов (§98) 269
Урок 190. Правописание гласных в суффиксах глаголов (окончание) (§ 98) 270
Урок 191. Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» 272
Урок 192. Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» (окончание) 273
Уроки 193-194. Контрольный диктант и его анализ 274
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (8 ч + 2 ч Ц 275

Предлагаемое пособие содержит методические разработки уроков русского языка в 6 классе по всем разделам и темам курса и соответствует структуре учебника, входящего в переработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования образовательную линию УМК Т. А. Ладыжен¬ской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Уроки разработаны в соответствии с современными требованиями оптимизации образования на основе личностно ориентированного, компетентностного, развивающего и системно-деятельностного подходов.
В разработках уроков максимально используются материалы учебника, что позволяет сформировать устойчивый навык работы с книгой в разных формах: чтение, анализ, переработка материала в форму плана, таблицы, алгоритма, поиск необходимой информации, «расшифровка» схем, перевод визуальной информации в текстовую и пр. При этом учителю предлагается обратить внимание на имеющиеся в учебнике неточности, которые по его усмотрению могут быть использованы в учебном процессе как материал для развития аналитических способностей учащихся.